Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 4. Требования, предъявляемые к муниципальным правовым актам
1. Муниципальные правовые акты (далее по тексту также - правовые акты) должны отвечать следующим основным требованиям:
1) законность;
2) соблюдение правил юридической техники;
3) обеспеченность реализации правового акта средствами местного бюджета.
2. Правовые акты излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
3. Правовые нормы в правовых актах должны быть точными, лаконичными, исключающими двусмысленность, декларативность. Правовые нормы излагаются в логической последовательности, ясным и доступным языком.
Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не определяется в правовом акте. Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве и законодательстве Амурской области.
В правовом акте могут даваться определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Использование в правовых актах иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения стали в русском языке общеупотребительными.
4. Правовой акт должен соответствовать Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Амурской области.
При подготовке правового акта необходимо учитывать состояние правового регулирования в данной сфере общественных отношений, необходимость принятия (издания) правового акта и достаточность предполагаемых правовых предписаний.
5. Правой акт содержит, как правило, три части:
1) вступительную (преамбулу);
2) основную (содержательную);
3) заключительную (резолютивную).
6. Содержательная (основная) часть правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
7. Структура правового акта (утвержденного им документа) должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, переход от общих положений к конкретным. Содержательная часть правового акта состоит из указания сферы его действия, целей и задач, определений используемых понятий, предписаний и норм для субъектов регулируемых правоотношений, заключительных и переходных положений.
8. В зависимости от вида правового акта его содержательная часть имеет деление на структурные единицы - преамбулу, разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Необходимость включения в правовой акт тех или иных структурных единиц определяется исходя из его объема и содержания.
В преамбуле проекта правового акта либо в общих положениях указываются предмет правового регулирования, сфера распространения правил, изложенных в проекте, и субъекты, на которые они распространяются.
9. Структура проекта - расположение составных частей (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) - должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования, и соответствовать правилам юридической техники.
10. Правовой акт и утвержденный им документ (приложение) в обязательном порядке имеют наименование. Наименование правового акта (утвержденного им документа) должно давать общее представление о его содержании, точно отражать предмет правового регулирования.
11. Преамбула (введение) - вступительная часть правового акта, не является обязательным элементом структуры. Она отражает фактические обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для принятия акта, в ней могут быть указаны ссылки на иные нормативные документы, в соответствии с которыми или на основании которых принят данный акт.
Для преамбулы характерно использование таких устойчивых формулировок, как: "в соответствии", "на основании", "в целях", "руководствуясь", "в связи", "во исполнение".
Преамбула:
- не содержит самостоятельные нормативные предписания;
- не делится на статьи;
- не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
- не нумеруется.
Преамбула предваряет текст проекта правового акта.
Структурные единицы проекта правового акта не могут иметь преамбулу.
12. В правовых актах преамбула завершается постановляющей фразой ("решила", "постановляю (ет)", "приказываю"). Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается.
Преамбула может состоять из абзацев.
13. Основным структурным элементом правового акта (утвержденного им документа) является статья, которая имеет порядковый номер, обозначаемый цифрами, имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь. Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Необходимо учитывать, что объем статьи правового акта не должен затруднять восприятие ее содержания.
Структурными единицами статьи являются части, пункты, подпункты, абзацы.
Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой, имеют единую нумерацию для данной статьи, наименований не имеют.
Для унификации структуры статьи и исключения наличия разных вариантов обозначения статей в муниципальном акте рекомендуется части статьи нумеровать.
Часть, являющаяся единственной в данной статье, не нумеруется.
Части статьи подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с точкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется "абзацем первым части...").
Пункт не имеет наименования и содержит одно или несколько предписаний нормативного характера. Пункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
При необходимости пункт может подразделяться на подпункты и абзацы.
Подпункт обозначается строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Подпункты следует отделять друг от друга точкой с запятой.
14. При разработке значительных по объему правовых актов применяется деление их текста на разделы.
Как и преамбула, раздел не является обязательным элементом в структуре муниципального акта. При этом не рекомендуется вводить структурную единицу "раздел", если в муниципальном акте нет глав.
При делении текста муниципального акта на разделы предполагается, что раздел должен иметь порядковый номер, обозначаемый римской цифрой, а также наименование (заголовок).
Обозначение и наименование раздела печатаются с прописной буквы по центру страницы, одно под другим, без точки в конце.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование раздела выравниваются по центру.
В случае деления муниципального акта на разделы, он может быть разделен на подразделы. Подраздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа, а наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляются следующим образом:
Пример:
Подраздел I. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета
Глава правового акта нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование.
Слово "Глава" печатается с прописной буквы и абзацного отступа, а наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
В случае если глава имеет длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование главы оформляются следующим образом:
Пример:
Глава 3. Форма проведения публичных слушаний и голосования на публичных слушаниях
Главы могут делиться на параграфы.
Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
В случаях, когда текст правового акта небольшой, его можно не делить на главы. В этом случае возможно деление правового акта на статьи.
15. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц правового акта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей разделов, статей глав правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов, подпунктов и буквенное обозначение подпунктов, пунктов, частей статей правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи правового акта.
16. Заключительная (резолютивная) часть правового акта содержит заключительные и переходные положения.
В заключительную часть обычно включаются положения о вступлении в силу правового акта, о внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты, о признании муниципальных правовых актов утратившими силу (об отмене, приостановлении их действия), а также приложения.
17. В верхней части правового акта (за исключением решения Совета народных депутатов округа) посередине отдельными строками последовательно сверху вниз указываются следующие реквизиты:
1) полное наименование органа местного самоуправления или другого должностного лица органа местного самоуправления;
2) наименование правового акта;
3) дата принятия правового акта, его регистрационный номер;
4) место принятия правового акта;
5) заголовок, обозначающий предмет правового регулирования;
6) текст правового акта;
7) должность, подпись, расшифровка подписи должностного лица органа местного самоупр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.