Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Шемуршинского района
Чувашской Республики
от 11 ноября 2022 г. N 582
Порядок
ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики
По-видимому, в названии приложения допущена опечатка. Название приложения следует читать как "Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учётом взаимодействия тепло-, электро-, топливно- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций (далее - Порядок) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами и правилами в сфере предоставления коммунальных услуг потребителям, на основании:
Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ;
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2009 N 438 "Об организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115;
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6;
МДК 4-01.2001 "Методические рекомендации по техническому расследованию и учёту технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса", утверждённых приказом Госстроя РФ от 20.08.2001 N 191;
Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103.
1.2. Основными целями настоящего Порядка являются:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства Шемуршинского района Чувашской Республики;
- мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения Шемуршинского района Чувашской Республики;
- снижение уровня технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, минимизация последствий возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения Шемуршинского района Чувашской Республики.
1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий между организациями теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - ресурсоснабжающие организации), управляющими организациями и товариществами собственников жилья, обслуживающими жилищный фонд (далее - управляющие организации, ТСЖ), абонентами (потребителями коммунальных ресурсов) и администрации Шемуршинского района Чувашской Республики.
1.4. В настоящем Порядке используются понятия и определения в значениях, определённых Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);
"авария" - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
1.5. Авариями в тепловых сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов;
- повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей первой категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.
Авариями в водопроводных сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов водопроводных сетей в течение года, восстановление работоспособности которых продолжается более 24 часов;
- повреждение трубопроводов водопроводной сети, вызвавшее перерыв водоснабжения потребителей на срок более 8 часов, прекращение водоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска воды потребителям продолжительностью выше 16 часов.
1.6. Авариями в электрических сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы; оборудование распределительных устройств напряжением 10 (6) кВ и выше), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок более 7 суток после выхода из строя;
- повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода её из строя: воздушная линия - за период более 3 суток; кабельная линия - за период более 10 суток;
- неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств АПВ или АВР электроснабжающей организации (при несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям ПУЭ аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей);
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
1.7. Авариями в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании управляющих организаций и ТСЖ, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений, инженерных сетей внутридомового имущества (сетей теплоснабжения в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов);
- повреждение трубопроводов водопроводной сети, вызвавшее перерыв водоснабжения потребителей на срок более 8 часов, прекращение водоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска воды потребителям продолжительностью выше 16 часов;
- разрушение (повреждение) основного электрооборудования, а также неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала управляющей организации или ТСЖ, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
1.8. Основной задачей ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и ТСЖ является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых, водопроводных, канализационных, электрических сетей и систем, обеспечение нормативов и качества коммунальных ресурсов, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на теплоисточниках, тепловых, водопроводных, электрических сетях и системах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
1.9. Основными направлениями предупреждения аварий и поддержания постоянной готовности ресурсоснабжающей организации, управляющей организации или ТСЖ к их ликвидации являются:
- постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путём своевременного проведения противоаварийных тренировок, повышения качества профессиональной подготовки;
- создание необходимых аварийных запасов материалов к оборудованию;
- обеспечение персонала средствами связи, пожаротушения, автотранспортом и другими механизмами, необходимыми средствами защиты;
- своевременное обеспечение рабочих мест схемами технологических трубопроводов, инструкциями по ликвидации технологических нарушений, программами переключений.
1.10. Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации и ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, должны иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские и (или) аварийно-восстановительные службы (далее ОДС и ABC соответственно).
1.11. Состав АВС, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов утверждается руководителем организации.
В организациях, штатным расписанием которых не предусмотрены ОДС и (или) ABC, обязанности оперативного руководства ликвидацией аварии возлагаются на лицо, определённое соответствующим приказом руководителя организации.
1.12. Общую координацию действий ОДС и (или) ABC по ликвидации аварийной ситуации осуществляет ОДС или администрация той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
1.13. Сведения о телефонах ОДС до начала отопительного сезона предоставляются в отдел строительства и ЖКХ администрации Шемуршинского района Чувашской Республики.
2. Предоставление оперативной информации
2.1. Ресурсоснабжающие организации информируют Единую дежурную диспетчерскую службу Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - ЕДДС) по телефонам: 2-32-46, 112.
2.1.1. Организация, оказывающая услуги по теплоснабжению ОАО "Коммунальник", ежедневно с момента начала отопительного сезона, в 06 часов 30 минут предоставляет информацию в ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики:
о температуре теплоносителя (в подающем и обратном трубопроводах);
о давлении теплоносителя (подающего и обратного трубопровода).
В случае нарушения гидравлического режима, снижения или ограничения температуры теплоносителя или возникновения аварийной ситуации теплоснабжающая организация информирует ЕДДС в течение 15 минут.
2.1.2. Организации, оказывающие услуги по водоснабжению и водоотведению, ежедневно в 06 часов 45 минут информируют ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики:
о давлении холодной воды (на выходе головных сооружений насосной станции) по показаниям приборов учёта водопотребления и водоотведения на магистральных участках сетей;
о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам.
В случае нарушения режима водоснабжения (водоотведения), несоответствия состава и свойств воды по санитарным нормам и правилам или возникновении аварийной ситуации организация водоснабжения информирует ЕДДС в течение 15 минут.
2.1.3. Организации, оказывающие услуги электроснабжения (филиал ПАО "Россети Волга" - "Чувашэнерго") ежедневно в 07 часов 00 минут информируют ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики о состоянии электроснабжения потребителей, находящихся на территории Шемуршинского района Чувашской Республики.
При нарушении режима электроснабжения, наступлении аварийной ситуации электроснабжающие организации информируют ЕДДС в течение 15 минут.
2.1.4. Управляющие организации и ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, ежедневно в 07 часов 15 минут предоставляют оперативную информацию ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики о ремонтных работах, проводимых на внутридомовых инженерных системах многоквартирных жилых домов (перечень адресов жилых домов), и сроках выполнения работ.
2.2. В случае наступления аварийных ситуаций ресурсоснабжающие организации, управляющие организации и ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, информируют ЕДДС:
о факте наступления аварийной ситуации - в течение 5 минут;
о причинах и принимаемых мерах - в течение 30 минут;
в течение 1 часа предоставляют в ЕДДС письменный доклад.
2.3. Порядок передачи оперативной информации представлен в таблице:
Вид информации |
Время информирования |
Источник информации |
Получатель информации |
Сведения об аварийных отключениях и ограничениях потребителей |
Немедленно при возникновении |
ДДС энергоснабжающих организаций |
Дежурный диспетчер ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики |
Сведения об авариях на инженерных сетях и источниках энергоснабжения, влияющих на качество услуг и безопасность эксплуатации коммунальных систем, о ходе локализации и ликвидации аварийных ситуаций |
Немедленно при возникновении |
ДДС энергоснабжающих организаций, потребители |
Дежурный диспетчер ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики |
Сведения о крупных авариях, вызывающих возможные перерывы энергоснабжения на срок более суток |
Незамедлительно при получении информации |
ДДС энергоснабжающих организаций, потребители |
Дежурный диспетчер ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики, Отдел строительства и ЖКХ администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, заместитель главы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, глава администрации Шемуршинского района Чувашской Республики |
Сведения о чрезвычайных ситуациях на системах жизнеобеспечения Шемуршинского района Чувашской Республики, штормовые предупреждения, сигналы гражданской обороны |
Незамедлительно при получении информации |
Сектор специальных программ Шемуршинского района Чувашской Республики, ДДС энергоснабжающих организаций, потребители, Дежурный диспетчер ЕДДС Шемуршинского района Чувашской Республики |
Население Шумерлинского Шемуршинского района Чувашской Республики через сектор информационного и правового обеспечения администрации Шемуршинского района Чувашской Республики |
2.4. Все получаемые в процессе функционирования диспетчерских служб сообщения фиксируются дежурными организаций в соответствующих журналах с отметкой времени получения информации и фамилии лиц, передавших (получивших).
3. Взаимодействие ресурсоснабжающих организаций и потребителей при ликвидации аварийных ситуаций
3.1. При возникновении аварийной ситуации на наружных инженерных системах электроснабжения, водоснабжения (водоотведения), теплоснабжения, ресурсоснабжающая организация обязана принять меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана) и действовать в соответствии с ведомственными инструкциями по ликвидации аварийных ситуаций:
3.1.1. силами аварийно-восстановительных бригад (групп) в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации;
3.1.2. в течение 30 минут информацию о причинах возникновения аварийной ситуации, о решении принятом по вопросу её ликвидации диспетчер ОДС соответствующей ресурсоснабжающей организации сообщает:
- в ЕДДС;
- диспетчерам тех организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и иных объектов жизнеобеспечения;
- диспетчерским службам потребителей;
3.1.3. при необходимости дать информацию в средствах массовой информации;
3.1.4. после ликвидации аварии оповестить о моменте подключения управляющие организации или ТСЖ;
3.1.5. после ликвидации аварии информировать ЕДДС.
Организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, по вызову диспетчера ресурсоснабжающей организации направляют в течение 1 часа 30 минут своих представителей (ответственных дежурных) для согласования условий производства работ по ликвидации аварии в любое время суток.
3.2. При возникновении аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных системах электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения управляющая организация или ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, обязаны:
3.2.1. силами аварийно-восстановительных бригад (групп) в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации;
3.2.2. в течение 30 минут предупредить телефонограммой о характере аварии и ориентировочном времени её устранения ЕДДС и соответствующую ресурсоснабжающую организацию (при необходимости);
3.2.3. оповестить собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном жилом доме, попадающих под отключение, о времени устранения аварии;
3.2.4. при невозможности отключения внутренних систем в границах эксплуатационной ответственности направить телефонограмму ресурсоснабжающей организации об отключении дома на наружных инженерных сетях;
3.2.5. после ликвидации аварии поставить в известность ЕДДС и соответствующую ресурсоснабжающую организацию.
3.3. В случае возникновения аварии на объектах энергоснабжения или инженерных сетях, собственник и (или) эксплуатирующая организация по которым не определены, диспетчер ресурсоснабжающей организации, управляющей организации или ТСЖ незамедлительно сообщают об аварии оперативному дежурному ЕДДС и в отдел строительства и ЖКХ администрации Шемуршинского района Чувашской Республики.
На место аварии прибывают ответственный специалист отдела строительства и ЖКХ администрации Шемуршинского района Чувашской Республики и представитель ресурсоснабжающей организации для составления акта об аварии на сетях теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В зависимости от аварийной ситуации для её ликвидации привлекаются специализированные организации по сетям:
водоснабжения - ОАО "Коммунальник";
водоотведения - ООО "ЖКХ";
теплоснабжения - ОАО "Коммунальник";
3.4. В случае неустранения аварии через 12 часов, прошедших с момента отключения системы жизнеобеспечения, по предложению руководителя ресурсоснабжающей организации, управляющей организации или ТСЖ, ОАО "Коммунальник", ООО "ЖКХ" отдела строительства и ЖКХ администрации Шемуршинского района Чувашской Республики может быть проведено заседание Комиссии "По предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Шемуршинского района Чувашской Республики" с целью принятия конкретных мер для ликвидации аварии и недопущения её развития через 24 часа в чрезвычайную ситуацию.
3.5. В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, коммуникаций или строений, диспетчеры (начальники смен теплоисточников) энергоснабжающих, ресурсоснабжающих и транспортирующих организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным немедленным извещением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Шемуршинского района Чувашской Республики перед отключением и после завершения работ по выводу из работы аварийного оборудования или участков сетей.
3.6. Размер ограничиваемой нагрузки потребителей устанавливается теплоснабжающей организацией по согласованию с администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики.
4. Риски возникновения аварий, масштабы и последствия
Наиболее вероятными причинами возникновения аварий и сбоев в работе котельных и тепловых сетей могут послужить:
перебои в подаче электроэнергии;
износ оборудования;
неблагоприятные погодно-климатические явления;
человеческий фактор.
Вид аварии |
Причина возникновения аварии |
Масштаб аварии и последствия |
Остановка котельной |
Прекращение подачи электроэнергии |
Прекращение циркуляции воды в системе отопления потребителей, понижение температуры в зданиях и домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
Прекращение подачи топлива |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления потребителей, понижение температуры в зданиях и домах |
|
Порыв тепловых сетей |
Предельный износ сетей, гидродинамические удары |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления потребителей, понижение температуры в зданиях и домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 11 ноября 2022 г. N 582 "Об утверждении порядка ликвидации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.