Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социального развития
Мурманской области
от 14.11.2022 N 679
Положение
об оценке индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг
1. Общие положения
1.1. Положение об оценке индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг (далее - Положение) определяет порядок проведения оценки индивидуальной потребности гражданина, обратившегося за предоставлением социального обслуживания на дому, в стационарной, полустационарной формах.
1.2. Оценка индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг (далее - оценка индивидуальной потребности) проводится на основании анализа обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ).
1.3. Оценка индивидуальной потребности проводится в целях принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения необходимой формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, уровня нуждаемости в уходе либо решения об отказе в социальном обслуживании.
1.4. Основанием для проведения оценки индивидуальной потребности является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в государственное областное учреждение социальной поддержки населения (далее уполномоченная организация) по месту жительства (по месту пребывания) гражданина либо заявление или обращение, переданные в рамках межведомственного взаимодействия.
1.5. Оценка индивидуальной потребности проводится уполномоченной организацией путем:
- обследования условий жизнедеятельности гражданина;
- определения степени зависимости гражданина от посторонней помощи;
- изучения представленных гражданином (законным представителем) документов (сведений), необходимых в соответствии с действующим законодательством для предоставления социальных услуг.
1.6. Индивидуальную потребность в социальных услугах рекомендуется определять исходя из принципа сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде и права ребенка жить и воспитываться в семье.
1.7. При проведении оценки индивидуальной потребности учитываются:
- условия проживания и состав семьи гражданина;
- медицинские рекомендации, характеризующие состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг;
- результаты обследования условий жизнедеятельности, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;
- информация, полученная от лиц, которые находятся в постоянном общении с гражданином (членов семьи, родственников, друзей, соседей и других лиц);
- результаты реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг (для повторно обратившихся);
- иные условия, определяющие индивидуальную потребность гражданина в социальных услугах.
1.8. Индивидуальную потребность в социальных услугах гражданина, признанного недееспособным, рекомендуется определять с учетом мнения гражданина, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от его законных представителей, иных лиц, оказывающих ему помощь и добросовестно исполняющих свои обязанности.
2. Проведение оценки индивидуальной потребности гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о признании нуждающимся в социальном обслуживании
2.1. При проведении оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг вследствие обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 части первой статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, необходимо, выявить его возможности в осуществлении самообслуживания, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, выявить наличие препятствий у родителей (законных представителей) к удовлетворению бытовых потребностей семьи, в осуществлении ими своих прав на медицинскую помощь, образование, труд, отдых, возникающие в связи с постоянным уходом за ребенком-инвалидом.
Специалистами уполномоченной организации осуществляется выход к месту фактического проживания заявителя для проведения обследования условий жизнедеятельности и определения степени его зависимости от посторонней помощи. Дата и время согласовываются с гражданином (его законным представителем) при личном обращении либо по телефону.
Полученные сведения заносятся в:
- анкету-опросник (приложение N 1 к Положению) при проведении оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг вследствие обстоятельств, указанных в пункте 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ;
- лист оценки условий жизнедеятельности гражданина (приложение N 2 к Положению) при проведении оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг вследствие обстоятельств, указанных в пункте 2 части первой статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
Правила заполнения анкеты-опросника предусмотрены приложением N 5 к Положению.
2.2. Основания для признания гражданина нуждающимися в социальном обслуживании согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ и рассмотрения вопроса о предоставлении ему социальных услуг установлены пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ.
Решение о признании лица, относящегося к указанной категории, нуждающимся в социальном обслуживании либо мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании, принимаются уполномоченной организацией в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения.
Датой признания несовершеннолетнего нуждающимся в социальном обслуживании является дата принятия поставщиком социальных услуг решения о зачислении его на социальное обслуживание.
С даты принятия решения о признании несовершеннолетнего нуждающимся в социальном обслуживании до составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщик социальных услуг, куда помещен несовершеннолетний, организует проведение обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетнего, оценки его способности к самообслуживанию с привлечением заинтересованных субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Полученные сведения заносятся в Лист оценки условий проживания и воспитания несовершеннолетнего (приложение N 3 к Положению) и передаются в уполномоченную организацию для учета при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В случае отсутствия у несовершеннолетнего родителей или иных законных представителей, при принятии судом решения об ограничении (лишении) родителей родительских прав, а также в случаях, когда несовершеннолетний по иным причинам остался без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от воспитания, защиты прав и законных интересов или сведения о месте жительства или месте пребывания родителей, законных представителей отсутствуют, в Листе оценки условий проживания и воспитания несовершеннолетнего делается соответствующая запись.
2.3. При проведении оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг вследствие обстоятельств, указанных в пунктах 5-7 части первой статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, необходимо установить характер взаимоотношений в семье, наличие конфликтной ситуации, случаи применения насилия в отношении заявителя, наличие несовершеннолетнего ребенка (детей), потребность в психологической помощи, необходимость помещения в организацию социального обслуживания; для лиц при отсутствии определенного места жительства, работы и средств к существованию - наличие профессионального образования, трудовой занятости и трудностей в их получении, потребность в психологической, медицинской помощи, сведения об источниках дохода, родственных связях, планы по дальнейшему жизнеустройству и т.д.
Оценка индивидуальной потребности гражданина, относящегося к указанной категории, обратившегося за предоставлением социального обслуживания в полустационарной форме, проводится уполномоченной организацией в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения в уполномоченную организацию, на основании представленных документов (сведений), необходимых в соответствии с действующим законодательством для предоставления социальных услуг.
Обследование условий жизнедеятельности гражданина не проводится.
2.4. В целях обеспечения прав на социальное обслуживание граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах Мурманской области, обследование условий жизнедеятельности и определение степени зависимости гражданина от посторонней помощи проводится с использованием возможностей служб "Социальный участковый", "Мобильная социальная бригада", средств связи.
2.5. В целях достижения принципа, указанного в пункте 1.6 настоящего Положения, допускается устанавливать разные формы социального обслуживания получателя социальных услуг в их сочетании или с их чередованием.
2.6. Результатом оценки индивидуальной потребности является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, установление ему группы индивидуальной потребности для предоставления социальных услуг в полустационарной, стационарной формах социального обслуживания и на дому и уровня нуждаемости в уходе (приложение N 4 к Положению).
2.7. Первому уровню нуждаемости в уходе соответствует 3 группа индивидуальной потребности (до 2 раз в день 3-7 дней в неделю);
второму уровню нуждаемости в уходе соответствует 4 группа индивидуальной потребности (до 3 раз в день 4-7 дней в неделю);
третьему уровню нуждаемости в уходе соответствует 5 группа индивидуальной потребности (до 3 раз в день 5-7 дней в неделю).
Объем социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому для граждан с 1 - 3 уровнем нуждаемости в уходе, составляет от 14 до 21 часов в неделю.
Объем социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания или в сочетании форм социального обслуживания на дому и полустационарной, для граждан с 1 - 2 уровнем нуждаемости в уходе составляет не более 21 часа в неделю.
Данные об индивидуальной потребности гражданина и уровень нуждаемости в уходе, включая параметры нуждаемости в социальном обслуживании, вносятся в индивидуальную программу предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа).
2.8. Оценка индивидуальной потребности проводится впервые у потенциального получателя социальных услуг и повторно - в связи с возникновением обстоятельств, которые ухудшили (улучшили) жизнедеятельность получателя социальных услуг, при истечении срока индивидуальной программы.
2.9. Основанием для проведения повторной индивидуальной оценки потребности в связи с возникновением обстоятельств, которые ухудшили (улучшили) жизнедеятельность получателя социальных услуг, является, кроме заявления получателя социальных услуг (его законного представителя), обращение поставщика социальных услуг, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, медицинских организаций и иных лиц в уполномоченную организацию.
Обращение оформляется в виде сигнального талона по форме согласно приложению N 6 к Положению (далее - сигнальный талон).
В случае поступления обращения от лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по телефону или в электронном виде сигнальный талон заполняется должностным лицом уполномоченной организации.
3. Составление и заполнение индивидуальной программы предоставления социальных услуг
3.1. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о нуждаемости гражданина в социальных услугах уполномоченной организацией составляется индивидуальная программа.
3.2. Индивидуальная программа представляет собой документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах, один экземпляр которой передается гражданину или его законному представителю, второй экземпляр остается в уполномоченной организации. Электронная копия индивидуальной программы направляется уполномоченной организацией поставщику социальных услуг, выбранному гражданином из перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг (при наличии письменного согласия гражданина на обработку его персональных данных с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
3.3. Индивидуальная программа составляется с учетом результатов проведенной оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социальных услуг.
При составлении индивидуальной программы, кратности и объема предоставляемых услуг принимается во внимание:
- волеизъявление гражданина (его законного представителя) относительно формы социального обслуживания и видов предоставляемых социальных услуг;
- наличие у гражданина родственников, обязанных осуществлять за ним уход, возможность гражданина самостоятельно осуществлять определенные действия для поддержания своей функциональности, сохранности здоровья и социальных связей.
3.4. При составлении индивидуальной программы инвалиду (ребенку-инвалиду) учитывается (при наличии) индивидуальная программа реабилитации, абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА), разработанная учреждением медико-социальной экспертизы, а также рекомендации и показания (противопоказания) медицинской организации.
Реабилитационные или абилитационные мероприятия, предусмотренные ИПРА, реализация которых относится к компетенции уполномоченного органа в сфере социального обслуживания населения, отображаются в индивидуальной программе гражданина в виде соответствующего набора социальных услуг.
Реабилитационные или абилитационные мероприятия, предусмотренные ИПРА, реализация которых не относится к компетенции уполномоченного органа в сфере социального обслуживания населения, отображаются в индивидуальной программе гражданина в виде мероприятий по социальному сопровождению.
3.5. Срок действия индивидуальной программы в стационарной форме социального обслуживания при временном помещении гражданина в организацию социального обслуживания ограничивается сроком достижения конкретных целей социального обслуживания (например, прохождение получателем социальных услуг курса социальной реабилитации или абилитации; обеспечение проживания получателя социальных услуг в целях краткосрочного освобождения семьи от постоянного ухода за ним).
3.6. Исходя из потребности несовершеннолетнего, нуждающегося в социальных услугах вследствие обстоятельств, указанных в пункте 4 части первой статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, в индивидуальной программе рекомендуется указывать мероприятия по социальному сопровождению, направленные на профилактику отказа родителей от воспитания детей, ограничения их в родительских правах, лишения родительских прав, а также на обеспечение возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав, профилактику отказа лиц, усыновивших (удочеривших) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка, от воспитания ребенка.
3.7. Индивидуальная программа заполняется следующим образом:
3.7.1. Заполнение индивидуальной программы осуществляется в электронной форме (допускается заполнение индивидуальной программы от руки разборчивым почерком синими или черными чернилами; при заполнении не допускаются исправления и зачеркивания).
3.7.2. Фамилия, имя, отчество получателя социальных услуг указываются полностью в соответствии с документом, удостоверяющим личность (не допускается запись фамилии с инициалами).
3.7.3. В пункте 3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.