Постановление Правительства Псковской области от 8 ноября 2022 г. N 254
"О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Псковской области"
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Псковской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Псковской области;
2) Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области;
3) ключевые показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области и их целевые значения;
4) индикативные показатели для регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Администрации Псковской области от 29 сентября 2021 г. N 355 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Псковской области";
2) пункт 1 постановления Администрации Псковской области от 24 декабря 2021 г. N 487 "О внесении изменений в отдельные акты Администрации области по вопросам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Аппарата Правительства Псковской области.
Губернатор Псковской области |
М. Ведерников |
Утверждено
постановлением
Правительства Псковской области
от 08.11.2022 N 254
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Псковской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области (далее - контроль).
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, имеют значения, определенные Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3. Предметом контроля является:
1) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Псковской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".
4. К разрешительным документам, указанным в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, относятся:
1) разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
2) установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
3) разрешение на временные выбросы;
4) разрешение на временные сбросы;
5) утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
6) отчет по инвентаризации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных;
7) декларация о воздействии на окружающую среду;
8) отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
9) программа производственного экологического контроля и результаты ее осуществления;
10) положительное заключение государственной экологической экспертизы;
11) свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
12) согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
13) решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
14) паспорт отходов I - IV классов опасности;
15) утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение;
16) обобщенные данные учета в области обращения с отходами;
17) договор водопользования;
18) решение о предоставлении водного объекта в пользование;
19) согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
5. Контроль осуществляет Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - Комитет).
6. Должностными лицами Комитета, уполномоченными на осуществление контроля (далее - должностные лица Комитета), являются:
1) председатель Комитета, являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Псковской области;
2) первый заместитель председателя Комитета, являющийся заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Псковской области;
3) начальник отдела регионального надзора Комитета, являющийся старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Псковской области;
4) заместитель начальника отдела регионального надзора Комитета, являющийся старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Псковской области;
5) консультант отдела регионального надзора Комитета, являющийся старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Псковской области.
7. Должностными лицами Комитета, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) председатель Комитета;
2) первый заместитель председателя Комитета.
8. Объектами контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
2) водные объекты общего пользования, территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ подлежат контролю;
3) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
9. Учет объектов контроля осуществляется:
1) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой Комитету в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
10. Должностные лица Комитета при осуществлении контроля пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также правами, предусмотренными частью 1 статьи 66 Федерального закона N 7-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля
11. При осуществлении контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
12. Комитет в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
13. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется решением Комитета на основании сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, указанными в пунктах 14 - 19 настоящего Положения (далее - критерии).
14. Объекты контроля относятся к одной из категорий риска исходя из следующих критериев:
1) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 (далее - постановление Правительства РФ N 2398);
2) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с постановлением Правительства РФ N 2398;
3) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с постановлением Правительства РФ N 2398.
15. Объекты контроля, которые относятся в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного и среднего риска соответственно в случае, если объект размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
16. Объекты контроля, которые отнесены в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
1) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.6, 8.1, 8.2, 8.2.3, 8.4, 8.13, 8.14, 8.21, 8.42, 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 251 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.28 Закона Псковской области от 04 мая 2003 г. N 268-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Псковской области".
17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 16 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
18. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно по истечении 3 лет после вступления в законную силу соответствующих решений и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.
19. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего Положения к категориям значительного и среднего риска подлежат отнесению к категориям среднего и умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.
20. В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
21. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
1) для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска:
а) инспекционный визит - один раз в два года;
б) рейдовый осмотр - один раз в два года;
в) документарная проверка - один раз в два года;
г) выездная проверка - один раз в два года;
2) для объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска:
а) инспекционный визит - один раз в три года;
б) рейдовый осмотр - один раз в три года;
в) документарная проверка - один раз в три года;
г) выездная проверка - один раз в три года;
3) для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска:
а) инспекционный визит - один раз в четыре года;
б) рейдовый осмотр - один раз в четыре года;
в) документарная проверка - один раз в четыре года;
г) выездная проверка - один раз в четыре года;
4) для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска:
а) инспекционный визит - один раз в пять лет;
б) рейдовый осмотр - один раз в пять лет;
в) документарная проверка - один раз в пять лет;
г) выездная проверка - один раз в пять лет.
22. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
23. Комитет в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
24. Контролируемое лицо вправе подать в Комитет заявление об изменении категории риска.
25. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Комитет использует индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении контроля, утверждаемые постановлением Правительства Псковской области.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
26. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) утверждается Комитетом ежегодно не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: priroda.pskov.ru (далее соответственно - сайт Комитета, сеть "Интернет") в течение пяти календарных дней со дня ее утверждения.
27. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики, обязательны для проведения Комитетом.
28. Комитет может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.
29. При осуществлении контроля Комитет проводит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
30. Информирование осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
31. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Комитетом ежегодно.
32. По итогам обобщения правоприменительной практики осуществления контроля Комитет ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Комитета (далее - доклад). Комитет обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада в порядке, установленном Комитетом.
33. Доклад утверждается приказом Комитета в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Комитета не позднее пяти рабочих дней со дня его утверждения.
34. В случае наличия у Комитета сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Комитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
35. Решение Комитета об объявлении предостережения принимается в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем получения Комитетом сведений, указанных в пункте 34 настоящего Положения.
36. В предостережении указываются:
1) наименование контролируемого лица, адрес его места нахождения;
2) соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт;
3) информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
4) предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
37. Предостережение направляется контролируемому лицу в течение пяти календарных дней со дня принятия решения Комитета об объявлении предостережения в порядке, предусмотренном частями 4, 5 статьи 21, частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
38. Контролируемое лицо в срок не позднее тридцати календарных дней со дня, следующего за днем получения им предостережения, вправе подать в Комитет возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
39. В возражении указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) дата и номер предостережения;
3) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
40. Возражение направляется контролируемым лицом в Комитет в бумажном виде почтовым отправлением либо в форме электронного документа на адрес электронной почты Комитета в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
41. Комитет в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражения рассматривает его обоснованность и по результатам рассмотрения принимает одно их следующих решений:
1) удовлетворить возражение и отменить предостережение полностью или частично;
2) отказать в удовлетворении возражения.
42. В срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия одного из решений, указанных в пункте 41 настоящего Положения, Комитет направляет контролируемому лицу, подавшему возражение, мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения в порядке, предусмотренном частями 4, 5 статьи 21, частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ. В случае если предостережение отменяется частично, то в мотивированном ответе должно быть указано, в части каких действий (бездействия) контролируемого лица и (или) предложенных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предостережения отзывается, в остальной части должно содержаться обоснование отклонения возражения.
43. Учет предостережений осуществляется Комитетом путем ведения журнала учета объявленных предостережений по форме, установленной приказом Комитета.
44. Должностные лица Комитета по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование. Консультирование осуществляется без взимания платы.
45. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется Комитетом в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
46. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление контроля;
2) предмет контроля;
3) критерии отнесения объектов контроля к категории риска;
4) виды и порядок осуществления профилактических мероприятий;
5) виды и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
6) периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
7) порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
8) порядок обжалования решений Комитета, действия (бездействия) должностных лиц.
47. Дни и часы консультирования на личном приеме устанавливаются в соответствии с приказом Комитета и размещаются на официальном сайте Комитета.
48. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, при личном приеме одного контролируемого лица и его представителя не должно превышать 15 минут.
49. В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Комитета письменного разъяснения, подписанного председателем Комитета.
50. Комитет не предоставляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по вопросам устного консультирования.
51. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
52. При осуществлении консультирования должностные лица Комитета обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ.
53. Комитет осуществляет учет проведенных консультаций путем ведения журнала учета консультаций по форме, установленной приказом Комитета.
54. Профилактический визит проводится должностным лицом Комитета в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
55. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
56. В ходе профилактического визита должностным лицом Комитета может осуществляться консультирование контролируемого лица, в том числе в порядке, установленном пунктами 44 - 52 настоящего Положения, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
57. Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, подлежащей контролю, не позднее одного года с момента начала такой деятельности.
58. Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать один рабочий день.
59. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
60. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Комитет не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
61. При профилактическом визите контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
62. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Комитета незамедлительно направляет информацию об этом председателю (первому заместителю председателя) Комитета для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление контроля
63. При осуществлении контроля Комитетом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
2) без взаимодействия с контролируемым лицом:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
64. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
65. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
66. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
67. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
68. Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
69. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
70. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры в случаях, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
71. Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
72. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
73. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
74. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры в случаях, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
75. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
76. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
77. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
78. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Комитетом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Комитет, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Комитетом о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Комитет.
79. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
80. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
81. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
82. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
83. Срок проведения выездной проверки не превышает десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не превышает пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
84. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
85. Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры в случаях, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
86. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
87. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Комитетом принимаются решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 3 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
88. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
89. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
90. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
91. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
92. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
93. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпункте 2 пункта 62 настоящего Положения, проводятся на плановой и внеплановой основе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункт 2 в пункте 62 в настоящем Положении отсутствует
94. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Комитетом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, сформированного Комитетом и согласованного с органами прокуратуры.
95. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, указанным в части 1 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
96. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий могут при необходимости привлекаться специалисты, эксперты, экспертные организации в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
97. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Комитета, проводящими контрольное (надзорное) мероприятие, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио - и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
98. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами Комитета, проводящими контрольное (надзорное) мероприятие, самостоятельно.
99. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
100. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
101. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
102. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
103. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
104. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
105. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Комитет информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) наступления обстоятельств непреодолимой силы;
2) временная нетрудоспособность;
3) нахождение в служебной командировке или отпуске;
5) наличие обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
106. При поступлении в Комитет обращения контролируемого лица о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Комитетом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного обращения.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
107. По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
108. Акт оформляется на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления не установлен Правительством Российской Федерации. К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы.
109. В случае если по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения.
110. В случае если контрольное (надзорное) мероприятие было согласовано органами прокуратуры, акт направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
111. Ознакомление контролируемого лица с актом осуществляется в соответствии со статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
112. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания акта контролируемым лицом или его представителем в акте делается соответствующая отметка.
113. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо Комитета вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
114. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Комитет осуществляет мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Досудебное обжалование решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц Комитета
115. Правом на обжалование решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц Комитета обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения и совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
116. Досудебное обжалование решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц Комитета осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктами 117 - 135 настоящего Положения.
117. Жалоба на решения Комитета, действия (бездействие) должностных лиц Комитета подается контролируемым лицом в Комитет в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг). При подаче жалобы гражданином - индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
118. Жалоба должна содержать сведения, указанные в части 1 статьи 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
119. Жалоба рассматривается председателем Комитета либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
120. Жалоба подается в сроки, установленные частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
121. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Комитетом.
122. Лицо, подавшее жалобу, до принятия в отношении жалобы решения может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
123. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета.
124. Комитет в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает одно из следующих решений:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета.
125. Информация о решении, указанном в пункте 124 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
126. Комитет принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы по основаниям, установленным частью 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
127. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3 - 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц Комитета.
128. Жалоба подлежит рассмотрению Комитетом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
129. При рассмотрении жалобы Комитет использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
130. Комитет вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса.
131. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Комитетом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
132. Неполучение от контролируемого лица дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
133. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, документы и информацию, которые находятся в распоряжении Комитета.
134. По итогам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Комитета полностью или частично;
3) отменяет решение Комитета полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
135. Принятое по итогам рассмотрения жалобы решение Комитета, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности Комитета по осуществлению контроля
136. Оценка результативности и эффективности деятельности Комитета по осуществлению контроля осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ на основе системы показателей результативности и эффективности контроля.
137. В систему показателей результативности и эффективности деятельности Комитета входят ключевые и индикативные показатели контроля, утверждаемые постановлением Правительства Псковской области.
Утвержден
постановлением
Правительства Псковской области
от 08.11.2022 N 254
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области
1. Выявление Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - Комитет) в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом фактов нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
2. Поступление в Комитет сведений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и других информационных ресурсов о фактах превышении нормативов качества окружающей среды.
3. Поступление в Комитет информации об аварийных выбросах (сбросах), повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду.
4. Отсутствие объекта хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
5. Получение информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в Комитет:
1) в ходе предоставления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
2) при предоставлении документов для получения государственных услуг;
3) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Утверждены
постановлением
Правительства Псковской области
от 08.11.2022 N 254
Ключевые показатели
регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области и их целевые значения
N п/п |
Наименование ключевого показателя |
Порядок расчета |
Целевое значение, процентов |
1 |
Доля объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области (далее - объекты контроля), на которых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности причинен ущерб компонентам окружающей среды |
Д = У/К 100%, где: Д - доля объектов контроля, на которых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности причинен ущерб компонентам окружающей среды; У - количество объектов контроля, на которых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности причинен ущерб компонентам окружающей среды; К - общее количество объектов контроля |
не более 15 |
2 |
Вред, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности в отношении валового регионального продукта Псковской области |
В = Вр/ВРП 100%, где: В - вред, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности в отношении валового регионального продукта Псковской области; Bp - вред, причиненный компонентам окружающей среды в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности на объектах контроля, за период, являющийся расчетным (млн руб.); ВРП - валовой региональный продукт Псковской области за период, являющийся расчетным (млн руб.) |
не более 0,01 |
Утверждены
постановлением
Правительства Псковской области
от 08.11.2022 N 254
Индикативные показатели
для регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Псковской области
1. Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период.
4. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
7. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
8. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
11. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период.
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
14. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
15. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период.
16. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период.
17. Количество жалоб, в отношении которых Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - Комитет) был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
18. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Комитета, либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Комитета недействительными, за отчетный период.
19. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
20. Количество исковых заявлений об оспаривании решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
21. Количество исковых заявлений об оспаривании решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Псковской области от 8 ноября 2022 г. N 254 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Псковской области"
Вступает в силу с 11 ноября 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 ноября 2022 г. N 6000202211100009, в сетевом издании "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru) 10 ноября 2022 г., в газете "Псковская правда" от 18 ноября 2022 г. N 45
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Псковской области от 19 сентября 2023 г. N 373
Изменения вступают в силу с 1 октября 2023 г.