Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Ижевска
от 10 ноября 2022 г. N 2246
Прогноз
социально-экономического развития города Ижевска на 2023 - 2025 годы
Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год
Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год подготовлены на основе статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее - Удмуртстат) на момент разработки указанных материалов.
Кроме того, при оценке основных показателей социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год учтена информация 32 предприятий города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет города, в том числе 23 промышленных предприятий, доля которых в объеме отгруженной продукции промышленного производства по крупным и средним предприятиям города Ижевска за 2021 год составила 47,3%. Также учтена информация казенного учреждения Удмуртской Республики "Республиканский центр занятости населения" (далее - Республиканский ЦЗН).
В 2021 году социально-экономическая ситуация, как в целом по России, так и в городе Ижевске, характеризовалась стабильностью и ростом показателей после существенного их замедления в прошлом году из-за введенных ограничений в период распространения новой коронавирусной инфекции.
С конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. На данные изменения повлияли введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество.
Деятельность предприятий сдерживают сложности с логистикой при поставке оборудования, неопределенность относительно будущих рынков сбыта и возможных объемов производства, а также колебания обменного курса, которые осложняют актуализацию бизнес-планов и оценку будущей рентабельности производства. Соответственно, многие предприятия приостанавливают реализацию ряда долгосрочных инвестиционных проектов.
Сдержанная потребительская активность, в том числе вследствие более заметной склонности населения к сберегательному поведению, привела к снижению показателей потребительского сектора. Сокращение розничной торговли произошло в основном за счет непродовольственного сегмента, также на этот фактор оказали влияние имеющиеся значительные ограничения предложения в части импортных товаров. Кроме того, из-за сильного повышения цен в марте-апреле 2022 года и снижения доходов населения спрос со стороны населения на отдельные виды товаров остается низким. Значительный рост потребительских цен, в особенности на товары и услуги повседневного спроса, привел к заметному снижению реальных доходов населения.
Перечисленные общероссийские тенденции отразились и на развитии экономики Ижевска.
В рамках реагирования на изменение социально-экономической и внешнеполитической ситуации Правительством Российской Федерации был разработан и 15 марта 2022 г. принят План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который впоследствии регулярно дополнялся новыми мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. Основными целями Плана стали обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотными средствами; сохранение занятости. План включает также и меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке.
Благодаря указанным мерам экономика продемонстрировала устойчивость.
Информация об итогах социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемых итогах за 2022 год представлена в таблице 1.
Итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги за 2022 год
Таблица 1
Показатели |
1 квартал 2022 г. 1 |
1 полугодие 2022 г. 1 |
9 месяцев 2022. 1 |
оценка 2022 г. |
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых (B), обрабатывающим производствам (C), обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха (D), водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (E) по предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб. |
87 339,3 |
169 297,8 |
245 894,8 |
364 094 |
Темп роста, % |
144,5 |
126,6 |
118,8 |
109,1 |
Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации), млн. руб. |
191 423 |
|||
Темп роста, % |
... 2 |
116,0 |
||
Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб. |
7 387,1 |
17 889,3 |
47 750 |
|
Темп роста, % |
106,0 |
111,6 |
104,0 |
|
Ввод жилых домов, тыс. кв. м. |
223,0 |
334,2 |
433,9 |
464,5 3 |
Темп роста, % |
170,9 |
145,7 |
126,6 |
100,0 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций, млн. руб. |
22 739,3 4 |
41 540,2 4 |
114 645 |
|
Темп роста, % |
132,1 4 |
106,0 4 |
95,4 |
|
Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб. |
26 250,2 |
54 257,6 |
110 750 |
|
Темп роста, % |
114,0 |
111,4 |
109,8 |
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, руб. |
50 442,6 |
52 486,7 |
53 317 |
|
Темп роста, % |
113,5 |
111,5 |
110,9 |
|
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, тыс. чел. |
173,5 |
172,3 |
173,1 |
|
Темп роста, % |
100,4 |
99,9 |
99,0 |
|
Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции): |
|
|
|
|
в Российской Федерации, % |
111,5 |
114,3 |
114,3 |
113,9 5 |
в Удмуртской Республике, % |
112,4 |
115,6 |
115,6 |
115,7 6 |
Численность постоянного населения на начало года, чел. |
645 183 |
х |
х |
644 093 7 |
Рождаемость, чел. |
1 442 |
2 736 |
6 150 |
|
Темп роста, % |
92,5 |
90,0 |
|
98,2 |
Смертность, чел. |
2 146 |
3 866 |
8 000 |
|
Темп роста, % |
97,9 |
92,0 |
|
82,6 |
Естественная убыль населения, чел. |
-704 |
-1 130 |
-1 850 |
|
Миграционный прирост (убыль) населения, чел. |
54 |
-61 |
760 |
|
Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, чел. 8 |
2 201 |
2 136 |
2 365 |
2 500 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец периода, % 8 |
1,24 |
0,61 |
0,67 |
0,71 |
-----------------------------
1 - оперативные данные Удмуртстата;
2 - с 2019 года квартальное статистическое наблюдение по розничному товарообороту, обороту общественного питания Удмуртстатом не проводится;
3 - в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 01.04.2022 года N 312-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2022 году";
4 - по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства;
5 - по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
6 - по прогнозу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
7 - оценка на начало 2023 года;
8 - информация Республиканского ЦЗН;
... - информация на момент разработки прогноза Удмуртстатом не предоставлена.
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2023 - 2025 годы
1. Введение
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов подготовлен в соответствии со ст. 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ст. 11, 39 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Положением о стратегическом планировании в муниципальном образовании "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016 г. N 151; ст. 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2010 г. N 19; постановлением Администрации города Ижевска от 08.06.2016 г. N 193 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на очередной финансовый год и плановый период"; распоряжением Администрации города Ижевска от 29.08.2011 г. N 357 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки, а также осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Ижевска на среднесрочный период".
2. Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, одобренного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 октября 2022 года N 1166-р (далее - прогноз Удмуртской Республики), анализа тенденций развития экономики города Ижевска, сложившихся в 2021 году и в течение 2022 года, обобщения прогнозных материалов предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Ижевска, отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска.
Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Показатели |
ед. изм. |
2020 год, факт 1 |
2021 год, факт 1 |
2022 год, оценка |
2023 год, прогноз |
2024 год, прогноз |
2025 год, прогноз |
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых (B), обрабатывающим производствам (C), обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха (D), водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (E) по предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
млн. руб. |
238 393 |
333 795 |
364 094 |
352 164 |
353 971 |
373 169 |
Темп роста |
% |
72,2 |
140,0 |
109,1 |
96,7 |
100,5 |
105,4 |
Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации) |
млн. руб. |
147 113 |
165 005 |
191 423 |
206 098 |
220 912 |
237 536 |
Темп роста |
% |
98,2 |
112,2 |
116,0 |
107,7 |
107,2 |
107,5 |
Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб. |
млн. руб. |
44 049 |
45 898 |
47 750 |
49 660 |
51 740 |
53 800 |
Темп роста |
% |
102,1 |
104,2 |
104,0 |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
Ввод жилых домов |
тыс. кв. м. |
443,2 |
464,4 |
464,5 2 |
464,5 2 |
478,1 2 |
495,1 2 |
Темп роста |
% |
106,2 |
104,8 |
100,0 |
100,0 |
102,9 |
103,6 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций |
млн. руб. |
82 735 |
120 211 |
114 645 |
117 390 |
120 725 |
124 545 |
Темп роста |
% |
79,7 |
145,3 |
95,4 |
102,4 |
102,8 |
103,2 |
Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
млн. руб. |
92 032 |
100 880 |
110 750 |
119 647 |
127 875 |
135 753 |
Темп роста |
% |
104,7 |
109,6 |
109,8 |
108,0 |
106,9 |
106,2 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
руб. |
43 522 |
48 098 |
53 317 |
57 600 |
61 490 |
65 203 |
Темп роста |
% |
105,5 |
110,5 |
110,9 |
108,0 |
106,8 |
106,0 |
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
тыс. чел. |
176,2 |
174,8 |
173,1 |
173,1 |
173,3 |
173,5 |
Темп роста |
% |
99,3 |
99,2 |
99,0 |
100,0 |
100,1 |
100,1 |
Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции): в Российской Федерации 3 |
% |
103,4 |
106,7 |
113,9 |
106,0 |
104,7 |
104,0 |
в Удмуртской Республике 4 |
% |
103,3 |
106,7 |
115,7 |
108,4 |
105,7 |
104,5 |
Численность постоянного населения на начало года |
тыс. чел. |
648,146 |
646,468 |
645,183 5 |
644,093 |
643,473 |
643,133 |
Темп роста |
% |
99,9 |
99,7 |
99,8 |
99,8 |
99,9 |
99,9 |
Рождаемость |
тыс. чел. |
6,269 |
6,263 |
6,150 |
6,110 |
6,080 |
6,050 |
Темп роста |
% |
97,0 |
99,9 |
98,2 |
99,3 |
99,5 |
99,5 |
Смертность |
тыс. чел. |
8,544 |
9,691 |
8,000 |
7,500 |
7,200 |
7,000 |
Темп роста |
% |
123,1 |
113,4 |
82,6 |
93,8 |
96,0 |
97,2 |
Естественная убыль населения |
тыс. чел. |
-2,275 |
-3,428 |
-1,850 |
-1,390 |
-1,120 |
-0,950 |
Миграционный прирост (убыль) населения |
тыс. чел. |
0,597 |
2,143 |
0,760 |
0,770 |
0,780 |
0,790 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года 6 |
тыс. чел. |
7,7 |
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года 6 |
% |
2,20 |
0,78 |
0,71 |
0,71 |
0,68 |
0,68 |
-----------------------------
1 - уточненные данные Удмуртстата;
2 - в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2022 г. N 169 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.08.2015 г. N 408 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике";
3 - по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
4 - по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
5 - факт;
6 - информация Республиканского ЦЗН
3. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 2021 год в Ижевске увеличился на 40,0% в действующих ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) и составил 333 795 млн. руб. (в 2020 году - 238 393 млн. руб.).
За 9 месяцев 2022 года по оперативным данным Удмуртстата объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в Ижевске увеличился на 18,8% к АППГ (по Удмуртской Республике - рост на 23,1%) и составил 245 894,8 млн. руб. Из них:
103 148,3 млн. руб. - объем отгруженных товаров предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, что больше, чем за АППГ на 21,9% в действующих ценах;
116 079,5 млн. руб. - объём отгруженных товаров предприятий обрабатывающих производств, что больше, чем за АППГ на 19,6% в действующих ценах;
21 417,4 млн. руб. - объем отгруженных товаров предприятий, занимающихся обеспечением электроэнергией, газом и паром; кондиционированием воздуха, что больше, чем за АППГ на 1,3% в действующих ценах;
5 249,6 млн. руб. - объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг предприятий, занимающихся водоснабжением; водоотведением, организацией сбора и утилизацией отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений, что больше, чем за АППГ на 24,2% в действующих ценах.
Динамика объёмов отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 9 месяцев 2021 - 2022 гг. представлена на рис. 1.
Рис. 1. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
Наибольшую долю в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 9 месяцев 2022 года занимала продукция предприятий обрабатывающих производств - 47,2% (за АППГ - 46,9%) и предприятий по добыче полезных ископаемых - 41,9% (за АППГ - 40,9%).
В ТОП-10 по объёмам отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами за январь-сентябрь 2022 года вошли следующие предприятия: ПАО "Ижсталь", АО "Концерн "Калашников", АО "ИЭМЗ "Купол", ФЛ "УДМУРТСКИЙ" ПАО "Т ПЛЮС", АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", Филиал Удмуртэнерго ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ТОСП ООО "ЦСТ", ПАО "Ижнефтемаш", ТОСП ОАО "МИЛКОМ", АО "Ижевский радиозавод". Их доля составила 35,3%.
В течение 2022 года в Ижевске отмечается снижение темпов роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства: за 1 квартал 2022 года - 144,5%, за 1 полугодие 2022 года - 126,6%, за 9 месяцев 2022 года - 118,8% к АППГ. В связи с чем, по итогам 2022 года ожидается, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в городе Ижевске составит 364,1 млрд. руб., с темпом роста 109,1% к уровню 2021 года.
Ограничения на ввоз комплектующих и сырья в ряде отраслей и сегментов экономики, изменения в планах развития предприятий, входящих в Группу АО "АВТОВАЗ", инфляция продолжат влиять на экономическую ситуацию в Ижевске. Кроме того, на динамику объемов отгрузки в промышленности будут оказывать влияние государственные оборонные заказы.
В плановом периоде темп роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг на промышленных предприятиях города, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составит: 2023 год - 96,7%, 2024 год - 100,5%, 2025 год - 105,4% в действующих ценах (рис. 2).
4. Прибыль
Объем прибыли по полному кругу прибыльных организаций города Ижевска за 2021 год увеличился по сравнению с АППГ на 45,3% и составил 120,2 млрд. руб. Доля города Ижевска в объеме прибыли по полному кругу организаций Удмуртской Республики составила 85,4%.
За 1 полугодие 2022 года объем прибыли, полученной крупными и средними прибыльными организациями города Ижевска (по сопоставимому кругу организаций), по сравнению с АППГ увеличился на 6,0% (в Удмуртской Республике рост на 8,9%) и составил 41,5 млрд. руб. Удельный вес прибыльных организаций в Ижевске - 66,4% (за 1 полугодие 2021 года - 74,7%).
Сумма убытка, полученного крупными и средними организациями города Ижевска (по сопоставимому кругу организаций), за 1 полугодие 2022 года увеличилась относительно АППГ на 64,5% и составила 4 719,5 млн. руб. Удельный вес убыточных организаций в Ижевске - 33,6% (за 1 полугодие 2021 года - 25,3%).
В объеме прибыли, полученной крупными и средними прибыльными организациями города Ижевска, за 1 полугодие 2022 года наибольшую долю занимала прибыль предприятий по добыче полезных ископаемых - 67,9%, предприятий обрабатывающих производств - 18,1%, предприятий, занятых торговлей оптовой и розничной, ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов - 5,7%.
Так как объем прибыли по добыче полезных ископаемых в Ижевске и Удмуртской Республике практически совпадают (учет прибыли Удмуртстатом ведется по месту нахождения головной организации), учитывая прогноз Удмуртской Республики, в 2022 году в Ижевске ожидается снижение прибыли прибыльных организаций на 4,6%, а в среднесрочном периоде, ожидается постепенный ее рост на 2,4% - 2,8% - 3,2% (рис. 3) вследствие ускорения роста экономики, с одновременным созданием условий для роста инвестиций в основной капитал.
5. Инвестиции
В 2021 году объем инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 4,2% к АППГ и составил 45,9 млрд. руб.
Наибольший удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал, освоенных крупными и средними организациями города Ижевска, за 2021 год занимали предприятия с видами экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (39,2%), обрабатывающие производства (10,8%), транспортировка и хранение (9,6%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (8,3%).
Продолжена работа по созданию условий для развития производства и осуществления инвестиционной деятельности на территории города, республики. Реализуются муниципальные и республиканские меры поддержки по обеспечению устойчивого развития Удмуртской Республики в условиях внешнего санкционного давления, проводится налоговая политика, направленная на развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности, оказывается поддержка инвесторам, развивающим производства по импортозамещению.
В связи с этим, в 2022 году прогнозируется, что темп роста инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям составит 104,0%, в том числе за счет реализации следующих проектов:
- АО "ИЭМЗ "Купол": Создание промышленного комплекса по производству импортозамещающих климатических систем;
- МУП г. Ижевска "Ижводоканал": СПВ "Кама-Ижевск". Строительство сооружений повторного использования промывных вод скорых фильтров и обработки осадка горизонтальных отстойников;
В 2023 - 2025 годах на территории города Ижевска к реализации планируются следующие проекты:
- АО "ИЭМЗ "Купол": Создание промышленного комплекса по производству импортозамещающих климатических систем;
- ЗАО "Рестер": организация производства двухкомпонентных растворов для перитонеального диализа;
- АО "Концерн "Калашников": проектирование и строительство очистных сооружений промышленных стоков;
- АО "Концерн "Калашников": доработка и внедрение единой корпоративной системы управления предприятием и жизненным циклом изделия на отечественной платформе;
- МУП г. Ижевска "Ижводоканал": строительство цеха по производству, хранению и дозированию низкоконцентрированного гипохлорита натрия, вырабатываемого методом электролиза;
Кроме того, в рамках муниципально-частного партнерства реализуется инвестиционный проект "Проектирование, строительство, эксплуатация автоматических автозаправочных станций (ААЗС) по отпуску населению нефтепродуктов и электрозарядке транспортных средств с электродвигателями".
В 2022 году планируется заключение концессионного соглашения о финансировании, создании и эксплуатации объекта спорта "Дворец единоборств" в городе Ижевске.
С учетом реализуемых на территории города инвестиционных проектов общая сумма инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по организациям, не относящимся субъектам малого предпринимательства, в 2023 - 2025 годах увеличится на 4,0 - 4,2%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году составит 49,7 млрд. руб., в 2024 году - 51,7 млрд. руб., в 2025 году - 53,8 млрд. руб. (рис. 4).
6. Строительство
На территории города за счет средств физических и юридических лиц активно продолжается строительство многоквартирных многоэтажных жилых домов и индивидуальных жилых домов. В 2021 году в Ижевске введено 464,4 тыс. кв. м. общей площади жилых домов (в 2020 году - 443,2 тыс. кв. м). Это самый высокий показатель за последние 13 лет.
На 2022 год в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 01.04.2022 года N 312-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2022 году" и постановлением Администрации города Ижевска от 20.04.2022 года N 775 "Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2022 году" задание по вводу жилья для города Ижевска составляет 464 500 кв. м. Планируется, что за счет строительства многоквартирных домов, в том числе в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", программы "Молодая семья" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственных программ по субсидированию ипотечных ставок "Господдержка семей с детьми", "Господдержка", направленных на стимулирование строительной отрасли и создание благоприятных условий для семей при решении жилищной проблемы, а также за счет застройщиков индивидуального жилья данный показатель к концу 2022 года будет достигнут.
Плановые значения по вводу жилья на 2023 год - 464 500 кв. м., на 2024 год - 478 095 кв. м., на 2025 год - 495 089 кв. м. (рис. 5.) предусмотрены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2022 г. N 169 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 17.08.2015 г. N 408 "Об утверждении государственной программы УР "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике".
Наращиваются объемы по строительству и капитальному ремонту объектов социальной сферы. Средний темп строительства составил 1 школа и 2 детских сада в год.
По итогам первого полугодия 2022 года завершено строительство школы на 1224 места по ул. Архитектора П.П. Берша в Устиновском районе города Ижевска, детского сада в гор. Машиностроителей на 150 мест; разработаны проекты, получены положительные заключения госэкспертизы на строительство детского сада по ул. Ворошилова, 46а, на завершение строительства ДШИ N 3; откорректирован проект по строительству детского сада по ул. В. Сивкова на 240 мест.
К концу 2022 года будет обеспечен ввод в эксплуатацию, завершен капитальный ремонт следующих объектов:
- 9 объектов, реализуемых в рамках программы "Стимул" (расширение ул. В.С. Тарасова на участке от ул. 50 лет ВЛКСМ до ул. Школьная с организацией двустороннего движения и реконструкцией перекрестка территорий; строительство подъездной дороги в микрорайоне N 7 жилого района "Восточный" в Устиновском районе г. Ижевска; строительство водопровода, ливневой канализации, теплотрассы, хозяйственно-бытовой канализации к жилому комплексу, расположенному между ул. К. Маркса и ул. Красная в Первомайском районе г. Ижевска; строительство водопровода и хозяйственно-бытовой канализации к жилым домам N 1, N 2, N 3, N 4 по ул. Камбарская; строительство сетей теплоснабжения к жилым домам по ул. Ухтомского);
- благоустройство Центральной площади на участке от ул. Красная до ул. М. Горького (в рамках национального проекта "Жилье и городская среда");
- установка стелы в честь присвоения городу Ижевску почетного звания Российской Федерации "Город трудовой доблести" (1 этап);
- работы по сохранению объекта культурного наследия "Памятник И.Д. Пастухову, 1933, скульптор Ефимов И.С.; бронза";
- капитальный ремонт здания МБУ ОО ДО "Детская школа искусств N 1 им. Г.А. Корепанова", МАУ ОО ДО "Детская школа искусств N 2 им. П.И. Чайковского", МБОУ ДО "Военно-патриотический центр "Школа юных летчиков";
- капитальный ремонт фасада здания МБОУ "СОШ N 55" по ул. Автономная, 23 Ленинского района и крыльца Гимназии N 6 им. Габдуллы Тукая;
- капитальный ремонт кровель в рамках "Большого ремонта" (МАДОУ N 287, МБОУ "СОШ N 35").
Также к концу 2022 года планируется разработать проектно-сметную документацию по следующим объектам:
- строительство автомобильной дороги от пр. Колосковый до ул. Славянское шоссе;
- строительство нового здания школы N 61 (со сносом старого здания) в Ленинском районе;
- капитальный ремонт кровли МБДОУ N 54;
- капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений (СОШ N 9, 62, IT-Лицей N 24);
- сохранение объекта культурного наследия ДНТ "Спартак" и монумента дружбы "Навеки с Россией";
- капитальный ремонт "Комплексной спортивной школы" по ул. Советская;
- строительство приюта для безнадзорных животных в Устиновском районе.
К приоритетным задачам на 2023 год относятся:
- начало строительства зданий и сооружений ГКНС N 3 и коллектора N 26;
- завершение строительства сооружений повторного использования промывных вод на СПВ "Кама-Ижевск";
- строительство инженерных коммуникаций и автодорог в рамках программы "Стимул";
- начало строительства сетей водоснабжения в мкр. Люлли;
- завершение строительства дополнительного здания детской школы искусств N 3 и спортивного стадиона школы N 5;
- строительство спортивных стадионов школ N 16,76, а также разработка проектной документации на строительство межшкольных стадионов;
- установка модульного спортивного зала на территории школы N 51;
- начало строительства здания детского сада по ул. В. Сивкого, 265б в Октябрьском районе г. Ижевска, здания детского сада по ул. Ворошилова, 46а в Устиновском районе г. Ижевска;
- строительство здания школы N 61;
- разработка проектной документации на строительство школы по ул. Щедрина, 1 со сносом ветхого здания МБОУ "СОШ N 63" и в мкр. Новый город, на строительство детского сада по ул. Ильфата Закирова;
- начало строительства яхт клуба "Дельфин" в Октябрьском районе г. Ижевска;
- капитальный ремонт зданий МБОУ "Хореографический лицей N 95", МБОУ "СОШ N 90", МБОУ "СОШ N 63", МБОУ "Гимназии N 6 им. Габдуллы Тукая";
- начало капитального ремонта здания МАУ "Комплексная спортивная школа";
- начало мероприятий по сохранению объекта культурного наследия ДНТ "Спартак";
- завершение строительства приюта для безнадзорных животных;
- проведение капитального ремонта кровель и замены оконных блоков в рамках программы "Большой ремонт";
- установка стелы в честь присвоения городу Ижевску почетного звания Российской Федерации "Город трудовой доблести" (2 этап - благоустройство сквера);
- разработка проектной документации на проведение капитального ремонта в общеобразовательных учреждениях, для участия в программе "Модернизация школьных систем образования".
Ведется работа по привлечению субсидий и внебюджетных средств на строительство автомобильных дорог. Город получил федеральные субсидии на создание инженерных коммуникаций, автомобильных дорог в районах многоквартирной застройки.
На сегодняшний день для создания социальной, инженерной, дорожной инфраструктуры ведется работа с застройщиками города. Заключены соглашения о добровольных пожертвованиях, по условиям которых застройщики направляют собственные средства на разработку проектной документации, а также на строительство муниципальных объектов, что снижает нагрузку на бюджет.
Для привлечения дополнительных источников финансирования в объекты муниципальной собственности Администрация города Ижевска регулярно направляет заявки, письма и обращения в отраслевые министерства Удмуртской Республики с целью участия муниципального образования "Город Ижевск" в национальных проектах, государственных программах.
Приоритетными направлениями деятельности на 2023 - 2025 гг. остаются следующие:
- продолжение работы по проектированию, строительству (реконструкции), капитальному ремонту объектов муниципальной собственности;
- взаимодействие с вышестоящими органами исполнительной власти, застройщиками Ижевска, инвесторами по вопросу привлечения финансовых средств на создание и ремонт объектов муниципальной собственности;
- усиление контроля над строительством и капитальным ремонтом объектов.
7. Потребительский рынок
В 2021 году общий объем розничного товарооборота в городе Ижевске по сравнению с АППГ увеличился в действующих ценах на 12,2% и составил 165,0 млрд. руб., в том числе:
- оборот розничной торговли увеличился на 11,6% и составил 156,7 млрд. руб. (103,7% в сопоставимых ценах к 2020 году),
- оборот общественного питания увеличился на 25,2% и составил 8,3 млрд. руб. (118,1% в сопоставимых ценах к 2020 году).
В Удмуртской Республике оборот розничной торговли за 2021 год увеличился на 10,8% и составил 265,6 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 103,0%.
Среднегодовая инфляция на потребительском рынке Удмуртской Республики в 2021 году сложилась на уровне 6,7%, что повторяет среднероссийские тенденции. Рост цен на продовольственные товары составил 7,8%, непродовольственные товары - 7,1%, услуги - 4,6%.
Справочно: начиная с 2019 года, в соответствии с Производственным планом работ Росстата квартальное статистическое наблюдение по розничному товарообороту, обороту общественного питания по городским округам и муниципальным районам Удмуртской Республики не проводится. В связи с чем, данные сведения по городу Ижевску Удмуртстат разрабатывает только по итогам года. Информация по индексу потребительских цен разрабатывается только по Удмуртской Республике.
В январе-августе 2022 года оборот розничной торговли в Удмуртской Республике увеличился на 18,1% и в сопоставимых ценах был на 0,1% ниже соответствующего периода 2021 года. На данный рост оказали влияние инфляционные процессы, причем темпами, превышающими рост цен в целом по России.
Среднегодовой индекс потребительских цен в Удмуртской Республике по итогам 8 месяцев 2022 года составил 115,7% (в России - 114,4%), в том числе на товары - 118,1% (в России - 116,3%), на услуги - 108,8% (в России - 109,2%).
Негативное влияние на динамику цен в 2022 году оказал ажиотажный спрос на продовольственные и непродовольственные товары в марте текущего года. В марте рост цен по отношению к февралю на непродовольственные товары в Удмуртской Республике составил 15,0%, на продовольственные - 6,9%.
Наибольший рост цен в текущем периоде отмечается на товары повседневного спроса (сахар, муку, молоко). В сегменте непродовольственных товаров наблюдался ускоренный рост цен на отдельные товары с высокой импортной составляющей - моющие и чистящие средства, мебель, электротовары, а также строительные материалы.
Замедление среднегодовой инфляции в летний период и умеренный рост цен до конца года по прогнозу Удмуртской Республики приведут к формированию инфляции в среднегодовом исчислении на уровне - 115,7%.
Учитывая вышеизложенное, в 2022 году ожидается, что темп роста общего объема розничного товарооборота в действующих ценах в городе Ижевске составит 116,0% к АППГ.
В прогнозируемом периоде на потребительский спрос по-прежнему будут оказывать влияние инфляционные процессы и динамика реальных располагаемых доходов населения: темп роста общего объема розничного товарооборота в 2023 году в действующих ценах составит - 107,7%, в 2024 году - 107,2%, в 2025 году - 107,5 (рис. 6).
В качестве положительных факторов, на рост оборота розничной торговли повлияет расширение возможностей онлайн - торговли, гибкость бизнеса в условиях санкций, запуск новых направлений в развитии торговли.
Факторами, которые могут оказать отрицательное воздействие на динамику роста оборота розничной торговли:
- ужесточение антироссийских санкций;
- рост закупочных цен на потребительские товары;
- сдержанный потребительский спрос, обусловленный умеренным ростом реальных располагаемых доходов;
- изменение потребительского поведения в сторону сбережения;
- наличие долговой нагрузки по кредитам.
8. Демография
В демографической ситуации в Ижевске в 2019 - 2022 гг. в результате заметного снижения рождаемости естественный прирост населения сменился естественной убылью.
Данная тенденция вызвана ежегодным, начиная с 2016 года, снижением рождаемости в Ижевске, что вызвано демографическими причинами: в фертильный возраст вступило немногочисленное поколение 90-х годов, вследствие чего численность женщин в основном репродуктивном возрасте (от 20 до 35 лет), на которую приходится основная доля рождений, сократилась. Данная тенденция будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода (рис. 7).
Рис. 7 Численность женщин в возрасте 20-35 лет (на начало года)
Кроме того, в 2020 - 2022 г.г. ухудшение демографической ситуации также произошло на фоне пандемии COVID-19.
По данным Удмуртстата в 2021 года в Ижевске родилось 6 263 чел. (на 6 чел. меньше, чем в 2020 году). В то же время значительно увеличилась смертность населения - в 2021 году умерло 9 691 чел., что на 1 147 чел. больше, чем в предыдущем году. Естественная убыль населения в 2021 году выросла, достигнув 3 428 чел. (в 2020 году естественная убыль населения составляла 2 275 чел.).
Снижение показателя рождаемости также обусловлено тенденцией к откладыванию рождения, как первых, так и вторых детей, на более поздний период. Информация о количестве семей по очередности рождения детей в городе Ижевске по данным Управления ЗАГС Администрации города Ижевска представлена на рис. 8.
За январь - август 2022 года по данным Удмуртстата рождаемость в Ижевске по сравнению с АППГ сократилась (3 678 рождений против 4 114 чел.), также сократилась и смертность (4 975 чел. против 5 813 чел). Естественная убыль населения снизилась, составив 1 297 чел. (за АППГ - 1 699 чел.).
По итогам 2022 года ожидается, что рождаемость будет ниже, чем в 2021 году, и составит 6 150 чел., в среднесрочном периоде прогнозируется ее дальнейшее сокращение. Учитывая эпидемиологическую обстановку, прогнозируется достаточно высокая смертность в 2022 году, с постепенным ее снижением в последующие годы (рис. 9).
В миграционных процессах по итогам 2021 года в Ижевске отмечалась положительная тенденция: число прибывших превысило число выбывших. Миграционный прирост по данным Удмуртстата составил 2 143 чел. За январь-август 2022 года сложилась миграционная убыль - 126 чел.
На динамику показателя в существенной мере оказывают влияние изменения действующего миграционного законодательства, а также недружественные действия иностранных государств в отношении Российской Федерации.
Вместе с тем, за счет ежегодного притока в Ижевск студентов на обучение, привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, изменений в действующем миграционном законодательстве, упрощающих процедуру получения гражданства Российской Федерации, по итогам 2002 года и в прогнозном периоде в Ижевске ожидается миграционный прирост.
В результате демографических процессов численность постоянного населения в городе Ижевске на 01.01.2022 г. снизилась и составила 645 183 чел. По прогнозу, в ближайшее время существенного изменения сложившихся тенденций в Ижевске не предвидится, ежегодное сокращение численности населения продолжится (рис. 10).
9. Занятость населения
Численность работающих в организациях города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, на протяжении ряда лет имеет тенденцию к снижению. В 2021 году в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, работало 174,8 тыс. чел. или 99,2% к АППГ.
В 2022 году данная тенденция не изменились. За первое полугодие 2022 года 233 организации сообщили в Республиканский ЦЗН о предстоящем высвобождении работников в количестве 1310 чел., проживающих в городе Ижевске (на 01.07.2021 года - 145 организаций о высвобождении 927 ижевчан).
По поступившим в Республиканский ЦЗН от организаций сведениям на 01.07.2022 года в городе Ижевске в режиме неполной занятости работало 1062 чел. на 10 предприятиях города, в режиме простоя находились 3509 чел. на 5 предприятиях города (на 01.07.2021 года - в режиме неполной занятости 106 чел. на 2 предприятиях города, в режиме простоя - 104 чел. на 2 предприятиях).
По итогам 2022 года ожидается, что среднесписочная численность работников в организациях города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, снизится и составит 173,1 тыс. чел. В 2023 году увеличения числа занятых на крупных и средних предприятиях не ожидается. В 2024 - 2025 годы в Ижевске прогнозируется ежегодный незначительный прирост числа работающих (рис. 11).
Рис. 11 Среднесписочная численность работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства
Расширение границ трудоспособного возраста в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" и постепенное увеличение численности населения в трудоспособном возрасте (рис. 12) не окажет большого влияния на рост численности трудовых ресурсов в экономике города.
На численность работников в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в Ижевске также окажут влияние:
- существенные изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики;
- миграционная убыль населения в трудоспособном возрасте (в 2021 году - в возрасте 19-20 лет и, начиная с 40 лет; в 2020 году в возрасте 19-22 года и, начиная с 46 лет);
- переход работников в сферу малого бизнеса в результате проводимой политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (таблица 3).
Таблица 3
Прогноз числа субъектов малого и среднего предпринимательства и среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий города Ижевска
Показатели |
2020 год факт |
2021 год факт |
2022 год оценка |
2023 год прогноз |
2024 год прогноз |
2025 год прогноз |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
34 417 |
35 322 |
35 670 |
36 029 |
36 400 |
36 750 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, чел. |
116 476 |
111 431 |
112 825 |
113 970 |
115 100 |
116 250 |
Исходя из данных Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике, в 2020 году по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ижевска вели деятельность 34 417 субъектов малого и среднего бизнеса, в 2021 году - 35 322 ед., по состоянию на 10.10.2021 - 35 075 ед. (61,7% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике), в том числе: 16 947 ед. юридических лиц и 18 128 ед. индивидуальных предпринимателей.
С 1 июля 2020 года на территории Удмуртской Республики введен новый налоговый режим "Налог на профессиональный доход". По состоянию на 01.10.2022 количество зарегистрированных "самозанятых" в Ижевске - 23 972 ед.
Структура малых и средних предприятий (с учетом ИП и микропредприятий) по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса.
Несмотря на изменившуюся с конца февраля текущего года ситуацию, уход отдельных западных компаний с территории Российской Федерации, а также инфляцию, ситуация на рынке труда в 2022 году в Ижевске сохраняется стабильной: уровень безработицы держится на исторических минимумах.
По данным Республиканского ЦЗН численность официально зарегистрированных безработных на 1 октября 2022 года по сравнению с началом года снизилась на 13,3% и составила 2 365 чел. (на 1 января 2022 года - 2 729 чел.), на 15,4% снизился уровень по сравнению с АППГ (на 1 октября 2021 года - 2 794 чел.), рис. 13.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 октября 2022 года составил 0,67% (за АППГ - 0,80%).
В составе зарегистрированных безработных граждан преобладают руководители, специалисты высшего уровня квалификации, квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, неквалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности.
Потребность предприятий в работниках за период с 01.10.2021 года по 01.10.2022 года снизилась на 19,8% и на 1 октября 2022 года составила 10 732 чел. (на 01.10.2021 г. - 13 384 чел.), в том числе по ИТР и служащим - 3 520 чел., по рабочим профессиям - 7 212 чел.
На рынке труда города Ижевска сохраняется устойчивый спрос на рабочие профессии: уборщик производственных и служебных помещений, продавец продовольственных товаров, водитель автомобиля, помощник воспитателя, разнорабочий, повар, дорожный рабочий, дворник, грузчик.
Потребность предприятий в работниках на 1 октября 2022 года в 4,5 раза превышала численность официально зарегистрированных безработных (за АППГ превышала в 4,8 раза).
За 9 месяцев 2022 года из числа обратившихся в Республиканский ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы:
- численность граждан, уволившихся по собственному желанию, уменьшилась по сравнению с АППГ на 14,0% и составила 4 856 чел.;
- численность граждан, уволенных с предприятий по соглашению сторон, увеличилась на 3,1% и составила 1 715 чел.;
- численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уменьшилась на 0,1% и составила 900 чел.;
- численность граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые (незанятое население), уменьшилась на 10,0% и составила 2 224 чел. (рис. 14).
Рис. 14 Структура населения города Ижевска, обратившегося в Республиканский ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы
За 9 месяцев 2022 года при содействии Республиканского ЦЗН нашли работу 2 618 человек, обратившихся за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Реализация в 2022 году дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, во исполнение постановления Правительства РФ от 13.03.2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" и постановления Правительства РФ от 13.03.2021 г. N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" позволит постепенно стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне.
В течение 2023 - 2025 годов, при условии благоприятной эпидемиологической обстановки, эффективной реализации мер Правительства РФ, направленных на восстановление экономики страны, реализации национальных проектов и долгосрочных стратегических планов, возможно постепенное снижение числа обращений граждан в службу занятости.
Основную долю на регистрируемом рынке труда г. Ижевска составят граждане, уволенные по собственному желанию, уволенные по соглашению сторон, длительно (более года) незанятые в экономике, граждане, впервые ищущие работу.
Предполагается, что сохранится спрос на такие специальности, как: врач, медицинская сестра, фельдшер, преподаватель в школе, бухгалтер, швея, воспитатель детского сада, помощник воспитателя, водитель автомобиля, арматурщик, бетонщик, маляр, кондитер, повар, пекарь, сварщик, слесарь, продавец, станочник, инженер, менеджер. Также сохранится потребность в неквалифицированных кадрах: грузчиках, подсобных рабочих, разнорабочих, уборщиках, кухонных рабочих.
Ожидается, что в 2023 - 2025 годах за содействием в поиске подходящей работы обратится в органы службы занятости около 40 тысяч человек. Из них будут признаны безработными около 24 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы к концу 2025 года не превысит 0,86% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Предполагается, что часть населения, попавшего на рынок труда, будет самостоятельно искать работу, а другая воспользуется услугами службы занятости населения.
При содействии службы занятости в 2023 - 2025 годах будет трудоустроено не менее 22 тыс. человек. Уровень трудоустройства граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу в течение года, планируется около 55%.
Государственных услуг по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения будет оказано около 26 тыс.
Предполагается, что около 3 тыс. человек - пройдут профессиональное обучение по направлению службы занятости. Уровень трудоустройства после профессионального обучения составит около 85%.
Для безработных граждан, длительно состоящих на учете, предусмотрены программы социальной адаптации, переобучение. Для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выпускников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и др. - программы активной политики занятости, оказание услуг в соответствии с жизненной ситуацией граждан, а также квотирование и резервирование рабочих мест. Для желающих - содействие самозанятости, предпринимательской деятельности, другие мероприятия, способствующие их трудоустройству.
Прогноз состояния рынка труда города Ижевска по данным Республиканского ЦЗН представлен в таблице 4.
Таблица 4
Показатели |
ед. изм. |
2021 год, факт |
2022 год, оценка |
2023 год, прогноз |
2024 год, прогноз |
2024 год, прогноз |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года |
тыс. чел. |
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года |
% |
0,78 |
0,71 |
0,71 |
0,68 |
0,68 |
В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной.
Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
В рамках Плана реализуются мероприятия по поддержке рынка труда,предусматривающие в том числе:
- увеличение расходов на выплаты пособий по безработице (максимальное ежемесячное пособие с учетом районного коэффициента в Удмуртии составляет 14 710,80 руб);
- организация общественных и временных работ;
- поддержка работников, находящихся в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;
- переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;
- стимулирование найма отдельных категорий граждан;
- временный перевод работников предприятий, приостановивших производство (работу), к другому работодателю с приостановкой действия первоначально заключенного трудового договора, но с сохранением течения срока его действия.
Дополнительно, в целях стимулирования занятости населения, повышен размер денежных выплат в рамках социального контракта (постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2022 г. N 1160 в рамках оказания государственной социальной помощи по мероприятиям "Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" до 350 тыс. руб. и "Ведение личного подсобного хозяйства" до 200 тыс. руб., соответственно.
10. Заработная плата
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2021 году по сравнению с АППГ увеличилась на 10,5% и составила 48 098 руб. (в 2020 году - 43 522 руб.).
По итогам 7 месяцев 2022 года среднемесячная заработная плата работников организаций Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, сложилась на уровне 52 623,8 руб., что на 11,6% выше АППГ (Таблица 5).
Таблица 5
Среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в городе Ижевске в разрезе видов экономической деятельности
Вид экономической деятельности |
7 месяцев 2022 года, руб. |
Темп роста в % к уровню АППГ |
Всего |
52 623,8 |
111,6 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
47 179,9 |
119,6 |
Добыча полезных ископаемых |
117 594,0 |
96,0 |
Обрабатывающие производства |
53 416,8 |
112,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
54 343,1 |
108,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
46 491,9 |
110,5 |
Строительство |
52 889,3 |
119,1 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов |
52 121,2 |
121,2 |
Транспортировка и хранение |
47 880,3 |
113,9 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
34 299,1 |
112,7 |
Деятельность в области информации и связи |
65 720,3 |
115,6 |
Деятельность финансовая и страховая |
77 889,2 |
122,3 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
40 837,2 |
99,7 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
64 054,8 |
111,8 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
39 439,8 |
122,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
52 452,8 |
103,7 |
Образование |
40 729,8 |
111,0 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
45 363,2 |
106,4 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
35 689,2 |
105,0 |
Предоставление прочих видов услуг |
47 876,6 |
111,5 |
При этом межотраслевая дифференциация заработной платы сохраняется. Соотношение размера оплаты труда работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 7 месяцев 2022 года по отдельным видам деятельности составило 3,4 раза (за 7 месяцев 2021 года - 4,0 раза). Самая высокая оплата труда по-прежнему отмечается в организациях таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (117 594,0 руб.), в финансовой и страховой деятельности (77 889,2 руб.), самая низкая - в организациях, предоставляющих услуги гостиниц и общественного питания (34 299,1 руб.).
По итогам 2022 года ожидается, что среднемесячная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличится на 10,9% и достигнет 53 317 руб.
В 2023 году прогнозируется, что темп роста среднемесячной заработной платы в Ижевске составит 108,0%, в 2024 году - 106,8%, в 2025 году - 106,0% (рис. 15). При определении значения данного показателя учтены фактические данные за 1 полугодие 2022 года, полученные от 32 организаций города, их оценка по итогам за 2022 год и прогноз на 2023 - 2025 годы. Увеличение размера среднемесячной заработной платы в Ижевске в плановом периоде будет идти темпами, сопоставимыми с темпами роста данной величины в целом по Российской Федерации и Удмуртской Республике.
Таким образом, среднемесячная заработная плата одного работника к 2025 году увеличится на 35,6% по сравнению с 2021 годом и составит 65 203 руб.
Рис. 15. Начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников будут направлены следующие меры государственной политики:
- ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, в том числе в целях решения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.
Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса (платформенные решения, дистанционная занятость) и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей. Условия для этого создаст реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В 2021 году фонд заработной платы по организациям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 9,6% и составил 100,9 млрд. руб.
За 7 месяцев 2022 года фонд оплаты труда работников организаций увеличился на 11,3% к АППГ.
По итогам 2022 года фонд оплаты труда оценочно составит 110,8 млрд. рублей и увеличится к АППГ на 9,8% (рис. 16).
Рис. 16. Темпы роста фонда оплаты труда по организациям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства за 2021 - 2022 гг., %
С учетом прогнозируемого увеличения номинальной заработной платы и динамики численности работников прогнозируемый темп роста фонда заработной платы в 2023 году составит 108,0%, в 2024 году - 106,9%, в 2025 году - 106,2% (рис. 17). В основу данного прогноза легла информация 32-х предприятий города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет муниципального образования "Город Ижевск".
Рис. 17. Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства
11. Бюджет муниципального образования "Город Ижевск"
В 2021 году экономика столкнулась с серьезными трудностями, исполнение бюджета осуществлялось в экономических условиях, складывающихся на фоне ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции и устранением ее последствий.
Ижевск среди 17 городов - административных центров субъектов РФ (Астрахань, Волгоград, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Ульяновск, Уфа, Чебоксары и Тольятти) в 2021 году занимал 9 место по объему поступлений доходов (с учетом межбюджетных трансфертов) в бюджет.
По поступлению налоговых и неналоговых доходов в 2021 году город Ижевск находился на 13 месте. Темп роста в сравнении с предыдущим годом составил 105% или 14 место среди городов. Так, наибольший рост поступлений налоговых и неналоговых доходов наблюдался в Чебоксарах - 123,1%, Йошкар-Оле - 122,6% и Саратове - 120,1%. Наименьший прирост поступлений наблюдался в Уфе - 109,5%, Саранске - 107,8% и Астрахани - 104,9%. Снижение поступлений наблюдалось в Волгограде на 5,0%.
По сравнению с 2020 годом рост безвозмездных поступлений наблюдался в 17 городах, в том числе и в Ижевске (по объему безвозмездных поступлений за 2021 год Ижевск занимал 16 место).
Наибольшая бюджетная обеспеченность на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов в 2021 году отмечалась в Перми - 20,6 тыс. рублей, Самаре - 16,2 тыс. рублей и Казани - 15,5 тыс. рублей. В Ижевске - 8,9 тыс. рублей (15 место).
По общему объему расходов город Ижевск находился на 10 месте (16,33 млрд рублей) среди 17 городов (наибольшие общие объемы расходов отмечались в Нижнем Новгороде - 45,50 млрд рублей, наименьшие в Йошкар-Оле - 6,5 млрд рублей). По объемам расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство Ижевск находился на 15 и 16 месте, соответственно. В 2021 году наибольшая доля расходов на образование в общем объеме расходов бюджетов отмечалась в Ижевске - 67,61%, Казани - 62,54% и Оренбурге - 60,88%, наименьшая доля наблюдалась в Перми - 39,51%, Йошкар-Оле - 41,76% и Уфе - 41,78%. По итогам 2021 года по объему расходов на образование город Ижевск занял 8 место.
Наибольшая бюджетная обеспеченность на душу населения по расходам в 2021 году отмечается в Перми - 41,99 тыс. рублей, Нижнем Новгороде - 36,16 тыс. рублей и Пензе - 32,08 тыс. рублей. Наименьшая бюджетная обеспеченность на душу населения по расходам отмечается в Астрахани - 20,15 тыс. рублей, Йошкар-Оле - 22,64 тыс. рублей и Тольятти - 22,91 тыс. рублей. Город Ижевск занял 12 место среди городов, бюджетная обеспеченность на 1 жителя в 2021 году составила 25,31 тыс. рублей (2020 год - 25,05 тыс. рублей, 8 место).
Соотношение максимальной бюджетной обеспеченности на душу населения по расходам к минимальной в 2021 году составляла 2,08 раза (бюджетная обеспеченность в городе Пермь к бюджетной обеспеченности в городе Астрахань). Соотношение с максимальной бюджетной обеспеченностью на душу населения города Ижевска составило 1,66 раза (2020 год - 1,46).
При формировании бюджета на 2022 год определены основные направления работы по укреплению и развитию доходной части бюджета, включающие ряд первоочередных задач, в том числе: повышение качества администрирования доходов бюджета города Ижевска, повышение эффективности работы с муниципальным имуществом, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Важным моментом является адаптация объема расходных обязательств к реальному прогнозу собственных доходов с учетом поступлений из бюджетов других уровней. Осуществлялось активное взаимодействие с Правительством Удмуртской Республики и Министерством финансов Удмуртской Республики по вопросу привлечения средств из вышестоящего бюджета.
Одновременно большее внимание уделяется эффективному управлению муниципальным долгом, в том числе за счет реализации мероприятий Долговой политики муниципального образования "Город Ижевск".
За январь-сентябрь 2022 года доходы бюджета города Ижевска выросли на 9,9% к АППГ и составили 11 477,8 млн. руб. в том числе собственные доходы за январь-сентябрь 2022 года выросли на 11,7% к АППГ и составили 4 000,2 млн. руб. (табл.6)
Таблица 6
Структура доходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск"
|
Фактические поступления за 9 месяцев 2021 года |
Сумма бюджетных назначений на 2022 г., тыс. руб.* |
Фактические поступления за 9 месяцев 2022 года |
Исполнение бюджета за 9 месяцев 2022 г., % |
||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля в общем объеме доходов, % |
темп роста к АППГ, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля в общем объеме доходов, % |
темп роста к АППГ, % |
|||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
10 444 175,7 |
100,0 |
104,2 |
16 703 533,2 |
11 477 796,7 |
100,0 |
109,9 |
68,7 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
3 582 175,0 |
34,3 |
112,7 |
6 416 573,1 |
4 000 196,9 |
34,9 |
111,7 |
62,3 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 990 900,8 |
28,6 |
114,1 |
5 320 727,0 |
3 392 908,9 |
29,6 |
113,4 |
63,8 |
Налог на доходы физических лиц |
2 203 487,2 |
21,1 |
115,3 |
3 547 170,0 |
2 460 761,1 |
21,4 |
111,7 |
69,4 |
Акцизы |
56 841,4 |
0,5 |
195,3 |
78 181,0 |
67 253,0 |
0,6 |
118,3 |
86,0 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
- |
- |
- |
132 810,0 |
135 586,0 |
1,2 |
- |
102,1 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
88 035,0 |
0,8 |
43,8 |
- |
350,6 |
0,0 |
0,4 |
- |
Единый сельскохозяйственный налог |
2 279,3 |
0,0 |
-834,3 |
3 150,0 |
425,9 |
0,0 |
18,7 |
13,5 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
127 022,4 |
1,2 |
325,0 |
257 000,0 |
106 382,8 |
0,9 |
83,8 |
41,4 |
Налог на имущество физических лиц |
63 051,4 |
0,6 |
145,4 |
533 819,0 |
83 117,7 |
0,7 |
131,8 |
15,6 |
Земельный налог |
367 876,8 |
3,5 |
117,4 |
657 265,0 |
448 234,0 |
3,9 |
121,8 |
68,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
74,0 |
0,0 |
- |
- |
103,8 |
0,0 |
140,3 |
- |
Государственная пошлина |
82 255,7 |
0,8 |
96,4 |
111 332,0 |
90 714,1 |
0,8 |
110,3 |
81,5 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-22,4 |
0,0 |
- |
- |
-20,1 |
0,0 |
89,7 |
- |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
591 274,2 |
5,7 |
106,3 |
1 095 846,1 |
607 288,0 |
5,3 |
102,7 |
55,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
302 477,5 |
2,9 |
109,7 |
617 359,0 |
423 352,1 |
3,7 |
140,0 |
68,6 |
Плата при пользовании природными ресурсами |
2 199,3 |
0,0 |
64,9 |
4 469,0 |
6 010,8 |
0,1 |
в 2,7 р. |
134,5 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
15 205,9 |
0,1 |
134,9 |
18 092,0 |
14 494,3 |
0,1 |
95,3 |
80,1 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
165 175,9 |
1,6 |
138,5 |
188 300,0 |
87 280,3 |
0,8 |
52,8 |
46,4 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
52 023,4 |
0,5 |
44,3 |
195 509,1 |
46 316,3 |
0,4 |
89,0 |
23,7 |
Прочие неналоговые доходы |
54 192,2 |
0,5 |
186,8 |
72 117,0 |
29 834,2 |
0,3 |
55,1 |
41,4 |
БЕЗВОЗДМЕЗНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
6 862 000,7 |
65,7 |
100,3 |
10 286 960,1 |
7 477 599,8 |
65,1 |
109,0 |
72,7 |
-----------------------------
* - утвержденные бюджетные назначения на 01.10.2022 г.
В структуре доходов бюджета города Ижевска за 9 месяцев 2022 года доля собственных доходов бюджета города выросла на 0,6 процентных пункта относительно АППГ и составила 34,9%, в том числе доля налоговых доходов выросла с 28,6% до 29,6%, доля неналоговых доходов снизилась с 5,7% до 5,3% в общем объеме доходов бюджета города.
Основными источниками налоговых доходов бюджета города Ижевска являются налог на доходы физических лиц и земельный налог.
Норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" с 01.01.2014 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Удмуртской Республики от 21.11.2006 г. N 52-РЗ "О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике" составляет 19%.
За 9 месяцев 2022 года темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" по сравнению с АППГ составил 111,7% (за 9 месяцев 2021 года - 115,3%) (рис. 17).
Рис. 17. Темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет города Ижевска за 2021 - 2022 гг.
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике за 9 месяцев 2022 года основными плательщиками налога на доходы физических лиц (ТОП-10) на территории города Ижевска являлись:
N |
Наименование плательщика |
Доля поступлений НДФЛ от ТОП-10 в общей сумме поступлений НДФЛ |
9 месяцев 2022 года | ||
1 |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
22,8% |
2 |
АО "Концерн "Калашников" |
|
3 |
ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике |
|
4 |
ООО "УДС нефть" |
|
5 |
АО "Ижевский радиозавод" |
|
6 |
АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" |
|
7 |
АО "Ижевский механический завод" |
|
8 |
ООО "ЛАДА Ижевск" |
|
9 |
ПАО "Ижсталь" |
|
10 |
ООО "КОМОС ГРУПП" Управляющая компания |
Темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц от данных плательщиков за 9 месяцев 2022 года составил 108,9% (за 9 месяцев 2021 года - 120,8% к АППГ).
По земельному налогу с 2017 года установлены максимальные ставки для всех категорий налогоплательщиков. За 9 месяцев 2022 года темп роста поступлений по земельному налогу в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" по сравнению с АППГ составил 121,8% (за 9 месяцев 2021 года - 117,4%).
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике за 9 месяцев 2022 года основными плательщиками земельного налога в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" являлись:
N п/п |
Наименование плательщика |
Доля поступлений земельного налога от ТОП-10 в общей сумме поступлений земельного налога в бюджет г. Ижевска |
9 месяцев 2022 года | ||
1. |
ПАО "Ижсталь" |
22,3% |
2. |
АУ УР "Республиканский стрелково-спортивный комплекс имени генерал-майора Демидова А.М." |
|
3. |
ООО "Лада Ижевск" |
|
4. |
БУЗ УР "Первая Республиканская клиническая больница МЗ УР" |
|
5. |
ФГБОУ ВО "ИЖГТУ имени М.Т. Калашникова" |
|
6. |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
|
7. |
АО "Ижевский механический завод" |
|
8. |
ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4" |
|
9. |
БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР |
|
10. |
ФГБОУ ВО ИЖЕВСКАЯ ГСХА |
Перечень предприятий, входящих в ТОП-10 по земельному налогу, в 2022 году изменился, в связи с чем, темп роста поступлений по земельному налогу от данных плательщиков за 9 месяцев 2022 года составил 95,7% к АППГ.
С целью приоритетного обеспечения принятых расходных обязательств с учетом концентрации бюджетных ресурсов в направлении стимулирования развития человеческого капитала и социальной поддержки граждан, сохранения сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Ижевск" отдельные расходные обязательства оптимизированы и приняты в пределах возможностей доходной базы, исходя из обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации и при условии сокращения бюджетных ассигнований по другим направлениям расходов бюджета.
Основные задачи на 2022 год и на плановый период 2023 - 2025 гг.:
- обеспечение реалистичности, сбалансированности и повышение устойчивости бюджета муниципального образования "Город Ижевск".
- гарантированное исполнение всех социальных обязательств при безусловном выполнении задач, поставленных в майских Указах Президента Российской Федерации.
-0беспечение роста налоговых и неналоговых доходов на 12,3%. В рамках мероприятий по росту доходов планируется работа с земельно-имущественным комплексом, усиление мер по снижению дебиторской задолженности по платежам в бюджет города, реализация инвестиционных проектов;
- проведение оптимизации и повышение эффективности расходов, осуществление муниципальных закупок с применением конкурентных способов определения поставщика, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- внедрение принципов казначейского сопровождения средств бюджета.
- недопущение роста кредиторской задолженности. Недопущение просроченной кредиторской задолженности по оплате труда.
- снижение дебиторской задолженности по платежам в бюджет города (претензионно-исковая работа, проведение заседаний Комиссий по ликвидации задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет города Ижевска, легализации доходов участников рынка труда, ликвидации задолженности по заработной плате).
- развитие программ поддержки местных инициатив с целью привлечения средств заинтересованных граждан.
- эффективное управление муниципальным долгом, в первую очередь снижение доли коммерческих кредитов в общем объеме долга, снижение расходов на его обслуживание.
Повышение результативности и эффективности расходов бюджета призваны обеспечить утвержденные муниципальные программы, которые также являются базовым инструментом реализации задач в основных сферах деятельности органов местного самоуправления.
Об изменении параметров прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2022 - 2024 годы
Сопоставление основных параметров прогноза социально-экономического развития с ранее утвержденными параметрами, указание причин и факторов прогнозируемых изменений предусмотрено ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2022 - 2024 годы (постановление Администрации города Ижевска от 11 ноября 2021 года N 1883) разрабатывался на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов, анализа тенденций развития экономики города Ижевска, сложившихся в 2020 году и в течение 2021 года, обобщения прогнозных материалов предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Ижевска, отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска.
На изменение значений показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2022 - 2024 годы повлияло:
существенные изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики с учетом внешнего санкционного давления и последствий распространения новой коронавирусной инфекции, траектория развития которых характеризуется повышенной степенью неопределенности;
изменение Министерством экономического развития Российской Федерации показателей прогноза по сравнению с ранее представленным прогнозом;
изменение оценки и прогноза основных показателей деятельности предприятиями города Ижевска, являющимися основными плательщиками налогов в бюджет города;
уточнение значений показателей социально-экономического развития города Ижевска Удмуртстатом за 2021 год.
Уточнение параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также информация о предварительных итогах социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года, оценка и прогноз организаций города привели к уточнению ожидаемых итогов социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год и показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 - 2024 годы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 10 ноября 2022 г. N 2246 "О Прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.