Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Свердловской области на
среднесрочный период 2023 - 2025 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2023 - 2025 годов (далее - Прогноз) разработан на основе основных параметров сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2021 год, январь - июль 2022 года и прогнозных расчетов по основным видам экономической деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
Прогноз разработан в двух вариантах.
Вариант 1 Прогноза (консервативный) (далее - вариант 1) основан на предпосылке о более глубоком спаде российской экономики в 2022 году в условиях более жесткого применения санкционного режима и более медленной перестройки производственно-логистических цепочек. В варианте 1 предполагается более существенное снижение цен на товары российского экспорта.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 1 в 2023 году физические объемы валового регионального продукта (далее - ВРП) прогнозируются на уровне 97,9% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, в 2024 году - 101,5%, в 2025 году - 101,4%.
В вариант 2 Прогноза (базовый) (далее - вариант 2) заложена проактивная экономическая политика. Вариант 2 описывает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Свердловской области с учетом ожидаемых внешних условий и эффективной реализации всего комплекса мер по поддержке экономики, включая реализацию Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15.03.2022 (далее - План первоочередных действий), и Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Свердловской области, утвержденного Губернатором Свердловской области 14.04.2022 (далее - План первоочередных действий Свердловской области). Вариант 2 предполагает достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 2 в 2023 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 101,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2024 году - 103,2%, в 2025 году - 102,4%.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
В первые два месяца 2022 года в экономике Свердловской области сохранялись позитивные тенденции второй половины 2021 года. Индекс промышленного производства в январе - феврале 2022 года составлял 103,8% к уровню января - февраля 2021 года, индекс физического объема оборота розничной торговли - 102,7%, индекс физического объема платных услуг населению - 110,2%, реальная заработная плата - 101,9%.
С конца февраля 2022 года кардинально изменились внешние условия функционирования российской экономики. Беспрецедентное количество санкционных ограничений обусловило замедление динамики большинства показателей.
В январе - июле 2022 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - организации), составил 96,4% к уровню января - июля 2021 года. Объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций составил 1872,8 млрд, рублей, или 112,1% к уровню января-июля 2021 года в действующих ценах.
Индекс производства продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в январе - июне 2022 года составил 97,8% к уровню января - июня 2021 года в сопоставимых ценах.
В январе - июле 2022 года автомобильным транспортом (по кругу крупных и средних организаций) перевезено 16,1 млн. тонн грузов, или 89,3% к уровню января - июля 2021 года.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе-июле 2022 года сложился в сумме 731,8 млрд, рублей, или 91,9% к уровню января - июля 2021 года в сопоставимых ценах. Объем платных услуг населению составил 250.3 млрд, рублей, или 102,4% к уровню января - июля 2021 года в сопоставимых ценах.
По итогам января - июля 2022 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 379,9 млрд, рублей, или 116% к уровню января - июля 2021 года.
В январе - июне 2022 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 180.3 млрд, рублей, или 110,6% к уровню января - июня 2021 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 77,4% освоено крупными и средними организациями, что составило 139,6 млрд, рублей.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе - июле 2022 года составил 157,9 млрд, рублей, или 111,7% к уровню января - июля 2021 года в сопоставимых ценах.
В январе - июле 2022 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1467,5 тыс. кв. метров, или 104,1% к уровню января - июля 2021 года.
По итогам января-июля 2022 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 521,6 млрд, рублей, или 109,4% к уровню января - июля 2021 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в январе - июле 2022 года составила 52 800 рублей (112,6% к уровню января - июля 2021 года).
На рынке труда наблюдается последовательное улучшение ситуации. Уровень регистрируемой безработицы на 01.08.2022 составил 0,97% (на 01.08.2021 -1,75%).
Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2021 году составила 4277,2 тыс. человек. В январе - июле 2022 года естественная убыль населения Свердловской области составила 12 318 человек, родилось 23,1 тыс. человек, умерло 35,4 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области составила 93,5% к уровню января - июля 2021 года, смертность - 89,9%.
В целом Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям объемов отгруженной промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
В силу объективных факторов, связанных с внешним санкционным давлением, по итогам 2022 года динамика большинства показателей социально-экономического развития Свердловской области ожидается несколько ниже прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2022 - 2024 годов: индекс физического объема валового регионального продукта оценивается на уровне 94,6% к уровню 2021 года, индекс промышленного производства - 96%, индекс физического объема оборота розничной торговли - 93%, индекс физического объема платных услуг - 100,5%, индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 100,2%.
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2023 - 2025 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера.
С конца февраля 2022 года организациями ведется работа по перестраиванию логистических и кооперационных цепочек, адаптации ассортимента выпускаемой продукции под новые запросы.
За первое полугодие 2022 года экономические последствия санкционного давления до конца не определены и предположительно начнут проявляться в третьем и четвертом кварталах 2022 года. Тенденции развития крайне неустойчивы, а их трансформация во многом зависит от того, как быстро удастся преодолеть последствия введенных ограничений.
Прогноз составлен с расчетом сохранения санкционного давления минимум до 2025 года.
Многие ранее обозначенные ориентиры социально-экономического развития Свердловской области не утратят своей значимости и в среднесрочном периоде. Например, сохранит и усилит свое влияние программа импортозамещения, связанная с введенными санкциями. В среднесрочном периоде продолжится трансформация структуры внешнеторговых операций Свердловской области, выстраивание производственных цепочек, обеспечение эффективной кооперации в рамках импортозамещения, формирование взаимодействия между производителями и потребителями продукции.
Восстановление инвестиционной активности обеспечит основу для увеличения темпов экономического роста. Основным импульсом роста станет реализация проектов импортозамещения. На федеральном и региональном уровнях государственной власти предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку и стимулирование капитальных вложений, обеспечение комфортной и доступной бизнес- и инвестиционной среды, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать перезапуск логистических цепочек поставок, ускоренное развитие импортозамещающих производств, а также реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и государственной программой Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Повышение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры Свердловской области, в том числе за счет улучшения параметров автомобильных дорог общего пользования, увеличения пропускной способности всех видов транспорта, системное наращивание логистических возможностей, эффективная реализация транзитного потенциала на фоне переориентации логистических потоков на восток, активная интеграция в систему международных транспортных коридоров внесут существенный вклад в поддержание устойчивости и дальнейшее развитие экономики Свердловской области.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Свердловской области в прогнозируемый период будут оказывать восстановление потребительского спроса, сохранение стабильной ситуации на рынке труда, рост денежных доходов населения.
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в прогнозируемый период будут соответствовать общероссийским.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) усиление санкционного давления со стороны недружественных государств, высокая неопределенность относительно среднесрочных тенденций в экономике;
2) возможное введение санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий, что приведет к росту текущих издержек бизнеса;
3) зависимость уровня инвестиционной активности от продолжительности санкционных ограничений и геополитической напряженности;
4) зависимость производственной деятельности промышленных предприятий Свердловской области от инвестиционных программ и планов крупнейших компаний нефтегазовой отрасли и энергетического комплекса;
5) отставание уровня заработной платы в отраслях реального сектора экономики Свердловской области относительно среднероссийских показателей.
Ключевым риском Прогноза является недостаточный темп адаптации экономики к новым внешнеэкономическим условиям. Вероятность данного риска существенно снижается в результате реализации мер государственной политики по поддержке граждан и экономики.
Валовой региональный продукт
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является восстановление динамики ВРП для создания надежной основы достижения сопряженных целей в области развития человеческого потенциала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения.
В 2023 - 2025 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2025 году доли основных отраслей составят:
1) обрабатывающие производства - 31,1-31,3%;
2) оптовая и розничная торговля - 14,4-14,6%;
3) транспортировка и хранение, деятельность в области информатизации и связи - 8,7-8,8%.
При реализации варианта 1 ВРП к концу прогнозного периода (2025 год) составит 95,3% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 95%, в том числе в обрабатывающих производствах, - 95,8%;
2) сельское хозяйство - 103%;
3) розничная торговля - 97,8%;
4) платные услуги - 104,6%.
При реализации варианта 2 ВРП к концу прогнозного периода (2025 год) составит 101,1% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, включая запуск нового инвестиционного цикла, в том числе:
1) промышленность - 99,9%, в том числе в обрабатывающих производствах, -101%;
2) сельское хозяйство -105,5%;
3) розничная торговля - 103,8%;
4) платные услуги - 109,7%.
Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина" (далее - ОЭЗ "Титановая долина"), реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
В среднесрочной перспективе предполагается реализация дополнительных мер экономической политики, направленных на обеспечение технологического развития и цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
Крупнейшие компании Свердловской области продолжат реализацию программ инновационного развития, что будет способствовать повышению производительности труда в Свердловской области.
Ожидается, что в 2024 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 24,9-28,4% к уровню 2021 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1829,7 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике, по варианту 2 - 1921,3 тыс. рублей.
Промышленное производство
Прогноз промышленного производства на среднесрочный период разработан с учетом следующих факторов:
1) последствия введенных санкций странами ЕС, США для российской экономики;
2) повышение цен на металлы на Лондонской бирже металлов, приводящее к росту стоимости металлургического сырья на внутреннем рынке;
3) значительное снижение объема экспорта промышленной продукции;
4) зависимость отраслей промышленности от импортного оборудования, комплектующих, расходных материалов, обслуживания иностранными специалистами;
5) увеличение логистических затрат для переориентации экспорта товара в страны Азии и другие;
6) темпы реализации мер по импортозамещению;
7) нерентабельность выпуска жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в связи с государственным регулированием цен на них;
8) применение повышающего коэффициента 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении твердых полезных ископаемых;
9) завершение реализации большей части инвестиционных проектов в промышленности.
В 2025 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 3757,6 млрд, рублей, по варианту 2 - 3981,8 млрд, рублей, что в действующих ценах в 1,2-1,3 раза выше уровня 2021 года.
Индекс промышленного производства в 2025 году по варианту 1 составит 95% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 99,9%.
Рост промышленного производства будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в ключевых для Свердловской области видах экономической деятельности. Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
1) реконструкция химико-металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt открытого акционерного общества "Святогор";
2) модернизация, реконструкция и техническое перевооружение объектов основных фондов на площадке публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА";
3) производство по изготовлению железнодорожных колес на территории ОЭЗ "Титановая долина" (г. Верхняя Салда) компании "Аллегро";
4) реконструкция III очереди цеха электролиза меди акционерного общества "Уралэлектромедь";
5) освоение Собственно-Качканарского месторождения акционерного общества "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат";
6) создание производства металлического бериллия акционерным обществом "Мариинский прииск";
7) создание производственного комплекса по выпуску авиационных изделий из полимерных композитных материалов - новой передовой компетенции промышленного комплекса Свердловской области - акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации";
8) модернизация валкового производства закрытого акционерного общества "Кушвинский завод прокатных валков";
9) развитие производства электровозов нового поколения общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы";
10) расширение мощностей, развитие валкового производства и техническое перевооружение публичного акционерного общества "Уралмашзавод".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по расширению использования потенциала организаций промышленного комплекса Свердловской области, развитию производства продукции гражданского и двойного назначения за счет реализации капиталоемких инвестиционных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Сельское хозяйство
По варианту 1 предполагается развитие сельского хозяйства на достигнутом уровне с сохранением текущих тенденций и объемов государственной поддержки, продолжением работы по техническому перевооружению и развитию системы импортозамещения. В результате в 2025 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, составит 127.2 млрд, рублей.
По варианту 2 предусмотрено, что при условии увеличения объемов государственной поддержки более высокими темпами в отраслях сельского хозяйства будут осуществляться техническое перевооружение, строительство, реконструкция, модернизация производственных объектов и внедрение новых технологий. Проведение такого комплекса мероприятий и наличие благоприятных для выращивания сельскохозяйственных культур погодных условий позволяют прогнозировать рост показателей. Объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в 2025 году составит 130.2 млрд, рублей, или 105,7% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по техническому перевооружению, строительству новых и реконструкции уже функционирующих объектов животноводства, а также техническая и технологическая модернизация.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с проведением культуртехнических мероприятий, в том числе гидромелиоративных и по известкованию кислых почв, что позволит улучшить характеристики почвы и увеличить урожай сельскохозяйственных культур.
Рынок товаров и услуг
В начале 2022 года потребительский рынок Свердловской области оказался под влиянием новых рисков, связанных с санкциями иностранных государств, уходом с отечественного рынка ряда популярных зарубежных брендов продовольственных и непродовольственных товаров.
Ожидается, что в результате проактивной макроэкономической политики рынок сможет адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту в 2023 году. В основу Прогноза по обоим вариантам заложены положительные темпы развития потребительского рынка Свердловской области.
Вариант 1 предполагает невысокие темпы роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению на фоне сдержанного восстановления потребительского спроса и роста доходов населения, а также падения импорта. Ключевыми рисками, обуславливающими данный вариант прогноза, выступают неопределенность общей социально-экономической ситуации в стране и возможный переход населения к сберегательной модели поведения.
По варианту 1 оборот розничной торговли в 2025 году составит 1655,5 млрд, рублей (среднегодовой темп роста в 2023 - 2025 годах - 101,7% в сопоставимых ценах). Объем платных услуг населению в 2025 году составит 550,1 млрд, рублей (среднегодовой темп роста в 2023 - 2025 годах - 101,3% в сопоставимых ценах).
Вариант 2 основан на предположении о более высоких темпах роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению в условиях роста спроса на отечественные товары и развития импортозамещающих производств. Оборот розничной торговли в 2025 году составит 1793,1 млрд, рублей (среднегодовой темп роста в 2023 - 2025 годах - 103,7% в сопоставимых ценах). Объем платных услуг населению в 2025 году составит 580,3 млрд, рублей (среднегодовой темп роста в 2023 - 2025 годах - 103% в сопоставимых ценах).
Траектория развития потребительского рынка будет определяться длительностью самоограничений компаний из недружественных стран на поставки товаров, скоростью перестройки транспортно-логистических цепочек и развития новых систем оплаты покупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Значительное влияние на состояние потребительского рынка будут оказывать темпы роста реальных располагаемых доходов населения и роста уровня цен.
Финансы
В 2025 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 в размере 878,3 млрд, рублей, по варианту 2 - в размере 916,6 млрд, рублей, или 107,4-112,1% к уровню 2021 года.
Вариант 2 учитывает реализацию на федеральном и региональном уровнях государственной власти комплекса мер государственной поддержки экономики, включая План первоочередных действий.
Развитие новых и расширение существующих производств, в том числе направленных на выпуск импортозамещающей продукции, освоение новых технологий в основных отраслях промышленности Свердловской области (металлургии, машиностроении, химическом производстве), перестройка транспортных и финансовых цепочек, переориентация поставок, поддержка экспортной деятельности будут способствовать положительной динамике финансово-экономических показателей деятельности организаций Свердловской области.
Инвестиции
По варианту 1 прогнозируется сдержанная инвестиционная активность, обусловленная нестабильностью мировой конъюнктуры, неопределенностью относительно продолжительности санкционных ограничений, разрывом устоявшихся экономических связей.
Объем инвестиций в основной капитал в 2025 году прогнозируется на уровне 580,5 млрд, рублей, или 106,3% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 расширение и стимулирование программ импортозамещения, системная поддержка инвестиционных проектов, предполагающих создание высокотехнологичных производств, выпуск инновационной продукции, выход на новые сегменты рынка, создание и развитие современных инвестиционных площадок, удовлетворяющих потребностям бизнеса, обеспечение стабильных и комфортных условий ведения предпринимательской деятельности окажут влияние на повышение инвестиционной активности организаций Свердловской области.
В результате в 2025 году объем инвестиций в основной капитал увеличится на 15,3% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составит 624,8 млрд, рублей.
Прогнозируемые тенденции будут способствовать достижению целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В Свердловской области положительной динамике инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде будет способствовать реализация следующих комплексных мер:
1) внедрение системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт") с учетом приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
2) развитие существующих инструментов поддержки инвесторов и внедрение новых, включая приоритетные инвестиционные проекты Свердловской области, механизм "Инфраструктурное меню", региональные инвестиционные проекты, офсетные контракты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений и меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности;
3) обеспечение работы автономной некоммерческой организации "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области" по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Свердловской области, по принципу "одного окна";
4) развитие территорий опережающего социально-экономического развития и объектов инвестиционной инфраструктуры - ОЭЗ "Титановая долина" и индустриальных парков с применением инструментов государственной поддержки;
5) повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
6) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
7) продвижение инвестиционного потенциала Свердловской области на российском и международном уровнях.
Значительное содействие в повышении деловой активности, расширении торгово-экономического сотрудничества и привлечении инвестиций окажет развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение международных мероприятий, в том числе крупнейшего конгрессно-выставочного мероприятия, проводимого ежегодно в Свердловской области - международной промышленной выставки "ИННОПРОМ".
Жилищное строительство
В 2025 году объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по варианту 1 на уровне 2700 тыс. кв. метров, или 93,5% к уровню 2021 года, по варианту 2 - 2900 тыс. кв. метров, или 100,4% к уровню 2021 года.
Рост объемов жилищного строительства по варианту 2 в 2024 - 2025 годах предполагается в рамках реализации решений, озвученных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Петербургском международном экономическом форуме 17 июня 2022 года. Правительством Российской Федерации планируется осуществить:
1) запуск промышленной ипотеки под 5% годовых;
2) снижение ставки по льготной ипотеке до 7% годовых;
3) предоставление 120 млрд, рублей из Фонда национального благосостояния для наращивания возможностей Фабрики проектного финансирования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".
Данные мероприятия позволят увеличить объемы строительно-монтажных работ за счет роста количества выданных разрешений на строительство и реконструкцию жилых и нежилых зданий в Свердловской области, стимулирования спроса на жилье для населения на выгодных условиях с помощью льготного ипотечного жилищного кредитования. Это обеспечит максимальный объем предложений от застройщиков по скорректированным условиям программы льготной ипотеки, загрузит мощности смежных отраслей экономики.
Ключевыми мероприятиями в части увеличения объемов жилищного строительства являются:
1) оказание содействия при реализации проектов по комплексному освоению территорий, предусматривающих строительство жилья;
2) стимулирование спроса на первичном рынке жилья;
3) ликвидация аварийного жилищного фонда.
Прогнозные значения по объему ввода жилья до 2025 года по базовому варианту соответствуют значениям данного показателя, утвержденным региональным проектом "Жилье".
Показатели развития жилищного строительства в большей степени будут определяться социально-экономическими показателями развития Свердловской области, такими как увеличение численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни и рост реальных доходов граждан.
Внешнеэкономическая деятельность
Динамика внешнеторгового оборота Свердловской области на протяжении прогнозного периода будет складываться в условиях перестройки системы и инфраструктуры международной торговли, переориентации экспортных и импортных потоков вследствие санкционных ограничений, действия ранее введенных ограничительных мер в отношении предприятий Свердловской области.
Вариант 1 учитывает негативные факторы в мировой торговле, сохранение ограничений на ввоз продукции предприятий Свердловской области на рынки зарубежных государств, снижение промежуточного и инвестиционного импорта вследствие наложенных запретов.
Вариант 2 предполагает более благоприятное развитие событий с выстраиванием товарно-логистических цепочек на новые направления, в том числе в страны Азии, постепенное смягчение ограничений, восстановление мировой экономики, включая повышение спроса на металлургическую продукцию и продукцию машиностроения.
Развитие системы поддержки экспортно-ориентированных предприятий Свердловской области, содействие выходу на внешние рынки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособной продукции предприятий Свердловской области будут способствовать увеличению несырьевого неэнергетического экспорта.
Учитывая значительное сокращение экспортных поставок в условиях изменения макроэкономической ситуации в 2022 году, наличие временного лага и ограничений в их перенаправлении, объем экспорта к концу прогнозного периода не достигнет уровня 2021 года.
В 2025 году объем экспорта по консервативному варианту составит 6,5 млрд, долларов США, или 69,8% к уровню 2021 года в текущих ценах, по базовому - 6,8 млрд, долларов США, или 73,9%.
Малое предпринимательство
В период 2023 - 2025 годов прогнозируется сохранение положительной динамики показателей малого и среднего предпринимательства, в том числе в ключевых видах экономической деятельности (торговле, промышленности, строительстве, транспорте и связи).
К 2025 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 100,7 тыс. единиц, что составит 116,6% к уровню 2021 года, по варианту 2 - до 119,7 тыс. единиц, или 138,5% к уровню 2021 года.
В 2025 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 2334 млрд, рублей, или 108,8% к уровню 2021 года в действующих ценах, по варианту 2 - 3314,4 млрд, рублей, или в 1,6 раза больше уровня 2021 года в действующих ценах.
Прогнозной динамике ключевых показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать реализация в Свердловской области комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса, принимаемых в связи с внешним санкционным воздействием, а также мероприятий в рамках региональных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Указанные мероприятия будут направлены на создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, легкого старта и комфортного ведения бизнеса, а также акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Труд и занятость
В 2022 году в рамках базового сценария развития экономики Свердловской области уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода составит 1,34%.
В прогнозном периоде 2023 - 2025 годов в условиях консервативного варианта развития Свердловской области уровень регистрируемой безработицы сохранится на уровне 1,5-1,9%.
По варианту 2 прогнозируется снижение уровня регистрируемой безработицы в 2025 году до 1,3%.
В целях сдерживания социальной напряженности в рамках государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2027 года", реализуются мероприятия активной политики занятости населения.
В целях сохранения занятости населения Свердловской области реализуется комплекс мероприятий, способствующих сохранению уровня занятости населения Свердловской области в условиях действия санкционных мер в 2022 году, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 123-ПП "Об утверждении комплекса мероприятий, способствующих сохранению уровня занятости населения Свердловской области в условиях действия санкционных мер в 2022 году" (далее - комплекс мероприятий). В результате реализации комплекса мероприятий охват общей численности участников составит 268 тыс. человек, численность трудоустроенных граждан - 140 тыс. человек.
В среднесрочной перспективе на ситуацию на рынке труда и занятость населения влияние окажут условия внешнего санкционного давления, а также продолжит оказывать влияние поэтапное повышение пенсионного возраста. Расширение границ трудоспособного возраста изменяет структуру трудовых ресурсов, в которой будет снижаться численность работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и увеличиваться численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Прогноз численности занятых в экономике Свердловской области разработан с учетом общероссийских тенденций. В результате в 2025 году численность занятых в экономике Свердловской области по варианту 1 прогнозируется на уровне 1999 тыс. человек, по варианту 2 - на уровне 2034 тыс. человек.
Уровень жизни населения
В среднесрочном периоде 2023 - 2025 годов продолжится рост среднемесячной заработной платы в Свердловской области. Прогноз учитывает принятие активных мер по поддержке реального сектора экономики, сотрудничеству с крупнейшими налогоплательщиками, работодателями, профсоюзами, развитию малого и среднего бизнеса в Свердловской области. Одним из механизмов увеличения заработной платы является ежегодный рост минимальной заработной платы, превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Продолжается работа по сохранению достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников и уровнем средней заработной платы в Свердловской области, исходя из величины прогнозного значения показателя "Среднемесячный доход от трудовой деятельности в Свердловской области", во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По варианту 1 среднемесячная заработная плата в Свердловской области в 2025 году прогнозируется на уровне 62 216 рублей (среднегодовой темп роста в 2023 - 2025 годах - 105,1%).
Вариант 2 прогнозируемой среднемесячной заработной платы обеспечит устойчивый рост реальных доходов населения Свердловской области, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474. По варианту 2 среднемесячная заработная плата в Свердловской области в 2025 году достигнет 68 692 рублей (среднегодовой темп роста в 2023 - 2025 годах - 108,6%).
В среднесрочный период рост денежных доходов населения при активной государственной политике будет обеспечен за счет роста заработной платы, расширения набора социальных мер поддержки населения, реализации мероприятий по поддержке предпринимателей, стимулированию создания субъектов малого и среднего предпринимательства и других.
С учетом прогнозируемой динамики среднемесячной заработной платы, социальной поддержки населения, восстановления предпринимательской активности денежные доходы населения Свердловской области к 2025 году прогнозируются по вариантам 1 и 2 на уровне 2572,3 млрд, рублей и 2847,1 млрд, рублей соответственно, что на 24-38% выше уровня 2021 года. Реальные располагаемые денежные доходы в период 2023 - 2025 годов составят в среднем 100,2-102,1% в год.
По итогам 2021 года доля населения Свердловской области, имеющего денежные доходы ниже границы бедности, составила 8,6% от общей численности населения Свердловской области. В рамках достижения целевого показателя снижения в два раза уровня бедности в Российской Федерации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, прогнозируется, что в 2025 году численность этой категории населения не превысит 7,3%.
Согласно комплексной программе Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.07.2021 N 448-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года", снижение уровня бедности будет достигнуто путем реализации мероприятий по стимулированию общего роста реальных доходов населения, повышения уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки. Среди ожидаемых результатов реализации указанной комплексной программы:
1) рост реальных денежных доходов жителей Свердловской области;
2) снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
3) увеличение числа граждан, прошедших переобучение и повышение квалификации;
4) увеличение количества получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на создание новых высокопроизводительных рабочих мест и модернизацию действующих рабочих мест, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, рост среднемесячной заработной платы, к 2025 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 1039,4 млрд, рублей, или 126% к уровню 2021 года, по варианту 2 - на уровне 1168,1 млрд, рублей, или 142% к уровню 2021 года.
Демографические показатели
Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, оказала существенное негативное влияние на показатели рождаемости, смертности, численности и структуры населения Свердловской области.
В целях повышения рождаемости в 2020 - 2022 годах приняты масштабные меры финансовой поддержки женщин в период беременности, семей с детьми, направленные на снижение риска возникновения бедности при рождении ребенка. Кроме того, усовершенствованы подходы к действующим мерам поддержки семей с детьми. Продолжались мероприятия, направленные на сокращение уровня смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте.
Принятые меры будут оказывать положительное инерционное влияние на демографическую ситуацию в Свердловской области на протяжении всего прогнозного периода. Также продолжится реализация мероприятий региональных проектов в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".
В среднесрочной перспективе в Свердловской области сохранится тенденция сокращения численности населения за счет естественной убыли, которая частично будет компенсирована миграционным приростом.
По варианту 1 среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2025 году составит 4176,4 тыс. человек, или 97,6% к уровню 2021 года (в связи с сохранением на высоком уровне естественной убыли населения). Основное влияние будут оказывать риски, связанные с сокращением численности женщин в ранне- и среднерепродуктивном возрастах (от 20 до 34 лет), на долю которых приходится значительное число рождений. Общий коэффициент рождаемости составит в 2025 году 7,9 родившихся живыми на тысячу населения.
Вариант 2 основан на предпосылке о достижении в Свердловской области целевых значений показателей, установленных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2025 году составит 4208,7 тыс. человек, или 98,4% к уровню 2021 года. Общий коэффициент рождаемости составит 8,6 родившихся живыми на тысячу населения.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуются 34 государственные программы Свердловской области (далее - государственные программы).
С 2023 года в Свердловской области будут реализовываться мероприятия 29 государственных программ (с учетом государственной программы Свердловской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 20.10.2022 N 697-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области до 2027 года", и прекращения с 2023 года действия 6 государственных программ).
Государственные программы можно объединить в 3 блока:
1) "Социальное развитие";
2) "Модернизация и инновационное развитие";
3) "Государственное управление".
Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет более 60% общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ (таблица).
Таблица
Расходы на финансирование государственных программ Свердловской области на 2022 - 2025 годы за счет средств областного бюджета
по состоянию на 12.08.2022
Номер строки |
Наименование блока |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
||
1. |
Расходы по государственным программам, всего в том числе по блокам: |
305,8 |
100 |
286,7 |
100 |
269,8 |
100 |
271,6 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
185,1 |
60,5 |
187,7 |
65,5 |
189 |
70,1 |
178,8 |
65,8 |
3. |
"Модернизация и инновационное развитие" |
70,8 |
23,1 |
60,5 |
21,1 |
47,3 |
17,5 |
59,2 |
21,8 |
4. |
"Государственное управление" |
49,9 |
16,5 |
38,5 |
13,4 |
33,5 |
12,4 |
33,6 |
12,4 |
В блок "Социальное развитие" включены 6 государственных программ в сферах образования и молодежной политики, социальной поддержки и социального обслуживания населения, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, содействия занятости населения Свердловской области.
Учитывая, что вышеуказанные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, а также на развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
При прогнозировании учтены расходы областного бюджета по блоку "Социальное развитие" ежегодно на уровне 178-189 млрд, рублей.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, включенных в блок "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2023 - 2025 годов можно отнести следующие:
1) по окончании прогнозного периода доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности, составит 100%;
2) к 2025 году планируется увеличение более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2022 года доли граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию;
3) доля образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, увеличится с 44,9% в 2022 году до 52,1% по итогам 2025 года;
4) по итогам 2025 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составит более 83%;
5) доля граждан, имеющих доступ к федеральной информационно-телекоммуникационной системе "Работа в России", увеличится с 87% в 2022 году до 91% к концу 2024 года;
6) доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, возрастет с 79% в 2022 году до 80% к концу 2024 года;
7) количество спортивных площадок, оснащенных специализированным оборудованием для занятий уличной гимнастикой, возрастет с 150 единиц в 2022 году до 200 единиц в 2024 году.
Государственные программы блока "Модернизация и инновационное развитие" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области.
В блок "Модернизация и инновационное развитие" включены 9 государственных программ в сферах промышленности и науки, агропромышленного комплекса и потребительского рынка, развития сельских территорий, жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и лесного хозяйства, транспортного и строительного комплексов, повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области, формирования современной городской среды.
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Модернизация и инновационное развитие" составляет
от 47 до 70 млрд, рублей.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Модернизация и инновационное развитие", по итогам прогнозного периода 2023 - 2025 годов можно отнести следующие:
1) объем протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2023 - 2025 годах составит 40,3 километра;
2) производительность труда в сельском хозяйстве увеличится с 2274 тыс. рублей на одного работника в 2022 году до 2329 тыс. рублей на одного работника к концу 2025 года;
3) к 2025 году ввод дополнительных мощностей газопроводов и газовых сетей в Свердловской области составит 1290 км;
4) по итогам 2025 года объем экспорта промышленной продукции организациями, расположенными на территории Свердловской области, планируется на уровне 8,7 млрд, долларов США.
Доля государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", составляет 12,4-16,5% от общего объема программных расходов.
В блок "Государственное управление" включены 13 государственных программ, направленных на совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области, управление государственными финансами, повышение эффективности управления государственной собственностью, развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, обеспечение деятельности мировых судей, общественной безопасности на территории Свердловской области, эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области, развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления и иное.
Основным ожидаемым результатом реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2023 - 2025 годов можно считать уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг: в период 2023 - 2025 годов планируется поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне 90%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.