Письмо Минфина России от 19 августа 2022 г. N 02-05-10/81409
Вопрос:
Об учете, зачете и распределении средств единого налогового платежа, а также применении бюджетной классификации в отношении расходов на уплату налогов, страховых взносов, пеней с 01.01.2023.
Ответ:
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос, направленный от лица федерального казенного учреждения, и сообщает следующее.
Пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") (далее - Кодекс) предусматривается, что принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;
3) пени;
4) проценты;
5) штрафы.
Обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) с 1 января 2023 г. не отменена.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса введена обязанность по представлению уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа.
В порядке и на условиях, установленных пунктом 5 статьи 11.3 Кодекса, в том числе на основании указанных документов, совокупная обязанность (общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом (при этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ)) формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица.
В соответствии с положениями проекта федерального закона N 155690-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект N 155690-8) средства единого налогового платежа, уплачиваемые с 1 января 2023 года всеми категориями плательщиков в бюджетную систему Российской Федерации в счет исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных Кодексом, учитываются в составе иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
Зачет средств единого налогового платежа в счет уплаты конкретных налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется уполномоченным органом Федерального казначейства на основании распоряжения налогового органа (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта N 155690-8).
Распределение сумм доходов между бюджетами от налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов осуществляются уполномоченным органом Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения распоряжения налогового органа (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта N 155690-8).
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. N 82н (далее - Порядок N 82н).
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - КОСГУ).
Порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов и кодов КОСГУ в части отражения расходов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году аналогичен их применению в текущем году, например:
расходы учреждений на уплату взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации подлежат отражению по виду расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений", увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 213 "Начисления на выплаты по оплате труда";
расходы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога - по виду расходов 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы";
расходы по уплате иных налогов, включаемых в состав расходов (за исключением расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, отражаемых по элементу 851), - по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов", увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы";
расходы по уплате пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, а также страховых взносов - по виду расходов 853 "Уплата иных платежей", увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах".
В соответствии с пунктом 12.1.7 Порядка N 82н операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, и по начислению (уплате) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, отражаются по статье 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
И. о. директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил порядок учета, зачета и распределения средств единого налогового платежа, а также применения бюджетной классификации в отношении расходов на уплату налогов, страховых взносов, пеней с 1 января 2023 г.
Также Министерство напоминает, что обязанность по подаче налоговых деклараций (расчетов) с 1 января 2023 г. не отменена.
Письмо Минфина России от 19 августа 2022 г. N 02-05-10/81409
Опубликование:
журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", ноябрь 2022 г. N 11