С целью установления основных требований безопасности для машиниста укладчика асфальтобетона при управлении укладчиком асфальтобетона во время ремонта и содержания автомобильных дорог, на основании статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики "", пункта 1.5, пункта 7.2 Порядка разработки и принятия инструкций по охране труда, утвержденного приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 23 декабря 2015 года N 527, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 21 января 2016 года, регистрационный N 903, руководствуясь подпунктом 3.1.22 пункта 3.1 раздела III Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 22 декабря 2021 года N 103-6, приказываю:
1. Утвердить Примерную инструкцию по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона ПИ ДНР 0.00.0-5.10-22 (прилагается).
2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Министра |
Д.В. Подлипанов |
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Министерства
транспорта Донецкой
Народной Республики
от 11 ноября 2022 г. N 37
СОГЛАСОВАНА
Государственным Комитетом
горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики письмо
от 03.11.2022 г. N 02-4/2859
Примерная инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона ПИ ДНР 0.00.0-5.10-22
1. Общие положения
1.1. Настоящая Примерная инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона ПИ ДНР 0.00.0-5.10-22 (далее - Инструкция) предусматривает основные требования безопасности при выполнении работ укладчиком асфальтобетона во время ремонта автомобильных дорог.
1.2. На основании настоящей Инструкции работодатели, с учетом специфики и конкретных условий труда, разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкцию по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона.
1.3. К самостоятельной работе машинистом укладчика асфальтобетона (далее - машинист) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки и удостоверение, подтверждающее право управления укладчиком асфальтобетона (далее - асфальтоукладчик) соответствующей категории (машинисты, занятые управлением и обслуживанием асфальтоукладчика, должны знать слесарное дело), которые также прошли:
медицинский осмотр и признаны медицинской комиссией годными к работе машинистом;
вводный инструктаж по вопросам охраны труда;
первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;
стажировку на рабочем месте от 2 до 15 смен (в зависимости от стажа, характера работы, а также от квалификации работника).
К работе с использованием электроинструмента допускаются машинисты, имеющие II группу по электробезопасности.
1.4. Выполнять работы асфальтоукладчиком на газовом подогреве машинист имеет право только после прохождения специального обучения и проверки знаний соответствующих нормативных правовых актов по охране труда.
1.5. В процессе работы машинист должен:
знать и выполнять требования нормативных правовых актов по охране труда;
пользоваться и правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты;
проходить периодические медицинские осмотры;
не реже одного раза в год проходить специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (при условии выполнения работ с повышенной опасностью);
не реже одного раза в три месяца проходить повторные инструктажи по охране труда;
немедленно извещать своего непосредственного руководителя о несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех неисправностях, выявленных в процессе выполнения работ.
1.6. Машинист, не прошедший своевременно медицинский осмотр, инструктажи, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, к работе не допускается.
1.7. Машинист, направленный для выполнения несвойственных его профессии работ, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. В процессе трудовой деятельности на машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся твердые объекты, наносящие удар по телу работающего (в том числе движущиеся машины и механизмы, обрушивающиеся горные породы, падающие деревья и их части);
действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего с высоты (перепады по высоте вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте);
неподвижные режущие, колющие, обдирающие, разрывающие части твердых объектов, воздействующие на работающего при соприкосновении с ним (например, острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования);
повышенный уровень и другие неблагоприятные характеристики шума;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень общей вибрации.
1.9. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов машинист обязан использовать предоставляемые им в соответствии с типовыми отраслевыми нормами и коллективным договором спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (приложение).
Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) должны соответствовать характеру и условиям работы машиниста, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
СИЗ, которые не имеют сертификата соответствия, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.10. Машинист не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.
1.11. Машинист не допускается к использованию инструмента, приспособления и оборудования, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.12. Продолжительность рабочего времени машиниста не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы определяется в соответствии с трудовым законодательством, действующим в Донецкой Народной Республике, и Правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.
Машинист должен выполнять установленный Правилами внутреннего трудового распорядка режим труда и отдыха.
1.13. Машинист должен соблюдать требования санитарных норм и правила личной гигиены.
Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.
1.14. Машинисту не разрешается распивать спиртные напитки на рабочем месте и появляться на работе в состоянии алкогольного опьянения, либо под воздействием наркотических или токсических веществ. Не допускается выполнять работу, находясь в болезненном состоянии, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимание.
1.15. В случае проведения работ в вечернее и ночное время место проведения работ должно быть освещено с помощью прожекторов или мощных светильников, устанавливаемых на временных опорах. Также в зоне работ устанавливается специальное светотехническое оборудование в виде импульсных сигнальных фонарей красного цвета (работающих от любого источника питания мощностью не более 36 В) на высоте не менее 1,2 м и видное на расстоянии не менее 50 м, а также импульсные инвентарные сигнальные стрелки, указывающие направление движения общего транспорта.
1.16. При работе в ночную или вечернюю смену машинист и рабочие, участвующие в процессе укладки асфальтобетонной смеси, должны пройти инструктаж по работам в темное время суток. Все механизмы для работы в ночное время должны быть оборудованы освещением и звуковой сигнализацией.
1.17. Выполнение работ асфальтоукладчиком производится с участием рабочего-сигнальщика, который встречает прибывающие автомобили и присутствует при разгрузке смеси в бункер асфальтоукладчика.
Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки асфальтобетонной смеси разрешается только по сигналу рабочего-сигнальщика.
Перед началом движения водитель автомобиля-самосвала должен подать звуковой сигнал.
1.18. Выгрузку асфальтобетонной смеси из автомобиля-самосвала в приемный бункер асфальтоукладчика разрешается выполнять только после его остановки и предупредительного сигнала машиниста асфальтоукладчика.
Работники должны удалиться на расстояние не менее 1 м от боковых стенок бункера асфальтоукладчика.
Не допускается находиться у передней кромки бункера асфальтоукладчика при подаче автосамосвала к бункеру.
1.19. Работы в охранных зонах воздушных линий электропередач машинистом допускается выполнять только после прохождения целевого инструктажа и оформления наряда-допуска, выдаваемого организацией, ответственной за выполнение работ.
Перемещение и работа асфальтоукладчика вблизи линий электропередачи производится под непосредственным руководством руководителя работ.
1.20. При эксплуатации асфальтоукладчика машинист обязан:
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;
соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, руководстве по эксплуатации асфальтоукладчика;
выполнять указания и требования инструкции по эксплуатации двигателя, систем электро-, гидро- и газооборудования;
до начала работ по укладке асфальтобетонной смеси выставить предупредительные знаки, исключающие проезд транспорта вблизи производства работ;
осматривать перед началом работы все механизмы, места их крепления, устранять обнаруженные дефекты;
перед запуском машины предупреждать звуковым сигналом рабочих, обслуживающих асфальтоукладчик;
поддерживать в машине чистоту;
при заправке машины горюче-смазочными материалами выполнять правила противопожарных мероприятий;
уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
перед запуском двигателя убедиться, что рукоятка блока управления ходом находится в нейтральном положении;
перед пуском в работу шнеков и трамбующих брусьев убедиться, что перед ними нет никаких предметов;
перед началом движения машины убедиться, что зона вокруг машины свободна. Управлять машиной в транспортном режиме разрешается только при расположении пульта управления с левой стороны;
не допускать застывания асфальтобетонной смеси на деталях питателя, шнеков, рабочего органа;
очистку и смазывание основания выглаживающей плиты рабочего органа производить при поднятом и зафиксированном скобами рабочем органе (смазывание плиты производить после ее остывания);
соблюдать при транспортных переездах требования правил дорожного движения;
при разрыве трубопроводов или рукавов высокого давления немедленно заглушить двигатель.
1.21. Машинисту не допускается:
работать на асфальтоукладчике в одежде с не завязанными тесемками, а также пропитанной горюче-смазочными материалами;
выполнять работы по смазке, очистке механизмов и устранению неисправностей при работающем двигателе;
снимать защитные кожухи и прочие ограждения при работающем двигателе, а также работать без них;
подогревать двигатель открытым пламенем при его запуске;
ремонтировать гидросистему при наличии в ней давления;
проверять исправность системы электрооборудования машины при помощи лампы, питаемой от сети напряжением более 36 В;
выполнять ремонтные или монтажные работы на электрооборудовании при наличии напряжения в сети;
находиться у передней кромки бункера при подаче автосамосвала к бункеру;
запускать двигатель при отсутствии требуемого уровня рабочей жидкости в гидробаке;
запускать двигатель при нахождении запорного клапана в положении "закрыто";
во время остановок рычаг переключения скоростей устанавливать в нейтральное положение, так как кинематическая цепь трансмиссии разрывается и в этом случае тормоз не работает;
курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков транспортных средств, находящихся в местах выполнения работ;
проходить между движущимися дорожно-строительными машинами и механизмами, становиться на подножки или на рамы работающих машин.
1.22. В процессе эксплуатации перебазировка асфальтоукладчика с объекта на объект, отправка на базу временного хранения для проведения технического обслуживания или в ремонт осуществляется железнодорожным, автомобильным транспортом или своим ходом.
1.22.1. При перевозке асфальтоукладчика он должен быть подготовлен следующим образом:
уменьшить габариты асфальтоукладчика и выглаживающей плиты до базовых;
снять все выступающие детали (устройство нивелирования, концевые выключатели шнека, тенты и другие);
закрыть створки бункера и задействовать стопоры бункера;
поднять выглаживающую плиту и задействовать ее транспортировочные стопоры;
упаковать в коробки все стационарно не закрепленные на асфальтоукладчике и выглаживающей плите детали и уложить в бункер;
закрыть все кожухи и проверить надежность их крепления;
отключить газовые баллоны (при наличии) от системы и закрыть их колпаками.
1.22.2. Во время перевозки асфальтоукладчика машинисту не допускается находиться в кабине.
1.22.3. При транспортировании асфальтоукладчика автомобильным, железнодорожным транспортом установка и крепление асфальтоукладчика производится согласно требованиям завода-изготовителя.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.23.4. В пределах до 15-20 км с объекта на объект асфальтоукладчик перемещается своим ходом с соблюдением правил дорожного движения.
При перемещении машинисту должен помогать напарник, особенно на перекрестках и развязках.
1.24. Снятые с асфальтоукладчика баллоны с газом можно транспортировать всеми видами транспорта согласно правилам перевозок грузов на конкретном виде транспорта.
1.25. Выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для машиниста. Нарушение этих требований рассматривается, как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы машинист обязан проверить наличие удостоверения на право управления машиной, пройти предрейсовый медицинский осмотр.
2.2. Надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты установленного образца. Спецодежда должна быть застегнута на все пуговицы, а свободные концы одежды заправлены так, чтобы они не свисали и не сковывали движения.
2.3. Провести ежедневное техническое обслуживание, проверить техническое состояние асфальтоукладчика.
2.4. Получить задание от непосредственного руководителя по специфике выполняемых работ. Ознакомиться с порядком проведения работ, с применяемой условной сигнализацией, подаваемой жестами и флажками, порядком движения и маневрирования дорожных машин и транспортных средств, местами разворота, въездами.
2.5. После получения задания машинист обязан:
осмотреть с руководителем работ фронт работ, согласовать последовательность их выполнения и меры по обеспечению безопасности, проверить наличие и исправность ограждений места работ и знаков безопасности;
проверить освещение асфальтоукладчика. Прожектор для освещения зоны шнека должен быть отрегулирован в соответствии с руководством по эксплуатации и не создавать слепящего эффекта;
очистить и отрегулировать зеркало заднего вида;
проверить наличие первичных средств пожаротушения;
после запуска двигателя проверить на ходу работу рулевого управления, на малой скорости проверить работу тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, звуковой сигнал.
2.6. Обо всех замеченных неисправностях и нарушениях машинист обязан сообщить своему непосредственному руководителю.
3. Требования безопасности при выполнении работы
3.1. Перед началом движения асфальтоукладчика машинист должен убедиться в отсутствии работников в зоне движения и подать звуковой сигнал о начале движения.
3.2. Во время работы асфальтоукладчика машинист должен следить за режимом работы двигателя, показаниями контрольно-измерительных приборов и работой механизмов.
Не допускать нахождения посторонних лиц на площадке управления, загромождение ее инвентарем и посторонними предметами.
3.3. Во время укладки асфальтобетонной смеси должны соблюдаться следующие требования безопасности:
автомобиль-самосвал подается на разгрузку только по сигналу машиниста асфальтоукладчика;
во время разгрузки смеси из автомобиля в бункер работники должны находиться не ближе 1 м от боковых стенок бункера асфальтоукладчика;
не допускается загрузка асфальтобетонной смеси из автомобиля в бункер асфальтоукладчика во время сильного тумана или недостаточной видимости;
не проводить во время работы асфальтоукладчика регулировку уплотнительных механизмов.
3.4. При необходимости очистки механизмов и узлов от асфальтобетонной смеси машинист должен остановить асфальтоукладчик, выключить двигатель и вынуть ключ зажигания.
Не допускается производить очистку крыльев приемного бункера от смеси во время движения асфальтоукладчика.
3.5. Во время движения асфальтоукладчика не допускается работникам сидеть или стоять на раме, заходить в туннель шнека, бункер или вставать на транспортер.
3.6. При укладке асфальтобетонной смеси двумя асфальтоукладчиками расстояние между ними должно быть не менее 10 м, между асфальтоукладчиком и дорожным катком - не менее 3 м.
3.7. В случае вынужденной остановки асфальтоукладчика на проезжей части дороги машинист на расстоянии 25-30 м позади него должен выставить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
До наступления темного времени суток асфальтоукладчик необходимо вывести за границы автомобильной дороги и оградить красными фонарями по габариту.
Асфальтоукладчик, который остался на проезжей части, должен быть огражден с обеих сторон инвентарным барьерным ограждением с сигнальными фонарями, которые включают с наступлением недостаточной видимости.
3.8. При выполнении работ машинист должен вести асфальтоукладчик плавно, без рывков, скорость машины должна соответствовать выполняемой операции.
При езде по пересеченной местности машинист должен соблюдать осторожность, не превышать допустимые углы поперечного и продольного уклона, чтобы предотвратить наклон и переворачивание асфальтоукладчика.
Работать на участках с уклоном разрешается не более указанного в паспорте машины (асфальтоукладчика).
3.9. Во время движения асфальтоукладчика на подъеме и спуске машинист не должен переключать передачи.
3.10. Перед погрузкой асфальтоукладчика на трейлер машинист обязан убедиться, что трейлер устойчив и заторможен.
Перед началом движения асфальтоукладчика в транспортном режиме машинист должен убедиться, что:
рабочий орган поднят и зафиксирован в транспортном положении;
уширители рабочего органа задвинуты на минимальную ширину рабочего органа;
створки бункера подняты (бункер закрыт).
3.10.1. Движение асфальтоукладчика в транспортном режиме и его разворот при заблокированном дифференциале не допускается.
3.10.2. После погрузки асфальтоукладчика его нужно надежно закрепить (упорами, растяжками).
3.11. Машинист асфальтоукладчика должен выполнять следующие мероприятия пожарной безопасности:
не курить и не пользоваться открытым огнем возле складов горючего и мест заправки;
не оставлять промасленные тряпки на двигателе;
обтирочные материалы хранить в специальных металлических ящиках с крышками, которые плотно закрываются;
закрывать горловины топливных баков металлическими пробками.
не использовать этиловый бензин как растворитель для промывания деталей, чистки одежды, освещения и других потребностей.
При выявлении течи в баках, топливо- и маслопроводах ее немедленно следует устранить. Подтеки вытереть насухо.
3.12. Машинист должен прекратить работу при следующих нарушениях требований безопасности:
при появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в двигателе или ходовой части асфальтоукладчика;
неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя машины, при которых не допускается ее эксплуатация;
уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя;
при наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего органа;
при пожаре.
3.13. Машинист обязан сообщить об обнаруженных нарушениях требований безопасности руководителю работ.
4. Требования безопасности по окончании работы
4.1. После окончания работ машинист обязан:
поставить асфальтоукладчик в предназначенное для стоянки место и очистить от остатков смеси бункер, упорные ролики передней балки, питатель, шнеки, нижнюю плоскость выглаживающей плиты;
промыть указанные части дизельным топливом или керосином с одновременным прокручиванием питателя и шнеков;
промыть дизельным топливом или керосином между выглаживающей плитой рабочего органа, трамбующим брусом и ограждением, а также смазать нижнюю плоскость выглаживающей плиты.
4.2. О неисправностях, обнаруженных при осмотре и выявленных в процессе работы асфальтоукладчика, машинист обязан сообщить своему непосредственному руководителю.
4.3. Снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, осмотреть, привести в порядок и убрать в специально отведенное место.
4.4. Выполнить гигиенические процедуры.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. При возникновении неисправностей (поломок) отдельных узлов асфальтоукладчика машинист обязан остановить работу до устранения этих неисправностей.
5.2. При возникновении аварии или ситуаций, которые могут привести или привели к несчастному случаю, следует:
прекратить работы и поставить в известность непосредственного руководителя;
сохранить до прибытия руководителя обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - сфотографировать, если есть такая возможность.
5.3. При пожаре работу необходимо немедленно остановить и принять меры к тушению очага загорания. При невозможности самостоятельно ликвидировать возгорание нужно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 101, назвать адрес объекта, место пожара, ФИО звонящего.
Немедленно сообщить о пожаре руководителю.
5.4. О каждом несчастном случае с ним, или очевидцем которого он был, машинист должен немедленно сообщать непосредственному руководителю, пострадавшему оказать первую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103.
Чтобы грамотно оказать первую помощь важно соблюдать следующую последовательность действий:
5.4.1. Убедиться, что при оказании первой помощи вы не подвергаете себя опасности.
5.4.2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим.
5.4.3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания.
Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание.
Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего.
Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
5.4.4. Оказание первой помощи:
при отравлении парами нефтепродуктов пострадавшего вынести на свежий воздух, расстегнуть стесняющую одежду;
при попадании бензина вовнутрь, необходимо промыть желудок;
при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану;
при подозрении на закрытый перелом наложить шину;
при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину;
при ожогах наложить сухую повязку;
провести восстановление проходимости дыхательных путей;
провести сердечно-лёгочную реанимацию;
другие мероприятия.
Заведующий сектором охраны труда |
Р.А. Крачковская |
Приложение
к Примерной инструкции по охране труда
для машиниста укладчика асфальтобетона
ПИ ДНР 0.00.0-5.10-22 (пункт 1.9)
Типовые нормы
бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
Заведующий сектором |
Р.А. Крачковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 11 ноября 2022 г. N 37 "Об утверждении Примерной инструкции для машиниста укладчика асфальтобетона ПИ ДНР 0.00.0-5.10-22"
Вступает в силу с 15ноября 2022 г.
Опубликование:
официальный сайт Министерства транспорта ДНР (donmintrans.ru) 15 ноября 2022 г.