Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением
Администрации города Ноябрьска
от 27 октября 2022 г. N П-2007
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2023 - 2025 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, город) на 2023 - 2025 годы разработаны в соответствии со статями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.1 статьи 8 Положения о бюджетном процессе муниципальном образовании город Ноябрьск, утверждённого решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 21.11.2013 N 629-Д, с учётом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых лет.
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определённых в положениях Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", решения Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2014 N 54-Д "Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2030 года". Бюджетная и налоговая политика муниципального образования зависит от процессов, проводимых в Ямало-Ненецком автономном округе и в целом в Российской Федерации, и разрабатывается на основе действующего законодательства с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - местный бюджет, бюджет муниципального образования).
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования в 2021 году и в первой половине 2022 года
Сложности в экономике, вызванные длительным действием ограничительных мер в связи c пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением в первой половине текущего года санкций со стороны ряда стран в отношении Российской Федерации, обязали в рамках проводимой бюджетной политики мобилизовать усилия всех участников бюджетного процесса на повышение эффективности бюджетных расходов.
Основными задачами, стоящими перед Администрацией города Ноябрьска (далее - Администрация города) при реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 - 2022 годах, являлись обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования, гарантированное выполнение в полном объеме всех принятых обязательств.
Стоящие перед Администрацией города задачи успешно реализованы, о чем свидетельствуют итоги исполнения бюджета муниципального образования.
При реализации налоговой политики в 2021 году и в первом полугодии 2022 года основными задачами, как и ранее, оставались закрепление и развитие положительных темпов экономического роста, обеспечение сбалансированности местного бюджета, рост доходной части бюджета муниципального образования. В связи с этим, в порядке реализации налоговой политики осуществлялся комплекс мер, направленных на привлечение инвестиций в экономику и увеличение налогового потенциала при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков, а именно:
- поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности на территории города Ноябрьска,
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства,
- повышение качества администрирования неналоговых доходов и снижение уровня недоимки,
- повышение эффективности использования муниципального имущества.
С 01.01.2021 действует льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты в туристической сфере, в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов в туристической сфере, в течение 5 лет со дня получения статуса резидента Арктической зоны.
В рамках мероприятий, проводимых с потенциальными инвесторами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", в отчётном периоде статус резидента Арктической зоны получили 11 субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования город Ноябрьск.
С начала текущего года статус резидента присвоен 6 инвесторам, объём инвестиционных вложений составил 32,2 млн. рублей, в 2021 году - 5 субъектам с объёмом инвестиционных вложений в размере 13,6 млн. рублей.
В 2021 году и отчётном периоде текущего года субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) получали финансовую поддержку, общая сумма предоставленных субсидий и грантов составила 9 млн. рублей.
В рамках имущественной поддержки СМП продолжают действовать льготные ставки арендной платы по договорам аренды муниципального имущества. В течение отчётного года субъектам малого и среднего предпринимательства были предоставлены в аренду на долгосрочной основе 15 объектов, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 2,5 тыс. кв. м.
Благодаря оказанию комплексной поддержки СМП, в порядке реализации приоритетного регионального проекта "Развитие потребительского рынка в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе", на территории города Ноябрьска успешно реализуются 16 проектов.
Для сохранения собственных доходов местного бюджета, как и в предыдущие годы, осуществлялись мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования, проведению межведомственного взаимодействия Администрации города с территориальными органами федеральных органов государственной власти, расположенными на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Одним из показателей, характеризующих налоговую систему муниципального образования, является объём выпадающих доходов местного бюджета, возникающих в результате применения налогоплательщиками налоговых льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с налоговым законодательством и решениями Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск.
Налоговые льготы, являясь элементом муниципальной поддержки, подлежат отражению в муниципальных программах муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальная программа) в качестве налоговых расходов. В отчётном периоде проведена работа по интеграции налоговых расходов в муниципальные программы с учётом направления достижения целей соответствующей программы.
На основании развития системы учёта, контроля и оценки налоговых расходов, в муниципальном образовании с 2020 года реализуется комплекс мероприятий по формированию перечня и оценке налоговых расходов местного бюджета, обусловленных местными налоговыми льготами.
По итогам оценки налоговых расходов за 2021 год установлено, что налоговые расходы местного бюджета способствуют достижению целей муниципальных программ.
Анализ доходов местного бюджета за 2021 год | |||||
|
Наименование доходов бюджета |
Утверждено, млн. рублей |
Исполнено, млн. рублей |
Доля в общем объеме доходов, % |
Исполнение утвержденного плана, % |
1. |
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: |
2 545 |
2 655 |
19,1 |
104,3 |
1.1 |
Налог на доходы физических лиц |
1 722 |
1 807 |
13,0 |
104,9 |
1.2 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
30 |
31 |
0,2 |
103,3 |
1.3 |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
382 |
400 |
2,9 |
104,7 |
1.4 |
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН |
25 |
33 |
0,2 |
132,0 |
1.5 |
Налог на имущество физических лиц |
30 |
30 |
0,2 |
100,0 |
1.6 |
Земельный налог |
47 |
49 |
0,4 |
104,3 |
1.7 |
Прочие налоговые доходы |
40 |
39 |
0,3 |
97,5 |
1.8 |
Неналоговые доходы |
269 |
266 |
1,9 |
98,9 |
2 |
Безвозмездные поступления, в том числе: |
11 583 |
11 266 |
80,9 |
97,3 |
2.1 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
11 543 |
11 313 |
81,3 |
98,0 |
2.2 |
Иные безвозмездные поступления |
40 |
-47 |
|
|
|
Итого доходов |
14 128 |
13 921 |
100,0 |
98,5 |
По итогам 2021 года в бюджет муниципального образования поступило 2 655 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. План выполнен на 104%. В сравнении с 2020 годом поступление увеличилось на 5,5%.
По итогам шести месяцев 2022 года налоговые и неналоговые доходы выполнены к плану года на 53% и составили 1 358 млн. рублей, что на 4% выше, чем в аналогичном периоде 2020 года.
Исполнение бюджета муниципального образования в 2021 году по расходам составило 13 866 млн. рублей или 96,1% от утвержденного плана 14 425 млн. рублей.
Анализ расходов бюджета муниципального образования за 2021 год | ||||||
Раздел |
Наименование раздела |
Утверждено, млн. рублей |
Исполнено, млн. рублей |
Доля в общем объеме расходов, % |
Исполнение утвержденного плана, % |
|
01 |
Общегосударственные вопросы |
906 |
870 |
6,3 |
96,1 |
|
02 |
Национальная оборона |
0,15 |
0,14 |
0,001 |
91,3 |
|
03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
195 |
181 |
1,3 |
92,7 |
|
04 |
Национальная экономика |
2 090 |
1 896 |
13,7 |
90,7 |
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 190 |
1 156 |
8,3 |
97,1 |
|
06 |
Охрана окружающей среды |
78 |
78 |
0,5 |
100 |
|
07 |
Образование |
7 082 |
6 928 |
50,0 |
97,8 |
|
08 |
Культура, кинематография |
889 |
883 |
6,4 |
99,3 |
|
10 |
Социальная политика |
960 |
942 |
6,8 |
98,1 |
|
11 |
Физическая культура и спорт |
843 |
741 |
5,3 |
87,9 |
|
12 |
Средства массовой информации |
192 |
191 |
1,4 |
99,6 |
|
Итого расходов |
14 425 |
13 866 |
100,0 |
96,1 |
Структура расходов бюджета муниципального образования сохранила социальную направленность. Расходы местного бюджета, направленные на образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт, в 2021 году составили 68,5%.
За первое полугодие 2022 года бюджет муниципального образования по доходам исполнен в сумме 8 491 млн рублей или 50% годового плана, по расходам исполнение составило 7 987 млн рублей или 45% годового плана.
В городе Ноябрьске реализуются 13 муниципальных программ, охватывающих все ключевые отрасли муниципального управления. Охват муниципальными программами расходов местного бюджета составляет 99%. Общим объёмом финансирования мероприятий муниципальных программ за 2021 год составил 13 843 млн. рублей.
В отчетном году 83% программной части местного бюджета было направлено на реализацию мероприятий 5 муниципальных программ:
- "Развитие образования на территории муниципального образования город Ноябрьск" - 44%, или 6 098 млн. рублей;
- "Повышение уровня жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьск" - 16%, или 2 159 млн. рублей;
- "Сохранение и развитие культуры города Ноябрьска" - 10%, или 1 327 млн. рублей;
- "Совершенствование управления муниципальной собственностью и улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск" - 8%, или 1 151 млн. рублей;
- "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в городе Ноябрьске" - 5%, или 747 млн. рублей.
Администрацией города ведётся работа по совершенствованию подходов к формированию и реализации муниципальных программ. В текущем году утвержден новый порядок, предусматривающий в структуре муниципальных программ выделение проектной части, направленной на решение конкретных задач, или получение уникальных результатов в конкретные сроки, или качественное изменение процессов, и процессную часть, содержащую мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями Администрации города на постоянной основе, а также установлен механизм куратора муниципальной программы. Главными распорядителями средств местного бюджета, являющимися ответственными исполнителями муниципальных программ, разрабатываются новые муниципальные программы, которые начнут действовать с 2023 года.
В соответствии с заключенными с органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) соглашениями, в муниципальном образовании город Ноябрьск в 2021 году реализовывались мероприятия 9 региональных проектов в рамках 5 национальных проектов, направленных на достижение национальных целей Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". На реализацию указанных проектов было направлено 1 246 млн. рублей.
В рамках национального проекта "Образование" регионального проекта "Цифровая образовательная среда", направленного на оказание государственной поддержки образовательным организациям в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, закуплено современное компьютерное оборудование для школ города.
В рамках национального проекта "Демография" регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" исполнены обязательства соглашений о создании на основе муниципально-частного партнерства (далее - МЧП) 2 объектов дошкольного образования, в рамках регионального проекта "Спорт - норма жизни" проведено 114 мероприятий, приобретены спортивная экипировка для фигурного катания и хоккея, спортивный инвентарь и экипировка для тяжелой атлетики, пауэрлифтинга, волейбола, лыжных гонок, тхэквондо, баскетбола, футбола, плавания, прыжков на батуте, спортивное оборудование и инвентарь для мини-футбола, с целью реализации мероприятий по обеспечению спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки. Приобретено мобильное здание лыжной базы.
В рамках реализации национального проекта "Культура" регионального проекта "Культурная среда" в МАУК "Центральная библиотечная система" создана первая модельная муниципальная библиотека в городе.
В рамках национального проекта "Жильё и городская среда" реализованы мероприятия четырёх региональных проектов:
- "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда": произведён выкуп доли в праве собственности аварийного жилищного фонда у 115 семей, численность граждан, расселённых из аварийного жилищного фонда, составила 298 человек, количество квадратных метров расселённого аварийного жилищного фонда - 4418,2 кв. м;
- "Жильё": предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения 61 семье, имеющей трёх и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно и на приобретение (строительство) жилья 174 молодым семьям, в том числе 5 дополнительных социальных выплат при рождении ребёнка;
- "Формирование комфортной городской среды": выполнены работы по благоустройству 8 общественных территорий;
- "Чистая вода": выполнены строительно-монтажные работы по строительству второго этапа объекта "Сооружение очистки подземных вод на водозаборе мкр. Вынгапуровский".
В порядке реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" регионального проекта "Безопасность дорожного движения" приобретены световозвращающие браслеты для детей, обучающихся в начальной школе, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма, 3 мобильных автогородка и программно-аппаратный комплекс "Колибри. ПДД 65", на территории которых дети проигрывают сложные ситуации и разбирают нарушения пешеходами правил дорожного движения. Кроме этого, учащиеся образовательных учреждений приняли участия в ежегодном городском и окружном конкурсах инспекторов движения "Безопасное колесо".
В 2022 году муниципальное образование город Ноябрьск продолжает участвовать в реализации 8 региональных проектов, направленных на достижение целей 5 национальных проектов, а именно:
- региональных проектов "Культурная среда" и "Цифровая культура" национального проекта "Культура";
- регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";
- региональных проектов "Жильё", "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жильё и городская среда";
- регионального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография";
- регионального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
В рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется капитальное строительство объектов муниципальной собственности за счёт средств окружного бюджета и средств местного бюджета в рамках софинансирования.
В 2021 году выполнены строительно-монтажные работы по реконструкции улицы Советской. Выполнены проектно-изыскательские работы по строительству автомобильной дороги от ул. Высоцкого до ул. Гагарина. Разработана проектно-сметная документация по строительству внутриквартального проезда к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Сказка" муниципального образования город Ноябрьск. Продолжается строительство детского технопарка "Кванториум" и универсального спортивного зала в микрорайоне 9. Осуществляется разработка проектно-сметной документации на строительство многофункционального спортивного комплекса по улице Муравленко и реконструкцию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7" муниципального образования город Ноябрьск. Выполняется капитальный ремонт двух дорог: по улице Высоцкого и улице Ленина (от улицы Советской до проспекта Мира). Также продолжается разработка проектно-сметной документации на строительство блочно-модульной котельной в микрорайонах 8 - 10.
С целью осуществления мероприятий, направленных на улучшению жилищных условий граждан, проживающих на территории города, в 2021 году приобретены в муниципальную собственность 3 квартиры капитального исполнения для предоставления гражданам по договорам социального найма, снесены 107 аварийных жилых строений, произведён выкуп жилья у 56 семей. В 2022 году мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории города, остаются приоритетными расходами бюджета муниципального образования.
Следует отметить, что применяемая в автономном округе в последние годы практика предоставления из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований консолидированных субсидий, объединенных по блочному принципу в зависимости от сферы деятельности, позволила Администрации города более оперативно принимать решение о направлении бюджетных средств с целью выполнения показателей результативности, установленных для муниципального образования.
С учетом реализации ранее намеченных положений бюджетной политики при осуществлении департаментом финансов Администрации города Ноябрьска (далее - департамент финансов) полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, в 2021 году и первой половине 2022 года удалось достичь следующих результатов контрольной деятельности.
Проведено 26 контрольных мероприятий, из них 24 проверки в соответствии с планом контрольных мероприятий, сформированным с применением риск-ориентированного подхода, и 2 внеплановые проверки. Контроль осуществлялся в отношении различных форм и направлений расходования средств бюджета муниципального образования, в том числе предоставленных на реализацию региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов.
Объем проверенных средств при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля составил 6 596,5 млн. рублей, из них объем средств, проверенных при осуществлении контроля в сфере закупок, составил 841,5 млн. рублей (контроль осуществлен в отношении 1220 закупок для обеспечения нужд муниципального образования), выявлено 873 нарушения на сумму 42,2 млн. рублей (из них при осуществлении контроля в сфере закупок - 335 нарушений на сумму 3,9 млн. рублей).
По результатам проведенных проверок объектам контроля направлено 21 представление органа внутреннего муниципального финансового контроля и выдано 1 предписание с требованием о принятии мер по возмещению ущерба, причиненного муниципальному образованию, исполненные объектами контроля в установленные сроки.
В 2022 году муниципальный финансовый контроль осуществляется департаментом финансов в стандартных условиях.
Отсутствие необходимости введения в муниципальном образовании установленных в 2022 году на федеральном уровне ограничений по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в отношении главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств обусловлено необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов путем осуществления контроля за их использованием.
В связи с изменениями федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, с целью совершенствования методики риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий и организационных процессов контрольной деятельности, внесены изменения в ведомственный стандарт, обеспечивающий осуществление полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю.
Продолжается работа по цифровизации деятельности органа контроля посредством применения автоматизированной системы организации и сопровождения контрольной деятельности - программного комплекса "Финансово-бюджетный контроль".
С целью совершенствования и повышения эффективности контрольной деятельности осуществляется взаимодействие с органом внутреннего государственного муниципального финансового контроля автономного округа, в адрес которого ежеквартально направляется информация о результатах контрольной деятельности.
На постоянной основе в соответствии с соглашением осуществляется взаимодействие с прокуратурой города Ноябрьска по вопросам предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере, в рамках которого органом контроля материалы проведенных контрольных мероприятий направляются для принятия мер прокурорского реагирования.
Для принятия мер по предупреждению нарушений департаментом финансов проводится мониторинг нарушений, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, результаты которого доводятся до сведения главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных учреждений. Также в качестве превентивных мер департаментом финансов проводятся совещания с объектами контроля по вопросам недопущения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В целях совершенствования деятельности по исполнению бюджетных полномочий органов внутреннего муниципального финансового контроля Федеральным казначейством ежегодно проводится анализ исполнения бюджетных полномочий органов внутреннего муниципального финансового контроля, задачами которого является в том числе выявление типовых недостатков, системных проблем при осуществлении органами контроля бюджетных полномочий.
По результатам проведенного Федеральным казначейством анализа исполнения департаментом финансов бюджетных полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля за 2020 - 2021 годы нарушения и недостатки не установлены.
С целью более активного вовлечения жителей города в процесс инициативного бюджетирования, на территории города в рамках регионального проекта "Уютный Ямал" реализуется городской проект инициативного бюджетирования "Развитие инициатив на территории муниципалитета" (РИТМ).
В 2021 году, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 20.07.2020 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесены изменения в Положение о порядке выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов и проведения их конкурсного отбора, утвержденного решением Городской Думы от 22.10.2020 N 165-Д.
Проектный офис "Уютный Ямал" в течение отчётного периода проводил мероприятия по отбору идей и проектных предложений, организовывал встречи с инициативными жителями, взаимодействовал со структурными подразделениями Администрации города при отборе и реализации инициативных проектов. В 2021 году проведено более 45 встреч и выездов на предполагаемые территории реализации проектов.
Всего за 2021 год и первое полугодие 2022 года поступило 70 идей, из которых 17 были оформлены в проекты, возможные к реализации. В первой половине 2022 года проведены 10 собраний жителей города с целью обсуждения проектных предложений. Инициативы горожан, вынесенные на собрания, были поддержаны. Также проведены мероприятия по открытому голосованию на информационном ресурсе "Живём на Севере" в онлайн-режиме, осуществлена работа комиссии. Всего в обсуждении и выборе проектных предложений участвовало более 10 тысяч горожан. Реализованы 20 проектов инициативного бюджетирования в сфере благоустройства, обустройства детских и спортивных площадок, а также в сфере этнографии и туризма.
Муниципальная практика инициативного бюджетирования "Развитие инициатив на территории муниципалитета" (РИТМ), реализуемая в рамках регионального проекта "Уютный Ямал", отмечена в ежегодном докладе Министерства финансов Российской Федерации "Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях" за 2021 год, где город Ноябрьск занял 4 место в рейтинге муниципальных образований Российской Федерации по объемам финансирования проектов инициативного бюджетирования, а также вошел в пятерку муниципальных образований Российской Федерации, являющихся лидерами по количеству реализованных инициативных проектов.
По результатам мониторингов реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал"), ежегодно проводимых департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальное образование город Ноябрьск с 2019 года входит в тройку лидеров в рейтинге среди городских округов Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2021 году школьное инициативное бюджетирование реализовывалось во всех 14 школах муниципального образования. За отчётный период реализовано 14 проектов школьного партисипаторного бюджетирования (далее - ШПБ). Учащиеся принимали активное участие в выдвижении собственных идей об изменении внутришкольного пространства, а также в выборе и контроле реализации значимых для них проектов. Активные инициаторы принимают участие в тематических семинарах и тренингах по ШПБ.
В первом полугодии 2022 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 1" муниципального образования город Ноябрьск впервые проведен фестиваль инициативных проектов ШПБ. На фестивале ребята представили свои проекты, ставшие победителями в школьном отборе.
В течение года также продолжена работа по своевременному наполнению портала "Бюджет для граждан город Ноябрьск", который содержит наглядную информацию о бюджетных данных, аналитические и сравнительные данные, информацию об инициативном бюджетировании, финансовой и бюджетной грамотности, актуальные нормативные правовые акты, брошюры для граждан о проекте и исполнении местного бюджета, актуальные новости, а также сведения о деятельности департамента финансов.
С целью выявления наиболее интересных для жителей города этапов бюджетного процесса, на информационном ресурсе "Живём на Севере", а также в информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", на платформе обратной связи (ПОС) периодически проводятся опросы мнения граждан (заинтересованных пользователей) о содержании опубликованного бюджета для граждан, понятности и достаточности представленной информации.
При реализации бюджетной политики в отчётном периоде Администрацией города проведена комплексная работа, направленная на обеспечение сбалансированности местного бюджета и эффективное использование имеющихся средств, с целью исполнения всех принятых обязательств. В муниципальном образовании удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления. Важнейшими показателем качества управления муниципальными финансами остаются:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности,
- отсутствие муниципального долга на конец отчетного периода,
- высокая доля средств местного бюджета, распределённых программно-целевым методом.
Подтверждением высоких результатов деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является признание департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа лидирующей позиции, занимаемой городом Ноябрьском среди муниципальных образований автономного округа, по оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса по итогам 2021 года. Оценка ежегодно проводится по следующим направлениям: бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление муниципальным долгом, управление муниципальной собственностью, оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и прозрачность бюджетного процесса.
III. Цели и задачи бюджетной политики на 2023 - 2025 годы
В условиях сложившейся экономической и политической ситуации необходимо сформировать эффективные механизмы, которые позволят обеспечить сбалансированный бюджет, реализацию мероприятий региональных проектов, направленных на достижение национальных целей развития страны, сохранение бесперебойного жизнеобеспечения жителей города.
С учетом приоритетных направлений, основные направления бюджетной политики на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов должны быть ориентированы на преемственность базовых целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной политики в предыдущие годы. В связи с этим бюджетная политика муниципального образования в предстоящий трёхлетний период будет реализована по следующим основным направлениям:
1) создание условий для максимальной сбалансированности бюджета с полным обеспечением расходных обязательств, прежде всего по первоочередным и социально значимым направлениям в условиях сложившейся экономической ситуации;
2) достижение национальных целей развития страны, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", путем реализации мероприятий в рамках региональных проектов автономного округа;
3) обеспечение поддержки инвестиционной деятельности;
4) обеспечение информационной открытости и цифровизации процессов преимущественно на основе отечественных разработок;
5) дальнейшее развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города за счёт вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, реализация мероприятий, направленных на совершенствование и расширение практик реализации инициативных проектов, повышение финансовой и бюджетной грамотности;
6) совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
1. Создание условий для максимальной сбалансированности бюджета с полным обеспечением расходных обязательств, прежде всего по первоочередным и социально значимым направлениям в условиях сложившейся экономической ситуации.
Несмотря на то, что на протяжении последних лет бюджет муниципального образования на очередной год и плановый период планируется сбалансированным, в условиях экономического кризиса особенно важно сохранить преемственность реализуемых мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета. Соблюдение равновесия бюджетных расходов и доходных источников их финансирования определяется ключевой задачей бюджетной политики на долгосрочный период.
Сбалансированность бюджета напрямую зависит от качества и эффективности планирования бюджета и осуществления расходов. Главные распорядители бюджетных средств при прогнозировании бюджетных параметров должны полагаться на реальные возможности бюджета и продолжить политику приоритизации расходов с полным обеспечением расходных обязательств, прежде всего, по первоочередным и социально значимым направлениям в условиях сложившейся экономической ситуации.
В 2023 - 2025 годах останется актуальной задача обеспечения стабильного исполнения бюджета, направленного на реализацию повышения благосостояния и улучшения качества жизни граждан, предусматривающая осуществление следующих мероприятий:
- финансирование национальных проектов, социально-значимых обязательств,
- соблюдение режима экономии бюджетных средств путем определения приоритетов и целей использования бюджетных средств,
- жесткий контроль за недопущением кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам граждан, а также динамикой кредиторской задолженности по другим расходным обязательствам.
Также важным направлением бюджетной политики на предстоящий бюджетный цикл является сокращение (перераспределение) неэффективных расходов. Работа, проводимая главными распорядителями бюджетных средств по инвентаризации бюджетных расходов, должна носить системный и постоянный характер. Необходимо оперативно принимать решения по исключению расходных обязательств с низким социальным либо экономическим эффектом, направляя высвободившиеся финансовые ресурсы на приоритеты, связанные с развитием соответствующей отрасли.
В случае наличия потребности в увеличении расходных обязательств, главным распорядителям бюджетных средств необходимо формулировать предложения об источниках их финансирования, одним из которых является сокращение (перераспределение) неэффективных расходов. Необходимость планировать финансовые ресурсы на приоритетные расходы в условиях ограниченности бюджетных ресурсов определяет потребность к внедрению новых подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов. Следует уделить особое внимание анализу эффективности использования запланированных бюджетных средств.
Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учётом оценки их эффективности, возможных сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся финансовых ресурсов. В связи с этим целесообразным является сохранение ранее используемого подхода бюджетного планирования, с учётом определения предельных объёмов финансирования по каждому главному распорядителю бюджетных средств, предназначенных для исполнения действующих расходных обязательств. При этом следует исходить из максимально возможной минимизации таких расходов, используя, где это возможно, нормативный метод планирования расходов, после чего, по мере определения объема доходов бюджета, рассматривать на заседаниях бюджетной комиссии Администрации города Ноябрьска предложения относительно планирования бюджетных ассигнований на развитие соответствующей отрасли с одновременным обоснованием ожидаемого конечного результата.
Процедура отбора проектов, нуждающихся в дополнительном финансировании, будет состоять в отборе проектов, которые служат увеличению экономического потенциала города, а также проекты, влияющие на качество жизни населения.
Необходимо обеспечить безусловное соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, проведение главными распорядителями бюджетных средств ведомственного контроля в отношении подведомственных учреждений, осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и недопущения образования кредиторской задолженности.
2. Достижение национальных целей развития страны, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", путем реализации мероприятий в рамках региональных проектов автономного округа.
Достижение национальных целей, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", требует серьёзных дополнительных ресурсов: финансовых, организационных, трудовых, управленческих.
Необходимым условием реализации поставленных целей становится осознание гражданами значимости национальных проектов и сознательное участие в их реализации, что требует определённой работы, направленной на полноценное информирование граждан о стратегических целях и задачах развития страны.
Президентом Российской Федерации были поставлены национальные цели развития на ближайшие годы практически во всех сферах общественной жизни: повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Несмотря на чрезвычайные масштабы вызовов, в связи с последствиями глобальной пандемии, бюджетная политика муниципального образования должна также содействовать устойчивому и сбалансированному развитию как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Задача содействия достижению национальных целей развития страны в данном контексте остаётся ключевой. Достижение данных целей возможно только на надёжной и крепкой основе устойчивого экономического роста.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определённых в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать совершенствование института муниципальных программ на проектных принципах управления. С учётом интеграции региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации, муниципальные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной деятельности органов местного самоуправления, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов. В связи с этим в текущем году главные распорядители средств местного бюджета, являющиеся ответственными исполнителями муниципальных программ, должны обеспечить утверждение новых муниципальных программ с учётом следующих требований:
а) ориентация муниципальных программ на достижение национальных целей, а также стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
б) наличие в структуре муниципальных программ проектной части, направленной на решение конкретных задач или получение уникальных результатов в конкретные сроки, или качественное изменение процессов, а также процессной части, содержащей мероприятия, осуществляемые Администрацией города и её структурными подразделениями на постоянной основе;
в) упрощение формата муниципальных программ;
г) изменение системы управления муниципальными программами.
С февраля 2022 года внешние и внутренние условия развития российской экономики изменились, что непосредственно будет определять темпы развития социально-экономического развития на текущий год и среднесрочный период (ограничения на импорт ряда товаров, в том числе высокотехнологических, нарушение системы логистики, рост инфляции). Несмотря на это, в соответствии с основными направлениями бюджетной политики, в автономном округе продолжится работа по реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей национальных проектов.
Обеспечение достижения национальных целей, обозначенных Указом Президента Российской Федерации, остаётся приоритетной задачей и на предстоящий трёхлетний бюджетный цикл.
Структурным подразделениям Администрации города необходимо проработать во взаимодействии с соответствующим исполнительными органам государственной власти автономного округа вопрос участия муниципального образования в предстоящем бюджетном цикле в реализации мероприятий региональных проектов и установления целевых показателей, учитывающих специфику, состояние подведомственных сфер.
3. Обеспечение поддержки инвестиционной деятельности.
В условиях санкционного давления на экономику страны неизбежны смещение сроков реализации инвестиционных проектов и уменьшение ожидаемого объёма инвестиций.
Без активизации инвестиционной деятельности, что напрямую связано с увеличением налоговой базы бюджета, сложно обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость.
Удобная география, относительно мягкий климат и комфортная городская среда, наличие энергетических мощностей и свободных производственных участков выделяют территорию города Ноябрьска среди других муниципальных образований Ямала.
В условиях сложившейся экономической и политической ситуации следует особое внимание уделять привлечению внебюджетных источников для финансирования наиболее значимых социально-экономических инвестиционных проектов, оказанию информационной и консультационной поддержки реализации инвестиционных проектов, сокращение сроков рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории муниципального образования посредством системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Следует расширять практику применения механизма МЧП в реализации стратегических проектов. В сложившихся экономических условиях МЧП, с одной стороны - это механизм для привлечения дополнительных ресурсов в общественную инфраструктуру, с другой - инструмент стимулирования экономической активности.
Особую роль играют бюджетные инвестиции. Бюджетная политика в области капитального строительства направлена на приоритетное обеспечение финансированием капитальных вложений в объекты, реализуемые в рамках национальных проектов, объектов, находящихся в стадии завершения, значимых объектов для социально-экономического развития муниципального образования, а также на расширение инвестиционных планов и программ с новыми возможностями по развитию инфраструктуры.
Решения о планировании бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства должны приниматься с условием наличия принятых нормативных правовых актов и утверждённых проектных документаций, получивших положительные заключения по результатам государственной экспертизы и проверки сметной стоимости объектов капитального строительства.
Стоит рассматривать различные подходы к созданию (строительство, приобретение) объектов, необходимых органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций и целей социально-экономического развития города, с учётом оценки эффективности бюджетных инвестиций.
4. Обеспечение информационной открытости и цифровизации процессов преимущественно на основе отечественных разработок.
Существенным достаточно новым трендом, пришедшим на смену информатизации и компьютеризации, является цифровизация.
Цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тренд эффективного развития только в том случае, если цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям: охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается эффективным использованием её результатов; её результаты доступны пользователям преобразованной информации; её результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане; пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней.
На федеральном и региональном уровнях создаётся и совершенствуется необходимая нормативная правовая база.
В целом на территории Российской Федерации проходит становление отраслевой цифровизации. Предпосылками отраслевой цифровизации являются большой объём информации как основного отраслевого ресурса, а также потребность в инновационных решениях, которые могут быть найдены на основе цифровой трансформации и могут привести к оптимизации процессов в отрасли, сокращению расходов и появлению новых источников отраслевых доходов.
Цифровизация всех отраслей способствует повышению качества жизни населения, в первую очередь за счёт улучшения удовлетворения конкретных уже известных и новых потребностей людей, возникновению новых бизнес-моделей и новых форм бизнеса, повышению прозрачности экономических операций и обеспечение возможности их мониторинга.
Бюджетная политика в сфере цифрового развития направлена на:
1) содействие в создании глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; на регулярной основе планируется продолжение реализации мероприятий по активизации пользователей в части перехода на отечественное программное обеспечение, по обучению технических специалистов с целью надлежащего выполнения требований;
2) содействие в создании дополнительных механизмов стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий;
3) обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
4) содействие в создании сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
5) внедрение цифровых технологий на основе отечественных разработок и достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы;
6) преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая образование, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
Необходимо продолжить работу по цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, муниципального управления. Обеспечить скорейший переход на новый качественный уровень управления муниципальными финансами, отвечающий современным вызовам к системе муниципального управления и организации управления информационными потоками, обеспечить совершенствование автоматизированных информационных систем, используемых на всех стадиях бюджетного процесса.
5. Дальнейшее развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города за счёт вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, реализация мероприятий, направленных на совершенствование и расширение практик реализации инициативных проектов, повышение финансовой и бюджетной грамотности.
Практика инициативного бюджетирования "Уютный Ямал" - РИТМ" успешно развивается на территории муниципального образования. Общественное участие в процессе принятия бюджетных решений путём вовлечения населения - современный метод, позволяющий выявлять наиболее актуальные и значимые проблемы.
Помимо привлечения жителей муниципалитета к участию в инициативном бюджетировании и обсуждению проектных предложений, следует повысить активность участия горожан в отборе инициативных проектов, а также привлекать к этапам выдвижения, отбора и реализации некоммерческие общественные организации.
С целью исполнения поручений Президента Российской Федерации от 01.03.2020 N Пр-354 в части принятии мер, направленных на создание условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования с учётом их мнения, и обеспечения возможности направления на осуществление этих мероприятий в течение трёх лет не менее пяти процентов расходов местного бюджета, в перспективе необходимо расширять типологию инициативных проектов. Помимо благоустройства территорий города и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятия, следует поддерживать инициативы по обустройству объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий по инициативе жителей.
В 2023 году следует продолжить развитие школьного инициативного бюджетирования, ориентированное на инициативы учащихся общеобразовательных учреждений. С учётом итогов реализации проектов ШПБ в 2021 - 2022 годах следует проводить в постоянном режиме обучающие мероприятия по реализации отдельных этапов цикла ШПБ в целях его совершенствования.
В части повышения финансовой и бюджетной грамотности следует продолжить реализацию мероприятий в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы и Стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в автономном округе, а также реализацию Плана мероприятий Администрации города Ноябрьска по повышению уровня финансовой грамотности в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2021 - 2023 годы, утвержденного распоряжением Администрации города Ноябрьска от 20.12.2020 N Р-1830.
6. Совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
В условиях внедрения цифровых технологий в сферы государственного и муниципального управления одним из инструментов совершенствования внутреннего муниципального финансового контроля является использование при планировании и проведении контрольных мероприятий данных электронных информационных систем, в том числе программных комплексов "Финансово-бюджетный контроль", "Исполнение бюджета", что позволяет оперативно получать доступ к информации, связанной с деятельностью объектов контроля, обрабатывать данные в автоматическом режиме.
Как и прежде, необходимо уделить внимание вопросам контроля различных форм и направлений расходования средств бюджета муниципального образования.
Актуальным направлением контрольной деятельности департамента финансов остается контроль за расходованием средств бюджета муниципального образования, выделенных на реализацию региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов.
В случае изменения бюджетного законодательства и необходимости совершенствования подходов к планированию, проведению контрольных мероприятий и реализации их результатов следует проводить работу по актуализации ведомственного стандарта внутреннего муниципального финансового контроля.
В плановом периоде целесообразно продолжить взаимодействие с департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в целях применения единого подхода при реализации бюджетных полномочий органа внутреннего муниципального финансового контроля, совершенствования и повышения эффективности контрольной деятельности, а также с прокуратурой города Ноябрьска по вопросам противодействия правонарушениям в сфере бюджетных правоотношений, в том числе в сфере закупок.
С целью предупреждения нарушений, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, следует уделить внимание осуществлению мониторинга нарушений и продолжить введенную департаментом финансов практику проведения совещаний с объектами контроля, в рамках которых рассматриваются нарушения, встречающиеся в практике органов контроля, а также изменения в бюджетном законодательстве Российской Федерации и законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.
IV. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика муниципального образования, как и в прошлые периоды, на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов нацелена на стимулирование, сохранение и развитие налогового потенциала в целях обеспечения роста доходной части местного бюджета, на поддержку предпринимательской, инвестиционной активности и обеспечение сбалансированности местного бюджета.
Основные направления налоговой политики на среднесрочную перспективу определены с учётом действующих и планируемых к введению норм законодательства федерального, регионального и муниципального уровней.
На федеральном уровне принят ряд решений, оказывающих влияние на поступление доходов в местный бюджет в 2023 и последующие годы.
Основные изменения, влияющие на местный бюджет:
1) определены особенности исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц в 2023 году: если кадастровая стоимость земельного участка, объекта недвижимости, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и применяемая с 01.01.2023, больше стоимости из ЕГРН, применяемой с 01.01.2022, для расчёта налоговой базы используются показатели 2022 года; правило не действует, если стоимость объекта увеличилась из-за изменения его характеристик;
2) внедрение института единого налогового счёта, предусматривающего консолидацию всех обязанностей налогоплательщика по уплате обязательных платежей в едином сальдо расчётов с бюджетами, установление единых унифицированных сроков уплаты налоговых платежей;
3) изменение порядка выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, что ведёт к зачислению государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Все изменения законодательства Российской Федерации учитываются при формировании проекта местного бюджета.
Изменения, вносимые в налоговое законодательство, в иные федеральные законы, оказывают существенное влияние на изменение объёмов поступления доходов в местный бюджет.
Поправки, внесённые в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривают ряд условий, соблюдение которых поменяет основной подход к составлению и ведению кассового плана исполнения местного бюджета.
В 2023 - 2025 годах налоговая политика муниципального образования будет осуществляться с учётом ранее обозначенных направлений через реализацию следующих основных мероприятий.
1. Стимулирование инвестиционной деятельности и поддержка малого и среднего предпринимательства.
В муниципальном образовании функционирует комплексная система поддержки инвестиционной деятельности, которая будет применяться как в очередном финансовом году, так и в плановом периоде. Она нацелена на реализацию крупномасштабных и локальных проектов.
С целью стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования продолжают действовать льготы и преференции, а именно:
1) освобождение от уплаты земельного налога резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты в туристической сфере, в отношении земельных участков, непосредственно используемых для реализации инвестиционных проектов в туристической сфере, в течение 5 лет со дня получения статуса резидента Арктической зоны;
2) налоговая льгота в размере 50% от суммы земельного налога налогоплательщикам - инвесторам в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск, находящихся в собственности инвестора, в границах которых реализуется или планируется к реализации инвестиционный проект, включенный в муниципальный реестр инвестиционных проектов;
3) предоставление в аренду муниципального имущества по льготным ставкам.
Данную поддержку инвестиционной деятельности планируется сохранить в среднесрочной перспективе.
С целью создания комфортных условий для инвесторов будет продолжено сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Для формирования условий развития малого и среднего предпринимательства будет продолжена реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск":
1) финансовая поддержка в виде субсидий и грантов;
2) имущественная поддержка в виде передачи во владение и (или) пользование муниципального имущества на возмездной основе;
3) развитие инфраструктуры поддержки МСП: проведение тренингов и консультаций практикующих специалистов по налогообложению, бизнес-проектированию, правовому сопровождению бизнеса, а также проведение семинаров и специализированных курсов обучения путем привлечения организаций, оказывающих образовательные услуги.
Также, с целью поддержки субъектов малого предпринимательства, в среднесрочной перспективе действующие льготные ставки арендной платы по договорам аренды муниципального имущества планируется сохранить.
2. Оценка налоговых расходов.
Система оценки налоговых расходов муниципального образования, обусловленных налоговыми льготами по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, включает в себя учёт, оценку объёмов и оценку эффективности налоговых расходов.
Учитывая, что мониторинг и оценка эффективности налоговых льгот являются одними из основных задач налоговой политики, налоговые льготы анализируются на предмет их соответствия целям муниципальных программ муниципального образования, востребованности плательщиками и степени влияния на достижение указанных целей.
Данный подход позволяет повысить ответственность кураторов налоговых расходов при выборе формы муниципальной поддержки налогоплательщиков, способствует более эффективному использованию инструментов налогового стимулирования, отмене неэффективных налоговых льгот и повышению эффективности программно-целевого бюджетирования.
Проведение ежегодной оценки налоговых расходов будет продолжено на основе единых методологических подходов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2022 г. N П-2007 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.