Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Бежаницкого района
от 31.10.2022 г. N 601
"Утверждена
постановлением Администрации
Бежаницкого района
от 09.08.2021 г. N 536
Муниципальная программа
"Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район"
Паспорт муниципальной программы
I. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальных программ
Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации.
Основным принципом формирования комфортной городской среды является комплексный подход при создании эффективной системы благоустройства, в том числе за счет реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и муниципальных территорий общего пользования в населенных пунктах с численностью населения более 1000 человек.
При разработке программы учитывались требования, указанные в положении о порядке предоставления и расходования субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Положение), приведенном в приложении N 2 к подпрограмме "Благоустройство дворовых и общественных территорий" Государственной программы Псковской области "Формирование современной городской среды", утвержденной, а также методические рекомендации по подготовке государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2019 г. N 162/пр.
Программа определяет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение единых подходов и приоритетов формирования комфортной и современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район".
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Одним из основных направлений деятельности Администрации Бежаницкого района является обеспечение устойчивого развития территории района, которое предполагает совершенствование проживания жителей района путем создания современной и эстетичной территории жизнедеятельности, с развитой инфраструктурой, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, формирование здоровой среды обитания, снижение рисков гибели и травматизма граждан от неестественных причин, обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения.
Уровень благоустройства определяет комфортность проживания граждан и является одной из проблем, требующих каждодневного внимания и эффективного решения, которое включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Важнейшей задачей является формирование и обеспечение среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе благоустройство и надлежащее содержание дворовых и общественных территорий, выполнение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по устойчивому развитию территорий, обеспечивающих при осуществлении градостроительной деятельности безопасные и благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Дворовая территория - совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства таких территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие подъезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам. Под наиболее посещаемыми муниципальными общественными территориями подразумеваются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, зоны отдыха, территории памятников истории и культуры.
В настоящее время на дворовых территориях имеется ряд недостатков: значительная часть асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов имеет высокую степень износа, так как срок службы дорожных покрытий с момента застройки многоквартирными домами, зонами массового пребывания населения истек, отсутствуют оборудованные парковки, недостаточное освещение. Существуют территории, требующие комплексного благоустройства, включающего в себя ремонт и замену детского оборудования, установку элементов малых архитектурных форм, устройство пешеходных дорожек.
Во многих дворах отмечается недостаточное количество стоянок для личного транспорта, в других они отсутствуют. Это приводит к самовольному хаотичному размещению автомобильного транспорта на газонах.
Дворовые территории многоквартирных домов и проезды к дворовым территориям являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния дворовых территорий и проездов во многом зависит качество жизни населения.
Без благоустройства дворов благоустройство населенных пунктов не может носить комплексный характер и эффективно влиять на повышение качества жизни населения.
Поэтому необходимо продолжать целенаправленную работу по благоустройству дворовых территорий.
Общественные территории также не отвечают современным требованиям и требуют комплексного подхода к благоустройству, включающего в себя: ремонт тротуаров, установку скамеек и урн, обеспечение освещения и озеленения, оборудование автомобильных парковок.
На состояние объектов благоустройства сказывается влияние факторов, воздействие которых заставляет регулярно проводить мероприятия по сохранению и направлению на поддержание уровня комфортности проживания. Кроме природных факторов, износу способствует увеличение интенсивности эксплуатационного воздействия.
К решению проблем благоустройства дворовых территорий и наиболее посещаемых территорий общего пользования (общественных) необходим программно-целевой подход, так как без комплексной системы благоустройства поселения невозможно добиться каких-либо значимых результатов в обеспечении комфортных условий для деятельности и отдыха жителей.
Все проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов. Для их решения требуется участие не только органов местного самоуправления, но и государственных органов, а так же организаций различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории поселений.
Применение программного метода позволит поэтапно осуществлять комплексное благоустройство дворовых территории и территорий общего пользования с учетом мнения граждан, а именно:
- повысит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);
- запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами;
- запустит механизм трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;
- сформирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий по благоустройству на территории муниципального образования "Бежаницкий район".
Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятий по благоустройству, отвечающих современным требованиям, позволит создать современную городскую комфортную среду для проживания граждан и пребывания гостей, а также комфортное современное "общественное пространство".
III. Цель и задачи Программы, показатели цели и задач Программы, сроки реализации Программы
Целью Программы является повышение уровня благоустройства нуждающихся территорий муниципального образования "Бежаницкий район.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:
1. Реализация мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципального образования.
Для решения задачи необходимо осуществить:
- организацию мероприятий по благоустройству нуждающихся в благоустройстве территорий общего пользования муниципального образования "Бежаницкий район", в том числе социально значимых объектов;
- организацию мероприятий по благоустройству нуждающихся в благоустройстве дворовых территорий многоквартирных домов муниципального образования "Бежаницкий район";
- повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству нуждающихся в благоустройстве территорий общего пользования муниципального образования "Бежаницкий район", а также дворовых территорий многоквартирных домов.
- выявление актуальных направлений деятельности, обсуждение инициатив через проведение электронных опросов граждан муниципального района;
- размещение в открытом доступе для граждан муниципального образования актуальной информации о ходе и результатах мероприятий, проводимых в рамках реализации программы формирования современной городской среды;
- обеспечение доступа к сети Интернет в местах массового пребывания граждан посредством wi-fi.
Для оценки степени достижения цели Программы планируется использовать следующие целевые индикаторы (показатели):
1. Количество благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов, ед.
2. Количество благоустроенных общественных территорий, ед.
Реализация Программы запланирована на 2022 - 2025 годы.
Перечень основных мероприятий с указанием целевых показателей основных мероприятий приведены в таблице 2 Приложения 6 к программе.
Перечень мероприятий с указанием показателей приведены в таблице 6 Приложения 6 к программе.
IV. Перечень и краткое описание подпрограмм
1. Подпрограмма муниципальной Программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования".
Цель подпрограммы - реализация мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципального образования.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Бежаницкий район" на текущий финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования программы на 2022 - 2025 годы составит 15187,3 тыс. руб., в том числе:
На 2022 - 10003,5 тыс. рублей;
На 2023 - 2455,5 тыс. рублей;
На 2024 - 2728,3 тыс. рублей;
На 2025 - 0,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счёт средств бюджета муниципального образования представлено в таблице 3 Приложения 6 к Программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счёт всех источников финансирования представлена в таблице 4 Приложения 6 к Программе.
VI. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
К рискам реализации Программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью к решению задач, поставленных Программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении (неактуальность прогнозирования и несвоевременность разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы, недостаточная адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций экономического развития и организационных изменений органов власти).
2. Финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме (дефицит средств бюджета Бежаницкого района, необходимых на реализацию основных мероприятий Программы).
3. Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения (резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса).
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы выступают следующие:
- мониторинг,
- открытость и подотчетность,
- экспертно-аналитическое сопровождение,
- информационное сопровождение и общественные коммуникации.
Мониторинг.
В рамках мониторинга достижение конкретных целей и решение задач Программы отслеживается с использованием системы количественных показателей и качественного анализа. Обратная связь об уровне достижения контрольных значений индикаторов, а также о качественных характеристиках происходящих изменений позволяет своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий.
Элементами мониторинга являются:
а) регулярные социологические исследования общественного мнения, ориентированные на все заинтересованные целевые группы;
б) исследования качества проведения работ по благоустройству;
в) интернет - опросы.
Открытость и подотчетность.
Управление программой будет осуществляться на основе принципов открытости, общественного характера управления. На официальном сайте будет предоставляться полная и достоверная информация о реализации и оценке эффективности Программы, в т.ч. будут размещаться ежегодные публичные отчеты исполнителей для общественности.
Экспертно-аналитическое сопровождение.
Будет реализован комплекс работ по экспертно-аналитическому сопровождению Программы (исследования, экспертизы, аудит), что позволит обеспечить обоснованность реализуемых финансово-экономических, организационно-управленческих и образовательных моделей, а также получить объективную информацию о результатах и эффектах их внедрения. Эти исследования будут включать регулярный сравнительный анализ общих показателей благоустройства территорий муниципального образования, анализ кадрового состава.
Информационное сопровождение и общественные коммуникации
В период запуска и в ходе реализации Программы будет проводиться информационно-разъяснительная работа с населением муниципального образования, направленная на обеспечение благоприятной общественной атмосферы по отношению к планируемым/проводимым действиям по реализации Программы.
В данной работе будет использован широкий спектр каналов и форм коммуникации с общественностью, учитывающий особенности и возможности различных целевых групп, в том числе возможности интернет - пространства и СМИ.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
Социально-экономическими эффектами от реализации Программы к 2025 году станут:
1. Количество благоустроенных дворовых территорий и общественных территорий многоквартирных домов - 5 ед.
Ожидаемые результаты реализации программы и подпрограмм представлены в таблице 1 Приложения 6 к Программе.
VIII. Условия предоставления субсидий для реализации программы
Для благоустройства дворовых территорий Программа предусматривает реализацию следующих условий:
1. Включение в Программу адресного перечня дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству. Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в муниципальном образовании "Бежаницкий район", утверждается в соответствии с приложением 1 к Программе.
Включение дворовой территории в Программу без решения заинтересованных лиц не допускается.
2. Выбор работ по благоустройству дворовых территорий осуществляется из перечня минимального и дополнительного видов работ.
Перечь видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий утверждается в соответствии с Приложением 3 к Программе.
Для выполнения работ из Перечня предусмотрено участие собственников помещений в многоквартирных домах в следующей форме:
- финансовое и (или) трудовое.
Финансовое и (или) трудовое участие собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории многоквартирных домов, подлежащей благоустройству, в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в рамках минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, не предусмотрено.
Трудовое участие собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории многоквартирных домов, подлежащей благоустройству, в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в рамках дополнительного перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, выражается в следующей форме:
1) выполнение неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации (подготовка объектов (дворовой территории многоквартирных домов) к началу работ, земляные работы, снятие старого оборудования, уборка мусора, покраска оборудования, озеленение территории, посадка деревьев, охрана объекта и другие работы);
2) предоставление строительных материалов, техники;
3) обеспечение благоприятных условий для работы подрядной организации, выполняющей работы, и для ее сотрудников.
3. Финансовое участие собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в границах дворовой территории многоквартирных домов, подлежащей благоустройству в рамках дополнительного перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, выражается в следующей форме:
- собственники помещений в многоквартирных домах в случае выбора видов работ из дополнительного перечня работ должны принять решение о финансовом участии собственников помещений в многоквартирных домах в размере не менее 20% от стоимости работ по дополнительному перечню (детские площадки, парковки и т.д.) для дворовых территорий. Такое условие распространяется на дворовые территории, включенные в муниципальную программу после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2019 г. N 106 "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
4. Право муниципального образования исключать из адресного перечня дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Программы, территории, расположенные вблизи многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией, созданной при Администрации Псковской области в порядке, установленном такой комиссией.
5. Право муниципального образования исключать из адресного перечня дворовых территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Программы, дворовые территории, собственники помещений многоквартирных домов которых приняли решение об отказе от благоустройства дворовой территории в рамках реализации соответствующей Программы или не приняли решения о благоустройстве дворовой территории в сроки, установленные соответствующей Программой. При этом исключение дворовой территории из перечня дворовых территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Программы, возможно только при условии одобрения соответствующего решения общественной муниципальной комиссии по рассмотрению и оценке предложений (замечаний), поступивших в рамках общественного обсуждения проекта подпрограммы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район", созданной в соответствии с Положением о порядке предоставления и расходования субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 31 августа 2017 г. N 357 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Формирование современной городской среды.
6. Условие о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 апреля года предоставления субсидии - для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, за исключением:
- случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования;
- случаев проведения повторного конкурса или новой закупки, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок проведения конкурсных процедур;
- случаев заключения таких соглашений в пределах экономии средств при расходовании субсидии в целях реализации муниципальной программы, в том числе мероприятий по цифровизации городского хозяйства, включенных в муниципальную программу, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок до 15 декабря года предоставления субсидии.
7. Решение собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
8. Реализация мероприятий по проведению работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, работы по благоустройству дворовых территорий, которые финансируются на средства субсидии.
9. Подготовка и утверждение с учетом обсуждения с представителями заинтересованных лиц дизайн - проекта благоустройства дворовых территорий не позднее 01 августа года, предшествующего году реализации мероприятий по благоустройству.
Порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждение дизайн - проекта благоустройства дворовых территорий, включенных в муниципальную программу, подлежащих благоустройству в 2022 - 2025 годах, утверждается в соответствии с приложением 4 к Программе.
Для благоустройства общественных территорий Программа предусматривает реализацию следующих условий:
1. Включение в Программу адресного перечня всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния общественной территории) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Адресный перечень территорий общего пользования, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в муниципальном образовании "Бежаницкий район", утверждается в соответствии с приложением 2 к Программе.
Включение общественной территории в Программу без решения заинтересованных лиц не допускается.
2. Выбор работ по благоустройству общественных территорий осуществляется из Перечня видов работ.
Перечь видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий утверждается в соответствии с Приложением 3 к Программе.
3. Условие о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 апреля года предоставления субсидии - для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, за исключением:
- случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования;
- случаев проведения повторного конкурса или новой закупки, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок проведения конкурсных процедур;
- случаев заключения таких соглашений в пределах экономии средств при расходовании субсидии в целях реализации муниципальных программ, в том числе мероприятий по цифровизации городского хозяйства, включенных в муниципальную программу, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок до 15 декабря года предоставления субсидии.
4. Подготовка и утверждение с учетом обсуждения с представителями заинтересованных лиц дизайн - проекта благоустройства общественных территорий не позднее 01 августа года реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий.
Актуализация Программы проводится в случаях изменения законодательства, по результатам проведения голосования по отбору общественных территорий и продления срока действия программы на срок реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Проведение общественных обсуждений Программы, в том числе при внесении изменений в программу, срок общественного обсуждения составляет не менее 30 дней со дня опубликования документов, выносимых на общественное обсуждение. Утвердить Программу необходимо до 31 марта года реализации мероприятий по благоустройству территорий.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется общественной муниципальной комиссией по рассмотрению и оценке предложений (замечаний), поступивших в рамках общественного обсуждения проекта подпрограммы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район", созданной в соответствии с Положением о порядке предоставления и расходования субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 31 августа 2017 г. N 357 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Формирование современной городской среды. Отбор предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории, общественной территории в Программу проводится ежегодно, в соответствии с установленным порядком. Информация о проведении отбора предложений (заявок) размещается на официальном сайте Администрации Бежаницкого района в сети "Интернет".
Условием реализации Программы является проведение строительного контроля на всех объектах, благоустраиваемых за счет средств субсидии. Строительный контроль может быть обеспечен силами Государственного казенного учреждения Псковской области "Управление капитального строительства" в соответствии с соглашением, заключаемым местной администрацией муниципального образования с Государственным казенным учреждением Псковской области "Управление капитального строительства".
На все результаты выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии устанавливается минимальный 3-летний гарантийный срок.
Мероприятия по благоустройству должны проводиться с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В выполнении работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий могут принимать участие студенческие строительные отряды.
Адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее последнего года реализации регионального проекта за счет средств указанных лиц, утверждается в соответствии с приложением 5 к Программе.
Благоустройство территорий может сопровождаться в виде синхронизации по реализации мероприятий в рамках муниципальной программы с реализуемыми в муниципальном образовании мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации городского хозяйства, а также мероприятиями в рамках национальных проектов "Демография", "Образование", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в соответствии с перечнем таких мероприятий и методическими рекомендациями по синхронизации мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ.
Паспорт
подпрограммы муниципальной программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Анализ сферы благоустройства в городском поселении "Бежаницы" показал, что в последние годы проводилась целенаправленная работа по благоустройству дворовых территории и территорий общего пользования. На территории муниципального образования "Бежаницы" находится 74 многоквартирных жилых дома и 10 территорий общего пользования, из которых 38 домов и 8 территорий общего пользования являются благоустроенными.
В вопросах благоустройства муниципального образования "Бежаницы" имеется ряд проблем: низкий уровень комплексного благоустройства дворовых территорий, низкий уровень экономической привлекательности территорий общего пользования из-за наличия инфраструктурных проблем.
В городском поселении "Бежаницы" имеются территории общего пользования (парки, площади, улицы, тротуары, скверы и т.д.) и дворовые территории, благоустройство которых не отвечает современным требованиям и требует комплексного подхода к благоустройству. Под дворовыми территориями многоквартирных домов понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства таких территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие подъезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам. Под наиболее посещаемыми муниципальными общественными территориями подразумеваются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, зоны отдыха, территории памятников истории и культуры.
Создание благоприятных условий среды обитания, повышение комфортности проживания и отдыха населения муниципального образования "Бежаницкий район", обеспечение более эффективной эксплуатации жилых домов, а также общественных территорий, улучшение условий для отдыха и занятий спортом, обеспечение физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий и наиболее посещаемых мест общественного пользования для инвалидов и других маломобильных групп населения возможно решить в рамках реализации подпрограммы.
Реализация данной подпрограммы направлена на благоустройство:
- дворовых территорий многоквартирных домов;
- общественных территорий.
Сегодня важно уделить внимание такой проблеме как благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, общественных территорий района. Актуальность проблем благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов на территории района определяют такие условия как:
- отсутствие или частичное наружное освещение дворовых территорий,
- неудовлетворительное состояние проездов и пешеходных дорожек вдоль домов,
- недостаточное количество мест стоянки автомобилей.
- частичное или полное отсутствие во дворах игровых комплексов для отдыха детей.
Актуальность проблем благоустройства общественных территорий на территории района определяют такие условия как:
- отсутствие благоустроенной инфраструктуры в местах массового отдыха людей (необходимо установка элементов малых архитектурных форм: скамейки, урны и т.д.)
- неудовлетворительное состояние тротуаров и пешеходных дорожек.
- отсутствие или недостаточное освещение общественных территорий.
- отсутствие благоустроенной пространственной доступности общественных территорий для безопасного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения.
Проблемы восстановления и ремонта асфальтового покрытия дворов, озеленения, освещения дворовых территорий, ремонта (устройства) дождевой канализации на сегодня не решены в полном объеме в связи с недостаточным финансированием отрасли.
Надлежащее состояние придомовых территорий является важным фактором при формировании благоприятной экологической и эстетической городской среды.
К благоустройству дворовых и общественных территорий необходим последовательный комплексный подход, рассчитанный на среднесрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям.
Реализация программы позволит повысить комфортность проживания населения города, обеспечить более эффективную эксплуатацию жилых домов, улучшить условия для отдыха и занятий спортом, обеспечить физическую, пространственную и информационную доступность зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
II. Цель и задачи подпрограммы, показатели цели и задач подпрограммы сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является реализация мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципального образования повышение уровня благоустройства дворовых территорий и территорий общего пользования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующую задачу:
Обеспечение благоустройства дворовых территорий и территорий общего пользования.
Для оценки степени достижения цели подпрограммы планируется использовать следующие целевые индикаторы:
- количество благоустроенных общественных территорий, ед.
- количество благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов, ед.
Реализация подпрограммы запланирована на 2022 - 2025 годы. Деление периода реализации подпрограммы на этапы не предусмотрено.
III. Перечень и краткое описание основных мероприятий
В рамках подпрограммы планируется реализация следующего основного мероприятия - Федеральный проект "Формирование современной городской среды".
Цель основного мероприятия - обеспечение благоустройства дворовых территорий и территорий общего пользования.
Сроки реализации - 2022 - 2025 гг.
В рамках данного основного мероприятия будут реализованы следующие мероприятия:
- Расходы на формирование современной городской среды.
Перечень мероприятий рассматриваемого основного мероприятия может быть пересмотрен в соответствии с изменениями федерального законодательства, текущей экономической ситуацией.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием целевых показателей основных мероприятий приведены в таблице 2 Приложения 6 к Программе.
Перечень мероприятий подпрограммы с указанием показателей мероприятий приведены в таблице 5 Приложения 6 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета Бежаницкого района на соответствующий финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2022 - 2025 годы составит 15187,3 тыс. руб., в том числе:
На 2022 год - 10003,5 тыс. руб.;
На 2023 год - 2455,5 тыс. руб.;
На 2024 год - 2728,3 тыс. руб.;
На 2025 год - 0,0 тыс. рублей.
V. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Конечным результатом реализации подпрограммы будет являться:
- количество благоустроенных общественных территорий - 4 ед.;
- количество благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов - 1 ед.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Формирование современной городской среды
на территории муниципального образования
"Бежаницкий район"
Адресный перечень
дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в муниципальном образовании "Бежаницкий район"
Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству | |
N п/п |
Адрес дворовой территории многоквартирного дома |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
... |
|
Приложение 2
к муниципальной программе
"Формирование современной городской среды
на территории муниципального образования
"Бежаницкий район"
Адресный перечень
общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в муниципальном образовании "Бежаницкий район"
I. Адресный перечень общественных территорий, благоустроенных в 2022 году | |
N п/п |
Адрес общественной территории |
1 |
Площадь Энергетиков, р.п. Бежаницы |
2 |
|
... |
|
II. Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2023 году | |
N п/п |
Адрес общественной территории |
1 |
р.п. Бежаницы, ул. Л. Михеенко, д. 19, Сад Памяти |
2 |
|
... |
|
Приложение 3
к муниципальной программе
"Формирование современной городской среды
на территории муниципального образования
"Бежаницкий район"
Перечень
видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий
I. Перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов
1. Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов:
1) благоустройство дворовых проездов (устройство нового или ремонт старого покрытия, установка бокового камня);
2) обеспечение освещения дворовых территорий многоквартирных домов;
3) поставка и (или) установка скамеек, мусорных урн;
4) устройство новых и ремонт существующих асфальтированных тротуаров и тротуаров из тротуарной плитки;
5) оборудование автомобильных парковок;
6) замена люков и регулирование крышек колодцев;
7) устройство открытых водоотводных систем дворовых проездов;
8) озеленение дворовых территорий;
9) установка ограждений вдоль проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;
10) установка информационных щитов.
2. Дополнительный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов:
1) оборудование детских площадок;
2) оборудование спортивных площадок;
3) установка декоративных малых архитектурных форм;
4) установка беседок;
5) разработка проектно-сметной документации (включая изыскательские работы и предпроектные обследования территории);
6) иные виды работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (установка системы видеонаблюдения; установка водоотводного коллектора из железобетонных труб; замена водопропускной трубы; устройство и ремонт ливневой канализации, дренажной системы; устройство ограждения земельного участка многоквартирного дома).
II. Перечень видов работ по благоустройству общественных территорий
1. Перечень видов работ по благоустройству общественных территорий
1) Установка скамеек.
2) Установка мусорных урн.
3) Обеспечение уличного освещения (установка уличных фонарей).
4) Устройство новых и ремонт существующих асфальтированных тротуаров и тротуаров из тротуарной плитки.
5) Установка, ремонт и реконструкция ограждений.
6) Установка автобусных остановок.
7) Озеленение общественных территорий (высаживание деревьев и кустарников, разбивка клумб, создание газонов).
8) Установка указателей с указанием названий улиц.
9) Установка информационных щитов.
10) Установка декоративных малых архитектурных форм.
11) Разработка проектно-сметной документации (включая изыскательские работы и предпроектные обследования территории).
12) Иные виды работ по благоустройству общественных территорий (установка системы видеонаблюдения; установка водоотводного коллектора из железобетонных труб; замена люков и регулирование крышек колодцев; замена водопропускной трубы; устройство и ремонт ливневой канализации, дренажной системы; оборудование парковок; оборудование детских площадок; оборудование спортивных площадок; устройство велосипедных дорожек и велосипедных парковок; устройство нового или ремонт существующего покрытия; установка бортового камня; установка новых и ремонт существующих памятников, памятных знаков и благоустройство территории вокруг них; работы по устройству зон отдыха у воды (пляжи, набережные, родники); устройство ступеней, лестниц на перепадах рельефа; устройство фонтанов, обустройство площадок для выгула домашних животных); устройство нового или ремонт действующего общественного туалета, устройство пирса, обеспечение архитектурной подсветки зданий, находящихся в границах или около границ общественной территории).
Приложение 4
к муниципальной программе
"Формирование современной городской среды
на территории муниципального образования
"Бежаницкий район"
Порядок
разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждение дизайн - проекта благоустройства дворовых территорий, включенных в муниципальную программу, подлежащих благоустройству
Дизайн-проект разрабатывается в отношении дворовых территорий, прошедших отбор, исходя из присвоенного порядкового номера в порядке возрастания в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований.
В случае совместной заявки заинтересованных лиц, проживающих в многоквартирных домах, имеющих общую придомовую территорию, дизайн - проект разрабатывается на общую придомовую территорию.
В дизайн - проект, включается текстовое и визуальное описание проекта благоустройства, в том числе концепция проекта и перечень (в том числе визуализированный) элементов благоустройства, предполагаемых к размещению на соответствующей территории.
Содержание дизайн - проекта зависит от вида и состава планируемых работ. Дизайн - проект может быть подготовлен в виде проектно-сметной документации или в упрощенном виде - изображение дворовой территории на топографической съемке в масштабе с отображением текстового и визуального описания проекта благоустройства дворовой территории и техническому оснащению площадок исходя из минимального и дополнительного перечней работ, с описанием работ и мероприятий, предлагаемых к выполнению, со сметным расчетом стоимости работ исходя из единичных расценок.
Разработка дизайн - проекта включает следующие стадии:
- осмотр дворовой территории, предлагаемой к благоустройству, совместно с представителем заинтересованных лиц;
- разработка дизайн - проекта;
- согласование дизайн - проекта благоустройства дворовой территории с представителем заинтересованных лиц;
- утверждение дизайн - проекта общественной комиссией.
Представитель заинтересованных лиц обязан рассмотреть представленный дизайн - проект в срок, не превышающий двух календарных дней с момента его получения и представить в Администрацию Бежаницкого района согласованный дизайн - проект или мотивированные замечания.
В случае не урегулирования замечаний, Администрация Бежаницкого района передает дизайн-проект с замечаниями представителя заинтересованных лиц общественной муниципальной комиссии для проведения обсуждения с участием представителя заинтересованных лиц и принятия решения по дизайн - проекту.
Дизайн - проект утверждается общественной комиссией, решение об утверждении оформляется в виде протокола заседания комиссии.
Приложение 5
к муниципальной программе
"Формирование современной городской среды
на территории муниципального образования
"Бежаницкий район"
Адресный перечень
объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее последнего года реализации регионального проекта за счет средств указанных лиц в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства территории
N |
Адрес объекта |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
... |
|
Приложение 6
к муниципальной программе
"Формирование современной городской среды
на территории муниципального образования
"Бежаницкий район"
Таблица 1
Сведения о составе
и значениях целевых показателей муниципальной программы Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район"
N |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значения целевых показателей |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Муниципальная программа Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район" | ||||||||
1. |
Количество благоустроенных общественных территорий и дворовых территорий многоквартирных домов |
ед. |
2 |
1 |
1 |
1 |
||
Подпрограмма 1 "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования" | ||||||||
1.1 |
Количество благоустроенных общественных территорий |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
1.2 |
Количество благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов |
ед. |
1 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2
Перечень основных мероприятий муниципальной программы Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район"
N п/п |
Наименование подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия |
Участник муниципальной программы, ответственный за реализацию основного мероприятия |
Целевые показатели основного мероприятия |
Значения целевых показателей основного мероприятия, единица измерения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Подпрограмма 1 "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования" |
|||
1.1. |
Основное мероприятие 1.1 Федеральный проект "Формирование современной городской среды" |
ФУ Администрации Бежаницкого района |
Количество благоустроенных за год общественных территорий и дворовых территорий многоквартирных домов - ед. |
2022 - 2 ед. 2023 - 1 ед. 2024 - 1 ед. 2025 - 1 ед. |
Таблица 3
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального образования Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район"
N |
Наименование программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители, участники, исполнители мероприятий |
Расходы (руб.), годы |
||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район" |
всего, в том числе: |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Администрация Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
||
ФУ Администрации Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
00,0 |
00,0 |
||
1. |
Подпрограмма 1 "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования" |
всего, в том числе: |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Администрация Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
||
ФУ Администрации Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
||
1.1. |
Основное мероприятие 1.1 "Федеральный проект "Формирование современной городской среды" |
Администрация Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
ФУ Администрации Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
||
1.1.1. |
Мероприятие 1.1.1 "Расходы на формирование современной городской среды" |
Администрация Бежаницкого района |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Таблица 4
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район"
N |
Наименование программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители, участники, исполнители мероприятий |
Источники финансирования |
Расходы (руб.), годы |
|||||
|
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Бежаницкий район" |
всего, в том числе: |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
|
|
Администрация Бежаницкого района |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
1 |
Подпрограмма 1 "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования" |
всего, в том числе: |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
|
|
Администрация Бежаницкого района |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
1.1 |
Основное мероприятие "Федеральный проект "Формирование современной городской среды" |
всего, в том числе: |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
|
|
Администрация Бежаницкого района |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
1.1.1 |
Мероприятие "Расходы на формирование современной городской среды" |
всего, в том числе: |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
|
|
Администрация Бежаницкого района |
всего |
|
10 003 514.0 |
2 455 493.0 |
2 728 327.0 |
0.0 |
15 187 334.0 |
федеральный бюджет |
|
9 903 478.9 |
2 430 938.1 |
2 701 043.0 |
0.0 |
15 035 460.0 |
|||
областной бюджет |
|
100 035.1 |
24 554.9 |
27 284.0 |
0.0 |
151 874.0 |
|||
местный бюджет |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
|||
иные источники |
|
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Таблица 5
Перечень мероприятий основных мероприятий муниципальной программы
N |
Наименование подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия, мероприятия |
Показатели |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. |
Подпрограмма 1 "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования" |
|||||||
1.1. |
Основное мероприятие Федеральный проект 1.1. "Формирование современной городской среды" |
|||||||
1.1.1. |
Расходы на формирование современной городской среды |
Доля обустроенных общественных и дворовых территорий от планируемых к обустройству общественных и дворовых территорий в год |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Бежаницкого района Псковской области от 31 октября 2022 г. N 601 "О внесении изменений в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.