Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 октября 2022 г. N 03-02-07/96044
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения и не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В этой связи в рамках установленной компетенции необходимо отметить следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Права, предусмотренные Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов (пункт 2.1 статьи 31 Кодекса).
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для ее проведения документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса. При этом ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 Кодекса (абзацы второй и третий пункта 12 статьи 89 Кодекса).
В необходимых случаях при осмотре снимаются копии с документов (пункт 4 статьи 92 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Кодекса выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, которое подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Согласно пункту 8 статьи 94 Кодекса в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
При этом в случае производства выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 и статьей 94 Кодекса. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов (пункты 6 и 7 статьи 94 Кодекса).
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка (пункт 9 статьи 95 Кодекса).
Стоит также отметить, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 35 Кодекса).
Заместитель директора |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если копий документов проверяемого лица недостаточно и налоговая полагает, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, то подлинники могут быть изъяты. Также возможна выемка документов и предметов.
В обоих случаях составляется протокол. Документы и предметы предъявляются понятым и описываются в протоколе с указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью проверяемого лица (отказ фиксируется в протоколе). С таких документов снимаются копии и передаются проверяемому лицу.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 октября 2022 г. N 03-02-07/96044
Опубликование:
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 14 ноября 2022 г. N 22