В соответствии с решениями совместного заседания Национального антитеррористического комитета (далее - НАК) и Федерального оперативного штаба от 8 февраля 2022 г. Минпросвещения России (далее - Министерство) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и при участии НАК разработаны Типовая модель действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников и Алгоритмы действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России (далее - Типовые материалы).
Настоящие Типовые материалы носят общий характер и рекомендуются для использования руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий) образовательных организаций, относящихся к сфере деятельности Министерства (далее - объекты (территории)), а также должностными лицами, осуществляющими непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) при разработке соответствующих организационно-распорядительных и методических документов (материалов) по вопросам антитеррористической защиты объектов (территорий) (далее - документы).
Указанные документы рекомендуется разрабатывать с учетом характеристик объекта (территории), присвоенной ему категории опасности, места расположения, фактической оснащенности техническими средствами охраны, системами оповещения и имеющихся сил и средств, задействованных в обеспечении охраны. При применении настоящих Типовых материалов могут допускаться отступления от предусмотренных в них положений в отношении отдельных типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся (несовершеннолетних).
Документы, разработанные на объекте (территории), рекомендуется утверждать после их апробации в ходе практических занятий и тренировок, в том числе проводимых с участием представителей территориальных органов МВД России, МЧС России, Росгвардии и ФСБ России.
Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), на полученную информацию определен разделом V требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
В целях повышения уровня готовности образовательных организаций, относящихся к сфере деятельности Министерства (далее - Организация), к действиям при возникновении угрозы совершения преступлений террористической направленности Министерство рекомендует до 1 октября 2022 г.:
провести доработку (разработку) документов Организаций, в том числе памяток (алгоритмов) по действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, с учетом Типовых материалов;
обеспечить доведение памяток (алгоритмов) по действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников до персонала Организаций, работников частных охранных организаций и обучающихся;
провести занятия с работниками Организаций по действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта;
провести учения (тренировки) по реализации документов (планов действий) Организаций при совершении (угрозе совершения) преступлений в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства или захвата заложников;
организовать контроль внедрения Типовых материалов в практическую деятельность Организаций.
Приложение: на 38 л. в 1 экз.
|
А.А. Корнеев |
Типовая модель
действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников
1. Общая характеристика вероятных нарушителей на объекте образования.
Анализ зарегистрированных в 2017-2021 годах происшествий в учебных заведениях показал, что преступники при нападении на объект образования использовали огнестрельное оружие и (или) самодельные взрывные устройства.
Действия злоумышленников носили заранее спланированный и организованный характер. В ходе подготовки к террористическому акту ими заблаговременно приобретались оружие, боеприпасы к нему, холодное оружие, взрывчатые вещества, изготавливались взрывные устройства.
Преимущественно противоправные деяния совершали лица, связанные с данными образовательными организациями различными жизненными событиями (являлись их учащимися, выпускниками, а также имели друзей среди обучающихся), и обладавшие определенной информацией об охране учреждения, режиме его работы, внутреннем распорядке и расположении помещений.
Как правило, при совершении вооруженного нападения первоначальной целью потенциального преступника становилось лицо, непосредственно обеспечивающее охрану учебного заведения (сотрудник ЧОО, сторож, вахтер), а затем - окружающие люди. При этом действия нападающего на объекте образования (на его территории) выглядели хаотично (беспорядочная, неприцельная стрельба по людям и имуществу учебного заведения).
Взрывное устройство проносилось на объект образования скрытно (открыто), размещалось и приводилось в действие в наиболее многолюдном месте объекта образования (столовая, раздевалка, спортивный зал, рекреация и др.).
2. Общая характеристика модели нарушителя на объекте образования.
Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:
типа нарушителя (внешний, внутренний);
целей, которые может преследовать нарушитель;
мотивов действий нарушителя (политические, идеологические, экономические, экологические, личные);
возможного количества нарушителей (одиночный, группа);
уровня его осведомленности об объекте, уязвимых местах и системе физической и технической защиты объекта;
уровня технической квалификации и подготовленности нарушителя к совершению несанкционированных действий*(1);
тактики и сценариев возможных действий нарушителей (последовательность (алгоритм) и способы действий групп и отдельных нарушителей на каждом этапе, маршруты движения);
уровня его оснащения (использование им транспортных средств, специального снаряжения, летательных аппаратов, беспилотных воздушных судов, стрелкового оружия, взрывчатых веществ и иных средств поражения).
В качестве типовых нарушителей рассматриваются:
внешний нарушитель первого типа (одиночный нарушитель или малочисленная группа нарушителей);
внешний нарушитель второго типа (террористическая группа);
внешний нарушитель третьего типа (террорист-смертник);
внутренний нарушитель первого типа (сотрудник, обучающийся или выпускник образовательной организации, родители (законные представители) родственники);
внутренний нарушитель второго типа (сотрудник сторонней подрядной организации, имеющий знания о системе охраны образовательной организации);
внутренний нарушитель третьего типа (сотрудник подразделения охраны, сотрудник органов внутренних дел, пожарной охраны, ведомственной охраны, службы безопасности).
К целям, которые могут преследовать нарушители, относятся:
причинение вреда жизни и здоровью конкретных лиц на объекте образования;
причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц на объекте образования;
причинение вреда имуществу объекта образования (как основная или дополнительная цель) или завладение имуществом, имеющимся на объекте образования (деньгами, ценностями, имеющимся оружием, транспортом и т.п.);
совершение опасных действий (взрыва, поджога, стрельбы) на объекте образования без посягательства на жизнь и здоровье людей и (или) причинения вреда имуществу объекта образования (для демонстрации серьезности намерений или демонстрации собственной значимости);
выдвижение требований к органам власти, руководству или конкретным должностным лицам объекта образования или иным неопределенным лицам;
захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный с выдвижением требований);
совершение самоубийства (суицида) после достижения иных целей (в том числе действия террориста-смертника).
Мотивы, которые могут побудить потенциальных нарушителей к совершению преступлений террористической направленности на объекте образования, можно разделить на:
политические (нереализуемые политические запросы, обусловленные несогласием с политикой государства, выражение поддержки деятельности экстремистских и террористически ориентированных организаций и групп в стране и за рубежом);
идеологические (в своей основе обусловленные имеющимися внутренними личностными качествами нарушителя и дополнительно укрепляемые пропагандой идеологии экстремизма и терроризма, присутствующей в СМИ (фрагментарно, включая опосредованную рекламу преступлений террористической направленности ввиду непроработанного с точки зрения психологического влияния контента) и в социальных сетях (целенаправленно, включая прямые призывы к экстремизму и терроризму, встречающиеся на сайтах и в отдельных постах экстремистских организаций и лиц);
личные.
Анализ внутренних причин происшедших ранее нападений нарушителей на объекты образования наиболее важен для проведения профилактики преступлений террористической направленности на объектах образования. Большая часть нарушителей, совершающих (планирующих совершить) преступления на объектах образования в России за последние годы, были подростками 12-19 лет с неустойчивой, а точнее болезненно измененной психикой.
Им чаще всего свойственны:
склонность к вспышкам ярости, недостаточность эмпатии по отношению к другим, неспособность испытывать вину перед ними, вместе с тем потребность в индивидуальном признании, самоутверждении;
возможное наличие проблем со здоровьем в области психоневрологии, психиатрии, проявление симптомов тревоги и/или депрессии;
наличие у подростков психологической травмы, связанной с физическим, сексуальным, эмоциональным насилием, дисфункуциональным поведением родителей;
неудовлетворенная потребность в доверительном общении со взрослыми и сверстниками, низкий социальный статус в классе, постепенное отчуждение подростка от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы);
негативный опыт общения со старшими, которые послужили моделью для формирования поведенческих навыков у подростков, в том числе уже состоявших в деструктивных сообществах;
перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростка в сферу свободного общения и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности (отношений), включающей признание экстремистской идеологии.
Важным обстоятельством, увеличивающим вероятность побуждения несовершеннолетнего к совершению преступлений террористической направленности, является накопление факторов риска. Чем больше факторов актуальны для подростка, тем более вероятным становится деструктивное поведение.
Около половины нарушителей было вменяемо (в том числе с диагностированными психическими расстройствами, не исключающими вменяемости), и понимая, что совершают преступление против жизни других людей, они пытались оправдаться, говоря что "пришли избавить мир от людей, которые являются живностью и биологическим мусором" или что их "мало интересует общение с себе подобными, поскольку все чувства ложь и обман; вокруг одни придурки и есть мысли всех перестрелять", иногда нарушители возлагали ответственность за свои преступления не только на людей, но и на Бога (шестиклассник из поселковой школы Пермского края заявил "В меня вселился Бог! Я не справлюсь с собой") и т.д.
Названные выше проявления характерны для нарушителей, являющихся приверженцами идеологии терроризма и экстремизма. В основе идеологии терроризма, как идеологии насилия, лежит желание считать себя "имеющим право" на насилие (по своему существу принципиально отличающееся от права на законное принуждение, которым обладают работники правоохранительных органов, работники охраны и даже обычные граждане в ходе задержания тех же преступников). В основе идеологии терроризма, как идеологии отрицания общечеловеческих ценностей, лежит отрицание любых позитивных идей. Содержанием личностного мировоззрения нарушителей, создающего условия для будущего совершения преступления террористической направленности, является ряд отрицательных нравственных качеств в их крайних проявлениях. Так, крайнее проявление индивидуализма (человеконенавистничество) вызывает желание уничтожить чужую жизнь. В свою очередь, обостренное тщеславие вызывает готовность ради славы жертвовать чужой и даже собственной жизнью, крайнее проявление корыстолюбия вызывает готовность ради материальной заинтересованности отказаться от любых духовных ценностей, продать и предать свою веру, страну, родных и близких. Помимо перечисленных основных, в формировании мотивации нарушителя участвует и ряд других нравственных качеств (жестокость - желание любым способом доказать свою значимость, трусость и т.д.).
Осведомленность нарушителя об объекте:
высокая - характерна для внутренних нарушителей;
средняя - характерна для внешних нарушителей, взаимодействующих с внутренним нарушителем;
низкая - характерна для внешних нарушителей.
Кроме того, осведомленность зависит от тщательности подготовки к нападению.
Техническую квалификацию и подготовленность нарушителя можно охарактеризовать тремя качественными уровнями:
высокий - хорошее знание системы и работы технических средств охраны, наличие навыков и необходимого оборудования для отключения или блокировки работы средств сигнализации, связи, оповещения, видеонаблюдения, профессиональных средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом, наличие профессионально подобранного набора оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей, пиротехнических устройств, средств задымления и иных необходимых средств для осуществления нападения и последующего отхода с объекта (в случае его планирования) на основе имеющихся у нарушителя целей;
средний - отрывочные знания о системе работы технических средств охраны, возможны наличие отдельных средств для блокировки связи и сигнализации, простых бытовых средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств);
низкий - отсутствие знания системы и работы технических средств охраны, наличия отдельных образцов или небольшого набора средств для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств).
Тактика нарушителя на этапе проникновения на территорию объекта образования, в период нахождения на объекте и после совершения активных действий:
на этапе проникновения:
проход непосредственно через КПП, с использованием несовершенства пропускного и внутриобъектового режимов либо их грубого нарушения работниками ЧОО, осуществляющими охрану образовательной организации (в момент смены охраны, в момент отвлечения внимания охраны непосредственно на КПП, в момент отвлечения внимания на другой части объекта путем взрыва, поджога или иного отвлекающего внимание происшествия, путем физического воздействия (в том числе причинения телесных повреждений или смерти) на осматривающего входящих лиц работника охраны, в случае отсутствия второго работника, управляющего средствами доступа и находящегося в безопасной изоляции);
проникновение в здание через дополнительные (служебные, эвакуационные) входы/выходы (в том числе, в момент их планового открытия на объекте);
проникновение через окна или с крыши здания;
проникновение нарушителей одновременно в двух или более местах объекта;
проникновение нарушителей путем фактического разрушения (подрыва) дверей на основном КПП или на дополнительных (служебных, эвакуационных) входах/выходах.
В период нахождения на объекте:
причинение телесных повреждений или смерти строго определенному лицу (или лицам), к которому нарушитель испытывает чувство обиды, ненависти, желает отомстить;
причинение телесных повреждений или смерти неопределенному кругу лиц;
использование слезоточивых, отравляющих, токсичных веществ, использование радиоактивных или биологически опасных веществ, использование иных опасных для жизни и здоровья веществ;
использование собак и иных животных;
совершение действий без посягательства на жизнь и здоровье людей (стрельба в потолок, по дверям и окнам, по иному имуществу на объекте, организация поджога, взрывов, задымления);
захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный с выдвижением требований);
захват заложников на объекте, причинение им телесных повреждений или смерти, с заранее запланированным последующим самоподрывом или самоподрыв без захвата заложников и/или без предварительного причинения телесных повреждений или смерти находящимся на объекте (действия террориста-смертника).
после совершения активных действий -
попытка скрыться с объекта;
попытка суицида;
сдача правоохранительным органам.
В оснащение нарушителя может входить:
транспортное средство, лестницы и/или альпинистское и иное оборудование (в случае проникновения через окна или с крыши здания);
стрелковое или холодное оружие, горючие вещества, пиротехника и дымовые шашки, жилеты и шлемы защитные, поддельные документы и/или форма работников коммунальных служб или правоохранительных органов (в случае проникновения с использованием образа лиц, прибытие которых на объект не вызовет подозрений);
взрывчатые вещества и взрывные устройства.
3. Общие подходы к разработке модели нарушителя на объекте образования.
На основе типовой модели нарушителя на объекте образования разрабатывается объектовая модель нарушителя*(2) (далее - ОМН), необходимая для формирования документов по противодействию совершению преступлений террористической направленности на конкретном объекте образования.
В формируемые на основе ОМН инструктивные документы включаются в том числе:
планируемые меры профилактики несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности (в том числе, воспитание неприемлемости идеологии терроризма, формирование нравственных основ противостояния идеологии терроризма, выявление ранних вербальных и невербальных признаков формирования идеологии терроризма; мониторинг ранних признаков подготовки средств совершения преступлений террористической направленности);
планируемые организационные и технические меры для пресечения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности:
- единовременно - активация кнопки передачи тревожных сообщений для вызова группы быстрого реагирования, дублирующий вызов представителей правоохранительных органов*(3) по телефону, отслеживание и видеофиксация действий нарушителя, установление постоянной связи с правоохранительными органами и прибывающими группами правоохранительных органов, принятие личных мер по возможному задержанию нарушителя, блокированию (изоляции) в определенной части объекта образования и/или отвлечению его внимания от цели нападения (только при наличии возможности и с учетом исключения возможного дополнительного риска работникам и обучающимся);
- долговременно - переориентация систем обеспечения пропускного и внутриобъектового режима на повышение эффективности, включая использование при наличии технической возможности шлюзовых систем, обеспечение осмотра проносимых вещей автоматизировано с изолированного рабочего места работника охраны либо одним работником охраны при условии управления допуском на объект со стороны второго работника охраны, находящегося в безопасной изоляции;
подготовка к пресечению действий нарушителей путем проведения учений, тренировок или иных практических учебных занятий с работниками охраны и персоналом объекта с учетом возможной тактики и сценариев действий нарушителей, включающих:
- конкретные действия охраны и персонала объекта, исходя из возможных способов действий групп и отдельных нарушителей, прогнозируемых маршрутов их движения;
- участие работников охраны и персонала образовательных организаций в тренировках, проводимых территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии;
- практическую отработку передачи сообщения о совершении преступлений террористической направленности в правоохранительные органы*(4);
- отработку информационного взаимодействия с группами быстрого реагирования охранных организаций и нарядами правоохранительных органов, направленного на обеспечение непрерывной связи между работниками охраны и прибывающими группами в случае совершения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности;
планируемые меры для минимизации и ликвидации последствий несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности (эвакуация работников и обучающихся, принятие мер по организации тушения пожара в случае его возникновения, вызов представителей органов здравоохранения для оказания помощи пострадавшим, вызов подразделений МЧС России для обеспечения эвакуации из здания при невозможности использования имеющихся выходов и/или окон первых этажей, а также в случае обрушения элементов здания или риска их обрушения и т.д.);
При разработке ОМН и инструктивных документов могут быть использованы методические материалы, касающиеся тактики совершения террористического акта и содержащие рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта, размещенные на сайте ФСБ России http://www.fsb.ru/fsb/supplement/advice.htm, а также учебно-методические материалы, рекомендации по личной безопасности и видеоматериалы, размещенные на сайте НАК:
http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie-materialy.html,
http://nac.gov.ru/dokumentalnyie-filmy.html.
______________________________
*(1) В данной Типовой модели под несанкционированными действиями следует понимать преднамеренные действия, направленные на нарушение правильности функционирования системы, несанкционированное проникновение на объект образования, а также совершение или попытку совершения противоправных действий по отношению к охраняемым объектам.
*(2) За исключением объектов образования, требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности к которым постановлениями Правительства Российской Федерации разработка модели нарушителя не предусмотрена.
*(3) Дежурных служб территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии.
*(4) В дежурные службы территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии.
Алгоритмы
действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России
Настоящие алгоритмы действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России (далее - алгоритмы) разработаны межведомственной рабочей группой с участием представителей Минобрнауки России, Минпросвещения России, МВД России, МЧС России, Росгвардии, ФСБ России во исполнение поручений протокола совместного заседания Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба о мерах по повышению уровня готовности образовательных организаций к действиям при возникновении угрозы совершения преступлений террористической направленности от 8 февраля 2022 г. и рекомендованы к применению на объектах образования.
На основе алгоритмов, носящих общий характер, в образовательных организациях исходя из особенностей каждого объекта разрабатываются и утверждаются руководителем документы, определяющие порядок действий персонала, работников охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности.
1. Применяемые термины и сокращения:
взрывное устройство - предмет, вызывающий подозрения при его обнаружении (имеющий признаки взрывного устройства), который может выглядеть как сумка, сверток, пакет или коробка бесхозно находящиеся в зоне возможного одновременного присутствия большого количества людей, вблизи взрывоопасных, пожароопасных объектов, различного рода коммуникаций, в том числе при наличии на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты, издаваемых звуков, исходящих запахов;
место сбора - участок местности (здание) расположенный вблизи объекта, обладающий достаточной площадью для размещения людей, подлежащих эвакуации, обеспечивающий безопасное удаление от поражающих факторов взрыва и возможных последствий разрушения конструкций объекта. В целях исключения обморожения людей в зимнее время года местом сбора могут назначаться близлежащие здания достаточной площади иного назначения (формы собственности) по согласованию с руководителем, оперативными службами и правообладателями таких зданий.
обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательные программы;
объект - объект (территория) образовательной организации;
оперативные службы - представители территориального органа безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
передача тревожного сообщения - активация системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" либо по другому действующему номеру (в том числе посредством телефонной или сотовой связи);
персонал, работники - преподавательский состав, административный и иной персонал объекта;
работник охранной организации, работник охраны - работник ведомственной охраны, частной охранной организации, объекта, осуществляющий охрану объекта;
руководитель - директор, ректор, заведующий образовательной организации или лицо, его замещающее;
система оповещения - автономная система (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
2. Алгоритмы действий персонала образовательной организации, работников охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности
2.1. Вооруженное нападение
Категория персонала |
Действия |
|
Стрелок на территории |
Стрелок в здании |
|
Руководство (руководитель и его заместители) |
- незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы; - незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте; - принять все меры к незамедлительной передаче по системе оповещения сообщения "ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!", в случае несрабатывания (отказа, уничтожения) системы оповещения - любым доступным способом; - обеспечить усиление охраны и контроля пропускного и внутриобъектового режимов, а также прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (кроме оперативных служб); - принять меры к размещению работников и обучающихся в помещениях здания с последующим прекращением их перемещения внутри объекта; - при возможности принять меры к воспрепятствованию дальнейшего продвижения нарушителя и проникновения его в здания (удаленное блокирование входов в здания или изоляция в определенной части территории); - находиться на постоянной связи с оперативными службами; - при возможности отслеживать ситуацию на территории и направление движения нарушителя; - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб; - после нейтрализации нарушителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) обучающихся о временном прекращении учебного процесса; - осуществить сбор обучающихся для их последующей передачи родителям (законным представителям); - обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
- незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы; - незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте; - принять все меры к незамедлительной передаче по системе оповещения сообщения "ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!", в случае несрабатывания (отказа, уничтожения) системы оповещения - любым доступным способом; - обеспечить усиление охраны и контроля пропускного и внутриобъектового режимов, а также прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (кроме оперативных служб); - принять меры к размещению работников и обучающихся в помещениях здания с последующим прекращением их перемещения внутри объекта; - при возможности принять меры к воспрепятствованию дальнейшего продвижения нарушителя (изоляция в определенной части здания); - находиться на постоянной связи с оперативными службами; - при возможности отслеживать ситуацию в здании и направление движения нарушителя; - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб; - после нейтрализации нарушителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) обучающихся о временном прекращении учебного процесса; - осуществить сбор обучающихся для их последующей передачи родителям (законным представителям); - обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
Персонал |
- при нахождении вне здания объекта немедленно уйти в сторону от опасности, уводя за собой людей, которые находятся в непосредственной близости, при возможности покинуть территорию объекта, в зимний период принять все возможные меры к недопущению обморожения обучающихся, обеспечить информирование оперативных служб и руководителя о ситуации и своем месте нахождения любым доступным способом; - при нахождении в здании объекта переместиться в ближайшее помещение, уводя за собой людей, находящихся поблизости и далее действовать в указанном ниже порядке; - находясь в помещении, обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью; - обеспечить размещение людей наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели; - принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении; - обеспечить информирование оперативных служб любым доступным способом (при возможности); - обеспечить передачу информации о вооруженном нападении руководителю любым доступным способом (при возможности); - не допускать общения людей по любым средствам связи; - принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению; - ожидать прибытия оперативных служб, разблокировать входы и покидать помещения только по команде руководства либо оперативных служб; - после нейтрализации нарушителя по указанию руководства обеспечить информирование родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - обеспечить сбор и передачу обучающихся родителям (законным представителям); - обеспечить по указанию руководства проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия; - при проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови; не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников. |
- при нахождении вне здания объекта немедленно уйти в сторону от здания, в котором находится преступник, уводя за собой людей, которые находятся в непосредственной близости, при возможности покинуть территорию объекта, в зимний период принять все возможные меры к недопущению обморожения обучающихся, обеспечить информирование оперативных служб и руководителя о ситуации и своем месте нахождения любым доступным способом; - при нахождении в здании объекта переместиться в ближайшее помещение, уводя за собой людей, находящихся поблизости и далее действовать в указанном ниже порядке; - находясь в помещении, обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью; - обеспечить размещение людей наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели; - принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении; - обеспечить информирование оперативных служб любым доступным способом (при возможности); - обеспечить передачу информации о вооруженном нападении руководителю любым доступным способом (при возможности); - не допускать общения людей по любым средствам связи; - принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению; - ожидать прибытия оперативных служб, разблокировать входы и покидать помещения только по команде руководства либо оперативных служб; - после нейтрализации нарушителя по указанию руководства обеспечить информирование родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - обеспечить сбор и передачу обучающихся родителям (законным представителям); - обеспечить по указанию руководства проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия; - при проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови; не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников. |
Обучающиеся |
- при нахождении вне здания объекта немедленно уйти в сторону от опасности, по возможности покинуть территорию объекта и сообщить родителям (законным представителям) о своем месте нахождения, в случае нахождения в непосредственной близости работника организации сообщить ему об опасности и далее действовать по его указаниям; - при нахождении в здании переместиться в ближайшее помещение или в сторону работника организации, сообщить ему об опасности и далее действовать по его указаниям; - помочь работнику организации заблокировать входы, в том числе с помощью мебели (самостоятельно заблокировать входы, если рядом не оказалось работника); - разместиться наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели; - сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять указания работника организации; - переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить; - оказать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работника организации; - разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию работника организации, руководителя или оперативных служб; - при проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови; не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников. |
- при нахождении вне здания объекта немедленно уйти в сторону от здания, в котором находится преступник, по возможности покинуть территорию объекта и сообщить родителям (законным представителям) о своем месте нахождения, в случае нахождения в непосредственной близости работника организации сообщить ему об опасности и далее действовать по его указаниям; - при нахождении в здании переместиться в ближайшее помещение или в сторону работника организации, сообщить ему об опасности и далее действовать по его указаниям; - помочь работнику организации заблокировать входы в помещениях, в том числе с помощью мебели (самостоятельно заблокировать входы, если рядом не оказалось работника); - разместиться наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели; - сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять указания работника организации; - переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить; - оказать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работника организации; - разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию работника организации, руководителя или оперативных служб; - при проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови; не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников. |
Работник охранной организации |
- обеспечить незамедлительную передачу тревожного сообщения, зафиксировать время события; - обеспечить незамедлительную передачу сообщения "ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!" посредством системы оповещения или любым доступным способом; - обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом; - сообщить о происшествии и действиях нападающего, а также о видимом количестве оружия и иных средств нападения дежурному территориального органа внутренних дел, уведомить территориальные органы ФСБ России, Росгвардии, сообщить старшему наряда (при наличии) и дежурному по службе охраны; - по возможности поддерживать постоянную связь с дежурной частью службы охраны, с прибывающими нарядами оперативных служб, докладывая о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке; - не покидать пункт охраны; в случае нахождения вне защищенного пункта охраны по возможности переместиться в пункт охраны и запереть укрепленную дверь изнутри. При нахождении вне защищенного пункта охраны, следует при возможности занять какое-либо укрытие; - при возможности принять меры к воспрепятствованию дальнейшего продвижения нарушителя (блокирование входных дверей в здания или изоляция в определенной части территории) или его задержанию; - обеспечить усиление охраны и контроля пропускного и внутриобъектового режимов, а также прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (кроме оперативных служб); - при возможности отслеживать направление движения нарушителя и сообщать об этом руководству объекта любым доступным способом; - при возможности оказать первую помощь пострадавшим, организовать эвакуацию людей с объекта; - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб и в дальнейшем действовать по распоряжениям руководства организации и оперативных служб; - после нейтрализации нарушителя по распоряжению руководства организации осуществлять контроль передачи обучающихся родителям (законным представителям). |
- обеспечить незамедлительную передачу тревожного сообщения, зафиксировать время события; - обеспечить незамедлительную передачу сообщения "ВНИМАНИЕ! ВООРУЖЕННОЕ НАПАДЕНИЕ!" посредством системы оповещения или любым доступным способом; - обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом; - сообщить о происшествии и действиях нападающего, а также о видимом количестве оружия и иных средств нападения дежурному территориального органа внутренних дел, уведомить территориальные органы ФСБ России, Росгвардии, сообщить старшему наряда (при наличии) и дежурному по службе охраны; - по возможности поддерживать постоянную связь с дежурной частью службы охраны, с прибывающими нарядами оперативных служб, докладывая о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке; - не покидать пункт охраны; в случае нахождения вне пункта охраны по возможности переместиться в пункт охраны и запереть укрепленную дверь изнутри. При нахождении вне защищенного пункта охраны, следует при возможности занять какое-либо укрытие; - при возможности принять меры к воспрепятствованию дальнейшего продвижения нарушителя (блокирование дверей или изоляция в определенной части здания) или его задержанию; - обеспечить усиление охраны и контроля пропускного и внутриобъектового режимов, а также прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (кроме оперативных служб); - при возможности отслеживать направление движения нарушителя и сообщать об этом руководству объекта любым доступным способом; - при возможности оказать первую помощь пострадавшим, организовать эвакуацию людей с объекта; - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб и в дальнейшем действовать по распоряжениям руководства организации и оперативных служб; - после нейтрализации нарушителя по распоряжению руководства организации осуществлять контроль передачи обучающихся родителям (законным представителям). |
2.2. Размещение взрывного устройства
Категория персонала |
Действия |
|
Взрывное устройство обнаружено на входе (при попытке проноса) |
Взрывное устройство обнаружено в здании |
|
Руководство (руководитель и его заместители) |
- незамедлительно информировать оперативные службы об обнаружении взрывного устройства (попытки его проноса); - незамедлительно информировать об обнаружении взрывного устройства орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте; - дать работнику охраны распоряжение о передаче посредством системы оповещения или любым доступным способом сообщения: "ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, ЗАЛОЖЕНА БОМБА!"; - обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов; - обеспечить контроль за осуществлением эвакуации людей в соответствии с планом эвакуации; - по завершении эвакуации дать указание об информировании родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - направить к месту сбора назначенных лиц для осуществления контроля за передачей обучающихся родителям (законным представителям); - находиться вблизи объекта до прибытия оперативных служб; - после завершения работы оперативных служб и по их рекомендациям обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
- незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство (кроме случаев получения информации о минировании посредством телефонных звонков и сообщений), оценить обстановку (возможно с привлечением работника охраны) и принять решение об информировании оперативных служб и эвакуации людей; - незамедлительно информировать оперативные службы об обнаружении взрывного устройства; - незамедлительно информировать об обнаружении взрывного устройства орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте; - дать работнику охраны распоряжение о передаче посредством системы оповещения или любым доступным способом сообщения: "ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, ЗАЛОЖЕНА БОМБА!"; - обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов; - обеспечить контроль за осуществлением эвакуации людей в соответствии с планом эвакуации; - по завершении эвакуации дать указание об информировании родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - направить к месту сбора назначенных лиц для осуществления контроля за передачей обучающихся родителям (законным представителям); - находиться вблизи объекта до прибытия оперативных служб; - после завершения работы оперативных служб и по их рекомендациям обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
Персонал |
- находиться на безопасном расстоянии (см. Приложение) от взрывного устройства до прибытия руководителя и далее действовать в соответствии с его указаниями; - при объявлении эвакуации приступить к эвакуации, уводя за собой обучающихся, находящихся поблизости и далее действовать в соответствии с планом эвакуации; - при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса; - по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах и других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями; - по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны; - обеспечить проведение эвакуации обучающихся, при возможности с личными (ценными) вещами, теплой одеждой к месту сбора в соответствии с планом эвакуации (в зимний период принять все возможные меры к исключению случаев обморожения обучающихся); - убедившись в полной эвакуации из помещения с внешней стороны дверей поставить отметку "ЭВАКУИРОВАНО" любым доступным способом; - по указанию руководителя осуществить проверку помещений на предмет эвакуации людей и о результатах сообщить руководителю или назначенному им лицу; - по указанию руководителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - обеспечить по указанию руководителя или назначенных им лиц передачу обучающихся родителям (законным представителям); - после завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководителя обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
- при нахождении рядом с обнаруженным предметом, похожим на взрывное устройство громко обратиться к окружающим "ЧЬЯ СУМКА (ПАКЕТ, КОРОБКА)?", если ответа не последовало, отвести окружающих на безопасное расстояние; - обеспечить незамедлительное информирование руководителя об обнаружении взрывного устройства любым доступным способом; - находиться на безопасном расстоянии (см. Приложение) от взрывного устройства до прибытия руководителя и далее действовать в соответствии с его указаниями; - при объявлении эвакуации приступить к эвакуации, уводя за собой обучающихся, находящихся поблизости и далее действовать в соответствии с планом эвакуации; - при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса; - по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах и других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями; - по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны; - обеспечить проведение эвакуации обучающихся, при возможности с личными (ценными) вещами, теплой одеждой к месту сбора в соответствии с планом эвакуации (в зимний период принять все возможные меры к исключению случаев обморожения обучающихся); - убедившись в полной эвакуации из помещения с внешней стороны дверей поставить отметку "ЭВАКУИРОВАНО" любым доступным способом; - по указанию руководителя осуществить проверку помещений на предмет эвакуации людей и о результатах сообщить руководителю или назначенному им лицу; - по указанию руководителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - обеспечить по указанию руководителя или назначенных им лиц передачу обучающихся родителям (законным представителям); - после завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководителя обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
Обучающиеся |
- проследовать на безопасное расстояние (см. Приложение) от предполагаемого взрывного устройства (места его проноса или провоза); - действовать по распоряжению руководителя, охранника или работника организации; - в случае эвакуации сохранять спокойствие, отключить средства связи; - оказывать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работников организации. |
- не трогать и не приближаться к оставленным другими лицами (бесхозным) предметам; - в случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета громко обратиться к окружающим "ЧЬЯ СУМКА (ПАКЕТ, КОРОБКА)?", если ответа не последовало сообщить ближайшему работнику организации, либо обучающемуся старшего возраста; - проследовать на безопасное расстояние (см. Приложение) от предполагаемого взрывного устройства (места его проноса или провоза); - действовать по распоряжению руководителя, охранника или работника организации; - в случае эвакуации сохранять спокойствие, отключить средства связи; - оказывать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работников организации. |
Работники охранной организации |
- при обнаружении в ходе осмотра запрещенного к проносу предмета работник, проводящий осмотр, подает другому работнику охранной организации (при наличии) (наблюдающему за входным шлюзом (при наличии) через укрепленное окно пункта охраны или с помощью камер видеонаблюдения) сигнал блокировки дверей либо сам принимает все меры по недопущению лица на объект; - блокирует внутреннюю дверь объекта, активирует кнопку тревожной сигнализации, фиксирует точное время происшествия и сообщает о происшествии руководству организации; - в зависимости от опасности нарушения (в том числе, от вида обнаруженного предмета, запрещенного к проносу) и прогнозируемой опасности нарушителя принимает одно из решений: не задерживая нарушителя, предложить ему подождать у входа на объект, пока не будет получено разрешение на проход от старшего охраны (при этом фактически ожидая прибытие оперативных служб для дополнительной проверки и возможного задержания нарушителя); принять решение на самостоятельное задержание нарушителя (при уверенности в возможности и эффективности таких действий, а также отсутствии риска для окружающих людей); задержать нарушителя в форме блокирования во входном шлюзе (при наличии) до прибытия оперативных служб и находиться в это время в шлюзе вместе с нарушителем, либо, в зависимости от ситуации, самому выйти за внешнюю дверь объекта, оставив нарушителя в шлюзе (при этом работник охраны по сигналу другого работника охраны (при наличии) блокирует также и внешнюю дверь объекта); не задерживая нарушителя, предложить ему покинуть территорию объекта в связи с невозможностью его допуска с запрещенным предметом и проводить его за территорию (в связи с малой опасностью обнаруженного предмета, либо наоборот, в связи с высокой опасностью предмета - исключая риск для жизни и здоровья людей на территории объекта); - обеспечить по указанию руководителя незамедлительную передачу сообщения "ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, ЗАЛОЖЕНА БОМБА!" посредством системы оповещения либо иным доступным способом; - определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне; - не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания; - обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов; - осуществлять контроль за проведением эвакуации людей в соответствии с планом эвакуации; - находиться вблизи объекта и наблюдать за ним до прибытия оперативных служб и в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя; - поддерживать постоянную связь с дежурной частью службы охраны, а также с прибывающими нарядами оперативных служб, докладывая о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке; - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб; - оказать содействие оперативным службам в осмотре объекта с целью обнаружения иного взрывного устройства и посторонних лиц; - после завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководителя обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
- обеспечить незамедлительную передачу тревожного сообщения, зафиксировать время события; - обеспечить по указанию руководителя незамедлительную передачу сообщения "ВНИМАНИЕ! ЭВАКУАЦИЯ, ЗАЛОЖЕНА БОМБА!" посредством системы оповещения либо любым доступным способом; - по указанию руководителя организации прибыть к месту обнаружения взрывного устройства для оценки обстановки; - определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне; для оцепления опасной зоны при нехватке собственных сил охрана может привлечь персонал охраняемого объекта. - не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы оперативных служб; - обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов; - осуществлять контроль за проведением эвакуации людей в соответствии с планом эвакуации; - находиться вблизи объекта и наблюдать за ним до прибытия оперативных служб и в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя; - поддерживать постоянную связь с дежурной частью службы охраны, а также с прибывающими нарядами оперативных служб, докладывая о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке; - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб; - оказать содействие оперативным службам в осмотре объекта с целью обнаружения иного взрывного устройства и посторонних лиц; - после завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководителя обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
2.3. Захват заложников
Категория персонала |
Действия |
Руководство (руководитель и его заместители) |
- незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы; - незамедлительно информировать о захвате заложников орган (организацию) - правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте; - незамедлительно прибыть к месту захвата заложников и не приближаясь к нарушителю, оценить обстановку и принять решение о направлениях и способах эвакуации людей; - при возможности лично и через назначенных лиц вести наблюдение за нарушителем и его перемещениями, находясь на безопасном удалении до прибытия оперативных служб; - обеспечить любыми доступными способами вывод людей из опасной зоны, при невозможности прекратить всякого рода передвижения; - обеспечить любым доступным способом информирование людей, находящихся в близлежащих к опасной зоне помещениях, о происшествии и необходимости блокирования входов в целях недопущения захвата большего числа заложников и перемещения нарушителя в более защищенное место; - по собственной инициативе в переговоры с нарушителем не вступать и иными действиями его не провоцировать; - обеспечить эвакуацию людей в соответствии с планом эвакуации, в той части объекта, которая не находится под контролем нарушителя без использования системы оповещения; - по завершении эвакуации дать указание об информировании родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - направить к месту сбора назначенных лиц для осуществления контроля за передачей обучающихся родителям (законным представителям); - обеспечить беспрепятственный доступ к месту происшествия оперативных служб; - по прибытии оперативных служб действовать согласно их распоряжениям; - после завершения работы оперативных служб и по их рекомендациям обеспечить через назначенных лиц проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
Персонал |
- при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, уводя за собой находящихся поблизости людей; - при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, не допускать паники среди обучающихся и персонала, не переключать на себя внимание нарушителя; - при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников, обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью; - принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении; - обеспечить размещение людей наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели; - принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению; - не допускать общения обучающихся и персонала по любым средствам связи; - обеспечить передачу информации о захвате заложников руководству любым доступным способом при возможности; - обеспечить информирование оперативных служб любым доступным способом при возможности; - ожидать прибытия оперативных служб, разблокировать входы и покидать помещения только по команде руководства либо оперативных служб; - при нахождении вне опасной зоны (далеко от места захвата заложников) обеспечить проведение эвакуации людей, при возможности с личными (ценными) вещами, теплой одеждой к месту сбора в соответствии с планом эвакуации (в зимний период принять все возможные меры к исключению случаев обморожения обучающихся); - убедившись в полной эвакуации из помещения при возможности закрыть входы; - по указанию руководства осуществить проверку помещений на предмет эвакуации людей, о результатах сообщить руководству; - по указанию руководства обеспечить информирование родителей (законных представителей) обучающихся о временном прекращении учебного процесса; - обеспечить по указанию руководства передачу обучающихся родителям (законным представителям); - после завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководства обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия; - во время проведения операции по освобождению: лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови; не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников. |
Обучающиеся |
- при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, сохранять спокойствие и не допускать паники, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя внимание нарушителя; - при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь работникам организации заблокировать входы, в том числе с помощью мебели (самостоятельно заблокировать входы, если рядом не оказалось работника), сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять указания работника организации; - разместиться наиболее безопасным из возможных способов: как можно дальше от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели; - переключить средства связи в бесшумный режим либо выключить их; - оказать помощь и поддержку другим обучающимся только по указанию работника организации; - разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию работника организации, руководителя или оперативных служб; - во время проведения операции по освобождению: лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови; не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников. |
Работники охранной организации |
- обеспечить незамедлительную передачу тревожного сообщения, зафиксировать время события; - при возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим) сообщить о происшествии и требованиях преступников дежурному территориального органа внутренних дел, уведомить территориальные органы ФСБ России и МЧС России, сообщить старшему наряда и дежурному по службе охраны, администрации объекта; - при возможности поддерживать постоянную связь с дежурной частью службы охраны, а также прибывающими сотрудниками оперативных служб, докладывая о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке; - при непосредственном контакте с преступниками не допускать действий, которые могут спровоцировать их к применению оружия, взрывных устройств, иных опасных предметов и веществ; выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей; не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не вступать с ними в переговоры по своей инициативе; на совершение любых действий спрашивать разрешения у преступников; - систему оповещения не использовать; - обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов; - осуществлять контроль за проведением эвакуации людей в соответствии с планом эвакуации; - обеспечить беспрепятственный доступ оперативных служб к месту происшествия; - находиться на объекте до прибытия оперативных служб и в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями руководства; - после завершения работы оперативных служб и по распоряжению руководства обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия. |
Приложение
Рекомендуемые расстояния
для эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или похожего на него предмета
1. Граната РГД-5 - 50 метров
2. Граната Ф-1 - 200 метров
3. Тротиловая шашка массой 200 граммов - 45 метров
4. Тротиловая шашка массой 400 граммов - 55 метров
5. Пивная банка 0,33 литра - 60 метров
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Чемодан (кейс) - 230 метров
8. Дорожный чемодан - 350 метров
9. Автомобиль типа "Жигули" - 460 метров
10. Автомобиль типа "Волга" - 580 метров
11. Микроавтобус - 920 метров
12. Грузовая автомашина (фургон) - 1240 метров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июля 2022 г. N АК-863/14 "О направлении типовых материалов"
Опубликование:
-