Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Анализ и оценка внешних и внутренних ограничений развития, SWOT-анализ, PEST-анализ автономного округа
3.1. SWOT-анализ
Сильные стороны:
богатейший природно-ресурсный потенциал, включающий крупнейшие в мире месторождения углеводородов, прежде всего нефти и конденсата (около 50% общероссийских запасов), запасы (в том числе подтвержденные) твердого углеводородного сырья, наличие значительных лесных массивов и водных ресурсов;
лидирующие позиции по целому ряду важнейших характеристик экономического развития, в том числе по среднедушевым показателям валового регионального продукта, объемам промышленного производства, экспорта, частных инвестиций в основной капитал, величине налоговых и иных финансовых перечислений в федеральный бюджет, производству электроэнергии;
присутствие в автономном округе конкурентоспособных на глобальном рынке бизнес-структур с учетом переориентации на внутрироссийский рынок и экспорт углеводородов на Азиатские рынки в сложившейся геополитической ситуации, осуществляющих деятельность в сфере добычи и транспортировки углеводородов;
отсутствие зависимости регионального бюджета от федеральных трансфертов; стабильно высокий уровень собственной бюджетной обеспеченности, позволяющий успешно реализовывать инвестиционные программы в части создания и развития объектов социальной инфраструктуры;
квалифицированные трудовые ресурсы, в том числе занятые в базовом секторе региональной экономики;
сравнительно высокие доходы домохозяйств и сохраняющаяся относительно высокая доля населения молодых возрастов, определяющие масштабность регионального потребительского рынка и значительный потенциал его роста.
Слабые стороны:
значительная зависимость от нефтедобывающей отрасли, перекрывающей диверсификацию региональной экономики; переход значительной части разрабатываемых месторождений нефти и попутного газа в стадию падающей добычи; снижение объемов добычи нефти;
низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики;
суровые природно-климатические условия, предопределяющие ограничения миграционного прироста населения и негативно сказывающиеся на качестве жизни населения;
низкая инфраструктурная обеспеченность, в том числе неразвитая сеть автомобильных дорог;
необходимость усиления "азиатского вектора" в экономике региона, в том числе дальнейшего развития транспортного потенциала, обусловленного перспективными изменениями логистических потоков;
среднероссийский уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, недостаточный для компенсации низкой коммуникационной связности территории с очаговым характером расселения и размещения экономической активности;
вызовы цифровизации и цифровой трансформации, а также связанные с ними угрозы информационно-технологического характера (в том числе вопросы кибербезопасности), необходимость децентрализации глобального цифрового пространства и учета суверенных интересов в этих сферах;
высокая изношенность основных фондов во многих отраслях экономики и социальной сферы;
недостаточно высокие уровни развития малого предпринимательства, характеризующегося невысокой долей занятых на малых предприятиях, и региональной рыночной инфраструктуры, а также недостаточным (в соотношении с численностью населения) числом предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта, гостиниц и ресторанов, финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг;
недостаточный уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов в отраслях экономики (производственные инновации), низкое число значимых результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
территориальная концентрация экономической активности преимущественно в восточной части автономного округа, резкие диспропорции в социально-экономическом развитии городских округов и сельских поселений;
высокий уровень негативного техногенного воздействия на природные комплексы;
значительное загрязнение окружающей природной среды в районах эксплуатации месторождений углеводородов.
Возможности:
1. Обеспечение высокой конкурентоспособности базового сектора за счет сохраняющихся возможностей поддержания уровня добычи нефти и газа на действующих месторождениях с перспективой поставок на мировой и внутрироссийский товарные рынки, в том числе на основе:
инновационной модернизации, повышения эффективности и производительности труда за счет использования инновационных технологий, повышения коэффициента извлечения;
создание карбонового полигона с целью оценки углеродного баланса на базе научного центра федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет" полевой стационар "Мухрино".
В связи с необходимостью обеспечения энергетической безопасности страны в сложившейся геополитической ситуации будет сохраняться высокая конкурентоспособность базового сектора. Устойчивая работа топливно-энергетического комплекса необходима в целях обеспечения стабильных поставок энергоресурсов на внутренний рынок Российской Федерации по доступным экономически обоснованным ценам.
2. Повышение конкурентоспособности секторов экономики, не связанных с добычей углеводородов, путем осуществления целенаправленной, последовательной и широкомасштабной диверсификация на основе:
реализации комплекса инвестиционных проектов в отраслях перерабатывающей промышленности, сфере услуг, лесопромышленном комплексе (далее также - ЛПК), агропромышленном комплексе (далее также - АПК), а также в инфраструктурном секторе с использованием внутреннего инвестиционного потенциала региона, в том числе бюджетных средств в качестве катализатора инвестиционных процессов;
расширения мер поддержки региональных товаропроизводителей при реализации политики импортозамещения (предоставления поручительств, гарантий, субсидий, грантов и др., содействия техническому перевооружению, размещения государственного заказа и заказов компаний базового сектора);
повышения производительности труда в первую очередь в отраслях, не связанных с добычей углеводородов.
3. Повышение конкурентоспособности высокотехнологичного сектора на основе:
федеральной поддержки его развития и стимулирования инновационной деятельности;
создания инновационной "умной экономики", освоения производства и увеличения объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках;
расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, применения различных экономически эффективных и экологически чистых технологий;
формирования научно-инновационного кластера, включая развитие на базе образовательных организаций высшего образования сектора инновационно-ориентированного малого предпринимательства, путем создания специализированных технопарков, ориентированных на разработку и распространение энерго- и природосберегающих технологий в топливно-энергетическом комплексе и других видах деятельности, в том числе адаптированных к использованию в условиях Крайнего Севера;
привлечение инновационно-производственных компаний, обеспечивающих формирование нового портфеля проектов региона в условиях актуальных запросов новых для региона рынков.
4. Повышение привлекательности всей территории автономного округа за счет инфраструктурного обустройства на основе:
существенного улучшения транспортной доступности отдельных районов по мере расширения железнодорожной сети, а также сети автодорог общего пользования с твердым покрытием, в том числе за счет привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства;
создания и развития инфраструктурно-обеспеченных инвестиционных площадок (кластеров, индустриальных парков и промышленных технопарков), создания фундамента сетевой организации экономики на основе кластерной отраслевой и межотраслевой кооперации;
создания опережающими темпами инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (далее также - ИКТ) в труднодоступных и отдаленных местностях;
развития жилищного строительства в целях решения проблем обеспечения жильем, повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс;
осуществления проектов строительства объектов инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, социальной и коммунальной), в том числе на основе государственно-частного партнерства.
5. Повышение привлекательности автономного округа для бизнес-структур в различных сферах хозяйственной деятельности за счет обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами на основе:
создания системы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, в том числе имеющих уникальные конкурентоспособные компетенции с учетом намечаемых к реализации инвестиционных проектов;
закрепления и привлечения из других регионов Российской Федерации квалифицированных молодых кадров путем оказания государственной (региональной) поддержки, создания новых современных конкурентоспособных производств в различных видах экономической деятельности (в том числе реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий), а также создания привлекательных льготных условий обеспечения специалистов комфортабельным жильем (льготные ипотечные кредиты, субсидии на аренду жилья и др.).
6. Повышение уровня деловой и инвестиционной активности на основе всемерной поддержки развития малого предпринимательства путем:
оказания организационной, инфраструктурной, информационной, финансовой и нефинансовой поддержки, расширения сети отраслевых бизнес-инкубаторов;
создания благоприятных условий для развития конкуренции, обеспечивающих преимущественное развитие малого предпринимательства в различных сферах, в том числе создание малых предприятий в нефтедобыче.
7. Последовательное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата за счет совершенствования регуляторной среды, развития институтов бизнеса (обеспечение защищенности бизнеса, последовательное снижение административного давления, повышение эффективности организационных механизмов и информационной поддержки бизнеса), оказания содействия межрегиональному и международному сотрудничеству, выставочной деятельности хозяйствующих субъектов.
8. Повышение привлекательности муниципальных образований и сокращение различий в уровнях их социально-экономического развития с целью обеспечения сопоставимых базовых условий жизни, равенства стартовых возможностей, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности, за счет:
расширения региональной сети институтов поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности и повышения эффективности их работы (в частности, представительств автономного учреждения автономного округа "Технопарк высоких технологий");
осуществления региональной поддержки развития традиционной экономики и традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, включая государственную поддержку проектов в сфере этнографического туризма и традиционной хозяйственной деятельности через предоставление грантов.
9. Повышение привлекательности региона за счет приверженности подходам устойчивого развития, снижения экологических рисков, обеспечения экологической безопасности производства, рационального использования природных ресурсов на основе инновационной трансформации экономики автономного округа, а также создания условий для развития регионального туристско-рекреационного комплекса.
10. Формирование позитивного инвестиционного имиджа автономного округа, разработка системы региональных и муниципальных брендов.
11. Совершенствование системы управления и повышение эффективности работы органов государственной власти автономного округа, в том числе за счет обеспечения высокого уровня достижения показателей оценки высших должностных лиц, а также внедрения лучших национальных практик проектного управления в государственном секторе, использования опыта разработки и применения мер поддержки организаций государственного сектора.
Угрозы:
1. Недоучет для региональной экономики глобальных, системных рисков и негативных последствий продолжительной неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородов, внешнего санкционного давления на основную отрасль экономики, обусловливающих:
существенное ухудшение условий финансирования и перспектив реализации стратегических инвестиционных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса;
возможное ужесточение денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, ухудшающее перспективы ускоренного развития новых производств и услуг в секторе малого и среднего бизнеса;
сохранение на длительный период низкого уровня капитализации отечественных компаний в различных видах экономической деятельности, снижающего их финансовые и инвестиционные возможности.
2. Угроза сохранения (усиления) неблагоприятной эпидемиологической обстановки и санкционного давления со стороны стран Запада на иностранных инвесторов в условиях нестабильности международной ситуации.
3. Угроза снижения инвестиционной привлекательности базового сектора, усиливающаяся ввиду:
сохранения высокого уровня налоговой нагрузки на недропользователей, тормозящего освоение трудноизвлекаемых запасов нефти;
повышения риска ухода из региона нефтегазодобывающих компаний в связи со снижением уровня рентабельности освоения запасов углеводородов и переориентации крупнейших инвесторов на освоение ресурсов за пределами региона;
повышения риска вывода капиталов корпоративными структурами в другие более привлекательные сферы хозяйственной деятельности (не связанные с основным производством).
4. Риск промедления с решением задачи диверсификации региональной экономики, консервация экспортно-сырьевой модели экономического развития региона в условиях новых рисков снижения добычи углеводородов, проявляющийся отсутствием наращивания темпов строительства новых объектов транспортной инфраструктуры, недостаточным развитием новых специализированных инновационно-ориентированных производств и сектора услуг.
5. Риск сохранения низкого уровня рентабельности и инвестиционной привлекательности несырьевых секторов и отраслей экономики в условиях нестабильности глобальной экономики.
6. Риск снижения инвестиционной привлекательности региона за счет обострения социальных проблем, вызванных старением населения, сокращением кадрового потенциала, обострением проблем занятости (в том числе в муниципальных образованиях, имеющих моно-сырьевой характер экономики).
7. Возникновение и постепенное нарастание миграционного оттока из автономного округа трудоспособного населения, в том числе молодых квалифицированных кадров, в другие быстроразвивающиеся и создающие новые привлекательные рабочие места регионы страны с относительно благоприятными природно-климатическими условиями на фоне ожидаемого постепенного сокращения межрегиональных различий в уровне заработной платы.
8. Риск снижения доходов населения и собственных доходов консолидированного регионального бюджета ввиду снижения инвестиционной привлекательности базового сектора.
9. Риск заметного сокращения бюджетных возможностей автономного округа, имеющий следствием:
ограничения для проведения эффективной внутрирегиональной политики по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития в муниципальных районах и городских округах, создания объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального комплекса за счет бюджетных средств;
возможное "проседание" масштабного бюджетного сектора автономного округа, характеризующегося значительной численностью занятых, низкой производительностью труда, а также сформировавшимися в условиях благоприятной конъюнктуры на продукцию базового сектора "ожиданиями" относительно масштабного использования бюджетных средств для решения социальных задач.
10. Риск усиления неблагоприятного воздействия изменения климата на условия функционирования и строительства инфраструктуры, удорожание инвестиционных проектов.
11. Риск повышения экологических рисков и, как следствие, снижения привлекательности автономного округа ввиду политики экстенсивного использования природных ресурсов, недостаточного обеспечения экологической безопасности производства.
3.2. PEST-анализ
Глобальный масштаб вызовов - политических, экономических, социальных, экологических, климатических, а также беспрецедентный рост геополитических рисков в мире ставит вопросы стратегического характера, связанные в том числе с необходимостью переформатирования международных отношений с учетом усиливающейся роли региональных блоков.
Политические факторы
Внешние факторы:
изменение законодательства Российской Федерации (налогового, административного, экологического, социального, трудового, в сфере инвестиционной деятельности, строительства и жилищно-коммунального комплекса и т.д.);
напряженная геополитическая ситуация, сохранение действия экономических санкций со стороны отдельных стран в отношении российской экономики, а также ответные меры со стороны Правительства Российской Федерации;
санкции, введенные в феврале 2022 года и включающие в себя эмбарго на поставки в Россию оборудования и технологий для нефтедобычи, производства сжиженного природного газа и нефтепереработки, действуют с накопительным эффектом, увеличивая негативный эффект с течением времени;
необходимость импортозамещения наиболее критической технологии для поддержания объемов нефтедобычи - гидравлического разрыва пласта, которая обеспечивает поддержание добычи на действующих месторождениях, рост добычи на перспективных нетрадиционных месторождениях;
стабильность политической ситуации в Российской Федерации;
разработка, утверждение и реализация стратегических документов Российской Федерации и Уральского федерального округа, определяющих цели и приоритеты развития страны и Уральского федерального округа на долгосрочную перспективу;
утверждение и реализация приоритетных проектов Российской Федерации.
Внутренние факторы:
сложившееся конструктивное взаимодействие исполнительных органов автономного округа с ключевыми субъектами экономической деятельности;
нацеленность исполнительных органов автономного округа на последовательное наращивание экономического (в том числе инфраструктурного, кадрового) потенциала региона на основе поддержания в долгосрочной перспективе деловой и инвестиционной привлекательности;
социально-общественная стабильность;
межэтническая и межрелигиозная стабильность;
развитие взаимодействия с институтами гражданского общества;
налаживание партнерских контактов с соседними регионами и зарубежными странами.
Экономические факторы
Внешние факторы:
нестабильность внешней экономической среды, в том числе усиливающиеся объемы внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию;
дестабилизация мировой экономики, вызванная пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
существенное снижение деловой активности в крупнейших экономиках и регионах мира в результате карантинных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
развитие "зеленой" экономики, учет климатической повестки и курс на ESG-повестку, необходимость применения экономически эффективных и экологически чистых технологий, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду и способствующих энергетической безопасности;
вызовы энергобаланса: усиление сотрудничества в сфере промышленности и промышленной кооперации в области энергетики (необходимость перехода на возобновляемые и альтернативные источники энергии);
изменение ключевой ставки Банка России;
реализация приоритетных проектов Российской Федерации.
Внутренние факторы (позитивные):
лидирующие позиции по целому ряду важнейших характеристик экономического развития, в том числе по среднедушевым показателям валового регионального продукта, объемам промышленного производства, экспорта, частных инвестиций в основной капитал, величине налоговых и иных финансовых перечислений в федеральный бюджет, производству электроэнергии;
присутствие в автономном округе конкурентоспособных на глобальном рынке бизнес-структур, осуществляющих деятельность в сфере добычи и транспортировки углеводородов;
высокая бюджетная обеспеченность;
реализация государственных программ в автономном округе;
более высокая по сравнению со среднероссийским уровнем доля экономически активного населения;
наличие качественного человеческого потенциала, обладающего опытом трудовой деятельности и жизни в сложных климатических условиях, в том числе в районах перспективного освоения.
Внутренние факторы (негативные):
переход значительной части разрабатываемых месторождений нефти и попутного газа в стадию падающей добычи (снижение объемов добычи нефти; смещение нефтяных запасов в сторону трудноизвлекаемых);
низкий уровень диверсификации экономики (высокая доля добычи, недостаточная доля обработки, наукоемких и высокотехнологичных секторов и т.д.);
суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства, ограничивающие возможности внешнего и внутреннего импортозамещения, особенно в сфере АПК;
относительная удаленность от основных межрегиональных транспортных магистралей и международных транспортных коридоров, низкая инфраструктурная обеспеченность, в том числе неразвитая сеть автомобильных дорог;
территориальная концентрация экономической активности преимущественно в восточной части автономного округа, резкие диспропорции в социально-экономическом развитии городских и сельских поселений;
снижение в последние годы численности трудоспособного населения - вызов для интенсификации экономического роста;
усиливающиеся в последние годы тенденции миграционной убыли - вызов для удержания позиций центра притяжения населения;
недостаточность инвестиционной активности и инновационного вектора развития предпринимательства;
низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики;
слабая дифференциация инвестиционных потоков генерирует риски устойчивого и сбалансированного экономического развития, особенно в условиях изменения мировой конъюнктуры на сырьевых рынках;
недостаточный уровень реализации проектов социального предпринимательства, государственно-частного партнерства;
необходимость изменения рынков сбыта в сторону азиатских стран с дополнительными затратами в начале проектов, смена партнеров, потребляющих продукцию;
смена партнеров, поставляющих комплектующие во все отрасли экономики, заключение новых контрактов с ответственными организациями, работающими по импортозамещению.
Социальные факторы
Внешние факторы:
пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) крайне негативно отразилась на ключевых показателях демографического роста;
все развитые государства серьезно активизировали свои инициативы и усилия в первую очередь в борьбе за привлечение талантов;
труднодоступность территории, сильная удаленность малочисленных населенных пунктов друг от друга и от основных транспортных путей;
отток трудоспособного населения и молодежи в иные регионы России в целях обучения и трудоустройства;
размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа России путем внешней культурной и информационной экспансии.
Внутренние факторы (позитивные):
высокий уровень доходов населения и, как следствие, высокий платёжеспособный спрос, возможности к инвестициям и сбережению.
Внутренние факторы (негативные):
низкий уровень транспортной связности отдельных муниципальных образований автономного округа;
рост демографической нагрузки на трудоспособное население;
дефицит высококвалифицированных кадров;
недостаточная востребованность историко-культурного и туристического потенциала региона;
недостаточная прозрачность и автоматизация учета социальных услуг, предоставляемых поставщиками.
Технологические факторы
Внешние факторы:
ускорение мирового технологического развития в сочетании с процессами одновременной глобализации и регионализации международных рынков, борьбой за глобальное лидерство;
высокая доля зарубежных технологий по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти в России: в 2020 году, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, 38% операций гидравлического разрыва пласта на российском рынке приходилось на иностранные компании;
низкие темпы импортозамещения по производству оборудования и аппаратуры, усиление акцента на интеллектуальные решения;
формирование экономики знаний и рост значимости инноваций как основы устойчивого экономического развития;
развитие новых технологий - цифровых, био- и нанотехнологий, конвергенция технологий;
повышение значимости новых источников энергии и энерго- и ресурсообеспечения и ресурсосбережения;
изменение климата и окружающей среды - необходимость расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии за счет новых экономически эффективных и экологически чистых технологий;
удаленность от основных инновационных центров и рынков высокотехнологичной продукции.
Внутренние факторы (позитивные):
высокий уровень цифровизации;
повышение информационной доступности исполнительных органов автономного округа, развитие электронного правительства.
Внутренние факторы (негативные):
возрастание влияния северных условий жизнедеятельности на стадии падающей добычи нефти (усложнение и удорожание производственных процессов);
нехватка кадров и необходимость подготовки специалистов для отраслей промышленности в целях внедрения и работы с новыми технологиями (инженеров-конструкторов) и обеспечения профессиональными кадрами IT-отрасли;
отсутствие развитой научной базы и исследовательских организаций высшего образования;
крайне низкий современный уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов в отраслях экономики (производственные инновации), недостаточное число значимых результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3.3. Ключевые конкурентные преимущества и вызовы развития
Ключевые конкурентные преимущества:
богатые природные ресурсы;
высокая энергетическая насыщенность;
высокая бюджетная обеспеченность;
высокий уровень развития здравоохранения;
система социальной защиты и поддержки;
социальная стабильность;
более молодое население и миграционная активность;
высокий уровень потребления, возможности к инвестициям и сбережению;
высокий потенциал для дальнейшего развития туризма.
Ключевые вызовы развития:
трансграничное углеродное регулирование и курс на "зеленую" экономику и возобновляемые ресурсы в энергообеспечении;
природно-климатические изменения (потепление климата, угроза районам вечной мерзлоты);
цифровизация и цифровая трансформация, а также связанные с ними угрозы информационно-технологического характера;
высокая концентрация и ригидность промышленности;
вызовы энергобаланса: усиление сотрудничества в сфере промышленности и промышленной кооперации;
динамичное развитие науки, инноваций и новых технологий;
логистические и транспортные ограничения;
увеличение среднего возраста населения и новые потребности в мотивации молодых;
снижение премии за работу в сложных условиях;
ускоренное развитие других территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.