Решение Калининградского областного суда от 10 декабря 2021 г. N 3а-260/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "И." об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 в части, установил:
ООО "И." обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого помещения в здании N общей площадью 9423,3 кв. м. Общая площадь нежилых помещений, принадлежащих обществу, составляет 3587,8 кв. м., которых 2373 кв. м. заняты под складские помещения, в том числе подвальное помещение площадью 894,2 кв. м., 688,7 кв. м. торговые площади, не используемые с целью получения коммерческой прибыли 526,1 кв. м. Объект расположен на земельном участке N по адресу: <адрес>. Нежилое помещение N включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - Перечни) на 2020, 2021 годы Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177 соответственно. Нежилое помещение N не обладает признаками, позволяющими отнести его к категории объектов недвижимого имущества, подлежащим включению в Перечень. Под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания в нем фактически используется менее 20% площади. Полагает, что включение нежилого помещения N в Перечни необоснованно, поскольку произведено в нарушение Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения", поскольку обследование помещения до издания оспариваемых нормативных актов не проводилось. Административный истец обращался в комиссию при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об исключении нежилого помещения N из Перечня на 2020, 2021 г.г., в чем ему было отказано. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующими пункт N 7678 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; пункт N 847 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177.
В судебном заседании представитель административного истца С.М.Р. заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Выразила несогласие с актом обследования нежилого помещения от 3 августа 2021 года, указав на то, что в нем неверно отражено фактическое использование некоторых нежилых помещений. В обоснование своей позиции сослалась на представленное ей заключение специалиста N 288/С от 19 ноября 2021 года, показания свидетелей ФИО20, ФИО21
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала и пояснила, что при решении вопроса о включении нежилого помещения N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2021 годы Министерство исходило из назначения здания "Р.", в котором расположен спорный объект. Обследование с целью установления фактического использования было проведено в августе 2021 года в связи с заявлением ООО "И.".
Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, об отложении дела слушанием ходатайство не заявило.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "И." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2).
Судом установлено, что ООО "И." является собственником нежилого помещения N, имеющего адрес: <адрес>, пом. III, площадью 3587,8 кв. м. Указанный объект представляет собой несколько обособленных помещений, расположенных на различных этажах здания "Рембыттехника" (N). Нежилое помещение N, согласно выписке из ЕГРН, имеет назначение - нежилое, наименование - нежилые помещения (Литер "III" из литера "А"). Нежилое помещение N включено под пунктом N 7678 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, и под пунктом N 847 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177.
ООО "И." обратилось в комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении объекта недвижимого имущества N из Перечня на 2020-2021 г.г. Согласно заявлению, торговые площади занимают 688,7 кв. м., что составляет 19,2% от общей площади объекта. На заседании комиссии, состоявшемся 15 июля 2021 года, принято решение провести обследование объекта в целях определения его фактического использования.
Как следует из акта обследования о фактическом использовании здания от 3 августа 2021 года, проведенного Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, площади помещений подвала используются для размещения: пом. N 12а (11,1 кв. м), вспомогательное; часть пом. N 11 техническое, используется как склад; ООО "Т." (торговая компания), пом. N 8, площадь 88, 3 кв. м. - под склад; ООО "П.", в соответствии с договором аренды N 21-02 от 01.01.2021 помещения общей площадью 710 кв. м: пом. N 9 (255,6 кв. м), 9а (75 кв. м), 10 (138,3 кв. м), 10а (34,6 кв. м), 11а (34,7 кв. м), часть пом. N 11, общей площадью ориентировочно 670,2 кв. м - склад выдачи товара, с рабочими местами, пом. N 13 (39,8 кв. м) используется как склад. Площади помещений первого этажа используются для размещения: ООО "Р.", помещения N 31 (4,5 кв. м), 32 (5,8 кв. м), 35 (4,1 кв. м), 36 (3,9 кв. м), 37 (5,6 кв. м), 38 (30,4 кв. м), 38а (5,7 кв. м), общей площадью 60 кв. м - магазин косметики и парфюмерии; ООО "И.", пом. N 21б (6,3 кв. м), 20б (9,5 кв. м), общей площадью 15,8 кв. м. - не используются; ООО "В.", пом. N 5 (56,9 кв. м), 5а (55,3 кв. м), 6а (8,5 кв. м), 7 (11,8 кв. м), 7а (1,1 кв. м), общей площадью 133,6 кв. м. - размещены стеллажи с демонстрацией товаров (пром. товары, хоз. товары), рабочее место; ИП ФИО6, пом. N 6 (37 кв. м) - магазин; ИП ФИО7, часть пом. N 9, ориентировочной площадью 62,5 кв. м. - используется как магазин; ИП ФИО8, пом. N 9 (часть), в соответствии с договором аренды N 21-07а от 01.01.2021 площадь 17 кв. м. - используется как торговый объект, продажа окон и дверей; ООО "Па.", пом. N 9 (часть, перепланировка, фактически два помещения), в соответствии с договором аренды N 21-27 от 01.06.2021 площадь 66,1 кв. м. для складирования; ООО "Д.", пом. N 14 (5,2 кв. м.), 14а (2,2 кв. м.), 15 (23 кв. м.), 15а (5,8 кв. м.), 17 (48,3 кв. м.), 18 (82 кв. м.), 18а (2,6 кв. м.), 19 (104,8 кв. м.), общей площадью 273,9 кв. м. (торговая площадь 237,7 кв. м.) - магазин "Т."; ИП ФИО9, пом. N 20 (38,4 кв. м.) - магазин бытовой химии, косметики; ИП ФИО10, пом. N 21а (4,9 кв. м.) - ювелирная мастерская (ремонт и изготовление); ООО "И.", пом. N 24 (39 кв. м.), 25 (6,3 кв. м.), 26 (3,7 кв. м., санузел), 27а (1,6 кв. м., санузел), общей площадью 50,6 кв. м не используются, вход с улицы; ИП ФИО11, помещения N 30 (45,4 кв. м., торговый зал), 30а (9,7 кв. м., склад магазина), 33а (10,6 кв. м., склад магазина), общей площадью 65,70 кв. м. - магазин "В.", вход с улицы. Площади помещений второго этажа используются для размещения: ООО "И.", пом. N 17, 16, 15, 15а, 14, 55, 13, 18, 19, 20, 11, 12, 9, 10, общей площадью 137,3 кв. м. - размещение сотрудников для собственных нужд; ИП ФИО12, пом. N 22 (37 кв. м.), 22а (26,7 кв. м.), 28а (52,1 кв. м.), 27 (2,5 кв. м.), 26 (1,4 кв. м.), общей площадью - 119,7 кв. м. - размещение мебели; ИП ФИО13, пом. Nа (16,7 кв. м.), часть пом. N, общей площадью 60 кв. м. ритуальные услуги, памятники, благоустройство (офис 220); ИП ФИО14, часть пом. N 28, площадью 59,5 кв. м. (по договору аренды N 21-23а от 01.01.2021) - используется как склад; ООО "Т.", часть пом. N 28 (по договору аренды N 21-24 от 01.01.2021 площадью 27 кв. м.) - как склад; КРОООТСК "С.", пом. N 29а (73,8 кв. м.), 5 (26,3 кв. м.), общей площадью 100,1 кв. м. - детская танцевальная студия; ИП ФИО15, пом. N 29 (65,4 кв. м.) - размещены, в том числе, рабочее место, мебель, образцы кухни (в соответствии с передаточным актом от 01.01.2021 к договору аренды N 21-17 от 01.01.2021 - "под офис"); ООО "С.", пом. N 31 (17,8 кв. м.); ООО "И.", пом. N 34а (13,3 кв. м.); ИП ФИО16 пом. N 46 (35,4 кв. м., торговый зал), 47 (12,3 кв. м., склад магазина), общей площадью 47,7 кв. м. - магазин "А." (белье, колготки, трикотаж); ФИО1 региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, пом. N 2 (95,8 кв. м.), 3 (26,8 кв. м.), 3а (7,2 кв. м.), общей площадью 129,8 кв. м. - для творческой деятельности под репетиционный зал, раздевалку/гримерную; ООО "И.", часть пом. N 4 (215), ориентировочной площадью 40 кв. м. - не используется; пом. N 4 (часть) ориентировочной площадью 29 кв. м. - используется как склад; пом. N 4 (часть) ориентировочной площадью 38,7 кв. м. - используется как склад; ИП ФИО17, пом. N 6 (16 кв. м.), 6а (12,2 кв. м.), 7а (6,4 кв. м.), 9а (8,5 кв. м.), общей площадью 43,1 кв. м. - используются как склад; ИП ФИО18, пом. N 51 (10,6 кв. м.), 52 (7 кв. м.), 53 (8,2 кв. м.) общей площадью 25,8 кв. м. - размещено рабочее место, склад; ООО "И.", пом. N 54 (9,2 кв. м.) - используется как служебное (лифтерная). Площади помещений четвертого этажа используются для размещения: пом. N 30а (9,6 кв. м.), 31а (10,6 кв. м.), 32а (5,1 кв. м.), 33а (5,6 кв. м) общей площадью - 30,9 кв. м. - доступ не предоставлен; Т. д., пом. N 19 (24,7 кв. м.), 19а (34,4 кв. м.), 17а (22,5 кв. м.), 21 (22,1 кв. м.), 28 (2,6 кв. м.), 31 (3,4 кв. м.), общей площадью - 109,7 кв. м. - продажа парфюмерии и косметики; ООО "Т." (торговая компания): пом. N 10а (42,2 кв. м.), 14а (11,5 кв. м.), общей площадью 53,7 кв. м. - для размещения сотрудников; пом. N 8 (51,6 кв. м.) - под склад с рабочим местом. Площади помещений пятого этажа используются для размещения: ИП ФИО24, пом. N 30 (35,1 кв. м.), 31 (10 кв. м.), 32 (5,1 кв. м.), общей площадью 50,20 кв. м. - помещение для репетиций музыкального коллектива, хранения музыкальных инструментов; ООО "Т. д.", пом. N 29, (16,1 кв. м.) - серверная; пом. N 28 (16,9 кв. м.) - не используется; ИП Г., пом. N 25 (16,2 кв. м.), 26 (17,5 кв. м.), 27 (17,5 кв. м.), общей площадью 51,2 кв. м. - ювелирное производство; ООО "ТД П." (торговая компания), пом. N 21 (28,9 кв. м.) - офис; ООО "И.", пом. N 23 (13 кв. м.) - используется как архив; ИП ФИО23, пом. N 20 (14,7 кв. м.), 22 (23,4 кв. м.), общая площадь 38,1 кв. м. - сервисный центр спутниковое телевидение; ООО "И.", часть пом. N 17, ориентировочной площадью 164,6 кв. м. - размещены б/у холодильники, стиральные машины. Через пом. N 17 осуществляется вход в пом. N 15 (11,5 кв. м), 16 (15,8 кв. м.), вход в данные помещения заставлен; часть пом. N 17 - не используется; ООО "Б.А.", часть пом. N 17 (42 кв. м. согласно договора аренды N 21-25 от 01.01.2021) - производство и складирование полиграфической и упаковочной продукции; ООО "М.", пом. N 14 (5,4 кв. м.), 12 (161,1 кв. м.), 13 (8,1 кв. м.), общей площадью 174,6 кв. м. - размещены электротовары, рабочее место. На момент обследования площади помещений не используются в целях размещения объектов общественного питания. В целях размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания используется 976,2 кв. м. (60 + 65,4 + 30,9 + 53,7 + 28,9 + 38,1 + 60 + 37 + 62,5 + 17 + 237,7 + 38,4 + 45,4 + 35,4 + 109,7 + 51,2 + 4,9), что составляет 27% от общей площади Объекта.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО20 пояснил, что является индивидуальным предпринимателем, занимается изготовлением и ремонтом ювелирных изделий из янтаря, с 2018 года арендует помещение в здании "Р." у ООО "И." площадью около 40 кв. м. С 2020 года он использует данное помещение в качестве складского. На момент обследования помещения в августе 2021 года в нем работала практикантка по собственной инициативе.
Будучи допрошен, свидетель ФИО21 пояснил, что является работником ООО "И.". Помещения N 30а, 31а, 32а, 33а, расположенные на четвертом этаже, с 2019 года они заперты и не используются, фактически сейчас они представляются собой два помещения.
Согласно заключению специалиста ООО "К." от 19 ноября 2021 года N 288/С, характеристики помещений, отраженные в акте обследования от 3 августа 2021 года, не соответствуют фактическому использованию, выявленному на дату обследования 15 ноября 2021 года.
Анализируя материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
До издания спорных нормативных актов обследование здания не проводилось.
Объект недвижимого имущества N был включен в Перечень на 2020-2021 г.г. по признаку фактического использования более 20% его площади в целях размещения торговых объектов, что следует из протоколов заседания комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда N 10 от 15 июля 2021 года, N 12 от 25 августа 2021 года.
Согласно данным технического учета, помещения с наименованием "торговое", входящие в состав объекта N, составляют менее 20% площади (541 кв. м.).
Административным ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих использование не менее 20% площади здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ) либо для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ). Таковым доказательством не может быть признан акт обследования от 3 августа 2021 года, поскольку он не отражает положения дел, существовавшего на момент вынесения оспариваемых нормативных актов.
Следовательно, ни вид разрешенного использования земельного участка N на котором расположено здание "Р.", - "под существующие здания, сооружения", ни фактическое использование помещения N, ни его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Одного лишь наименования здания N - "нежилое здание, бытового обслуживания", вопреки доводам административного ответчика, без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади помещения, не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру (комплексу). Согласно технической документации на объект КН, он более чем на 80% состоит из помещений, имеющих назначение: "кабинет", "служебное", "складское" и т.д., не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за налоговые периоды 2020-2021 г.г. и признание оспариваемых норм с момента вынесения вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные требования ООО "И." удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- пункт N 7678 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204;
- пункт N 847 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 10 декабря 2021 г. N 3а-260/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании