Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе на 2023 - 2025 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральным законом от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре";
- Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области";
- Законом Тюменской 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";
- Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2018 N 540-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развития потребительского рынка и защиты прав потребителей";
- Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов";
- Уставом Сладковского муниципального района;
- решением Думы Сладковского муниципального района от 26.03.2008 N 26 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе";
- решением Думы Сладковского муниципального района от 30.03.2018 N 113 "Об утверждении Порядка предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 24.05.2018 N 602 "О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства и улучшения инвестиционного климата";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 17.04.2018 N 482 "О поддержке труднодоступных территорий";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 25.06.2013 N 595 "Об отборе для предоставления субсидий на поддержку инвестиционной деятельности в Сладковском районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 22.04.2019 N 399 "Об утверждении Порядка определения объёма и предоставления из бюджета Сладковского муниципального района субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 07.10.2020 N 1409 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов в Сладковском муниципальном районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 15.06.2021 N 482 "Об утверждении порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";
- распоряжением администрации Сладковского муниципального района от 03.10.2022 N 182 "О разработке муниципальных программ".
Программа учитывает специфику социально - экономического развития района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района.
Уполномоченным органом, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе, является администрация Сладковского муниципального района.
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе
Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемая часть экономической системы Сладковского муниципального района. Субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется деятельность практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сферы, что обусловливает стратегический характер малого и среднего предпринимательства, определяющий устойчивое развитие экономики района. С развитием малого предпринимательства связаны главные направления наращивания экономического потенциала района.
На территории района на 01.01.2022 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 188 субъектов малого предпринимательства (39 малых предприятий и 149 индивидуальных предпринимателей), увеличилось количество субъектов в сравнении с аналогичным периодом 2021 года на 1,1% (186 субъектов малого предпринимательства, из них: 41 малых предприятий и 145 индивидуальных предпринимателей).
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе сельских поселений
Таблица 1
N |
Сельское поселение |
Количество на 01.01.2021 |
Количество открытых за 2021 год |
Количество закрытых за 2021 год |
Количество на 01.01.2022 |
Отклонение +/- |
|||||
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
ИП |
П/п |
||
1 |
Александровское |
8 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
9 |
2 |
+1 |
0 |
2 |
Лопазновское |
9 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
9 |
2 |
0 |
0 |
3 |
Майское |
7 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
6 |
1 |
-1 |
0 |
4 |
Маслянское |
15 |
5 |
3 |
0 |
3 |
0 |
15 |
5 |
0 |
0 |
5 |
Менжинское |
8 |
4 |
4 |
0 |
3 |
0 |
9 |
4 |
+1 |
0 |
6 |
Никулинское |
6 |
0 |
3 |
0 |
2 |
0 |
7 |
0 |
+1 |
0 |
7 |
Новоандреевское |
7 |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
7 |
2 |
0 |
-1 |
8 |
Сладковское |
73 |
22 |
16 |
1 |
15 |
2 |
74 |
21 |
+1 |
-1 |
9 |
Степновское |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
10 |
Усовское |
9 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
10 |
1 |
+1 |
0 |
|
Итого |
145 |
41 |
34 |
1 |
30 |
3 |
149 |
39 |
+4 |
-2 |
Сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Сладковского муниципального района за 2021 год составила 5044,8 тыс, в 2020 году 6300,2 тыс. рублей.
Наиболее привлекательной для субъектов малого предпринимательства является торговля. Эта сфера отличается быстрой оборачиваемостью средств и достаточно низкими капиталовложениями.
По программе "Самозанятость" в 2021 году приняло участие 2 человека, получено 384 тыс. руб. В 2020 году по данной программе приняло участие 4 человека, получено 786 тыс. рублей.
1.2.1. Торговая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства
По состоянию на 01.01.2022 года в районе функционируют 95 объектов розничной торговли, предоставляющих широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров (продовольственных - 8; непродовольственных - 33; со смешанным ассортиментом товаров - 54), на 01.01.2021 года в районе функционировало 102 объекта розничной торговли (продовольственных - 11; непродовольственных - 31; со смешанным ассортиментом товаров - 60), снижение на 7%.
Продолжается динамичное развитие торговых сетевых структур. С приходом сетевых компаний на потребительский рынок района появились позитивные моменты: повышается конкуренция, которая становится движущей силой развития местных торговых сетей, предприятий пищевой промышленности, покупатель получает более широкий ассортимент продукции, снижаются цены; формируется новый уровень организации торговли, логистики, требований к качеству и упаковке товаров, обязательств поставщиков товаров. Сетевая торговля представлена на территории района федеральными торговыми сетями: "Магнит", "Монетка", "Красное & Белое", "Магнит-Косметик", "Марафет".
Объекты розничной торговли
Таблица 2
Показатели |
Ед. изм. |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2021 |
отклонение |
|
% |
+,- |
||||
Наличие объектов розничной торговли |
ед. |
95 |
102 |
93,13 |
- 7 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли |
кв. м. |
4919 |
5118,2 |
96,1 |
-199,2 |
По состоянию на 01.01.2022 года в районе функционирует 16 объектов общественного питания на 1073 посадочных места, из них 2 предприятия общедоступной сети. Общая площадь зала всех предприятий для обслуживания посетителей составляет 1057 кв. м.
В районном центре с. Сладково еженедельно проводится универсальная ярмарка (по четвергам) с привлечением предпринимателей из городов: Ишима, Называевска, Омска, Тюкалинска. Ярмарочная торговля остаётся востребованной со стороны покупателей, за 2021 год проведено 52 универсальных ярмарки, где фактически используется 40 торговых мест.
Для продвижения продукции местных товаропроизводителей и более полного удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию и дополнительного обеспечения населения района потребительскими товарами в районе ежегодно проводится сельскохозяйственная ярмарка "Дары земли Сладковской" в рамках реализации проекта "Покупаем Тюменское!". Широкий круг товаров на ярмарочных мероприятиях представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственные, пищевые и перерабатывающие предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства Сладковского района. В 2021 году на ярмарке приняло участие 43 индивидуальных предпринимателя, граждан ЛПХ, КФХ.
1.2.2. Производство продукции субъектами малого и среднего предпринимательства
За 2021 год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий района составило 269,208 млн. рублей (выше соответствующего периода 2020 года на 0,1% (269,047 млн. руб)), из них: объём обрабатывающих производств составил 141,973 млн. рублей или 52,7% производство и распределение электроэнергии, газа и воды 127,235 млн. рублей или 47,3%.
В отраслевой структуре обрабатывающих производств, по полному кругу предприятий, устойчиво доминирует пищевая отрасль, её доля составляет 59,3%.
Предприятиями района производятся: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, товарная пищевая рыбная продукция, сыр. В пищевой промышленности района 100% отгруженной продукции произведено субъектами малого и среднего предпринимательства.
Наиболее крупным предприятием пищевой промышленности в районе является ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство", так же рыбоводством и переработкой рыбной продукции занимается индивидуальный предприниматель Жуков А.А. Данная продукция (копченая и вяленая) реализуется в торговых объектах района.
Производство рыбы и рыбной продукции
Таблица N 3
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2021 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Улов рыбы |
тонн |
1589 |
1408 |
112,9 |
+181 |
Товарная пищевая рыбная продукция, в том числе: |
тонн |
429,4 |
493,9 |
68,9 |
-64,5 |
копченая |
тонн |
310,4 |
331,9 |
93,5 |
-21,5 |
вяленая |
тонн |
80,8 |
69,4 |
116,4 |
+11,4 |
соленая |
тонн |
26,6 |
36,4 |
73 |
-9,8 |
фарш рыбный |
тонн |
11,6 |
56,2 |
21 |
-44,6 |
Одной из ведущих отраслей пищевой промышленности является хлебопечение. В районе работают 2 хлебопекарни, принадлежащие субъектам малого предпринимательства: ИП Крапивину Е.Н., и ИП Черновой Н.Г. Они являются основными производителями и поставщиками хлеба и хлебобулочных изделий на продовольственный рынок района, полностью удовлетворяют потребность населения района в хлебе.
Производство хлеба и хлебобулочной продукции
Таблица N 4
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2021 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Хлеб и хлебобулочные изделия, в том числе: |
тонн |
529,8 |
581,6 |
91 |
-51,8 |
ИП Чернова Н.Г. |
тонн |
315 |
308 |
102,3 |
+7 |
ИП Крапивин Е.Н. |
тонн |
214,8 |
273,6 |
78,5 |
-58,8 |
Кондитерские изделия, в том числе: |
тонн |
6,57 |
8,53 |
77 |
-1,96 |
ИП Чернова Н.Г. |
тонн |
0,8 |
1,1 |
72,7 |
-0,3 |
ИП Крапивин Е.Н. |
тонн |
5,77 |
7,43 |
77,6 |
-1,66 |
Данными хлебопекарнями выпускаются и обогащенные сорта хлеба с микронутриентами, витаминно-минеральными добавками. За 2021 год произведено 5,5 тонны обогащенного хлеба "Рябинушка". Основными потребителями данного вида хлеба являются учреждения социальной сферы. Кроме хлеба "Рябинушка", ИП Чернова Н.Г. выпускает обогащенный сорт хлеба: "Полюшко" с отрубями, за 2021 год произведено 4,2 тонны, его поставка осуществляется в розничную торговую сеть.
С 2018 года крестьянское хозяйство "Роса" производит различные сорта сыра. В 2018 году на областной выставке это хозяйство получило грант за сыр "Качотта", в 2021 году КХ "Роса" на областной специализированной выставке награждено медалью за сыр "Качотта с пажитником".
За 2021 год крестьянским хозяйством "Роса" произведена 1,0 тонна сыра. Жители, а также гости района имеют возможность приобрести и оценить данную продукцию.
На базе СПК "Таволжан" действует цех по производству комбикормов, которым за 2021 год произведено 806,6 тонн продукции, 83,2% к уровню 2020 года. Вся продукция направлена на собственные нужды предприятия.
Перспективы развития промышленности связаны с сохранением достигнутых позиций, повышением конкурентоспособности, расширением ассортимента выпускаемой продукции и использование для этих целей местного сырья.
1.2.3. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе района
Основой экономики Сладковского муниципального района является агропромышленный комплекс. Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство в районе ведут хозяйства всех форм собственности, крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, малые формы хозяйствования.
В районе развито животноводство (молочное, мясное и мясо-молочное направление), растениеводство (выращивание зерновых и зернобобовых культур, технических культур и картофеля).
Сельскохозяйственным производством в Сладковском районе занимаются 6 предприятий, в том числе: наиболее крупные предприятия - СПК "Таволжан", КХ "Роса", ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" и 18 индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских фермерских хозяйств (ИП К (Ф) Х).
Животноводством в районе занимаются 17 сельскохозяйственных предприятий: СПК "Таволжан", КХ "Роса", ИП К (Ф) Х Перепёлкин Н.В., ИП К (Ф) Х Сажин А.Г., ИП К (Ф) Х Дубинин В.И., ИП К (Ф) Х Ваньков В.В., ИП К (Ф) Х Грахова Е.И., ИП К (Ф) Х Абдиров Н.С., ИП К (Ф) Х Абдрахманов М.Д., ИП К (Ф) Х Сергеев И.И., ИП К (Ф) Х Куандыков З.К., ИП К (Ф) Х Тумурзин Д.Т., ИП К (Ф) Х Какимова У.У., ИП К (Ф) Х Некрасов Александр Федорович, ИП К (Ф) Х Некрасов Алексей Федорович, ИП К (Ф) Х Беремжанов Э.Т., ИП К (Ф) Х Ширшова С.В.
Поголовье скота в ИП, К (Ф) Х, ИП Глав К (Ф) Х
Таблица N 5
Наименование показателя |
Ед. изм. |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2021 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Крупный рогатый скот, в том числе |
голов |
1695 |
1883 |
90 |
-188 |
- коровы |
голов |
701 |
727 |
96,4 |
-26 |
Поголовье специализированного крупного рогатого скота мясного направления |
голов |
821 |
739 |
111,1 |
+82 |
Значительное снижение поголовья крупно-рогатого скота произошло по причине закрытия трех индивидуальных предпринимателей Глав крестьянско-фермерских хозяйств.
Разведением специализированного мясного скота породы "герефорд" в районе занимаются: 9 ИП К (Ф) Х, породы абердин-ангусской - 2 ИП К (Ф) Х.
Производство основных видов продукции в ИП, КФХ, ИП КФХ
Таблица N 6
Наименование показателя |
Ед.изм. |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2021 |
Отклонение |
|
% |
+/- |
||||
Скот и птица на убой (в живом весе) |
тонн |
90,7 |
99,7 |
91,0 |
-9 |
Молоко |
тонн |
959 |
1262 |
76,0 |
-303 |
Зерно в весе после доработки |
тонн |
1291 |
1746 |
73,9 |
-44 |
По состоянию на 01.01.2022 г. в обслуживании субъектов малых форм хозяйствования задействовано 6 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и 1 сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив - СПКК "Капитал", относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Обслуживающими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами ведется работа по закупу молока от населения во всех дворах частного сектора. В районе имеется 36 стационарных пунктов приема молока. Сбор молока от молокоприемных пунктов осуществляет ЗАО "Маслянский маслозавод".
Реализацию молока потребительские кооперативы осуществляют по заключенным договорам с ООО "Маслосыркомбинат "Тюкалинский".
Количество сдатчиков молока в кооперативах за 2021 год составило 379 человек, что меньше аналогичного периода прошлого года на 69 человек (за 2020 год 448 человек).
За 2021 год от 28 сдатчиков СПК "Таволжан" закуплено 220,6 тонн молока в зачетном весе, что на 66,7 тонн меньше, чем за 2020 год.
Средняя цена молока по району в 2021 год составила 20,33 рублей за литр.
Закупом скота от населения с последующей его реализацией на ООО "Ишимский мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат "Западный" г. Называевск в 2021 году в районе занимаются два кооператива: ОСХПК "Менжинский" и ОСХПК "Степновский".
За 2021 год кооперативами от личных подсобных хозяйств закуплено 180,9 тонн мяса в убойном весе, что на 88,7 тонн больше, чем за 2020 год (92,2 тонны).
Сельское население получило от реализации мяса (с учетом доплат кооперативов) за 2021 год 40468,9 тыс. рублей, увеличение доходности населения на 22160,3 тыс. рублей к аналогичному периоду 2020 года (18308,6 тыс. руб.) за счет увеличения объемов закупа.
Средняя цена мяса по району за 2021 год составила 223,71 руб. за кг.
Результатом организации работы снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов является охват услугами 10 сельских поселений. Основные виды услуг: вспашка огородов, боронование, кошение, заготовка и вывозка сена, дров, транспортные услуги и другие.
1.2.4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Для стабильного функционирования потребительского рынка, субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается финансовая поддержка.
Грантовая поддержка.
С 2018 года в Сладковском муниципальном районе на конкурсной основе осуществляется грантовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
За период с 2018 по 2021 год на конкурс было подано 14 заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства, 13 субъектов малого предпринимательства получили грантовую поддержку на общую сумму 3,9 млн. рублей.
На средства гранта производилось расширение действующего бизнеса индивидуальных предпринимателей: приобретение специализированного транспорта и оборудования, коптильной установки, создание станций технического обслуживания, организация столовой, открытие салона красоты.
В 2022 году администрацией района был объявлен пятый муниципальный конкурс по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и (или) развитие собственного бизнеса.
Поддержка труднодоступных территорий.
На территории Сладковского муниципального района из 46 населенных пунктов 30 пунктов отнесено к категории труднодоступных, в данных пунктах проживает 2,1 тыс. чел. или 20 процентов населения района.
Отдаленные и труднодоступные территории района характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей, так в 17 труднодоступных населенных пунктах отсутствуют объекты торговли и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
В целях выравнивания условий жизни населения и во исполнение Закона Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочиями по поддержке труднодоступных территорий, в бюджете предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг.
В 2021 году пяти индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы по доставке и реализации товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты в сумме 455,0 тыс. рублей, завезено 146,51 тонн хлеба и хлебобулочных изделий и 16,07 тонн товаров первой необходимости.
1.2.5. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация Сладковского муниципального района оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства имущественную поддержку в форме предоставления муниципальной преференции.
На 01.01.2022 действует 32 договора передачи муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, сроком от 11 месяцев до 10 лет, в том числе представлено в аренду 18 объектов недвижимого имущества, общей площадью 658,10 кв. м. и 39 единиц движимого имущества.
В 6 сельских поселениях Сладковского муниципального района утверждены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве 166 объектов.
Оказание имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется администрацией Сладковского муниципального района в виде предоставления в аренду или безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов.
1.2.6. Осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заказчиками Сладковского муниципального района исполняются нормы статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25 процентов от совокупного годового объема закупок.
Соблюдение требований ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ муниципальными заказчиками Сладковского муниципального района
Таблица N 7
Период |
Процент от совокупного годового объема закупок (норма 25%) |
2018 год |
38,5% |
2019 год |
35,6% |
2020 год |
49,6% |
2021 год |
48,6% |
1.2.7. Инвестиционная деятельность
Объем инвестиций в основной капитал в значительной мере зависит от реализации инвестиционных проектов на территории района. Все инвестиционные проекты имеют одну общую цель - активное развитие Сладковского муниципального района и его превращение в экономически привлекательную территорию для постоянного и долговременного проживания населения и удержания высококвалифицированных кадров в различных сферах экономики.
Наибольший объем инвестиций направлен на развитие рыбоводства, сельского хозяйства, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, модернизацию отраслей социальной сферы.
Привлечению инвесторов в экономику района уделяется приоритетное внимание. Администрацией Сладковского муниципального района ведется работа по улучшению инвестиционной привлекательности и созданию комфортных условий для работы бизнеса, позволяющих наиболее полно реализовать конкурентные преимущества района.
Для этого, в целях предоставления исчерпывающей информации субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности об инвестиционных возможностях территории муниципального района, разработан и размещен на официальном сайте Сладковского минимального района в сети Интернет "Инвестиционный паспорт Сладковского муниципального района".
В целях дальнейшего развития экономического потенциала на территории района, на официальном сайте Сладковского муниципального района в сети Интернет размещен Реестр инвестиционных площадок, предлагаемых для реализации инвестиционных проектов инвесторам.
На территории района на 01.01.2022 года имеется 36 инвестиционных площадок из земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов для размещения новых производств на территории района, внесенных в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области.
В районе продолжается реализация значимых инвестиционных проектов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках проведения программы "Акселерации инвестиционных команд", которую проводило Инвестиционное агентство Тюменской области для реализации "Инвестиционного профиля Сладковского муниципального района на 2021 - 2025 годы", в Сладковском районе за 60 дней реализовано 5 инвестиционных проектов на общую сумму 29,7 млн. руб. с созданием 20 рабочих мест.
Реализовано за 2021 год 12 инвестиционных проектов, на сумму 72,4 млн. рублей, с созданием 42 рабочих мест. Сопровождаемых инвестиционных проектов в 2021 году нет.
На 01.01.2022 года в Реестре инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области включено 7 реализуемых инвестиционных проектов на сумму 136,6 млн. рублей с планируемым созданием 42 рабочих мест.
Инвестиционные проекты, реализуемые в настоящее время и планируемые к реализации в долгосрочной перспективе, являются "точками роста" экономики района, создавая спрос на товары, услуги и новые рабочие места.
1.2.8. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация района для повышения уровня правовой и экономической грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства проводит семинары, обучения, совещания. Основные темы мероприятий: развитие малых форм хозяйствования, защита прав предпринимателей, государственная поддержка, налогообложение и др.
Систематически осуществляется информационная поддержка в сфере потребительского рынка и предпринимательства. Информация размещается на официальном сайте Сладковского муниципального района в разделах "Новости" и "Бизнес", а так же в социальных сетях.
Для координации деятельности между органами местного самоуправления и предпринимательскими структурами с 2008 года в Сладковском муниципальном районе работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2021 году состоялось 3 заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, где рассматривались вопросы:
- инвестиционное послание Главы Сладковского муниципального района на 2021 год;
- о внесении изменений и дополнений в Перечни муниципального имущества Сладковского муниципального района Тюменской области, Новоандреевского, Майского сельских поселений Сладковского муниципального района, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- инвестиционный профиль Сладковского муниципального района на 2021 - 2025 годы;
- новые инструменты поддержки для бизнеса;
- о комплексных услугах Центра "Мой бизнес" и др.
В состав Совета входят представители администрации района, субъекты малого предпринимательства, организации, занимающиеся развитием малого предпринимательства.
1.2.9. Приоритетные направления поддержки СОНКО
Некоммерческие организации являются основными партнерами органов местного самоуправления в решении стоящих перед обществом социальных проблем.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, является повышение роли сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг, создание благоприятных условий для деятельности СОНКО, осуществляющих свою деятельность на территории Сладковского муниципального района, формирование и развитие механизмов взаимодействия между администрацией, бизнес - сообществом и СОНКО в решении задач социально-экономического развития Сладковского муниципального района.
СОНКО содействуют развитию гражданского общества, благотворительности и добровольчества; осуществляют поддержку людей в трудной жизненной ситуации, вносят вклад в решение проблем образования, экологии, защиты животных, популяризации культуры и здорового образа жизни и др.
К числу приоритетных направлений поддержки СОНКО в муниципальном районе можно отнести:
- обеспечение условий увеличения объемов, расширения ассортимента и повышение качества социальных услуг, предоставляемых СОНКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере;
- расширение участия граждан в деятельности СОНКО на добровольной основе и увеличение благотворительных пожертвований частных лиц и организаций;
- развитие системы гражданского участия в формировании муниципальной политики, расширение возможностей влияния СОНКО на принятие решений по вопросам местного значения, развитие общественного участия в принятии решений для повышения их эффективности;
- обеспечение активного участия объединений граждан, проживающих на территории муниципального района, в развитии общественного самоуправления, принятии самостоятельных решений, самостоятельном производстве общественных благ и услуг, расширение деятельности объединений жителей муниципалитета по преобразованию местной среды и местной жизни;
- содействие развитию социального предпринимательства;
- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
- повышение качества жизни людей пожилого возраста.
С 2019 года с целью выполнения муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Сладковском муниципальном районе" проводятся конкурсы социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из бюджета Сладковского муниципального района. В 2019 и 2021 году победителем стала Автономная некоммерческая организация дополнительного образования Объединенный центр образования, культуры, физической культуры и спорта "Престиж".
Поддержка и развитие СОНКО не являются самоцелью, а рассматриваются как инструмент развития муниципального района, использование которого позволит повысить эффективность решения социально-экономических задач.
1.2.10. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа.
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, проблемы, препятствующие развитию бизнеса, остаются. Выявленные проблемы носят обще-федеральный характер.
Сдерживающие факторы в развитии малых предприятий можно распределить на три группы проблем:
1. Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
- труднодоступность лизингового механизма;
- отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности СМиСП.
Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной.
Существует два способа решения данной проблемы: использовать личные накопления, либо привлекать заемные средства.
Главными причинами отсутствия возможности получения кредита, предприниматели указывают на высокие процентные ставки и отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.
Большое значение для предпринимателей имеет модернизация и технологическое обновление существующего производства, которые необходимо проводить для поддержания своей конкурентоспособности на соответствующем уровне. Однако деятельность субъектов предпринимательства характеризуется низкими темпами обновления основных фондов, что обусловлено двумя факторами: высоким сроком окупаемости инвестиционных вложений в производство (средний срок окупаемости составляет около 5 лет) и высоким процентом закрываемости субъектов малого предпринимательства в первые три года осуществления своей деятельности. В связи с этим, товары местных производителей, не проводивших модернизацию производства, уступают рыночную нишу более технологичным товарам из других регионов и стран.
2. Организационные:
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- отсутствие специализированных площадей для ведения бизнеса;
- трудности в оформлении разрешений на размещение производственных площадок, подключении их к сетям;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаток квалифицированных кадров.
В связи с отсутствием у предпринимателей достаточной информации о ёмкости рынков они начинают вести свою деятельность в уже заполненных нишах, что является одной из причин закрытия предприятий. Наиболее часто новые предприятия возникают в сфере розничной торговли, а также в производстве потребительских товаров, наиболее массовых и устойчивых к изменению спроса видах деятельности. Отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного развития бизнеса. Недостаточный уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе.
3. Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых СМиСП;
- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
- низкая экспортная активность СМиСП.
Поддержка в продвижении продукции и услуг необходима предприятиям малого и среднего предпринимательства так же, как финансовая и имущественная поддержка. Среди распространенных способов поддержки можно назвать такие, как: проведение конкурсов, выставок, а также оказание финансовой поддержки предприятиям для возможности участия в вышеназванных мероприятиях.
Одним из видов имущественной поддержки СМиСП является предоставление в аренду муниципальных нежилых помещений в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.