Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Механизмы и этапы реализации Стратегии - 2050
6.1 Этапы, организационные и финансовые механизмы реализации Стратегии - 2050
Этапы реализации Стратегии - 2050:
1 этап - 2022 - 2024 годы - формирование необходимых институтов развития;
2 этап - 2025 - 2030 годы - запуск механизмов диверсификации;
3 этап - 2031 - 2036 годы - инновационная трансформация;
4 этап - 2037 - 2050 годы - международная конкурентоспособность.
Организационные механизмы
Основные инструменты реализации Стратегии - 2050 - документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования. К ним относятся государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также план мероприятий по реализации Стратегии - 2050, который будет разработан в соответствии с поставленными целями и задачами Стратегии - 2050.
Основные направления действий по реализации Стратегии - 2050, портфель флагманских и опорных проектов будут детализированы в Плане мероприятий с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых результатов реализации и отражены в государственных программах.
Общую координацию, методическое сопровождение и контроль за реализацией Стратегии - 2050 будет осуществлять уполномоченный орган Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Департамент экономического развития автономного округа. При этом должны быть обеспечены взаимосвязь и регулярные скоординированные процессы по актуализации, корректировке и обновлению Стратегии - 2050, Плана мероприятий и государственных программ автономного округа.
Процедуры актуализации, корректировки и обновления целеполагающего документа Югры предполагают анализ факторов, действие которых привело к расхождению с планируемыми показателями, а также согласование и утверждение корректировок с исполнительными органами автономного округа. Процессы актуализации должны быть увязаны с Ежегодным посланием Губернатора автономного округа депутатам Думы автономного округа.
Механизм мониторинга и контроля реализации Стратегии - 2050 предполагает проведение опросов населения автономного округа, а также совершенствование системы региональной статистики через оптимизацию системы информационной базы показателей социально-экономического развития. Это позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение Плана мероприятий и оценивающую эффективность достижения стратегической цели и задач.
Основным видом оперативной отчетности по достижению целевых ориентиров и реализации отдельных мероприятий Стратегии - 2050 являются ежегодные отчеты исполнительных органов автономного округа, представляемые ими в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. С учетом полученной от ответственных исполнителей информации Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры доклад о ходе реализации Плана мероприятий Стратегии - 2050.
Для успеха реализации Стратегии - 2050 важно активизировать муниципальный уровень управления и рационально организовать обновление документов стратегического планирования муниципальных образований автономного округа.
Одним из важных инструментов обеспечения реализации также является продвижение самой Стратегии - 2050 в различных целевых группах и формирование на ее основе системы брендирования и продвижения брендов как автономного округа в целом, так и отдельных территорий, и проектов Стратегии - 2050.
В рамках реализации Стратегии - 2050 осуществляется работа по применению действующей нормативной правовой базы федерального и регионального уровней, а также разработка и совершенствование правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, формирующих правовую среду для успешной реализации стратегических инициатив.
Финансирование реализации Стратегии - 2050 планируется осуществлять за счет бюджетных средств, а также за счет внебюджетных источников, в том числе на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства, оценка финансовых ресурсов представлена в разделе 8 Стратегии - 2050.
6.2. Основы пространственного развития. Стратегия пространственного развития Югры. Модель и пространственный каркас
Функционально-пространственное зонирование автономного округа
Исходя из двух основных принципов функционально-пространственного зонирования (статического и динамического) территория Югры дифференцируется на зоны ускоренного экономического роста, охватывающие перспективные и свежие ареалы нефтедобычи в Ханты-Мансийском муниципальном районе, а также на периферии Сургутского, Нижневартовского, Нефтеюганского и Белоярского муниципальных районов, и противопоставленные им зоны экологического резерва, представляющие собой неосвоенные территории, лесной фонд и территории сельскохозяйственных угодий (рисунок 4).
Схема размещения основных зон
социально-экономического развития автономного округа
Рисунок 4
Ускоренный экономический рост предшествует активному заселению территории: соотнесение экономического роста и заселения результирует в формирование социального каркаса территории, развитие социальных связей и диверсификации экономической деятельности. Обозначенное "социальное ускорение" охватывает территорию естественным путем сложившихся агломерационных образований региона, в том числе агломерационных центров - городов Сургут, Нижневартовск, Когалым, куста городов в западной части региона - от города Югорск до города Нягань. Именно эта зона максимально перспективна относительно поисков новых точек роста и ожидаемой диверсификации экономики. Особые ареалы, не зависимые от фронтирного цикла, - города Сургут и Ханты-Мансийск. В первом случае произошло органичное встраивание города в национальную экономику с последующим насыщением городской экономики широким набором отраслей, усложнением и модернизацией производственных процессов. Во втором случае диверсифицирующим фактором выступил сектор государственного управления: именно в городе Ханты-Мансийске - административном центре автономного округа расположена большая часть административных учреждений региона, существенно влияя на занятость в городе и составляя тем самым конкуренцию нефтедобыче.
В зависимости от специализации и динамики структурных преобразований экономики на территории Югры было выделено три основные зоны: зоны бума экономического роста, "социального укоренения" и экологического резерва. Каждой зоне свойственны особый набор отраслей специализации, их определенная пропорция (таблица 3).
Таблица 3
Свойства функциональных зон
Зона |
Особенности хозяйственной деятельности |
Особенности расселения |
Бум экономического роста |
Проведение нефтедобычи, разработка новых месторождений; развитие лесопромышленного комплекса |
Широкое распространение вахтовых поселков, рост новых населенных пунктов городского типа |
Социальное укоренение |
Диверсификация экономической деятельности, развитие "экономики города" (сферы услуг, торговли, коммунального хозяйства), социальной инфраструктуры и комплиментарных для нефтедобычи отраслей |
Развитый каркас городских населенных пунктов, формирование городских агломераций, агломерационных образований и устойчивых межпоселенных связей |
Экологический резерв |
Ведение сельского (в том числе лесного) хозяйства, установка режима ООПТ |
Разреженная очаговая сеть сельских населенных пунктов, в том числе с преобладанием коренного населения |
Границы выделенных функциональных зон мобильны и регулируются внутрирегиональными транспортными потоками: ареал "социального укоренения" напрямую связан с зоной транспортной доступности крупных городов региона. Темпы ввода жилья и его пространственное распределение задают вектор преобразования границ зоны "социального укоренения". Границы "экологического резерва" и "бума экономического роста" взаимозависимы: дальнейшее распространение второй зоны накладывается на конфигурацию первой. Напротив, за "бумом экономического роста" следует включение территории в зону "социального укоренения" по мере интеграции данной территории в опорный каркас расселения.
Выделенные функциональные зоны предполагают внедрение собственного режима использования территории для каждой из них. Согласно концепции поляризованного ландшафта интенсивное хозяйственное освоение территории с последующим процессом расселения, требует создания связанной сети ООПТ, в ином случае - выделения особой функциональной зоны, соответствующей "экологическому резерву". Необходимо расширение сети ООПТ и размежевание экологического резерва на территории, перспективные в хозяйственном освоении, и природоохранные, формирующие экологический каркас территории.
Зона "социального укоренения" в перспективе должна представлять собой плотно заселенную территорию с развитыми межпоселенными связями, сложной структурой экономики, эффективно функционирующей социальной инфраструктурой. Перечисленные задачи требуют соответствующих институтов управления, как правило, концентрирующихся в муниципальных администрациях. Однако критерий межпоселенных связей, благодаря которым изолированные населенные пункты образуют каркас расселения, подразумевает наличие органов управления более высокого уровня. Концепции и стратегии развития городских агломераций, а также соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, заключаемые в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 11 марта 2022 года N 89-п "О типовой форме соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях развития агломерации", позволят координировать взаимодействие муниципалитетов в области принятия управленческих решений позитивного развития агломерационных процессов.
Зона "бума экономического роста" по своей конфигурации наиболее мобильна ввиду перманентного пространственного градиента от зоны "социального укоренения" к экологическому резерву. Стремительный рост нефтедобычи и сопровождающий его демографический бум формируют высокие экологические и социальные риски для территории. В связи с этим обязательной представляется соответствующая нормативная база, в рамках которой должен осуществляться регулярный мониторинг экологического воздействия на территорию, изучение социальной нагрузки в быстрорастущих "фронтирных населенных пунктах". Постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" задает метрики оценки экологической ситуации на лицензионных участках операторам нефтедобычи, однако не учитывает их конфигурацию и соотнесения с функциональными зонами. Дифференциация экологических стандартов в зависимости от функциональной зоны могла бы снизить потенциальные риски для территории. В свою очередь, социальные риски регулируются системой СНИП, а также целевыми показателями на региональном и муниципальном уровнях. Функциональное зонирование позволяет выделить проблемные "фронтирные населенные пункты", обозначить их в качестве территории опережающего развития и дифференцировать целевые установки вне границ муниципальных образований, но в соответствии с функциональной зоной.
Ключевые проблемы:
Зависимость от макроэкономических факторов и конъюнктуры сырьевых рынков, оказывающих влияние на состояние нефтегазовых компаний и, как следствие, на связанные с ними населённые пункты.
Отсутствие приоритетности развития автономного округа на федеральном уровне ввиду приоритизации развития геостратегических приграничных территорий.
Ухудшение экологической обстановки в пределах автономного округа.
Опережающее развитие городских территорий основной зоны расселения в стране, неконкурентоспособность населённых пунктов Югры в отношении реализации потенциала человеческого капитала.
Замедление прироста ресурсной базы, увеличение издержек на добычу полезных ископаемых. Тенденция к сокращению нефтедобычи в мире и снижение цен на углеводородные энергоносители могут привести к структурному кризису экономики региона.
Снижение инвестиционной привлекательности региона вследствие развития тенденции централизации налоговых сборов в России.
Периферийное географическое положение автономного округа по отношению к ключевым рынкам сбыта как на уровне страны, так и на уровне макрорегиона и мира.
Наличие пространственных диспропорций развития на уровне муниципальных образований в пределах автономного округа.
Доминирование отрасли добывающей промышленности в структуре валовой добавленной стоимости автономного округа на фоне одновременного сокращения ресурсной базы и диверсификации энергоносителей, и, следовательно, зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков.
Низкий уровень транспортной связности отдельных муниципальных образований автономного округа.
Сложные природно-климатические условия, налагающие ряд ограничений на развитие инфраструктуры в пределах автономного округа.
Неконкурентоспособность городов автономного округа в отношении возможностей реализации человеческого потенциала по сравнению с другими крупными городами страны.
Целевое видение и задачи:
Обеспечение сбалансированного пространственного развития территории автономного округа, нивелирование пространственной и социально-экономической дифференциации развития муниципальных образований, населенных пунктов и повышение качества жизни населения.
Принципиальным приоритетом долгосрочного пространственного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должно быть устойчивое повышение качества жизни населения на всей территории автономного округа. В экономической сфере для этого необходима диверсификация с формированием "умной" специализации каждого города и района автономного округа. В административно-управленческой сфере - широкое вовлечение заинтересованных сторон в процесс принятия решений на региональном и муниципальном уровнях. В социальной сфере - повышение качества и доступности социальных услуг для всех жителей автономного округа.
Поиск умной специализации для автономного округа должен производиться экспериментальным путем. Специализация должна основываться на основных конкурентных преимуществах и возможностях автономного округа и каждого муниципального образования.
Таким образом, целью пространственного развития территории является устойчивое повышение качества жизни населения и экономический рост автономного округа как плацдарма для освоения Севера и Арктики.
Задачи будут различны для разных территорий автономного округа.
Для крупных городов целесообразно эндогенное развитие на основе агломерационного эффекта: вовлечение пригородной зоны в городские экономические процессы через развитие инфраструктуры и другие направленные туда инвестиции, стимулирование инноваций, поддержка технопарков и промышленных парков, особенно в части производства востребованного в округе оборудования как основы кластерной специализации. Необходимо усиление агломерационных процессов за счет развития агломерационных и "квази-агломерационных" связей на северо-западе автономного округа по линии Урай - Югорск - Советский - Нягань - Приобье - Игрим - Березово - Белоярский путем развития инфраструктуры. Также целесообразно формирование связей между городскими агломерациями востока автономного округа (Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск).
Для районов нефте- и газодобычи целесообразна максимальная локализация издержек добывающих предприятий на территории, повышение технологичности добычи при соблюдении экологических стандартов.
Для периферийных районов целесообразно развитие инфраструктуры и повышение транспортной связности (не только периферии с центрами, но и периферийных районов друг с другом), рационального природопользования, особенно традиционных видов (оленеводство, сбор дикоросов), развитие туризма.
Перспективы и приоритеты кластерной политики автономного округа
Исходя из сложившихся условий и потенциала развития различных территорий можно выделить несколько направлений реализации отраслевой кластерной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:
формирование лесопромышленного кластера в западных районах региона. Помимо производства пиломатериалов, бруса и древесных плит перспективы развития в автономном округе имеет углубление переработки древесины: в рамках единого комплекса с "традиционной" деревообработкой может сочетаться производство пеллет, топливных брикетов, лесохимия, функционирующие в том числе на отходах предыдущих звеньев производственных цепочек. Формирование лесного кластера полного цикла в западной части автономного округа (Советский, Белоярский муниципальные районы и др.) позволит не только стимулировать развитие уже сложившегося деревообрабатывающего комплекса, но и создать альтернативный полюс социально-экономического развития на территориях вне зоны фронтирного освоения нефтяных месторождений;
создание горнопромышленного кластера на основе негорючих полезных ископаемых. На базе месторождений нерудных полезных ископаемых в Березовском муниципальном районе целесообразно размещение обрабатывающих производств, которые трансформируют специализацию территорий Приполярного Урала. Местные запасы нерудных полезных ископаемых могут стать ядрами развития промышленности строительных материалов, ориентированных на внутренний спрос и рынки соседних регионов;
в агропромышленном комплексе имеются перспективы выстраивания интегрированных производственных цепочек в нескольких ключевых для региона секторах. Значительная ресурсная база и возможности развития аквакультуры делают перспективным формирование рыбоперерабатывающего кластера, специализирующегося на ценных видах рыб. Выстраивание кооперационных связей в традиционных для коренных народов оленеводстве, сборе дикоросов обеспечат достаточную занятость в наиболее удаленных сельских поселениях и позволят занять региону нишу на российском рынке продовольствия. Перспективный агропромышленный кластер вне основных зон нефтедобычи сможет выполнять поддерживающие функции и стать драйвером развития периферийных территорий;
развитие рекреационных функций в рамках природных комплексов (в пределах национальных парков, заказников, достопримечательных мест) и в зонах вблизи ядер городских агломераций и агломерационных образований может стать драйвером развития на локальном уровне и сформировать в масштабах отдельных сельских поселений внутрирайонные центры притяжения;
форпостные города на периферии нефтедобывающих городских агломераций и агломерационных образований способны стать центрами обслуживания на локальном уровне. На основе значительного платежеспособного спроса со стороны населения ближайших вахтовых поселков возможно развитие низового сектора услуг (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и др.), которое создаст альтернативу нефтедобывающей специализации и будет способствовать развитию малого предпринимательства;
ядра городских агломераций автономного округа могут стать центрами обслуживания на межрегиональном уровне. Имеются перспективы формирования кластеров медицинских услуг, создания образовательных центров, ориентированных не только на зоны тяготения крупнейших городов, но и на территории соседних регионов (в частности, город Сургут способен обслуживать транзитные потоки из Ямало-Ненецкого автономного округа, а город Стрежевой в Томской области - войти в сервисную зону города Нижневартовска). Кроме того, концентрация крупного бизнеса в городах Ханты-Мансийск, Сургут и Нижневартовск расширяет потенциал развития сегмента корпоративных услуг;
"новые" города, являющиеся форпостами освоения новых участков месторождений, в будущем столкнутся с дальнейшим сдвигом основных зон нефтедобычи. Для предотвращения связанных с этим социальных проблем уже на текущем этапе необходимо стимулирование диверсификации экономики. Одним из ее направлений может стать формирование машиностроительных кластеров, специализирующихся производстве оборудования на добывающей промышленности. Помимо предприятий, ориентирующихся на обслуживание существующих месторождений и разработку новых, существуют возможности создания высокотехнологичных производств, занимающихся созданием оборудования для интенсификации нефтедобычи и освоения трудноизвлекаемых запасов.
Перспективная экономическая специализация Югры - 2050:
добыча полезных ископаемых;
лесоводство и лесозаготовки;
обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели;
производство бумаги и бумажных изделий;
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
производство кожи и изделий из кожи;
производство нефтепродуктов;
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
производство мебели; неперспективная специализация;
производство напитков;
производство одежды;
производство пищевых продуктов;
производство прочей неметаллической минеральной продукции;
производство прочих готовых изделий;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство текстильных изделий;
производство химических веществ и химических продуктов;
производство электрического оборудования;
растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях; неперспективная специализация;
деятельность в области информации и связи;
деятельность профессиональная, научная и техническая;
транспортировка и хранение;
туризм.
Перспективы и приоритеты развития муниципальных образований автономного округа
Для достижения основных стратегических целей социально-экономического развития предполагается выделение ключевых приоритетов социально-экономического развития на уровне муниципальных образований с учетом их собственного стратегического видения.
Агломерационное развитие
Согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года в регионе были выделены 8 городских агломераций, три из которых образовались вокруг крупных агломерационных центров: Ханты-Мансийск, Сургут - Нефтеюганск и Нижневартовск - Мегион.
Анализ подходов, которые были заложены в качестве целевых в Стратегии - 2030, позволил сформировать принципы комплексного развития агломераций, которые целесообразно взять за основу дальнейшей пространственной трансформации территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделить 3 основные городские агломерации (Сургут - Нефтеюганск, Мегион - Нижневартовск, Большой Ханты-Мансийск) и 5 агломерационных образований (Покачи - Когалым, Нягань - Приобье, Югорск - Советский, Урай - Междуреченск, Березово - Игрим).
Таким образом, логично включение города Нефтеюганск в качестве города-спутника, а также части населенных пунктов Нефтеюганского района в Сургутскую крупную городскую агломерацию как второго ее центра.
К пилотным крупным городским агломерациям можно отнести Сургутскую городскую агломерацию (с учетом включения в ее состав города Нефтеюганск и отдельных населенных пунктов двух районов) и Нижневартовскую городскую агломерацию (с учетом включения в ее состав города Мегиона и отдельных населенных пунктов Нижневартовского района).
Анализ подходов и принципов, которые были заложены в качестве целевых в данных проектах, позволил сформировать принципы комплексного развития агломераций, которые целесообразно взять за основу дальнейшей пространственной трансформации территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Отличительной чертой пространственного освоения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является субширотный коридор, включающий в себя ключевые городские центры региона, расположенные вдоль реки Обь вблизи первых освоенных нефтяных месторождений по линии Нижневартовск - Сургут - Нефтеюганск (расположен на берегу протоки Юганская Обь в 12 км к югу от реки Обь), и административный центр, город Ханты-Мансийск, к западу от них (расположен на реке Иртыш в 20 км от ее слияния с рекой Обь). Развитие городской сети происходит субмеридианально относительно этого ключевого коридора освоения, а также дальше на северо-запад вверх по реке Обь.
Развитие городской сети Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом принципов комплексного развития агломераций и сложившихся особенностей региональной системы расселения целесообразно по четырем основным направлениям:
устойчивость;
транспортная связанность;
разнообразие и доступность;
повышение качества жизни.
6.3. Перспективы развития инфраструктурного сектора
6.3.1. Снижение инфраструктурных ограничений роста
Промышленная инфраструктура
Ключевые проблемы развития промышленной инфраструктуры Югры связаны:
с недостаточно дифференцированным подходом зонально, ареально (городская и районная промышленность), размерно (корпоративная промышленность и малый бизнес);
с недоучетом маневровых эффектов перераспределения трудовых ресурсов внутри промышленного сектора;
с недостаточными темпами технологической модернизации, в первую очередь, местной промышленности, медленный переход на глубокую переработку возобновляемых ресурсов и др.;
с недостаточными темпами выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, недостаточным импортозамещением в производственном секторе Югры.
Целевое видение и задачи
Основная цель развития промышленной инфраструктуры - содействовать диверсификации промышленного сектора Югры в недобычную сторону, содействовать наращиванию инновационного компонента внутри производственного сектора как корпоративного, так и предпринимательского (среди малого и среднего бизнеса).
Выделяются пять задач развития промышленной инфраструктуры Югры на перспективу.
1. Комплексная поддержка (в том числе через интеграцию крупных и малых предприятий) хозяйствующих субъектов в развитии новых производственных направлений (в том числе опытно-промышленных добычных работ) и прежде всего реализующих проекты в сфере обрабатывающей промышленности. В этом же направлении необходимо отметить задачу формирования местной экологической промышленности, которая станет важнейшим фактором комфортизации окружающей среды.
Важное направление для новых объектов производственной инфраструктуры - это содействие частичному замещению ввоза в Югру топлива (в том числе за счет строительства и расширения нефтеперерабатывающих мощностей), продовольствия, товаров народного потребления и средств производства.
2. Оказание специальной инфраструктурной поддержки обрабатывающей промышленности путем реализации пакета информационных, финансовых, имущественных и институциональных мер, как обособленно, так и консолидировано на одной площадке технопарка, промышленной зоны и др.
3. Переподготовка работников промышленных предприятий во всех образовательных структурах и центрах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4. Продолжение формирования и развития индустриальных парков Югры и принятие отдельных мер по формированию новых, разнообразных по размеру и функциональной направленности индустриальных парков.
В результате решения задач по развитию промышленной инфраструктуры будут достигнуты следующие показатели:
1. Доля обрабатывающих производств в ВРП увеличится с 2,2% до 3,3% в 2036 году и до 8,4% в 2050 году.
2. Доля обрабатывающих производств в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства составит к 2036 году 6,9%, а к 2050 году - 8,7%.
3. Доля занятых в малом и среднем бизнесе увеличится до 23% в 2036 году и до 25% в 2050 году.
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры
Ключевые проблемы:
недостаточно развитая дорожная инфраструктура (железнодорожный и водный транспорт, малая авиация) и, как следствие, слабые транспортные связи между населенными пунктами автономного округа, обеспечивающие связь с запада на восток, между центром автономного округа и периферией, между населенными пунктами в границах муниципальных образований;
высокие издержки строительства и содержания дорог и транспортной инфраструктуры в условиях болотистой местности и холодного климата;
большая доля убыточных социально значимых маршрутов в общем объеме пассажирских перевозок;
высокая зависимость транспорта от нефтегазодобывающей отрасли, а также большая доля дорог необщего пользования;
значительный износ основных фондов транспортной инфраструктуры.
Целевое видение и задачи
Стратегическая цель развития региональной транспортной системы Югры - удовлетворение спроса экономики и общества на конкурентоспособные и качественные транспортные услуги и обеспечение связности территории.
Эта основная цель разбита на четыре проблемно ориентированных цели транспортной стратегии, соответствующих основным направлениям развития транспортной системы, сформулированных на основе диагностики проблем развития транспортной системы региона и направленных на их решение.
Цель 1. Повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Югры в составе единого транспортного пространства России, обеспечение связности объектов на территории автономного округа и за ее пределами предполагает решение следующих задач:
сбалансированное развитие всех видов транспорта на территории автономного округа;
реконструкция и техническое перевооружение аэропортовых комплексов, в том числе комплексов средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи аэропортов; увеличение частоты рейсов в аэропорты автономного округа;
развитие речных портов, создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства; модернизация и обновление парка транспортных средств, а также развитие инфраструктуры речного транспорта;
ликвидация узких мест транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность, увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры;
увеличение скоростных параметров транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания, в том числе создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения (между населенными пунктами, участвующими в формировании "коридора опережающего развития");
опережающее развитие транспортных систем городских агломераций Сургутской, Нижневартовской, Ханты-Мансийской в рамках создания "коридора опережающего развития" на основе соответствующих точек роста с прилегающими городами;
развитие дорожной сети малых городов, населенных пунктов и повышение межмуниципальной, межселенной связности, с акцентом на населенные пункты, расположенные на агломерационной периферии, а также труднодоступных и отдаленных;
опережающее строительство недостающих участков дорог формирующегося транспортного коридора Север - Юг (Екатеринбург - Урай - Советский - Нягань - Надым), в том числе моста через реку Обь в Октябрьском районе, а также строительство автомобильных дорог к населенным пунктам, не имеющим круглогодичного автомобильного сообщения;
создание единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта;
обеспечение эффективной транспортной инфраструктурой ключевых инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в регионе;
использование транспортного потенциала города Пыть-Ях в качестве транзитного потока из южной зоны страны (Уфа-Челябинск-Тюмень), что позволит усилить транспортные связи городских агломераций в южном и юго-западном направлениях;
создание условий по развитию авиации общего назначения.
Цель 2. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Югры в соответствии с социальными стандартами транспортного обслуживания населения.
В рамках данной цели выделяются следующие задачи:
разработка и реализация документов транспортного планирования, социального стандарта транспортного обслуживания и установление требований к интервалам движения, к скоростям сообщения и к подвижному составу, а также создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития;
развитие систем городского, пригородного пассажирского транспорта местного (муниципального) значения;
развитие комплексных (мультимодальных) пассажирских перевозок в муниципальном, региональном, межрегиональном и международном сообщении.
Цель 3. Формирование региональной транспортно-логистической системы, ее интеграция в мировое транспортное пространство за счет реализации транзитного потенциала Югры.
В рамках данной цели выделяются следующие задачи:
формирование транспортно-логистических центров обработки и распределения товарных потоков, создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг;
повышение уровня контейнеризации грузов, в том числе за счет развития ускоренных контейнерных поездов, расширение использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами (в том числе для целей малого и среднего предпринимательства);
развитие участков международных и межрегиональных транспортных коридоров, проходящих по территории региона, развитие системы сопутствующих услуг придорожного сервиса;
повышение предпринимательской активности в области грузоперевозок, создание условий для повышения рентабельности и прибыльности данного вида экономической деятельности.
Цель 4. Цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий в сфере транспортировки и хранения, обеспечение безопасности транспортной деятельности.
Ключевые задачи:
повышение уровня безопасности транспортной системы и обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры;
минимизация негативного воздействия транспортного комплекса Югры на окружающую природную среду;
цифровизация транспортного комплекса Югры;
повышение энергоэффективности транспорта;
повышение производительности труда в транспортном комплексе Югры.
В ходе реализации Стратегии - 2050 в области транспортной инфраструктуры будут достигнуты следующие целевые ориентиры:
1. В городских агломерациях доля дорог, соответствующих нормативам по качеству, к 2036 и 2050 годам должна сохраниться на уровне 85%, дорог регионального значения - к 2036 и 2050 годам на уровне 87%.
2. Доля обновления парка городского транспорта составит 80% к 2036 году и 90% к 2050 году.
Развитие энергетической инфраструктуры
Ключевые проблемы:
отдельные недостатки пропускной способности электрической сети, а также ряд узлов энергосистемы, где имеются ограничения на технологическое присоединение новых потребителей;
низкая эффективность использования условного топлива при производстве энергии;
растущая дебиторская задолженность предприятий электроэнергетики;
сохраняющаяся тенденция износа основного оборудования электросетевых компаний, осуществляющих передачу и распределение электроэнергии на территории автономного округа.
Целевое видение и задачи
Основной целью развития электроэнергетики автономного округа является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.
Основные задачи и приоритеты развития электроэнергетического комплекса автономного округа:
развитие и техническое перевооружение системы энергоснабжения автономного округа на основе инновационных технологий и оборудования;
развитие и модернизации централизованных энергосистем, включая внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий;
модернизация, перевооружение уже существующих объектов генерации, рассмотрение возможности использования инновационных технологий в области гибридных электростанций (с использованием возобновляемых источников энергии) для удовлетворения потребностей в электрической энергии отдаленных населенных пунктов, не имеющих связей с централизованной электроэнергетической системой, в условиях низкой степени инсоляции, а также низких ветровых нагрузок;
обеспечение бесперебойного энергоснабжения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов автономного округа;
повышение уровня энергетической безопасности региона;
стимулирование предприятий топливно-энергетического комплекса к внедрению инновационных процессов в их хозяйственную деятельность и обновлению основных фондов.
Основой цифровой трансформации электроэнергетики может стать технология "умные сети"; ее концепция предполагает системное преобразование электроэнергетики (энергосистемы) и затрагивает все ее основные элементы: генерацию, передачу и распределение (включая и коммунальную сферу), сбыт и диспетчеризацию.
Развитие информационно-коммуникационного сектора как самостоятельной отрасли и глобальная цифровизация
Ключевые проблемы:
низкая емкость рынка цифровых решений, ориентированных на население автономного округа, в силу дисперсности расселения, низкой плотности населения;
ориентация крупных добывающих и энергетических компаний на использование собственных цифровых решений, без привлечения разработчиков из региона;
неблагоприятные климатические факторы, препятствующие привлечению в Югру IT-специалистов из других регионов;
недостаточный уровень образовательных компетенций в сфере наиболее перспективных профессий в области цифровой экономики у образовательных учреждений высшего образования Югры;
отсутствие научных школ в области компьютерных наук, цифровых технологий.
Целевое видение и задачи
Цель 1. Достижение цифровой зрелости добывающих предприятий и предприятий обрабатывающей промышленности, ведущих свою деятельность на территории автономного округа, отраслей социальной сферы - здравоохранения, образования, а также государственного и муниципального управления.
Цифровая зрелость означает переход к принятию управленческих решений посредством стратегических задач:
внедрение цифровых технологий и использование отечественных цифровых решений во всех отраслях экономики и социальной сферы Югры;
формирование эффективной системы стимулов для внедрения цифровых технологий;
повышение уровня цифровых компетенций населения Югры через программы дополнительного профессионального образования, специализированные программы для государственных служащих, обучение цифровой грамотности пенсионеров, жителей удаленных поселков автономного округа.
Цель 2. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, с учетом расширения перечня государственных услуг, появление новых видов и классов услуг, которые будут востребованы населением и бизнесом.
Цель 3. Ликвидация цифрового неравенства между муниципальными образованиями Югры на базе повсеместного широкополосного доступа к Интернету. Доля домохозяйств, имеющих такой доступ в автономном округе, должна достичь к 2036 году 100% и поддерживаться на таком уровне в дальнейшей перспективе до 2050 года.
Задачи по ликвидации цифрового неравенства:
расширение уже имеющейся инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет для подключения к ней всех социально значимых объектов автономного округа;
решение технических и организационных вопросов, связанных с обеспечением широкополосного доступа к сети Интернет малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, а также продолжение реализации проекта "IT-стойбище";
переход на современные стандарты связи 5G/IMT-2020 на базе отечественного телекоммуникационного оборудования путем стимулирования на региональном уровне операторов активным образом развивать новейшие системы на территории автономного округа.
Цель 4. Создание системы поддержки и стимулирования роста вложений в отечественные решения в сфере цифровой экономики с учетом роста качества таких решений и с ориентацией на потребности регионального, российского и мирового рынка, а также стран БРИКС, стран-участниц ШОС и Евразийского экономического союза.
Автономный округ занимает в России лидирующие позиции по развитию цифровой экономики и является базовым регионом БРИКС и ШОС по координации усилий, направленных на поиск ответов на глобальные вызовы цифровой трансформации и противостояние порождаемым ею угрозам безопасности общества, государства и личности.
Разработка и внедрение цифровых технологий имеют первостепенное значение, так как передовые технологические решения в сфере ИКТ являются эффективными инструментами повышения конкурентоспособности автономного округа, производительности труда и качества жизни населения, обеспечения экономического роста, расширения социальных прав.
Задачи по созданию системы поддержки и стимулирования роста вложений в отечественные решения:
обеспечение перехода к закупкам преимущественно отечественного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники;
формирование на уровне региона благоприятной институциональной среды для разработки решений в сфере цифровой экономики с использованием потенциала технопарков, IT-кластера, проводимого в Югре ежегодного IT-форума, хакатонов и других мероприятий регионального, общероссийского и международного форматов;
формирование инициативных предложений по использованию территории автономного округа в качестве пилотной территории, "регуляторной песочницы" для реализации наиболее передовых цифровых регуляторных режимов и технологий;
повышение доступности финансирования, включая венчурные фонды, гранты для стартапов в сфере цифровой экономики;
расширение программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования по наиболее востребованным или ранее отсутствовавшим направлениям и специальностям в сфере цифровой экономики, что позволит удовлетворить растущие потребности регионального рынка в специалистах такого профиля.
В ходе реализации Стратегии - 2050 по развитию информационно-коммуникационного сектора как самостоятельной отрасли и глобальной цифровизации предусматривается достижение следующих целевых ориентиров:
1. Доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, достигнет 100% к 2036 году и будет поддерживаться на данном уровне на период до 2050 года с учетом расширения перечня государственных услуг.
2. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети интернет, достигнет к 2036 году 100% и будет поддерживаться на таком уровне в дальнейшей перспективе до 2050 года.
3. Индекс цифровизации бизнеса в целом по экономике составит в 2036 году 44, а к 2050 году - 52.
6.3.2. Перспективы развития жилищно-коммунального комплекса, бытовой среды и бытовых услуг
Ключевые проблемы в сфере жилищно-коммунального комплекса:
приближение сроков окончания приемлемой эксплуатации жилого фонда, созданного в конце 1960-х - начале 1970-х;
отсутствие развитой инженерной инфраструктуры для перспективного строительства во многих городах автономного округа;
климатические условия, ограничивающие интенсивность строительства;
износ коммунальных объектов и инженерных сетей;
неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки коммунальных ресурсов;
проблема дробления имущества и финансов между поселениями, а также создания большого количества небольших организаций коммунального комплекса с незначительным объемом предоставления коммунальных услуг, высоким уровнем эксплуатационных издержек и низкой эффективностью работы, отсутствием программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
низкая эффективность системы управления жилищно-коммунальным комплексом, преобладание административных методов управления над рыночными;
недостаточное взаимодействие исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления с общественностью и предприятиями сферы жилищно-коммунального комплекса;
недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства, малого и среднего предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе некоторых муниципальных образований автономного округа;
недостаточная правовая грамотность населения;
отсутствие эффективной системы экологического менеджмента;
эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь, железа и кремния в очищенной питьевой воде;
недостаточная профессиональная подготовка сотрудников и работников предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, а также управляющих компаний и дефицит профессиональных кадров.
Целевое видение и задачи:
Развитие жилищно-коммунального комплекса в обеспечении населения автономного округа доступным и комфортным жильем, жилищно-коммунальными услугами, комфортной, благоустроенной бытовой средой и бытовыми услугами.
Приоритетные задачи в жилищно-коммунальном комплексе автономного округа:
развитие жилищного строительства высокого качества, формирующего жилую среду, благоприятную людям (инфраструктура, равный доступ, качество);
повышение энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса на основе отечественных и инновационных решений;
модернизация и развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также благоустройство населенных пунктов;
внедрение электронного мониторинга изношенности сетей с целью снижения их аварийности; повышение темпа замены ветхих коммунальных сетей с применением современных технологий и материалов;
снижение доли котельных, работающих на мазуте или угле, за счет применения инновационных технологий и перевода их на газ; перевод котельных на более экологичное топливо (вторичные энергетические ресурсы);
повышение качества, безопасности и охвата предоставления коммунальных услуг;
развитие малого бизнеса по сервисным компаниям в коммунальной отрасли с финансовой поддержкой в первый год функционирования;
ускоренное расселение из ветхого жилья;
создание условий для повышения объемов жилищного строительства;
привлечение инвесторов для реализации программ.
Ключевые проблемы в сфере бытовых услуг:
недостаточность действующих нормативно-правовых документов в области предоставления бытовых услуг на всех уровнях управления;
дифференциация в уровне обеспеченности бытовыми услугами в различных муниципальных образованиях автономного округа;
износ основных фондов предприятий бытовых услуг.
В качестве приоритетных стратегических задач данного направления следует обозначить следующие:
1. Совершенствование нормативных документов, регулирующих взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по предоставлению бытовых услуг, между исполнительными органами автономного округа и органами местного самоуправления.
2. Модернизация и диверсификация сферы бытовых услуг.
3. Обеспечение всех населенных пунктов стандартным набором базовых услуг в требуемом количестве.
4. Модернизация основных фондов предприятий бытовых услуг.
5. Реализация мер по повышению конкуренции в сфере бытовых услуг.
Реализация Стратегии - 2050 по развитию жилищно-коммунального комплекса и повышению качества оказания бытовых услуг предусматривает достижение следующих целевых ориентиров:
1. Доля аварийного жилья снизится к 2036 году до 3,3% и до 1% к 2050 году.
2. Уровень потерь тепловой энергии при передаче и распределении к 2036 году снизится до 11% от отпуска и до 6% к 2050 году.
3. Годовые темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении и водоснабжении к 2036 году составят 4,6% от протяженности, к 2050 году - 6%.
4. Рост объема бытовых услуг на душу населения с 7,0 тыс. руб. в 2021 году до 10,2 тыс. руб. в 2036 году и до 16,7 тыс. руб. в 2050 году.
6.4. Инвестиционная стратегия Югры
Целевое видение, задачи и долгосрочные приоритеты (перспективы развития)
Стратегическая цель: повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивающей диверсификацию инвестиционной активности в соответствии с приоритетами шестого технологического уклада; достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения на основе современных методов проектного управления, а также выполнения социально-экономических, экологических и иных обязательств перед обществом.
Задачи:
Сбалансированное развитие структуры экономики автономного округа, предусматривающее активизацию динамики роста "несырьевых" секторов.
Устранение дисбаланса в инвестиционном развитии между востоком, центром и западом автономного округа, в том числе в рамках создания "коридора опережающего развития" на основе точек роста муниципальных образований городов Ханты-Мансийска, Сургута и Нижневартовска с прилегающими городами.
Повышение доступности финансовых ресурсов, совершенствование финансовых механизмов поддержки предпринимательства; стимулирование развития предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере (включая субъекты МСП).
Создание новых и развитие имеющихся объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры поддержки предпринимателей (включая субъекты МСП).
Проработка набора мер сопровождения привлечения инвестиций для реализации проектов субъектов МСП.
Обеспечение реализации финансовой, инфраструктурной, социальной поддержки экспорта.
Развитие альтернативных источников финансирования предпринимательских инициатив (краудфандинг, венчурное финансирование, государственное кредитование стартапов и пр.).
Стимулирование развития предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере и сфере профессиональных услуг.
Повышение качества и доступности инвестиционной инфраструктуры.
Стимулирование развития инвестиционного рынка и повышение доступности инвестиционных ресурсов.
Обеспечение качественного сопровождения инвестиционного развития со стороны исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления.
Обеспечение регионального лидерства в Российской Федерации в применении инновационных методов и инструментов активизации процессов научно-технического развития.
Обеспечение равного доступа к природным ресурсам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов субъектами предпринимательской деятельности.
Совершенствование финансовых механизмов инвестиционной системы; обеспечение стимулирования участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; расширение перечня инструментов государственной поддержки.
Стимулирование системы финансирования инноваций. Развитие рынка венчурных инвестиций.
Ключевые приоритеты инвестиционного развития
Приоритизация инвестиционных направлений, соответствующих шестому технологическому укладу развития мировой экономики, представлена в таблице 4.
Таблица 4
Эволюция приоритетов инвестиционного развития экономики Югры
Текущие приоритеты развития |
Приоритеты развития до 2036 года ("умная" экономика) |
Приоритеты развития до 2050 года ("зеленая" экономика) |
1. Высокая концентрация на добычу и переработку углеводородного сырья. 2. Стимулирование реализации кластерной политики и развития диверсифицирующих секторов. 3. Опережающее развитие инфраструктурного сектора. 4. Развитие лесопромышленного комплекса, включая производство и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. 5. Умеренное развитие промышленности строительных материалов. 6. Машиностроение. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.