Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением Администрации
города Муравленко
от 11.11.2022 N 1201
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Муравленко на 2023 - 2025 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Муравленко на 2023 - 2025 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Муравленко, утвержденным решением Городской Думы города Муравленко от 04.04.2014 N 592.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Муравленко (далее - муниципальное образование) осуществлена на основе федерального и регионального законодательства в рамках процедуры составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определенных в положениях Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.10.2022 N 1007-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 - 2024 годы".
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования является определение условий, используемых при составлении проекта городского бюджета, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров городского бюджета на 2023 - 2025 годы.
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности городского бюджета, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 году и в первой половине 2022 года
Реализуемая бюджетная и налоговая политика муниципального образования в 2021 году и в первой половине 2022 года позволила обеспечить реализацию поставленных задач, связанных с обеспечением социальной и экономической стабильности города в условиях действия ограничительным мер в связи с распространением COVID-19 и с введением санкций в отношении Российской Федерации. В связи с этим были скорректированы направления реализуемой бюджетной политики, а также изменены приоритеты бюджетных расходов с одновременным выполнением задач, определенных в рамках реализации национальных проектов.
Основными итогами бюджетной и налоговой политики являются обеспечение сбалансированности городского бюджета, реализация единой бюджетно-финансовой и налоговой политики муниципального образования, организация эффективного исполнения городского бюджета, финансирование всех принятых бюджетных обязательств, рост бюджета развития, отсутствие муниципального долга, организация муниципального внутреннего и внешнего контроля.
Бюджет города по доходам за 2021 год исполнен на 6961 млн. рублей или 97,7% от годового плана. По сравнению с 2020 годом доходы увеличились на 17,5 млн. рублей или на 0,3%. Сумма налоговых и неналоговых доходов составила 685 млн. рублей или 9,8% от общих поступлений. По сравнению с 2020 годом поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 70 млн. рублей или 11,3% за счет увеличения поступлений по налогам на доходы физических лиц, налогам на совокупный доход, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, государственной пошлине, по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, плате за негативное воздействие на окружающую среду, доходам от компенсации затрат государства, доходам от продажи материальных и нематериальных активов, штрафным санкциям.
Расходная часть бюджета города Муравленко в 2021 году исполнена на 6 837 млн. рублей, или на 91,2%. Общий объем расходов в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился на 93 млн. рублей или на 1%. Городской бюджет исполнялся в программном формате.
Бюджет города за 2021 год исполнен с профицитом 124 млн. рублей. Муниципальный долг отсутствует.
В рамках реализации принятой бюджетной и налоговой политики в 2021 году и 1 полугодии 2022 года выполнялся план мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов городского бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Муравленко.
В целях реализации плана проводятся мероприятия по обеспечению стабильного поступления налоговых доходов и сокращению недоимки, повышению уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.
Осуществляется работа с налогоплательщиками городского бюджета по обеспечению своевременного поступления платежей в бюджет, увеличению налогооблагаемой базы. Администрацией города Муравленко (далее - Администрация города) и территориальным отделением Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу продолжена совместная разъяснительная работа по информированию граждан о своевременной и полной уплате налогов и других платежей, необходимости погашения имеющейся задолженности и принятия мер по недопущению её образования.
Вопросы укрепления финансовой самостоятельности бюджета находятся на постоянном контроле и рассматриваются на заседаниях межведомственной рабочей группы при Администрации города и рабочей группы при антикризисном штабе Администрации города по повышению устойчивости экономики муниципального образования. Всего в 2021 году и 1 полугодии 2022 года предприятиями и индивидуальными предпринимателями, взятыми на контроль рабочей группой, погашено задолженности на общую сумму 57,9 млн. рублей.
Проводились мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости населения. Рабочей группой велась разъяснительная работа среди работодателей и населения города о последствиях нелегальных трудовых отношений и необходимости соблюдения трудового законодательства.
В рамках рассмотрения вопроса по мобилизации налога на доходы физических лиц проведен анализ муниципальных контрактов, заключенных на территории города и анализ информации от градообразующего предприятия о контрагентах, заключивших договоры на осуществление работ и оказание услуг с применением рабочей силы. Организована работа по направлению налогоплательщикам информационных писем о наличии обязанности уплаты налога на доходы физических лиц и регистрации обособленных подразделений и возможных правовых последствиях в случае уклонения от постановки обособленных подразделений на налоговый учет. По выявленным иногородним организациям, у которых имеются признаки обособленного подразделения, сведения направлялись в налоговый орган для последующего проведения мероприятий налогового контроля. По итогам проведенных информационных мероприятий 13 организаций зарегистрировали обособленные подразделения на территории города Муравленко.
В целях расширения налоговой базы по имущественным налогам и максимального вовлечения объектов недвижимого имущества в налоговый оборот, проводились мероприятия по основным направлениям:
- осуществление муниципального земельного контроля в целях выявления земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов;
- инвентаризация земельных участков, включая натурный осмотр, в целях выявления фактов нахождения в их границах объектов недвижимости, права на которые могли бы быть оформлены;
- активизация работы по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот, проведение инвентаризации земельных участков и регистрации права муниципальной собственности на земли.
В целях вовлечения в налогооблагаемый оборот недвижимого имущества проводилась разъяснительная работа среди населения, направленная на стимулирование самостоятельного обращения в Управление Росреестра для уточнения сведений в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в ЕГРН, а также установления границ земельных участков.
Осуществлялись мероприятия по повышению качества администрирования неналоговых доходов городского бюджета с целью увеличения их собираемости. Продолжена реализация мероприятий, направленных на снижение дебиторской задолженности по неналоговым платежам, проводилась адресная работа с должниками, велась претензионная работа, осуществлялись меры принудительного взыскания задолженности, в том числе по штрафным санкциям за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных контрактов. Так за 2021 год и первое полугодие 2022 года администраторами доходов направлено 668 претензии о взыскании задолженности, уведомления о необходимости погашения задолженности, неустойки по муниципальным контрактам и 706 исковых заявлений о взыскании задолженности по платежам в бюджет. Размер погашенной задолженности по направленным претензиям составил 7,9 млн. рублей, по искам - 31,1 млн. рублей.
Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступлений доходов.
При этом в целях поддержки отдельных отраслей экономики, предприятий, бизнеса, в муниципальном образовании реализованы все меры, принятые распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.03.2020 N 94-Р "Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства на период действия режима повышенной готовности".
Продолжена реализация комплекса мероприятий по оценке налоговых расходов муниципального образования, обусловленных налоговыми льготами по местным налогам (земельному налогу и налогу на имущество физических лиц), предоставленными в соответствии с решениями представительного органа муниципального образования. Налоговые расходы являются элементом муниципальной поддержки и должны соответствовать целям муниципальных программ муниципального образования и быть востребованными налогоплательщиками.
Информация о предоставляемых налоговых льготах по местным налогам, подлежащим зачислению в городской бюджет
Наименование налога |
Наименование льготной категории налогоплательщиков |
Налог на имущество физических лиц |
- несовершеннолетние дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
- дети до 18 лет, воспитываемые одиноким родителем | |
- налогоплательщики, имеющие на иждивении ребенка инвалида, инвалида с детства | |
Земельный налог |
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны |
- физические и юридические лица, осуществляющие строительство и эксплуатацию наемных домов | |
- физические и юридические лица, являющиеся субъектами инвестиционной деятельности, имеющие действующее инвестиционное соглашение по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории муниципального образования город Муравленко, в отношении земельных участков, используемых ими в целях реализации инвестиционного проекта на территории муниципального образования город Муравленко, на период реализации проекта | |
- резиденты Арктической зоны Российской Федерации, реализующие инвестиционные проекты в туристической сфере, в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов в туристической сфере, в течение 5 лет с момента получения статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации |
Решениями Городской Думы установлено 7 видов налоговых льгот: по налогу на землю - 4, по налогу на имущество физических лиц - 3, из них в 2021 году нулевые значения по использованию льгот зафиксированы по 4 видам налоговых льгот.
За 2021 год сумма налоговых расходов составила 42 тыс. рублей, воспользовалось льготами 40 налогоплательщиков. Данные виды налоговых расходов являются социальными, обусловленными необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения.
Удельный вес налоговых расходов местного бюджета за 2021 год в результате действия налоговых льгот по местным налогам, установленных представительным органом муниципального образования, в общей сумме поступлений налоговых и неналоговых доходов составил менее 0,01%.
По результатам оценки налоговых расходов установлено, что предоставленные на территории города Муравленко налоговые льготы соответствуют целям муниципальных программ, способствуют их достижению и являются востребованными. Все налоговые льготы, действующие в муниципальном образовании, сохраняются.
Проводимые мероприятия по реализации бюджетной и налоговой политики позволили исполнить расходную часть бюджета на высоком уровне.
Основным инструментом повышения эффективности расходов по-прежнему является применение при формировании и исполнении бюджета программно-целевого метода управления бюджетными средствами, повышающего ответственность и заинтересованность в рациональном использовании ресурсов исполнителей муниципальных программ. В рамках исполнения городского бюджета в 2021 году реализовано 23 муниципальные программы на сумму 6 834 млн. рублей. Объём финансирования муниципальных программ увеличился относительно уровня 2020 года на 1,3% (на 89 млн. рублей). По программному принципу исполнено 99,9% расходов городского бюджета.
По сравнению с предыдущими годами структура программной части городского бюджета сохранилась на прежнем уровне: 72,7% программной части городского бюджета было направлено на реализацию 4 муниципальных программ: "Развитие образования" - 37,4%, "Благоустройство территории города" - 16,4%, "Улучшение жилищных условий граждан" -12%, "Развитие физической культуры и спорта" -6,9%.
В 2021 году в городе Муравленко в рамках реализации 4 национальных проектов ("Жилье и городская среда", "Образование", "Демография", "Безопасные и качественные автомобильные дороги"), направленных на достижение национальных целей Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, реализованы мероприятия 6 региональных проектов с общим объёмом бюджетных ассигнований 469,6 млн. рублей.
В рамках национального проекта "Жильё и городская среда":
- выполнены работы по благоустройству 4 общественных территорий муниципального города Муравленко;
- 40 семей получили социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
- реализовано 87 свидетельств о праве на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья;
- 3 семьи получили выплаты в рамках возмещения за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
В рамках национального проекта "Образование":
Продолжена реализация регионального проекта "Цифровая образовательная среда", благодаря чему в МБОУ "Школа N 2" внедрена целевая модель цифровой образовательной среды: приобретены ноутбуки, интерактивные панели, многофункциональные устройства, IP камеры, сервер и комплектующие для обновления материально-технической базы.
В рамках национального проекта "Демография":
- начались работы по строительству объекта "Лыжная база - стадион с лыжероллерной трассой";
- в целях обеспечения спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки муниципальные бюджетные учреждения спортивной направленности приобрели инвентарь и оборудование, а также экипировку. Были оснащены отделения "настольный теннис", "футбол", "спортивная стрельба", "пауэрлифтинг", "ВБЕ";
- спортсмены города приняли участие в 32 выездных мероприятиях;
- на территории города проведено 10 соревнований окружного уровня;
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги":
- в образовательные организации приобретены мультимедийные программы для обучения детей правилам дорожного движения, световозвращающие элементы для учащихся, оборудование для автогородков;
- проведен конкурс "Безопасное колесо";
- команды города приняли участие в окружном конкурсе по автомобильному многоборью среди женщин-автомобилистов "Автоледи" и в окружном конкурсе "Безопасное колесо".
В 2022 году муниципальное образование участвует в реализации 5 национальных проектов: "Образование", "Культура", "Жилье и городская среда", "Демография", "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
На реализацию мероприятий 5 национальных проектов (6 региональных проектов) в 2022 году предусмотрено 346,3 млн. рублей, за 1 полугодие текущего года на их реализацию направлено 126 млн. рублей.
До конца 2022 года в рамках национальных проектов планируется реализовать следующие мероприятия:
- благоустроить 1 общественную территорию;
- предоставить социальные выплаты 57 семьям, исключенным по достижению предельного возраста, из списка молодых семей на приобретение (строительство) жилья;
- предоставить 5 семьям, имеющим трех и более детей социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
- оснастить МБОУ "Школа N 5" современным компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением;
- приобрести мультимедийные программы и оборудование для автогородков для обучения детей правилам дорожного движения;
- приобрести световозвращающие элементы для предупреждения опасного поведения участников дорожного движения;
- оснастить спортивным инвентарем и оборудованием учреждения спортивной направленности;
- обеспечить участие спортсменов в выездных мероприятиях различного уровня;
- приобрести музыкальные инструменты в школы искусств города.
В муниципальном образовании продолжится работа по реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей национальных проектов.
В 2021 году удалось обеспечить исполнение в полном объёме принятых обязательств, сохранить социальную направленность городского бюджета, изыскать средства не только на текущие расходы, но и на бюджет развития.
Существенно увеличились расходы на строительство и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, дорожную деятельность, на мероприятия в области жилищной политики, прежде всего, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также на благоустройство территории города. За пять лет расходы по данным направлениям увеличились более чем в 4 раза.
Активными темпами велось и продолжается строительство социально-значимых объектов и многоквартирных домов: средняя общеобразовательная школа на 500 учащихся и дошкольное образовательное учреждение на 230 мест в микрорайоне Молодежный, Культурно-оздоровительный центр, здание ЗАГС, лыжная база - стадион с лыжероллерной трассой, 5 многоквартирных домов.
Проводились работы над проектами нового Поликлинического комплекса на 730 посещений и реновации средних общеобразовательных школ N 1 и N 4.
Осуществлялся капитальный ремонт детского сада "Дельфин", завершился ремонт Детской поликлиники, больничного комплекса.
В отчетном году общая протяженность отремонтированных участков улично-дорожной сети составила более 6 километров. Продолжена работа по реконструкции улицы Ленина - обновлен участок от улицы Школьной до Украинских Строителей. Построен участок дороги, соединяющий улицы Муравленко и Новую. В рамках капитального ремонта выполнен ремонт участков дорог по улице Муравленко от улицы Ленина до 70 лет Октября и улице Школьная от улиц Ленина до Нефтяников. Выполнены работы по устройству освещения пешеходного тротуара на участке от улицы Губкина до Украинских Строителей.
В рамках реализации Национального проекта "Жилье и городская среда" ежегодно выполняются работы по модернизации и реконструкции существующих общественных территорий и созданию новых современных мест массового отдыха и развлечений. В 2021 году с учетом мнения жителей города благоустроено 4 общественных пространства: сквер Фармана Салманова, сквер Дружбы, Парковый бульвар, детская площадка в микрорайоне Солнечный. Выполнены работы по благоустройству 10 дворовых территорий. В 2022 году ведется благоустройство Сквера Победы в микрорайоне Юбилейный, продолжается обустройство детских игровых площадок.
Администрацией города Муравленко продолжена работа по повышению эффективности бюджетных расходов, по обеспечению сбалансированности и устойчивости городского бюджета и повышению качества управления общественными финансами.
Одним из приоритетных направлений бюджетной политики в социальной сфере в текущем году являлось сохранение достигнутых в 2019 году показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие "майских" Указов Президента Российской Федерации. За 2021 год показатели Указов, в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, выполнены в полном объеме.
Продолжена работа по переводу на аутсорсинг непрофильных функций муниципальных учреждений, в том числе охранных услуг в сфере образования (в 7 дошкольных и 1 общеобразовательной организациях), автотранспортных услуг в сфере молодежной политики.
В отчетном периоде продолжена практика заключения муниципальных контрактов на одноименные (однородные) товары, работы, услуги, в отношении которых потребность определена на год более 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.) путем проведения конкурентных процедур, проведения совместных аукционов по ведомству, а также закупок на срок более одного года.
В целях финансового обеспечения первоочередных приоритетных расходов городского бюджета экономия, полученная по результатам осуществления закупок товаров, работ, услуг, в части расходов, осуществляемых за счет собственных доходов городского бюджета, резервировалась на специальном коде бюджетной классификации.
При формировании городского бюджета на 2022 год учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, автономного округа и муниципального образования, вступающие в силу с 1 января 2022 года и оказывающие влияние на формирование доходной базы бюджета города.
С 2022 года в муниципальном образовании внедрена новая система управления муниципальными программами. В структуре муниципальных программ выделяется проектная часть (направлена на решение конкретных задач или получение уникальных результатов в конкретные сроки, или качественное изменение процессов), а также процессная часть, содержащая мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления на постоянной основе (непрерывные или постоянно возобновляемые, реализуемые в соответствии с устоявшимися процедурами).
В проектной части отражаются: сооружение объектов инфраструктурного комплекса, когда возможно четко определить срок начала, завершения и объем необходимых бюджетных средств, создание и развитие IT-систем, целевые субсидии муниципальным учреждениям в целях осуществления капитальных вложений, операций с недвижимым имуществом, приобретения нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности.
Процессные мероприятия включают меры социальной поддержки, оказание бюджетных услуг, расходы на заработную плату и закупки казенных учреждений в рамках текущей деятельности, а также реализацию иных циклических обязательств.
Бюджет города по доходам за 1 полугодие 2022 года исполнен на 3672 млн. рублей или на 48,7% от уточненного годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы в целом увеличились на 546 млн. рублей или на 17,5%. По расходам бюджет исполнен на 3758 млн. рублей, или на 46% от годового плана, с дефицитом 86 млн. рублей, при уточненном годовом дефиците бюджета 87,6 млн. рублей. При этом наблюдается тенденция к увеличению поступлений собственных доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так в целом объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 4,4% или на 15 млн. рублей.
Ключевым направлением бюджетной политики в области открытости муниципальных финансов стало расширение практик инициативного бюджетирования.
В 2021 году вступили в силу Федеральный закон от 20.07.2020 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 20.07.2020 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", что стало дополнительным импульсом развития инструментов участия граждан в бюджетном процессе.
Город Муравленко - один из первых муниципалитетов Ямала, в котором приступили к реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан", основанного исключительно на инициативе жителей города Муравленко в выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в контроле по реализации проектов. Расходы бюджета на реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей города и определяемых с учетом их мнения - бюджетных инициатив граждан - увеличились по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза. За 2021 год в муниципальном образовании реализовано 24 местных инициатив, из городского бюджета выделено 28,5 млн. рублей. Немаловажным вкладом стало трудовое участие жителей города, которое по приблизительным подсчетам составило 0,1 млн. рублей. Так, благодаря инициативам жителей в городе появились новые велопарковки, высажен "Сад памяти", прошли соревнования по рыбной ловле "Клевое место", праздник ко Дню защиты детей "Энергия лета", мероприятие "ТехноFest".
На основании оценки реализации проекта "Уютный Ямал", проведенной Департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в 2021 году, город Муравленко занял 4 место в рейтинге муниципальных образований в автономном округе.
При реализации бюджетной политики муниципального образования в отчетном периоде обеспечено исполнение полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю.
Деятельность органа внутреннего муниципального контроля осуществляется в соответствии с едиными федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации и ведомственными стандартами, утвержденными приказами Управления финансов Администрации города Муравленко.
Органы внутреннего муниципального финансового контроля в последние годы в текущем режиме адаптируются к нормативным изменениям организации контрольной деятельности и новым реалиям экономической среды, на которую оказывают влияние внешние факторы.
В условиях пандемии возникли объективные затруднения, продиктованные необходимостью обеспечения дополнительных мер безопасности при осуществлении контрольной деятельности. Вместе с тем при реализации бюджетной политики муниципального образования удалось обеспечить на должном уровне исполнение полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю путем перехода на камеральные проверки по месту нахождения органа финансового контроля без уменьшения количества плановых контрольных мероприятий. В 2022 году контроль проводится в стандартных условиях.
Результаты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в 2021 году характеризуются следующими показателями.
Проведено 16 контрольных мероприятий, объем проверенных денежных средств всего составил 1 099,7 млн. рублей. Из них объем проверенных закупок составил 176,7 млн. рублей (в том числе объем средств, использованных в рамках реализации региональных проектов - 24,9 млн. рублей), контролем охвачено 1 189 закупок для обеспечения муниципальных нужд. Сумма выявленных нарушений составила 49,5 млн. рублей (из них при осуществлении контроля в сфере закупок - 4,8 млн. рублей). По результатам проведенных контрольных мероприятий выдано 15 представлений, которые исполнены объектами контроля в установленные сроки и в полном объеме.
В первом полугодии 2022 года проведено 6 контрольных мероприятий, объем проверенных средств составил 238,9 млн. рублей. Из них объем проверенных закупок составил 154,3 млн. рублей, контролем охвачено 292 закупки для обеспечения муниципальных нужд. Сумма выявленных нарушений составила 3,1 млн. рублей (из них при осуществлении контроля в сфере закупок - 2,9 млн. рублей). По результатам проведенных контрольных мероприятий выдано 6 представлений, которые исполнены объектами контроля в установленные сроки и в полном объеме.
Одним из инструментов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе в сфере закупок, являются программные комплексы отечественных разработчиков (ГИС РЭБ ЯНАО подсистема "Исполнение бюджета", ПК "Свод-СМАРТ"). Применение на практике таких цифровых технологий позволяет оперативно получать доступ к информации, связанной с деятельностью объектов контроля, обрабатывать большой массив данных с помощью внутренних инструментов в автоматическом режиме.
При осуществлении контрольной деятельности в 2021 году:
- составлено два протокола об административных правонарушениях в отношении директоров объектов контроля за невыполнение муниципального задания в части показателей качества муниципальных услуг;
- в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлено два материала об административных правонарушениях по части 1 статьи 7.32.5 КоАП (нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд) в отношении руководителя муниципального учреждения и контрактных управляющих.
В первом полугодии 2022 года:
- в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлено два материала об административных правонарушениях по части 1 статьи 7.32.5 КоАП (нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд) в отношении контрактных управляющих;
- в прокуратуру города Муравленко направлен материал об административном правонарушении по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ (несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) в отношении директора проверяемого учреждения.
Важнейшим приоритетом в сфере управления общественными финансами является открытость и доступность бюджетных данных. В этой связи в муниципальном образовании обеспечивается публикация в сети Интернет бюджета для граждан, сведений о городском бюджете и внесенных в него изменениях.
Ежегодно в муниципальном образовании проводятся тренинги и уроки финансовой грамотности, в том числе "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях", "Неделя сбережений".
В отчетном периоде финансовым органом продолжена интеграция бюджетной системы в общероссийскую единую информационную систему "Электронный бюджет".
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность для граждан и организаций информации о бюджетной системе, бюджетах Российской Федерации, финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Состав информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, определяется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С 2021 года осуществляется поэтапный переход на единую информационную систему "Региональный электронный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа", утвержденную Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2020 N 1445-П "О государственной информационной системе "Региональный электронный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГИС "РЭБ ЯНАО").
Основными задачам ГИС "РЭБ ЯНАО" являются создание единого информационного пространства для всех участников бюджетного процесса Ямало-Ненецкого автономного округа. Система построена на базе отечественного программного обеспечения.
В 2021 году осуществлен переход на единую государственную информационную подсистему "Региональный электронный бюджет. Исполнение бюджета" (ПК "WEB-ИСПОЛНЕНИЕ").
Кроме того, внедрен функционал, позволяющий осуществлять заключение соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из окружного бюджета между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований в электронном виде на базе государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет. Учет Соглашений".
Также была начата работа в подсистеме "Региональный электронный бюджет. Планирование бюджета" (ПК "WEB-ПЛАНИРОВАНИЕ") в части организации работы по формированию фрагмента реестра расходных обязательств муниципального образования город Муравленко.
Успехи муниципального образования в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов ежегодно оцениваются департаментом финансов автономного округа в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 июня 2010 года N 32-П "О порядке проведения мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе". На протяжении 12 отчетных лет муниципальному образованию город Муравленко присваивается 1 степень качества организации и осуществления бюджетного процесса. По результатам проведенной оценки за 2021 год город Муравленко занял 3 место в рейтинге муниципальных образований в автономном округе.
Также, город Муравленко по итогам 2021 года удостоен почетной грамоты XIV Всероссийского конкурса "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами" за активное участие в конкурсе и в реформировании общественных финансов. В конкурсе приняли участие 268 муниципальных образований из 60 субъектов Российской Федерации. В рамках конкурса оценивается качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью, управления расходами и муниципальным долгом, качество бюджетного планирования и исполнения бюджета.
III. Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
Основными задачами налоговой политики остаются увеличение налогового потенциала и обеспечение сбалансированности городского бюджета.
Основные направления налоговой политики муниципального образования определены с учетом действующих норм федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, а также преемственности ранее поставленных задач по укреплению и развитию налогового потенциала города.
В 2023 - 2025 годах не предполагается внесение значительных изменений в муниципальные правовые акты о налогах и сборах, в первую очередь, в части увеличения налоговой нагрузки на экономику. Повышение ставок по местным налогам не планируется.
Налоговая политика города в 2023 - 2025 годах будет реализовываться по следующим основным направлениям:
1. Расширение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с федеральным и региональным бюджетным законодательством, налог на доходы физических лиц в бюджет города Муравленко зачисляется по нормативу 30%.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налога на доходы физических лиц, будет продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на повышение собираемости налогов с доходов, снижение неформальной занятости населения, повышение эффективности мер в отношении работодателей, нарушающих трудовое законодательство в части не оформления или ненадлежащего оформления трудовых отношений, допускающих выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.
Также будет продолжена работа по мониторингу организаций, осуществляющих деятельность на территории города без постановки на налоговый учет и без осуществления уплаты в городской бюджет налога на доходы физических лиц.
Необходимо продолжить работу по обеспечению взаимодействия и координации деятельности Администрации города и федеральных фискальных, контролирующих органов по информационному взаимодействию, выявлению налоговых правонарушений, взысканию задолженности по платежам в бюджет города.
2. Расширение налоговой базы по имущественным налогам.
В соответствии с действующим законодательством налоговая база по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Полнота учета объектов недвижимости, формирование актуальной налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу остается актуальной. Администрации города необходимо продолжить проводимую совместно с налоговыми и регистрирующими органами работу по полноте учета объектов недвижимого имущества.
Для обеспечения наполнения городского бюджета имущественными налогами необходимо продолжить проведение инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, продолжить работу по выявлению объектов недвижимости, не включенных в налоговый оборот, по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, по дополнению и уточнению сведений об объектах недвижимости.
В целях расширения налоговой базы по имущественным налогам муниципальными органами власти будет продолжена работа по реализации Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) в части "гаражной амнистии". До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен.
В целях оказания содействия гражданам и органам публичной власти в оформлении прав на гаражи и земельные участки, расположенные под ними в рамках Закона N 79-ФЗ на официальном сайте Росреестра размещены методические рекомендации (https://rosreestr.gov.ru/).
В соответствии с решениями Городской Думы города Муравленко, для налогоплательщиков сохранены действующие налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу.
3. Поддержка малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с федеральным и региональным бюджетным законодательством, налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежат зачислению в бюджет города Муравленко по нормативу 100%.
В среднесрочной перспективе повышение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства не планируется. Действующие пониженные налоговые ставки для субъектов предпринимательской деятельности сохраняются.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, в автономном округе созданы благоприятные условия налогообложения:
- установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, осуществляющих свою деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
- установлена минимально возможная налоговая ставка в размере 5% (из 15% возможных, установленных Налоговым кодексом РФ) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
- установлена налоговая ставка в размере 5% (из 6% возможных, установленных Налоговым кодексом РФ) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- снижена налоговая ставка с 5% до 1% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, в области физической культуры и спорта, дополнительного образования, туризма, культуры и организации досуга, оказания социальных услуг, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций;
- продолжает совершенствоваться патентная система налогообложения. Расширена область её применения на виды предпринимательской деятельности, установлено право налогоплательщиков, уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на страховые платежи (взносы) на обязательное пенсионное, медицинское, социальное, добровольное личное страхование и пособия по временной нетрудоспособности. На территории автономного округа установлено 87 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели имеют право применять патентную систему налогообложения.
4. Использование муниципальной собственности.
Главными задачами в проведении мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования в городском бюджете являются:
- активизация работы по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот, проведению инвентаризации земельных участков и регистрации права собственности на землю;
- усиление муниципального земельного контроля;
- усиление контроля за поступлением арендных платежей главным администратором доходов;
- повышение качества претензионной исковой работы по взысканию дебиторской задолженности за использование муниципального имущества;
- выполнение мероприятий по полной инвентаризации объектов муниципальной собственности с целью выявления неиспользуемых, используемых не по назначению;
- осуществление продажи муниципального имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования город Муравленко.
5. Проведение ежегодной оценки налоговых расходов муниципального образования.
Оценка налоговых расходов муниципального образования, обусловленных местными налоговыми льготами, проводится кураторами налоговых расходов исходя из критериев целесообразности и результативности.
Налоговые льготы, установленные представительным органом муниципального образования, анализируются на предмет их соответствия целям муниципальных программ муниципального образования, либо иным целями социально-экономической политики, степени влияния на достижение указанных целей, определяется востребованность налогоплательщиками.
Данный подход позволит повысить ответственность кураторов налоговых расходов при выборе формы муниципальной поддержки налогоплательщиков, а также будет способствовать выявлению альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ муниципального образования.
Проведение ежегодной оценки налоговых расходов будет продолжено.
IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2023 - 2025 годы
Главной задачей бюджетной политики муниципального образования в условиях санкций и ограничений, является формирование эффективных механизмов для сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования, повышения результативности использования бюджетных ресурсов и создание условий для последовательного повышения качества жизни населения.
В рамках реализации основных направлений бюджетной политики автономного округа перед органами местного самоуправления муниципального образования на предстоящий бюджетный цикл стоят следующие задачи:
- формирование реалистичных, сбалансированных (бездефицитных) бюджетов по доходам и расходам, основанных на объективных прогнозах социально-экономического развития;
См. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Муравленко на 2023 - 2025 годы, утвержденный постановлением Администрации города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2022 г. N 1204
- достижение результатов реализации мероприятий муниципального сегмента региональных проектов автономного округа, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов соответствующих национальных проектов;
- развитие практики общественного участия в процессе обсуждения и принятия бюджетных решений проекта "Бюджетная инициатива граждан" (проект "Уютный Ямал");
- обеспечение информационной открытости, цифровизации процессов преимущественно на основе отечественных разработок, повышение финансовой грамотности населения;
- совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании и повышение качества осуществления контрольной деятельности.
1. Основополагающим принципом формирования бюджета является сбалансированность в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
В первоочередном порядке, при формировании городского бюджета необходимо предусмотреть финансовые ресурсы на реализацию всех ранее принятых обязательств перед населением с учетом их индексации не менее уровня инфляции. Этот принцип остается неизменным в рамках проводимой бюджетной политики на протяжении многих лет.
Вместе с тем бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение повышения эффективности бюджетных расходов, создание резервов, направляемых в дальнейшем на социально значимые направления в условиях сложившейся экономической ситуации. Главные распорядители бюджетных средств городского бюджета при прогнозировании бюджетных параметров должны полагаться на реальные возможности бюджета и проводить политику приоритизации расходов с полным обеспечением расходных обязательств.
Кроме того, важным является соблюдение взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.
Отдельно необходимо отметить повышение ответственности получателей целевых межбюджетных трансфертов за результативность расходования полученных средств, выполнение показателей соглашений, заключаемых при предоставлении финансовой помощи из окружного бюджета.
2. Повышение эффективности реализации муниципальных программ, совершенствование механизмов программного планирования и реализация национальных проектов.
В предстоящем бюджетном цикле бюджет муниципального образования, в продолжение бюджетной политики муниципального образования будет сформирован на основе муниципальных программ. Программный бюджет является важнейшим инструментом управления общественными финансами, обеспечивающим расходование бюджетных средств в увязке с конкретным результатом.
Бюджетная политика муниципального образования направлена на совершенствование подходов системы управления муниципальными программами:
- установлена взаимосвязь достижения целей муниципальной программы и приоритетов социально-экономического развития города, обеспечивающего единство целеполагания;
- обеспечена зависимость бюджетного планирования с достижением конечных результатов муниципальных программ;
- упрощены механизмы перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в ходе исполнения городского бюджета.
Тем самым будет реализована синхронизация целеполагания, финансового планирования и фактического осуществления бюджетных расходов.
Необходимо производить обязательную корректировку муниципальных программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также порядка учета результатов оценки эффективности при формировании проекта бюджета и уточнении оценки расходов на более отдаленную перспективу.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде должно будет выступать совершенствование муниципальных программ на проектных принципах управления. С учетом интеграции предусмотренных Указом Президента Российской Федерации национальных проектов муниципальные программы должны быть простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной деятельности органов местного самоуправления, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
Обеспечение достижения национальных целей развития страны, обозначенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", остается приоритетной задачей муниципального образования и на предстоящий трехлетний бюджетный цикл. Реализация мероприятий будет осуществляться в рамках региональных проектов автономного округа.
3. Одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики является расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами посредством развития механизмов инициативного бюджетирования. С учетом возросшего интереса граждан к проекту "Уютный Ямал" в 2023 году и плановом периоде предполагается его модернизация и усовершенствование.
В среднесрочной перспективе необходимо предпринять действия по популяризации проекта "Уютный Ямал" и предусмотреть расходы на реализацию инициативных проектов во исполнение поручения Президента Российской Федерации по обеспечению возможности направления расходов на осуществление мероприятий, приоритетных для жителей и отобранных для реализации с учетом их мнения. Расходы на реализацию таких проектов по истечении трёх лет должны составлять не менее пяти процентов расходов местного бюджета.
В целях развития проекта "Уютный Ямал" на территории автономного округа, а также обеспечения объективными данными участия населения автономного округа в процессах инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях в автономном округе на постоянной основе будет проводиться мониторинг проекта "Уютный Ямал".
Кроме того, будет продолжена работа по развитию школьного партисипаторного бюджетирования. В рамках данной работы предполагается проведение обучающих мероприятий как для школьников, так и для педагогов. На реализацию школьного партисипаторного бюджетирования в городском бюджете предусмотрены средства из расчета 0,3 млн. рублей на одно образовательное учреждение.
4. В целях обеспечения публичности и прозрачности бюджета, бюджетного процесса в муниципальном образовании на регулярной основе осуществляется публикация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступных данных, характеризующих городской бюджет, бюджетную систему и бюджетный процесс в муниципальном образовании.
В предстоящем цикле будет продолжена работа по публикации "Бюджета для граждан" для обеспечения полного и доступного информирования граждан о принимаемом бюджете города и отчете об исполнении бюджета, повышения открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами.
Повышение бюджетной и финансовой грамотности населения является одним из приоритетных направлений работы. Основным инструментом по данному направлению будет реализация мероприятий, утвержденных в рамках стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в автономном округе, а также развитие информационной открытости в социальных сетях.
В целях обеспечения прозрачности осуществления бюджетного процесса, открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами, активно развивается система "Электронный бюджет", операторами которой являются Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство.
В рамках данной системы органы местного самоуправления обязаны обеспечивать информационное взаимодействие своих информационных систем с "Электронным бюджетом" на основе утвержденных стандартов.
Государственная информационная система "Электронный бюджет" также будет использоваться для реализации бюджетных полномочий, в частности, обмена документами с участниками бюджетного процесса (в рамках заключения и исполнения договоров (соглашений), реализации других правоотношений), исполнения бюджета соответствующего уровня, формирования и предоставления различной информации о состоянии бюджета.
Поддерживая курс на импортозамещение, планируется продолжение реализации мероприятий по переводу пользователей на отечественное программное обеспечение РЕД ОС и R7-Офис, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных.
Также в среднесрочном периоде в целях комплексной автоматизации процессов всех этапов исполнения бюджета, будет продолжена работа по переходу муниципального образования на единую информационную систему "Региональный электронный бюджет. Планирование бюджета" (ПК "WEB-ПЛАНИРОВАНИЕ") в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, с участием главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им бюджетных и автономных учреждений.
В целях обеспечения прозрачности и доступности информации об осуществлении бюджетного процесса, открытости деятельности органов местного самоуправления, необходимо поддерживать в актуальном состоянии официальные сайты органов местного самоуправления и их структурных подразделений, размещенных на единой платформе официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в ЯНАО.
5. Важную роль в вопросах целевого и правомерного использования бюджетных средств занимает система внутреннего муниципального финансового контроля. С ее помощью обеспечивается соблюдение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из городского бюджета, а также соблюдение условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При реализации бюджетной политики будет обеспечено исполнение полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в соответствии с нормами статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Будет продолжено осуществление контроля за использованием средств бюджета, выделенных на реализацию муниципальных программ. В частности, планируется уделить внимание вопросам контроля в рамках мероприятий национальных и региональных проектов.
Кроме того, в целях совершенствования контрольной деятельности будет осуществляться взаимодействие с объектами контроля в целях предупреждения и недопущения нарушений при расходовании бюджетных средств.
В плановом периоде в целях совершенствования и повышения эффективности деятельности, выработки единого подхода при реализации бюджетных полномочий, орган внутреннего муниципального финансового контроля продолжит взаимодействие с департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2022 г. N 1201 "Об основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.