Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 19.07.2021 года N 959
Модель
региональной системы качества подготовки обучающихся Республики Калмыкия
При построении модели региональной системы оценки качества образования образовательная система рассматривается как непрерывная система, состоящая из тесно связанных уровней. Эффективное и оперативное управление всей системой требует оценки, как конечного результата, так и отдельных результатов образовательного процесса на всех уровнях.
Цель и задачи региональной системы оценки качества подготовки обучающихся определяются в соответствии с концептуальными положениями теории управления качеством образования и региональным опытом организации оценочных процедур.
Цель - обеспечение потребителей качественной и достоверной информацией об уровне образовательной подготовки обучающихся.
Задачи:
- систематизация и анализ метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися образовательных программ начального, основного и среднего общего образования;
- обобщение результатов обучения по адаптированным образовательным программам;
- выработка рекомендаций по интерпретации и встраиванию в образовательный процесс элементов содержания и анализа результатов национальных и международных сопоставительных исследований.
1. Взаимосвязь оценочных процедур в региональном образовании
Центральное место модели региональной системы оценки качества подготовки обучающихся занимает внутришкольное оценивание. Процедуры международного и федерального уровня взаимосвязаны с региональными мониторингами через единство методов исследования и содержание инструментария. Одной из важных задач оценки образовательных достижений обучающихся является сопоставимость результатов.
Школьная оценка ученика становится более значимой, если она подтверждена в ходе региональных мониторингов образовательных достижений обучающихся, всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), результатов государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
Сопоставимость результатов свидетельствует о высоком качестве внутришкольного оценивания и объективности результатов независимых (внешних) оценочных процедур.
2. Комплексная схема взаимосвязи оценочных процедур в региональном образовании
Контекстная информация о качестве образовательного процесса выявляется в ходе региональных мониторингов условий и опросов участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей).
Оценка качества подготовки обучающихся базируется на принципах, согласующихся с основными направлениями региональной образовательной политики:
- единство подходов к разработке и использованию инструментария проведения исследований и вариантов оценивания результатов;
- сопоставимость результатов внешней и внутренней оценки;
- применение подходов к анализу результатов в соответствии с федеральными методическими рекомендациями.
3. Основные направления и цели оценочной деятельности
3.1. Оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Определение целей оценочной деятельности результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования основывается на ключевых целях обучения данного уровня образования - формирование основ учебной деятельности, базовых умений и навыков чтения, письма, счёта, общения, безопасного поведения. Результаты обучения интересны родителям, педагогам и администрации образовательной организации. Основная роль на этом этапе отводится внутришкольному оцениванию, результаты ВПР, РДР призваны дополнить и продемонстрировать объективность школьной оценки.
Цель - определение уровня освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- оценка уровня формирования предметных и метапредметных результатов для определения степени готовности к обучению на уровне основного общего образования;
- описание результатов оценки в доступном формате для различных групп участников образовательных отношений;
- обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
3.2. Оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными целями образования на уровне основного общего образования (5-9 классы) являются формирование у обучающихся умения применять полученные знания в жизненных ситуациях и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Обучающиеся 5-9-х классов принимают участие в комплексе оценочных процедур федерального и регионального уровней: международных и национальных сопоставительных исследованиях, национальных исследованиях качества образования (далее - НИКО), ВПР, диагностических работах в рамках региональных мониторинговых исследований, ГИА (в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена).
Оценочные процедуры, проводимые на уровне основного общего образования, дают значительный массив данных, материалы анализа которого используются для коррекции проблем в преподавании учебных предметов, разработки адресных рекомендаций для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Цель - определение уровня освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи:
- выявление и коррекция проблемных зон в формировании предметных и метапредметных результатов в процессе обучения;
- определение качества подготовки выпускников 9-х классов;
- интерпретация результатов обучения для обеспечения возможности принятия управленческих мер для совершенствования образовательной системы.
3.3. Оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Основной целью обучения на уровне среднего общего образования является профильная подготовка для получения дальнейшего профессионального образования. Региональные показатели, рассчитанные по различным уровням (школьный, муниципальный, региональный), дают возможность не только отследить динамику "успехов" и "неуспехов", но и выявить объекты системы для оказания адресной методической помощи.
Цель - определение уровня освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования.
Задачи:
- анализ образовательных результатов, в том числе и результатов ГИА, для выработки рекомендаций по учебным предметам;
- определение зависимости образовательных результатов выпускников от качества преподавания в образовательной организации;
- интерпретация результатов обучения для обеспечения возможности принятия управленческих мер для совершенствования образовательной системы.
3.4. Оценка результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При проведении оценки результатов обучения по адаптированным основным образовательным программам необходимо учитывать разнообразие и специфику образовательных организаций.
Цель - определение уровня освоения обучающимися адаптированных основных общеобразовательных программ.
Задачи:
- оценка комплекса условий, готовности образовательной среды учреждения для формирования результатов адаптированных образовательных программ;
- оценка достижений обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе итоговая оценка);
- определение качества сформированности социальных компетенций, готовности обучающихся к самостоятельной жизни в обществе.
3.5. Оценка функциональной грамотности.
Основным критерием оценки функциональной грамотности является уровень овладения системой учебных действий на основе изученного учебного материала, способность к решению учебно-познавательных задач. Функциональная грамотность формируется в процессе всего обучения, поэтому возникает необходимость поэтапной оценки результатов процесса.
Цель - определение уровня функциональной грамотности обучающихся в рамках освоения общеобразовательных программ.
Задачи:
- оценка уровня функциональной грамотности на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- описание результатов оценки в форме, доступной для участников образовательных отношений, в соответствии с принятой моделью;
- поэтапное отслеживание динамики результатов.
3.6. Обеспечение объективности процедур оценки качества образования.
Качество образовательных результатов напрямую зависит от условий организации процесса обучения. Объективность проведения оценочной процедуры, качество её проведения неразрывно связано с достоверностью получаемых результатов. Соответствие условий проведения оценочных процедур нормативным требованиям, "честная" организация оценочных процедур ведёт к получению достоверных результатов.
Вместе с тем, соответствие внешнего (например, в ходе независимых оценочных процедур) и внутреннего (отметка учителя) оценивания в полной мере свидетельствует о достоверности и качестве результатов образования.
Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение двух условий:
1) наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой процедуры следующим принципам:
- использование обоснованной методологии организации процедуры, инструментария её проведения (порядок, инструкции, спецификация и контрольные измерительные материалы);
- применение единых организационно-технологических решений, в том числе обеспечение конфиденциальности, при проведении процедуры;
- привлечение квалифицированных специалистов для проведения процедуры и анализа её результатов;
- устранение конфликта интересов в отношении всех лиц, привлекаемых к проведению оценочной процедуры;
2) организация на всех уровнях контроля соблюдения всех нормативных и инструктивных требований при проведении оценочной процедуры.
Цель - повышение объективности процедур оценки качества образования.
Задачи:
- создание условий проведения оценочных процедур в регионе для получения объективных результатов;
- повышение качества внутришкольного оценивания;
- организация мониторинга образовательной среды по совершенствованию образовательных результатов.
3.7. Обеспечение объективности олимпиад школьников.
Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ) традиционно является самой массовой олимпиадой и проводится в соответствии с федеральным регламентом в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Учитывая многоэтапность олимпиады как интеллектуального испытания, возникает необходимость в создании равных, благоприятных условий для участия школьников в этапах олимпиады (школьном, муниципальном, региональном) в соответствии с правилами, изложенными в порядке проведения олимпиады.
Цель - повышение уровня объективности проведения всероссийской олимпиады школьников в регионе.
Задачи:
- оценка уровня объективности проведения этапов ВсОШ;
- описание результатов оценки;
- поэтапное отслеживание динамики результатов.
3.8. Осуществление контроля на региональном уровне за соблюдением порядка/регламента процедур оценки качества образования.
Соблюдение нормативных требований при проведении оценочных процедур в образовании осуществляется, прежде всего, в рамках контрольно-надзорной деятельности. Участие педагогической и родительской общественности, привлечение административного кадрового ресурса в качестве наблюдателей за оценочными процедурами вносит ощутимый вклад в качество проведения оценочных процедур в региональном образовании. Кроме того, подготовка наблюдателей, знакомство их с нормативными документами и требованиями влияет на общественное мнение, способствует формированию позитивного отношения к ГИА, ВПР, национальным и международным исследованиям, региональным мониторинговым исследованиям и диагностическим работам.
Цель - соблюдение порядка/регламента процедур оценки качества образования.
Задачи:
- привлечение и подготовка наблюдателей, привлекаемых при проведении оценочных процедур на региональном уровне;
- разъяснение прав и обязанностей участников оценочных процедур для профилактики нарушений порядка/регламента;
- анализ итогов проведения оценочных процедур.
3.9. Осуществление контроля на региональном уровне за соблюдением порядка/регламента проведения олимпиад школьников.
Процедура проведения этапов ВсОШ требует особого внимания, особенно при проведении школьного этапа. Школьный этап ВсОШ является самым массовым, обучающиеся принимают в нём участие по желанию, победа на школьном этапе обеспечивает возможность участия в последующих этапах. Привлечение общественных наблюдателей (в том числе из родительской общественности) к организации этапов олимпиады, как правило, положительным образом влияет на соблюдение порядка проведения ВсОШ.
Цель - соблюдение порядка проведения этапов всероссийской олимпиады школьников.
Задачи:
- усиление контроля за проведением школьного этапа ВсОШ;
- привлечение и подготовка общественных наблюдателей для проведения этапов ВсОШ в республике;
- разъяснение прав и обязанностей участникам ВсОШ для профилактики нарушений порядка проведения олимпиады.
3.10. Повышение качества образовательных результатов в регионе с учетом региональных особенностей/специфики.
Цель - системный анализ результатов освоения образовательных программ с учётом региональных особенностей организации образовательного процесса.
Задачи:
- оценка влияния комплекса управленческих решений на основе анализа оценочных процедур на динамику качественных изменений в региональной системе образования;
- выбор оптимальных показателей для отслеживания динамики развития региональных образовательных систем на основе результатов оценочных процедур;
- интерпретация результатов обучения для обеспечения возможности принятия управленческих мер для совершенствования образовательной системы.
3.11. Повышение уровня образовательных результатов в регионе на основе анализа национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования.
Участие образовательных организаций региона в национальных исследованиях качества образования и международных сопоставительных исследованиях в сфере образования вносит весомый вклад в совершенствование региональных оценочных процедур.
Цель - использование аналитических материалов по результатам проведения национальных исследований и международных сопоставительных исследований в сфере образования для повышения качества регионального образования.
Задачи:
- изучение опыта участия образовательных организаций региона в исследованиях национального и международного уровней;
- использование методов и элементов содержания заданий в диагностике предметных и метапредметных результатов в региональных оценочных процедурах;
- отслеживание динамики освоения дидактических единиц, по которым продемонстрирован низкий уровень сформированности (сравнение, соотнесение сопоставление, обобщение) во внутришкольном оценивании.
3.12. Проектирование управленческих решений на основе анализа показателей региональной системы оценки качества подготовки обучающихся.
Реализация основных направлений оценки качества подготовки обучающихся организовано через реализацию системы по следующим направлениям:
- оценочные процедуры федерального уровня (ГИА, национальные и международные сравнительные исследования, ВПР) и регионального уровня (региональные диагностические работы и мониторинги), график оценочных процедур утверждается нормативным актом регионального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования;
- мероприятия по организации объективности проведения оценочных процедур (подготовка специалистов по организации оценочной процедуры и общественных наблюдателей, формирование нормативной и инструктивной документации, организация видеонаблюдения, контроль за проведением оценочных процедур);
- мероприятия по формированию позитивного отношения участников образовательных отношений к оценочным процедурам (публикации в средствах массовой информации, работа с родителями (законными представителями) обучающихся, тематические муниципальные и школьные родительские собрания, участие в федеральных проектах.
Практика управления качеством образования в регионе на основе анализа оценочных процедур построена на принципах достоверности (для анализа используются данные, полученные из достоверных источников), систематичности (графики мероприятий и оценочных процедур и согласованы и синхронизированы по уровням образования) и доступности (интерпретация результатов осуществляется в понятном и приемлемом для восприятия различными категориями пользователей формате).
При рассмотрении результатов используются методы динамического и сопоставительного анализа, результаты изучаются и публикуются на официальных сайтах.
Главная задача анализа результатов оценочных процедур - выявление "проблемных зон" в региональном образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.