Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Пример
перечня решаемых задач системного анализа
А.1 В общем случае перечень решаемых задач системного анализа процесса управления качеством системы формируют для достижения целей в жизненном цикле рассматриваемой системы с учетом ее масштабов, имеющих место вызовов и возможных угроз. В перечень основных включают следующие задачи системного анализа.
А.1.1 Задачи оценки специальных показателей, связанных с критичными сущностями рассматриваемой системы, характеризующими ее качество, для предотвращения ущерба и уменьшения размеров возможных негативных последствий. К таким задачам относят:
- задачи обработки и контроля данных о состоянии качества системы;
- построение деревьев событий, связанных с нарушением качества, прогнозированием технического состояния и выработкой планов обеспечения качества (см., например, ГОСТ IEC 61508-3, ГОСТ Р ИСО 7870-1, ГОСТ Р ИСО 7870-2, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 13381-1, ГОСТ Р ИСО 17359, ГОСТ Р 56939, ГОСТ Р 57272.1, ГОСТ Р МЭК 61508-1, ГОСТ Р МЭК 61508-2, ГОСТ Р МЭК 61508-6, ГОСТ Р МЭК 61508-7);
- задачи оценки прямых и косвенных экономических, экологических и социальных ущербов из-за нарушения реализации процесса управления качеством системы.
А.1.2 Задачи обоснования допустимых значений специальных показателей, связанных с критичными сущностями рассматриваемой системы, и допустимых рисков, например, допустимых рисков по показателям надежности (см, например, ГОСТ Р ИСО 13379-1, ГОСТ Р 51901.1, ГОСТ Р 51901.5, ГОСТ Р 51901.7, ГОСТ Р МЭК 61069-5).
А.1.3 Задачи определения существенных угроз и условий для обеспечения качества рассматриваемой системы с использованием специальных показателей и прогнозируемых рисков. К таким задачам относятся:
- задачи определения существенных факторов опасности - например, природных и человеческого факторов, факторов, связанных с новыми технологиями и несовершенством применяемых технологий;
- задачи анализа рисков нарушения качества для сложных конструкций, включая декомпозицию конструкции на составляющие элементы, детализацию и обобщение информации с учетом ее неполноты и недостоверности, выбор критериев риска, диагностику и моделирование применения конструкции во времени с учетом случайных факторов в среде эксплуатации (в нагрузках, механических воздействиях, прочности и дефектности материалов, напряженности, деформируемости и трещиностойкости как для отдельных элементов, так и для конструкции в целом), а также интерпретацию получаемых результатов диагностики и моделирования;
- задачи системной инженерии при проектировании, испытаниях и эксплуатации системы по критерию "эффективность - стоимость" (в части, связанной с обеспечением качества системы).
А.1.4 Комплекс задач поддержки принятия решений в системной инженерии (в части обеспечения качества системы в ее жизненном цикле). К таким задачам относят задачи обоснования требований к приемлемым условиям и мерам противодействия угрозам качеству системы по какому-либо из критериев оптимизации, например:
- задачи обоснования требований к приемлемым условиям и мерам противодействия угрозам качеству системы по критерию минимизации обобщенного риска нарушения реализации процесса управления качеством моделируемой системы с учетом дополнительных специфических системных требований в течение года при ограничениях на ресурсы, затраты и допустимые риски реализации отдельных существенных угроз, а также при иных корректных ограничениях;
- задачи обоснования требований к приемлемым условиям и мерам противодействия угрозам качеству системы по критерию минимизации общих затрат на реализацию кратко-, средне- и/или долгосрочных планов технического обслуживания системы при ограничениях на допустимый риск нарушения реализации процесса управления качеством моделируемой системы с учетом дополнительных специфических системных требований, а также при иных корректных ограничениях;
- комбинации перечисленных выше или иных оптимизационных задач применительно к системе или ее отдельным элементам.
А.2 В перечень вспомогательных задач системного анализа включают задачи совершенствования непосредственно самого системного анализа процесса управления качеством системы. К таким задачам относят:
- задачи программно-целевого планирования системного анализа процесса управления качеством системы;
- задачи оценки влияния процесса управления качеством системы на ее безопасность и эффективность;
- задачи обоснования способов повышения эффективности процесса управления качеством системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.