Распоряжение Правительства Тамбовской области
от 2 ноября 2022 г. N 118-р
"Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области"
В целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе Тамбовской области:
1. Утвердить Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее распоряжение на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава Тамбовской области |
М. Егоров |
Утвержден
распоряжением
Правительства Тамбовской области
от 02.11.2022 N 118-р
Кодекс
этического поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области
1. Общие положения
1.1. Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области (далее - Кодекс) представляет собой систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области.
1.2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 N R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных гражданских служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", законов Тамбовской области от 30.03.2005 N 304-З "Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области", от 04.06.2007 N 205-З "О противодействии коррупции в Тамбовской области", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тамбовской области, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Сфера действия и цели Кодекса
2.1. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Тамбовской области в Правительство Тамбовской области, исполнительные органы Тамбовской области, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
Каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
2.2. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы Тамбовской области, уважительного отношения к государственной гражданской службе Тамбовской области в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных гражданских служащих, их самоконтроля.
Целями Кодекса являются:
установление единых этических норм и правил служебного поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области (далее - гражданских служащих) для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности;
содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к Правительству Тамбовской области и исполнительным органам Тамбовской области.
2.3. Кодекс определяет:
основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать гражданские служащие независимо от замещаемой должности;
этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие;
поведение гражданских служащих при осуществлении профессиональной деятельности.
3. Основные морально-этические принципы поведения гражданских служащих
Основными морально-этическими принципами поведения гражданских служащих являются следующие принципы:
служение государству;
служение общественным интересам;
уважение личности;
законность;
лояльность;
политическая нейтральность.
4. Принцип служения государству
4.1. Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации и Тамбовской области.
4.2. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности гражданского служащего.
4.3. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.
4.4. Гражданский служащий призван постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
5. Принцип служения общественным интересам
5.1. Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.
5.2. Действия гражданского служащего не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения.
6. Принцип уважения личности
Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.
7. Принцип законности
7.1. Морально недопустимо нарушать законы и иные нормативные правовые акты, исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего.
7.2. Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов и иных нормативных правовых актов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.
8. Принцип лояльности
8.1. Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности - осознанно, добровольно соблюдать установленный государственными органами служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета.
8.2. Принцип лояльности распространяется на отношения:
ко всем ветвям власти;
ко всем государственным институтам;
к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям;
к политическому большинству, находящемуся у власти;
к другим гражданским служащим.
8.3. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства.
8.4. Гражданский служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.
9. Принцип политической нейтральности
9.1. Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.
9.2. Гражданский служащий не должен допускать использование административных и других ресурсов Правительства Тамбовской области, иного исполнительного органа Тамбовской области для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.
10. Соблюдение общих нравственных принципов
10.1. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.
10.2. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.
10.3. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;
поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Правительству Тамбовской области, исполнительным органам Тамбовской области, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
11. Выполнение служебных обязанностей
11.1. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний.
11.2. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является обеспечение доступности информации о деятельности Правительства Тамбовской области, исполнительного органа Тамбовской области в пределах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
11.3. Гражданский служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других.
11.4. Гражданский служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе.
12. Злоупотребление служебным положением
Гражданский служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других гражданских служащих, пользуясь своим служебным положением.
13. Использование информации
13.1. Гражданский служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции.
13.2. Гражданский служащий не должен также ни задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, ни распространять информацию, о которой ему известно или имеются основания считать, что она неточна или ложна.
14. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
14.1. Гражданский служащий обязан быть независимым от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц. Ничто не должно вредить независимости гражданского служащего, в том числе: внешнее давление или влияние на гражданского служащего, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы; предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т.п.
14.2. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.
14.3. Гражданский служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.
14.4. Если на гражданского служащего оказывается неблагоприятное воздействие и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, ему следует поставить в известность своего руководителя.
15. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными
15.1. Гражданские служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности Правительства Тамбовской области, исполнительного органа Тамбовской области.
15.2. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
15.3. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
16. Этика взаимоотношений с общественностью
16.1. Для информирования общественности о своей деятельности гражданские служащие осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
Нумерация приводится в соответствии с источником
6.2. Во взаимоотношениях с общественностью гражданские служащие не должны использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
16.3. Гражданский служащий не должен:
наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;
рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности.
17. Поведение гражданского служащего при получении вознаграждений
17.1. Гражданский служащий может принимать вознаграждения (в контексте пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и почести только при соблюдении следующих условий:
вручение происходит официально и открыто;
награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано;
вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вознаграждения.
17.2. Гражданский служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с Правительством Тамбовской области, исполнительным органом Тамбовской области или сотрудником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от гражданского служащего, получающего вознаграждение.
17.3. Морально недопустимо получать вознаграждения в благодарность за совершение каких-либо официальных действий.
18. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
18.1. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе осуществляется в порядке, предусмотренном действующим федеральным и областным законодательством.
18.2. Для целей Кодекса используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
19. Коррупционно опасное поведение
19.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными.
19.2. Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.
19.3. Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов.
19.4. Нравственным долгом кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Тамбовской области, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, является (наряду с предоставлением сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации") заявление им при назначении на должность сведений о характере и степени своей личной заинтересованности.
Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Тамбовской области, должен быть урегулирован до назначения его на должность.
20. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим
20.1. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающие правила служебного и этического поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия.
20.2. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения:
привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям;
создавать условия их недопущения и преодоления;
инициировать или принимать решение о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией);
инициировать или принимать решение о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией);
одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;
своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
проводить соответствующую воспитательную работу против коррупции, коррупционно опасного поведения.
21. Соблюдение Кодекса
21.1. Необходимость соблюдения Кодекса является одним из условий служебного контракта с гражданским служащим. Гражданский служащий обязан вести себя в соответствии с Кодексом, знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его требований.
21.2. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения и учитывается при:
проведении аттестаций и квалификационных экзаменов;
формировании кадрового резерва, назначении на иную должность государственной гражданской службы Тамбовской области;
подготовке характеристики или рекомендации;
наложении дисциплинарных взысканий.
22. Ответственность за нарушение Кодекса
22.1. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.
22.2. Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в Правительстве Тамбовской области, исполнительном органе Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены моральные нормы, а также обязательства и требования добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области. Определены основные морально-этические принципы поведения гражданских служащих. Установлена ответственность вышеуказанных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим.
Распоряжение Правительства Тамбовской области от 2 ноября 2022 г. N 118-р "Об утверждении Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих Правительства Тамбовской области и исполнительных органов Тамбовской области"
Вступает в силу с 4 ноября 2022 г.
На период проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с формированием Правительства Тамбовской области, положения настоящего распоряжения также применяются в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы области в структурных подразделениях администрации области
Опубликование:
сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" (tamlife.ru) 3 ноября 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Тамбовской области от 30 ноября 2023 г. N 1018-р
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2023 г.
Распоряжение Правительства Тамбовской области от 4 мая 2023 г. N 332-р
Изменения вступают в силу с 5 мая 2023 г.