Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 7 октября 2022 г. N 9-4
"О Краснодарском краевом трехстороннем Соглашении между Союзом "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", Ассоциацией "Объединение работодателей Краснодарского края" и администрацией Краснодарского края на 2023 - 2025 годы"
1. Заключить Краснодарское краевое трехстороннее Соглашение между Союзом "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", Ассоциацией "Объединение работодателей Краснодарского края" и администрацией Краснодарского края на 2023 - 2025 годы (прилагается).
2. Разместить настоящее решение и текст Соглашения на официальных сайтах администрации Краснодарского края, министерства труда и социального развития Краснодарского края, Краснодарского краевого профобъединения, Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края".
3. Министерству труда и социального развития Краснодарского края опубликовать предложение работодателям, не являющимся членами Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края", о присоединении к данному Соглашению.
4. Краснодарскому краевому профобъединению опубликовать текст Краснодарского краевого трехстороннего Соглашения на 2023 - 2025 годы в газете "Человек труда".
5. Направить настоящее решение главам муниципальных образований края, органам исполнительной власти края, территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края", краевым территориальным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов в муниципальных образованиях края.
Заместитель главы администрации |
А.А. Минькова |
Председатель Союза |
С.В. Бессараб |
Президент Ассоциации |
В.К. Бударин |
Краснодарское краевое
трехстороннее Соглашение между Союзом "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", Ассоциацией "Объединение работодателей Краснодарского края" и администрацией Краснодарского края на 2023 - 2025 годы
Полномочные представители Союза "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов" (далее - Профсоюзы), Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края" (далее - Работодатели) и администрации Краснодарского края (далее - Администрация края), именуемые в дальнейшем Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, заключили настоящее Соглашение с целью согласования интересов работников, работодателей и администрации края по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и установления общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений (далее именуемое Соглашение).
Стороны признают необходимым в предстоящий период проводить социально-экономическую политику, обеспечивающую право граждан на достойный труд, повышение доходов и качества жизни на основе устойчивого развития, модернизации и укрепления конкурентоспособности экономики региона.
Настоящее Соглашение признается Сторонами как основа для разработки и заключения соглашений, коллективных договоров. Нормы и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищённости работников.
В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений наиболее благоприятные для работников.
Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Краснодарском крае.
Обязательства администрации Краснодарского края, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края в пределах своей компетенции или непосредственно администрацией Краснодарского края и в соответствии с полномочиями, определенными законодательством.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из краевого бюджета, учитываются при составлении краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Стороны признают обязательным участие Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Краснодарского края в сфере труда.
Присоединение к Соглашению работодателей, действующих на территории Краснодарского края, осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом Краснодарского края "О социальном партнерстве в Краснодарском крае".
1. В сфере экономической политики
Стороны совместно:
1.1. Реализуют социально-ориентированную экономическую политику, осуществляют меры, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого развития производства товаров, услуг, предпринимательства и обеспечение на этой основе повышения качества и уровня жизни населения края.
1.2. Принимают меры по формированию системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда.
1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению налоговых льгот отдельным категориям социально значимых налогоплательщиков, занятым в различных сферах экономики Краснодарского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
1.4. Согласовывают на основе взаимных консультаций проекты краевого бюджета, законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу.
1.5. Добиваются в пределах своей компетенции снижения теневой предпринимательской деятельности во всех сферах экономики края.
Разрабатывают и реализуют меры, исключающие применение "серых схем" при выплате заработной платы.
1.6. Способствуют участию организаций производственной и непроизводственной сфер и сферы обслуживания во Всероссийских и региональных смотрах и конкурсах в целях изучения и распространения передового опыта производственно-экономической деятельности.
1.7. Способствуют реализации крупных инновационных, инвестиционных и энергосберегающих проектов в промышленности, строительном и агропромышленном комплексах и других отраслях экономики с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест.
1.8. Приминают своевременно меры по предотвращению банкротства и необоснованной ликвидации и реорганизации платежеспособных организаций (предприятий).
Осуществляют контроль за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур банкротства, смене собственника и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению организаций - должников.
Учитывают мнение краевых организаций отраслевых профсоюзов и работников организаций-должников при подготовке решений об их ликвидации или банкротстве.
1.9. Обеспечивают вовлечение средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики в реализацию национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости.
Администрация:
1.10. Создает условия для развития производства и предпринимательства, хозяйственных связей, в том числе разрабатывает и реализует проекты и программы, направленные на ускорение темпов экономического развития предприятий, повышение их инвестиционной привлекательности.
1.11. Содействует созданию промышленных зон, технопарков для реализации инновационных проектов и развития экономики.
1.12. Обеспечивает разработку и реализует меры, направленные на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
1.13. Содействует производителям продукции в разработке и внедрении инновационных технологий, позволяющих увеличивать рост и выпуск конкурентоспособной продукции.
1.14. Создает налоговые и неналоговые механизмы, способствующие развитию субъектов предпринимательства.
1.15. Осуществляет реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов, и передовых технологий.
1.16. Разрабатывает и реализовывает меры по развитию малого и среднего предпринимательства. Содействует созданию благоприятных условий для хозяйственной и предпринимательской деятельности, увеличению объемов производства и прибыли организаций.
1.17. Предусматривает в краевом бюджете ассигнования на развитие агропромышленного комплекса. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения края на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализацию государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
1.18. Оказывает в целях наращивания продовольственных ресурсов края, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения финансовую поддержку личным подсобным, крестьянским фермерским хозяйствам в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
1.19. Содействует организации сельскохозяйственных ярмарок продажи продуктов питания местных производителей.
1.20. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Содействует в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на территориальный и внешний рынки.
1.21. Учитывает отсутствие задолженности хозяйствующих субъектов края по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, страховых взносов, а также наличие профсоюзной организации, коллективного договора, позицию работодателя по вопросам присоединения к данному соглашению и Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Краснодарском крае при определении победителей различных смотров, конкурсов и оказании работодателям мер государственной поддержки за счет средств краевого бюджета.
1.22. Осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, плат и т.п.), региональный контроль за их применением, а также использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы.
1.23. Принимает меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования, осуществляет финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, по проезду в пределах средств, предусмотренных законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
1.24. Разрабатывает комплекс мер, направленных на развитие курортов и туризма, создание условий для их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом уровнях.
1.25. Содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его ориентации, с целью повышения качества предоставляемых услуг.
Работодатели:
1.26. Осуществляют с учетом финансовой возможности организации инвестиционные проекты, технологическую модернизацию производства с внедрением современных и наилучших доступных технологий, обеспечивающих улучшения условий и безопасности труда и создание новых рабочих мест, сохранение существующих, повышение производительности труда.
1.27. Организовывают совместно с профсоюзами систему наставничества, проведение выставок достижений предприятий и передовиков производства, конкурсов профессионального мастерства.
Предусматривают на эти цели соответствующие финансовые средства.
1.28. Обеспечивают иностранным работникам (привлеченным в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") размер заработной платы не ниже указанного в заявке работодателя о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), заявке работодателя об увеличении размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест, либо выполнения работ (оказания услуг).
1.29. Уведомляют о начале процедуры банкротства организации выборный орган первичной профсоюзной организации в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
1.30. Предоставляют работникам - членам выборного органа первичной профсоюзной организации время для исполнения общественных обязанностей в согласованные с выборным органом первичной профсоюзной организации сроки с сохранением заработной платы.
1.31. Предусматривают в заключаемых коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях обязательства по установлению доплат и надбавок председателям первичных профсоюзных организаций за работу по социальной защите работников организаций и учреждений.
1.32. Признают преимущественное право профсоюзных организаций на:
- ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Краснодарского края;
- заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных Соглашением и коллективными договорами;
- представление интересов всех работников организации независимо от их членства и численности в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Профсоюзы:
1.33. Проводят работу с членами профсоюзов по повышению качества производимой продукции, росту производительности труда, укреплению трудовой дисциплины и рациональному использованию рабочего времени, экономии материальных ресурсов, организации трудового соревнования в организациях и отраслях, участвуют в подведении итогов.
1.34. Отстаивают и защищают социально-трудовые права членов профсоюзов. Представляют их интересы при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам, судах.
1.35. Предоставляют бесплатную юридическую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов.
1.36. Способствуют участию работников в управлении организациями в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.37. Препятствуют необоснованному заключению срочных договоров и увольнению работников по инициативе работодателя.
1.38. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов на российском и краевом уровнях, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
1.39. Участвуют через своих представителей в установленном порядке в работе краевых и муниципальных комиссий на законодательном и исполнительном уровнях по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
2. В сфере развития рынка труда и содействия занятости населения
Стороны совместно:
2.1. Формируют в случае угрозы массового высвобождения работников на основе взаимных консультаций программу экстренных мер и план совместных действий по обеспечению трудоустройства и социальной поддержки высвобождаемым работникам.
Определяют источники их финансирования.
2.2. Устанавливают при заключении отраслевых и территориальных соглашений критерии массового увольнения, усиливающие социальную защищённость работников, по сравнению с критериями, закрепленными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения".
2.3. Организуют проведение мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих профессий, включая разъяснительную и информационную работу о возможности подготовки квалифицированных рабочих кадров путем организации профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, использование возможностей социальной рекламы, проведение акций, конкурсов профессионального мастерства.
2.4. Реализуют мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
2.5. Привлекают средства массовой информации к освещению реализации государственно программы занятости.
2.6. Создают условия для развития системы наставничества в организациях края, в том числе с применением лучших практик передачи социально значимого профессионального и личного опыта.
2.7. Способствуют развитию системы наставничества в организациях края, в том числе закрепляют в отраслевых соглашениях, коллективных договорах меры материального стимулирования наставников и молодых работников.
Администрация:
2.8. Организует работу по достижению целевых показателей (индикаторов) реализации государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" по уровню регистрируемой безработицы и уровню общей безработицы (по методологии МОТ).
2.9. Обеспечивает проведение мониторинга ситуации на рынке труда, в том числе увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, а также неполной занятости работников организаций по видам экономической деятельности и территориям края.
2.10. Размещает ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о положении на рынке труда в сети Интернет и в средствах массовой информации.
2.11. Информирует регулярно работодателей и население края о потребности экономики в кадрах, о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переквалификации.
Организуют информационно-пропагандистские кампании, направленные на повышение престижа рабочих профессий и профессиональной ориентированности молодежи.
2.12. Предусматривает возможность предоставления субсидии на возмещение затрат работодателей на оплату опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий.
2.13. Принимает необходимые меры для содействия трудоустройству женщин, воспитывающих детей, в том числе организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста.
2.14. Обеспечивает квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, указанных в действующем законодательстве.
2.15. Организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан в целях их трудоустройства на новые (модернизируемые) рабочие места, создаваемые в рамках реализации инвестиционных проектов, программ импортозамещения и модернизации производства.
2.16. Принимает меры по координации деятельности заинтересованных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований края, служб занятости и работодателей по содействию профессиональному самоопределению обучающихся образовательных организаций общего образования с учетом ориентации выпускников на получение востребованных на рынке труда профессий (специальностей).
2.17. Принимает меры по открытию в крае многофункциональных центров прикладных квалификаций.
2.18. Участвует в организации и проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2.19. Разрабатывает и реализует программы развития и поддержки малого предпринимательства, сельской потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и сферы услуг, направленные на создание рабочих мест, прежде всего в районах с их острой нехваткой.
2.20. Содействует организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Рекомендует органам местного самоуправления участвовать в организации и финансировании временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с дачи выдачи им документа об образовании.
2.21. Принимает меры по развитию и расширению видов общественных работ с учетом развития социальной инфраструктуры конкретной территории края и сложившейся ситуации на рынке труда.
2.22. Определяет потребность в иностранных работниках и значение коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, регулирующего стоимость патента, с учетом мнения Сторон социального партнёрства края.
2.23. Руководствуется при рассмотрении заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), заявок работодателей об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) следующими принципами:
- установление работодателем заработной платы на уровне сложившейся в Краснодарском крае по данным статистики на текущую дату среднемесячной начисленной заработной платы по определённому виду экономической деятельности;
- приоритет трудоустройства граждан Российской Федерации;
- недопущение сокращения численности работников - граждан Российской Федерации в целях их замещения иностранной рабочей силой;
- своевременная выплата заработной платы работникам;
- своевременная уплата установленных налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
- соблюдение работодателем требований охраны труда;
- обеспечение работодателем социально-бытовых условий проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Работодатели:
2.24. Осуществляют профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, в том числе граждан предпенсионного возраста на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами (соглашениями).
2.25 Взаимодействуют с центрами занятости по организации рабочих мест для проведения оплачиваемых общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
2.26. Обеспечивают выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Краснодарского края квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
2.27. Работодатели, которым установлены квоты для трудоустройства инвалидов, осуществляют мероприятия по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и проведению на этих рабочих местах специальной оценки условий труда, а также соблюдению условий труда инвалидов на квотируемых рабочих местах по результатам проведенной специальной оценки.
2.28. Обеспечивают организацию временных рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с учетом производственных особенностей работодателя.
2.29. Обеспечивают своевременное предоставление информации в орган службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест в организациях, у индивидуальных предпринимателей и выполнении установленной квоты для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов.
2.30. Заполняют в приоритетном порядке вакантные рабочие места трудовыми ресурсами края.
2.31. Информируют Стороны социального партнерства в случае угрозы массового увольнения работников не менее чем за три месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий.
Разрабатывают совместно с профсоюзами меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
2.32. Не допускают в течение года увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.33. Уведомляют первичную профсоюзную организацию о реформировании (реструктуризации) хозяйствующего субъекта, структурной реорганизации производства или замещении активов в условиях банкротства организации не менее чем за 3 месяца (при банкротстве - не менее чем за месяц) до начала проведения соответствующих мероприятий.
2.34. Обеспечивают по запросу профсоюзные органы, первичные профсоюзные организации, исполнительные органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления информацией по социально-трудовым вопросам.
2.35. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия - архивным органам.
Профсоюзы:
2.36. Информируют работников, увольняемых по сокращению численности или штата работников либо в связи с ликвидацией организации, о мерах социальной поддержки, в том числе упреждающих мероприятий по профессиональному обучению новым профессиям, повышению территориальной мобильности и др.
2.37. Оказывают членам профсоюзов безвозмездные услуги и консультации по вопросам труда, занятости, трудовых споров (конфликтов).
2.38. Принимают участие в профсоюзном мониторинге ситуации на рынке труда, обеспечивают отслеживание и информирование вышестоящих профсоюзных органов о социально-экономическом положении и критических ситуациях в организациях края.
3. В сфере регулирования оплаты труда, повышения уровня жизни населения и соблюдения трудовых прав работников
Стороны совместно:
3.1. Соглашаются, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), устанавливается в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на текущий период.
Считают, что размер минимальной заработной платы в крае не является ограничением более высоких гарантий по оплате труда.
3.2. Обеспечивают выплату заработной платы гражданам, занятым на временных работах при полной отработке нормы рабочего времени и выполнившим норму труда не ниже размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае.
Данная норма не распространяется при:
- организации оплачиваемых общественных работ;
- организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, граждан предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
3.3. Считают приоритетными в сфере регулирования оплаты труда следующие направления:
- увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте;
- максимальное снижение численности трудоспособного населения Краснодарского края с доходами ниже прожиточного минимума;
- ликвидация "теневых" зарплат;
- обеспечение роста реальной заработной платы работников.
3.4. Разрабатывают совместные действенные меры по защите материальных прав работников в случае неплатежеспособности работодателя, в первую очередь, по возврату долгов по заработной плате и своевременной выплате текущей заработной платы.
Принимают экстренные меры по ликвидации задолженности по заработной плате.
Администрация:
3.5. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по краю и по основным социально-демографическим группам населения.
3.6. Учитывает при формировании бюджетов на очередной финансовый период Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из краевого и местного бюджетов, утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
3.7. Учитывает при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) в пределах своей компетенции затраты на оплату труда в соответствии с законодательством Краснодарского края в сфере государственного регулирования тарифов с учетом отраслевых тарифных соглашений (коллективных договоров).
3.8. Проводит консультации с краевыми организациями отраслевых профсоюзов по реализации политики в сфере оплаты труда в организациях, финансируемых их краевого бюджета, в том числе по доведению минимальных окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников до уровня не ниже МРОТ.
3.9. Предусматривает средства для увеличения фондов оплаты труда работников краевых государственных учреждений при повышении уровня минимального размера оплаты труда (или минимальной заработной платы).
3.10. Обеспечивает ежегодную индексацию заработной платы работников государственных учреждений Краснодарского края в связи сростом потребительских цен на товары и услуги. Определяет размер индексации с учетом доходных источников краевого бюджета.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края включить в территориальные соглашения аналогичные обязательства для муниципальных учреждений Краснодарского края.
3.11. Проводит мониторинг уровня заработной платы в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки и доводит соответствующую информацию до Сторон соглашения.
3.12. Учитывает мнение краевых организаций отраслевых профсоюзов при разработке новых и внесении изменений в действующие системы оплаты труда работников бюджетной сферы Краснодарского края.
3.13. Не допускает снижения достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы с уровнем средней заработной платы в целом по краю.
3.14. Обеспечивает мониторинг задолженности по оплате труда работникам организаций Краснодарского края и принимает меры по ее погашению в соответствии с установленной компетенцией.
Работодатели:
3.15. Осуществляют регулирование оплаты труда работников посредством заключения и реализации коллективных договоров с учетом отраслевых соглашений и настоящего Соглашения.
3.16. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии с действующим законодательством, соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
Не допускают нелегальных выплат заработной платы, образования долгов по зарплате и уплате страховых взносов.
3.17. Обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы работников путем ежегодной индексации заработной платы работников не ниже уровня роста потребительских цен.
3.18. Обеспечивают в условиях введения режима повышенной готовности или ситуации чрезвычайного характера в Краснодарском крае, включая сложную эпидемиологическую ситуацию, сохранение заработной платы работникам в нерабочие дни, установленные законодательством.
3.19. Вносят в коллективные договоры и обеспечивают выполнение пунктов:
- о распространении на освобожденных профсоюзных работников всей системы премирования, действующей в организации, в т.н. вознаграждение по итогам работы за год, вознаграждение за выслугу лет и др.;
- об освобождении от работы, как основной должности, так и по должности, занимаемой в порядке совместительства, членов профсоюзов, избранных делегатами съездов, конференций, созываемых органами профсоюзов, для участия в работе выборных профсоюзных органов, в заседаниях комиссий профорганов, в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых профсоюзами, на время краткосрочной профсоюзной учебы с сохранением среднего дневного заработка.
3.20. Информируют ежегодно работников о результатах реализации планов и программ социально-экономического развития организации, финансово-экономической деятельности, ходе выполнения коллективного договора, в том числе по вопросам индексации заработной платы.
3.21. Разрабатывают и устанавливают системы оплаты труда работников, включая тарифные ставки, оклады, надбавки и доплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также системы премирования с учетом мнения соответствующего органа профсоюзов, в случаях, предусмотренных коллективными договорами, отраслевыми соглашениями - по согласованию с профсоюзными органами.
Профсоюзы:
3.22. Инициируют включения в коллективные договоры положений:
- об установлении минимальной заработной платы работника в соответствии с действующим Региональным соглашением о минимальной заработной плате;
- о поддержании доли заработной платы, включающей в себя ставку (оклад) и компенсационные выплаты до размера не менее 60% от заработной платы с учетом выполнения норм труда;
- о порядке и сроках индексации заработной платы в размере не ниже темпов роста потребительских цен, а также мер поощрения работников за высокопроизводительный труд и мероприятий, направленных на защиту пенсионных прав работников.
3.23. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно устанавливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирующие размеры различного вида выплат работникам, закреплялись в коллективных договорах, соглашениях.
3.24. Организуют работу по созданию в организациях края комиссии по трудовым спорам.
3.25. Формируют общественное мнение по негативному отношению к теневому бизнесу, сокрытию объемов производства, налоговых отчислений и сборов.
3.26. Взаимодействуют на постоянной основе с администрацией края по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы края.
3.27. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за соблюдением трудовых прав и законных интересов работников, содействует искоренению практики неформальных трудовых отношений.
3.28. Участвуют в установленном законом порядке в совместных с прокуратурой и Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае проверках соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4. В сфере социальной политики
Стороны совместно:
4.1. Обеспечивают своевременную и полную реализацию социальных гарантий, установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Краснодарского края, коллективными договорами и соглашениями.
4.2. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, сохранения и развития социальной инфраструктуры; по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления, в том числе вносят предложения по разработке мер государственной поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края.
4.3. Принимают меры по недопущению закрытия, перепрофилирования и продажи под иные цели объектов, обеспечивающих отдых и оздоровление детей.
4.4. Способствуют развитию физической культуры и спорта, ежегодному проведению спартакиады трудящихся Краснодарского края.
4.5. Освещают в средствах массовой информации проводимую работу в области социальной политики.
4.6. Информируют работников о проведении диспансеризации определенных групп населения в части предоставления возможности для прохождения работниками медицинских обследований (консультаций) в медицинских организациях по месту жительства работника.
4.7. Обеспечивают реализацию на территории Краснодарского края законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, создание условий использования гражданами права на назначение трудовых пенсий, способствуют повышению эффективности социального и медицинского страхования, доступности медицинских услуг.
4.8. Обеспечивают проведение мероприятий по формированию у населения навыков здорового образа жизни и здорового питания. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников, совершенствованию профилактических мер противодействия распространению инфекционных и социально значимых заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем, сахарный диабет, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания и другие), наркомании, алкоголизма среди населения, в том числе на рабочих местах.
Администрация:
4.9. Рассматривает предложения профсоюзов и работодателей при формировании социальных статей проекта краевого бюджета.
4.10. Сохраняет приоритеты развития социальной сферы посредством поддержки здравоохранения, искусства, культуры, образования, социального обслуживания населения, физической культуры и спорта.
4.11. Обеспечивает соблюдение законодательно установленных прав граждан на социальную защиту, доступность гарантируемого объема базовых социальных услуг для населения края, сохранение уровня социальных гарантий.
4.12. Принимает меры по оказанию государственной поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края.
4.13. Обеспечивает предоставление населению Краснодарского края бесплатной медицинской помощи в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Краснодарском крае.
4.14. Продолжает совершенствовать систему оказания адресной финансовой помощи малоимущим гражданам.
4.15. Осуществляет регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и предусматривает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям жителей края по оплате жилищно-коммунальных услуг.
4.16. Рассматривает вопросы по мерам стимулирования работодателей, создающих условия работникам для занятий физической культурой и спортом.
4.17. Организует и содействует в рамках своих полномочий проведению диспансеризации работников бюджетной сферы экономики.
4.18. Содействует обеспечению финансирования мероприятий по долечиванию (реабилитации) работающих граждан после перенесенных заболеваний в санаторно-курортных учреждениях Краснодарского края.
4.19. Предоставляет меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуги теплоснабжения (отопления) и энергоснабжения специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа, городах, входящих в состав муниципальных районов.
4.20. Осуществляет финансовое обеспечение и реализацию комплекса мер, направленных на социальную поддержку, социальное обслуживание и охрану прав семьи, материнства, отцовства и детства.
4.21. Принимает меры по обеспечению доступности проезда в наземном городском пассажирском транспорте в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
4.22. Проводит разъяснительную работу среди работодателей по выполнению ими требований нормативных документов по формированию и сдаче архивов организаций, содержащих персональные данные работников, необходимые для назначения пенсий и социальных пособий.
4.23. Не индексирует минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования:
4.24. Обеспечивает на территории Краснодарского края в полном объеме финансовые средства на оплату:
- пособий по временной нетрудоспособности;
- пособий по беременности и родам;
- единовременного пособия при рождении ребёнка;
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет;
- ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- дополнительных выходных дней для ухода за детьми инвалидами (4 дня ежемесячно);
- пособия при усыновлении ребенка;
- пособия на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение.
Работодатели:
4.25. Предусматривают в зависимости от финансово-экономического положения организации в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях мероприятия, направленные на создание условий для отдыха и оздоровления работников (в том числе молодежи) и членов их семей (санаторно-курортное лечение, детский отдых, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа), с выделением на эти цели необходимых средств.
4.26. Предусматривают при заключении коллективных договоров и соглашений возможность:
- добровольного медицинского страхования;
- социальной поддержки работников и членов их семей.
4.27. Включают в коллективные договоры порядок и условия компенсации затрат работников на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря.
4.28. Гарантируют осуществление медицинских осмотров, диспансеризации и вакцинации работников организаций в соответствии с законодательством.
4.29. Осуществляют социальную поддержку пенсионеров и инвалидов, ранее работавших в организации, в зависимости от финансово-экономического положения организации.
4.30. Обеспечивают своевременность и полноту уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, своевременность предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц.
4.31. Отчисляют в соответствии с коллективными договорами денежные средства профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
4.32. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения обязательств по выделению средств для финансирования льгот по оплате за содержание детей работников в дошкольных образовательных организациях.
4.33. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев, дошкольных организаций, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.
4.34. Содействуют при наличии возможностей улучшению жилищных условий работников организаций, предоставляют льготные займы на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективными договорами.
Профсоюзы:
4.35. Участвуют в подготовке и согласовании проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
4.36. Содействуют закреплению через коллективные договоры и соглашения в организациях, самостоятельно устанавливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирующие размеры различного вида выплат работникам сверхустановленных законодательством.
4.37. Участвуют в организации и финансировании летнего отдыха детей работников организаций (членов профсоюзов) в оздоровительных лагерях.
4.38. Организуют за счет денежных средств, поступающих от работодателей, физкультурно-оздоровительные мероприятия с работниками и членами их семей.
4.39. Организуют обучение профсоюзного актива действующему пенсионному законодательству и практике его применения, в том числе через средства массовой информации профсоюзных организаций.
4.40. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюзов в сфере социально-трудовых отношений, а также в области коллективных прав и интересов работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
5. В сфере охраны труда и экологической безопасности
Стороны совместно:
5.1. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.
5.2. Обеспечивают, признавая приоритетными, действия по сохранению жизни и здоровья работников, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней в организациях, действующих на территории Краснодарского края.
5.3. Принимают меры по повышению информированности работников и населения о нормативных правовых актах по вопросам охраны труда, экологической безопасности.
5.4. Осуществляют взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) в трудоохранной сфере и по вопросам экологической безопасности.
Обеспечивают повышение эффективности общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
5.5. Организуют и оказывают содействие в проведении мониторинга состояния условий и охраны труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях, распространении передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; пропаганды здорового образа жизни работников.
5.6. Организуют и осуществляют проведение мероприятий (семинаров, конкурсов, конференций, выставок и др.) по вопросам охраны труда и экологии, в том числе организуют подготовку и проведение мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда, Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотических средств и их незаконным оборотом.
5.7. Координируют проведение в установленном порядке обучения по охране труда руководителей и работников организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, в том числе на основе современных технологий обучения, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
5.8. Принимают меры по увеличению числа страхователей, использующих средства Фонда социального страхования на меры предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.9. Включают представителей профсоюзов в краевые межведомственные комиссии по охране труда, комиссии по проведению специальной оценке условий труда на рабочих местах, по расследованию несчастных случаев на производстве.
5.10. Осуществляют меры по недопущению необоснованного лишения работников гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
5.11. Содействуют развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
5.12. Содействуют проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах.
5.13. Содействуют включению в отраслевые и территориальные соглашения обязательств сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда, возмещению вреда здоровью.
Администрация:
5.14. Осуществляет государственное управление охраной труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда на территории Краснодарского края.
5.15. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке государственные программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивает контроль за их выполнением.
5.16. Организует и проводит мониторинг экологической обстановки, состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях края.
Издает регулярно информационно-аналитический бюллетень "Охрана труда в Краснодарском крае".
5.17. Оказывает разъяснительную и консультативную помощь работодателям всех форм собственности по вопросам проведения специальной оценки условий труда, управления охраной труда.
5.18. Осуществляет в установленном порядке проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда и правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
5.19. Оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства в области охраны труда; осуществления ведомственного контроля в организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Краснодарского края.
Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования:
5.20. Обеспечивает на территории Краснодарского края в полном объеме гарантированное государством обязательное социальное страхование и направляет финансовые средства на:
- единовременные и ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве;
- своевременную единовременную страховую выплату в случае смерти застрахованного;
- оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных;
- финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- установление скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работодатели:
5.21. Обеспечивают безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Разрабатывают и внедряют системы управления охраной труда, оценки и управления профессиональными рисками, программы "нулевого травматизма".
5.22. Принимают локальные нормативные акты по вопросам охраны и безопасности труда с участием представителей первичных профсоюзных организаций в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечивают системное выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочих местах, их регулярный анализ, оценку и способы устранения.
5.23. Обеспечивают условия деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, комитетов (комиссий) по охране труда на паритетных началах по проведению общественного контроля условий и охраны труда работников, проведение совместно с выборным профсоюзным органом конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда", Всемирного дня охраны труда, ежемесячных "Дней охраны труда".
5.24. Организуют обучение работников по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.
5.25. Обеспечивают санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, организуют оказание первой помощи работникам по месту работы, доставку работников в медицинскую организацию, в случае необходимости.
5.26. Обеспечивают за счет собственных средств обучение и проверку знаний требований охраны труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в порядке, установленном коллективным договором, с отрывом от производства и сохранением среднего заработка.
5.27. Предоставляют работникам, являющимся уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и (или) членами комитетов (комиссий) по охране труда, оплачиваемое за счет средств организации в размере среднего заработка рабочее время для выполнения возложенных на них общественных обязанностей по контролю за состоянием условий труда и исполнения требований охраны труда.
Предусматривают указанные условия в коллективном договоре и дополнительном соглашении к трудовому договору работника, являющегося уполномоченным и (или) членом комиссии по охране труда.
5.28. Освобождают от основной работы с сохранением среднего заработка уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда на период их участия в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и проведению специальной оценки условий труда.
5.29. Содействуют выборному органу первичной профсоюзной организации или техническим инспекторам труда профсоюзов в проведении независимой экспертизы условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда и возникновении спорных ситуаций.
5.30. Выплачивают гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца или с потерей трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве, острого профессионального заболевания (отравления) на производстве, единовременные пособия (сверхустановленных действующим законодательством) в размере, определенном отраслевыми тарифными соглашениями и/или коллективными договорами, кратном среднему заработку потерпевшего.
5.31. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах:
- финансирование мероприятий по охране труда не ниже уровня, предусмотренного законодательством;
- дополнительные по сравнению с установленными действующим законодательством гарантии и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
5.32. Информируют своевременно о несчастных случаях на производстве соответствующие органы, определенные законодательством, и родственников пострадавшего.
5.33. Проводят специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет, обеспечивают реализацию мероприятий, разработанных по ее результатам, направленных на создание безопасных условий труда, уделяя особое внимание техническому перевооружению и модернизации производства.
5.34. Обеспечивают выполнение мероприятий коллективных договоров по вопросам охраны труда, в том числе основанных на результатах проведения специальной оценки условий труда.
5.35. Обеспечивают своевременное расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.36. Принимают меры по трудоустройству работников своих организаций, получивших по вине работодателя трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, включая создание в организациях за счет собственных средств специальных рабочих мест.
5.37. Принимают меры по трудоустройству инвалидов, включая создание в организациях за счет собственных средств специальных рабочих мест, соответствующих индивидуальным программам реабилитаций или абилитаций инвалидов, а также требованиям охраны труда.
5.38. Предоставляют органам государственного управления, контроля (надзора), общественного контроля за соблюдением законодательных и иных правовых актов по охране труда и экологической безопасности необходимую информацию для осуществления возложенных на них полномочий.
Профсоюзы:
5.39. Осуществляют профсоюзный контроль за профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников службы охраны труда, руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда и за обучением по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
5.40. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и фактов возникновения профессиональных заболеваний.
5.41. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда и экологической безопасности в организациях.
5.42. Организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда от профсоюзов, инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда.
Оказывают им практическое и методическое содействие в проведении общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда и экологической безопасности.
5.43. Принимают участие в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок в области охраны труда и окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
6. В сфере молодежной политики
Стороны совместно:
6.1. Содействуют снижению уровня безработицы среди молодежи.
6.2. Разрабатывают комплексные и целевые программы по работе с молодежью.
6.3. Заключают соглашения и формируют в коллективных договорах раздел по молодежной политике, предусматривая финансирование программ работы с молодежью.
Администрация:
6.4. Обеспечивает выявление, поддержку и сопровождение талантливой молодежи.
6.5. Содействует вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.
Создает условия для трудоустройства молодежи.
6.6. Осуществляет поддержку молодых семей, в том числе в части софинансирования расходов на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
6.7. Организует проведение мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на патриотическое воспитание молодежи, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей, толерантности и культуры межэтнического общения, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие гражданской активности молодежи, формирование здорового образа жизни, а также формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, развитие творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов.
Работодатели:
6.8. Обеспечивают включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на поддержку молодых специалистов, механизмы стимулирования их труда, разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников с учетом финансовых возможностей организации.
6.9. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными организациями на подготовку молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы профессиональных организаций, проведении производственной практики обучающихся и стажировок.
6.10. Предусматривают в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации для выпускников профессиональных образовательных организаций или вузов в первые два года работы после окончания обучения.
6.11. Проводят Дни единых действий против ВИЧ-инфекции на производстве с работающей молодежью.
Профсоюзы:
6.12. Создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов.
6.13. Предусматривают в коллективных договорах и соглашения с учетом финансово-экономического положения организации дополнительные гарантии для молодых работников.
6.14. Проводят обучение профсоюзного актива молодежи по вопросам трудового законодательства, социального партнерства и другим социально-экономическим вопросам.
6.15. Обеспечивают организационно-методическую, образовательную и иную поддержку в осуществлении деятельности молодежным профсоюзным организациям.
6.16. Принимают меры по формированию кадрового резерва из числа молодых профсоюзных активистов.
6.17. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюзов, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
7. В сфере социального партнерства
Стороны совместно:
7.1 Обеспечивают развитие социального партнёрства через деятельность трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
7.2. Проводят консультации по выполнению пунктов Соглашения, а также по вопросам, не включенным в него, но представляющим взаимный интерес.
7.3. Участвуют в работе формируемых на уровне края постоянно действующих комиссий, рабочих групп, совещательных органов, по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
7.4. Рассматривают соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений проекты нормативных правовых и иных актов в сфере труда, охраны труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, представленные органами государственной власти Краснодарского края или органами местного самоуправления в Краснодарском крае, подготовившими указанные акт.
7.5. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон по направленным проектам нормативных правовых и иных актов в сфере труда, охраны труда, подготовленных органами государственной власти Краснодарского края или органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, подлежат обязательному рассмотрению представляющим органом.
7.6. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению соглашений и коллективных договоров, в том числе через инициирование заключения коллективного договора.
Принимают меры по повышению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и соглашений, организации контроля их выполнения.
7.7. Обеспечивают финансирование обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
7.8. Обеспечивают ежегодно проведение регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
7.9. Проводят в рамках социального партнерства мероприятия по обучению Сторон социального партнерства формам и методам регулирования социально-трудовых отношений, вопросам трудового законодательства и др.
7.10. Обеспечивают регулярную публикацию в краевых средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства, методов решения проблем в социально-трудовой сфере.
7.11. Способствуют в случае возникновения коллективных трудовых споров своевременному их разрешению в соответствии с действующим законодательством.
Администрация:
7.12. Обеспечивает функционирование краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.13. Осуществляет мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на региональном, территориальном и отраслевом уровнях, а также практики работы органов социального партнерства.
7.14. Принимает нормативные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, после согласования с Союзом "Краснодарское краевое объединение организации профсоюзов".
7.15. Учитывает при оказании финансовой и иной поддержки организациям в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, выполнение обязательств коллективных договоров и соглашений.
7.16. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров организаций, отраслевых и территориальных соглашений и осуществляет контроль их выполнения.
7.17. Организует проведение совещаний, семинаров, конференций, "круглых столов" и других мероприятий в целях совершенствования механизма социального партнерства.
7.18. Территориальный орган службы государственной статистики представляет Сторонам социального партнерства статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, предусмотренные планом статистических работ на очередной год.
7.19. Поддерживает в актуальном состоянии открытую информационную базу соглашений, заключенных на краевом уровне социального партнерства.
Работодатели:
7.20. Оказывают в целях реализации Федерального закона "Об объединениях работодателей" и отстаивания интересов предпринимательской деятельности содействие в создании отраслевых и территориальных объединений работодателей.
7.21. Не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов.
Предоставляют первичной профсоюзной организации в безвозмездное пользование помещение с необходимой мебелью для хранения документации, а также проведения заседаний выборного органа первичной профсоюзной организации, позволяющее первичной профорганизации эффективно выполнять свои функции и быть доступной для свободного посещения членами профсоюза.
Перечисляют профсоюзные взносы на счета профсоюзных организаций (с письменного согласия членов профсоюза) одновременно с выплатой заработной платы.
7.22. Освобождают от основной работы с сохранением средней заработной платы членов выборных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, для выполнения профсоюзных обязанностей и профсоюзной учебы на основе заключенного коллективного договора.
7.23. Не препятствуют при заключении трудового договора с работником его вступлению в члены профсоюза.
Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
7.24. Допускают увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения профсоюзов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Профсоюзы:
7.25. Продолжают работу по восстановлению и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюзов в организациях Краснодарского края.
7.26. Проводят экспертизу коллективных договоров до их заключения на соответствие действующему законодательству, региональным и отраслевым соглашениям.
7.27. Организуют работу координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях Краснодарского края.
8. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением
8.1. Настоящее Соглашение заключено на 2023 - 2025 годы, вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 31 декабря 2025 года.
8.2. Действие Соглашения распространяется на администрацию Краснодарского края, органы исполнительной власти Краснодарского края, краевые организации отраслевых профсоюзов, входящие в состав Союза "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", работодателей и работников в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ.
8.3. По предложению Сторон краевого Соглашения руководитель органа исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего функции уполномоченного органа в области социального партнерства, имеет право после опубликования Сторонами названого соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
8.4. Стороны предоставляют по взаимному запросу материалы, необходимые для исполнения настоящего Соглашения.
8.5. Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно осуществляет контроль за выполнением обязательств краевого трёхстороннего Соглашения.
8.6. Стороны договорились, что:
1) Изменения и дополнения вносятся в Соглашение в следующем порядке:
- Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений и дополнений, направляет в комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
- после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
- изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
2) Коллективные переговоры о заключении Соглашения на следующий период будут начаты не позднее 1 августа 2025 года.
8.7. Текст настоящего Соглашения в течение 10 дней с момента подписания публикуется в средствах массовой информации.
Настоящее Соглашение подписали:
От администрации
Краснодарского края
Заместитель главы администрации |
А.А. Минькова |
От Союза "Краснодарское
краевое объединение
организаций профсоюзов"
Председатель Союза |
С.В. Бессараб |
От Ассоциации
"Объединение работодателей
Краснодарского края"
Президент Ассоциации |
В.К. Бударин |
Подписание совершено в г. Краснодаре 28 октября 2022 года в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 7 октября 2022 г. N 9-4 "О Краснодарском краевом трехстороннем Соглашении между Союзом "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов", Ассоциацией "Объединение работодателей Краснодарского края" и администрацией Краснодарского края на 2023 - 2025 годы"
Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует до 31 декабря 2025 г.
Текст решения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 7 апреля 2023 г. N 5-1
Изменения вступают в силу с 7 апреля 2023 г.