Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 октября 2022 г. N 451
"О прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - среднесрочный прогноз).
2. Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежеквартально осуществлять мониторинг среднесрочного прогноза по основным показателям на 2023 год, приведенным в приложении к среднесрочному прогнозу.
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
ОДОБРЕН
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 28 октября 2022 г. N 451
Прогноз
социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Настоящий прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - среднесрочный прогноз) разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 июля 2015 г. N 371 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на среднесрочный период".
Среднесрочный прогноз сформирован в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов на основе анализа социально-экономического развития Республики Марий Эл, прогнозных показателей органов исполнительной власти Республики Марий Эл, муниципальных образований в Республике Марий Эл, основных системообразующих организаций республики.
В среднесрочном прогнозе учтены положения Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, государственных программ Республики Марий Эл, региональных проектов, индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа).
Среднесрочный прогноз разработан в двух вариантах: консервативном (вариант I) и базовом (вариант II).
Консервативный вариант основан на предпосылке замедления темпов роста экономики в среднесрочной перспективе в связи с сохранением повышенной неопределенности траектории экономического развития в условиях санкционного режима и неблагоприятной геополитической обстановки. Базовый вариант предполагает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
В качестве основы для составления проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предложен базовый вариант среднесрочного прогноза.
Основные показатели среднесрочного прогноза приведены в приложении к настоящему прогнозу.
II. Итоги социально-экономического развития Республики Марий Эл за январь - август 2022 г. и ожидаемые итоги за 2022 год
В текущем году деятельность базовых отраслей Республики Марий Эл осуществляется в условиях адаптации к новым экономическим условиям и структурной перестройке.
По итогам 8 месяцев 2022 года предприятиями республики отгружено промышленной продукции на сумму 131,3 млрд. рублей, что на 9,5 млрд. рублей больше, чем за соответствующий период 2021 года. Индекс промышленного производства составил 87,9 процента.
За январь - август 2022 г. наибольший рост обеспечен на предприятиях по производству одежды (122,3 процента), напитков (121,9 процента), кожи и изделий из кожи (111,5 процента), прочей неметаллический минеральной продукции (110,6 процента), компьютеров, электронных и оптических изделий (106 процентов), бумаги и бумажных изделий (104,9 процента).
Увеличение объемов производства обеспечивают предприятия: акционерное общество "Марийский машиностроительный завод", акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов", акционерное общество "Красногорский комбинат автофургонов", общество с ограниченной ответственностью "Технотех", акционерное общество "Волжский электромеханический завод", общество с ограниченной ответственностью "Потенциал", акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Геникс" и другие.
Снижение отмечается в производстве нефтепродуктов (на 91,5 процента к соответствующему периоду 2021 года), лекарственных средств (на 81,2 процента), готовых металлических изделий (на 17,2 процента), пищевых продуктов (на 9,9 процента).
Основное влияние на показатели 2022 года продолжают оказывать ограничения в производственной деятельности (резкое удорожание или отсутствие материалов, комплектующих, запасных частей, импортного оборудования), с которыми столкнулись предприятия в условиях санкционного давления. Вместе с тем принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки содействуют стабилизации производственной деятельности предприятий и минимизации последствий ограничений.
По оценке 2022 года, объем отгруженной промышленной продукции составит 205,5 млрд. рублей, что на 7,7 млрд. рублей выше фактического значения 2021 года, при этом индекс промышленного производства составит 95,5 процента.
За 8 месяцев 2022 года в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 40,9 млрд. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 30,1 млрд. рублей, или 73,6 процента от общего объема сельскохозяйственного производства по республике.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 100,2 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 103,2 процента.
Производство молока увеличилось на 3 процента по сравнению с уровнем января - августа 2021 г. и составило 137 тыс. тонн, яиц - на 7 процентов (292 млн. штук), производство мяса сократилось на 2 процента и составило 227 тыс. тонн.
Увеличение объемов отгруженной продукции агропромышленного комплекса отмечается на предприятиях: общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская", сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский", акционерное общество племзавод "Шойбулакский", закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский", сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель (колхоз) "Первое Мая".
По оценке 2022 года, объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 54,5 млрд. рублей (100,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях - 38,6 млрд. рублей.
В текущем году на фоне роста индекса потребительских цен наблюдается стагнация в развитии потребительского рынка. Снижение покупательской активности в большей степени наблюдается в отношении непродовольственных товаров. В январе - августе 2022 г. оборот розничной торговли составил 76,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах ниже аналогичного периода 2021 года на 6,6 процента, объем платных услуг населению - на 1,4 процента.
По оценке 2022 года, оборот розничной торговли составит 119,9 млрд. рублей, или 94 процента в сопоставимых ценах к 2021 году, объем платных услуг - 27 млрд. рублей, или 97,5 процента.
В августе 2022 г. индекс потребительских цен составил 111,3 процента к декабрю 2021 г. (соответствующий период 2021 года - 103,8 процента).
Внешнеторговый оборот республики за январь - июнь 2022 г. по сравнению с соответствующим периодом 2021 года уменьшился на 44 процента, в том числе экспорт - на 50,3 процента, импорт на 25,8 процента. По сравнению с январем - июнем 2021 г. доля экспорта в общем объеме внешнеторгового оборота уменьшилась и составила 66 процентов, доля импорта увеличилась и составила 34 процента.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное.
В товарной структуре экспорта преобладает машиностроительная продукция (36,9 процента от общего объема экспорта), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (23,9 процента), в импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция (50,7 процента), продукция химической промышленности (20,3 процента).
По оценке, в 2022 году внешнеторговый оборот республики составит 333,4 млн. долларов США, что на 27,3 процента меньше, чем в 2021 году, в том числе экспорт - 225,7 млн. долларов США (снижение на 30,5 процента), импорт - 107,7 млн. долларов США (снижение на 19,7 процента).
На развитие экономики и социальной сферы республики в январе - июне 2022 г. предприятиями и организациями всех форм собственности направлено инвестиций в основной капитал в сумме 14,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,3 процента ниже, чем в январе - июне 2021 г.
Наибольший объем инвестиций приходится на виды деятельности: "Обрабатывающие производства", "Сельское хозяйство", "Деятельность профессиональная, научная и техническая", "Строительство", "Транспортировка и хранение".
Бюджетные инвестиции за счет федеральных и республиканских средств в первом полугодии 2022 г. привлекались на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования на объекты капитального строительства в основном в рамках реализации региональных проектов и индивидуальной программы.
За прошедший период 2022 года за счет бюджетных средств введены в эксплуатацию высокотехнологичный корпус Перинатального центра, Краснооктябрьская врачебная амбулатория (Медведевский муниципальный район) и завершена реконструкция здания Чуксолинского сельского дома культуры (Новоторъяльский муниципальный район).
В 2022 году за счет бюджетных средств планируется завершить строительство КНС - 5, водозабора с закольцовкой существующих сетей водопровода в пгт Приволжский Волжского муниципального района, станции умягчения воды на центральном водозаборе в пгт Морки, водопроводных сетей от ул. Мамасево в г. Волжске до дер. Часовенная Волжского района, 2-й очереди бул. Ураева на участке от ул. Кирова до ул. Петрова в г. Йошкар-Оле, здания родильного отделения государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская центральная городская больница" в г. Волжске, физкультурно-оздоровительного комплекса в пгт Новый Торъял, реконструкцию системы водоснабжения пос. Куяр Медведевского муниципального района и Дворца спорта в г. Волжске.
В текущем году продолжается строительство и реконструкция следующих объектов:
очистные сооружения канализации г. Йошкар-Олы с применением наилучших доступных технологий и приведением сбрасываемых сточных вод к нормативам, установленным действующим законодательством (1 этап);
Александровский водозабор для водоснабжения городского округа "Город Волжск";
очистные сооружения канализации со строительством здания очистных сооружений г. Звенигово;
устройство двух водозаборных скважин на Сергушкинском водозаборе г. Звенигово;
очистные сооружения канализации биологической очистки пгт Параньга;
самотечный коллектор, проходящий по Козьмодемьянскому тракту, ул. Й. Кырли от ул. Чернякова до ул. Баумана;
пассажирский причал для речных судов с пешеходным переходом на р. Волга в районе г. Козьмодемьянска;
пассажирский терминал в аэропорту г. Йошкар-Олы;
рекреационная зона по ул. Чернякова между пгт Медведево и г. Йошкар-Ола;
магистральная улица в створе ул. Кирова и ул. Строителей г. Йошкар-Олы (2 этап);
бульвар 75-летия Победы в пгт Медведево;
мероприятия по формированию современной городской среды и обустройству мест массового отдыха населения (городских парков), строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в муниципальных образованиях республики.
По оценке 2022 года, объем инвестиций в основной капитал составит 38 млрд. рублей, или 100,1 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
В январе - августе 2022 г. отмечается снижение объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", на 1,8 процента в сопоставимых ценах по сравнению с январем - августом 2021 г. Выполнено работ на сумму 16,9 млрд. рублей.
Вместе с тем активно реализуются мероприятия национальных проектов на территории республики (в первую очередь по строительству и реконструкции автомобильных дорог), выполняются строительные работы организациями из других регионов (работы по водоотведению, газоснабжению в муниципальных районах, строительство объектов животноводства).
В 2022 году предусмотрено отремонтировать 301,2 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и 22,7 км уличной дорожной сети Йошкар-Олинской городской агломерации. Введено в эксплуатацию 121,0 км и 18,2 км соответственно. Также запланирован ремонт 541,1 погонных метра (11 объектов) искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Введено в эксплуатацию 4 мостовых сооружения общей протяженностью 148,4 погонных метра.
В республике реализуется один из наиболее социально значимых объектов - "Строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей г. Йошкар-Олы", что обеспечит вывод транзитного транспорта из центральной части г. Йошкар-Олы и улучшение транспортной доступности для 80 тыс. человек между жилой и промышленной зонами г. Йошкар-Олы.
В сентябре 2022 г. запущено рабочее движение на объекте I этапа строительства магистральной улицы.
По оценке 2022 года, объем работ по виду деятельности "Строительство" составит 32,7 млрд. рублей, что на 1,2 процента превысит уровень 2021 года в сопоставимых ценах.
За 8 месяцев 2022 года застройщиками республики введено жилья общей площадью 346,1 тыс. кв. метров, что в 1,6 раза превышает уровень 8 месяцев 2021 года, при этом индивидуальными застройщиками введено жилья 208,6 тыс. кв. метров (рост в 2,1 раза).
Общая площадь жилья, введенного в 2022 году, по оценке составит 386 тыс. кв. метров.
За 7 месяцев 2022 года сумма прибыли крупных и средних организаций составила 11,8 млрд. рублей, что на 32,5 процента больше, чем за соответствующий период 2021 года.
Наибольшая прибыль получена по виду деятельности "обрабатывающие производства" - 56,3 процента от общей суммы прибыли. Доля прибыльных организаций в общем числе организаций составила 70,6 процента.
По итогам 2022 года сумма полученной прибыли по полному кругу организаций оценивается в размере 20,6 млрд. рублей с ростом к 2021 году на 5,2 процента.
Несмотря на сдержанный рост развития основных отраслей экономики, отмечается стабильная ситуация на рынке труда и занятости населения республики.
Среднемесячная заработная плата работающих за январь - июль 2022 г. увеличилась на 12 процентов по сравнению с январем - июлем 2021 г. и составила 38 тыс. рублей, среднедушевые денежные доходы населения за январь-июнь 2022 г. возросли на 10,9 процента и составили 23,3 тыс. рублей.
Ожидается, что к концу 2022 года среднемесячная заработная плата с учетом намерений основных системообразующих организаций достигнет 39,4 тыс. рублей.
Ситуация на регистрируемом рынке труда республики находится на постоянном контроле, и показатели, характеризующие безработицу, в текущем году значительно улучшились по сравнению с 2021 годом.
По состоянию на 1 сентября 2022 г.:
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению с 1 сентября 2021 г. снизилась в 1,4 раза и составила 2,45 тыс. человек;
уровень регистрируемой безработицы - 0,74 процента (на 1 сентября 2021 г. - 1,07 процента);
коэффициент напряженности - 0,4 незанятых граждан на одно вакантное место (на 1 сентября 2021 г. - 0,5).
По оценке, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на конец 2022 года с учетом сезонных колебаний составит 2,8 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - 0,85 процента.
III. Общая характеристика прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
3.1. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт Республики Марий Эл (далее - ВРП) как обобщающий показатель развития экономики в прогнозируемом периоде зависит от развития основных отраслей.
Реализация инвестиционных проектов по созданию новых (расширению имеющихся) производств, модернизация технологической базы предприятий, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказание государственной поддержки способствуют положительной динамике валовой добавленной стоимости основных отраслей экономики.
С учетом оценки развития основных отраслей экономики в условиях санкционного давления в 2022 году ВРП оценивается в размере 230 млрд. рублей со снижением к уровню 2021 года на 1 процент в сопоставимых ценах.
В 2023 году прогнозируется сдержанный рост ВРП на уровне 101,2 процента.
В период 2024 - 2025 годов прогнозируется выход экономики на устойчивую траекторию развития, что позволит обеспечить прирост ВРП на 3,0 - 3,2 процента ежегодно.
Прирост объемов ВРП ожидается за счет развития видов деятельности реального сектора экономики: "Обрабатывающие производства", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", "Строительство".
3.2. Промышленное производство
В среднесрочной перспективе в структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений. Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства в 2023 - 2025 годах сохранится в пределах 90 процентов.
Из обрабатывающих производств формирование объемов промышленного производства будет определяться в первую очередь предприятиями по производству продукции машиностроения (электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования), пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции.
Прогнозные параметры развития промышленных видов деятельности на 2023 - 2025 годы учитывают, с одной стороны, необходимость обеспечения устойчивости развития отрасли в условиях санкций, напряженности на рынках сбыта и поставок продукции, с другой стороны - нацеленность на повышение эффективности и конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств и освоения выпуска высокотехнологичной продукции, а также расширения процессов импортозамещения.
Диверсификация промышленного производства республики, реализация программ Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, появление новых промышленных производств позволяют оценивать перспективы роста промышленности положительно.
В 2023 - 2025 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 102,7 - 103,5 процента в год, объем отгруженной промышленной продукции в 2025 году составит 236 млрд. рублей.
Одним из основных факторов с позитивным влиянием на рост промышленного производства является инвестиционная деятельность промышленных предприятий и реализация проектов, направленных на развитие и расширение производства. Осуществляется мониторинг инвестиционной деятельности промышленных предприятий и реализации 35 новых и направленных на модернизацию и техническое перевооружение производства инвестиционных проектов, планируемых к реализации до 2027 года, на общую сумму порядка 14 млрд. рублей. В рамках проектов планируется создать свыше 600 новых рабочих мест.
Опережающее развитие базовых промышленных видов деятельности будет достигнуто благодаря основным драйверам роста:
программа по предоставлению льготных займов Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, созданного в рамках индивидуальной программы. К 2024 году планируется осуществить поддержку более 20 инвестиционных проектов;
консультационные услуги по росту производительности труда на предприятиях, оказываемые созданной в рамках национального проекта "Производительность труда" автономной некоммерческой организацией "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда в Республике Марий Эл". К реализации мероприятий национального проекта планируется привлечь около 40 предприятий и обеспечить на них прирост производительности труда на 30 процентов в течение трех лет;
создаваемые в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" технопарк "Технопарк 112" и промышленный технопарк "ИНВА". В технопарках предусмотрено размещение свыше 40 малых инновационных организаций по востребованным направлениям: разработка индустриального программного обеспечения и IT-решений, промышленный дизайн, металлообработка и производство металлических изделий, проектирование и производство металлических дверей, мебели, мебельной фурнитуры;
проект "Кластер радиоэлектроники России", предполагающий углубленную специализацию предприятий радиоэлектроники республики путем производства печатных плат 6 и 7 классов точности и интегральных микросхем, а также снижение зависимости российского рынка микроэлектроники от зарубежных поставщиков.
3.3. Сельское хозяйство
Среднесрочная динамика развития агропромышленного комплекса будет по-прежнему зависеть от природно-климатических условий, объемов государственной поддержки, внутренней и мировой конъюнктуры рынков.
Согласно среднесрочному прогнозу в 2023 - 2025 годах объем производства сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться в сопоставимых ценах в среднем на 0,3 процента в год и в 2025 году составит 62,5 млрд. рублей.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
применение минеральных удобрений и расширение доли сортовых посевов в структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса;
повышение производительности труда за счет внедрения интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин;
наращивание объемов производства мяса, молока, яиц за счет улучшения генетического потенциала животных, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности, внедрения энергосберегающих технологий.
Проводимые мероприятия позволят в 2025 году увеличить производство мяса скота и птицы в живом весе до 355 тыс. тонн, молока - до 206 тыс. тонн, яйца - до 455 млн. штук.
В растениеводстве валовое производство зерна в хозяйствах всех категорий в 2025 году по прогнозу составит 355 тыс. тонн, овощей - 130 тыс. тонн, картофеля - 260 тыс. тонн.
Стабильное производство продукции сельского хозяйства будет обеспечено за счет реализации инвестиционных проектов предприятиями: акционерное общество племзавод "Шойбулакский", закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский", общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская", сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский", общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Лукоз", общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар", общество с ограниченной ответственностью "Казанское" и другими.
В рамках реализации индивидуальной программы будет осуществляться стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (возмещение части затрат, финансовое обеспечение на условиях софинансирования развития молочного скотоводства, семеноводства и переработки сельскохозяйственной продукции). На эти цели в 2023 - 2024 годах будет направлено 544,4 млн. рублей бюджетных средств.
3.4. Строительство
В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение объема работ по виду деятельности "Строительство" с ежегодными темпами роста 102,2 - 103,1 процента в сопоставимых ценах, к 2025 году объем работ составит 40,3 млрд. рублей.
Рост объемов строительных работ в 2023 - 2025 годах будет обеспечен за счет строительства и реконструкции социально значимых объектов, объектов дорожной сети, транспортной инфраструктуры, проведения мероприятий по модернизации инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.
В среднесрочном периоде предусматривается: в сфере здравоохранения: строительство поликлиники государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер", детской поликлиники N 2 государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинская детская городская больница имени Л.И. Соколовой", поликлинического отделения Юринской районной больницы государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянская межрайонная больница", инфекционного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская клиническая больница" в г. Йошкар-Оле, трех врачебных амбулаторий и других объектов здравоохранения;
в сфере культуры: реконструкция существующего театра кукол под театр юного зрителя в г. Йошкар-Оле, строительство и реконструкция домов культуры в муниципальных образованиях республики;
в сфере образования: строительство трех общеобразовательных школ в г. Йошкар-Оле и Медведевском районе;
в сфере спорта: строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях республики;
в социальной сфере: строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения в муниципальных образованиях республики.
Кроме того, в республике продолжится строительство объектов транспортной инфраструктуры, рекреационной зоны по ул. Чернякова в г. Йошкар-Оле, лабораторного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская ветеринарная лаборатория", Дома Дружбы Республики Марий Эл, систем ливневой канализации в г. Йошкар-Оле, сетей водоснабжения и автомобильных дорог к земельным участкам, выделенным для индивидуального жилищного строительства для многодетных семей, объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях республики, объектов газоснабжения в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, реализация мероприятий в рамках программ формирования современной городской среды и обустройства мест массового отдыха населения (городских парков).
Строительство и реконструкция объектов будут осуществляться с привлечением федеральных средств, что предусмотрено в рамках национальных проектов, индивидуальной программы и федеральной адресной инвестиционной программы.
Всего за три года (2023 - 2025 годы) прогнозируется ввести около 1,5 млн. кв. метров общей площади жилья, что будет связано с проведением следующих мероприятий:
обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующих категорий: ветераны и инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
обеспечение жильем молодых семей;
ликвидация аварийного жилья.
В 2023 - 2025 годах запланирован ремонт не менее 803 км автомобильных дорог регионального и местного значения в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги":
автомобильных дорог регионального значения, включенных в опорную сеть, - не менее 95 км;
автомобильных дорог регионального значения, не включенных в опорную сеть, - не менее 650 км;
автомобильных дорог местного значения - не менее 58 км.
Реализация II этапа строительства магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей рассчитана на 2023 - 2026 годы. II этап включает в себя строительство автомобильной дороги от ул. Луначарского до ул. Строителей протяженностью 2,5 км и путепровода протяженностью 429 погонных метров.
Планируется выполнить дорожные работы на участках автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, включенных в опорную сеть: Йошкар-Ола - Уржум, Корта - Куяр, Козьмодемьянск - Большой Сундырь, Елеево - Мари-Турек - Лопово, Кокшайск - Красногорский.
В результате доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, на 1 января 2026 г. составит 47,88 процента без выделения дополнительных средств.
3.5. Рынок товаров и услуг
В 2023 году прогнозируется стабильная ситуация на потребительском рынке, и с 2024 года - его устойчивый рост.
Динамика развития потребительского рынка и его структура будут базироваться на основных тенденциях, сложившихся в предыдущие годы, динамике денежных доходов населения и уровне потребительских цен на товары и услуги.
В 2023 - 2025 годах прогнозируется прирост оборота розничной торговли до 2,5 процента в год в сопоставимых ценах, его объем в 2025 году достигнет 149,8 млрд. рублей.
Прирост объема платных услуг населению в среднесрочной перспективе прогнозируется до 0,5 процента в год, его объем в 2025 году достигнет 31,7 млрд. рублей.
Основной задачей развития потребительского рынка остается расширение ассортимента товаров, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров.
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция роста сетевого ритейла, который создает дополнительные возможности расширения рынка, позволяет внедрять современные, передовые технологии.
Важное направление на современном рынке розничной торговли - это интернет-торговля, удельный вес которой в республике, благодаря широкому развитию за 2021 год, достиг 2,8 процента.
Для рынка платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет характерно формирование конкурентной среды за счет вовлечения в отрасль малого бизнеса, расширение ассортимента услуг, осуществление модернизации социально-культурной сферы.
Среднесрочный прогноз предполагает рост индекса потребительских цен на 9 процентов в 2023 году и в 2024 - 2025 годах - в пределах 4,0 - 4,6 процента в среднем за год.
3.6. Внешнеэкономическая деятельность
В связи со сложившейся экономической ситуацией внутреннего и внешнего характера в прогнозируемом периоде ожидается спад экспортных поставок продукции, произведенной на территории Республики Марий Эл. Это связано с поиском предприятиями - экспортерами альтернативных покупателей, налаживанием новых логистических путей, заключением новых контрактов, а также адаптацией к работе в санкционных условиях. Объем экспорта Республики Марий Эл к 2025 году достигнет 224,4 млн. долларов США. В структуре экспорта будет преобладать продукция машиностроения.
К 2025 году объем импорта продукции в Республику Марий Эл достигнет 106,6 млн. долларов США. В структуре импорта ведущее место будет занимать машиностроительная продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Росту показателей внешнеэкономической деятельности будет способствовать реализация в Республике Марий Эл регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
3.7. Малое и среднее предпринимательство
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2023 год и на период до 2025 года предусматривает создание благоприятного предпринимательского климата и оказание комплексной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам.
Прогнозируется, что количество малых и средних предприятий за три года возрастет на 392 единицы и составит 7,4 тыс. единиц в 2025 году, число занятых на малых и средних предприятиях увеличится до 43 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий вырастет на 23,9 процента и составит 247,7 млрд. рублей.
Увеличению показателей способствует реализация мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В Республике Марий Эл внедрена ступенчатая модель поддержки бизнеса: самозанятые (федеральный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами") - начинающие предприниматели (федеральный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса") - действующие предприниматели (федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства").
Соответствующие региональные проекты реализуются на территории Республики Марий Эл.
Региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" предполагает оказание самозанятым гражданам имущественной поддержки, всесторонней поддержки в центре "Мой бизнес", в том числе предоставление им микрозаймов.
Целевым показателем данного регионального проекта является увеличение количества самозанятых, зафиксировавших свой статус официально, к 2024 году до 5 879 человек.
В рамках регионального проекта "Создание условий для легкого оказание комплекса услуг в центре "Мой бизнес" социальным предприятиям, гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, начинающим и действующим предпринимателям;
оказание финансовой поддержки в форме грантов социальным предприятиям на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства;
предоставление микрозаймов начинающим предпринимателям. Ключевыми целевыми показателями регионального проекта являются увеличение количества граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги в центре "Мой бизнес", к 2024 году до 3 429 единиц, а также увеличение количества социальных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, прошедших обучение в центре "Мой бизнес" и (или) получивших гранты, до 87 единиц.
Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" содержит комплекс мер по поддержке уже действующих предпринимателей региона:
предоставление микрозаймов и поручительств предпринимателям региона;
оказание действующим предпринимателям комплекса услуг в центре "Мой бизнес";
содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства региона на внешние рынки при участии центра поддержки экспорта;
создание технопарка.
Основными целевыми показателями регионального проекта являются увеличение количества действующих микрозаймов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, к 2024 году до 560 единиц, объема финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональной гарантийной организации - до 910 млн. рублей, количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги в центре "Мой бизнес", - до 1 814 единиц, ежегодный объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в центре поддержки экспорта, - до 7,8 млн. долларов США.
Мероприятия названных региональных проектов включены в мероприятия подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2025 годы)".
3.8. Инвестиции
В среднесрочном периоде прогнозируется замедление темпа прироста инвестиций в основной капитал, что объясняется снижением количества предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства.
В 2023 - 2025 годах при условии стабильной экономической ситуации, увеличения инвестиционной активности прогнозируется рост инвестиций - 102,5 - 104,0 процента в сопоставимых ценах. В 2025 году объем инвестиций в основной капитал возрастет до 48 млрд. рублей.
Увеличение инвестиционной активности прогнозируется за счет роста бюджетных инвестиций в основной капитал и увеличения инвестиций за счет собственных и привлеченных средств организаций.
По прогнозу, инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения возрастут за три года на 34,5 процента и составят 60,8 тыс. рублей в 2025 году.
Основная доля инвестиций в основной капитал прогнозируется в сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах, строительстве, транспортировке и хранении, а также в отраслях социальной сферы.
В республике реализуются и (или) планируются к реализации инвестиционные проекты, из которых наиболее крупные:
в промышленности:
"Технологическое перевооружение производства металлокерамических корпусов для современных интегральных микросхем", инициатор - акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов";
"Модернизация перерабатывающего производства", инициатор - акционерное общество "Йошкар-Олинский мясокомбинат";
в сельском хозяйстве:
"Строительство двух репродукторов II порядка для содержания и производства родительского стада и выращивание ремонтного молодняка", инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская";
"Создание объектов семеноводства", инициатор акционерное общество племзавод "Шойбулакский";
"Строительство животноводческих комплексов", инициатор - закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский";
"Развитие семеноводства, в том числе модернизация объектов семеноводства", инициатор - общество с ограниченной ответственностью "Казанское";
"Модернизация перерабатывающих производств", инициатор - закрытое акционерное общество "Сернурский сырзавод";
в образовании:
"Строительство общеобразовательной школы с дополнительным обучением по IT-специальностям", инициатор - благотворительный фонд развития образования "Царев город";
"Строительство института (IT-университета)", инициатор общество с ограниченной ответственностью "Ричмедиа".
3.9. Финансовые результаты деятельности организаций
На основе умеренно оптимистичного прогноза развития основных отраслей экономики в 2023 - 2025 годах спрогнозирован финансовый положительный результат деятельности организаций.
Прибыль организаций в 2023 году прогнозируется в сумме 21,3 млрд. рублей с темпом роста к оценке 2022 года на 3,2 процента, в 2024 году - 21,8 млрд. рублей (рост - на 2,7 процента к предыдущему году), в 2025 году - 22,6 млрд. рублей (рост - на 3,3 процента).
Наибольшая сумма прибыли будет обеспечена организациями, расположенными в центрах экономического роста республики, - городском округе "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл - 50,6 процента от суммы прибыли прибыльных организаций по республике, городском округе "Город Волжск" Республики Марий Эл - 27,2 процента, Медведевском муниципальном районе Республики Марий Эл - 9,8 процента.
3.10. Демографические тенденции, занятость и уровень жизни населения
Прогноз численности постоянного населения республики на среднесрочную перспективу разработан с учетом численности населения на начало 2022 года и изменения его возрастной структуры.
Среднегодовая численность населения республики в 2023 году, по прогнозу, составит 665,6 тыс. человек и снизится по сравнению с оценкой 2022 года на 0,6 процента, в 2024 - 2025 годах снижение численности населения будет постепенно замедляться.
Улучшению демографических показателей будет способствовать реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Марий Эл", государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2025 годы, национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение", направленных на снижение смертности населения от болезней кровообращения, онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий.
В 2023 - 2025 годах прогнозируется увеличение рождаемости (в среднем на 3,4 процента в год), обусловленное в том числе такими мерами стимулирования рождаемости, как совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, социальная поддержка многодетных семей, выплата материнского капитала, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка, государственная поддержка граждан, имеющих детей, а именно назначение и выплата государственных пособий и компенсаций.
Основные меры по снижению смертности населения в среднесрочном периоде будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых заболеваний, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение заболеваний, угрожающих жизни и здоровью населения.
За счет указанных мер, по прогнозу, коэффициент естественной убыли населения будет постепенно снижаться и составит в 2025 году 2,5 на 1 000 человек населения (оценка 2022 года - 4,5).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по оценке 2022 года, составит 70,6 года и к 2025 году увеличится до 73,8 года.
В 2023 - 2025 годах прогнозируется незначительная миграционная убыль населения в пределах 0,8 -1,0 тыс. человек в год.
К концу прогнозного периода численность трудовых ресурсов Республики Марий Эл (по балансу трудовых ресурсов) составит 350,3 тыс. человек.
Доля занятых в экономике в 2023 - 2025 годах останется на уровне 77 - 78 процентов от общей численности трудовых ресурсов.
По прогнозу, в среднесрочной перспективе среднесписочная численность работников организаций республики будет иметь тенденцию к снижению и к концу 2025 года составит 169,5 тыс. человек.
В целях повышения занятости граждан, снижения уровня общей безработицы, а также оказания поддержки работодателям осуществляется финансовое обеспечение затрат на частичную оплату труда при организации общественных работ и временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также профессиональное обучение работников промышленных предприятий, находящихся под угрозой увольнения.
Также республике распределены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в рамках которого предусмотрена реализация мероприятий активной политики занятости.
В 2023 - 2025 годах ситуация в сфере занятости предполагает сохранение регистрируемой безработицы на уровне 0,8 - 0,9 процента.
В среднесрочном периоде на фоне положительной динамики развития основных отраслей экономики и повышения минимального размера оплаты труда прогнозируется повышение среднемесячной заработной платы работающих на 6,1 - 8,1 процента.
Среднемесячная заработная плата работающих вырастет с 42,6 тыс. рублей в 2023 году до 48,1 тыс. рублей в 2025 году.
Среднедушевые денежные доходы населения республики, по прогнозу, увеличатся с 28,7 тыс. рублей в 2023 году до 33 тыс. рублей в 2025 году. Рост среднедушевых денежных доходов будет обеспечен в основном за счет увеличения оплаты труда и индексации пенсионных выплат.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2021 году составила 17,9 процента, в последующие годы прогнозируется снижение ее величины до 15 процентов в 2025 году.
С 1 января 2021 г. порядок исчисления и установления прожиточного минимума в Республике Марий Эл регламентируется Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 вышеназванного Федерального закона на 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В 2022 году величина прожиточного минимума составляет 12 250 рублей; по прогнозу, к концу 2025 года она увеличится до 13 991 рубля.
В настоящее время в Республике Марий Эл реализуется региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" на 2021 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2021 г. N 15. Программа направлена на создание условий для сокращения численности населения Республики Марий Эл, живущего за чертой бедности.
3.11. Основные параметры государственных программ Республики Марий Эл
Государственные программы Республики Марий Эл это документы стратегического планирования, содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Перечень государственных программ республики утвержден распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 193-р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Марий Эл".
В настоящее время реализуются 27 государственных программ Республики Марий Эл, включающих 115 подпрограмм.
Из общего количества государственных программ Республики Марий Эл 14 программ входят в блок "Новое качество жизни", 9 программ - в блок "Инновационное развитие и модернизация экономики" и 4 программы - в блок "Эффективное государство".
В блоке "Новое качество жизни" представлены государственные программы Республики Марий Эл, связанные в основном с выполнением социальных, нормативно обусловленных обязательств и инвестированием в человеческий капитал. Данный блок имеет приоритетное значение для реализации государственной политики и выполнения обязательств государства.
По 23 государственным программам Республики Марий Эл на финансирование мероприятий предусмотрено получение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В 27 государственных программах Республики Марий Эл утверждено 153 индикатора, характеризующие изменения состояния определенных сфер деятельности, из них 87 индикаторов характеризуют блок "Новое качество жизни", 52 индикатора - блок "Инновационное развитие и модернизация экономики" и 14 индикаторов - блок "Эффективное государство".
В 15 государственных программах Республики Марий Эл в виде структурных элементов интегрированы региональные проекты.
Перечень государственных программ Республики Марий Эл представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень
государственных программ Республики Марий Эл
|
Наименование государственной программы Республики Марий Эл |
Информация об утверждении государственной программы Республики Марий Эл |
1. |
Развитие здравоохранения" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. N 492 |
2. |
"Развитие образования" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 452 |
3. |
"Социальная поддержка граждан" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 450 |
4. |
"Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2012 г. N 475 |
5. |
"Содействие занятости населения" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 |
6. |
"Защита населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2012 г. N 350 |
7. |
"Культура Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. N 427 |
8. |
"Архивное дело в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 декабря 2012 г. N 467 |
9. |
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 г. N 398 |
10. |
"Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 449 |
11. |
"Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 г. N 437 |
12. |
"Экономическое развитие и инвестиционная деятельность" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2012 г. N 326 |
13. |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2012 г. N 406 |
14. |
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 453 |
15. |
"Цифровая трансформация государственного управления в Республике Марий Эл на 2022 - 2025 годы" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2021 г. N 507 |
16. |
"Развитие дорожного хозяйства" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 г. N 520 |
17. |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 428 |
18. |
"Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 451 |
19. |
"Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 429 |
20. |
"Управление имуществом государственной собственности Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 445 |
21. |
"Юстиция в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 446 |
22. |
"Государственная национальная политика Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 октября 2012 г. N 387 |
23. |
"Развитие транспортного комплекса" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 г. N 81 |
24. |
"Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 октября 2016 г. N 440 |
25. |
"Профилактика правонарушений на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 февраля 2017 г. N 84 |
26. |
"Формирование современной городской среды на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2017 г. N 380 |
27. |
"Комплексное развитие сельских территорий" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398 |
3.12. Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится сопоставление параметров прогноза с ранее утвержденными параметрами.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов имеют отклонения по ряду показателей.
Работа базовых отраслей экономики республики в условиях санкционного давления не позволяет оптимистично оценивать итоги 2022 года в отношении темпов роста ВРП, индексов промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, работ по виду деятельности "Строительство", инвестиций в основной капитал, потребительских цен, розничной торговли. По прогнозу, на 2023 - 2024 годы также приняты более сдержанные значения.
Улучшение показателей относительно ранее прогнозируемого периода ожидается по вводу в действие жилых домов. Также с учетом оценки и прогнозных намерений основных предприятий республики прогнозируется увеличение прибыли крупных и средних организаций республики, начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника.
На рост уровня жизни населения, в том числе среднедушевых денежных доходов, также окажет влияние увеличение пенсий и социальных пособий, расширение мер государственной поддержки населения.
Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл представлено в таблице 2.
Таблица 2
Изменение
основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Показатель |
2022 год |
Отклонение |
2023 год |
Отклонение |
2024 |
год |
Отклонение |
||
по прогнозу на 2022 - 2024 годы |
по прогнозу на 2023 - 2025 годы |
по прогнозу на 2022 - 2024 годы |
по прогнозу на 2023 - 2025 годы |
по прогнозу на 2022 - 2024 годы |
по прогнозу на 2023 - 2025 годы |
||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года, в процентах к декабрю предыдущего года |
104,0 |
114,5 |
+10,5 |
104,0 |
107,1 |
+3,1 |
104,0 |
104,0 |
0 |
Индекс физического объема валового регионального продукта, процентов |
102,9 |
99,0 |
-3,9 |
103,0 |
101,2 |
-1,8 |
103,1 |
103,0 |
-0,1 |
Индекс промышленного производства, процентов |
102,5 |
95,5 |
-7,0 |
102,7 |
102,7 |
0 |
103,2 |
103,2 |
0 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов |
103,1 |
100,1 |
-3,0 |
103,2 |
102,5 |
-0,7 |
103,3 |
103,3 |
0 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, процентов |
100,4 |
100,3 |
-0,1 |
100,7 |
100,3 |
-0,4 |
100,5 |
100,3 |
-0,2 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", процентов |
102,5 |
101,2 |
-1,3 |
103,0 |
103,0 |
0 |
104,0 |
103,1 |
-0,9 |
Индекс физического оборота розничной торговли, процентов |
101,0 |
94,0 |
-7,0 |
101,5 |
101,0 |
-0,5 |
102,0 |
102,0 |
0 |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций, млн. рублей |
10 401,6 |
15 426,0 |
+5 024,4 |
10 863,8 |
15 953,3 |
+5 089,5 |
11 342,4 |
16 364,0 |
+5 021,6 |
Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей |
36 496,8 |
39 436,1 |
+2 939,3 |
38 753,4 |
42 612,0 |
+3 858,6 |
41 325,9 |
45 360,0 |
+4 034,1 |
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
24 271,0 |
26 100,0 |
+1 829,0 |
25 804,0 |
28 710,0 |
+2 906,0 |
28 120,0 |
30 780,0 |
+2 660,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров |
369,8 |
386,0 |
+16,2 |
386,0 |
469,0 |
+83,0 |
426,0 |
526,0 |
+100,0 |
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Республики Марий Эл на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Показатель |
2021 год отчет |
2022 год оценка |
Прогноз* |
||||||||||||||||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||||||||||||||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||||||||||||
1. Демографические показатели | |||||||||||||||||||||||
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
673,4 |
669,4 |
665,4 |
665,6 |
661,6 |
662,2 |
658,4 |
659,3 |
|||||||||||||||
Численность населения (на 1 января года), тыс. человек |
675,3 |
671,5 |
667,3 |
667,3 |
663,4 |
663,8 |
659,7 |
660,6 |
|||||||||||||||
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
367,3 |
372,7 |
371,0 |
373,5 |
372,2 |
374,2 |
372,8 |
376,9 |
|||||||||||||||
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
174,3 |
165,7 |
164,8 |
162,8 |
161,2 |
160,1 |
158,3 |
157,4 |
|||||||||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
69,5 |
70,6 |
72,7 |
72,7 |
73,2 |
73,2 |
73,8 |
73,8 |
|||||||||||||||
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-7,2 |
-4,5 |
-4,2 |
-3,8 |
-4,1 |
-3,5 |
-2,8 |
-2,5 |
|||||||||||||||
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
1,0 |
-1,1 |
-1,1 |
-1,0 |
-1,0 |
-0,9 |
-0,9 |
-0,8 |
|||||||||||||||
2. Валовой региональный продукт | |||||||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
213 320,0 |
229 977,0 |
238 356,0 |
241 984,0 |
249 910,0 |
256 097,0 |
261 782,0 |
270 506,0 |
|||||||||||||||
индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году |
102,0 |
99,0 |
100,6 |
101,2 |
102,4 |
103,0 |
102,7 |
103,2 |
|||||||||||||||
3. Промышленное производство | |||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей |
197 798,7 |
205 487,9 |
214 560,4 |
216 083,5 |
222 503,0 |
225 645,3 |
231 688,4 |
236 016,4 |
|||||||||||||||
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
99,9 |
95,5 |
102,4 |
102,7 |
102,8 |
103,2 |
103,0 |
103,5 |
|||||||||||||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
577,2 |
610,3 |
614,2 |
622,7 |
636,1 |
646,5 |
663,7 |
675,4 |
|||||||||||||||
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
86,6 |
105,6 |
100,6 |
101,9 |
101,0 |
102,3 |
101,5 |
102,8 |
|||||||||||||||
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
175 620,0 |
184 680,7 |
193 535,0 |
194 934,5 |
201 027,1 |
203 834,1 |
209 635,3 |
213 402,7 |
|||||||||||||||
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
98,8 |
95,4 |
102,4 |
102,8 |
102,6 |
103,0 |
102,9 |
103,4 |
|||||||||||||||
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
13 373,6 |
13 386,6 |
13 587,4 |
13 627,5 |
13 927,1 |
14 064,4 |
14 344,9 |
14 515,3 |
|||||||||||||||
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
111,2 |
99,5 |
101,5 |
101,8 |
102,5 |
103,2 |
103,0 |
103,3 |
|||||||||||||||
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. рублей |
8 227,9 |
6 810,2 |
6 823,9 |
6 898,8 |
6 912,8 |
7 100,3 |
7 044,5 |
7 423,0 |
|||||||||||||||
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
112,5 |
89,0 |
100,2 |
101,3 |
101,0 |
102,3 |
101,5 |
103,0 |
|||||||||||||||
4. Сельское хозяйство | |||||||||||||||||||||||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
49 739,8 |
54 528,7 |
57 353,8 |
57 426,9 |
59 939,6 |
59 960,7 |
62 307,2 |
62 546,3 |
|||||||||||||||
индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году |
95,9 |
100,3 |
98,3 |
100,3 |
98,5 |
100,3 |
99,0 |
100,3 |
|||||||||||||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Продукция растениеводства, млн. рублей |
14 395,7 |
15 781,7 |
16 599,3 |
16 620,5 |
17 347,7 |
17 353,8 |
18 033,0 |
18 102,1 |
|||||||||||||||
индекс производства продукции растениеводства, в процентах к предыдущему году |
82,5 |
110,2 |
98,0 |
100,2 |
98,2 |
100,2 |
100,1 |
100,2 |
|||||||||||||||
Продукция животноводства, млн. рублей |
35 344,1 |
38 747,0 |
40 754,5 |
40 806,4 |
42 591,9 |
42 606,9 |
44 274,3 |
44 444,1 |
|||||||||||||||
индекс производства продукции животноводства, в процентах к предыдущему году |
101,4 |
95,8 |
100,1 |
100,3 |
100,3 |
100,3 |
100,2 |
100,3 |
|||||||||||||||
Продукция сельскохозяйственных организаций, млн. рублей |
35 202,9 |
38 592,2 |
40 591,7 |
40 643,4 |
42 421,7 |
42 436,7 |
44 097,4 |
44 266,6 |
|||||||||||||||
индекс производства продукции сельскохозяйственных организаций, в процентах к предыдущему году |
98,5 |
103,0 |
99,5 |
101,1 |
99,8 |
101,5 |
99,9 |
102,2 |
|||||||||||||||
5. Строительство | |||||||||||||||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн. рублей |
29 958,4 |
32 743,3 |
34 334,2 |
35 881,1 |
35 580,8 |
38 140,2 |
36 547,7 |
40 343,5 |
|||||||||||||||
индекс физического объема работ, в процентах к предыдущему году |
126,8 |
101,2 |
101,8 |
103,0 |
102,2 |
103,1 |
101,1 |
102,2 |
|||||||||||||||
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
372,0 |
386,0 |
426,0 |
469,0 |
478,0 |
526,0 |
478,0 |
526,0 |
|||||||||||||||
темп роста, в процентах к предыдущему году |
100,6 |
103,8 |
110,4 |
121,5 |
112,2 |
112,2 |
100,0 |
100,0 |
|||||||||||||||
6. Торговля и услуги населению | |||||||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах |
107,8 |
114,5 |
107,0 |
107,1 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
|||||||||||||||
в среднем за год, в процентах к предыдущему году |
106,4 |
114,6 |
108,5 |
109,0 |
104,6 |
104,6 |
104,0 |
104,0 |
|||||||||||||||
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
108 490,4 |
119 900,0 |
129 477,0 |
130 727,0 |
136 592,0 |
140 076,0 |
144 118,0 |
149 824,0 |
|||||||||||||||
индекс физического оборота розничной торговли, в процентах к предыдущему году |
110,3 |
94,0 |
100,5 |
101,0 |
101,0 |
102,0 |
101,5 |
102,5 |
|||||||||||||||
Объем платных услуг населению, млн. рублей |
25 576,8 |
26 980,0 |
28 586,0 |
28 750,0 |
29 918,0 |
30 264,0 |
31 225,0 |
31 708,0 |
|||||||||||||||
индекс физического объема платных услуг населению, в процентах к предыдущему году |
109,2 |
97,5 |
100,0 |
100,1 |
100,2 |
100,3 |
100,4 |
100,5 |
|||||||||||||||
|
7. Внешнеэкономическая деятельность |
||||||||||||||||||||||
Экспорт товаров, млн. долларов США |
324,6 |
225,7 |
218,2 |
220,5 |
219,8 |
222,2 |
221,9 |
224,4 |
|||||||||||||||
Импорт товаров, млн. долларов США |
134,1 |
107,7 |
103,1 |
104,7 |
104,0 |
105,6 |
105,1 |
106,6 |
|||||||||||||||
|
8. Малое и среднее предпринимательство |
||||||||||||||||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц |
7 254 |
7 000 |
7 070 |
7 105 |
7 140 |
7 247 |
7211 |
7 392 |
|||||||||||||||
Средняя численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях (с учетом микропредприятий), тыс. человек |
41,4 |
42,4 |
42,5 |
42,6 |
42,6 |
42,8 |
42,7 |
43,0 |
|||||||||||||||
Оборот малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий), млн. рублей |
187 432,4 |
200 000,0 |
213 600,0 |
215 700,0 |
225 000,0 |
229 700,0 |
240 000,0 |
247 700,0 |
|||||||||||||||
9. Инвестиции | |||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
35 546,2 |
38 005,2 |
40 022,0 |
41 030,0 |
42 742,0 |
44 460,0 |
45 480,0 |
47 995,0 |
|||||||||||||||
индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году |
93,0 |
100,1 |
100,0 |
102,5 |
101,8 |
103,3 |
102,5 |
104,0 |
|||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения, тыс. рублей |
41,7 |
45,2 |
50,1 |
50,2 |
53,7 |
54,3 |
57,5 |
60,8 |
|||||||||||||||
Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, в процентах |
16,7 |
16,5 |
16,8 |
17,0 |
17,1 |
17,4 |
17,4 |
17,7 |
|||||||||||||||
10. Финансовые результаты деятельности организаций | |||||||||||||||||||||||
Прибыль прибыльных организаций, млн. рублей |
19 585,1 |
20 607,8 |
21 184,8 |
21 265,5 |
21 693,3 |
21 834,0 |
22 365,7 |
22 557,8 |
|||||||||||||||
в том числе крупных и средних организаций, млн. рублей |
14 543,5 |
15 426,0 |
15 904,2 |
15 953,3 |
16 270,0 |
16 364,0 |
16 790,6 |
16 943,5 |
|||||||||||||||
11. Денежные доходы населения | |||||||||||||||||||||||
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
23 240,9 |
26 100,0 |
28 430,0 |
28 710,0 |
30 130,0 |
30 780,0 |
32 000,0 |
33 030,0 |
|||||||||||||||
темп роста, в процентах к предыдущему году |
109,3 |
112,3 |
108,9 |
110,0 |
106,0 |
107,2 |
106,2 |
107,3 |
|||||||||||||||
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
102,7 |
98,0 |
100,4 |
100,9 |
101,3 |
102,5 |
102,1 |
103,2 |
|||||||||||||||
Фонд заработной платы, млн. рублей |
73 482,6 |
80 738,4 |
85 820,1 |
86 935,8 |
30 577,0 |
92 388,5 |
95 004,1 |
97 854,2 |
|||||||||||||||
Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, рублей |
35 497,2 |
39 436,1 |
42 193,0 |
42 612,0 |
44 663,0 |
45 360,0 |
46 929,0 |
48 122,0 |
|||||||||||||||
темп роста, в процентах к предыдущему году |
110,0 |
111,1 |
107,0 |
108,1 |
105,9 |
106,4 |
105,1 |
106,1 |
|||||||||||||||
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
103,4 |
97,0 |
100,0 |
100,9 |
101,8 |
102,4 |
101,1 |
102,0 |
|||||||||||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
29 561,0 |
32 720,0 |
34 192,0 |
34 749,0 |
35 902,0 |
37 077,0 |
37 697,0 |
39 376,0 |
|||||||||||||||
темп роста, в процентах к предыдущему году |
107,5 |
110,7 |
104,5 |
106,2 |
105,0 |
106,7 |
105,0 |
106,2 |
|||||||||||||||
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), рублей |
10 184,0 |
12 250,0 |
12 650,0 |
12 650,0 |
13 243,0 |
13 243,0 |
13 991,0 |
13 991,0 |
|||||||||||||||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, в процентах |
17,9 |
17,8 |
17,7 |
17,7 |
17,1 |
17,1 |
15,0 |
15,0 |
|||||||||||||||
12. Труд и занятость | |||||||||||||||||||||||
Численность рабочей силы, тыс. человек |
330,3 |
331,0 |
329,2 |
330,9 |
328,3 |
330,0 |
327,3 |
328,9 |
|||||||||||||||
Численность трудовых ресурсов - всего, тыс. человек, в том числе: |
351,7 |
352,5 |
350,6 |
352,4 |
349,6 |
351,4 |
348,6 |
350,3 |
|||||||||||||||
трудоспособное население в трудоспособном возрасте, тыс. человек |
323,0 |
324,1 |
322,6 |
324,3 |
322,9 |
324,5 |
323,2 |
324,8 |
|||||||||||||||
иностранные трудовые мигранты, тыс. человек |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||||
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, тыс. человек |
28,1 |
27,7 |
27,2 |
27,3 |
25,8 |
25,9 |
24,9 |
25,0 |
|||||||||||||||
Численность занятых в экономике - всего, тыс. человек, в том числе по разделам ОКВЭД: |
270,9 |
271,5 |
270,6 |
272,0 |
270,7 |
272,1 |
270,9 |
272,2 |
|||||||||||||||
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, тыс. человек |
26,2 |
25,9 |
25,6 |
25,8 |
25,5 |
25,7 |
25,4 |
25,6 |
|||||||||||||||
добыча полезных ископаемых, тыс. человек |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|||||||||||||||
обрабатывающие производства, тыс. человек |
57,2 |
57,4 |
56,8 |
57,1 |
57,0 |
57,3 |
57,9 |
58,2 |
|||||||||||||||
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, тыс. человек |
7,3 |
7,3 |
7,2 |
7,3 |
7,2 |
7,3 |
7,2 |
7,2 |
|||||||||||||||
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, тыс. человек |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
|||||||||||||||
строительство, тыс. человек |
21,2 |
21,0 |
20,8 |
21,0 |
20,7 |
20,9 |
20,6 |
20,8 |
|||||||||||||||
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, тыс. человек |
40,4 |
42,0 |
42,6 |
42,8 |
43,2 |
43,5 |
43,8 |
44,0 |
|||||||||||||||
транспортировка и хранение, тыс. человек |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
15,6 |
15,5 |
15,6 |
15,5 |
15,6 |
|||||||||||||||
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, тыс. человек |
5,5 |
5,5 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
|||||||||||||||
деятельность в области информации и связи, тыс. человек |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
|||||||||||||||
деятельность финансовая и страховая, тыс. человек |
3,2 |
3,2 |
зд |
3,2 |
зд |
зд |
3,1. |
зд |
|||||||||||||||
деятельность по операциям с недвижимым имуществом, тыс. человек |
5,8 |
5,8 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
5,5 |
|||||||||||||||
деятельность профессиональная, научная и техническая, тыс. человек |
3,8 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
|||||||||||||||
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, тыс. человек |
3,8 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
|||||||||||||||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение, тыс. человек |
18,3 |
18,3 |
18,2 |
18,3 |
18,2 |
18,3 |
18,2 |
18,3 |
|||||||||||||||
образование, тыс. человек |
24,6 |
24,6 |
24,5 |
24,6 |
24,5 |
24,6 |
24,5 |
24,6 |
|||||||||||||||
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, тыс. человек |
19,8 |
19,7 |
19,6 |
19,7 |
19,5 |
19,6 |
19,5 |
19,6 |
|||||||||||||||
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, тыс. человек |
4,5 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
|||||||||||||||
предоставление прочих видов услуг, тыс. человек |
5,2 |
5,2 |
5,7 |
5,7 |
5,2 |
5,3 |
4,2 |
4,2 |
|||||||||||||||
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, тыс. человек |
80,7 |
81,0 |
80,0 |
80,4 |
78,9 |
79,3 |
77,7 |
78,1 |
|||||||||||||||
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), в процентах |
5,3 |
4,0 |
5,4 |
5,2 |
5,3 |
5,0 |
5,2 |
4,9 |
|||||||||||||||
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда), тыс. человек |
17,7 |
13,1 |
17,6 |
17 |
17,2 |
16,3 |
16,3 |
15,8 |
|||||||||||||||
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), в процентах |
0,8 |
0,85 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
|||||||||||||||
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
2,7 |
2,8 |
3,3 |
2,9 |
2,9 |
2,6 |
2,8 |
2,6 |
|||||||||||||||
Среднесписочная численность работников организаций, тыс. человек |
172,9 |
170,6 |
169,5 |
170,0 |
169,0 |
169,7 |
168,7 |
169,5 |
-----------------------------
* Вариант I (консервативный) исходит из менее благоприятного сценария развития экономики в условиях применения санкционного режима. Вариант II (базовый) предполагает более быструю адаптацию экономики к новым условиям и переход к восстановительному росту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 октября 2022 г. N 451 "О прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 28 октября 2022 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 31 октября 2022 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 февраля 2024 г. N 51 настоящий документ признан утратившим силу с 8 марта 2024 г.