Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 26 октября 2022 года N 567-п
Прогноз
социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года
Прогноз социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - прогноз) разработан на основе подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, тенденций развития Омской области за предшествующие годы и фактически складывающейся ситуации в текущем году, данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области.
Показатели прогноза рассчитаны с учетом необходимости выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, концепциями и планами мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы Омской области.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Омской области
Социально-экономическое развитие Омской области в 2017 - 2021 годах характеризовалось положительной динамикой основных макроэкономических показателей. В начале пятилетнего периода отмечена устойчивая тенденция роста региональной экономики после спада, вызванного мировым экономическим кризисом. Положительная динамика развития промышленного производства, устойчивый потребительский спрос обеспечили ежегодный прирост валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в течение 2017 - 2019 годов на уровне 1,1%. В 2020 году введенные на территории Российской Федерации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ограничительные меры оказали негативное влияние на развитие экономики Омской области, в результате чего объем ВРП сократился на 0,7% к уровню 2019 года.
Основой региональной экономики являются обрабатывающие производства (более 30% в общем объеме ВРП), оптовая и розничная торговля (10,3%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (10,6%), сельское хозяйство (8,3%), транспортировка и хранение (7%).
На территории Омской области сконцентрировано значительное число предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино и приборостроения. К ним относятся один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, предприятия - производители каучука, фенола, технического углерода и шинной продукции, организации, выпускающие мясную, молочную и алкогольную продукцию, а также производители техники и оборудования военного и двойного назначения.
По объему отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг в сфере обрабатывающих производств Омская область в 2021 году заняла 21 место среди субъектов Российской Федерации.
В 2017 - 2021 годах индекс производства в обрабатывающих отраслях составлял в среднем 101,3% к уровню предыдущего года.
Промышленный вектор региональной экономики во многом оказывает влияние на научно-техническое развитие Омской области, три четверти используемых передовых производственных технологий применяются в обрабатывающих отраслях промышленности.
Региональная инновационная инфраструктура представлена бизнес-инкубаторами и технопарками, создаваемыми преимущественно на базе организаций высшего образования, но открытых и для внешних резидентов. К ним относятся Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского", студенческий инновационный бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина", а также Деловой центр "Фабрика бизнеса" и ПолиТехноПарк, действующие на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет".
Омская область является одним из крупнейших в Сибири производителей сельскохозяйственной продукции. Ежегодно в регионе производится около 200 тыс. тонн мяса и более 600 тыс. тонн молока, что соответствует 4 месту среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) по объему производства данных видов продукции. За последние 5 лет среднегодовое производство зерна составляет 3,1 млн. тонн (3 место среди субъектов СФО). Уровень самообеспечения Омской области по большинству основных видов сельскохозяйственной продукции превышает 100%, что позволяет производителям поставлять выпускаемую на территории региона продукцию в большинство субъектов Российской Федерации и за рубеж.
В 2021 году объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 4,5% к уровню 2016 года, что в основном обусловлено ростом объемов производства продукции растениеводства - на 23,4% к уровню 2016 года. При этом объемы производства продукции животноводства сократились на 14,4%.
На протяжении ряда лет в Омской области отмечается значительная положительная динамика инвестиционной активности организаций. В 2017 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 3,5% к уровню предыдущего года, в 2018 году - на 12,8%, в 2019 году - на 30,7%, в 2020 году - на 8,2%.
В 2021 году объем инвестиций в основной капитал Омской области составил 188,7 млрд, рублей, или 89,4% к уровню предыдущего года, что обусловлено эффектом "высокой базы" прошлых лет.
В рамках трехлетнего цикла с 2019 по 2021 год Омская область находилась на 2 месте в СФО по темпам роста инвестиций в экономику региона (на 14-15 месте в Российской Федерации).
За период 2017 - 2021 годов введено в эксплуатацию около 2,7 млн. кв. м общей площади жилых помещений. Развитию жилищной сферы, повышению доступности жилья способствовало предоставление социальных выплат молодым семьям, жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, снижение процентной ставки по жилищным (ипотечным) кредитам.
В 2021 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 11,7% к уровню 2016 года.
С 2017 по 2021 год в Омской области расширили свое присутствие международные, межрегиональные и местные торговые сети. Продолжилось развитие сетевых предприятий общественного питания: пиццерии "Кантанелло", предприятий быстрого питания KFC, Burger King и других. На региональный потребительский рынок вошли новые торговые компании, а также увеличилось количество объектов действующих организаций торговли (торговые сети "Магнит" и "Пятерочка", сеть дискаунтеров "Светофор", сеть магазинов Fix Price, EUROSPAR, "Красное и белое", "Заходи", "Галамарт", "Фасоль", "Ситилинк", Wildberries) и общественного питания (в том числе сети кафе-столовых "Ланч-Тайм", Coffee Anytime, "Шаурмастер").
Фонд заработной платы работников по Омской области в 2021 году составил 246,5 млрд, рублей и увеличился на 50,2 млрд, рублей к уровню 2016 года (на 34,8%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за период с 2017 по 2021 год выросла в 1,4 раза и составила 41,2 тыс. рублей.
Повышение уровня оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений обеспечено в ходе реализации на территории Омской области Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в 2021 году составила 33,2 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных организаций - 29,2 тыс. рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, - 34.7 тыс. рублей, врачей - 66,5 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - 33,1 тыс. рублей, младшего медицинского персонала 29.8 тыс. рублей, социальных работников - 30,1 тыс. рублей, работников организаций культуры - 31,4 тыс. рублей.
В 2021 году под влиянием демографических процессов (старение экономически активной части населения, миграционный отток населения трудоспособного возраста) численность рабочей силы снизилась по сравнению с 2017 годом на 30,3 тыс. человек и составила 1003,3 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы в среднем за год составил 2,4% от численности экономически активного населения. На динамике показателей безработицы отразились принятые меры, направленные на обеспечение дополнительной поддержки незанятого населения в 2021 году.
Демографическая ситуация на протяжении 2017 - 2021 годов характеризовалась естественной убылью населения, связанной со снижением показателей рождаемости. В указанный период отмечается снижение численности женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) с сокращением численности женщин наиболее активного детородного возраста 20 - 29 лет, так как в эту возрастную группу вступают малочисленные поколения, рожденные в начале 1990-х годов. Негативным фактором, оказывающим влияние на численность населения Омской области, также являлся миграционный отток. Среднегодовая численность постоянного населения в 2021 году уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 74,8 тыс. человек и составила 1891,6 тыс. человек.
2. Условия социально-экономического развития Омской области, оценка факторов и ограничений экономического роста на долгосрочный период
Региональная экономика обладает значительным потенциалом для экономического роста, обусловленным выгодным географическим расположением в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров, высокой степенью развития обрабатывающих производств и сельского хозяйства, наличием научно-образовательного комплекса, позволяющего осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.
Основными точками роста в долгосрочной перспективе будут являться развитие приоритетных отраслей экономики Омской области, завершение реализации крупных инвестиционных проектов по созданию современных производственных комплексов, технологической, технической и организационной модернизации производительных сил, транспортной и энергетической инфраструктуры. Одновременно с этим будет происходить значительное улучшение качественных параметров социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.
К факторам, ограничивающим экономическое развитие региона, относятся высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, удаленность от крупных рынков сбыта, дефицит квалифицированных кадров, снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации.
На рынок труда в перспективе будет оказывать влияние демографическая ситуация. В настоящее время она складывается в рамках общероссийских и общемировых тенденций, среди которых структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста, рожденных в 1990-е годы, а также демографическое старение населения.
Уровень социально-экономического развития Омской области в долгосрочном периоде будет зависеть от степени реализации конкурентных преимуществ региональной экономики в ключевых отраслях промышленности и сельском хозяйстве, интенсивности инновационного обновления производств и динамики производительности труда, степени вовлечения омских товаропроизводителей в мировые товарные цепочки, модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры. Определяющее значение также будут иметь уровень развития и эффективность государственных институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, интенсивность повышения качества человеческого капитала. Кроме того, на развитие региональной экономики и социальной сферы окажут влияние внешние факторы, складывающиеся в результате усиления геополитической напряженности, введения санкций со стороны недружественных стран, изменения конъюнктуры российской и мировой экономик, а также качество институциональной среды в Российской Федерации в целом.
В зависимости от степени влияния вышеперечисленных факторов определены два варианта социально-экономического развития Омской области в долгосрочной перспективе.
Первый вариант прогноза исходит из консервативной оценки перспектив социально-экономического развития и сохранения существующих трендов. Предполагается, что действующие ограничения продолжат оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу региона, развитие институциональной среды будет носить инерционный характер, при этом потенциал экономического роста не будет реализован в полной мере. В результате модель экономики не претерпит существенных изменений.
Второй вариант предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области в результате снижения влияния ограничивающих факторов либо полного их исчерпания. Одновременно с этим предусматривается использование всех конкурентных преимуществ региона, полномасштабная модернизация экономики, проведение активной государственной политики, направленной на совершенствование существующих и формирование новых институтов развития. Это обеспечит переход экономики в качественно новое состояние, характеризующееся высокой долей высокотехнологичных и инновационных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Созданная платформа, в свою очередь, позволит значительно улучшить параметры социального развития.
3. Направления и характеристики социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года
В 2022 году ВРП по оценке составит 901,6 млрд, рублей, или 86% к уровню 2021 года. В 2036 году ВРП увеличится до 2008,7 - 2418.5 млрд, рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно (прирост в среднем на 1,8 - 3,1% в год в прогнозируемом периоде).
Значения основных показателей социально-экономического развития Омской области до 2036 года приведены в приложении N 1 к прогнозу.
Индекс промышленного производства в 2022 году по оценке составит 101,8% к уровню 2021 года за счет увеличения в обрабатывающем секторе (на 2%), в прогнозируемом периоде ожидается прирост в среднем на 1,5 - 3,1% в год по вариантам прогноза соответственно.
Перспективы отрасли нефтепереработки связаны с реализацией программы модернизации акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", которая позволит повысить эффективность переработки нефти и увеличить выпуск средних дистиллятов, различных видов моторного топлива и кокса.
Достижение прогнозных значений в химическом производстве ожидается за счет развития производств эпоксидных смол, изопропилбензола, бисфенола А предприятиями акционерного общества "Группа компаний "Титан", организации производства отечественных импортозамещающих катализаторов для нефтепереработки, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - в результате увеличения объемов производства шинной продукции акционерным обществом "Омскшина" и акционерным обществом "Кордиант-Восток". Увеличение выпуска продукции предприятиями машиностроительного комплекса будет обеспечиваться за счет организации выпуска ракет-носителей семейства "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей в "Производственном объединении "Полет" - филиале акционерного общества "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", а также иной продукции специального назначения, телерадиовещательного и медицинского оборудования, микроэлектронных систем, импортозамещающих изделий для российской авиационной и ракетной техники, инженерных машин, телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи.
Развитие научно-технического потенциала Омской области прогнозируется в русле усиливающихся глобальных и национальных тенденций индустриализации и технологизации экономики. Предусматривается внедрение новых наукоемких технологий, повышение удельного веса инновационной продукции. Продолжится расширение взаимодействия предприятий и научных, образовательных организаций, создание технопарков на территории Омской области и привлечение предприятий к участию в федеральных проектах.
Развитию промышленного комплекса будут способствовать модернизация и бесперебойное функционирование энергетической инфраструктуры на территории Омской области.
Объемы производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в прогнозируемом периоде будут расти в среднем на 0,1 - 0,4% в год по вариантам прогноза соответственно.
Деятельность организаций, относящихся к виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", в долгосрочной перспективе будет характеризоваться положительной динамикой. В прогнозируемом периоде рост индекса производства по данному виду деятельности по первому и второму вариантам прогноза составит 0,1 - 2,7% в год соответственно, в том числе за счет ожидаемого увеличения тарифов и цен на оказываемые услуги.
Развитие сельского хозяйства в прогнозируемом периоде будет связано с модернизацией агропромышленного производства, основанной на применении ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, в рамках реализации государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 252-п. Базу для развития сельского хозяйства составят сферы семеноводства и селекции зерновых и масличных культур за счет функционирования конкурентоспособных производителей сельскохозяйственной продукции и сельхозперерабатывающих организаций, а также увеличения производства сельскохозяйственной техники.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2022 году по оценке составит 101% к уровню 2021 года. В прогнозируемом периоде объем производства сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться в среднем на 1,1 - 2,2% в год по вариантам прогноза соответственно.
Перспективными направлениями в растениеводстве станут:
- создание условий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения за счет проведения кадастровых работ и межевания земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
- ввод в оборот не менее 40 тыс. гектаров неиспользуемой пашни в год;
- строительство и техническое перевооружение оросительных систем с привлечением инвестиций;
- развитие семеноводческих хозяйств во взаимодействии с научно-исследовательскими организациями в области селекции;
- внедрение инновационных технологий выращивания картофеля и овощей.
В прогнозируемом периоде объемы производства продукции растениеводства будут расти в среднем на 1,6-3% в год по вариантам прогноза соответственно.
В животноводстве перспективными направлениями станут:
- содействие привлечению инвестиций на реконструкцию и модернизацию действующих животноводческих помещений, а также строительство новых комплексов;
- обеспечение инвестиционных проектов инженерной инфраструктурой;
- техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства, в первую очередь - приобретение современных технических средств для заготовки и приготовления кормов;
- обеспечение отрасли качественными, высокоэнергетическими кормами;
- совершенствование селекционно-племенной работы, направленное на повышение уровня воспроизводства стада и увеличение объемов производства;
- оздоровление стада от хронических незаразных и инфекционных заболеваний, в том числе от вируса лейкоза крупного рогатого скота;
- сохранение уровня грантовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В 2036 году объем производства молока составит 628,1 - 636.8 тыс. тонн по вариантам прогноза соответственно, мяса - 208,9 - 217,7 тыс. тонн, яиц - 796,4 - 803,9 млн. штук.
Бюджетные инвестиции будут направляться на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство, ремонт, реконструкцию автомобильных дорог, мостовых переходов, подъездов к населенным пунктам. Планируется развивать жилищное строительство, а также строительство объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации национальных проектов, региональных и федеральных программ.
Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в 2022 году со снижением на 5% к уровню 2021 года. На инвестиционную активность оказывают значительное влияние введенные рядом недружественных стран импортные и экспортные ограничения, ограниченные возможности переориентации поставок, задержки в структурной перестройке производственно-логичестических цепочек, финансовые риски, а также инфляционный рост стоимости строительных материалов, оборудования и сырья. Наибольшее снижение объема инвестиций в основной капитал ожидается в 2023 году - на 15,4 - 10,3% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. В последующий период прогнозируется постепенное восстановление инвестиционной активности организаций, объем инвестиций в основной капитал в 2036 году составит 314,9 - 431,6 млрд, рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Рост инвестиционной активности будет обусловлен реализацией крупных инвестиционных проектов, в том числе на площадках особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Авангард", программ федеральных холдингов и стратегических бюджетных проектов. Наибольший вклад в увеличение инвестиций в долгосрочном периоде внесут обрабатывающая промышленность и проекты по развитию инфраструктуры.
Общая площадь жилых помещений, введенная в действие в 2022 году, по оценке составит 600 тыс. кв. м. В долгосрочной перспективе прогнозируется постепенное увеличение объема строительных работ, которому будут способствовать в том числе принимаемые на региональном уровне меры по созданию условий для развития массового строительства жилья экономического класса и индивидуального жилищного строительства.
Правительством Омской области ведется работа с крупными застройщиками в рамках реализации проектов в сфере жилищного строительства, включая масштабные инвестиционные проекты и проекты комплексного развития территории. Заключено 4 соглашения по реализации масштабных инвестиционных проектов: строительство микрорайонов "Зеленая река" (2021 - 2036 годы), Кварталы Драверта (2021 - 2034 годы), строительство жилищного фонда в новом жилом районе "Амурский-2" города Омска (микрорайоны N 2 и N 3) (2022 - 2033 годы); строительство жилищного фонда на территории города Омска в границах ул. Светловская (2022 - 2034 годы). Площадь территорий, вовлеченных в реализацию указанных проектов, составляет порядка 305 гектаров.
Общая площадь жилых помещений, введенная в эксплуатацию в 2030 году, составит 1250 - 1450 тыс. кв. м, в 2036 году стабилизируется на уровне 600 - 610 тыс. кв. м по вариантам прогноза соответственно.
Прибыль прибыльных организаций в 2022 году по оценке составит 111,1 млрд, рублей. В период до 2036 года прогнозируется рост прибыли прибыльных организаций по основным видам экономической деятельности до 310,3 - 374,3 млрд, рублей по вариантам прогноза соответственно за счет увеличения числа субъектов предпринимательства, разработки и реализации программ, связанных с расширением налоговой базы, реализации инвестиционных проектов по модернизации, создания новых предприятий и производств, повышения эффективности финансово-экономической деятельности.
В прогнозируемом периоде с учетом повышения основных показателей уровня жизни (среднедушевые денежные доходы населения в 2036 году увеличатся до 71,6 - 86,9 тыс. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно) ожидается рост потребительской активности населения.
Оборот розничной торговли в прогнозируемом периоде будет расти в среднем на 3,2 - 5,1% в год по первому и второму вариантам прогноза соответственно, объем платных услуг, оказываемых населению, - на 3,8 - 5,1%.
Динамика показателей также будет обеспечиваться развитием потребительского рынка Омской области, в том числе за счет увеличения площадей современных торговых сетей, развития новых форм и инструментов торговой деятельности. Кроме того, на рост объема платных услуг окажет влияние увеличение цен и тарифов на услуги населению, среди которых наибольший удельный вес будут составлять жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, а также услуги связи.
Развитие экономики, реализация мер, направленных на создание условий для роста оплаты труда в организациях Омской области, приведут к увеличению фонда заработной платы до 265 млрд, рублей в 2022 году и до 493,9 - 630,6 млрд, рублей в 2036 году по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
С учетом демографических процессов численность рабочей силы в 2022 году сохранится на уровне 2021 года и составит 1003,1 тыс. человек, в 2036 году - 960,1 - 972,1 тыс. человек по вариантам прогноза соответственно.
В долгосрочной перспективе прогнозируется поступательное снижение уровня зарегистрированной безработицы, который к 2036 году составит 1,2% - 1,0% от численности рабочей силы по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Улучшению показателей экономического развития, демографии, ситуации на рынке труда, повышению уровня и качества жизни населения Омской области в прогнозируемом периоде будет способствовать выполнение мероприятий государственных программ Омской области, указанных в приложении N 2 к прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.