Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования
от 8 октября 2019 г. N 13011/21/и
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в связи с поступающими от территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) вопросами о возврате остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета Федерального фонда, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход бюджета Федерального фонда, указанные средства подлежат взысканию в доход Федерального фонда, из которого они были предоставлены в соответствии с приказом Федерального фонда от 18.05.2016 N 98 "Об утверждении Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован в Минюсте России 23.06.2016 N 42613).
По вопросу возврата средств, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что субвенции, предоставленные из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателей бюджетных средств относится, в том числе, обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, в соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона N 326-ФЗ субвенции, предоставленные бюджетам территориальных фондов и использованные не по целевому назначению, возмещаются бюджету Федерального фонда в Порядке возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования и использованных не по целевому назначению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1032н.
Средства, источником которых являлась субвенция Федерального фонда, использованные не по целевому назначению, страховой медицинской организацией и медицинской организацией в соответствии с частью 12 статьи 38 и частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ подлежат возврату в бюджет территориального фонда.
Указанные выше средства, возвращенные от страховой медицинской организации и медицинской организации:
подлежат возврату в бюджет Федерального фонда, если их источником является субвенция прошлых лет;
подлежат восстановлению в бюджете территориального фонда, если их источником является субвенция текущего финансового года.
Штрафы, пени за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией и медицинской организацией целевых средств в соответствии со статьями 26 и 38 Федерального закона N 326-ФЗ зачисляются в доход бюджета территориального фонда и не подлежат дальнейшему перечислению в бюджет Федерального фонда.
По вопросу возврата дебиторской задолженности прошлых лет (денежные взыскания (иные суммы) взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 326-ФЗ расходы, осуществленные страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
Положениями части 2 статьи 31 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что предъявление претензии или иска к лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, в порядке возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи страховой медицинской организацией осуществляется на основании результатов проведения экспертизы качества медицинской помощи, оформленных соответствующим актом.
Дебиторская задолженность прошлых лет (денежные взыскания (иные суммы), взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений), источником финансового обеспечения которой являлась субвенция, поступившая в территориальный фонд, подлежит обязательному возврату в бюджет Федерального фонда.
Возмещение расходов территориального фонда (страховой медицинской организацией) на проведение дополнительной экспертизы по установлению факта причинения вреда здоровью застрахованного лица, оформление необходимой документации, а также возмещение судебных издержек, источником которых не являлась субвенция (целевые средства страховой медицинской организации), является доходом территориального фонда (страховой медицинской организации) и не подлежит возврату в бюджет Федерального фонда.
По вопросу дебиторской задолженности прошлых лет (возврат средств по актам экспертизы, реэкспертизы, поступающих в ходе проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи).
Частью 1 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшения оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Средства, возвращаемые медицинскими организациями в страховую медицинскую организацию по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, источником которых является субвенция прошлых лет, подлежат возврату в бюджет территориального фонда (за исключением собственных средств страховой медицинской организации) с последующим возвратом в бюджет Федерального фонда, за исключением объема средств, направляемых для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с частью 6.2 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ.
Средства, поступившие в бюджет территориального фонда по результатам повторных экспертиз, источником которых является субвенция прошлых лет, подлежат обязательному возврату в бюджет Федерального фонда, за исключением объема средств, направляемых для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с частью 6.2 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ.
Доходы от поступления штрафов по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии, со статьей 26 Федерального закона N 326-ФЗ являются доходами бюджета территориального фонда и не подлежат дальнейшему перечислению в бюджет Федерального фонда.
По вопросу возврата в бюджет Федерального фонда сумм возмещения, поступивших из бюджетов территориальных фондов в рамках проведения межтерриториальных расчетов.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, определяется Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
Поскольку источником оплаты у территориального фонда по месту оказания медицинской помощи являлась субвенция Федерального фонда, то суммы возмещения, поступившие из бюджетов территориальных фондов по месту страхования в рамках проведения межтерриториальных расчетов в виде межбюджетных трансфертов в части возмещения субвенции Федерального фонда, должны направляться на восстановление ранее затраченной субвенции, предоставленной Федеральным фондом.
Председатель |
Н.Н. Стадченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 8 октября 2019 г. N 13011/21/и
Опубликование:
-