Письмо Управления МНС по г. Москве от 8 августа 2002 г. N 28-11/36267
Вопрос: Следует ли бюджетной организации производить начисление ЕСН:
- на компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (выплата производится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110);
- на суммы возмещения расходов по оплате проездных билетов, используемых исключительно для выполнения служебных обязанностей (выплата производится врачам-педиатрам, участковому врачу и кассиру)?
Ответ: 1. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ и от 31.12.2001 N 198-ФЗ, объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для работодателей (налогоплательщиков-организаций) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями (налогоплательщиками) в пользу своих работников (физических лиц) по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 Кодекса установлены компенсационные выплаты, не подлежащие обложению ЕСН. К ним относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110.
В Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты ЕСН, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, понятие "законодательство Российской Федерации" ограничивается федеральными законами, к которым в отдельных случаях приравниваются постановления Верховного Совета Российской Федерации.
Следовательно, как не подтвержденные законодательным актом компенсационные выплаты сотрудникам по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста в 2001 году и январе 2002 года на основании п. 1 ст. 236 Кодекса облагались ЕСН.
С введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и на основании Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, с 1 февраля 2002 года налоговыми органами изменен методологический подход к налогообложению указанных выше компенсационных выплат.
На основании ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.
Из контекста статей 5 и 423 ТК РФ следует, что выплаты компенсаций, регулируемые федеральными законами, при отсутствии таковых могут регламентироваться нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации вплоть до введения в действие федеральных законов.
Таким образом, компенсационные выплаты сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с 1 февраля 2002 года не облагаются ЕСН.
2. В 2001 году при определении налоговой базы согласно абз. 2 п. 1 ст. 237 Кодекса учитывались любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), начисленные работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 Кодекса предусмотрено, что не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов не предусмотрена оплата проездных билетов для сотрудников бюджетных организаций, работа которых носит разъездной характер. Поэтому в 2001 году на основании п. 4 ст. 237 Кодекса стоимость проездных билетов как "материальная выгода", полученная работником за счет средств работодателя, облагалась ЕСН.
В 2002 году МНС России включило в законодательную базу, используемую при обложении ЕСН выплат сотрудникам бюджетных организаций, постановление Совета Министров РСФСР от 04.05.63 (с изменениями от 13.09.88) N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями и учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте".
На основе названного выше постановления руководитель бюджетной организации вправе издать нормативный акт, определяющий перечень должностей работников, не обеспеченных специальным транспортом для выполнения служебных обязанностей, работа которых носит разъездной характер.
Стоимость проездных билетов, приобретаемых на основании приказа руководителя таким работникам для проезда на городском транспорте, в 2002 году не должна облагаться ЕСН в соответствии со ст. 238 Кодекса.
Заместитель руководителя |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 8 августа 2002 г. N 28-11/36267
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 18, 2002 г.