Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Правительства
Пермского края
Информация
о реализации концепции региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае
Концепция региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае, утвержденная приказом Министерства образования и науки Пермского края (далее - Министерство) от 29 июня 2022 г. N 26-01-06-603, разработана в целях систематизации и повышения эффективности мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков выбора собственной образовательной и профессиональной траектории, формирования и развития компетенций, необходимых для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора с опорой на социально-экономическое развитие Пермского края. Концепцией разграничены уровни ответственности за реализацию мероприятий с институционального (образовательные организации) до уровня регионального органа исполнительной власти.
Приказом Министерства от 4 июля 2022 г. N 26-01-06-626 утверждены критерии и показатели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае (13 критериев, 19 показателей), по каждому показателю утверждены прогнозные значения до 2024 года.
На решение задач по реализации региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся направлен ряд реализуемых в регионе проектов, учитывающих приоритетные и перспективные направления развития экономики и социальной сферы региона.
Проекты,
направленные на раннюю профориентацию школьников и осознанный выбор обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории
1. Образовательный проект "Открытый университет", направленный на профессиональную ориентацию и профильное обучение обучающихся 10-11 классов, реализуемый Министерством совместно с 6 крупнейшими вузами региона. Более 1900 обучающихся во внеурочное время повышают уровень знаний по профильным предметам (математика, обществознание, физика, химия, информатика, биология, география, английский язык), определяются с будущей профессией, участвуют в профессиональных пробах, специализированных профильных лагерях, занимаются проектной деятельностью. В проекте также принимают участие более 60 учащихся из других регионов страны.
2. Образовательный проект "Профильные школы при вузах Пермского края", направленный на ранний и осознанный выбор обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории, реализуется Министерством совместно с 3 вузами региона. Профильные школы, открытые как структурные подразделения вузов, будут осуществлять деятельность по реализации основных образовательных программ среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов (направления: технологическое, естественно-научное, социально-гуманитарное). Также запланировано углубленное изучение STEM-дисциплин и английского языка, освоение метакомпетенций, занятия научно-исследовательской и проектной деятельностью под руководством ведущих ученых и представителей промышленных предприятий региона. Обучающимися профильных школ при вузах с 1 сентября 2022 г. станут 200 человек.
3. Краевой проект "Профильные медицинские классы", направленный на развитие профессиональной ориентации школьников в организациях, имеющих естественно-научный, химико-биологический и аналогичные профили. В школы, прошедшие конкурсный отбор, к началу 2022/2023 учебного года будет поставлено оборудование для проведения естественнонаучных исследований, исследований внешней и внутренней среды организма человека и формирования навыков оказания первой медицинской помощи и ухода за больными. Планируется обеспечить современным лабораторным оборудованием 15 школ региона в течение 3 лет.
4. Региональный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", направленный на профессиональную ориентацию в рамках проекта "Билет в будущее". В 2019 - 2021 годах приняли участие в профориентационных мероприятиях 24113 детей, в открытых онлайн-уроках - 147520 детей, по итогам 5 месяцев 2022 года - 34173 ребенка.
5. Организация профессиональных проб, а также получение первой профессии обучающихся 6-11 классов на базе КГАОУ "Центр опережающей профессиональной подготовки" (далее - ЦОПП) и других профессиональных образовательных организаций.
В 2021 году на базе ЦОПП приняли участие в профориентационных мероприятиях 4042 школьника, из них 1571 прошел профессиональные пробы на базе ЦОПП и в других профессиональных образовательных организациях в рамках договоров о сетевом взаимодействии по 16 компетенциям ("Интернет вещей", "Трехмерное проектирование", "Инженерный дизайн CAD", "Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов", "Веб-дизайн и разработка", "Лабораторный химический анализ" и др.).
Также ЦОПП реализует программы по профессиональному обучению в рамках получения первой профессии (монтажник связи - кабельщик, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, секретарь-администратор, консультант в области цифровой грамотности населения, лаборант химического анализа и др.), которую за первое полугодие 2022 года освоили 330 школьников Пермского края. Продолжает обучение 71 обучающийся 8-11 классов, до конца календарного года еще 200 подростков освоят программы профессионального обучения и получат профессию, востребованную на территории региона.
6. Подготовка кадров для авиационной отрасли благодаря формированию эффективной профильной предпрофессиональной образовательной среды посредством интеграции общего и дополнительного образования с привлечением индустриальных партнеров. Открытие инженерных классов авиастроительного профиля в 4 школах города Перми планируется с 1 сентября 2022 г. Проект реализуется Министерством совместно с федеральным и региональным вузами, а также при участии региональных градообразующих предприятий-партнеров: ПАО "Протон-ПМ", ОАО "ОДК-Авиадвигатель", АО "ОДК-Стар"; НПО "Искра". Обучение для 8 и 10 инженерных классов включает авиамоделирование, беспилотные авиационные системы (БАС), 3D-моделирование и 3D-печать, производственные технологии, композитные материалы, программирование.
7. Региональный проект "Кадры для села", реализуемый совместно с Министерством агропромышленного комплекса Пермского края, ФГБОУ ВО "Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова" в целях развития профильного обучения, ориентированного на профессии в сфере сельского хозяйства, в общеобразовательных организациях, расположенных в сельских территориях Пермского края. В Проекте в 2021/2022 учебном году приняли участие 5 школ из 4 муниципальных образований Пермского края. Численность обучающихся в "агроклассах" в 2021/2022 учебном году составила 835 человек.
8. Реализация программы профильных психолого-педагогических классов, действующих в сетевом формате, совместно с ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет". В рамках реализации программы в 2021/2022 учебном году для 457 обучающихся 19 сетевых психолого-педагогических классов проведены профессиональные робы, тренинги личностного роста, мероприятия по профессиональной ориентации и самоопределению.
С 2021 года в крае реализуется проект "Мастерские по предмету "Технология". В рамках проекта в 2022 - 2024 годах будут выделены денежные средства на оснащение или обновление материальной базы, необходимой для организации практической деятельности обучающихся в мастерских по предмету "Технология" (слесарная и столярная мастерская) школ региона.
В рамках реализации мероприятия по созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" в 2019 - 2021 годах созданы (обновлены) мастерские на базе 3 учреждений: ГБПОУ "Пермский техникум промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина", КГАПОУ "Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова" и ГБПОУ "Пермский базовый медицинский колледж". Обновление материально-технической базы учреждений способствует эффективному проведению профессиональной ориентации обучающихся.
В рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет" в Пермском крае утверждена Программа популяризации федерального проекта "Профессионалитет" в Пермском крае, предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на популяризацию проекта и поддержку приемной кампании на программы "Профессионалитета", и включающая 17 мероприятий по профориентации обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей (в том числе публикации интервью с руководителями предприятий производственных отраслей, публикации нативных материалов, направленных на освещение образовательных организаций, и др.).
С сентября 2021 года во всех образовательных организациях Пермского края внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, имеющие инвариантный модуль "Профориентация", который включает циклы профориентационных часов общения, профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов), экскурсии на предприятия и встречи с гостями, организацию профориентационных смен, а также участие в работе всероссийских профориентационных проектов.
Также в рамках летней оздоровительной кампании Министерством проводится работа по организации смен профильных лагерей. В период с июня по август 2022 года запланированы 4 смены (научно-техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность, экология и здоровьесбережение, лагерь актива российского движения школьников) краевого профильного лагеря с общим количеством участников 232 человека.
Одним из ключевых мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию школьников, является проведение профильных профориентационных лагерных смен. В краевых профильных лагерях "Авиатор" и "Восхождение" принимают участие обучающиеся, имеющие опыт участия в муниципальных и краевых конкурсах и соревнованиях технической направленности, преимущественно авиамоделирования, а также в соревнованиях туристско-краеведческого направления. Кроме того, Центром поддержки одаренных детей края ГБОУ "Академии первых" проводятся летние профильные смены по различным направлениям: робототехника, медицина, спорт, искусство, наука, иностранные языки.
При поддержке Правительства Пермского края проводится выставка "Образование и карьера", цель которой - представить систему образования Пермского края на одной площадке и выстроить образовательную траекторию для каждого абитуриента. Ежегодно выставку посещают до 60 тысяч школьников и родителей, представителей вузов, организаций среднего профессионального образования и работодателей.
В информационной системе "Электронная Пермская Образовательная Система" (далее - ЭПОС, Система) разработан дополнительный модуль, направленный на оптимизацию работы по заключению договоров о целевом обучении, в том числе в пределах квоты на целевое обучение (с 1-го курса), и организации системной работы с потенциальными работодателями в муниципальных образованиях Пермского края. Министерством совместно с муниципальными образованиями Пермского края определен перечень направлений подготовки специалистов (профилей, специальностей), в которых имеется перспективная потребность, а также объемы заявок от ключевых работодателей на целевое обучение. В 2022 году через Систему работодателями подана 361 заявка на целевое обучение в вузах Пермского края. В перспективе планируется доработка модуля "Абитуриент - работодатель", который станет площадкой для взаимодействия абитуриентов, студентов и работодателей в части получения информации о целевом обучении, заключении договоров о целевом обучении, прохождения производственной практики.
По итогам проведенного Министерством мониторинга эффективности региональной системы управления качеством образования в Пермском крае по направлению "Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся" за 2020/2021 учебный год количественные показатели принятых мер в 2021 году в сравнении с их прогнозными значениями подтверждают достижение установленных целей и задач 2021 года:
охват обучающихся 8-х или 9-х классов информационными, практикоориентированными мероприятиями, направленными на профессиональное самоопределение, - 100% (прогноз - 50%),
доля обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы "Билет в будущее", - 70,7% (прогноз - 30%),
доля обучающихся, выбравших предметы, изучавшиеся на углубленном уровне, для сдачи государственной итоговой аттестации, от общего числа выпускников 11-го класса, изучавших учебный предмет на углубленном уровне, - 90,0% (прогноз - 37%),
доля обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения, - 67,8% (прогноз - 34%),
охват обучающихся 6-7-х классов профориентационными мероприятиями, в том числе с использованием открытых онлайн-уроков, - 47964 человека (прогноз - 47800 человек),
доля образовательных организаций, осуществляющих взаимодействие с учреждениями (предприятиями) в рамках соглашений или договоров о сотрудничестве, договоров о сетевом взаимодействии (сетевой форме реализации образовательных программ), - 85,8% (прогноз - 82%),
доля выпускников, поступивших на естественно-научные и технические направления подготовки в образовательные организации высшего образования, расположенные в Пермском крае, - 35% (прогноз - 35%),
количество обучающихся, принимающих участие в краевом проекте "Открытый университет", - 1912 человек (прогноз - 1500),
количество обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности всех уровней, - 20991 (прогноз - 1500 человек).
<< Назад |
||
Содержание Письмо Правительства Пермского края от 15 сентября 2022 г. N 01-69-914 "О реализации Концепции региональной системы по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.