Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 25.10.2022 N 1116-пп
Основные направления
государственной долговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
I. Итоги реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2021 году и текущее состояние государственного долга Оренбургской области
Государственный долг Оренбургской области (далее - государственный долг) по состоянию на 1 января 2022 года составил 17 628 млн. рублей, или 18,1 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и по сравнению с уровнем на 1 января 2021 года снизился на 3 753,9 млн. рублей, или на 17,6 процента.
В структуре государственного долга по состоянию на 1 января 2022 года 6 000,0 млн. рублей, или 34,0 процента занимают государственные ценные бумаги Оренбургской области.
В течение 2021 года Оренбургской областью произведены выплаты по частичному погашению основного долга по ранее размещенным государственным облигациям в объеме 1 000,0 млн. рублей.
14 июня 2021 года Оренбургская область полностью погасила долг по государственным облигациям Оренбургской области 2014 года в размере 219,9 млн. рублей.
28 декабря 2021 года в целях сокращения государственного долга и расходов на его обслуживание проведены сделки по досрочному выкупу государственных облигаций Оренбургской области 2017 года на сумму 2 000,0 млн. рублей.
Объем государственного долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2022 года составил 11 628,0 млн. рублей, или 66,0 процента в общей структуре государственного долга.
Оренбургская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктурированная задолженность Оренбургской области по бюджетным кредитам составила 6 060,2 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2021 года остаток реструктурированной задолженности Оренбургской области по бюджетным кредитам составил 5 454,2 млн. рублей.
В соответствии с графиками погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в ноябре 2021 года произведено погашение основного долга в размере 303,0 млн. рублей.
Условия соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, устанавливающие требования к предельному уровню государственного долга, в 2021 году исполнены.
Расходы по обслуживанию государственного долга за 2021 год составили 996,1 млн. рублей, или 97,5 процента к годовым бюджетным назначениям, по сравнению с 2020 годом снизились на 125,8 млн. рублей.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации провело оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Оренбургская область в 2021 году отнесена в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Основные показатели реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2020 - 2021 годах
|
|
|
(млн. рублей) |
N |
Наименование показателя |
на 1 января |
на 1 января |
1. |
Объем государственного долга, в том числе: |
21 381,9 |
17 628,0 |
объем государственного долга по государственным ценным бумагам |
9 219,9 |
6 000,0 |
|
объем государственного долга по бюджетным кредитам |
12 162,0 |
11 628,0 |
|
объем государственного долга по кредитам от кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
|
объем государственного долга по государственным гарантиям |
0,0 |
0,0 |
|
2. |
Объем расходов на обслуживание государственного долга |
1 121,8 |
996,1 |
3. |
Объем доходов областного бюджета, в том числе: |
111 502,5 |
139 354,1 |
налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
65 263,1 |
97 130,2 |
|
объем безвозмездных поступлений |
46 239,4 |
42 223,9 |
|
4. |
Отношение государственного объема долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
32,8 |
18,1 |
5. |
Объем расходов областного бюджета |
114 059,1 |
122 290,6 |
6. |
Объем расходов, осуществляемый за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета |
8 833,5 |
7 062,4 |
7. |
Объем расходов областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета |
105 225,6 |
115 228,2 |
8. |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к расходам областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета, процентов |
1,1 |
0,9 |
По состоянию на 1 сентября 2022 года государственный долг составил 17 688,4 млн. рублей.
Основная сумма долгового портфеля Оренбургской области - это задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на долю которых в структуре государственного долга приходится 14 077,6 млн. рублей, или 79,6 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Оренбургской области 26 января 2022 года заключено Соглашение о предоставлении бюджету Оренбургской области из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - Соглашение). Из средств федерального бюджета в 2022 году будет предоставлен бюджетный кредит в размере 1 462,2 млн рублей, перечисление бюджетного кредита в текущем году производится траншами в соответствии с графиком, предусмотренным Соглашением. Предоставленный бюджетный кредит будет погашаться начиная с 3-го года его предоставления в течение 15 лет.
В соответствии с частью 32 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 года N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год" между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Оренбургской области 20 июня 2022 года заключено Соглашение о предоставлении бюджету Оренбургской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Из средств федерального бюджета в 2022 году предоставлен бюджетный кредит в размере 1 788,4 млн. рублей, из которого 1 000,0 млн. рублей направлен на погашение долговых обязательств Оренбургской области по государственным ценным бумагам. Часть бюджетного кредита в размере 788,4 млн. рублей направлена на возмещение средств местных бюджетов, фактически направленных на погашение долговых обязательств муниципальных образований Оренбургской области по кредитам кредитных организаций. Предоставленный бюджетный кредит будет погашаться в 2025 - 2028 годах ежегодно равными долями от суммы бюджетного кредита.
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам Оренбургской области по сравнению с началом 2022 года уменьшился на 2 389,3 млн. рублей и составляет 3 610,7 млн. рублей, или 20,4 процента от общей суммы государственного долга.
В целях сокращения государственного долга и расходов на его обслуживание 24 февраля 2022 года проведены сделки по досрочному выкупу государственных облигаций Оренбургской области, размещенных в 2015 и 2017 годах, в результате чего размер долга снизился на 1 389,6 млн. рублей.
В июле 2022 года Оренбургской областью произведено плановое частичное погашение основного долга по ранее размещенным государственным облигациям 2015 года в размере 999,7 млн. рублей.
Государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, и по государственным гарантиям по состоянию на 1 сентября 2022 года отсутствует.
Расходы по обслуживанию государственного долга за 8 месяцев 2022 года составили 310,0 млн. рублей, или 34,2 процента к годовым бюджетным назначениям.
II. Цели, принципы и задачи государственной долговой политики Оренбургской области
Государственная долговая политика Оренбургской области является частью государственной политики в сфере бюджетной деятельности в Оренбургской области и определяет основные цели, задачи и направления деятельности Правительства Оренбургской области по управлению государственным долгом на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Долговая политика является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области. Как часть бюджетной политики представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственных заимствований Оренбургской области (далее - государственные заимствования) для обеспечения финансовыми ресурсами бюджетных обязательств, их обслуживанию и управлению.
Основными целями государственной долговой политики Оренбургской области являются:
обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области;
недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета;
поддержание государственного долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств Оренбургской области;
сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета.
Государственная долговая политика Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - государственная долговая политика Оренбургской области) будет основываться на следующих принципах:
безусловное выполнение долговых обязательств Оренбургской области;
оптимизация объема и структуры государственного долга в целях минимизации расходов на его обслуживание;
соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;
сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
обеспечение равномерности погашения долговых обязательств Оренбургской области по годам;
недопущение необоснованных государственных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о государственных заимствованиях с потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
создание необходимых условий для снижения стоимости и обеспечения оптимальных сроков государственных заимствований;
обеспечение доступности информации о государственном долге.
В процессе управления государственным долгом будут решаться следующие задачи:
обеспечение потребностей Оренбургской области в заемном финансировании в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, финансирования дефицита областного бюджета, погашения долговых обязательств Оренбургской области, пополнения в течение финансового года остатков средств на счете областного бюджета;
отнесение Министерством финансов Российской Федерации Оренбургской области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
реализация мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов областного бюджета и сокращение государственного долга;
своевременное и полное исполнение долговых обязательств Оренбургской области;
сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга и обеспечение раскрытия информации о государственном долге;
привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои долговые обязательства;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;
выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
III. Риски при реализации государственной долговой политики Оренбургской области
Основными рисками при реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:
риск снижения поступления доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга;
риск роста процентной ставки, следствием которого является вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости государственных заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе;
риск снижения ликвидности рынка.
С целью снижения вышеуказанных рисков реализация государственной долговой политики Оренбургской области осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;
государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы государственных заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий государственных заимствований;
при исполнении областного бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета областного бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению государственного долга.
Основными факторами, определяющими характер и направление государственной долговой политики Оренбургской области, являются:
реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, от 21 июля 2020 года N 474, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
обязательства Оренбургской области, предусмотренные соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
Основными инструментами реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:
привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных бюджетных учреждений Оренбургской области и государственных автономных учреждений Оренбургской области для покрытия кассовых разрывов в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
мониторинг исполнения областного бюджета с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;
выпуск государственных облигаций Оренбургской области преимущественно с амортизационными выплатами и на возможно длительный срок обращения;
привлечение кредитов от кредитных организаций в рамках возобновляемых кредитных линий с возможностью досрочного погашения кредитов;
обеспечение регулярного раскрытия актуальной информации о проводимой долговой политике Оренбургской области, а также об объеме и составе накопленных долговых обязательств Оренбургской области, о сроках их погашения и процентных ставках.
Основными мероприятиями государственной долговой политики Оренбургской области являются:
реализация положений Федерального закона от 28 июня 2021 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" в части привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
равномерное распределение выплат по погашению государственного долга;
осуществление среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (более 5 лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных государственных заимствований (менее 1 года) возможно только для поддержания текущей ликвидности областного бюджета;
осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;
включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета и программу государственных заимствований бюджетных кредитов из федерального бюджета после принятия решений о предоставлении таких кредитов (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации);
отказ от планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;
обеспечение в 2023 - 2025 годах годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, на уровне не более 13,0 процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за соответствующий финансовый год;
поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области с учетом ситуации на финансовом рынке;
обеспечение в 2023 - 2025 годах годового объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга на уровне не более 5,0 процента объема расходов областного бюджета за соответствующий финансовый год, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;
обеспечение прозрачности государственной долговой политики Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.