Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Республики Коми
от 26 октября 2022 г. N 527
(приложение N 1)
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Коми
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и определяет механизм установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Республики Коми требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Порядок оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Коми, содержащих обязательные требования, определен постановлением Правительства Республики Коми от 18 марта 2016 г. N 136 "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Коми, оценке фактического воздействия и экспертизе нормативных правовых актов Республики Коми, признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Коми" (далее - постановление N 136).
2. Установление обязательных требований осуществляется путем принятия нормативных правовых актов Республики Коми или внесения изменений в нормативные правовые акты Республики Коми.
3. Разработка нормативных правовых актов Республики Коми, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и оценка применения обязательных требований осуществляется органами исполнительной власти Республики Коми, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, оценку соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по установлению обязательных требований (далее - уполномоченные органы), с учетом принципов, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и в соответствии с настоящим Порядком.
II. Порядок установления обязательных требований
4. В нормативных правовых актах Республики Коми, содержащих обязательные требования, должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
б) лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
5) уполномоченные органы, определенные Правительством Республики Коми.
5. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований Республики Коми, содержащий перечень обязательных требований, информацию о содержащих их нормативных правовых актах Республики Коми, сроке их действия. Порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований Республики Коми устанавливается Правительством Республики Коми.
6. Нормативным правовым актом Республики Коми, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
По результатам оценки применения обязательных требований уполномоченным органом может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом Республики Коми, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
7. Положения пункта 6 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Республики Коми, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает Республика Коми.
8. Уполномоченные органы при разработке проекта нормативного правового акта Республики Коми, устанавливающего обязательные требования, проводят оценку регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
9. Положения нормативных правовых актов Республики Коми, содержащих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября года установления данных обязательных требований, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Республики Коми.
Положения нормативных правовых актов Республики Коми, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты Республики Коми, содержащие обязательные требования, могут вступать в силу в иные, чем указано в абзаце первом настоящего пункта, сроки, установленные Законом Республики Коми "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию", если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
10. Положения абзаца первого пункта 9 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Республики Коми, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на территории Республики Коми, а также нормативных правовых актов Республики Коми, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
11. При установлении и оценке применения обязательных требований в соответствии с разделами II и III настоящего Порядка такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
12. Уполномоченные органы в отношении принятых ими нормативных правовых актов Республики Коми, содержащих обязательные требования, а также в случае наделения их полномочиями по даче разъяснений в отношении разработанных ими нормативных правовых актов Республики Коми, дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
13. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.
14. Уполномоченные органы обеспечивают информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях должностных лиц уполномоченных органов, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
15. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Коми разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах Республики Коми большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Коми равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
16. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта Республики Коми, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Республики Коми, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Республики Коми, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Республики Коми, не подлежат применению на территории Республики Коми со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Республики Коми, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Республики Коми не было установлено иным нормативным правовым актом Республики Коми.
III. Порядок оценки применения обязательных требований
17. Целями оценки применения обязательных требований являются комплексная оценка системы обязательных требований, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
18. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченным органом в соответствии с ежегодно формируемым им перечнем нормативных правовых актов Республики Коми, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - Перечень).
19. Нормативные правовые акты Республики Коми, в которых содержатся обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проект Перечня на очередной календарный год, предшествующий году проведения оценки применения обязательных требований (далее - очередной год), за 3 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты Республики Коми, в которых содержатся обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект Перечня на очередной год за 2 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты Республики Коми, в которых содержатся обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проект Перечня на очередной год за 1 год до окончания срока их действия.
Перечень на очередной год не утверждается при отсутствии обязательных требований, подлежащих оценке в очередном году.
20. Проект Перечня в форме проекта приказа уполномоченного органа не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, размещается в государственной информационной системе Республики Коми "Интернет-портал для общественного обсуждения нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов" pravo.rkomi.ru (далее - единый ресурс) с одновременным извещением контролируемых лиц, органов и организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, а также заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми.
Извещение лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется посредством размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) информационного сообщения, содержащего срок общественного обсуждения проекта Перечня.
Срок общественного обсуждения проекта Перечня составляет 20 рабочих дней со дня его размещения на едином ресурсе.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения проекта Перечня рассматривает все предложения, поступившие по проекту Перечня, составляет свод поступивших предложений и размещает его на своем официальном сайте, дорабатывает (при необходимости) проект Перечня с учетом поступивших предложений.
Проект Перечня утверждается приказом уполномоченного органа и подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа до 31 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований.
21. Уполномоченный орган согласно утвержденному им Перечню проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 17 настоящего Порядка, и готовит проект доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад) в срок, указанный в пункте 29 настоящего Порядка.
22. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
1) результаты проводимого уполномоченным органом мониторинга в установленной нормативным правовым актом Республики Коми, содержащим обязательные требования, сфере деятельности;
2) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
4) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
5) иные сведения, которые позволяют объективно оценить результаты применения обязательных требований.
23. В проект доклада включаются:
1) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований;
2) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в проекте доклада нормативного правового акта Республики Коми;
3) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках проекта доклада нормативному правовому акту Республики Коми.
24. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований должна включать следующие сведения:
1) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в проекте доклада нормативного правового акта Республики Коми (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков);
2) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
3) перечень нормативных правовых актов Республики Коми и содержащихся в них обязательных требований, реквизиты и источники официального опубликования этих нормативных правовых актов;
4) сведения о внесенных в нормативные правовые акты Республики Коми изменениях (при наличии);
5) сведения о полномочиях уполномоченного органа на установление соответствующих требований;
6) период действия нормативных правовых актов Республики Коми и их отдельных положений (при наличии);
7) общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлена система обязательных требований;
8) сведения об основных группах контролируемых лиц, иных заинтересованных лицах, включая органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких лиц.
25. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта Республики Коми должны содержать следующую информацию о системе обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, в том числе:
1) соблюдение установленных Федеральным законом N 247-ФЗ принципов установления и оценки применения обязательных требований;
2) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
3) информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
4) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативными правовыми актами Республики Коми, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий;
5) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
6) количество и анализ содержания обращений контролируемых лиц в уполномоченный орган, связанных с применением обязательных требований;
7) количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов Республики Коми, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснений обязательных требований;
8) анализ социально-экономических последствий реализации установленных обязательных требований;
9) иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
26. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту Республики Коми, содержащему обязательные требования, должны содержать один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) без внесения изменений в нормативный правовой акт Республики Коми;
2) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Республики Коми (с описанием предложений);
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости признания утратившим силу нормативного правового акта Республики Коми, его отдельных положений, содержащих обязательные требования.
27. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Республики Коми формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
2) несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам Республики Коми и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
3) недостижение целей введения обязательных требований;
4) наличие в различных нормативных правовых актах Республики Коми (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте Республики Коми противоречащих друг другу обязательных требований;
5) наличие в нормативных правовых актах Республики Коми неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской и иной экономической деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
28. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости отмены (признании утратившим силу) нормативного правового акта Республики Коми, содержащего обязательные требования, его отдельных положений, может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 27 настоящего Порядка, а также хотя бы одного из следующих случаев:
1) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном нормативном правовом акте Республики Коми;
2) утрата уполномоченным органом предусмотренных в соответствии с действующим законодательством полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
29. Уполномоченный орган до 1 июня года, в котором проводится оценка применения обязательных требований, направляет доклад, подписанный руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в коллегиальный орган, созданный решением Правительства Республики Коми, наделенный функцией по рассмотрению докладов (далее - коллегиальный орган) для его рассмотрения и одновременно размещает его на официальном сайте уполномоченного органа.
30. Коллегиальный орган рассматривает доклад в течение 30 рабочих дней со дня его поступления, подготавливает заключение о результатах рассмотрения доклада (далее - заключение) и направляет его в уполномоченный орган.
31. Заключение содержит позицию коллегиального органа о достижении или недостижении заявленных целей введения обязательных требований, о полноте осуществленного уполномоченным органом анализа системы обязательных требований, о согласии либо несогласии с выводами и предложениями уполномоченного органа по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, в том числе с выводами о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований), а также о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
32. На основании содержащихся в докладе выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, заключения коллегиального органа в отношении каждого представленного в докладе нормативного правового акта Республики Коми в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения уполномоченным органом принимается одно из следующих решений:
1) о возможности продления срока действия нормативного правового акта Республики Коми, содержащего обязательные требования, его отдельных положений, в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт Республики Коми или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт Республики Коми, либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Республики Коми, его отдельных положений;
2) о необходимости проведения на основании представленной в заключении позиции коллегиального органа в отношении нормативного правового акта Республики Коми, содержащего обязательные требования, оценки фактического воздействия нормативного правового акта Республики Коми в порядке, установленном постановлением N 136.
33. В случае принятия уполномоченным органом решения, указанного в подпункте 1 пункта 32 настоящего Порядка, исполнение решения осуществляется в 3-месячный срок со дня его принятия путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт Республики Коми либо его отмены (признания утратившим силу) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми.
34. В случае принятия уполномоченным органом решения, указанного в подпункте 2 пункта 32 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок до 1 декабря года, в котором проводилась оценка применения обязательных требований, направляет в уполномоченный Правительством Республики Коми на проведение оценки фактического воздействия орган исполнительной власти Республики Коми предложение о включении таких нормативных правовых актов Республики Коми в план проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Коми на следующий год и проведении оценки фактического воздействия в порядке, предусмотренном постановлением N 136.
К нормативному правовому акту Республики Коми, указанному в абзаце первом настоящего пункта, уполномоченный орган прилагает заключение коллегиального органа, доклад и иные подтверждающие необходимость проведения оценки фактического воздействия материалы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.