Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Орска
от 28.10.2022 N 3586-п
Паспорт Программы
"Эффективное управление и распоряжение муниципальной казной"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации города Орска" (далее - финансовое управление) |
Соисполнители Программы |
"Администрация города Орска" (управление экономики), |
Участники Программы |
Органы администрации города, муниципальные учреждения города |
Цель Программы |
Эффективное управление и распоряжение муниципальной казной |
Сроки реализации Программы |
2023 - 2028 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы с разбивкой по годам |
- 2023 г. - 90 562,6 тыс. рублей; - 2024 г. - 92 683,7 тыс. рублей; - 2025 г. - 92 683,7 тыс. рублей; - 2026 г. - 92 683,7 тыс. рублей; - 2027 г. - 92 683,7 тыс. рублей; - 2028 г. - 92 683,7 тыс. рублей. |
Характеристика текущего состояния управления казной города Орска
Муниципальная казна - имущество, которым располагает город Орск, - включает в себя не только финансовые средства, формируемые и расходуемые в соответствии с решением Орского городского Совета депутатов о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, но также и нефинансовые активы: землю, недвижимое и движимое имущество. Муниципальная казна фактически является фундаментом, на котором органами местного самоуправления принимаются соответствующие решения, поскольку, например, невозможно принять новое расходное обязательство без соответствующего обеспечения. Поэтому повышению эффективности управления муниципальной казной, т.е. получению большего эффекта от ее использования, необходимо уделять особое внимание, что и обеспечивается настоящей Программой.
Повышение эффективности управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности городского бюджета. Устойчивость и сбалансированность городского бюджета являются основными показателями качества состояния и перспектив развития муниципальных финансов. Необходимыми условиями финансовой устойчивости муниципального образования являются точность прогнозирования доходов городского бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления.
Для повышения устойчивости бюджета города Орска проведена результативная работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнения бюджета по казначейской системе, созданию системы финансового менеджмента. С 2016 года администрацией города разрабатывается и утверждается бюджетный прогноз на шестилетний период, в 2017 году была разработана нормативная правовая база, регламентирующая проектную деятельность администрации города Орска и ее структурных подразделений. Проектное управление в дополнение к программно-целевому методу планирования и расходования бюджетных средств позволяет достичь определенный заданный результат за конкретный промежуток времени.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в муниципальном образовании составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местного бюджета являются налоговые и неналоговые доходы и иные межбюджетные трансферты, аккумулируемые на территории муниципального образования.
В соответствии с бюджетным законодательством доходы городского бюджета формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц, государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, пошлины за государственную регистрацию, совершение прочих юридически значимых действий, а также отчислений от федеральных и региональных налогов.
Таким образом, серьезные трудности для развития финансовой базы Орска, как и большинства других муниципальных образований, создают централизация налоговых и иных обязательных сборов в федеральном бюджете и зависимость местных бюджетов от региональных, а региональных - от федерального.
В свете указанных выше проблем роль долговой политики в составе финансовой политики города Орска в последнее время только возрастает. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов, а также публичного раскрытия информации о долговой политике города.
В таких условиях необходимо особое внимание уделить вопросам организации бюджетного процесса в городе, контроля его исполнения, работе по совершенствованию структуры муниципального долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, что обеспечивается входящими в настоящую Программу комплексами процессных мероприятий "Создание условий для осуществления бюджетного процесса", "Управление муниципальным долгом".
Программный формат формирования бюджета города Орска позволяет городу принимать активное участие в реализации мероприятий государственных и федеральных программ и получать субсидии из вышестоящих бюджетов на социально-экономическое развитие муниципального образования. Данный инструмент бюджетного планирования уже на начальной стадии позволяет оценить эффективность и целесообразность предстоящих расходов местного бюджета. По итогам 2021 года 99,3% всех расходов бюджета были запланированы в рамках реализации 16 муниципальных программ, охватывающих все сферы деятельности администрации города.
В целях совершенствования системы программно-целевого планирования проводилась работа по следующим направлениям:
- повышение эффективности бюджетных расходов на реализацию муниципальных программ;
- обеспечение преемственности показателей результативности субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, и показателей муниципальных программ;
- 100-процентное отражение в муниципальных программах расходов, осуществляемых за счет субсидий из вышестоящего бюджета, и средств, направляемых на софинансирование;
- интеграция проектного управления в бюджетный процесс путем включения в муниципальные программы утвержденных проектов.
Ежегодно проводится оценка эффективности реализации муниципальных программ, по итогам которой, в случае получения Программой оценки ниже удовлетворительной, может быть принято решение о приостановлении ее реализации, о корректировке в части направлений основных мероприятий, либо целевых показателей. По итогам 2021 года ни одна из 16 Программ не получила значение неудовлетворительно, значение удовлетворительно получила одна программа. Такого высокого рейтинга реализации Программ удается достичь благодаря ежеквартальному мониторингу хода их реализации.
На сегодняшний день в условиях дефицитности и ограниченности финансовых ресурсов, как на государственном уровне, так и, соответственно, на муниципальном, на первый план выходит жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, финансовой дисциплины.
Учитывая вышеизложенное, администрация города приняла решение о включении в настоящую Программу комплекса процессных мероприятий "Повышение качества управления финансами".
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает как решение вопросов местного значения путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальными образованиями, так и извлечения максимального дохода от распоряжения ею. Реализация правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом требует объективных и точных сведений о его составе, количестве и характеристиках.
Комитет по управлению имуществом (далее - КУИ) от лица администрации города Орска ведет реестр муниципального имущества города Орска. В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 г. N 424 "Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" учет муниципального имущества осуществляется КУИ путем формирования электронного банка данных об объектах. С целью эффективной организации управления муниципальным имуществом необходимо осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование учета муниципального имущества, на актуализацию данных о муниципальном имуществе.
Учитывая, что не все недвижимое имущество, находящееся в реестре муниципального имущества г. Орска, прошло процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности (право муниципальной собственности является ранее возникшим), а также необходимость оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов с целью обеспечения надлежащего учета таких объектов недвижимости, необходимо провести мероприятия по изготовлению технической документации на объекты муниципальной собственности, а также осуществление кадастрового учета объектов недвижимости и проведение государственной регистрации права в рамках Федеральных законов от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Оренбургской области в целом, в том числе муниципального образования "Город Орск", является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Очевидно, что только использование современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей, и, в первую очередь, органы местного самоуправления, достоверной земельно-кадастровой информацией.
Неотъемлемой частью управления земельно-имущественным комплексом является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, планирование поступлений и сбор платежей за землю и недвижимость, а также развитие и стимулирование инвестиционных процессов.
Учитывая вышеуказанные факторы, администрация города Орска приняла решение о включении в настоящую Программу комплексов процессных мероприятий "Создание организационных условий для управления и распоряжения муниципальной собственностью", "Управление и распоряжение муниципальной собственностью".
Наконец, говоря о муниципальной казне и, в частности, ее нефинансовых активах, необходимо отметить и такой аспект, как движимое и недвижимое имущество города. Здания, в которых располагаются не только органы местного самоуправления, но и муниципальные детские сады, общеобразовательные школы, школы искусств, спортивные школы и т.д., движимое имущество, включая оборудование, оргтехнику, также являются собственностью города, и в соответствии с гражданским законодательством содержание данного имущества также является обязанностью муниципалитета.
Особым инструментом в управлении муниципальной казной с данной точки зрения является развитие в муниципальных учреждениях и организациях города энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения, что потребовало включения в настоящую Программу комплекса процессных мероприятий "Энергосбережение".
Описание приоритетов политики города Орска в сфере реализации Программы
Целью Программы является эффективное управление и распоряжение муниципальной казной. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Организация бюджетного процесса в городе Орске;
2. Повышение эффективности бюджетных расходов;
3. Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом города Орска;
4. Повышение энергетической эффективности и проведение мероприятий по энергосбережению.
Реализация каждой задачи осуществляется в рамках соответствующего комплекса процессных мероприятий к настоящей Программе.
План реализации Программы
План реализации Программы представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Перечень показателей Программы
Перечень показателей Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы в 2023 - 2028 годах
Ресурсное обеспечение реализации Программы в 2023 - 2028 годах представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
Сведения о методике расчета показателя Программы
Сведения о методике расчета показателя Программы представлены в приложении N 5 к настоящей Программе.
Перечень налоговых льгот в рамках реализации Программы
Льготы по местным налогам не предоставляются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.