Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением администрации
города Тамбова Тамбовской области
10.11.2022 N 7936
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов подготовлены в целях определения основных подходов к формированию проекта бюджета городского округа - город Тамбов на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статей 10 и 12 Положения о бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.12.2012 N 839, планом мероприятий по разработке проекта бюджета городского округа - город Тамбов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 05.08.2022 N 5390, и содержат основные цели, задачи и приоритетные направления бюджетной и налоговой политики.
На формирование бюджетной и налоговой политики оказали влияние следующие факторы:
- замедление темпов роста экономики в связи с изменением внутренних и внешнеполитических факторов;
- ограниченность собственных финансовых ресурсов;
- необходимость достижения целей и задач, определенных национальными проектами и указами Президента Российской Федерации;
- значительный объем расходных обязательств города, установленных федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами;
- ограниченность финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;
- частичное замещение коммерческих кредитов бюджетными при сохранении значительного объема муниципального долга.
Основными приоритетными направлениями и ориентирами бюджетной и налоговой политики являются:
- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа - город Тамбов (далее - городской бюджет) в условиях ограниченности доходных источников, сохранение стабильной социально-экономической ситуации в городе, улучшение жизни жителей и дальнейшее развитие всех систем жизнеобеспечения в интересах населения;
- обеспечение достижения целей и решение задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы Президента Российской Федерации);
- выполнение обязательств, предусматриваемых договорами N 1 от 30.08.2021, N 3 от 09.12.2021, N 4 от 14.12.2021 и N 2 от 12.08.2022 о предоставлении из бюджета Тамбовской области бюджетного кредита бюджету городского округа - город Тамбов (далее - Договоры о предоставлении бюджетного кредита), в том числе предоставленных в рамках государственной помощи регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности, а также обязательств, предусматриваемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов городского округа - город Тамбов, заключаемым ежегодно между финансовым управлением Тамбовской области и главой администрации города Тамбова Тамбовской области в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Соглашение о мерах).
Основные направления налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой политики городского округа - город Тамбов (далее - налоговая политика) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в условиях сложившихся явлений в экономике, связанных с внешнеполитическими факторами, ориентированы на:
- организацию мероприятий, направленных на обеспечение в полном объеме запланированных поступлений в городской бюджет;
- стимулирование развития налогового потенциала города.
Особенности формирования налоговых и неналоговых доходов в предстоящем периоде связаны с:
- установлением нормативов отчислений в бюджеты городских округов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и от денежных взысканий (штрафов), предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением штрафов за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства) в размере 100 процентов в соответствии с Законом Тамбовской области от 08.12.2021 N 29-З "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований Тамбовской области от отдельных видов неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тамбовской области";
- продолжающимся процессом выбора субъектами малого и среднего предпринимательства оптимальной системы налогообложения. Несмотря на расширение области применения патентной системы налогообложения (далее - ПСН), платежи от которой являются доходным источником местных бюджетов, количество выданных патентов на территории города Тамбова снижается. Согласно данным отчета по форме N 1-Патент "О количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности" по состоянию на 01.07.2022 число индивидуальных предпринимателей в городе Тамбове, применяющих ПСН, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 234 человека, или на 6,8 процента. В результате выпадающие доходы городского бюджета, обусловленные отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не компенсированы;
- проведением кадастровой оценки объектов недвижимости и земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в 2022 году - учтенных земельных участков; в 2023 году - зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест);
- неприменением в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в 2023 году актуализированной кадастровой стоимости земельных участков в случае ее роста;
- реорганизацией или ликвидацией до 01.01.2025 муниципальных унитарных предприятий в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции";
- совершенствованием системы оценки налоговых расходов.
В соответствии с Порядком формирования перечня налоговых расходов городского округа - город Тамбов и оценки налоговых расходов городского округа - город Тамбов, утвержденным постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 28.01.2020 N 380 (с изменениями), проведена оценка налоговых расходов за 2021 год по категориям налогоплательщиков, в отношении которых решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" предусмотрены льготы по уплате земельного налога.
По результатам проведенной оценки все льготы, действующие в 2021 году, сохранены.
В целом за 2021 год общий объем налоговых расходов составил 54,0 тыс. рублей.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2022 N 121 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации" решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 27.07.2022 N 593 "О внесении изменения в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" предоставлена льгота по уплате земельного налога организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, в виде снижения ставки налога на 50 процентов в отношении земельных участков, частей земельных участков, расположенных под объектами связи и центрами обработки данных.
Налоговая политика на 2023 - 2025 годы сохраняет преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала города для обеспечения сбалансированности городского бюджета, и предусматривает:
1) реализацию мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, путем:
- содействия вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращению неформальной занятости;
- содействия расширению практики регистрации граждан в качестве "самозанятых";
- содействия привлечению граждан к декларированию полученных доходов;
- продолжения работы по легализации "теневой" заработной платы работающего населения;
2) расширение налогооблагаемой базы для исчисления местных налогов. С этой целью продолжатся мероприятия:
- по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках реализации Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". За 9 месяцев текущего года проанализировано уполномоченным органом администрации города Тамбова Тамбовской области 494 ранее учтенных земельных участка, выявлено 280 их правообладателей;
- по обследованию фактического использования объектов недвижимости, подлежащих включению в ежегодно формируемый на региональном уровне Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Согласно отчета по форме N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2021 год" сумма налога на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в такой Перечень, увеличилась по сравнению с 2020 годом на 107 175,0 тыс. рублей, или в 2,1 раза;
3) внедрение на территории города института инициативных платежей путем вовлечения граждан в управленческие процессы обеспечения своей жизнедеятельности. Реализация инициативных проектов в городе Тамбове регламентирована решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 27.10.2021 N 308 "О Положении "О Порядке определения части территории городского округа - город Тамбов, на которой могут реализовываться инициативные проекты, порядке выдвижения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, проведения их конкурсного отбора, порядке формирования и деятельности коллегиального органа (комиссии) по проведению конкурсного отбора инициативных проектов, порядке расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет", постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 22.03.2022 N 1682 "Об определении уполномоченного органа по рассмотрению инициативных проектов, а также проведению их конкурсного отбора в городском округе - город Тамбов";
4) совершенствование управления муниципальной собственностью. С этой целью продолжится:
- работа по разграничению и оформлению муниципальной собственности на земельные участки;
- проведение инвентаризации объектов муниципального имущества;
- осуществление муниципального земельного контроля, основной задачей которого является выявление земельных участков, используемых без документов, и установление земельных участков, вид разрешенного использования которых не соответствует их фактическому использованию;
5) повышение качества администрирования главными администраторами доходов городского бюджета.
В рамках деятельности межведомственной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, снижению неформальной занятости, легализации "серой" заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды продолжится взаимодействие органов исполнительной власти области, органов администрации города и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части администрирования доходных источников бюджетов, повышения уровня их собираемости, сокращения задолженности.
Основные направления бюджетной политики городского округа - город Тамбов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сохраняют преемственность приоритетов и их достижений, определенных в предшествующем периоде.
Городской бюджет на очередной бюджетный цикл формируется с учетом необходимости соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и обеспечения выполнения обязательств города, вытекающих из заключенных с финансовым управлением Тамбовской области Договоров о предоставлении бюджетного кредита и Соглашения о мерах.
В целях исполнения обязательств по Договорам N 1 от 30.08.2021, N 3 от 09.12.2021 и N 4 от 14.12.2021 о предоставлении бюджетного кредита в городском бюджете на 2023 - 2025 годы необходимо предусмотреть ежегодное снижение муниципального долга за счет налоговых и неналоговых доходов, в том числе за счет сокращения муниципального долга в объемах не менее средств, полученных от экономии на процентах за пользование кредитами, привлеченными от кредитных организаций и рефинансированными за счет бюджетных кредитов.
Таким образом, городской бюджет на 2023 - 2025 годы, как и действующий на 2022 - 2024 годы, должен быть сформирован с профицитом.
Объемы бюджетных ассигнований главным распорядителям средств городского бюджета рассчитываются:
- исходя из суммы прогнозируемых главными распорядителями средств городского бюджета расходов на 2023 - 2025 годы пропорционально отношению фактических расходов соответствующих главных распорядителей средств городского бюджета в 2021 году (оценки фактических расходов в 2022 году) к прогнозной величине расходов, определенной главными распорядителями при формировании бюджетов на соответствующий период;
- с учетом потребности в средствах на обслуживание муниципального долга и его сокращение;
- в соответствии с требованиями статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения направления средств, прогнозируемых к поступлению в городской бюджет от использования (аренды) объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной казне города Тамбова, на финансовое обеспечение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов культурного наследия.
В условиях нестабильной экономической ситуации и ограниченности бюджетных ресурсов обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа - город Тамбов является первостепенной задачей.
Решение данной задачи будет осуществляться по следующим направлениям:
- бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала и недопущение роста долговой нагрузки, как базового принципа ответственной бюджетной политики;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих обязательств;
- выполнение задач, определенных в указах Президента Российской Федерации, и достижение целевых показателей федеральных (региональных) проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
- оптимизация структуры бюджетных расходов и приведение их уровня в соответствие с новыми реалиями;
- мобилизация бюджетных ресурсов и их концентрация на приоритетных направлениях;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- ненаращивание долговых обязательств по рыночным заимствованиям;
- повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- обеспечение публичности процесса управления муниципальными финансами, прозрачности и открытости бюджетного процесса для граждан.
Одним из основных инструментов, который призван обеспечить повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей муниципального управления, а также выполнение региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, остаются муниципальные программы. Соответственно планирование и исполнение расходов в предстоящем периоде необходимо осуществлять в приоритетном порядке с учетом достижения целевых показателей муниципальных программ, включая результаты региональных проектов. Кроме того, необходимо обеспечить контроль за законностью, своевременностью, достижением целей, показателей и результатов реализации муниципальных программ, региональных проектов, направленных на достижение целей федеральных и национальных проектов.
Основными мерами, направленными на результативное и эффективное использование средств городского бюджета, являются:
- сохранение достигнутых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указы Президента Российской Федерации от 2012 года), в том числе в зависимости от качества и количества выполняемой работы;
- обеспечение исполнения обязательств по оплате труда работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов с учетом изменения законодательства о минимальном размере оплаты труда;
- строгое соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса и проведение ответственной бюджетной политики, направленной на снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- активизация работы по привлечению средств из вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на городской бюджет, выполнение условий софинансирования средств из вышестоящих бюджетов;
- участие в государственных (региональных) проектах и грантовых конкурсах (проектах) в целях получения дополнительных средств на решение вопросов местного значения;
- неустановление и неисполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Тамбовской области к полномочиям органов местного самоуправления;
- анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
- принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности, соответствия приоритетным направлениям социально-экономического развития города и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
- обеспечение главными распорядителями бюджетных средств взаимосвязи процесса составления проекта городского бюджета и исполнения бюджета с инструментами закупок для муниципальных нужд, прозрачности и эффективности размещения закупок в соответствии с действующим законодательством;
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд конкурентными способами, обеспечивающими наименьшие затраты при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг;
- повышение энергетической эффективности и обеспечение энергосбережения в целях сокращения расходов на оплату коммунальных услуг;
- повышение ответственности руководителей муниципальных учреждений за расходованием средств городского бюджета, в том числе за достижение поставленных целей путем использования наименьшего объема средств;
- недопущение увеличения штатной численности работников муниципальных учреждений, за исключением случаев: разграничения полномочий между органами государственной власти Тамбовской области и органами местного самоуправления; ввода в эксплуатацию объектов, находящихся в собственности органов местного самоуправления, либо передачи объектов из федеральной собственности, собственности Тамбовской области или иных муниципальных образований в собственность городского округа - город Тамбов;
- продолжение работы по анализу штатной численности муниципальных учреждений в целях определения возможности ее оптимизации с учетом фактически замещенных штатных единиц, оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений, включая их руководителей;
- осуществление руководителями муниципальных учреждений стимулирования работников с учетом контроля за достижением ключевых показателей деятельности, исходя из вклада каждого работника и решения общегородских задач;
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с базовым перечнем услуг, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, а также усиление контроля и ответственности главных распорядителей бюджетных средств за выполнение муниципальных заданий;
- сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городе;
- повышение рациональности и экономности использования бюджетных средств муниципальными учреждениями, в том числе за счет привлечения внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также их направления на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года;
- привлечение юридических лиц, не являющихся муниципальными учреждениями, и индивидуальных предпринимателей к оказанию муниципальных услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
- повышение эффективности предоставления из городского бюджета субсидий с соблюдением правил их предоставления и заключением соглашений по типовой форме, установление показателей результативности их использования и механизмов возврата средств субсидий в случае недостижения таких показателей;
- недопущение увеличения предельной штатной численности работников органов местного самоуправления, установленной соответствующими правовыми актами;
- обеспечение соблюдения установленных администрацией Тамбовской области нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления и нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих;
- поддержание оптимального объема и структуры расходов на функционирование органов местного самоуправления, стимулирование их к эффективному использованию кадровых резервов, к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов, в том числе за счет внедрения и развития цифровых технологий с применением современных информационных систем, исключение дублирования функций и полномочий;
- приоритетное осуществление бюджетных инвестиций, исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов;
- размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств с дальнейшим развитием мероприятий, направленных на открытость и прозрачность городского бюджета, бюджетного процесса для граждан;
- обеспечение прозрачности (открытости) городского бюджета за счет размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе и иных сведениях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации;
- привлечения общественности к участию в бюджетном процессе, в том числе использование программ развития территорий города, общественного обсуждения документов стратегического планирования;
- обеспечения реализации проектов по благоустройству общественных территорий с участием жителей города путем инициирования ими проектов и обсуждения проектных решений;
- продолжение практического внедрения на территории города механизмов инициативного бюджетирования.
Бюджетная политика в области управления муниципальным долгом города в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов в условиях безусловного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки будет направлена на:
- осуществление заимствований на оптимально возможный период и в объемах максимально соответствующих потребностям городского бюджета, необходимым для решения поставленных социально-экономических задач;
- привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
Кроме того, для покрытия временных кассовых разрывов, начиная со следующего финансового года, планируется введение практики управления остатками средств на едином счете городского бюджета, включая привлечение и возврат средств муниципальных учреждений города, что позволит в течение финансового года реже прибегать к заемным источникам и экономить бюджетные средства на их обслуживание.
Особое внимание по-прежнему будет уделено изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, контролю исполнения установленных им требований и норм, своевременному внесению соответствующих изменений в муниципальные правовые акты.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Тамбова от 10 ноября 2022 г. N 7936 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.