Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Искитимского района
от 28 октября 2022 г. N 1095
Основные направления
бюджетной, налоговой и долговой политики Искитимского района Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Искитимского района Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2025 и 2025 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях определения ограничений и приоритетов при составлении и исполнении бюджета Искитимского района Новосибирской области 2023 - 2025 годов (далее - бюджет района), определения доминирующих факторов сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации, Новосибирской области и Искитимском районе, а также тенденций ее развития.
Основные направления базируются на решениях, принятых в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Искитимского района Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и приоритетах социально-экономического развития Искитимского района Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
II. Налоговая политика
Итоги реализации налоговой политики в 2021 - 2022 годах
На фоне сложившейся в 2020 году ситуации в экономике и социальной сфере по замедлению социально-экономического развития в связи с распространением коронавирусной инфекции, 2021 год отмечен уже постепенным восстановлением экономики района. Однако в 2022 году практически все сферы экономики вынуждены были перестраиваться на работу в условиях санкционного режима.
Объем внутреннего валового продукта (далее - ВВП) района - обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в районе, в 2021 году составил 130,85 млрд. рублей, что на 57% больше соответствующего показателя 2020 года. В 2022 году индекс физического объема ВВП прогнозируется в размере 124%.
По-прежнему основная масса инвестиций в промышленности приходится на долю двух крупных угледобывающих предприятий, в сельском хозяйстве - на ООО Птицефабрика "Улыбино".
Так в 2021 году приток инвестиций в основной капитал по району составил 10 795,3 млн. рублей, что почти в 2 раза больше соответствующего показателя 2020 года. В 2022 году ожидаемый объем инвестиций составит 8 800 млн. рублей.
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) увеличился в 2021 году на 60% и составил 102 840 млн. рублей. На долю продукции угледобывающих предприятий приходится 73% от всей отгруженной промышленной продукции, 26,2% - продукция обрабатывающих производств, 0,8% составляет продукция предприятий с видом экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
При росте за 6 месяцев 2022 года объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по видам экономической деятельности более чем в 2 раза к 2021 году, значение данного показателя за 2022 года прогнозируется в размере 165 750 млн. рублей.
Второй по значимости отраслью в районе является сельское хозяйство. Общий объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2021 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 21,8% и составил 14 550 млн. рублей. Такое значительное увеличение обусловлено ростом цен на все виды продукции, а также высоким урожаем зерновых и зернобобовых культур (146,4%).
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2022 году вырастет на 4% по отношению к 2021 году и составит 15 130 млн. рублей. Росту объема продукции сельского хозяйства будет способствовать наращивание объемов производства мяса утки ООО "Птицефабрика "Улыбино" с выходом на полную мощность предприятия к 2023 году.
В Искитимском районе ежегодно ускоренными темпами осуществляется жилищное строительство, что в итоге обеспечивает прирост налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. 2021 год также отмечен ростом показателя ввода жилья за счет всех источников финансирования. В районе введено 21 365 кв. м жилья, что на 10,8% больше соответствующего показателя 2020 года. В 2022 году прогнозируется ввод жилья в объеме 24,5 тыс. кв. м.
На потребительском рынке наблюдается перестройка на работу в условиях санкционного режима и постепенное наращивание оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
Товарооборот за 2021 год по району составил 9 528,5 млн. рублей, что на 7,4% больше соответствующего показателя за 2020 год; объем платных услуг - 1 602,6 млн. рублей и 8,9% соответственно. В 2022 году прогнозируется объем розничной торговли в размере 10 885,3 млн. рублей, индекс физического объема составит 94,6%, объем платных услуг - 1 728,8 млн. рублей и 97,3% соответственно.
Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы. В 2021 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу предприятий района составила 36 122 рубля на одного работающего, что на 6,2% больше аналогичного показателя за 2020 год - почти в 3 раза больше прожиточного минимума по Новосибирской области.
В 2021 году завершился период нормализации экономического состояния после пандемии 2020 года. По мере восстановления деловой активности и снятия антиковидных ограничений акцент смещался на обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития.
Если в период пандемии приоритетным направлением было принятие мер, призванных нивелировать экономические потрясения, то 2021 год и 1 полугодие 2022 года дали возможность вернуться к решению задач, направленных на социально-экономическое развитие и сбалансированность бюджета района.
Основными направлениями налоговой политики в указанный период стали:
1. Актуализация налоговой нагрузки.
В 2022 году продолжилась работа по вопросу установления пониженных ставок по УСН для налогоплательщиков, перешедших с уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) на УСН.
На основании налоговых статистических отчетов за 2020 - 2021 годы выполнена оценка изменения налоговой нагрузки предпринимателей. По итогам проведенного анализа было определено, что при переходе на УСН налоговая нагрузка бывших плательщиков ЕНВД не имеет значительных отклонений от налоговой нагрузки ранее действовавших плательщиков УСН и не нарушает принцип справедливого налогообложения.
2. Актуализация налогового законодательства.
2.1. В связи с прекращением действия системы налогообложения в виде ЕНВД по отдельным видам деятельности, был расширен с 4 до 34 видов перечень видов деятельности по патентной системе налогообложения (далее - ПСН), в результате чего предприниматели - бывшие налогоплательщики ЕНВД смогли продолжить свою деятельность.
Вместе с этим, региональное законодательство было актуализировано в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, расширяющими перечень основных видов деятельности на виды, востребованные на ЕНВД. Эти изменения позволили предоставить налогоплательщикам, прекратившим применение ЕНВД, дополнительные возможности для продолжения ведения бизнеса.
Положительный эффект от этих изменений заключается в увеличении количества налогоплательщиков, применяющих ПСН.
2.2. В целях стимулирования развития секторов экономики, важных для Новосибирской области, было принято решение о предоставлении начиная с 2022 года на 3 года налоговых преференций для организаций сферы ИТ-технологий: снижение с 15% до 5% ставки налога по УСН для объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", освобождение от уплаты налога на имущество организаций, предоставление возможности применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
3. Повышение собираемости налогов и недопущение роста недоимки.
3.1. Практика предыдущих лет показала высокую эффективность взаимодействия органов власти всех уровней при реализации планов, направленных на мобилизацию доходов. Начиная с 2021 года планы по мобилизации доходов региональных и местных бюджетов и по информированию граждан утверждаются на 3 года. Это способствует высокой степени организации взаимодействия заинтересованных структур в укреплении доходной части бюджета.
Данные Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - УФНС России по Новосибирской области) о задолженности бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов, перед консолидированным бюджетом Новосибирской области и государственными внебюджетными фондами, ежеквартально доводятся до сведения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области для работы по погашению указанной задолженности.
3.2. В целях повышения налоговой грамотности населения, в том числе стимулирования своевременного исполнения налоговых обязательств физическими лицами, министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области разработаны рекомендации по проведению информационных кампаний на территории Новосибирской области. Данные рекомендации подготовлены с учетом практического опыта, полученного в ходе проведения разъяснительных мероприятий в период с 2016 по 2020 годы, а также с использованием теоретических основ информационного маркетинга.
В 2021 году впервые проведена информационная кампания с применением указанных рекомендаций. Результатом этого стало повышение собираемости имущественных налогов физических лиц до 96,1% ("+" 1,2% к 2020 году). Одновременно с этим сократилась недоимка. Благодаря слаженному взаимодействию ответственных лиц всех уровней власти, эффективным методам размещения разъяснительных материалов, повышается налоговая сознательность населения и укрепляется доверие граждан к государству.
Направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
Восстановление экономической ситуации в 2021 году и первой половине 2022 года позволяет продолжить в 2023 году ряд направлений, начатых ранее.
1. Актуализация налоговой нагрузки.
1.1. Возобновление работы по актуализации размеров ПВГД при применении ПСН.
С момента введения патентной системы в 2013 году размеры ПВГД оставались неизменными. За это время основные экономические показатели, такие как индекс потребительских цен и МРОТ, которые характеризуют сферу деятельности малого предпринимательства, выросли.
Подобная ситуация приводит к нарушению принципов равенства и справедливого налогообложения. Так, налогоплательщики, уплачивающие налоги по упрощенной или общей системам налогообложения, уплачивают их с учетом роста МРОТ, а также иных экономических показателей. Однако, налогоплательщики, применяющие ПСН, уплачивают налоги исходя из экономической ситуации 2012 года. Актуализация размеров ПВГД позволит нивелировать накопившиеся диспропорции в налогообложении.
2. Повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки.
2.1. Актуальность цифровой трансформации и активное использование работающим населением портативных технических устройств делает необходимым фокусирование информационных кампаний на электронных ресурсах.
Для оперативности получения налогоплательщиком информации о своих налоговых обязательствах УФНС России по Новосибирской области следует провести всесторонний анализ эксплуатации жителями региона сервиса "Личный кабинет налогоплательщика".
В случае выявления проблем, препятствующих качественному функционированию государственного информационного ресурса и повышению результативности его использования, налоговым органам совместно с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти необходимо определить первоочередные подходы к их решению.
2.2. Для оптимизации процесса уплаты имущественных налогов физическими лицами совместно с ассоциацией "Совет муниципальных образований Новосибирской области" необходимо рассмотреть возможность уплаты крупными организациями-работодателями имущественных налогов за физических лиц путем предоставления их сотрудниками соответствующих согласий.
2.3. Необходимо внести изменения в муниципальные нормативные правовые акты в части включения условия об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при начислении выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных унитарных предприятий Искитимского района.
III. Бюджетная политика
Итоги реализации бюджетной политики в 2021 - 2022 годах
Реализация бюджетной политики в 2021 и 2022 годах происходила в существенно отличающихся условиях. Формирование и исполнение бюджета района 2021 года было основано на сложных тенденциях 2020 года. Тем не менее, отсутствие необходимости введения жестких карантинных ограничений для деловой активности, своевременные и точные меры поддержки, оказанные государством населению и бизнесу, способствовали быстрому восстановлению экономики, темпы которой наверстали упущенное и вышли со второго полугодия 2021 года на траекторию роста.
Существенная часть бюджета района 2021 года неизменно распределялась на выполнение социальных обязательств, реализацию национальных проектов и обеспечение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации.
В 2022 году в связи с обострением геополитических противоречий условия реализации бюджетной политики принципиально изменились: 2022 год проходит под знаком высоких инфляционных воздействий, набравших свою скорость к концу 2021 года. Инфляционная динамика, влекущая за собой в том числе рост цен на товары, работы и услуги, продолжает оказывать значительное влияние на выполнение принятых бюджетом района обязательств.
При формировании проекта решения о бюджете Искитимского района Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов были оценены риски снижения бюджетных возможностей, что позволило предусмотреть в бюджете района определенный запас прочности, который обеспечивает в текущем году сбережение заработной платы работников бюджетной сферы и материальное обеспечение учреждений.
В сложившихся условиях ключевыми задачами бюджетной политики являются:
рост реальных доходов населения;
защита семьи и сохранение здоровья граждан;
поддержка отраслей экономики, в том числе системообразующих организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства;
сохранение занятости и рабочих мест;
обеспечение финансовой и ценовой стабильности;
развитие информационных технологий.
Несмотря на очередной серьезный вызов для бюджетной системы как Новосибирской области, так и Искитимского района, многое уже удалось сделать для реализации задач, поставленных в 2021 - 2022 годах. Ключевым здесь является:
1. В социальной сфере.
1.1. Поддержка доходов населения.
Ускорение в 2021 году темпов роста начисленной заработной платы в среднем по наемным работникам, а также уточнение подходов при расчете средней заработной платы классных руководителей потребовало направить дополнительные средства на обеспечение контрольных соотношений оплаты труда "указных" категорий работников бюджетной сферы. В целях обеспечения конкурентоспособности уровня оплаты труда работников учреждений "неуказных" категорий фонды оплаты труда муниципальных учреждений с 01.10.2021 года повышены на 8,9%.
В условиях ускорения темпов инфляции в 2022 году для обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников муниципальных учреждений Искитимского района с 01.07.2022 года на 10% увеличены оклады (гарантированная часть заработной платы) и фонды оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы. Кроме этого, с 01.06.2022 года на 10% увеличен МРОТ - до 19 099 рублей в месяц с учетом районного коэффициента.
Эти решения - результат последовательного проведения политики опережающего роста заработных плат относительно увеличения стоимости жизни, направленные на повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан как ключевой задачи бюджетной политики.
1.2. Социальная поддержка.
Важнейшими критериями социальной поддержки выступают принципы нуждаемости, адресности помощи и простоты ее получения.
Продолжается решение одной из приоритетных в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан задач по поэтапной ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. В целях решения указанной задачи ежегодно выделяются финансовые ресурсы из федерального и областного бюджетов.
Принимая во внимание тенденцию роста стоимости жилья, Правительством Новосибирской области принято решение при приобретении и строительстве жилых помещений для данной категории детей учитывать оптимальную стоимость по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области. Соответствующий нормативный акт подготовлен министерством строительства Новосибирской области.
Кроме того, на территориях муниципальных районов в условиях дефицита на вторичном рынке жилых помещений, подходящих для предоставления детям-сиротам, принято решение об увеличении темпов строительства жилья для данной категории граждан. Для успешной реализации этой задачи решение вопросов по выделению земельных участков под строительство необходимо координировать совместно с муниципальными образованиями районами.
Во исполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, обеспечено горячее питание школьников начальных классов.
2. Развитие управленческого функционала и эффективности бюджетных трат.
Сегодня на территории Искитимского района существует обширная сеть муниципальных бюджетных учреждений. Учреждения развиваются, появляются новые требования к услугам, накапливаются проблемы, связанные с содержанием имущества. Развитие сети бюджетных учреждений, часто сопровождается накоплением неэффективного, устаревшего функционала, не востребованного населением. В связи с изменений условий деятельности и появлением новых функций, старые, которые возможно уже не актуальны, пересматриваются не всегда. Поэтому в задачу любой управленческой структуры входит периодическая оценка существующей сети на предмет эффективности ее деятельности. Принятие оптимизационных решений и их реализация безусловно дает как управленческий, так и бюджетный эффекты, и направлена, прежде всего, на создание дополнительного резерва для учреждений, и особенно сегодня, в условиях ограниченных бюджетных ресурсов, этот резерв будет наиболее необходим для обеспечения их жизнедеятельности.
3. Поддержка муниципальных образований.
Политика в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области выстраивалась с использованием основных инструментов мер межбюджетного регулирования: выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов посредством предоставления соответствующей дотации, обеспечение достаточности финансовых ресурсов в местных бюджетах на первоочередные расходы за счет предоставления субсидии на сбалансированность, повышение заинтересованности муниципальных образований к развитию собственной доходной базы путем передачи единых нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов, оказание дополнительных мер финансовой поддержки в виде бюджетных кредитов из областного бюджета.
3.1. В 2021 году были усовершенствованы методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности. Данные новации были применены при расчете нецелевой финансовой помощи муниципальным образованиям при формировании бюджета на 2022 год.
Внесенные изменения устранили недостатки действующей методики расчета нецелевой финансовой помощи. Так, в результате проводимых оптимизационных мероприятий муниципальными образованиями, сокращение приоритетных расходов не приводит к уменьшению субсидии на сбалансированность, что исключает риски потери финансовой помощи и позволяет муниципальным образованиям высвобождаемые средства направлять на бюджеты развития.
При расчете учтен расширенный перечень "приоритетных" расходов по муниципальным учреждениям, которые гарантированно обеспечиваются за счет средств областного бюджета. В данный перечень вошли расходы, такие как обслуживание транспорта, обучение, повышение квалификации работников, аттестация рабочих мест, дезинфекция и дератизация помещений, испытание электрозащитных установок, поверка оборудования и приборов учета, взносы за капитальный ремонт муниципального жилищного фонда и так далее. Ранее данные расходы учитывались через норматив "прочих" расходов.
В обновленной методике прогноз доходов уменьшен на сумму всех штрафов и платы за негативное воздействие, что позволило исключить влияние данных негарантированных доходных источников местных бюджетов на расчет финансовой помощи и снять риски неисполнения обязательств по социально-значимым расходам.
3.2. Помимо этого, в областное законодательство внесены изменения для повышения заинтересованности муниципалитетов в улучшении администрирования и в увеличении собственных доходов местных бюджетов:
установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от штрафов, налагаемых в соответствии в Законом Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", и от платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие зачислению в областной бюджет Новосибирской области;
внесены изменения в методику расчета субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности, направленные на стимулирование муниципальных образований к проведению преобразования муниципальных образований (создание муниципальных округов, объединение двух и более поселений). Так, высвобожденные от объединения ресурсы будут оставаться на территории для направления их на развитие общественной и социальной инфраструктуры муниципальных образований.
4. Управление кредиторской задолженностью.
Новацией 2021 года стало установление предельного срока начала процедур принятия бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежащих оплате за счет средств областного бюджета - не позднее 7 декабря текущего финансового года. Такое решение принято в целях предотвращения образования обязательств и (или) кредиторской задолженности, переходящей на плановый год, что позволяет не привлекать бюджетные лимиты планового года на оплату обязательств прошлых лет. По итогам применения данной нормы в отчетном финансовом году с 2022 года определен новый оптимальный срок начала процедур принятия бюджетных обязательств - не позднее 22 ноября текущего финансового года.
5. Комплексная оценка эффективности налоговых расходов.
В результате проведения мероприятий по оценке эффективности налоговых льгот, предусмотренных законодательством (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в текущем году сформирована оценка налоговых расходов муниципальных образований Искитимского района, обусловленных налоговыми льготами и иными преференциями. Комплексная оценка, включающая в себя том числе оценку эффективности, сформирована на основе данных, представленных кураторами налоговых расходов. По итогам проведенной оценки неэффективные налоговые льготы не выявлены.
Направления бюджетной политики на 2023 - 2025 годы
В условиях быстроменяющейся экономической ситуации траектория бюджетного курса будет выстроена с учетом его адаптации под новые вызовы и условия. В контексте влияния последствий ограничительных мер, вызванных как последствиями распространения коронавирусной инфекции, так и геополитическим фактором, предстоящее трехлетнее планирование бюджетных расходов должно быть основано на:
концентрации бюджетных и управленческих ресурсов на экономических и социальных направлениях, способствующих достижению национальных целей развития;
отдаче приоритета тем расходным обязательствам, которые могут быть обеспечены финансовой поддержкой со стороны федерального центра и источника софинансирования внутри действующих бюджетных обязательств;
исключении мероприятий с низкой эффективностью.
Особое внимание участникам бюджетного процесса необходимо уделить следующим направлениям:
1. В социальной сфере.
1.1. Поддержание уровня доходов населения требуется обеспечить через соблюдение следующих условий при планировании бюджетных ассигнований:
сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы "наемных работников" в регионе. Для этого продолжит действие особый порядок использования бюджетных средств, который будет предусматривать резервирование дополнительной потребности на данные цели в полном объеме на четвертый квартал текущего финансового года. Предоставление зарезервированных средств будет осуществляться по мере необходимости доведения средней заработной платы фактически работающим до уровня прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности, только после его уточнения министерством труда и социального развития Новосибирской области;
повышение МРОТ не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год;
индексации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, не являющимися "указными" категориями, в соответствии с прогнозным уровнем инфляции.
1.2. Бюджетная политика в социальной сфере ориентирована на устойчивое развитие всех ее отраслей. В сфере социальной защиты населения и занятости населения важно продолжить реализацию мероприятий, направленных на:
решение задачи по строительству жилых помещений для обеспечения ими детей-сирот в соответствии с рыночной стоимостью жилья, для выполнения которой необходимо обеспечить скоординированное взаимодействие Правительства Новосибирской области и руководителей муниципальных образований;
создание новых рабочих мест и снижение напряженности на рынке труда, в том числе путем предоставления субсидий юридическим лицам.
2. В области развития управленческого функционала и повышения эффективности бюджетных расходов.
Органам местного самоуправления, которым Правительством Новосибирской области установлен финансовый норматив, определяющий предельный объем средств на содержание местных администраций, необходимо обеспечить его соблюдение, в том числе посредством сокращения данных расходов в результате оптимизации системы муниципального управления при процедуре совершенствования территориальной организации, особенно в отношении малочисленных муниципальных поселений.
За последние годы прирост заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был значительно выше, чем прирост оплаты труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях исключения риска оттока наиболее квалифицированных кадров и диспаритета в оплате труда принимались меры по индексации оплаты труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, которые обеспечили достаточный прирост их заработной платы. Задача по сохранению достигнутого соотношения в уровнях заработной платы данных категорий остается и на период 2023 - 2025 годов.
3. В сфере межбюджетных отношений.
В сложившихся обстоятельствах 2022 года главной задачей межбюджетной политики остается не только гарантированное финансовое обеспечение "приоритетных" расходов и обеспечение сбалансированности местных бюджетов, но и создание стимулов муниципальным образованиям для развития налогового потенциала, расширения их финансовой самостоятельности.
4. В реальном секторе экономики сохранится преемственность подходов к государственной поддержке со смещением акцентов на влияние кризисных явлений в экономике, выражающаяся в:
гарантиях содействия развитию бизнеса на долгосрочную перспективу (сохранение базовых условий и ключевых параметров предоставления бюджетных ресурсов, прозрачность мер поддержки);
реализации принципа адресности с учетом ожидаемых потерь по организациям - налогоплательщикам. Поддержка должна быть выстроена по приоритетности там, где это принесет больший эффект в первую очередь для стабилизации финансового состояния реального сектора и перспективы формирования дополнительной налогооблагаемой базы, с сохранением стимулов к максимальному вовлечению средств организаций или кредитных ресурсов для развития хозяйственной деятельности;
социальной ответственности предпринимателей, использовании механизма соглашений о взаимодействии в рамках социального партнерства;
обоснованном применении штрафных санкций к получателям ресурсов для возмещения бюджетных потерь.
Мобильность субъектов малого и среднего предпринимательства в плане переориентации деятельности при существующих экономических вызовах является ключевым инструментом для сохранения и развития реального сектора на ближайшую перспективу, что требует гибкого подхода в плане корректировки характера действующих мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях имеющегося лимита бюджетных ресурсов. Работа по выявлению административных проблем, мешающих развитию малого бизнеса и вовлечению частного капитала в экономику, должна вестись постоянно.
При реализации бюджетных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо сосредоточиться на разработке и реализации индивидуальных программ оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, повышении финансовой дисциплины, снижении их убыточности, в том числе за счет модернизации действующего оборудования и инженерных сетей; более активного использования механизма концессий, в части капитального строительства объектов необходимо реализовывать мероприятия, определенные для бюджетных инвестиций.
Для дорожной отрасли актуальной остается задача выполнения работ на принципах контрактов жизненного цикла, которые являются действенным инструментом, способствующим эффективному и безопасному инвестированию бюджетных средств в инновационное развитие дорожной отрасли.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. В сфере цифрового развития основной задачей бюджетной политики является продолжение реализации запущенных в 2022 году на уровне Правительства Российской Федерации мер поддержки для ИТ-компаний, направленных на создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий.
В целях обеспечения региональных мер поддержки для ИТ-компаний, а также мер по подготовке квалифицированных ИТ-кадров прорабатываются и будут реализованы мероприятия по финансовой поддержке молодых учителей и преподавателей, созданию новых кафедр и мастерских, развитию проектов дополнительного образования, по увеличению количества бюджетных мест по направлениям подготовки в ИТ-сфере в вузах и организациях среднего профессионального образования, организации единого дня карьеры по ИТ-специальностям для всех вузов и колледжей.
Кроме того, в целях снижения налоговой нагрузки для ИТ-компаний будут применяться меры в части льготного налогообложения организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, что будет способствовать увеличению количества таких организаций и их развитию.
IV. Долговая политика
Долговая политика Искитимского района Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика) определяет цели, а также основные задачи, риски и направления деятельности по управлению муниципальным долгом Искитимского района Новосибирской области (далее - район) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Итоги реализации долговой политики предыдущего года
По итогам 2021 года муниципальный долг района составил 0,0 тыс. рублей.
Текущее состояние муниципального долга Искитимского района, основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики на 2023 - 2025 годы
По состоянию на 01 октября 2022 года муниципальный долг составил 0,0 тыс. рублей.
Правильность выбранной бюджетной тактики, проводимой на протяжении последних лет, подтверждается достижением сбалансированного результата исполнения бюджета, обеспечивающего ритмичное финансирование расходов, предусмотренных решением о бюджете района.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики района на 2023 - 2025 годы, являются:
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная неустойчивым экономическим ростом и внешнеполитическими факторами.
Приоритеты долговой политики, сложившиеся в 2020 - 2022 годах, будут сохранены.
Обеспечение потребностей в заемном финансировании, поддержание объема и структуры муниципального долга, исключающих неисполнение долговых обязательств, своевременное исполнение долговых обязательств при обеспечении минимизации расходов на обслуживание муниципального долга будут принципами управления муниципальным долгом района.
Цели и задачи долговой политики, инструменты ее реализации, анализ рисков, возникающих в процессе управления муниципальным долгом Искитимского района в 2023 - 2025 годах и основные направления долговой политики на 2023 - 2025 годы
Целями долговой политики являются:
обеспечение сбалансированности бюджета района;
поддержание параметров муниципального долга на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
своевременное исполнение долговых обязательств в полном объеме;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Задачи, которые необходимо решить при реализации долговой политики:
поддержание параметров муниципального долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечение дефицита бюджета района в 2023, 2024 и 2025 годах на уровне не более 10 процентов суммы доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за 2023, 2024 и 2025 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета района, а также на сумму фактических поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности района);
осуществление муниципальных заимствований в пределах, необходимых для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств бюджета района;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга за счет привлечения заемных средств по мере необходимости, досрочного исполнения долговых обязательств, использование механизма замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами;
недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами к полномочиям органов местного самоуправления Новосибирской области;
соблюдение установленных Правительством Новосибирской области нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.
Основными инструментами реализации долговой политики являются:
1) направление налоговых и неналоговых доходов, полученных в ходе исполнения бюджета района сверх утвержденного решением Совета депутатов о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период объема указанных доходов, на досрочное погашение долговых обязательств;
2) принятие решений о привлечении заимствованных средств исходя из фактического исполнения бюджета района, потребности в привлечении заемных средств и ситуации на финансовом рынке;
3) привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
4) проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры;
5) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств.
Основными рисками при реализации долговой политики являются:
риск роста процентной ставки и изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск недостаточного поступления доходов в бюджет района.
С целью снижения указанных выше рисков и сохранения их на приемлемом уровне реализация долговой политики будет осуществляться на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения муниципальных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет.
Основными направлениями долговой политики являются:
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета района, на досрочное погашение долговых обязательств района или замещение планируемых к привлечению заемных средств;
недопущение принятия новых расходных обязательств района, не обеспеченных источниками доходов;
осуществление муниципальных внутренних заимствований в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом планируемых кассовых разрывов, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых районом кредитных ресурсов минимальна;
использование возможностей привлечения бюджетных кредитов из областного бюджета;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Искитимского района Новосибирской области от 28 октября 2022 г. N 1095 "Об основных направлениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.