Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации
муниципального образования
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
от 09.11.2022 N 1416
Основные направления
бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - город Нарьян-Мар) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 28.03.2013 N 530-р, и содержат цели, задачи и основные приоритетные направления бюджетной, налоговой и долговой политики.
Основные направления бюджетной и налоговой политики подготовлены в целях определения основных подходов к формированию проекта бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - городской бюджет) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
На формирование бюджетной, налоговой и долговой политики оказали влияние следующие факторы:
замедление темпов роста экономики в связи с изменением внутренних и внешнеполитических факторов;
ограниченность собственных финансовых ресурсов;
значительный объем расходных обязательств города, установленных федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами;
необходимость достижения целей и задач, определенных национальными проектами и Указами Президента Российской Федерации;
замещение коммерческих кредитов бюджетными при сохранении значительного объема муниципального долга.
II. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Бюджетная и налоговая политика города Нарьян-Мара на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов направлена на выполнение задач, определенных Стратегией социально-экономического развития города Нарьян-Мара до 2030 года, а также учитывает приоритеты, сформулированные Президентом Российской Федерации в указах и национальных проектах.
Основными целями бюджетной и налоговой политики города Нарьян-Мара в предстоящем бюджетном цикле являются обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета города, сохранение стабильной социально-экономической ситуации в городе, поддержание долговой нагрузки на бюджет города Нарьян-Мара на уровне, который позволяет оставаться муниципальному образованию "Городской округ "Город Нарьян-Мар" заемщиком с высоким уровнем долговой устойчивости.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
сохранение и развитие доходных источников городского бюджета;
формирование реалистичного прогноза поступления доходов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
обеспечение тесной взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
повышение качества и эффективности управления муниципальным долгом;
не наращивание объема муниципального долга;
повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов
Бюджетная и налоговая политика города Нарьян-Мара в части доходов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в существующих экономических условиях направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития города Нарьян-Мара, ориентирована на сохранение положительной динамики поступления доходов и укрепление доходного потенциала городского бюджета и предусматривает продолжение реализации мер, направленных на:
формирование реалистичного прогноза поступления доходов бюджета города, своевременную актуализацию методик прогнозирования поступления доходов, ведение реестра источников доходов городского бюджета в целях повышения качества планирования и эффективности администрирования доходов городского бюджета;
осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления в городской бюджет налогов и неналоговых платежей, проведение анализа состояния дебиторской задолженности, инвентаризацию просроченной задолженности, проведение претензионной работы с неплательщиками и работы по осуществлению мер принудительного взыскания задолженности;
координацию мер по повышению уровня собираемости платежей в бюджет города в целях обеспечения в полном объеме запланированных налоговых и неналоговых поступлений;
продолжение работы по поддержке предпринимательской и инвестиционной активности;
расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
содействие налоговым органам в рамках компетенции органов местного самоуправления в проведении мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность на территории города, к постановке на налоговый учет в целях исполнения обязанностей по уплате налогов в полном объеме;
осуществление межведомственного взаимодействия по вопросам своевременности и полноты перечисления в городской бюджет налоговых и неналоговых платежей, взыскания дебиторской задолженности по платежам в бюджет города, обеспечения своевременной выплаты заработной платы;
повышение эффективности использования и управления земельно-имущественным комплексом города посредством:
актуализации и уточнения сведений об объектах недвижимости в целях обеспечения наиболее достоверных результатов государственной кадастровой оценки.
В целях обеспечения наполняемости доходной части бюджета города Нарьян-Мара будут продолжены:
реализация Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нарьян-Мара;
взаимодействие с органами государственной власти в целях привлечения в бюджет города Нарьян-Мара федеральных и региональных межбюджетных трансфертов для решения вопросов местного значения.
Налоговая политика города Нарьян-Мара в предстоящем бюджетном цикле будет соответствовать приоритетам федеральной и региональной налоговой политики. Деятельность органов местного самоуправления в области предоставления налоговых льгот, как и на протяжении последних лет, будет нацелена на сохранение социальной направленности льгот. Решения по вопросам установления, продления (отмены действия) налоговых льгот будут приниматься в соответствии с действующим законодательством на основе анализа их эффективности.
Как и в предыдущем периоде, задачей проводимой налоговой политики муниципального образования будет являться формирование стабильных налоговых условий. В 2023-2025 годах не предполагается внесение значительных изменений в муниципальные правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы на территории муниципального образования "Город Нарьян-Мар". Повышение ставок по местным налогам не планируется.
При формировании доходной части городского бюджета учтены факторы, влияющие на объем поступлений в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.
Основной источник в структуре налоговых доходов городского бюджета - налог на доходы физических лиц спрогнозирован на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов с учетом закона Ненецкого автономного округа от 31.10.2013 N 91-оз "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа". Процент норматива сократится с 35,7% до 30% в связи с заменой 5,7% норматива отчислений от налога, взимаемого на территории города, дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности городского округа.
Акцизы на нефтепродукты на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов будут спрогнозированы на основании проекта закона, вносящего изменения в закон Ненецкого автономного округа от 31.10.2013 N 91-оз "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа", которым устанавливается дифференцированный норматив отчислений от акцизов на нефтепродукты в бюджет городского округа в размере 4,3%.
Налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, будут спрогнозированы в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 31.10.2013 N 91-оз "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа", в соответствии с которым с 2019 года единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, в бюджет городского округа установлен в размере 50,0% от налога, взимаемого на территории муниципального образования "Город Нарьян-Мар", а также в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 13.03.2015 N 55-ОЗ "Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения". Законом установлена налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной и патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, а также установлены пониженные налоговые ставки в зависимости от выбранного объекта налогообложения в размере 1 и 5 процентов для субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Ненецкого автономного округа.
В 2021 году на территории Ненецкого автономного округа проведена государственная кадастровая оценка земельных участков. С 1 января 2022 года новая кадастровая стоимость земельных участков будет являться базой для начисления платежей за землю (земельного налога, арендных платежей, выкупной стоимости). Исходя из результатов проведенной оценки можно предположить, что существует риск снижения доходов городского бюджета от землепользования.
Федеральным законом от 29.11.2021 N 379-ФЗ с 01.01.2023 установлен особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, позволяющего одним платежным поручением перечислить деньги на счет, с которого налоговая будет распределять их. Срок уплаты всех налогов и взносов установлен на один день - 25 число следующего месяца, в связи с чем существует риск нестабильности ежедневных кассовых поступлений доходов в городской бюджет.
IV. Основные направления бюджетной политики в области расходов
Первостепенной задачей бюджетной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов остается обеспечение сбалансированности городского бюджета.
Основными направлениями бюджетной политики в области расходов являются:
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств городского бюджета;
принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности, соответствия приоритетным направлениям социально-экономического развития города Нарьян-Мара и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях развития города Нарьян-Мара;
достижение плановых результатов региональных проектов Ненецкого автономного округа, обеспечивающих достижение целей, показателей результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации, с учетом корректировки параметров, сроков и приоритетов национальных и федеральных проектов;
повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета;
повышение прозрачности и открытости бюджетных данных, в том числе при размещении информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, что дает возможность информировать население о направлениях расходования бюджетных средств, об эффективности расходов и целевом использовании средств, планируемых и достигнутых результатах;
вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс с учетом реализации программ развития территорий города, инициативных проектов.
В целях развития стратегического планирования в муниципальном образовании принята Стратегия социально-экономического развития города Нарьян-Мара до 2030 года, которая является основополагающим документом для муниципального управления, социально-экономического развития, а также для разработки муниципальных программ муниципального образования "Город Нарьян-Мар".
На реализацию бюджетной политики и исполнение городского бюджета в планируемом периоде могут оказать влияние ряд сдерживающих факторов:
замедление экономической активности;
изменение федерального и регионального бюджетного и налогового законодательства, затрагивающего основные доходные источники городского бюджета.
Бюджетная политика муниципального образования в области формирования расходов бюджетов в 2023-2025 годах по-прежнему будет направлена на реализацию мер повышения эффективности бюджетных расходов по направлениям, обозначенным в предыдущем бюджетном цикле.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление бюджетными средствами муниципального образования является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста города Нарьян-Мара. Муниципальные программы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" являются главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей стратегического развития города Нарьян-Мара.
V. Основные направления долговой политики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Долговая политика муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", как и ранее, направлена на поддержание долговой нагрузки на бюджет на уровне, позволяющем оставаться муниципальному образованию "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. По состоянию на 1 января 2022 года муниципальный долг составлял 65 000,00 тыс. руб., состоял из коммерческих кредитных ресурсов.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2021 году составили 672,2 тыс. рублей и снизились по сравнению с 2020 годом на 166,9 тыс. рублей или на 24,8 процента.
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов городского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, по итогам 2021 года составила 0,1 процента.
В 2022 году велась долговая политика по замещению коммерческих кредитных ресурсов бюджетными кредитными ресурсами. В октябре 2022 года бюджету муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" предоставлен из бюджета Ненецкого автономного округа бюджетный кредит со ставкой 0,1 процента годовых для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций (далее - бюджетный кредит, предоставленный для погашения долговых обязательств от кредитных организаций). Возврат бюджетного кредита, предоставленного для погашения долговых обязательств от кредитных организаций, по условиям договора будет осуществляться в 2025-2027 годах равными долями, что значительно снизит нагрузку по погашению долговых обязательств. В 2025 году запланировано привлечение коммерческого кредита от кредитных организаций в целях погашения бюджетного кредита, предоставленного для погашения долговых обязательств от кредитных организаций.
Объем муниципального долга на начало 2023 года в сравнении с 2022 годом не изменится, но структура муниципального долга будет на 100% замещена бюджетным кредитом, предоставленным для погашения долговых обязательств от кредитных организаций. В связи с чем доля расходов на обслуживание муниципального долга в 2023 и 2024 годах будет максимально минимизирована.
По итогам 2021 года и восьми месяцев 2022 года параметры муниципального долга и расходов на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре долговых обязательств муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" ежеквартально размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на странице "Гражданам" (подраздел "Бюджет для граждан" раздела "Текущее исполнение бюджета") по адресу:https://www.adm-nmar.ru/grazhdanam/byudzhet-dlya-grazhdan/tekushchee-ispolnenie-byudzheta/.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которые в сопоставимом виде приводят к диспропорции между доходами и расходами городского бюджета;
необходимость финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
необходимость ежегодной индексации расходов городского бюджета в связи с инфляционными процессами;
изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости муниципальных образований и их ранжирования в зависимости от уровня долговой устойчивости;
нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями;
необходимость сохранения позиции в группе муниципальных образований с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии с системой оценки Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа.
Целями долговой политики являются:
обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости городского бюджета;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания муниципального долга;
обеспечение исполнения муниципальных долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
Задачи, которые необходимо решить при реализации долговой политики:
обеспечение параметров муниципального долга и выполнения показателей долговой устойчивости в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
проведение эффективной долговой политики, ориентированной на среднесрочные заимствования, равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств;
сокращение рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований;
оптимизация объема муниципального долга;
обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о муниципальном долге.
Инструментами реализации долговой политики являются:
привлечение кредитов кредитных организаций, включая кредиты в форме возобновляемых кредитных линий;
активное использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете городского бюджета;
осуществление муниципальных внутренних заимствований муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых финансовых ресурсов минимальна;
направление дополнительных доходов, полученных в ходе исполнения городского бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств;
эффективное управление временно свободными остатками средств городского бюджета и муниципальных бюджетных учреждений;
проведение операций по управлению муниципальным долгом, направленных на оптимизацию его структуры посредством систематического отбора форм заимствований, а также на снижение стоимости заимствований, не приводящих к увеличению дефицита городского бюджета, верхнего предела муниципального долга и расходов на обслуживание долговых обязательств;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основными рисками при управлении муниципальным долгом являются:
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов городского бюджета - недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований - вероятность увеличения расходов городского бюджета на обслуживание муниципального долга;
риск снижения ликвидности - неполучение денежных средств на финансирование дефицита городского бюджета и на погашение долговых обязательств, связанное с отказом кредиторов предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса;
риск неполучения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете городского бюджета.
В целях минимизации рисков необходимо осуществление достоверного прогнозирования доходов городского бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заимствований.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2022 г. N 1416... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.