Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
муниципального района
"Сыктывдинский"
от 26 октября 2022 года N 10/1499
Положение
о системе оповещения и информирования населения муниципального района "Сыктывдинский" об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Положение о системе оповещения и информирования населения муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Положение) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказами МЧС России N 578 и Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Правительства Республики Коми от 21.05.2019 N 244 "Об утверждении Положения о системе оповещения и информирования населения Республики Коми об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
2. Положение определяет состав, назначение и задачи, а также порядок применения и поддержания в состоянии постоянной готовности системы оповещения и информирования населения муниципального района "Сыктывдинский" об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - МСО).
3. Действие Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности администрации муниципального района "Сыктывдинский", а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по организации оповещения и информирования населения муниципального района "Сыктывдинский".
4. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
II. Состав, основные задачи и характеристики МСО
5. МСО включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС сигналов оповещения и (или) информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
6. МСО включает в себя:
- муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения;
- комплекс технических средств оповещения П-166М;
- систему оповещения руководящего состава гражданской обороны и "Сыктывдинского" районного звена Коми республиканской подсистемы РСЧС;
- системы оповещения на объектах, отнесённых к категориям по гражданской обороне и продолжающих работу в военное время на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой связи, а также другие технические средства передачи информации организаций, независимо от форм собственности, расположенные на территории муниципального района "Сыктывдинский".
7. Основной МСО является доведение с пункта управления единой дежурно-диспетчерской службы администрации муниципального района "Сыктывдинский" (далее - ЕДДС) сигналов оповещения и информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и "Сыктывдинского" районного звена Коми республиканской подсистемы РСЧС;
- специального управления администрации муниципального района "Сыктывдинский";
- дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты;
- глав сельских поселений, расположенных на территории муниципального района "Сыктывдинский", старост населенных пунктов поселений;
- населения, проживающего на территории муниципального района "Сыктывдинский".
8. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации до населения применяются:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети уличных громкоговорителей;
- сети проводного радиовещания;
- сети эфирного радиовещания;
- сети сотовой связи;
- сети связи общего пользования;
- мобильные (возимые и носимые) средства оповещения, включая специальные автомобили организаций, оснащенные громкоговорящими устройствами;
- институт старост;
- сети связи операторов связи;
- специальные мобильные приложения с функцией оповещения пользователя;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" - веб-сайты, мессенджеры, социальные сети;
- средства массовой информации.
9. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к таким системам национальными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также настоящего Положения.
На системы оповещения населения оформляются паспорта. Паспорт МСО оформляется специальным управлением администрации муниципального района "Сыктывдинский".
Рекомендуемые образцы паспортов, порядок оформления, утверждения и уточнения паспортов на системы оповещения определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
III. Порядок оповещения населения муниципального района "Сыктывдинский"
10. Основными способами оповещения и информирования населения муниципального района "Сыктывдинский" являются:
- передача сигналов оповещения и информации по сетям связи для распространения программ телевизионного и радиовещания, телерадиовещания с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации;
- задействование оконечных устройств оповещения (электро-сирены, мощные акустические устройства оповещения, уличные громкоговорители) МСО.
11. Типовые аудио и аудиовизуальные сообщения о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, передаваемых населению по сети телерадиовещания, готовятся заблаговременно.
12. По решению главы муниципального района Сыктывдинский, руководителя администрации в целях оповещения населения допускается передача информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, редакций средств массовой информации, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
13. ЕДДС администрации муниципального района "Сыктывдинский" Коми республиканской подсистемы РСЧС, получив информацию или сигнал оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигналы оповещения до руководящего состава "Сыктывдинского" районного звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления, сил гражданской обороны и населения.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации в зависимости от условий угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации может осуществляться в автоматизированном, либо в ручном режимах функционирования.
Автоматизированный режим функционирования является основным для МСО, системы оповещения руководящего состава органов управления гражданской обороны администрации муниципального района "Сыктывдинский". В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) оборудования оповещения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) соответствующего оборудования оповещения с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Ручной режим функционирования - режим, при котором:
- лица, уполномоченные органами "Сыктывдинского" районного звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, осуществляют включение (запуск) оборудования оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
15. С целью привлечения внимания населения до передачи сигналов оповещения и информации населению подается сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен, мощных акустических систем и других сигнальных средств длительностью до 3 минут. Затем по действующим сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ, через мощные акустические системы, сети уличных громкоговорителей и мобильные (возимые и носимые) средства оповещения передаются сообщения о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Сигналы оповещения и информация передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС специального управления администрации муниципального района "Сыктывдинский".
Длительность сообщений не должна превышать 5 минут, допускается трехкратное повторение сообщений.
Для передачи сигналов оповещения и информации населению могут привлекаться операторы связи и редакции средств массовой информации в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Задействование по предназначению МСО осуществляется по решению главы муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации или должностного лица, исполняющего его обязанности. О задействовании МСО ЕДДС информирует ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Коми и отдел оперативного дежурства ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ".
17. Эксплуатацию и запуск МСО и в том числе направление заявок на оповещение населения операторам связи и редакциям средств массовой информации осуществляет дежурная смена ЕДДС.
18. Администрация муниципального района "Сыктывдинский", организации и операторы связи, организации телерадиовещания и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Организация поддержания МСО в состоянии готовности к использованию по предназначению
19. Руководство организацией оповещения и информирования населения на территории муниципального района "Сыктывдинский" осуществляет администрация муниципального района "Сыктывдинский" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", организациями связи и телерадиовещания, привлекаемыми в установленном порядке к обеспечению оповещения и информирования населения.
20. Специальное управление администрации муниципального района "Сыктывдинский":
1) разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организует их запись на носители информации;
2) организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных ЕДДС по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
3) планирует и проводит совместно с организациями, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
4) разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
5) уточняет мероприятия (схемы, списки) по оповещению и информированию руководящего состава гражданской обороны и "Сыктывдинского" районного звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления и объектов экономики;
6) уточняет инструкции ЕДДС с учетом действующих требований к организации оповещения и информирования органов управления, персонала и населения.
21. Организации связи, операторы связи, организации телерадиовещания и редакции средств массовой информации, привлекаемые к обеспечению оповещения и информирования:
1) обеспечивают готовность специальных программно-технических средств оповещения и информирования, каналов связи и оборудования, используемого при передаче сигналов оповещения и информации;
2) обеспечивают готовность студий к передаче сигналов оповещения и информации;
3) определяют по заявкам администрации муниципального района "Сыктывдинский" перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, а также печатных средств массовой информации и сетевых изданий, предназначенных для оповещения населения.
22. Специальное управление администрации муниципального района "Сыктывдинский" является ответственным за квалификационную подготовку оперативно-дежурного состава ЕДДС, отвечающего за задействование МСО.
23. Специальное управление администрации муниципального района "Сыктывдинский" обеспечивает проведение эксплуатационно-технического обслуживания технических средств муниципальной системы оповещения и информирования населения.
24. С целью контроля технического состояния и готовности к применению сил и средств МСО организуются и проводятся следующие виды проверок:
1) ежедневные технические проверки без включения оконечных средств оповещения;
2) ежемесячные проверки с включением оконечных средств оповещения;
3) комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Ежедневные технические проверки проводятся в целях контроля состояния технических средств оповещения и каналов связи.
Ежедневные технические проверки проводятся оперативным дежурным ЕДДС и ДДС организаций путем передачи проверочных команд (команд опроса) с пультов управления системой оповещения до технических средств оповещения и речевых сообщений с вышестоящих до нижестоящих пультов управления системой оповещения с периодичностью не реже одного раза в сутки без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей.
При ежедневных технических проверках передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производятся.
При ежемесячных проверках проводится кратковременный, не более 10 секунд, запуск электрических сирен с последующей передачей речевого сообщения "Техническая проверка" по сети мощных акустических систем, уличным громкоговорителям. Передача речевого сообщения "Техническая проверка" по сети телевещания (радиовещания) возможна только по согласованию с вещателем.
Комплексные проверки готовности системы оповещения и информирования населения Республики Коми проводятся не менее двух раз в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления Коми республиканской подсистемы РСЧС и органов повседневного управления Коми республиканской подсистемы РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения.
В ходе комплексной проверки проверяется выполнение требований, предъявляемых к системам оповещения населения национальными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также настоящего Положения.
Проверочное включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время. Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе проверок системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
Администрация муниципального района "Сыктывдинский" заблаговременно информирует население муниципального образования о дате предстоящих проверок МСО, выполняемых с включением оконечных средств оповещения. Информация о предстоящей проверке направляется в средства массовой информации и размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на страницах в социальных сетях.
25. По результатам комплексной проверки МСО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности МСО, а также уточняется (корректируется) паспорт МСО. Акт утверждается главой муниципального района - руководителем администрации.
26. План-график технических проверок готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения Республики Коми разрабатывает Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. План-график доводится до Главного управления МЧС России по Республике Коми, администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, иных заинтересованных организаций.
27. Поддержание в состоянии постоянной готовности МСО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией муниципального района "Сыктывдинский" по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Готовность МСО достигается в том числе:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения;
- наличием дежурно-диспетчерского персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок, готовности системы оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
Организация и проведение проверок состояния готовности МСО осуществляется администрацией муниципального района "Сыктывдинский" во взаимодействии с ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" и иными заинтересованными организациями в соответствии с планом-графиком технических проверок готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения Республики Коми.
28. Мероприятия по созданию и развитию (совершенствованию и модернизации) МСО организует и осуществляет специальное управление администрации муниципального района "Сыктывдинский" во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Коми, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.
V. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию
29. Резервные мобильные технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и информация.
30. В минимальном объеме резервируется один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации муниципального характера.
31. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей мобильных технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и внеплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и комплектуются в зависимости от назначения и особенностей использования.
VI. Ответственность за неисполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны
32. Должностные лица и юридические лица несут административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требований и мероприятий в области гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
VII. Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию МСО
33. Финансирование содержания, поддержания в постоянной готовности и развития МСО, создания и содержания запасов технических средств оповещения, возмещения затрат, понесенных организациями и операторами связи, а также организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения населения, осуществляется в соответствии со статьями 24 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Республики Коми от 19 октября 1999 г. N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.