Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IX. Флагманские (общенациональные) программы и опорные проекты
В Стратегии - 2050 предусмотрена реализация семи прорывных флагманских программ и семи опорных, поддерживающих проектов, каждый из которых обеспечивает продвижение по важнейшим направлениям и приоритетам социально-экономического развития: "Человеческий капитал", "Качество жизни", "Креативная экономика" и "Здоровьесбережение".
9.1. Флагманские (общенациональные) программы
9.1.1. Научно-образовательный прорыв
Научно-образовательный прорыв - развитие и поддержка программ развития образовательных учреждений высшего образования автономного округа в плане глобальной конкурентоспособности.
Предполагается повышение привлекательности региональных систем высшего образования посредством формирования полноценной сети университетов с сильными горизонтальными связями и общими сервисами. В частности, предполагается создание условий для развития кадрового потенциала во всех региональных образовательных учреждениях высшего образования, стимулирование кооперации образовательных учреждений и регионального бизнеса, обеспечение для всех доступности качественных образовательных ресурсов и сервисов.
Цели:
формирование долгосрочных основ для устойчивого развития Югры на основе взращивания и развития новых перспективных секторов и технологий;
усиление инновационной составляющей развития Югры;
создание условий для эффективной самореализации молодежи;
привлечение и закрепление кадров в системе креативных индустрий;
кадровое обеспечение приоритетных направлений развития экономической и социальной сфер Югры;
повышение глобальной конкурентоспособности региональных образовательных учреждений высшего образования;
органичная интеграция университетской науки с реальным сектором экономики, институтами развития.
Предполагается для достижения поставленных целей:
открытие для студентов и исследователей возможностей предпринимательской самореализации, а именно определение новых форм инновационной деятельности, новых ресурсов для инноваций и новых форм подготовки;
создание условий для комфортной работы и профессионального роста исследователей и преподавателей, снятие с них груза бюрократических и непрофильных задач путем их переноса на автоматизированные/цифровые системы и сервисы, создание условий для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
повышение привлекательности инвестиций бизнеса в сектор исследований и разработок;
привлечение выдающихся ученых в области перспективных наук из других регионов Российской Федерации и других стран мира;
создание открытой цифровой платформы технологического форсайта, разработка цифровых сервисов, собирающих цифровой след исследователей, проектов, разработок, технологий;
формирование инструментов системного привлечения талантливых специалистов через реализуемые политики в области качества жизни, лучшие условия для проживания, личностного роста, систему "вертикальных" лифтов, технологии профессиональной навигации на современном, глобальном рынке труда;
создание новых сетецентрических и сетеформирующих платформ (экосистемы):
достижение лидерских позиций вузов Югры в рейтингах по приоритетным предметным областям;
развитие автономного округа в качестве мультидисциплинарного научного центра, создание центров превосходства, в том числе инкубации стартапов - мест тестирования технологий и коммерциализации проектов;
создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением и оказанием инновационных образовательных услуг, в тесном сотрудничестве с ключевыми организациями кластера "Наука и образование" - Инновационный кластер "SMART-образование";
адаптация образовательных программ всех уровней к потребностям инновационной экономики на основе региональной "базы компетенций", разрабатываемой совместно с работодателями;
повышение доступности образовательных программ с помощью "открытых университетов" с привлечением специалистов российского и мирового уровня;
развитие системы непрерывного образования взрослых.
В качестве приоритетных направлений развития науки, образования и инноваций для автономного округа будут выступать: новая энергия, медицина, биотехнологии, АПК, IT-сектор и социогуманитарные направления.
Для реализации программы необходима разработка профильного долгосрочного нормативного документа региона, утверждающего общую программу развития высшего образования, объединяющую в качестве подпроектов программы развития ключевых вузов, институтов развития и СПО.
9.1.2. Инновационно-техническое лидерство
Цель: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - лучшее место для апробации и внедрения перспективных идей; системы прототипирования, оценки и продвижения проектов и технологий "новой экономики".
Для развития полноценной инновационной системы (экосистемы инноваций) сформированы следующие задачи:
привлечение, подготовка, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы;
развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры;
стимулирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы;
развитие инновационной саморегулируемой и саморазвивающейся системы через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов и создание Института инновационного развития Югры;
стимулирование системы финансирования инноваций, развитие рынка венчурных инвестиций;
взаимодействие с федеральными институтами развития.
Необходимыми и неотъемлемыми составляющими процесса достижения поставленной цели выступает социальная поддержка инноваторов - система стимулирования самореализации специалистов; социализация и укоренение специалистов на территории Югры; поддержка условий труда и отдыха.
Реализация проекта будет способствовать сохранению в автономном округе высококвалифицированных специалистов и привлечению молодых специалистов из других регионов.
9.1.3. Креативные индустрии и креативный класс Югры.
Цель: поддержка предпринимательства и создание условий для привлечения талантливых, творческих и созидательных людей.
Проект направлен на создание условий для интенсивного развития творческих индустрий автономного округа, повышение их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта.
Задачи:
формирование сети арт-резиденций для творческих индустрий, а также стартапов при образовательных учреждениях высшего образования;
создание венчурного фонда и агентства творческих индустрий для консультационной и грантовой поддержки предпринимательства на условиях встречного финансирования;
расширение сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами для продвижения на мировые рынки и увеличения экспорта продукции творческих индустрий;
расширение обучающих программ в секторе креативной экономики;
мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение участников креативного кластера;
поддержка государственно-частного партнерства, стимулирование меценатства;
разработка пакета мер, включая налоговые льготы и иные преференции, для творческих индустрий.
Реализация проекта позволит увеличить удельный вес креативного сектора в экономике автономного округа до 10% к 2036 году, до 15% к 2050 году и соответственно увеличить выручку организаций креативных индустрий региона в таких же объемах, а также стать Югре конкурентоспособным центром развития творческих индустрий международного уровня. Кроме того, реализация проекта позволит остановить отток творческой молодежи из автономного округа, привлечь квалифицированных творческих специалистов для креативного сектора экономики автономного округа, обеспечить рост доли занятых в сфере культуры в общей занятости населения и доли жителей, участвующих в культурной деятельности.
9.1.4. Бизнес в Югре
Бизнес в Югре - доступные финансы, производственные площадки, низкие инфраструктурные издержки, простота ведения бизнеса.
Цель: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - центр притяжения населения, бизнеса, включая представителей креативных и творческих индустрий.
Проект направлен на обеспечение благоприятных условий для создания и ведения бизнеса, а также на повышение миграционного прироста населения автономного округа, прежде всего за счет мигрантов из других регионов России; увеличение в потоке мигрантов квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда, представителей креативных и творческих индустрий.
Задачи:
создание экосистемы и соответствующей инфраструктуры для привлечения талантливых специалистов (обеспечение комфортных условий для проживания, самореализации, личностного развития, работы, создания и ведения бизнеса);
увеличение притока студентов, в том числе иностранных, и их последующее трудоустройство и закрепление в автономном округе;
содействие в иммиграции и натурализации мигрантов, обладающих высоким потенциалом интеграции.
Развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (экосистемы предпринимательства) в Югре - не только за счет государственного финансирования, но и за счет крупного бизнеса - потенциально крупнейшего потребителя товаров и услуг малых предприятий. Это позволит повысить адаптивность крупных компаний к потребностям рынка и создать действенную систему субконтрактных отношений с малым и средним бизнесом, вовлечь малый и средний бизнес в сферу производства. В числе направлений действий - обеспечение благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, создание системы поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации, развитие молодежного предпринимательства.
Результатом решения поставленных задач будет повышение позиций Югры в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, который оценивает усилия исполнительных органов автономного округа по созданию благоприятных условий ведения бизнеса по 4 направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства - вхождение в тройку лидеров к 2030 году (позиции Югры в 2018 - 2020 годах - 14-17 место, в 2022 году - 6 место).
Результат проекта: увеличение миграционного прироста населения, в том числе численности талантливых, творческих и созидательных людей, инорегиональных студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования автономного округа, из которых не менее половины имеют возможность по окончании образовательного учреждения высшего образования остаться в автономном округе и трудоустроиться по специальности.
9.1.5. ЮГРА-Маркетплейс
Цель: создание эффективных условий и развитие необходимой транспортной и логистической инфраструктуры для активной интеграции предприятий, организаций, предпринимателей, самозанятых, представителей коренных малочисленных народов Севера в новые формы электронной торговли, разработки, продвижения и продаж товаров и услуг посредством цифровых технологий на внутреннем, общероссийском и мировом рынках для удешевления и ускорения процессов доставки и хранения товаров для нужд югорчан и товаропроизводителей региона.
Ключевые задачи:
создание и развитие необходимой инфраструктуры, в том числе транспортной, логистической и программной (софтверной) для внедрения в широкую практику новых технологий и инструментов цифровых коммуникаций в систему продвижения, продаж и интернет-торговли;
создание условий для развития собственных (югорских) решений, подходов, платформ, сообществ, маркетплейсов для разработки, продвижения и реализации товаров (услуг) в цифровой среде;
обеспечение доступности входа в маркетплейс для экономических субъектов Югры.
Для реализации цели и задач предлагается:
1. Образовательная поддержка, которая включает в себя серию инициатив.
Во-первых, интеграция инструментов интернет-торговли во все ключевые программы дополнительного образования.
Во-вторых, организация обучения по внешнеэкономической деятельности и элементам сравнительного менеджмента совместно со Школой экспорта Акционерного общества "Российский экспортный центр" для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В-третьих, софинансирование обучающей программы по повышению квалификации/переподготовке представителей субъекта малого и среднего предпринимательства по актуальным специальностям.
В-четвертых, обучение руководителей исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления, представителей крупных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства, сельхозпроизводителей, коренных малочисленных народов Севера основам продаж в цифровой среде.
В-пятых, организация постоянно действующих интенсивов (онлайн) и консультаций для субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера по инструментам поддержки по выходу на электронные торговые площадки.
2. Инфраструктурная поддержка заключается в предоставлении:
логистическим и транспортным компаниям мер долгосрочной поддержки при строительстве перевалочных и распределительных центров. Расширение географии и инфраструктуры пунктов приема и доставки продукции для субъектов малого и среднего предпринимательства, представителям коренных малочисленных народов Севера, реализующих продукцию через электронные торговые площадки. Создание возможностей для использования новых технологий (беспилотная авиация, сухопутный и водный транспорт) для проектирования транспортных коммуникаций и инфраструктуры;
субъектам малого и среднего предпринимательства, представителям коренных малочисленных народов Севера доступа к сервису для сдачи отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральную налоговую службу Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Центральный банк Российской Федерации с предоставлением электронной цифровой подписи.
3. Маркетинг. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства, представителям коренных малочисленных народов Севера:
создание привлекательного и пользующегося спросом контента брендирования (создания зонтичных брендов), закрепление интеллектуальных и иных прав (разработки и оформления свидетельств на товарный знак) на производимую ими продукцию и услуги, а также кроссязыковой поддержки;
приведение продукции в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и электронных агрегаторов и платформ.
4. Финансирование. Разработка и внедрение механизмов:
льготного кредитования (предоставления гарантий) проектам и инициативам (контрактам) субъектов малого и среднего предпринимательства, представителям коренных малочисленных народов Севера, планирующих осуществлять продажи через электронные торговые площадки;
субсидирования логистики доставки продукции по каналам электронной торговли для субъектов малого и среднего предпринимательства представителям коренных малочисленных народов Севера.
5. Внешнеэкономическая деятельность. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства, представителям коренных малочисленных народов Севера в международной сертификации продукции и услуг и участию в международных рекламных и выставочных мероприятиях.
9.1.6. Социальный капитал
Социальный капитал - программа автономного округа в дополнение к федеральным для обеспечения доступным и комфортным жильем семей югорчан.
Цель программы - создание условий для достижения высокого качества жизни в целях накопления человеческого капитала как ключевого актива, сохранения человеческого капитала и привлечения приоритетных категорий мигрантов.
Задача: создание благоприятных условий для обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в системе социальной ипотеки, развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан.
Направления действий:
1. Создание системы социальной ипотеки посредством: финансирования/софинансирования/рефинансирования первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье;
определение льготной/компенсация части процентной ставки;
2. Создание системы выделения жилищных участков под застройку в рамках социальной ипотеки:
формирование реестра земельных участков, подлежащих выделению гражданам под застройку в рамках системы социальной ипотеки;
преодоление административных барьеров при решении вопросов о выделении земельных участков и ускорении процессов рассмотрения документов и вынесения решений;
развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры земельных участков в целях повышения привлекательности районов перспективной застройки, и стимулирующих развитие индивидуального жилищного строительства.
3. Разработка механизма предоставления подъемных выплат (на покупку или аренду жилья, обустройство, переезд и другие цели) из средств регионального/местных бюджетов; сокращение сроков получения северных надбавок (с момента трудоустройства).
Ресурсное обеспечение программы. Капитализация и вовлечение в хозяйственный оборот земель и активов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации (муниципалитетов), инфраструктурных проектов по программе капитальных вложений, платы за присоединение к естественным монополиям и платежей граждан, единовременных и обслуживающих ипотеку. В качестве дополнительных ресурсов можно рассматривать ресурсы (как финансовые, так и имущественные, в том числе земельные) компаний, заинтересованных в обеспечении дешевым и комфортным жильем своих сотрудников и их семей, средства пенсионных фондов и сбережения граждан в случае если они заинтересованы в надежном и выгодном сохранении средств на перспективу (не в виде стоимостного вклада, а в виде номинированных в квадратных метрах жилья с правом реализации по рыночной стоимости по истечении 10-летнего периода).
Приоритетные категории граждан для участия в системе социальной ипотеки:
молодые семьи;
многодетные семьи;
ученые и уникальные специалисты;
молодые специалисты;
приоритетные категории мигрантов с учетом текущей/прогнозируемой потребностей в кадрах;
малоимущие и другие группы социально незащищенных слоев населения.
Реализация проекта позволит автономному округу обеспечить доступным жильем население автономного округа, будет способствовать сохранению в автономном округе высококвалифицированных специалистов и привлечению молодых/уникальных специалистов из других регионов.
9.1.7. Здоровое питание
Здоровое питание - доступные и качественные местные продукты.
Идентификация существующих и выведение новых органических сортов продукции для климатических условий Югры могли бы создать условия для заметного снижения частоты развития ряда заболевания, в перспективе позволили бы создать целую индустрию, линейку гипоаллергенных растений и пород животных, обладающих пониженным содержанием основных аллергенов. Программа предполагает создание системы платформенных решений, в том числе в рамках формируемого биомедицинского кластера.
Направления действий:
формирование моделей ведения здорового образа жизни, развитие эффективных форм пропаганды; внедрение мотивационных механизмов повышения заинтересованности населения в сохранении здоровья; разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и других факторов риска, в первую очередь среди детей и подростков; формирование культуры здорового питания населения;
финансирование масштабной информационно-просветительской кампании с целью формирования моделей поведения, способствующих снижению заболеваний и сохранению здоровья населения, популяризация культуры здорового питания и спортивно-оздоровительных программ;
создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом новой высококачественной органической продукции на основе соблюдения стандартов производства органической продукции и применения новых экологически чистых технологий производства и переработки, генерирующих высокую добавленную стоимость.
Реализация проекта будет способствовать увеличению уровня самообеспечения автономного округа основными видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, усилению конкурентоспособности агропромышленного комплекса автономного округа, росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье и нишевые и органические продукты питания.
9.2. Опорные проекты
Опорные проекты предполагают создание семи новых научно-образовательных инновационных кластеров в приоритетных направлениях, формирующих основы "новой", "умной" экономики автономного округа: репутационный капитал автономного округа, новая энергия, медицина, биотехнологии, IT, АПК, комплексные социогуманитарные направления.
Репутационный капитал автономного округа
Современные условия хозяйствования во многом определяются не столько наличием ресурсной базы, сколько наличием репутационно-имиджевого позиционирования в глобальном или национальном медиапространстве. Важнейшей составляющей, идентифицирующей эффективность экономического роста, становится лояльность и предрасположенность экономических агентов к ведению бизнес-операций на той или иной территории, комфортность социальной среды.
Цель: стимулирование роста репутационного капитала автономного округа, как важнейшего, стратегического фактора, обеспечивающего укрепление конкурентоспособности автономного округа.
Задача 1. Разработка региональной, многофункциональной мониторинговой системы управления репутационным капиталом, цифровыми данными в геоинформационной среде в целях обеспечения процессов стимулирования деловой и экономической активности автономного округа.
Задача 2. Создания и практическое внедрение нового инструментария оценки и прогнозирования влияния репутационного капитала автономного округа на социально-экономическое развитие.
Задача 3. Увеличение уровня представленности, во всех ведущих информационных системах и ресурсах тематически близких к новым приоритетам развития автономного округа.
К базовым ключевым показателям эффективности (далее также - KPI) направления относится:
1. Группа показателей, отражающих позиционирование автономного округа в национальных рейтингах: рейтинг оценки усилий исполнительных органов автономного округа по созданию качественной среды для жизни граждан (Агентство стратегических инициатив); качество жизни в российских регионах (РИА Новости); рейтинг социально-экономического положения регионов (РИА Новости); ESG рейтинги российских регионов (Независимое европейское рейтинговое Агентство RAEX); рейтинг конкурентоспособности регионов AV RCI; рейтинг субъектов России по содействию развития конкуренции; рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации; рейтинг научно-технологического развития регионов; рейтинг инновационных регионов России (Ассоциация инновационных регионов России); рейтинг инновационного развития регионов - 2020 (Высшая школа экономики); рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX; национальный рейтинг состояния инвестиционного климата; рейтинг кредитоспособности регионов; рейтинг по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства; рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства (Министерство экономического развития Российской Федерации).
2. Группа показателей, характеризующих репутационный капитал автономного округа в геоинформационной среде: индекс "Tone of Voice" в глобальной информационной среде; индекс упоминаний в Сети: Медиалогия, Пресс-индекс и др.; тональность упоминаний в средствах массовой информации (в том числе в социальных сетях, форумах, каналах в Телеграмм и др.); индекс NSR автономного округа (количественный показатель здоровья бренда), который должен находиться на положительной шкале с показателем от 50-85% и др.
Научно-образовательный инновационный кластер "Новая энергия"
Цель - создание уникальной системы технологических решений в областях водородной энергетики, мониторинга эмиссии углерода, методов его секвестрации с использованием природного потенциала и существующей нефтегазовой инфраструктуры для плавного перехода к "зеленой" экономике. Реализация проекта позволит региону и Российской Федерации, используя природные ресурсы и нефтегазовую инфраструктуру выйти на уровень углеродной нейтральности.
Подпроект 1. Создание, апробация, внедрение технологий водородной энергетики, в том числе, с учетом рационального использования природных ресурсов. Привлечение высококвалифицированных российских и зарубежных партнеров, наработанные компетенции и опыт в области нефтегазовых технологий позволяют реализовать основную цель данного подпроекта - создать ряд уникальных технологических решений получения водорода и его дальнейшего применения с учетом рационального использования углеводородных ресурсов региона и страны. Направления: технология внутрипластового получения водорода в смеси с попутным газом на нефтяных и газовых месторождениях; разработка жидких органических носителей для хранения и транспортировки водорода и их применение для его получения в процессах гидротермального облагораживания тяжелой нефти; адсорбционные и химические системы хранения водорода; исследования и разработки новых высокоэффективных мембран для топливных элементов на основе твердооксидных электролитов в целях развития водородной энергетики; функциональные материалы как триггер "озеленения" энергетического профиля; создание высокоэффективных и экологичных катализаторов и методов расщепления воды, восстановления диоксида углерода; мультикомпонентные материалы как новые катализаторы для производства "зеленого" водорода.
Подпроект 2. Создание, апробация, внедрение новых технологий мониторинга эмиссии и поглощения климатических газов, моделей кругооборота углерода в природных и антропогенно измененных системах в региональном, страновом и глобальном масштабах. Направления: создание региональных и глобальных природных моделей кругооборота углерода; оценка секвестрационного и эмиссионного потенциала различных типов экосистем автономного округа; цифровая платформа на базе ИИ "Природно-ресурсный потенциал биологической секвестрации углерода России и регионов"; технология мониторинга эмиссии парниковых газов при разработке нефтегазовых месторождений; прогнозирование изменений окружающей среды, вызванных климатическими изменениями в региональном масштабе и масштабе страны; материалы и устройства для лазерного прецизионного мониторинга парниковых газов в атмосфере.
Подпроект 3. Создание, апробация, внедрение природоподобных и промышленных технологий секвестрации углерода. Направления: технология утилизации диоксида углерода для добычи метана из газогидратных месторождений методом замещения; технология утилизации диоксида углерода для добычи углеводородов из выработанных месторождений методом замещения и трансформации в новые источники энергии; технологии реанимации истощенных месторождений углеводородов на основе закачки СО.2 в сверхкритическом состоянии с последующим формированием подземного хранилища газа; технологии секвестрации углерода почвенными экосистемами и оценка влияния их применения на круговорот углерода в почве, системе почва-растение и припочвенном слое атмосферы.
Подпроект 4. Создание материалов для "зеленой" энергетики (создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом новых материалов в тесном сотрудничестве с крупным нефтедобывающим, нефтегазохимическим и энергетическим бизнесом, отраслевой наукой и исполнительными органами автономного округа) включает в себя: синтез многофункциональных углеродных нано- и метаматериалов как основы для нанокомпозитных соединений с металлами; синтез новых наноструктурированных материалов без содержания драгоценных металлов в качестве сенсоров и катализаторов реакций гидрирования, восстановления, а также окисления водорода и восстановления кислорода; электрохимические исследования по механизму каталитических реакций РВК и РОВ, активности и стабильности разработанных катализаторов; оптимизация структуры и свойств соединений-лидеров для создания опытной партии каталитических систем и мембранно-электродных блоков с ними.
Подпроект 5. Создание умных машин на основе водородных двигателей (создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний в области конвергенции направлений производства транспортных средств и оборудования, используемого для производства транспортных средств, в тесном сотрудничестве с ключевыми нефтедобывающими, нефтегазохимическими и энергетическими предприятиями, автомобилестроительными, авиастроительными, судостроительными компаниями, отраслевой наукой и исполнительными органами автономного округа. Разработка, внедрение, производство и сбыт новых машин: пилотируемого и беспилотного транспорта (авиация, автомобили, суда, а также малый беспилотный транспорт, микро- и нанобеспилотники), умных двигателей и прочих интеллектуальных транспортных систем, эффективно работающих в условиях Севера).
Подпроект 6. Создание умного оборудования на основе водородных двигателей (создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой и производством широкого спектра электронного и технологического оборудования. Содействие обеспечению национальной безопасности России за счет развития отечественного производства конкурентоспособного производственного оборудования, электрического оборудования и электронных компонентов. Разработка, внедрение, производство и сбыт нового нефтесервисного, газового, энерго-, электро-, оборудования).
Научно-образовательный инновационный кластер "Медицина"
Цель: трансформация образовательного, научного и инновационного пространства территории в области наук о жизни путем внедрения инновационных образовательных технологий и создания системы платформенных решений персонализированного здоровьесбережения). Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой и производством широкого спектра платформенных решений технологий здоровьесбережения. Особое внимание в рамках опорного проекта будет уделяться информационным технологиям, которые превращают медицину в информационную отрасль и позволяют решить проблемы логистики, транспортировки лекарств и больных. Базы данных о состоянии здоровья людей, полученных с помощью геномных, постгеномных и других высокоточных молекулярных технологий, будут генерировать мультиомиксные данные каждого конкретного человека и его внешнего окружения (экспосом). Новые технологии, в том числе дистанционного взаимодействия, телемедицины (врач-пациент), будут расширены технологиями изменения биологических и физических факторов окружающей среды человека.
Научно-образовательный инновационный кластер "Биотехнологии"
Создание условий для инновационного развития биотехнологической отрасли с акцентом на применение био- и нанотехнологий в здравоохранении, промышленности и сельском хозяйстве на основе наращивания инновационного и технологического потенциала малых биотехнологических предприятий автономного округа, стимулирования создания малых и средних инновационных биотехнологических компаний как оптимальной формы коммерциализации интеллектуального капитала).
Подпроект 1. Создание умных технологий сельского хозяйства и ветеринарии (создание новых технологий повышения эффективности сельского хозяйства, новых штаммов бактерий, разработка новых генных и клеточных препаратов для лечения сельскохозяйственных животных с применением современных методов геномных и протеомных исследований).
Подпроект 2. Создание умных технологий снижения влияния негативных факторов среды обитания на здоровье и деятельность человека (анализ и выявление негативных факторов среды, оказывающих влияние на здоровье человека и хозяйственную деятельность, с учетом особенностей развития промышленности, последствий глобального потепления и климатических особенностей Севера).
Научно-образовательный инновационный кластер "АПК"
Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний в сфере сельхозпроизводства, совершенствования технологического процесса, сбора, хранения, доставки урожая, упаковки и реализации продукции в тесном сотрудничестве с крупными предприятиями, отраслевой наукой, исполнительными органами автономного округа и органами местного самоуправления).
Научно-образовательный инновационный кластер "IT"
Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний в области информационных технологий и программных продуктов (искусственный интеллект (IоЕ, IоТ), когнитивные технологии, облачные сервисы, системы управления, информационная безопасность) в тесном сотрудничестве с крупными предприятиями, отраслевой наукой и исполнительными органами автономного округа, органами местного самоуправления) направлен на разработку искусственного интеллекта по отраслям производств и IT-индустрии. Будут созданы новые модели нейроморфных вычислений и самопроектируемые вычислительные архитектуры на базе генетических и нейросетевых алгоритмов, а также новые квантовые вычислительные модели, алгоритмы машинного обучения и криптографические алгоритмы. Цель опорного проекта - поддержка комплекса проектов создания платформенных решений, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность территории в области разработки цифровых экосистем непрерывной интеграции образования, исследований и разработок в сфере IT, искусственного интеллекта и киберфизических технологий для развития потенциала региона в высокотехнологичных и наукоемких отраслях.
Подпроект 1. Создание умной инфраструктуры жилья на Севере (создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом решений в области развития пространства, инфраструктуры, коммуникаций и связи (умный город, умное землепользование, умная дорога, умный дом и т.д.) в тесном сотрудничестве с крупными предприятиями инфраструктурного комплекса, отраслевой наукой, исполнительными органами автономного округа и органами местного самоуправления).
Научно-образовательный инновационный кластер "Комплексные социогуманитарные направления"
Опорный проект предполагает создание комплекса доказательных технологий и платформенных решений для повышения качества человеческого потенциала в условиях новых социально-экономических вызовов, обеспечивающих повышение уровня образования населения. Кроме того, существенное внимание будет уделено созданию и имплементации комплексных технологий обеспечения безопасности образовательной среды и выработки устойчивого иммунитета к внешней идейно-ценностной экспансии, деструктивному информационно-психологическому воздействию.
Подпроект 1. Формирование системы подготовки и профессионального развития педагогических кадров мирового уровня для поликультурной образовательной среды регионов на основе междисциплинарных исследований образовательного пространства и сетевого взаимодействия. Внедрение в образовательный процесс современных технологий развития читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности, креативного мышления и глобальной компетентности. Актуализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования, направленных на формирование профессиональных компетенций по применению цифровых технологий. Развитие персонализированного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования с учетом компетентностного профиля обучающихся по востребованным регионом образовательным программам. Психолого-педагогическое и организационно-методическое обеспечение персонализации обучения одаренных. Разработка, апробация и внедрение на уровне региона для дальнейшего тиражирования на уровень Российской Федерации комплекса цифровых технологий и средств языкового обучения. Разработка, апробация и внедрение комплекса методик и технологий, направленных на формирование у детей, молодежи и взрослого населения компетенций и навыков работы в сфере предпринимательства и креативных индустрий.
Подпроект 2. Разработка и внедрение комплексных технологий обеспечения защиты традиционных духовно-нравственных, историко-культурных ценностей. Современные технологии сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Разработка, апробация и внедрение комплексных технологий обеспечения безопасности образовательной среды территории путем формирования личности, устойчивой к радикальным, технологическим, социокультурным, экономическим изменениям.
Подпроект 3. Создание и практическое внедрение нового методического и аналитического инструментария мониторинга и прогнозирования влияния факторов человеческого потенциала на социально-экономическое развитие. Проект направлен на разработку методологических основ оценки эффективности системы образования, включающей индикаторы качества человеческого потенциала, накопленного индивидом в процессе обучения. Подпроект предполагает создание цифровой платформы сопровождения исследований в области образования и реального сектора экономики. Платформа позволит создать условия для научного взаимодействия, организации и проведения совместных исследований сотрудниками университета и внешними партнерами.
Таблица 12
Перечень
показателей оценки эффективности деятельности высшего должностного лица и деятельности органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их перспективные прогнозные значения в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 04 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации"
Субъект Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
2020 (факт) |
2030 |
2036 * |
2050 * |
1. Национальная цель развития: Сохранение населения, здоровье и благополучие людей | ||||
Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации | ||||
Численность населения субъекта Российской Федерации, тыс. человек |
1 681,2 |
1 782,4 ** |
1 830,4 |
2033,8 |
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет | ||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
72,9 |
78,5 |
80,1 |
81,0 |
Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года | ||||
Уровень бедности, % |
8,4 |
5,5 |
4,2 |
2,8 |
Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов | ||||
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, % |
44,6 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
2. Национальная цель развития: Возможности для самореализации и развития талантов | ||||
Вхождение РФ в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования | ||||
Уровень образования, % |
65,46 |
72,90 |
74,2 |
77,4 |
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся | ||||
Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, % |
28,31 |
32,26 |
34,2 |
40,1 |
Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций | ||||
Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, % |
100,0 |
130,0 |
140,0 |
170,0 |
Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов | ||||
Доля граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью, % |
х |
15,0 |
18,0 |
30,0 |
Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года | ||||
Число посещений культурных мероприятий, тыс. единиц |
5119,0 |
39 349,0 |
42 751,0 |
83 512,0 |
3. Национальная цель развития: Комфортная и безопасная среда для жизни | ||||
Улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год | ||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. семей |
51,2 |
74,9 |
82,3 |
124,1 |
Объем жилищного строительства, млн. кв. метров общей площади |
0,993 |
1,582 |
1,833 |
2,755 |
Улучшение качества городской среды в полтора раза | ||||
Качество городской среды, % |
4,0 |
50,0 |
60,0 |
90,0 |
Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов | ||||
Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам, % |
83,26 |
87,00 |
87,50 |
88,00 |
Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза | ||||
Качество окружающей среды, % |
х |
108,3 |
110,7 |
116,1 |
4. Национальная цель развития Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство | ||||
Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции | ||||
Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы, % к 2020 году |
100 |
120,4 |
135,5 |
178,7 |
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения, % к 2020 году |
100 |
123,5 |
139,2 |
183,7 |
Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года | ||||
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, % к 2020 году |
100 |
170,0 |
203,0 |
306,0 |
Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек | ||||
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек |
223,7 |
280,0 ** |
290,0 |
313,0 |
5. Национальная цель развития: Цифровая трансформация | ||||
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления | ||||
"Цифровая зрелость" органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений, % |
4,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
*Индикаторы и их плановые значения могут быть скорректированы на законодательном уровне.
**В рамках Стратегии - 2050 предложены более высокие целевые значения показателей (в том числе для показателя численности населения прогноз рассчитан с учетом среднегодовой численности)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.