Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор |
Г.С. Никитин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 8 ноября 2022 г. N 899
Изменения,
которые вносятся в государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287
1. Позиции "Подпрограммы программы", "Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)" и "Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов раздела 1 "Паспорт государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
";
"
".
2. В разделе 2 "Текстовая часть государственной программы":
2.1. В подразделе 2.1 "Характеристика текущего состояния":
2.1.1. Позицию "Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" изложить в следующей редакции:
"Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области"
Газоснабжение потребителей Нижегородской области обеспечивается через систему магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, эксплуатируемых, в основном, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" и ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород".
В систему газоснабжения области входят:
- магистральные газопроводы протяженностью 4 336,9 км;
- компрессорные станции - 7 шт.;
- газораспределительные станции (ГРС) - 108 шт.;
- газораспределительные сети, протяженностью 26 260,39 км;
- газораспределительные пункты и установки - 2 070 шт.
- газонаполнительные станции - 3 шт.
Уровень потенциальной газификации населения Нижегородской области на 1 января 2022 г. составляет 93,33% в соответствии с Методикой расчета показателей газификации, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 308. Расчет показателя газификации произведен в калькуляторе с учетом требований Министерства энергетики Российской Федерации.
Из 51 муниципального образования Нижегородской области газифицировано 31 муниципальный округ, 14 городских округов.
В настоящее время природный газ отсутствует в 6 северных муниципальных образованиях Нижегородской области:
- Варнавинский, Ветлужский, Тонкинский, Тоншаевский и Шарангский муниципальные округа;
- городской округ город Шахунья.".
2.1.2. Дополнить позицией "Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" следующего содержания:
"Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы государственной статистики суммарный объем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в Нижегородской области за 2020 год составил 105,35 тыс. тонн, что в общем объеме всех выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ составляет 46,4%. В Российской Федерации объем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в 2020 году составил 23%, в Приволжском федеральном округе - 30,6%. Таким образом, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду от автомобильного транспорта является важной задачей в Нижегородской области для повышения качества жизни населения региона.
Развитие инфраструктуры заправочных и зарядных станций для транспортных средств, работающих на экологически чистых видах энергоресурсов, является одним из приоритетных направлений в рамках решения задачи по повышению уровня экологической безопасности и ресурсосбережения, стимулированию внедрения современных технологий, снижающих объемы выбросов в атмосферу, а также степень их вредности, созданию современной транспортной инфраструктуры, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.
Одним из направлений по сокращению вредных выбросов в атмосферу на территории региона является увеличение количества электромобилей, используемых гражданами и организациями.
Согласно данным УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области по состоянию на 1 января 2022 г. количество транспортных средств на электрической тяге в Нижегородской области составило 158 единиц.
По состоянию на сентябрь 2022 года на территории г. Нижнего Новгорода функционируют более 25 зарядных станций, расположенных на земельных участках, прилегающих к торговым и гостиничным комплексам, на парковках общего пользования и платных парковках, и предоставляющих услуги по зарядке электрического автомобильного транспорта.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 3835-р "Об утверждении перечня территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года" Нижегородская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года, что позволит на территории региона увеличить доступность зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта, и соответственно, увеличить спрос на электромобили.
В течение 2022 - 2023 годов с использованием мер государственной поддержки в виде субсидий планируется установка 136 объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в том числе: 110 шт. - в 2022 году, 26 шт. - в 2023 году.
Согласно положениям раздела IV "Перспективы развития инфраструктуры для использования электротранспортных средств" Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р, зарядные станции делятся на следующие виды:
- медленные электрозарядные станции - за 1 час получаемая энергия равна дистанции от 6 до 90 км (44 кВт/ч);
- быстрые электрозарядные станции - получение 90 процентов заряда батареи за 20 минут (150 кВт/ч).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 431 в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" внесены изменения, в соответствии с которыми государственная программа дополнена Правилами предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей (далее - Правила предоставления субсидий). В целях развития зарядной инфраструктуры для электромобилей Правила предоставления субсидий предполагают предоставление субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными получателями средств инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям.
Согласно Правилам предоставления субсидий размер субсидии на один объект зарядной инфраструктуры определяется в размере:
- 60% от фактически понесенных затрат получателя средств на закупку оборудования объекта зарядной инфраструктуры, но не более 1 860 тыс. руб.
- 30% от фактических затрат получателя средств на технологическое присоединение объекта зарядной инфраструктуры к электрическим сетям, но не более 900 тыс. руб.
Для получения субсидий на возмещение части затрат на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и технологического присоединения объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами.
Субсидии на возмещение части затрат на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и технологического присоединения объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление вышеуказанных субсидий на соответствующий финансовый год.
Требования к условиям размещения объектов зарядной инфраструктуры установлены Правилами предоставления субсидий.
На первом этапе реализации мероприятий по установке объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта рассматриваются территории преимущественно в г. Нижнем Новгороде, г. Дзержинске, г. Бор, г. Кстово, г. Арзамасе и на дорогах федерального и регионального значения.
Потенциальные инвесторы осуществляют установку электрозарядных станций в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Одновременно с рассмотрением вариантов установки быстрых электрозарядных станций потенциальные инвесторы вправе рассматривать варианты размещения и медленных электрозарядных станций.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", Законом Нижегородской области от 2 июля 2019 г. N 73-З "Об отдельных вопросах организации дорожного движения на автомобильных дорогах Нижегородской области" в Нижегородской области действуют следующие меры государственной поддержки, направленные на стимулирование спроса и увеличение количества электромобилей:
- для граждан в части автомобилей, оборудованных только электрическим двигателем, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов;
- размещение зарядных станций (терминалов) для электротранспорта на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
- право бесплатного пользования платной парковкой.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 июня 2022 г. N 427 "О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей" утверждены Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта к электрическим сетям.".
2.2. Таблицу 1 "Перечень основных мероприятий государственной программы" подраздела 2.4 "Перечень основных мероприятий государственной программы" и сноски к ней изложить в следующей редакции:
"Таблица 1. Перечень основных мероприятий государственной программы
* До 2019 года основное мероприятие 2.2 имело наименование "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2016 - 2020 годы с перспективой до 2022 года".
** Финансирование в 2017 году осуществлялось за счет не использованного в 2016 году остатка субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2016 г. N 839.".
2.3. Таблицу 2 "Сведения об индикаторах и непосредственных результатах" подраздела 2.5 "Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации государственной программы" дополнить позицией "Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта":
"
Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" | ||||||||||||||
Индикаторы | ||||||||||||||
6.1 |
Снижение суммарного объема выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта (по СО эквиваленту) к уровню 2020 г. |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,74 |
2,6 |
3,71 |
Непосредственные результаты | ||||||||||||||
6.2. |
Количество "быстрых" (150 кВт) зарядных колонок (станций) для транспортных средств с электродвигателями (нарастающим итогом) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
110 |
136 |
136 |
".
2.4. Таблицу 3 "Меры правового регулирования" подраздела 2.6 "Меры правового регулирования" дополнить позицией "Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" следующего содержания:
"
Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" |
Информация представлена в подпункте 3.6.2.6 Программы |
".
2.5. Таблицу 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета", таблицу 5 "Прогнозная оценка расходов на реализацию государственной программы за счет всех источников" подраздела 2.9 "Обоснование объема финансовых ресурсов" и сноски к ним изложить в следующей редакции:
"Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств областного бюджета
* Финансирование в 2017 году осуществлялось за счет не использованного в 2016 году остатка субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2016 г. N 839.
Таблица 5. Прогнозная оценка расходов на реализацию государственной программы за счет всех источников
* До 2019 года основное мероприятие 2.2 имело наименование "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2016 - 2020 годы с перспективой до 2022 года".
** Основное мероприятие 4.4 "Увеличение пропускной способности существующих газопроводов и создание дополнительных источников газоснабжения природным газом" финансируется в рамках Программы газификации регионов Российской Федерации за счет средств ПАО "Газпром" (г. Санкт-Петербург). Данные по финансированию на 2017 - 2021 годы ПАО "Газпром" не представлены.
*** Финансирование в 2017 году осуществлялось за счет не использованного в 2016 году остатка субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2016 г. N 839.
**** Объем инвестиций уточнен инвестором и включает в себя инвестиции в строительство объектов газозаправочной инфраструктуры и инвестиции, вложенные в приобретение объектов инфраструктуры.".
3. В разделе 3 "Подпрограммы государственной программы":
3.1. В подразделе 3.4 "Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области":
3.1.1. Позицию "Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов" пункта 3.4.1 "Паспорт подпрограммы 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" изложить в следующей редакции:
"
".
3.1.2. Таблицу 1 "Перечень основных мероприятий Подпрограммы" подпункта 3.4.2.4 "Перечень основных мероприятий Подпрограммы газоснабжения" пункта 3.4.2 "Текстовая часть Подпрограммы 4 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" изложить в следующей редакции:
"Таблица 1. Перечень основных мероприятий Подпрограммы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы) |
Сроки выполнения (годы) |
Исполнители мероприятий |
Объем финансирования (по годам) за счет средств областного бюджета, тыс. руб. |
||||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
|||||
Подпрограмма 4 "Расширение и реконструкция системы газоснабжения Нижегородской области" |
95 812,90 |
17 298,60 |
74 946,30 |
156 255,60 |
352 459,76 |
145 908,61 |
213 781,30 |
416 907,00 |
411 754,80 |
3 400,00 |
1888 524,87 |
||||
Основное мероприятие 4.1 "Строительство новых и реконструкция существующих газораспределительных сетей" |
капвложения |
2015 - 2024 |
Министерство энергетики и ЖКХ |
94 823,10 |
16 427,60 |
74 520,30 |
155 984,60 |
352 320,20 |
145 843,30 |
213 414,80 |
413 521,70 |
408 354,80 |
0,0 |
1875 210,40 |
|
Основное мероприятие 4.2 "Предоставление иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных районов, городских и муниципальных округов Нижегородской области на предоставление социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами на газификацию жилья в российских кредитных организациях" |
капвложения |
2015 - 2024 |
Министерство энергетики и ЖКХ |
989,80 |
871,00 |
426,00 |
271,00 |
139,56 |
65,31 |
366,50 |
3 385,30 |
3 400,00 |
3 400,00 |
13 314,47 |
|
Основное мероприятие 4.3 "Строительство, модернизация газовых сетей, строительство баз газового хозяйства" |
капвложения |
2015 - 2024 |
ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (по согласованию) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Основное мероприятие 4.4 "Увеличение пропускной способности существующих газопроводов и создание дополнительных источников газоснабжения природным газом" |
капвложения |
2015 - 2024 |
ПАО "Газпром" (по согласованию); ООО "Газпром межрегионгаз" (по согласованию) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
".
3.1.3. Таблицу 2 "Сведения об индикаторах и непосредственных результатах Подпрограммы газоснабжения" подпункта 3.4.2.5 "Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации Подпрограммы газоснабжения" и сноску к ней изложить в следующей редакции:
"Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных результатах Подпрограммы газоснабжения
* До 1 января 2020 г. индикатор 1 "Уровень потенциальной газификации населения Нижегородской области природным газом" назывался "Уровень газификации природным газом жилого фонда Нижегородской области, подлежащего газификации".
** По требованиям Министерства энергетики Российской Федерации расчет показателей газификации населения производился в калькуляторе, в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 308.".
3.1.4. Таблицу 3 "Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы газоснабжения за счет средств областного бюджета", таблицу 4 подпункта "Прогнозная оценка расходов на реализацию Подпрограммы газоснабжения за счет всех источников" и сноску к ней подпункта 3.4.2.9 "Обоснование объема финансовых ресурсов" изложить в следующей редакции:
"Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы газоснабжения за счет средств областного бюджета
Статус |
Подпрограмма государственной программы |
Государственный заказчик - координатор, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
||||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Подпрограмма 4 |
"Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" |
Министерство энергетики и ЖКХ |
95 812,80 |
17 298,60 |
74 946,30 |
156 255,60 |
352 459,76 |
145 908,61 |
213 781,30 |
416 907,00 |
411 754,80 |
3 400,0 |
1888 524,87 |
Таблица 4. Прогнозная оценка расходов на реализацию Подпрограммы газоснабжения за счет всех источников
* Основное мероприятие 4.4 "Увеличение пропускной способности существующих газопроводов и создание дополнительных источников газоснабжения природным газом" финансируется в рамках Программы газификации регионов Российской Федерации за счет средств ПАО "Газпром" (г. Санкт-Петербург). Данные по финансированию на 2017 - 2024 годы ПАО "Газпром" не представлены.".
3.2. Дополнить подразделом 3.6 "Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" следующего содержания:
"3.6. Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
3.6.1. Паспорт подпрограммы
Государственный заказчик-координатор подпрограммы |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Цели подпрограммы |
Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения |
Задачи подпрограммы |
Создание условий для развития электрозарядной инфраструктуры; стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие электрозарядной инфраструктуры; повышение эффективности общественных перевозок путем внедрения автономного электротранспорта |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2022 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, составляет 952 000,00 тыс. рублей. Прогнозная оценка объема средств софинансирования федерального бюджета - 303 600,00 тыс. рублей, в том числе: в 2022 году - 303 600,00 тыс. руб.; в 2023 году - 0 тыс. руб. Ассигнования областного бюджета - 0 тыс. руб., в том числе: в 2022 году - 0 тыс. руб.; в 2023 году - 0 тыс. руб. Ассигнования местного бюджета - 0 тыс. руб., в том числе: в 2022 году - 0 тыс. руб.; в 2023 году - 0 тыс. руб. Объем финансирования мероприятий за счет внебюджетных источников - 648 400,00 тыс. руб., в том числе: в 2022 году - 466 400,00 тыс. руб.; в 2023 году - 182 000,00 тыс. руб. |
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов |
Снижение суммарного объема выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта (по эквиваленту) к уровню 2020 г. - 3,71% Количество "быстрых" (150 кВт) зарядных колонок (станций) для транспортных средств с электродвигателями к 2024 году - 136 единиц |
3.6.2. Текстовая часть подпрограммы
3.6.2.1. Характеристика текущего состояния
Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" (далее также - Подпрограмма) направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности транспортной отрасли Нижегородской области.
По экспертным оценкам, российский рынок электротранспорта существенно отстает от мирового. В 2020 году парк электромобилей в России составляет менее 1% от общего автопарка.
Автопроизводители медленно выводят на рынок электромобили из-за недостаточной развитости зарядной инфраструктуры, а организации, вовлеченные в создание такой инфраструктуры, не хотят инвестировать без наличия на рынке достаточного предложения электромобилей.
В целях определения ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории Российской Федерации электротранспортных средств распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р утверждены концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция), а также план мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2024 года. Концепция будет реализована в два этапа: I этап -2021-2024 годы; II этап - 2025 - 2030 годы. К концу первого этапа в Российской Федерации планируется произвести не менее 25 000 электромобилей и ввести в эксплуатацию ту 9 400 зарядных станций.
Развитие инфраструктуры зарядных станций для транспортных средств, работающих на экологически чистых видах энергоресурсов, является одним из приоритетных направлений в рамках решения задачи по созданию современной транспортной инфраструктуры, поставленной в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.
Начиная с 2021 года, при поддержке органов исполнительной власти Нижегородской области, в регионе активно развивается направление по созданию инфраструктуры зарядных станций для обеспечения зарядки электромобилей.
Согласно данным УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области по состоянию на 1 января 2022 г. количество транспортных средств на электрической тяге в Нижегородской области составило 158 единиц.
По состоянию на сентябрь 2022 года на территории г. Нижнего Новгорода функционируют более 25 зарядных станций, расположенных на земельных участках, прилегающих к торговым и гостиничным комплексам, на парковках общего пользования и платных парковках, и предоставляющих услуги по зарядке электрического автомобильного транспорта.
В целях увеличения доступности зарядной инфраструктуры для электротранспорта, и соответственно, увеличения спроса на электромобили, Нижегородская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 3835-р.
В течение 2022 - 2023 годов с использованием мер государственной поддержки в виде субсидий планируется установка 136 объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в том числе: 110 шт. - в 2022 году, 26 шт. - в 2023 году.
Пилотные территории |
2022 г. |
Нижегородская область, в т.ч. |
110 |
г. Нижний Новгород |
70 |
г. Дзержинск |
20 |
иные города, а также автодороги федерального и регионального значения |
20 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 431 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики" дополнена Правилами предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей. В целях развития зарядной инфраструктуры для электромобилей вышеназванные Правила предполагают предоставление субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными получателями средств инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям.
На территории Нижегородской области действуют следующие меры государственной поддержки развития электрозарядного транспорта:
Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" установлены налоговые льготы для граждан в части автомобилей, оборудованных только электрическим двигателем - ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" размещение зарядных станций (терминалов) для электротранспорта на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Законом Нижегородской области от 2 июля 2019 г. N 73-З "Об отдельных вопросах организации дорожного движения на автомобильных дорогах Нижегородской области" право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в отношении транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемых с помощью внешнего источника электроэнергии (электромобили) без ограничения времени.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 июня 2022 г. N 427 "О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей" утверждены Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта к электрическим сетям.
3.6.2.2. Цели и задачи
Главной целью Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" является обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Создание условий для развития электрозарядной инфраструктуры.
2. Стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие электрозарядной инфраструктуры.
3. Повышение эффективности общественных перевозок путем внедрения автономного электротранспорта.
3.6.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
Подпрограмма "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" реализуется в 1 этап: в 2022 - 2023 годах.
3.6.2.4. Перечень основных мероприятий Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
В рамках Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" реализуются мероприятия, приведенные в таблице 1:
Таблица 1. Перечень основных мероприятий Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
Наименование мероприятия |
Категория расходов (капвложения, НИОКР, прочие расходы) |
Сроки выполнения (годы) |
Исполнители мероприятий |
Объем финансирования (по годам) за счет средств областного бюджета, тыс. руб. |
|||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
||||
Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта " |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|||
Основное мероприятие 6.1 "Строительство объектов электрозарядной инфраструктуры" |
Прочие расходы |
2022 - 2023 |
Министерство энергетики и ЖКХ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Основное мероприятие 6.2 "Информационная поддержка мероприятий, направленных на увеличение количества электротранспорта и развитие электрозарядной инфраструктуры" |
|
2022 - 2023 |
Министерство энергетики и ЖКХ Нижегородской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
3.6.2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
Информация о составе и значениях индикаторов и непосредственных результатов реализации Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" приводится в таблице 2.
Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных результатах
N п/п |
Наименование индикатора/непосредственного результата |
Ед. измерения |
Значение индикатора/непосредственного результата |
|||||||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1. |
Индикатор. Снижение суммарного объема выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта (по эквиваленту) к уровню 2020 г. |
% к предыдущему году |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,74 |
2,6 |
3,71 |
2. |
Непосредственный результат. Количество "быстрых" (150 кВт) зарядных колонок (станций) для транспортных средств с электродвигателями (нарастающим итогом) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
110 |
136 |
136 |
3.6.2.6. Меры правового регулирования
Таблица 3. Сведения об основных мерах правового регулирования
N п/п |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта (суть) |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подпрограмма 6 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" | ||||
Основные мероприятия: | ||||
1. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2022 г. N 430-р "Об утверждении плана развития в Нижегородской области зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года" |
Содержит план развития в Нижегородской области зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года |
Министерство энергетики ЖКХ; министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области; министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области; министерство туризма и промыслов Нижегородской области; министерство информационных технологий и связи Нижегородской области |
Актуализация при необходимости |
2. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 18 мая 2022 г. N 489-р "Об утверждении плана мероприятий по стимулированию спроса в Нижегородской области на электрический автомобильный транспорт и поддержке развития зарядной инфраструктуры" |
Содержит план мероприятий по стимулированию спроса на электрический автомобильный транспорт и поддержке развития зарядной инфраструктуры |
Министерство энергетики и ЖКХ; министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области; министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области; министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области; министерство туризма и промыслов Нижегородской области; министерство информационных технологий и связи Нижегородской области |
Актуализация при необходимости |
3. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 15 июня 2022 г. N 609-р "Об утверждении перечня мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, при реализации которых возникают расходные обязательства Нижегородской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансфертиз федерального бюджета бюджету Нижегородской области" |
Содержит перечень мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, при реализации которых возникают расходные обязательства Нижегородской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Нижегородской области |
Министерство энергетики и ЖКХ |
Актуализация при необходимости |
4 |
Постановление Правительства Нижегородской области от 8 июня 2022 г. N 427 "О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей" |
постановлением утверждены: - Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта; - Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта к электрическим сетям |
Министерство энергетики и ЖКХ |
Актуализация при необходимости |
3.6.2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области
В рамках настоящей подпрограммы предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области не предусмотрено.
3.6.2.8. Обоснование объема финансовых ресурсов
Информация по ресурсному обеспечению Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" приведена в таблице 4 "Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" за счет средств областного бюджета" и таблице 5 "Прогнозная оценка расходов на реализацию Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" за счет всех источников финансирования".
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" за счет средств областного бюджета
|
Подпрограмма государственной Программы |
Государственный заказчик-координатор, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
|||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
|||
Подпрограмма |
"Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" |
Всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Министерство энергетики и ЖКХ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Таблица 5. Прогнозная оценка расходов на реализацию Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" за счет всех источников финансирования
Статус |
Наименование Подпрограммы |
Источники финансирования |
Оценка расходов (тыс. руб.), годы |
|||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
14 |
Подпрограмма |
"Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" |
Всего (1) + (2) + (3) + (4) + (5) + (6) + (7) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
770 000,00 |
182 000,00 |
- |
952 000,00 |
|
|
(1) расходы областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(2) расходы местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(3) расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(4) расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(5) федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
303 600,00 |
0 |
- |
303 600,00 |
|
|
(6) юридические лица и индивидуальные предприниматели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
466 400,00 |
182 000 |
- |
648 400 |
|
|
(7) прочие источники (собственные средства населения и др.) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Основное мероприятие 1 "Строительство объектов электрозарядной инфраструктуры" |
|
Всего (1) + (2) + (3) + (4) + (5) + (6) + (7) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
770 000,00 |
182 000,00 |
- |
952 000,00 |
|
|
(1) расходы областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(2) расходы местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(3) расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(4) расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(5) федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
303 600,00 |
0 |
- |
303 600,00 |
|
|
(6) юридические лица и индивидуальные предприниматели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
466 400,00 |
182 000 |
- |
648 400,00 |
|
|
(7) прочие источники (собственные средства населения и др.) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
- |
|
Основное мероприятие 2 "Информационная поддержка мероприятий, направленных на увеличение количества электротранспорта и развитие электрозарядной инфраструктуры" |
|
Всего (1) + (2) + (3) + (4) + (5) + (6) + (7) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(1) расходы областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(2) расходы местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(3) расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(4) расходы территориальных государственных внебюджетных фондов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(5) федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(6) юридические лица и индивидуальные предприниматели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
|
|
(7) прочие источники (собственные средства населения и др.) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
- |
|
3.6.2.9. Анализ рисков реализации Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта"
Подпрограмма "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере развития электрозарядной инфраструктуры в Нижегородской области.
Реализация Подпрограммы сопряжена с рядом макроэкономических, социальных, финансовых и иных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач Подпрограммы "Развитие электрозарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта", нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям.
К таким рискам следует отнести макроэкономические риски, связанные с нестабильностью экономики в условиях внешнего санкционного давления. Влияние внешних негативных последствий может привести к вынужденному изменению приоритетов финансирования транспортного комплекса.
Достижение целей и задач подпрограммы связано с заинтересованностью и финансовыми возможностями инвесторов, реализующих проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, так как горизонт окупаемости данных инвестиционных проектов, при отсутствии в настоящее время значительного парка электромобилей, составляет 5 - 7 лет.
Негативные факторы, влияющие на финансово-экономическое состояние организаций, осуществляющих инвестиции в развитие электрозарядной инфраструктуры в рамках Подпрограммы "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта", могут также повлечь недостижение ряда индикаторов и непосредственных ее результатов.
Минимизировать риски реализация Подпрограммы позволит расширение мер государственной поддержки, например, предоставление субсидий гражданам и организациям на приобретение электромобилей и общественного транспорта на электрической тяге.
Управление рисками при реализации Подпрограммы "Развитие электрозарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" и минимизация их негативных последствий при ее выполнении будет осуществляться на основе оперативного и среднесрочного планирования работ.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2022 г. N 899 "О внесении изменений в государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 ноября 2022 г. N 5200202211110004