Постановление Правительства Мурманской области от 29 октября 2022 г. N 855-ПП
"Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
В целях эффективного управления государственным долгом Мурманской области и принятия мер по снижению долговой нагрузки Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 27.10.2021 N 774-ПП "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Мурманской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Мурманской области
от 29.10.2022 N 855-ПП
Основные направления
государственной долговой политики Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
1. Общие положения
Государственная долговая политика Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика Мурманской области) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом Рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), и в соответствии с государственной программой Мурманской области "Финансы", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 776-ПП.
Под долговой политикой Мурманской области понимается стратегия управления государственными внутренними заимствованиями Мурманской области (далее - заимствования), направленная на обеспечение потребностей Мурманской области в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств Мурманской области, минимизацию расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Мурманской области (далее - государственный долг Мурманской области), поддержание объема и структуры обязательств Мурманской области, исключающих их неисполнение, соблюдение значений показателей, обеспечивающих высокий уровень долговой устойчивости Мурманской области, а также на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета.
Долговую политику Мурманской области реализует Министерство финансов Мурманской области (далее - Министерство). Информация о долговой политике Мурманской области является открытой и общедоступной. Сведения об обязательствах Мурманской области размещаются на официальном сайте Министерства и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Итоги реализации долговой политики Мурманской области за 2021 год и анализ текущего состояния государственного долга Мурманской области
Проведенные в 2021 году мероприятия по увеличению роста доходов и оптимизации расходов областного бюджета позволили снизить государственный долг Мурманской области на 1 205,8 млн. рублей, или на 9% по сравнению с 2020 годом.
По состоянию на 1 января 2022 года государственный долг Мурманской области составил 12 441,5 млн. рублей, или 12% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В структуре государственного долга:
- 91% - задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджету Мурманской области;
- 3% - государственная гарантия, предоставленная в обеспечение исполнения обязательств АО "Мурманэнергосбыт" по кредиту, привлеченному для расчетов с поставщиками ресурсов, в том числе с поставщиками топлива.
Задолженность по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, отсутствует.
Обеспеченные государственной гарантией Мурманской области обязательства исполнены принципалом в феврале 2022 года.
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Мурманской области в общем объеме расходов областного бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, - 0,1%.
По итогам исполнения бюджета за 2021 год Мурманская область относится к группе с высокой долговой устойчивостью.
В 2021 году исполнены обязательства Мурманской области, принятые при заключении с Министерством финансов Российской Федерации:
- дополнительного соглашения о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Мурманской области из федерального бюджета от 31 декабря 2020 года N 5/5/5/5/5/5 (далее - Дополнительное соглашение N 5/5/5/5/5/5);
- дополнительного соглашение от 1 июля 2021 года N 1 к Соглашению от 14 декабря 2020 N 01-01-06/06-1009 о предоставлении бюджету Мурманской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Дополнительное соглашение N1).
В соответствии с условиями Дополнительного соглашения N 5/5/5/5/515 в 2021 году средства в объеме 1 399,3 млн рублей, высвободившиеся в результате предоставленной рассрочки по погашению суммы реструктурированной задолженности, направлены на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, и на обеспечение расходных обязательств Мурманской области, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.
В соответствии с условиями Дополнительного соглашения N 5/5/5/5/515 доля общего объема государственного долга Мурманской области и доля объема государственного долга Мурманской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2023 установлена на уровне 34 процентов и 28 процентов соответственно.
В 2022 году Мурманской областью с Министерством финансов Российской Федерации заключено соглашение от 22 июня 2022 года N 01-01-06/06-264 о предоставлении бюджету Мурманской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на сумму 368,4 млн рублей, со сроком его возврата в 2028 году ежегодно равными долями.
Указанные средства были предоставлены муниципальным образованиям Мурманской области на погашение муниципальных долговых обязательств в виде обязательств по бюджетным кредитам и кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций.
Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" установлено, что в 2022 году бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации в размере, не превышающем одной десятой утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации на 2022 год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, при условии его возврата непозднее 30 декабря 2022 года.
В июле 2022 года с Управлением Федерального казначейства по Мурманской области заключен договор о предоставлении Мурманской области бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета N 05-157/кр с лимитом 10 455,4 млн рублей.
Получение бюджетного кредита сверх предельного размера, ранее установленного Минфином России на 2022 год в объеме 5 200 млн рублей, должно быть согласовано с Минфином России.
В 2022 году на заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - президиум (штаб) Комиссии) (протокол от 02.06.2022 N 29) Мурманской области одобрено распределение дополнительного лимита по инфраструктурному проекту "Культурно-деловой центр "Новый Мурманск" (далее - проект) в объеме 1 146,1 млн рублей. С учетом ранее одобренного президиумом (штабом) Комиссии лимита Мурманской области по проекту в объеме 3 408,4 млн рублей общий объем потребности Мурманской области составил 4 554,5 млн. рублей.
Предоставление бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта "КДЦ "Новый Мурманск" предусмотрено на 2023 - 2024 годы в объеме 4 554,5 млн рублей.
Также в 2022 году на заседании президиума (штаба) Комиссии (протокол от 07.07.2022 N 37) Мурманской области одобрен инфраструктурный бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации проекта "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Апатиты - Кировск, км 2+688 - км 14+314" в объеме 6 500,0 млн рублей. Предоставление бюджетного кредита на финансовое обеспечение инфраструктурного проекта предусмотрено в 2023-2024 годах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 1662 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) в 2022 году не подлежит погашению реструктурированная в 2020 и 2021 годах задолженность Мурманской области по бюджетным кредитам в сумме 470,8 млн рублей и 260,0 млн рублей, указанная задолженность подлежит погашению в 2025 и в 2029 годах соответственно. Высвобождаемые в 2022 году средства в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам подлежат направлению на цели, установленные указанным Постановлением.
Кроме того, в обеспечение исполнения обязательств Акционерного общества "Мурманэнергосбыт" перед Акционерным обществом "АЛЬФА - БАНК" последнему 29 июля 2022 года предоставлена государственная гарантия Мурманской области в объеме 1 600,0 млн рублей со сроком действия по 1 июля 2024 года.
За девять месяцев 2022 года государственный долг Мурманской области сложился в объеме 14 084,9 млн рублей, в структуре долга 89% составляет задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Мурманской области из федерального бюджета, и 11% - государственные гарантии Мурманской области.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Мурманской области
В 2023 - 2025 годах реализация долговой политики Мурманской области будет осуществляться с учетом основных параметров развития экономики Мурманской области.
Основными факторами, определяющими направления долговой политики Мурманской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, являются:
- вероятность воздействия геополитической ситуации и макроэкономических рисков по ухудшению экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, а также изменения инвестиционных планов (стратегий) и политики вертикально интегрированных компаний, инфраструктурных компаний и организаций;
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации;
- нестабильность законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- рост расходных обязательств Мурманской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей региональных проектов, реализуемых в рамках соответствующих национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", стимулированием инфраструктурного развития, а также реализацией инициатив Президента Российской Федерации по обеспечению мер социальной поддержки, интенсификации развития социальной сферы;
- выполнение условий дополнительных соглашений N 5/5/5/5/515 и N 1.
Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на изменение размера дефицита областного бюджета и необходимость его финансирования путем осуществления заимствований в экономически обоснованных объемах, не превышающих ограничения, установленные указанными дополнительными соглашениями.
Долговая политика Мурманской области направлена на:
- обеспечение финансирования дефицита областного бюджета;
- своевременное и полное исполнение долговых обязательств Мурманской области;
- соблюдение верхних пределов государственного долга, размера дефицита областного бюджета и предельного объема заимствований в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- обеспечение поддержания расходов на обслуживание государственного долга Мурманской области в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- минимизацию стоимости обслуживания государственного долга Мурманской области;
- выполнение условий дополнительных соглашений N 5/5/5/515/5 и N 1;
- соблюдение значений показателей, обеспечивающих высокий уровень долговой устойчивости Мурманской области.
4. Цели и принципы долговой политики Мурманской области
Основные цели долговой политики Мурманской области - сохранение финансовой устойчивости региона и сбалансированности областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры государственного долга Мурманской области на экономически безопасном уровне в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки, соблюдение требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета.
Принципами долговой политики Мурманской области являются:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и дополнительными соглашениями N 5/5/5/5/5/5 и N 1;
- своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств Мурманской области;
- сохранение репутации Мурманской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои долговые обязательства;
- открытость и прозрачность управления государственным долгом Мурманской области.
5. Основные задачи долговой политики Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основными задачами долговой политики Мурманской области являются:
- повышение эффективности заимствований Мурманской области;
- оптимизация структуры государственного долга Мурманской области;
- обеспечение дефицита областного бюджета в 2023, 2024 и 2025 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023, 2024 и 2025 годы ежегодно. При этом дефицит бюджета может превысить ограничение в пределах снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
- соблюдение условий Дополнительного соглашения N 5/5/5/5/5/5 в части обеспечения возможности привлечения кредитов кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также обеспечения доли общего объема государственного долга Мурманской области и доли объема государственного долга Мурманской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по состоянию:
на 1 января 2024 года:
- объем государственного долга области не более 32 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 29 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года:
- объем государственного долга области не более 31 процента от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 30 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 1 января 2026 года:
- объем государственного долга области не более 31 процента от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 30 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
- формирование положительной кредитной истории Мурманской области;
- оптимизация расходов, связанных с обслуживанием государственного долга Мурманской области;
- обеспечение раскрытия информации о государственном долге Мурманской области.
6. Инструменты реализации долговой политики Мурманской области
Инструментами реализации долговой политики Мурманской области являются:
1. Привлечение заемных средств в форме:
- краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете областного бюджета;
- кредитов от кредитных организаций.
2. Привлечение остатков средств государственных областных бюджетных и автономных учреждений Мурманской области, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств областного бюджета с соответствующих казначейских счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области на единый счет областного бюджета.
3. Привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
4. Предоставление государственных гарантий Мурманской области.
Использование краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета
В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание государственного долга сохранится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Привлечение кредитов от кредитных организаций
Этот инструмент долговой политики Мурманской области является наиболее мобильным и доступным для использования. Гибкость возобновляемых кредитных линий, возможность оперативного управления объемом государственного долга Мурманской области, изменение процентных ставок по результатам переговоров с кредитными организациями и по итогам проведения новых аукционов с более привлекательными условиями по стоимости позволяют сдерживать рост стоимости обслуживания государственного долга Мурманской области.
Ключевой задачей при привлечении кредитов от кредитных организаций остается обеспечение привлечения в областной бюджет кредитов по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату проведения аукциона, увеличенный на 1 процент годовых.
Привлечение остатков средств государственных областных бюджетных и автономных учреждений Мурманской области, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств областного бюджета с соответствующих казначейских счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области на единый счет областного бюджета
Важная роль отводится применению механизма привлечения остатков средств государственных областных бюджетных и автономных учреждений Мурманской области, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств областного бюджета с соответствующих казначейских счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета.
Использование данного инструмента позволяет:
- сократить объем кредитов, привлекаемых от кредитных организаций;
- минимизировать расходы на обслуживание государственного долга Мурманской области;
- оперативно управлять остатками на счетах областного бюджета.
Привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов
Привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов по процентной ставке 3 процента годовых и сроком погашения не менее 15 лет позволит обеспечить создание сопутствующей инфраструктуры для реализации ключевых инвестиционных проектов в регионе, в результате которых будут привлечены внебюджетные инвестиции, созданы новые рабочие места, обеспечена положительная динамика ключевых показателей социально-экономического развития региона.
Государственные гарантии Мурманской области
Принятие обязательств по государственным гарантиям Мурманской области оказывает влияние на основные параметры областного бюджета.
Объем предоставленных государственных гарантий Мурманской области включается в объем государственного долга Мурманской области.
Государственная гарантия Мурманской области предоставляется в обеспечение надлежащего исполнения принципалом обязательства, образовавшегося перед бенефициаром, при привлечении в кредитных организациях заемных средств для реализации социально значимых проектов в целях обеспечения своей деятельности.
Предоставление и исполнение государственной гарантии Мурманской области подлежат отражению в государственной долговой книге Мурманской области.
7. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом области
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Мурманской области, являются:
- риск рефинансирования долговых обязательств Мурманской области;
- процентный риск;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств Мурманской области обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Процентный риск связан с вероятностью возникновения непредвиденных расходов областного бюджета из-за роста расходов на обслуживание государственного долга Мурманской области вследствие увеличения процентных ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств Мурманской области, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
В основу оценки рисков в сфере государственного долга Бюджетным кодексом Российской Федерации положены показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам долговой устойчивости. Основными условиями соответствия Мурманской области группе высокой долговой
устойчивости являются:
- отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 50 процентов;
- отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов и дотаций из федерального бюджета на уровне не более 13 процентов;
- доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, составляет не более 5 процентов.
8. Основные мероприятия долговой политики Мурманской области
Основными мероприятиями долговой политики Мурманской области являются:
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств Мурманской области;
- направление остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета на досрочное погашение долговых обязательств Мурманской области;
- осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Мурманской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Дополнительным соглашением N 5/5/5/5/5/5;
- проведение операций, связанных с выполнением условий
дополнительных соглашений N 5/5/5/5/515 и N 1;
- учет информации о государственном долге Мурманской области, формирование отчетности о долговых обязательствах Мурманской области;
- размещение информации о государственном долге Мурманской области в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности;
- привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на областной бюджет;
- привлечение остатков средств государственных областных бюджетных и автономных учреждений Мурманской области, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств областного бюджета с соответствующих казначейских счетов;
- совершенствование практики проведения среди кредитных организаций аукционов в электронной форме на оказание услуг по предоставлению кредитных средств областному бюджету для финансирования дефицита областного бюджета и/или погашения долговых обязательств Мурманской области;
- использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
- использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Мурманской области;
- оптимизация объема заимствований с учетом исполнения областного бюджета в соответствующем финансовом году;
- соблюдение сроков возврата кредитных средств, привлеченных в кредитных организациях в соответствии с условиями государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств областному бюджету;
- предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Мурманской области из областного бюджета при условии принятия муниципальным образованием обязательства по привлечению в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
- проведение реструктуризации задолженности бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам Мурманской области из областного бюджета.
9. Условия, принимаемые для составления проекта закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в части долговых обязательств Мурманской области
Основные условия, принимаемые для составления проекта закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в части долговых обязательств Мурманской области:
- общая сумма привлечения средств в соответствующем финансовом году не должна превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита областного бюджета, и объемов погашения долговых обязательств Мурманской области, утвержденных на соответствующий финансовый год законом Мурманской области об областном бюджете;
- установление верхних пределов государственного долга Мурманской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям Мурманской области;
- утверждение дефицита областного бюджета на 2023, 2024 и 2025 годы в размере не более 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023, 2024 и 2025 годы ежегодно. При этом дефицит бюджета может превысить указанное ограничение в пределах снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета субъекта, а также в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
- обеспечение доли общего объема государственного долга Мурманской области и доли объема государственного долга Мурманской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений в размерах, установленных Дополнительным соглашением N 5/5/5/5/5/5.
Расходные обязательства Мурманской области по обслуживанию государственного долга Мурманской области определяются на основании заключенных соглашений и договоров на предоставление бюджетных кредитов, а также заключенных в результате проведенных аукционов в электронной форме и планируемых к заключению государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита областного бюджета и/или погашения долговых обязательств Мурманской области.
10. Особенности исполнения бюджета Мурманской области в 2022 и 2023 годах
Для обеспечения долговой устойчивости региональных бюджетов на федеральном уровне приняты следующие меры.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации и государственный долг субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации:
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики;
- на сумму снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- в пределах объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных субъектом Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в 2022 - 2023 годах предоставляется при условии его возврата не позднее 30 декабря текущего финансового года.
Средства бюджета Мурманской области, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов и на обеспечение расходных обязательств бюджета Мурманской области, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
11. Ожидаемые результаты долговой политики Мурманской области
Реализация мер, предусмотренных настоящей долговой политикой Мурманской области, позволит:
- обеспечить выполнение в полном объеме условий дополнительных соглашений N 5/5/5/5/5/5 и N 1, действующих обязательств по предоставленным бюджетным кредитам и соглашений о предоставлении инфраструктурных бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации;
- поддерживать экономически обоснованное соотношение между потребностями в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению;
- сохранять финансовую устойчивость Мурманской области;
оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга и перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики Мурманской области;
- поддерживать высокий уровень долговой устойчивости Мурманской области;
- сохранить уровень кредитного рейтинга региона на уровне "A(RU)", прогноз "Стабильный", который предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12-18 месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 29 октября 2022 г. N 855-ПП "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 31 октября 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 ноября 2022 г. N 5100202211010017
Постановлением Правительства Мурманской области от 27 октября 2023 г. N 775-ПП настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.