Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Правительства
Белгородской области
от 07 ноября 2022 г. N 653-пп
Порядок
проведения оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Белгородской области (далее - Порядок), разработан в соответствии с федеральными законами от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", законом Белгородской области от 25 апреля 2022 года N 180 "Об обязательных требованиях, устанавливаемых в Белгородской области", в целях обеспечения единого подхода при проведении оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Белгородской области, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
1.2. Порядок применяется исполнительными органами Белгородской области уполномоченными на осуществление контрольной (надзорной) деятельности (далее - уполномоченные органы области), на которые возложены полномочия по установлению обязательных требований в соответствии с действующим законодательством, при разработке нормативных правовых актов Белгородской области, устанавливающих обязательные требования, а также при оценке применения обязательных требований.
1.3. Порядок устанавливает цель оценки применения обязательных требований, процедуру организации и проведения оценки применения обязательных требований, в том числе подготовки проекта доклада по результатам оценки применения обязательных требований и его рассмотрения на заседании рабочей группы, созданной уполномоченным органом области (далее - рабочая группа).
2. Цель, процедура организации и проведения оценки применения обязательных требований
2.1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
2.2. Оценка применения обязательных требований проводится ежегодно уполномоченным органом области в соответствии с разрабатываемым им перечнем нормативных правовых актов Белгородской области, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - Перечень).
2.3. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
2.3.1. Формирование проекта Перечня, его публичное обсуждение на официальном сайте уполномоченного органа области, доработка проекта Перечня с учетом результатов его публичного обсуждения (при необходимости), утверждение Перечня руководителем уполномоченного органа области и его официальное опубликование.
2.3.2. Подготовка проекта доклада по результатам оценки применения обязательных требований (далее - доклад), его публичное обсуждение на официальном сайте уполномоченного органа области, доработка доклада с учетом результатов его публичного обсуждения (при необходимости), подписание указанного доклада руководителем уполномоченного органа области.
2.3.3. Рассмотрение доклада на заседании рабочей группы (комиссии, иного рабочего органа) и принятие по каждому включенному в доклад нормативному правовому акту решения:
о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативного правового акта, его отдельных положений;
о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта.
2.3.4. Проведение уполномоченным органом области, подготовившим доклад, оценки фактического воздействия нормативного правового акта в случае принятия решения, предусмотренного пятым абзацем подпункта 2.3.3 пункта 2.3 раздела 2 Порядка.
2.3.5. Рассмотрение рабочей группой в случае принятия решения, предусмотренного пятым абзацем подпункта 2.3.3 пункта 2.3 раздела 2 Порядка, заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, подготовленного министерством экономического развития и промышленности Белгородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Белгородской области, и принятие решения, указанного во втором, третьем или четвертом абзацах подпункта 2.3.3 пункта 2.3 раздела 2 Порядка.
2.3.6. Опубликование доклада на официальном сайте уполномоченного органа области.
3. Формирование проекта Перечня
3.1. Формирование проекта Перечня осуществляется уполномоченным органом области по типовой форме согласно приложению N 1 к Порядку в отношении всех нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (далее - нормативные правовые акты).
В случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, разработанным совместно несколькими уполномоченными органами области, подготовка Перечня осуществляется одним из органов по согласованию с соответствующими уполномоченными органами области.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от четырех до шести лет, включаются в проект Перечня на очередной год, но не ранее, чем за три года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от трех до четырех лет, включаются в проект Перечня на очередной год, но не ранее, чем за два года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет менее трех лет, включаются в проект Перечня на очередной год, но не ранее, чем за один год до окончания срока их действия.
3.2. Для проведения публичного обсуждения проекта Перечня уполномоченный орган области размещает на своем официальном сайте в сети Интернет (далее - официальный сайт) проект Перечня с одновременным извещением контролируемых лиц, заинтересованных исполнительных органов Белгородской области (в случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, разработанным совместно несколькими уполномоченными органами области).
Проект Перечня размещается не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований.
3.3. Срок публичного обсуждения проекта Перечня не может составлять менее 20 (двадцати) рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.4. Уполномоченный орган области:
- рассматривает все предложения, поступившие в ходе публичного обсуждения проекта Перечня, составляет свод предложений по проекту Перечня с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения;
- в случае возникновения в ходе публичного обсуждения проекта Перечня спорных вопросов проводит совещания и иные мероприятия с участием контролируемых лиц, заинтересованных исполнительных органов Белгородской области;
- дорабатывает (при необходимости) проект Перечня с учетом результатов его публичного обсуждения.
3.5. Перечень утверждается руководителем уполномоченного органа области и не позднее 1 декабря года, предшествующего году подготовки уполномоченным органом области доклада, подлежит опубликованию на официальном сайте.
4. Подготовка и согласование доклада
4.1. Уполномоченный орган области проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 2.1 раздела 2 Порядка, и готовит проект доклада, содержащий информацию по каждому нормативному правовому акту, включенному в Перечень, по типовой форме согласно приложению N 2 к Порядку.
4.2. Источниками информации для подготовки доклада являются:
- результаты мониторинга применения обязательных требований в установленной сфере деятельности, проводимого уполномоченным органом;
- результаты анализа осуществления контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности;
- результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
- обращения, предложения и замечания контролируемых лиц, поступивших в том числе в рамках публичного обсуждения Перечня;
- позиции исполнительных органов Белгородской области, также полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
- иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа области, позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
4.3. Доклад по результатам оценки применения обязательных требований должен включать:
1) общую характеристику системы оцениваемых обязательных требований:
- перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований;
- период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений;
- общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлены обязательные требования;
- нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
- цели введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта (снижение (устранение) риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков);
2) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта:
- соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
- сведения о достижении целей установления обязательных требований;
- сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере деятельности, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
- количество и анализ содержания поступивших в уполномоченный орган области обращений контролируемых лиц, связанных с применением обязательных требований;
- количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснений обязательных требований;
- иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления;
3) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту:
- о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
- о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
- о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативного правового акта, его отдельных положений;
- о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта.
4.4. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
- несоответствие системы обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям национальных проектов и государственных программ Российской Федерации;
- невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов контролируемых лиц на их исполнение;
- недостижение обязательными требованиями целей их введения;
- наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
- наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
- наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
- наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
4.5. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости отмены (признании утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
- наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном нормативном правовом акте;
- отсутствие у уполномоченного органа области, предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации, полномочий по установлению соответствующих обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
4.6. Вывод о необходимости проведения оценки фактического воздействия формулируется при выявлении одного или нескольких случаев:
- несоответствие обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, иным федеральным и региональным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и (или) целям и положениям государственных программ Российской Федерации и национальных проектов Российской Федерации;
- недостижение обязательными требованиями целей их введения;
- невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая также при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов контролируемых лиц на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
- наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
- наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
- наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
- наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
4.7. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган области не позднее 1 марта года, следующего за годом подготовки уполномоченным органом области Перечня, размещает проект доклада на официальном сайте с одновременным извещением контролируемых лиц, заинтересованных исполнительных органов Белгородской области (в случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, разработанным совместно несколькими уполномоченными органами области).
4.8. Срок публичного обсуждения доклада составляет не менее 20 (двадцати) рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
4.9. Уполномоченный орган области рассматривает замечания и предложения, поступившие в ходе проведения публичного обсуждения проекта доклада, составляет свод замечаний и предложений с указанием сведений об их учете и (или) о мотивированных причинах отклонения. Свод замечаний и предложений подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа области и приобщается к проекту доклада.
4.10. Уполномоченный орган области дорабатывает (при необходимости) проект доклада с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения проекта доклада. Доклад подписывается руководителем уполномоченного органа области.
4.11. Уполномоченный орган области направляет доклад до 1 июня года, в котором проводится оценка применения обязательных требований, рабочей группе для рассмотрения доклада с одновременным размещением доклада на официальном сайте.
5. Рассмотрение рабочей группой и принятие решения
5.1. Рассмотрение доклада и принятие решений по результатам его рассмотрения осуществляется рабочей группой, в полномочия которой входит рассмотрение доклада и принятие по каждому включенному в доклад нормативному правовому акту решения.
Заседание рабочей группы для рассмотрения доклада должно быть организовано в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения доклада.
5.2. Рабочая группа принимает одно из решений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4.3 раздела 4 Порядка, относительно каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта.
5.3. В случае принятия рабочей группой решения, указанного в третьем или четвертом абзаце подпункта 3 пункта 4.3 раздела 4 Порядка, исполнение решения осуществляется уполномоченным органом области путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт или признания такого акта утратившим силу в порядке, предусмотренном законодательством Белгородской области, с одновременным опубликованием доклада на официальном сайте.
5.4. В случае принятия рабочей группой решения, указанного в пятом абзаце подпункта 3 пункта 4.3 раздела 4 Порядка, исполнение решения осуществляется уполномоченным органом области путем проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области.
5.5. Заключение об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, подготовленное министерством экономического развития и промышленности Белгородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Белгородской области, рассматривается на заседании рабочей группы. По результатам рассмотрения рабочая группа принимает одно из решений, указанных во втором, третьем или четвертом абзацах подпункта 2.3.3 пункта 2.3 раздела 2 Порядка.
5.6. Доклад публикуется на официальном сайте уполномоченного органа области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.