Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Губернатора
Чукотского автономного округа
от 14 ноября 2022 года N 341
Концепция
развития патриотического воспитания в Чукотском автономном округе
I. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция патриотического воспитания в Чукотском автономном округе отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику и основных направлений деятельности в сфере патриотического воспитания в Чукотском автономном округе.
1.2. В настоящей Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных социальных институтов, общественных объединений по воспитанию патриотизма в Чукотском автономном округе в современных условиях.
II. Правовые основы Концепции
2.1. Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
3) Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
4) Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
5) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
6) Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания";
7) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
8) Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
III. Характеристика проблемы патриотического воспитания
3.1. Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие идеалы, принципы и мировоззрение, но и происходит становление личностных качеств молодого человека, в том числе и таких морально-психологических, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3.2. Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.
Ответственность за функционирование системы лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества, его групп и слоев и каждого гражданина.
3.3. На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние два основных фактора внутренний и внешний:
1) внутренний фактор - связан с трансформационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только на социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности общества, но и на духовной. Возникновение нового государства - Российской Федерации сопровождалось сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, молодые погрузились в моральный вакуум. Такие ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной, перестали быть ориентирами современной молодежи. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества, и, как следствие, в общественном сознании сформировались равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к органам государственной власти и социальным институтам. Однако формирование гражданина-патриота способно дать новый импульс духовному оздоровлению народа России;
2) внешний фактор проявляется во влиянии общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в российском обществе. Зачастую такие процессы, размывая образ Родины в общественном сознании, оказывают отрицательное воздействие на формирование патриотизма.
Проблема патриотизма актуальна также и при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства посредством внедрения инновационных технологий. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации побуждает сформировать в общественном сознании идею патриотического единства, нацеленную на сохранение социокультурного единства народов. При отсутствии такого понимания естественные проявления любви к своей малой Родине (к ценностям своего этноса) могут выливаться в высказывания о превосходстве своего народа над всеми остальными и, как следствие, создавать межэтническую напряженность.
IV. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания в Чукотском автономном округе
4.1. В настоящее время в Чукотском автономном округе ведётся многоуровневая, плановая работа по воспитанию детей и молодёжи, важнейшими задачами которой являются формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности.
Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
4.2. Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
4.3. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1) утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы;
2) создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению гражданского долга и служебных обязанностей;
3) создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи;
4) гармонизация межнациональных и межэтнических отношений.
4.4. Принципами патриотического воспитания в Чукотском автономном округе являются:
1) системность;
2) адресность;
3) активность и наступательность.
4.5. Субъектами патриотического воспитания в Чукотском автономном округе являются:
1) семья;
2) органы государственного управления, местного самоуправления;
3) образовательные учреждения всех уровней;
4) муниципальные и государственные учреждения культуры и молодежной политики;
5) научные, научно-методические учреждения;
6) некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения;
7) традиционные религиозные конфессии;
8) национально-культурные общественные объединения;
9) социальные службы;
10) трудовые коллективы, профсоюзы;
11) органы военного управления, военные комиссариаты;
12) воинские коллективы;
13) правоохранительные органы;
14) средства массовой информации;
15) иные учреждения и организации.
Субъектом патриотического воспитания молодежи может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.
Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики. При этом акцент делается на организацию патриотического воспитания семьей как основой воспитательного процесса в целом, молодежными и детскими общественными объединениями как ценной формой общественной активности и самовоспитания, образовательными организациями как интегрирующими центрами совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи.
Патриотические молодежные и детские общественные объединения являются действенным инструментом проведения молодежной политики, вовлечения молодежи в социальную деятельность.
Указанные объединения прививают молодежи интерес к выполнению воинского долга, к служению Родине через созидательный труд, добровольчество, ведут деятельность по сохранению и изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению памяти погибших при защите Отечества, формируют опыт общественного самоуправления.
V. Основные направления патриотического воспитания
5.1. В патриотическом воспитании важно выделить основные направления работы, которые осуществляются через вовлечение молодого поколения в спорт, здоровый образ жизни, трудовую и общественную активность по интересам, службу в армии. Государству нужны здоровые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
В свете этих задач можно выделить пять основных направлений патриотического воспитания:
военно-патриотическое;
героико-патриотическое и историко-краеведческое;
гражданско-правовое;
национально-патриотическое и духовно-нравственное;
спортивно-патриотическое.
5.2. Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.
Ориентировано на:
формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству;
готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
изучение военной истории, воинских традиций.
Готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации включает в себя:
разработку социальных проектов и инициатив, повышающих мотивацию граждан к военной службе;
установление и укрепление шефских связей с воинскими частями (кораблями);
разработку туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы;
организация взаимодействия субъектов военно-патриотического воспитания с комитетами родителей военнослужащих (солдатских матерей) по вопросам морально-психологической подготовки юношей к военной службе;
внедрение в учебный процесс (учебные сборы) современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры);
повышение качества подготовки по военно-учетным специальностям.
Изучение военной истории, воинских традиций включает в себя:
налаживание системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с воинскими частями, организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы;
изучение опыта формирования и развития традиций Российской армии;
использование возможностей военной истории для формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств, в том числе через привлечение молодежи к военно-исторической реконструкции, другим мероприятиям военно-исторической направленности;
правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии, истории их борьбы за свободу и независимость, что способствует повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявлять мужество и героизм, до конца выполнять свой воинский долг.
5.3. Героико-патриотическое и историко-краеведческое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат отечественной истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Ориентировано на:
пропаганду знаменательных героических и исторических дат отечественной истории;
изучение историко-культурных корней;
ориентацию молодежи на глубокое осознание героического прошлого, воспитание гордости за сопричастность к подвигам предков и их традициям;
формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Пропаганда знаменательных героических и исторических дат отечественной истории включает в себя:
дальнейшее развитие и совершенствование деятельности краеведческих музеев, музеев и комнат боевой и трудовой славы, расположенных в учреждениях и организациях;
организацию и проведение комплекса мероприятий по празднованию знаменательных героических и исторических дат истории России.
В изучение историко-культурных корней входят:
организация поисковой, исследовательской и культурно-просветительной работы молодежи по изучению историко-краеведческого наследия родного края;
создание системы краеведческих музеев в каждом муниципальном образовании.
Ориентацию молодежи на глубокое осознание героического прошлого, воспитание гордости за сопричастность к подвигам предков и их традициям обеспечивают:
целенаправленное выявление, систематизация и включение в содержание образования всех разновидностей героических традиций, присущих народам России;
осуществление информационной и пропагандистской деятельности в целях привлечения молодежи к участию в мероприятиях героико-патриотической направленности;
создание условий для повышения активности участия молодежи в мероприятиях, посвященных героическому прошлому России и Чукотского автономного округа.
Формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае или республике, стране включает в себя:
изучение и пропаганду семейных обрядов, традиций, ремесел;
изучение родословных именитых родов, земляков;
составление летописей, хроник событий, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
организацию деятельности по составлению летописи своего рода, родословного дерева, родословных росписей;
проведение этнографических праздников, инсценированных и театрализованных представлений.
5.4. Гражданско-правовое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Ориентировано на:
формирование правовой культуры и законопослушности;
привитие навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
воспитание уважения к государственной символике.
Формирование правовой культуры и законопослушности осуществляется через:
совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры детей и молодежи;
формирование у молодежи уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработку установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
оказание помощи семье в решении проблем гражданско-правового воспитания детей, организацию и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения.
Привитие навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве происходит через систематизацию деятельности органов власти и образовательных организаций всех уровней по воспитанию правовой культуры, формированию понимания политических и правовых событий, формированию последовательной, твердой, аргументированной, активной гражданской позиции.
Воспитание уважения к государственной символике - это систематическая и целенаправленная работа органов государственного и муниципального управления по организации и проведению комплекса мероприятий по популяризации, разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации и Чукотского автономного округа, а также организация воспитательной деятельности с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и Чукотского автономного округа.
5.5. Национально-патриотическое и духовно-нравственное воспитание направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Ориентировано на:
сохранение национальной самобытности;
воспитание уважения к культуре и традициям других национальностей;
активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений;
формирование активной жизненной позиции;
проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Сохранение национальной самобытности основано на привитии базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, воспитании ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
Воспитание уважения к культуре и традициям других национальностей - это знакомство с культурно-историческими традициями народов, проживающих на территории России, принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, формирование толерантности, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений включает в себя формирование отношения к семье как основе российского общества, формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним, укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности гражданина поступать согласно своей совести.
Формирование активной жизненной позиции проявляется в способности к духовному развитию, в реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания, укреплении нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности гражданина поступать согласно своей совести, формировании патриотизма и гражданской солидарности.
Проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста происходит через формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им, укрепление доверия к другим людям, формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности гражданина формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
5.6. Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Ориентировано на:
улучшение состояния здоровья молодежи;
повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе;
повышение спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта;
повышение спортивных разрядов призывников как залога успешного выполнения воинского долга;
совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе;
повышение качества подготовки по военно-учетным специальностям.
Улучшение состояния здоровья включает в себя:
разработку единого перечня требований к физической подготовке;
разработку и внедрение системы ежегодного мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития граждан начиная с 10-летнего возраста;
создание государственного банка данных граждан, подлежащих призыву на военную службу;
совершенствование учебной и спортивной базы образовательных организаций;
расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях, разработку различных комплексов физического оздоровления школьников.
Повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе включает в себя:
пропаганду физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
оказание информационной поддержки гражданам в организации занятий физической культурой и спортом;
обеспечение преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования от дошкольников до студентов;
увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
выполнение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" обучающимися и студентами образовательных учреждений;
привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта;
расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-технических клубов (школ) и спортивных команд, профильных оздоровительных лагерей, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
обеспечение объектов спорта современным оборудованием для развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
определение оценки эффективности работы органов власти муниципальных образований по результатам тестирования уровня физической подготовленности молодого пополнения;
обеспечение максимальной доступности спортивных объектов для подростков и молодежи.
Совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе включает в себя:
укрепление системы патриотического воспитания;
государственную поддержку общественных организаций патриотической направленности;
налаживание системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы;
издание и распространение военно-патриотической литературы (художественной, военно-мемуарной и справочной литературы, учебных пособий для военно-патриотических объединений), в том числе на электронных носителях;
создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;
внедрение новых форм военно-патриотической работы, в том числе разработку региональных туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы;
установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);
взаимодействие субъектов военно-патриотического воспитания с комитетами родителей военнослужащих (солдатских матерей) по вопросам морально-психологической подготовки юношей к военной службе;
создание телевизионных программ и проектов по пропаганде службы в армии и популяризацию героического образа защитника.
VI. Социальный эффект
6.1. Ориентированность на воспитание патриотизма предполагает достижение в процессе его функционирования высокого социального эффекта.
Необходимыми условиями определения социального эффекта патриотического воспитания являются регулярный учет, фиксирование и анализ его результатов, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик молодежи, таких как патриотизм, воинский долг, следование лучшим традициям, готовность к самопожертвованию и других.
Социальный эффект зависит от двух основных факторов:
состояния объективных и субъективных условий макро- и микросреды и их учета в процессе воспитательной деятельности;
внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени взаимодействия основных компонентов в системе военно-патриотического воспитания (субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.).
6.2. Реализация основных направлений настоящей Концепции, конкретизированных в системе мероприятий, позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера.
Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития.
Основными результатами улучшения состояния патриотического воспитания должны стать социально-экономический подъем, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов. Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться, прежде всего, ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России.
VII. Заключение
7.1. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм заключается в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
7.2. Настоящая Концепция имеет открытый характер, основывается на демократических началах и доступна для участия в ее совершенствовании и развитии, учитывает опыт субъектов Российской Федерации и Чукотского автономного округа.
7.3. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в настоящей Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, выполнения молодежью Чукотского автономного округа социально значимых функций в различных сферах жизни общества.
7.4. По мере дальнейшего развития государства и общества отдельные положения настоящей Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Чукотского автономного округа.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 14 ноября 2022 г. N 341 "Об утверждении Концепции развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.