О рассмотрении обращения см. письмо Банка России от 25 ноября 2022 г. N 59-8-2/53103
Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросу применения Федерального закона от 3 апреля 2020 года N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон N 106-ФЗ), а также Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ).
В связи с внесением Федеральным законом от 20 октября 2022 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) изменений в Закон N 106-ФЗ, в т.ч. путем включения в него статьи 7.3 1, возникли следующие вопросы, требующие оперативного разрешения.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 7.3 Закона N 106-ФЗ одним из условий обращения заемщика к кредитору с требованием об установлении льготного периода, является факт призыва единственного участника общества с ограниченной ответственностью, являющегося заемщиком, на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Верно ли понимание того, что к указанной категории заемщиков относятся только заемщики, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (т.е. военнослужащие, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона N 377-ФЗ, не относятся к данной категории заемщиков)?
2. В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Закона N 106-ФЗ срок льготного периода рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 90 дней, и продлевается на период нахождения участника общества в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в период военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а в случае признания участника общества безвестно отсутствующим - также на период до отмены решения суда о признании участника общества безвестно отсутствующим либо до объявления участника общества судом умершим.
При предоставлении "кредитных каникул" кредитору необходимо понимать, на какой срок изменяются условия кредитного обязательства/ в течение какого периода времени он не может воспользоваться предоставленными ему законодательством правами. Поскольку кредитор не имеет возможности определить момент окончания действия "кредитных каникул", возникает вопрос, каким образом при установлении льготного периода он должен определить момент его окончания (ставится "открытая дата" или определяется минимальный срок (какой именно?) с возможностью продления?).
Аналогичный вопрос возникает по установлению льготного периода в рамках Закона N 377-ФЗ.
3. Согласно пункту 4 статьи 7.3 Закон N 106-ФЗ заемщик при представлении требования, указанного в части 1 данной статьи, вправе приложить документы, подтверждающие факт мобилизации участника общества. В случае, если заемщик не представил указанные документы, кредитор после предоставления льготного периода вправе потребовать представление таких документов у заемщика. В случае получения такого требования от кредитора заемщик обязан представить указанные документы не позднее окончания льготного периода.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 377-ФЗ военнослужащий при представлении требования об изменении условий кредитного договора, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации его участие в специальной военной операции.
В связи с этим возникает вопрос, правильно ли понимание того, что для целей предоставления льготного периода мобилизованному индивидуальному предпринимателю (в рамках Закона N 377-ФЗ) и для целей предоставления льготного периода обществу с ограниченной ответственностью, в котором мобилизован единственный участник (в рамках Закона N 406-ФЗ), должны предоставляться разные подтверждающие документы?
Также в дополнение к ранее направленным вопросам 2 по применению Закона N 377-ФЗ требуют рассмотрения следующие вопросы:
1. Имеют ли право члены семьи военнослужащих, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 Закона N 377-ФЗ, требовать предоставления льготного периода по кредитным договорам, заключенным ими (соответствующими членами семьи) в предпринимательских целях;
2. Как следует из части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, положения данной статьи, статей 1-3 Закона N 377-ФЗ и законодательных актов, измененных Законом N 377-ФЗ, распространяются на лиц, проходящих службу в управлениях (отделах, службах, отрядах) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (в пограничных органах) на территории Российской Федерации, обеспечивающих проведение специальной военной операции, и членов их семей, определенных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона N 377-ФЗ.
Частью 1 статьи 1 Закона N 377-ФЗ определяются моменты заключения кредитных договоров, имеющие значение для возможности признания лица заемщиком в целях применения Закона N 377-ФЗ. Однако в отношении лиц, проходящих вышеуказанную службу в пограничных органах, момент заключения ими кредитных договоров не определен.
В связи с этим возникает вопрос, до какой даты должен быть заключен кредитный договор с соответствующим лицом, проходящим службу в пограничных органах, в целях признания его и/или членов его семьи заемщиком (-ами) согласно требованиям Закона N 377-ФЗ?
В связи с изложенным просим высказать позицию Банка России по вышеуказанным вопросам применения Федерального закона от 3 апреля 2020 года N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество со Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по вопросам применения действующего законодательства.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
------------------------------
1Статья 5 Закона N 406-ФЗ.
2Письмо АРБ от 24 октября 2022 года N А-02/5-479.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 октября 2022 г. N А-02/5-484 "О применении Федерального закона от 03.04.2020 г N 106-ФЗ и Федерального закона от 07.10.2022 г. N 377-ФЗ"
Опубликование:
-