В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Правительство Забайкальского края постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 7 августа 2014 года N 462, от 14 апреля 2015 года N 165, от 17 апреля 2015 года N 173, от 9 октября 2015 года N 499, от 28 марта 2016 года N 114, от 23 января 2017 года N 10, от 14 марта 2017 года N 93, от 31 марта 2017 года N 120, от 11 июля 2017 года N 291, от 31 августа 2017 года N 373, от 27 декабря 2017 года N 566, от 28 марта 2018 года N 106, от 28 августа 2018 года N 348, от 1 февраля 2019 года N 19, от 6 июня 2019 года N 235, от 9 октября 2019 года N 401, от 21 февраля 2020 года N 36, от 17 апреля 2020 года N 107, от 4 августа 2020 года N 313, от 9 февраля 2021 года N 30, от 25 марта 2021 года N 84, от 13 апреля 2021 года N 121, от 30 июня 2021 года N 222, от 10 февраля 2022 года N 37, от 19 мая 2022 года N 193).
Первый заместитель председателя Правительства Забайкальского края |
А.И. Кефер |
Утверждены
постановлением Правительства Забайкальского края
от 1 ноября 2022 года N 514
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан"
1. В преамбуле слова "учитывая Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации от 26 апреля 2013 года N Пр-1069," исключить.
2. В государственной программе Забайкальского края "Социальная поддержка граждан", утвержденной указанным постановлением:
1) паспорт государственной программы "Социальная поддержка граждан" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель программы |
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Министерство). |
Соисполнители программы |
Министерство образования и науки Забайкальского края; Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края; Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. |
Подпрограммы программы |
Подпрограмма N 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае". Подпрограмма N 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов". Подпрограмма N 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей". Подпрограмма N 4 "Правильный выбор". Подпрограмма N 5 "Право быть равным". Подпрограмма N 6 "Воспитать добром!". Подпрограмма N 7 "Обеспечивающая подпрограмма". Подпрограмма N 8 "Дорога в жизнь". Подпрограмма N 9 "Новая семья". Подпрограмма N 10 "Ресоциализация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы". |
Цель программы |
Сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Повышение качества, доступности и эффективности социальной поддержки населения Забайкальского края. |
Задачи программы |
1. Повышение качества и доступности мер социальной поддержки граждан. 2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни. Обеспечение потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании. 3. Снижение уровня бедности. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей. 4. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. 5. Улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами, организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Повышение на территории края эффективности межведомственной системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей. Реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств. 7. Создание организационных условий для реализации государственной программы. 8. Ресоциализация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Оказание юридической, социальной и психологической помощи, предоставление социальных услуг лицам, освобожденным из мест лишения свободы. |
Этапы и сроки реализации программы |
2014 - 2025 годы. Программа реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Объем финансового обеспечения реализации программы в 2014 - 2025 годах за счет средств бюджета Забайкальского края - 88 269 634,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 6 105 214,1 тыс. руб.; 2015 год - 6 587 113,7 тыс. руб.; 2016 год - 6 313 752,7 тыс. руб.; 2017 год - 8 043 623,8 тыс. руб.; 2018 год - 7 539 944,6 тыс. руб.; 2019 год - 7 869 524,4 тыс. руб.; 2020 год - 8 296 948,7 тыс. руб.; 2021 год - 8 352 973,6 тыс. руб.; 2022 год - 8 482 954,9 тыс. руб.; 2023 год - 6 770 440,6 тыс. руб.; 2024 год - 6 953 571,9 тыс. руб.; 2025 год - 6 953 571,9 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из федерального бюджета, - 81 247 029,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1 963 654,0 тыс. руб.; 2015 год - 1 880 423,6 тыс. руб.; 2016 год - 2 053 106,0 тыс. руб.; 2017 год - 2 043 202,6 тыс. руб.; 2018 год - 1 955 895,7 тыс. руб.; 2019 год - 2 898 000,0 тыс. руб.; 2020 год - 8 407 711,3 тыс. руб.; 2021 год - 11 732 059,1 тыс. руб.; 2022 год - 10 890 252,3 тыс. руб.; 2023 год - 11 986 798,7 тыс. руб.; 2024 год - 12 717 963,0 тыс. руб.; 2025 год - 12 717 963,0 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, - 61 624,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 3 343,6 тыс. руб.; 2015 год - 21 925,7 тыс. руб.; 2016 год - 6 618,5 тыс. руб.; 2017 год - 2 170,1 тыс. руб.; 2018 год - 21 783,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 5 783,6 тыс. руб. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы |
Доля граждан, удовлетворенных мерами по социальной поддержке населения, реализуемыми в крае, составляет не менее 94%. Доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, составляет 98%."; |
2) разделы 1-3 изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния сферы социальной поддержки граждан Забайкальского края
Социальная поддержка граждан должна быть ориентирована на создание равных для населения условий, обеспечивающих достойное качество жизни и защиту социально уязвимых категорий населения, к которым могут быть отнесены малообеспеченные граждане, семьи с детьми, люди пожилого возраста, инвалиды, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Полномочия по организации и предоставлению социальной поддержки населению сконцентрированы преимущественно на региональном уровне. Организация системы социальной защиты населения в субъекте Российской Федерации зависит от особенностей возрастной структуры населения и ее ожидаемых изменений, расселения населения по территории региона, уровня доходов и степени расслоения населения по доходам, социо-культурных особенностей населения на той или иной территории, сложившихся в предшествующие годы состава и места размещения учреждений социального обслуживания, наиболее актуальных проблем в социальной сфере.
Численность населения края на 1 января 2022 года - 1043,5 тыс. человек, из них треть проживает в административном центре - г. Чите. Городское население составляет 68,7% в общей численности населения края. Плотность населения в крае весьма низка - 2 человека на квадратный километр.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Забайкальском крае с 2017 года постепенно снижается, но при этом по сравнению с другими регионами, входящими в Дальневосточный федеральный округ, находится на уровне выше средних значений. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году составила 20,0% в общей численности населения края и это десятое место среди регионов Дальневосточного федерального округа.
Система социальной защиты населения Забайкальского края представляет собой самостоятельную разветвленную многопрофильную отрасль.
Услуги в сфере социальной защиты населения в крае оказывают:
дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
психоневрологические дома-интернаты;
дом-интернат для умственно отсталых детей;
специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
комплексные центры социального обслуживания населения;
центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
социальный приют;
реабилитационные центры;
центр медико-социальной реабилитации инвалидов;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центр психолого-педагогической помощи населению;
Государственное казенное учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Деятельность органов социальной защиты по обеспечению социальных гарантий и льгот различных категорий населения охватывает достаточно большую численность жителей Забайкальского края.
Наиболее значимыми проблемами в сфере социальной защиты населения являются:
сохраняющееся материальное неблагополучие у достаточно значимой части населения края (хотя доля такой категории граждан постепенно сокращается);
нежелание и неготовность ряда категорий граждан принимать на себя ответственность за собственное материальное благополучие, избыточные надежды на государственную помощь и поддержку;
ограниченность финансовых возможностей краевого бюджета для поддержания достаточно высокого уровня благосостояния нуждающихся граждан;
комплексный характер причин социальных проблем в обществе и вследствие этого - необходимость высокого уровня координации работы всех органов и организаций социального блока по их предупреждению;
сохранение проблемы малой привлекательности сферы для молодых специалистов, дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения края (уровень укомплектованности штатов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения находится на уровне 94,8% (92,6% в среднем по Российской Федерации), одной из ключевых причин чего является низкий уровень оплаты труда;
сохранение проблем по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма. В целях решения указанной проблемы необходимо заключение соглашений между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Забайкальского края о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края. Перечень мероприятий, направленных на сокращение задолженности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированного жилищного фонда, приведен в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
Более подробно характеристика сферы реализации государственной программы и описание проблемного поля представлены далее в соответствующих подпрограммах.
2. Перечень приоритетов государственной политики в сфере социальной поддержки граждан
Основными стратегическими документами, в которых определены приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, являются:
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года);
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р;
Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года N 1298-р;
Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р;
Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 года N 2282-р;
Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586.
Исходя из указанных правовых актов к приоритетным направлениям социальной политики отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет к 2030 году;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
3. Описание целей и задач государственной программы
Целями государственной программы является сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Повышение качества, доступности и эффективности социальной поддержки населения Забайкальского края.
В рамках достижения поставленных целей в крае предусмотрено решение следующих задач:
1) повышение качества и доступности мер социальной поддержки граждан;
2) повышение ожидаемой продолжительности жизни. Обеспечение потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании;
3) снижение уровня бедности. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
4) профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
5) улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами, организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) повышение на территории края эффективности межведомственной системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей. Реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств;
7) создание организационных условий для реализации государственной программы;
8) ресоциализация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Оказание юридической, социальной и психологической помощи, предоставление социальных услуг лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
Деятельность по решению указанных задач в полной мере охватывается подпрограммами настоящей государственной программы.";
3) в абзаце первом раздела 4 "Сроки и этапы реализации государственной программы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
4) раздел 7 "Информация о финансовом обеспечении государственной программы за счет средств бюджета Забайкальского края" изложить с следующей редакции:
"7. Информация о финансовом обеспечении государственной программы за счет средств бюджета Забайкальского края
Объем финансового обеспечения реализации государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств бюджета Забайкальского края - 88 269 634,9 тыс. руб.
Для реализации государственной программы привлекаются средства федерального бюджета в общем объеме 81 247 029,3 тыс. руб.
Более детально информация о финансовом обеспечении приведена в приложении N 1 к настоящей государственной программе.
Сведения о налоговых расходах бюджета Забайкальского края, направленных на достижение цели настоящей государственной программы, отражены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.";
5) в разделе 9 "Описание подпрограмм":
а) в подразделе 9.1 "Подпрограмма N 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае":
в паспорте подпрограммы:
в позиции "Сроки и этапы реализации подпрограммы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
позицию "Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы за период с 2014 по 2025 год составляет: за счет средств бюджета Забайкальского края - 31 824 653,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 2 702 374,1 тыс. руб.; 2015 год - 2 455 419,8 тыс. руб.; 2016 год - 2 345 116,4 тыс. руб.; 2017 год - 3 214 283,9 тыс. руб.; 2018 год - 2 626 796,0 тыс. руб.; 2019 год - 2 722 768,5 тыс. руб.; 2020 год - 2 845 271,4 тыс. руб.; 2021 год - 2 710 035,7 тыс. руб.; 2022 год - 2 911 637,2 тыс. руб.; 2023 год - 2 400 903,3 тыс. руб.; 2024 год - 2 445 023,4 тыс. руб.; 2025 год - 2 445 023,4 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из федерального бюджета, -22 295 698,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 796 310,3 тыс. руб.; 2015 год - 702 368,9 тыс. руб.; 2016 год - 704 768,7 тыс. руб.; 2017 год - 667 993,1 тыс. руб.; 2018 год - 592 053,8 тыс. руб.; 2019 год - 654 912,3 тыс. руб.; 2020 год - 1 961 023,7 тыс. руб.; 2021 год - 2 545 688,1 тыс. руб.; 2022 год - 3 005 931,2 тыс. руб.; 2023 год - 3 308 853,5 тыс. руб.; 2024 год - 3 677 897,3 тыс. руб.; 2025 год - 3 677 897,3 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, - 25 930,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год - 95,6 тыс. руб.; 2017 год - 198,5 тыс. руб.; 2018 год - 19 852,8 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 5 783,6 тыс. руб."; |
позицию "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Доля граждан, охваченных различными формами социальной поддержки, от общего числа граждан, проживающих на территории Забайкальского края, в 2025 году составит 34,2%."; |
раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния сферы социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае
Получателями социальных выплат в Забайкальском крае являются более 370 тысяч человек - почти каждый третий житель Забайкальского края. Гражданам предоставляется 90 видов социальных выплат, из них более 70% - с учетом принципа адресности и критериев нуждаемости.
Меры социальной поддержки в Забайкальском крае предоставляются:
в денежной форме (в том числе ежемесячные денежные выплаты, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячные доплаты к пенсиям, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, адресная материальная помощь в денежной форме);
в натуральной форме (в том числе внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому, первоочередная установка телефона, первоочередное предоставление путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, предоставление жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) на основании социального контракта).
К расходным обязательствам Забайкальского края, финансируемым из краевого бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан:
1) ветераны труда, к которым относятся:
а) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
б) ветераны труда Читинской области;
в) ветераны труда, звание которым присвоено в соответствии с Законом Агинского Бурятского автономного округа от 25 сентября 2006 года N 680-ЗАО "О присвоении звания "Ветеран труда";
г) ветераны труда Забайкальского края;
2) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла);
3) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" и Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
4) отдельные категории граждан, работающих (работавших) в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края и бюджетов муниципальных образований, и проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края, к которым относятся:
а) специалисты государственной системы социальных служб;
б) специалисты в области ветеринарии, в том числе пенсионеры из их числа, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там;
в) специалисты государственной системы здравоохранения:
медицинские, фармацевтические и педагогические работники организаций здравоохранения, в том числе медицинские работники в возрасте до 35 лет, прибывшие в 2011 - 2012 годах после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшие на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившие с исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края, договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной федеральным законом;
медицинские, фармацевтические и педагогические работники организаций здравоохранения, проработавшие в сельских населенных пунктах не менее 10 лет, вышедшие на пенсию;
члены семей специалистов государственной системы здравоохранения, проживающие совместно с ними;
г) специалисты связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта - на период первых двух лет работы при условии, что они направлены на работу по заявкам организаций и (или) органов местного самоуправления, за исключением тех, кто эту льготу имеет постоянно;
д) специалисты и киномеханики учреждений культуры; пенсионеры, проработавшие в организациях культуры не менее 10 лет и ушедшие на пенсию непосредственно после окончания работы в организациях культуры, а также проживающие совместно с ними члены их семей;
е) медицинские работники, библиотекари, заведующие библиотеками, являющиеся штатными работниками образовательных организаций в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также проживающие совместно с ними члены их семей;
ж) пенсионеры из числа педагогических работников, медицинских работников, библиотекарей, заведующих библиотеками, являвшихся штатными работниками образовательных организаций, имеющие общий стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
з) пенсионеры из числа педагогических работников, медицинских работников, библиотекарей, заведующих библиотеками, являвшихся штатными работниками образовательных учреждений, и члены их семей в случае преобразования сельского населенного пункта в поселок городского типа или город;
и) члены семьи умершего пенсионера из числа педагогических работников, медицинских работников, библиотекарей, заведующих библиотеками, являвшихся штатными работниками образовательных учреждений, если на момент его смерти им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и после его смерти они получают пенсию, являющуюся для них единственным источником дохода;
5) педагогические работники образовательных организаций Забайкальского края и муниципальных образовательных организаций, руководители указанных образовательных организаций и их заместители, руководители структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
6) инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае;
7) малоимущая семья;
8) малоимущий одиноко проживающий гражданин;
9) семья (одиноко проживающий гражданин), у которой (которого) по причине пожара, за исключением произошедшего вследствие умышленного поджога членом (членами) семьи (одиноко проживающим гражданином), опасного природного явления, стихийного бедствия утрачено (разрушено) жилое помещение, которое принадлежит указанным лицам на праве собственности или предоставлено по договору социального найма;
10) многодетные матери, родившие (усыновившие, удочерившие) десять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста;
11) лица из подразделений особого риска;
12) лица, достигшие возраста ста лет;
13) лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, а также полные кавалеры ордена Славы и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
14) вдовы Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
15) лица, имеющие особые заслуги перед государством в области государственной и хозяйственной деятельности;
16) выдающиеся спортсмены, входившие в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, включая спорт инвалидов; победители и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира, чемпионатов Европы; чемпионы СССР; имеющие звание "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный мастер спорта России", "Мастер спорта международного класса", а также их тренеры, имеющие звание "Заслуженный тренер СССР", "Заслуженный тренер РСФСР", "Заслуженный тренер России";
17) лица, вышедшие на трудовую пенсию по старости (инвалидности) из органов государственной власти и управления Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа;
18) лица, удостоенные звания "Почетный гражданин Читинской области", "Почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа", "Почетный гражданин Забайкальского края";
19) лица, замещавшие государственные должности Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа и Забайкальского края;
20) лица, уволенные с государственной гражданской службы Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа и Забайкальского края;
21) лица, изъявившие желание создать приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов;
22) инвалиды I группы, дети-инвалиды, инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, проживающие в Забайкальском крае, которым в индивидуальной программе реабилитации предусмотрено техническое средство реабилитации - кресло-коляска;
23) граждане, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
24) специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляющая погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;
25) граждане, осуществившие погребение умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также услуг по погребению в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
26) граждане, одиноко проживающие или проживающие в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае, не имеющие группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях;
27) граждане, имеющие право на оказание адресной социальной помощи к социально значимым мероприятиям.
К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены следующие меры социальной поддержки:
1) оплата жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьями 14-16, 18 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
2) ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России";
3) выплата государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений;
4) региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Забайкальском крае.
В целях оказания дополнительных мер социальной поддержки с 2014 года в крае предусматривается компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности) и автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, проживающим в Забайкальском крае. Также инвалидам I группы, детям-инвалидам, инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, проживающим в Забайкальском крае, которым в индивидуальной программе реабилитации предусмотрено техническое средство реабилитации - кресло-коляска, предоставляется компенсация расходов, произведенных на пристройку к жилым помещениям пандуса, балкона (лоджии) с пандусом, пандуса к балкону (лоджии).
Имеется тенденция увеличения общей численности льготополучателей. Так, например, количество получателей ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2010 году составило 116,0 тыс. человек, в 2011 году - 119,6 тыс. человек, в 2012 году - 122,1 тыс. человек, в 2013 году - 123,4 тыс. человек, в 2021 году - 157,0 тыс. человек.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан базируется на применении двух подходов:
категориального - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей);
адресного - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в крае величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, в связи с безупречной военной, иной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом, в связи с последствиями политических репрессий.
При этом одним из основных резервов для оптимизации структуры расходов бюджета является проведение структурных реформ в социальной сфере, в том числе за счет повышения адресности социальной поддержки граждан, при этом достижение максимального социального эффекта оказания такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан.
Выплата денежных средств (ежемесячные денежные выплаты и компенсации, материальная помощь, иные социальные выплаты) осуществляется в установленном порядке непосредственно получателю путем перечисления на счета, открытые указанными лицами в кредитных организациях, или через отделения федеральной почтовой связи.
С 2016 года на территории Забайкальского края меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставляются в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату данных услуг, которая определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Таким образом, в сфере социальной поддержки населения актуальными являются следующие проблемы:
значительное распространение среди населения иждивенческих настроений, нежелание и неготовность граждан в полной мере использовать потенциал семьи для улучшения собственного положения;
ограниченность финансовых ресурсов для предоставления различных форм социальной поддержки населения, что требует выбора лишь наиболее необходимых, значимых и эффективных направлений поддержки;
ограниченность возможностей применения при получении государственных услуг в социальной сфере современных технологий.
Также пристальное внимание направлено на донесение своевременной и полной информации до населения путем ее публикации в средствах массовой информации, проведения встреч, консультаций различных форм и направлений, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Потребность в оптимизации расходов бюджета Забайкальского края на социальную политику и усилении влияния мер социальной поддержки на снижение бедности актуализирует необходимость институциональных преобразований в системе социальной защиты населения на основе развития и укрепления принципов адресности и стимулирования семей к полной реализации потенциала самообеспечения. При таком подходе меры социальной поддержки распространяются на большинство малоимущих граждан, вносят значимый вклад в сокращение бедности при условии полной реализации экономического потенциала семьи.
Целесообразность решения проблем социальной поддержки населения на основе программно-целевого подхода обусловлена:
во-первых, масштабностью и высокой социально-экономической значимостью решаемых проблем;
во-вторых, необходимостью модернизационных преобразований с целью повышения эффективности и результативности оказываемых мер социальной поддержки населению и повышения финансовой устойчивости системы, включая оптимизацию численности получателей и объема оказываемой помощи;
в-третьих, межведомственным характером решаемых проблем, требующим координации действий органов исполнительной власти Забайкальского края и развития регламентного информационного обмена.";
в разделе 3 "Сроки и этапы реализации подпрограммы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
б) в подразделе 9.2 "Подпрограмма N 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов":
паспорт подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" изложить в следующей редакции:
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство. |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Повышение ожидаемой продолжительности жизни; повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. |
Задачи подпрограммы |
Укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; расширение форм социального обслуживания и внедрение новых технологий организации и предоставления социальных услуг; обеспечение деятельности стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов; реализация мер по укреплению здоровья и улучшения социализации пожилых людей и инвалидов. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в течение 2014 - 2025 годов в один этап. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края (в рамках текущего финансирования подведомственных учреждений социального обслуживания), бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю. Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 18 002 883,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1 096 949,3 тыс. руб.; 2015 год - 989 102,1 тыс. руб.; 2016 год - 991 157,2 тыс. руб.; 2017 год - 1 144 614,9 тыс. руб.; 2018 год - 1 606 023,0 тыс. руб.; 2019 год - 1 896 468,2 тыс. руб.; 2020 год - 1 929 228,7 тыс. руб.; 2021 год - 2 000 037,3 тыс. руб.; 2022 год - 1 852 856,0 тыс. руб.; 2023 год - 1 472 898,0 тыс. руб.; 2024 год - 1 511 774,5 тыс. руб.; 2025 год - 1 511 774,5 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из федерального бюджета, - 1 914 982,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 29 175,1 тыс. руб.; 2020 год - 151 351,4 тыс. руб.; 2021 год - 60 630,4 тыс. руб.; 2022 год - 56 912,6 тыс. руб.; 2023 год - 548 562,6 тыс. руб.; 2024 год - 534 175,1 тыс. руб.; 2025 год - 534 175,1 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, - 35 694,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 3 343,6 тыс. руб.; 2015 год - 21 925,7 тыс. руб.; 2016 год - 6 522,9 тыс. руб.; 2017 год - 1 971,6 тыс. руб.; 2018 год - 1 930,2 тыс. руб. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Повышение доступности социального обслуживания: все граждане пожилого возраста и инвалиды, обратившиеся за социальным обслуживанием, смогут получить необходимые им услуги; Обеспеченность граждан пожилого возраста и инвалидов стационарными койками 26,9%. |
раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Забайкальского края осуществляется в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в виде предоставления следующих основных видов социальных услуг: социального обслуживания в стационарных учреждениях, социального обслуживания на дому; организации дневного пребывания, срочного социального обслуживания, реабилитационных, консультационных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг в Забайкальском крае определен постановлением Правительства Забайкальского края от 31 октября 2014 года N 620 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщикам социальных услуг", а также национальными и региональными стандартами социального обслуживания.
В Забайкальском крае функционируют 58 государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе:
2 пансионата;
6 психоневрологических домов-интернатов;
2 специализированных дома-интерната для престарелых и инвалидов;
1 дом-интернат общего типа;
1 социальный приют;
1 центр социального обслуживания граждан пожилого возраста;
1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
1 центр психолого-педагогической помощи населению;
1 ГКУ "Краевой центр занятости населения";
1 ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения";
11 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
15 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
11 комплексных центров социального обслуживания;
4 реабилитационных центра.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в 20 учреждениях, общая мощность которых составляет 2518 мест, в том числе 680 мест для лиц, требующих постоянного ухода.
Основная часть граждан пожилого возраста получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 2 тыс. чел. - в стационарных учреждениях социального обслуживания. Уровень обеспеченности граждан пожилого возраста местами в этих учреждениях составляет 23,2 на 10000 жителей соответствующего возраста.
Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, получающих услуги в стационарных учреждениях системы социального обслуживания населения, в общей численности населения края старше трудоспособного возраста составляет в среднем 1,2 -1,3% (по Российской Федерации 0,43-0,45%).
Число граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в стационарных учреждениях системы социального обслуживания населения, сравнительно стабильно и составляет более 4 тыс. чел. ежегодно. По состоянию на 1 января 2022 года общее количество проживающих в государственных учреждениях составило 4 383 человека, из них 2 887 граждан пожилого возраста и инвалидов.
В течение последних лет очередь на социальное обслуживание в стационарных учреждениях сохраняется. По состоянию на 1 января 2022 года в очереди на предоставление путевки в государственные стационарные учреждения социального обслуживания состоит 80 человек.
Министерством организована работа по оптимизации структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника.
С целью стимулирования увеличения доли собственных источников финансирования, а также развития приносящих доход видов деятельности ряд учреждений переведены в статус автономных. Иные доходы государственных учреждений социального обслуживания за 2021 год составили 662,7 млн. руб., что на 8% больше, чем в 2020 году.
Однако систематическое недофинансирование учреждений в течение последних лет не позволяет в полной мере реализовывать мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений, своевременно производить замену аварийного оборудования и автотранспорта, в полном объеме обеспечить комплексную безопасность учреждений.
Необходимость решения существующих проблем в системе социального обслуживания населения края предопределяет направления и содержание мероприятий настоящей подпрограммы.";
абзац первый раздела 2 "Цель и задачи подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Цель подпрограммы - повышение ожидаемой продолжительности жизни, повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.";
в разделе 3 "Сроки и этапы реализации подпрограммы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
в) в разделе 9.3 "Подпрограмма N 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей":
паспорт подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство. |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерство образования и науки Забайкальского края. |
Цель подпрограммы |
Снижение уровня бедности. Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи. |
Задачи подпрограммы |
Социальная поддержка и социальное обслуживание детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации; принятие мер, направленных на расширение семейных форм устройства детей; принятие мер, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних; социальное обслуживание детей-инвалидов. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в течение 2014 - 2025 годов в один этап. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края (в рамках текущего финансирования подведомственных учреждений социального обслуживания). Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 37 045 104,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 2 160 839,3 тыс. руб.; 2015 год - 2 998 316,5 тыс. руб.; 2016 год - 2 911 866,1 тыс. руб.; 2017 год - 3 574 281,4 тыс. руб.; 2018 год - 3 195 555,9 тыс. руб.; 2019 год - 3 137 156,9 тыс. руб.; 2020 год - 3 407 000,9 тыс. руб.; 2021 год - 3 529 703,3 тыс. руб.; 2022 год - 3 610 750,7 тыс. руб.; 2023 год - 2 769 575,9 тыс. руб.; 2024 год - 2 875 029,0 тыс. руб.; 2025 год - 2 875 029,0 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из федерального бюджета, - 57 036 348,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1 167 343,7 тыс. руб.; 2015 год - 1 178 054,7 тыс. руб.; 2016 год - 1 348 337,3 тыс. руб.; 2017 год - 1 375 208,9 тыс. руб.; 2018 год - 1 363 841,9 тыс. руб.; 2019 год - 2 213 912,6 тыс. руб.; 2020 год - 6 295 336,3 тыс. руб.; 2021 год - 9 125 740,6 тыс. руб.; 2022 год - 7 827 408,5 тыс. руб.; 2023 год - 8 129 382,6 тыс. руб.; 2024 год - 8 505 890,6 тыс. руб.; 2025 год - 8 505 890,6 тыс. руб. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Доля семей с детьми, состоявших на социальном сопровождении в государственных организациях социального обслуживания, в общем числе семей с детьми, имеющих право на предоставление социального сопровождения и обратившихся за его получением в организации социального обслуживания, 100%; удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, в общей численности детей-инвалидов 0,25."; |
раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы социальной поддержки семьи и детей" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния сферы социальной поддержки семьи и детей
Социальная поддержка семьи и детей является важным направлением государственной семейной политики.
Указами Президента Российской Федерации были утверждены важные программные документы, в том числе "Основные направления семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)", "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и др.
В настоящее время меры социальной поддержки семьи и детей как на федеральном, так и на региональном уровнях предоставляются:
в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных трансфертов;
в натуральной форме - путем предоставления путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям; организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предоставления одежды, обуви детям, технических средств реабилитации;
в форме услуг - транспортных, медицинских, социальных;
в форме морального поощрения - с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.
Наряду с этими мерами семьям с детьми в Забайкальском крае предоставляются в различных сочетаниях денежные выплаты в иных формах, способствующих повышению денежных доходов и на этой основе уровню и качеству жизни населения. При этом в крае денежные выплаты назначаются и производятся на основе адресного подхода, с учетом объективной нуждаемости семей с детьми по различным критериям:
материальная обеспеченность семьи, учитывающая соотношение среднедушевых доходов семьи с установленной в крае величиной прожиточного минимума;
многодетность, учитывающая наличие в семьях 3 и более детей;
трудная жизненная ситуация в семье (неполные семьи, семьи, в которых родители являются инвалидами, семьи с детьми-инвалидами и пр.) и пр.
Действующим законодательством края семьям с детьми предусмотрены следующие меры социальной поддержки, осуществляемые из средств краевого бюджета:
1) Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 года N 101-ЗЗК "О пособии на ребенка в Забайкальском крае":
пособие на каждого ребенка от 0 до 16 (18) лет;
пособие одинокой матери в повышенном размере;
пособие на детей военнослужащих по призыву;
пособие на детей, родители которых уклоняются от алиментов;
2) Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 года N 107-ЗЗК "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае" установлены следующие меры социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Забайкальского края и имеющих в своем составе трех и более детей до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), в том числе детей, обучающихся в учебных заведениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации:
ежемесячная денежная выплата на ребенка, начиная с третьего;
первоочередное предоставление путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей;
ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (отопление, электроснабжение) в размере 30%:
плата за наем и (или) плата за содержание жилого помещения;
плата за коммунальные услуги (отопление, электроснабжение), рассчитанная исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в области государственного регулирования тарифов;
оплата стоимости твердого топлива при наличии печного отопления (в том числе приобретение и доставка твердого топлива) для отопления жилых помещений исходя из размера жилых помещений, норматива потребления топлива на 1 квадратный метр и стоимости твердого топлива, установленных в соответствии с действующим законодательством;
3) Законом Забайкальского края от 6 апреля 2021 года N 1939-ЗЗК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" - ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2018 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет в размере величины прожиточного минимума для детей;
4) Законом Забайкальского края от 19 апреля 2022 года N 2063-ЗЗК "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей, и о внесении изменения в статью 1 Закона Забайкальского края "О пособии на ребенка в Забайкальском крае" - ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2024 года.
С 2022 года внедрена дополнительная мера социальной поддержки для многодетных семей, которые имеют в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение по договору найма жилого помещения, которая позволяет улучшить материальное положение и жилищные условия многодетных семей с невысоким уровнем дохода.
За счет федеральных средств семьям с детьми выплачиваются следующие виды государственных пособий:
ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей;
ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 1 января 2018 года, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации;
единовременная выплата при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка.
Актуальной для Забайкальского края является проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. По состоянию на 1 января 2022 года численность детей данной категории, у которых возникло и не реализовано право на жилье, составила 8193 человека. Ежегодно жильем обеспечиваются от 250 до 300 человек, вместе с тем число детей, у которых возникает право на жилье, также возрастает. В условиях дотационного характера бюджета Забайкальского края решение данной проблемы возможно программно-целевыми методами.
В 2022 году принят Закон Забайкальского края от 12 апреля 2022 года N 2060-ЗЗК "О дополнительной социальной поддержке лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающий дополнительную меру социальной поддержки в виде однократного предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территориях сельских поселений Забайкальского края.
Продолжают оставаться актуальными проблемы профилактики правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.
В целях предупреждения повторных правонарушений подростками, находящимися в конфликте с законом, в результате совместной работы Министерства и органов юстиции, с 2011 года в крае созданы 7 ювенальных судов: в Железнодорожном, Центральном, Черновском, Ингодинском районах города Читы и Читинском, Оловяннинском, Краснокаменском районах края.
Анализ количества повторных правонарушений по 7 районам, где созданы ювенальные суды, показал снижение доли повторных правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
На начало 2022 года в системе труда и социальной защиты Забайкальского края функционируют 13 учреждений отдыха и оздоровления, в том числе 9 загородных оздоровительных лагерей, 4 санаторно-оздоровительных учреждения.
Министерством во взаимодействии с Министерством здравоохранения Забайкальского края продолжена работа по профилактике отказов матерей от новорожденных детей. Выявление и оперативное информирование социальных служб о случаях отказа от ребенка, о женщинах, имеющих намерение отказаться от ребенка, осуществляется по отработанному алгоритму.
В кризисном отделении комплексного центра "Берегиня" и в "Социальной гостиной" при социально-реабилитационном центре "Надежда" женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется временное проживание.
В 2021 году принят Закон Забайкальского края от 24 февраля 2021 года N 1920-ЗЗК "О государственной социальной помощи, социальной помощи для отдельных категорий граждан в Забайкальском крае". Модель социального контракта призвана сформировать дополнительный источник дохода у конкретной семьи, что в конечном итоге приведет к повышению реальных доходов граждан, снижению уровня безработицы и глубины бедности в Забайкальском крае. Ожидаемыми результатами заключения контракта являются: снижение иждивенческого поведения и реализация трудового потенциала семьи, социальная реабилитация родителей, повышение ответственности семьи за воспитание и развитие детей.
В системе труда и социальной защиты Забайкальского края функции по социальному обслуживанию семьи и детей осуществляют 32 государственных учреждения социального обслуживания (15 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 11 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 11 комплексных центров социального обслуживания населения, 1 центр психолого-педагогической помощи населению, 4 реабилитационных центра, 1 дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства).
Восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие являются основными целями деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, поэтому одним из показателей их эффективности является число детей, возвращенных в кровные семьи.
Продолжено взаимодействие с органами опеки и попечительства по устройству детей в замещающие семьи.
Организована работа по сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С целью совершенствования межведомственного взаимодействия, развития системы социальной поддержки и защиты инвалидов Министерством внедрена "Служба сопровождения инвалидов".
Проводится работа по внедрению новых реабилитационных технологий: в целях реализации права ребенка на воспитание в семье, оказания содействия в социальной адаптации детям-инвалидам начата работа по созданию семейных воспитательных групп для воспитанников Петровск-Забайкальского дома-интерната для умственно отсталых детей; для обеспечения доступности реабилитационных услуг реабилитационными центрами "Спасатель" и "Росток" проводится работа по внедрению технологии "дистанционная реабилитация инвалидов"; завершаются подготовительные мероприятия по внедрению на территории Читинского и Черновского районов социальной услуги "няня на час" для семей, имеющих детей-инвалидов.
Несмотря на позитивную динамику, сохраняются неблагоприятные явления в области семейно-детских отношений. Актуальными остаются такие проблемы, как отказ от детей, принятых на воспитание в замещающие семьи, и возвращение их в детские дома, случаи жестокого обращения с приемными детьми.
Сохраняются, хотя и имеют тенденцию к снижению, некоторые иные проявления социального и физического неблагополучия в семьях с детьми: младенческая смертность, детская инвалидность, алкоголизм, наркомания, суициды и др. Сокращение масштабов и уровней их проявления предполагает необходимость осуществления дополнительных мер правового и организационного характера, в том числе профилактических.
Экономическое и социальное положение семей с детьми будет предопределяться параметрами социально-экономического развития страны и Забайкальского края. Решение основных проблем семей с детьми возможно при эффективном взаимодействии всех социальных институтов и отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и др.).
В связи с сохранением ряда негативных социальных явлений (бедность, инвалидность и пр.) потребности семей и детей в мерах социальной поддержки не только не сократятся, но наоборот, возрастут, что учитывается в рамках мероприятий настоящей подпрограммы, в том числе в части их финансового обеспечения.
Значительный объем необходимых финансовых средств, трудозатрат, высокая социальная значимость проблемы определяют необходимость применения программно-целевого метода.
Решаемая проблема профилактики социального сиротства соответствует приоритетам социально-экономического развития Забайкальского края.";
абзац первый раздела 2 "Цели и задачи подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Цель подпрограммы - снижение уровня бедности, обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи.";
в разделе 3 "Сроки и этапы реализации подпрограммы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
г) в разделе 9.7 "Подпрограмма N 7 "Обеспечивающая подпрограмма":
в абзаце четвертом цифры "2024" заменить цифрами "2025", слова "1 201 043,3 тыс. руб." заменить словами "1 289 734,0 тыс. руб.";
в абзаце тринадцатом цифры "107 569,1" заменить цифрами "107 711,0";
дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания:
"2025 год - 88 548,8 тыс. руб.";
д) в разделе 9.10 "Подпрограмма N 10 "Ресоциализация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы":
в паспорте подпрограммы:
позицию "Сроки и этапы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в течение 2021 - 2025 годов в один этап."; |
в позиции "Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы" слова "в 2021 - 2024 годах - 73 913,7 тыс. рублей" заменить словами "в 2021 - 2025 годах - 107 259,9 тыс. рублей";
позицию "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Число лиц, освобожденных из мест лишения свободы, получивших социальные услуги, не менее 100 чел. ежегодно; доля лиц, освобожденных из мест лишения свободы, трудоустроенных на постоянные и временные места, к 2025 году 15%."; |
в разделе 1 "Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы":
абзац шестьдесят третий дополнить предложением следующего содержания: "Возможно создание указанных центров на базе социально ориентированных некоммерческих организаций.";
абзац шестьдесят четвертый признать утратившим силу;
в разделе 4 "Сроки и этапы реализации Подпрограммы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
6) приложение N 1 к государственной программе изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к государственной программе Забайкальского края
"Социальная поддержка граждан"
Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан"
Приложение может быть предоставлено по запросу пользователя
7) приложение N 2 к государственной программе изложить в следующей редакции:
"Приложение N 2
к государственной программе Забайкальского края
"Социальная поддержка граждан"
Сведения о налоговых расходах краевого бюджета Забайкальского края
Приложение может быть предоставлено по запросу пользователя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 1 ноября 2022 г. N 514 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан"
Вступает в силу с 2 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 ноября 2022 г. N 7500202211020006