Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработка раздела 2. Содержание и условия реализации воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
2.1. Воспитывающая (воспитательная) среда образовательной организации высшего образования
2.1.1. Воспитывающая (воспитательная) среда в системе образовательных сред
В данном подразделе рекомендуется дать характеристику воспитательной среде ООВО в системе образовательных сред.
Среда рассматривается как единый и неделимый фактор внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности, таким образом, человек выступает одновременно и в качестве объекта, и в роли субъекта личностного развития.
Образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Воспитывающая (воспитательная) среда - это среда созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений.
Воспитывающая среда является интегративным механизмом взаимосвязи таких образовательных сред, как: социокультурная, инновационная, акмеологическая, рефлексивная, адаптивная, киберсреда безопасная, благоприятная и комфортная, здоровьеформирующая и здоровьесберегающая, билингвальная, этносоциальная и др.
2.1.2. Применение образовательных технологий в офлайн и онлайн-форматах образовательного и воспитательного процессов
Воспитывающая среда, образовательный и воспитательный процессы могут создаваться как в офлайн, так и в онлайн-форматах.
При реализации Рабочей программы воспитания и Календарного плана воспитательной работы рекомендуется применять:
- актуальные традиционные, современные и инновационные образовательные технологии (коллективное творческое дело (КТД); арт-педагогические; здоровьесберегающие; технологии инклюзивного образования; технология портфолио; тренинговые; "мозговой штурм"; кейс-технологии); дистанционные образовательные технологии и др.)
- цифровые образовательные технологии в онлайн-образовании, электронном обучении со свободным доступом к электронному образовательному контенту (Vr-технологии; технологии искусственного интеллекта; smart-технологии (DM-технология; Big Data; геймификация; блокчейн и др.).
2.2. Примерные направления воспитательной деятельности и воспитательной работы
2.2.1. Примерные направления воспитательной деятельности
В данном подразделе рекомендуется раскрыть воспитательную деятельность в соответствии с Примерными направлениями воспитания (деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся; деятельность, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности; деятельность, направленная на формирование у обучающихся чувства уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества; деятельность, направленная на формирование у обучающихся уважения к человеку труда и старшему поколению; деятельность, направленная на формирование у обучающихся уважения к закону и правопорядку; деятельность, направленная на формирование у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации; деятельность, направленная на формирование у обучающихся правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; деятельность, направленная на формирование у обучающихся бережного отношения к природе и окружающей среде; деятельность, направленная на профилактику деструктивного поведения обучающихся).
ООВО имеет право включить любые из перечисленных направлений, либо дополнительные направления, отражающие специфику и особенности воспитательной и образовательной деятельности ООВО, в виде самостоятельных разделов, модулей, в рабочие программы дисциплин ОПОП.
2.2.2. Примерные направления воспитательной работы
В данном подразделе рекомендуется раскрыть особенности и традиции ООВО в соответствии с направлениями воспитательной работы, а также взять за основу вариативные направления, либо направления, ставшие традиционными для ООВО.
Примерными направлениями воспитательной работы могут выступать:
- гражданское;
- патриотическое;
- духовно-нравственное;
- культурно-творческое;
- научно-образовательное;
- профессионально-трудовое;
- экологическое;
- физическое.
Таблица 1. Примерные направления воспитательной работы в ООВО и соответствующие им воспитательные задачи
При разработке и содержательном наполнении данного подраздела желательно опираться на результаты деятельности ведущих научных школ России и региона, в котором расположена ООВО.
2.3. Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе образовательной организации высшего образования
2.3.1. Проектная деятельность как коллективное творческое дело
Проектная деятельность имеет творческую, научно-исследовательскую и практико-ориентированную направленность, осуществляется на основе проблемного обучения и активизации интереса обучающихся, что вызывает потребность в их большей самостоятельности. Проектная технология способствует социализации обучающихся при решении задач проекта, связанных с удовлетворением потребностей общества.
Виды проектов по ведущей деятельности:
- исследовательские проекты;
- стратегические проекты;
- организационные проекты;
- социальные проекты;
- технические проекты;
- информационные проекты;
- телекоммуникационные проекты;
- арт-проекты.
Перспективность проектной и проектно-исследовательской деятельность для обучающихся состоит в открывающихся для них профессиональных возможностях и трудоустройстве, поскольку в команду проекта приглашаются работодатели и социальные партнеры.
Коллективное творческое дело (КТД) - это совокупность определенных коллективных созидательных и креативных действий в условиях сотрудничества, содействия и общей заботы, единства мыслей и воли, поскольку представляет собой совместный творческий поиск наилучших средств, методов, способов, путей и нестандартных совместных решений важных задач.
К видам КТД относятся:
- профессионально-трудовые;
- научно-исследовательские;
- художественно-эстетические;
- физкультурно-спортивные;
- событийные;
- общественно-политические;
- культурно-творческие;
- социально-культурные;
- иные.
2.3.2. Добровольческая (волонтерская) деятельность и примерные направления добровольчества
Волонтерская (от лат. voluntarius - добровольный) деятельность или добровольчество, добровольческая деятельность - широкий круг направлений созидательной деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.
Индивидуальное и групповое добровольчество через деятельность и адресную помощь способствуют социализации обучающихся и расширению социальных связей, реализации их инициатив, развитию личностных и профессиональных качеств, освоению новых навыков.
По инициативе обучающихся и при их активном участии в ООВО может быть создано добровольческое объединение.
Таблица 2. Примерные направления добровольческой деятельности обучающихся ООВО
2.3.3. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют необходимость непрерывного развития исследовательской компетентности обучающихся на протяжении всего срока их обучения в ООВО посредством учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
За период обучения в ООВО каждый обучающийся самостоятельно под руководством преподавателя готовит ряд различных работ: докладов, рефератов, курсовых, и в итоге - выпускную квалификационную работу. Именно в период сопровождения преподавателем учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающегося происходит их субъект-субъектное взаимодействие, выстраивается не только исследовательский, но и воспитательный процесс, результатом которого является профессиональное становление личности будущего специалиста. Важным становится воспитание профессиональной культуры, культуры труда и этики профессионального общения.
С 2021 года обучающиеся 40 российских ООВО смогут защитить свою выпускную квалификационную работу, как в виде академической работы, так и новым способом - в виде стартапа. Разработка и реализация программы обучения абитуриентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой "Цифровая экономика".
2.3.4. Студенческое международное сотрудничество
Академическая мобильность как область международной деятельности и часть процесса интернационализации ООВО открывает возможность для обучающихся, преподавателей и административно-управленческих кадров переместиться в другую ООВО с целью обмена опытом, приобретения новых знаний, реализации совместных проектов.
Обмен обучающимися происходит на основании договоров о сотрудничестве между российской ООВО и зарубежной ООВО. Возможными становятся:
- краткосрочные стажировки (обычно длятся 1-3 недели через краткосрочные культурно-образовательные программы и летние языковые школы);
- долгосрочные стажировки (прохождение курса в ООВО-партнере от месяца до года; обучающийся оформляет индивидуальный план в ООВО и составляет свое расписание в ООВО-партнере так, чтобы программы максимально совпадали).
При долгосрочной стажировке российских обучающихся важным становится функционирование офлайн воспитывающей среды, поскольку возникает риск влияния на обучающегося иной культуры, воспитывающей среды зарубежной ООВО, иного патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, в результате чего нарушается гармонизация культурной и социальной идентичности и теряется местоположение отечественной культуры, определяющее принадлежность.
В случае территориального расположения российской ООВО в приграничных субъектах важным становится усиление различных (гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, культурно-творческое, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, физическое воспитание) направлений воспитательной работы, в том числе по программам Фонда "Русский мир" и общероссийских общественно-государственных организаций ("Российское военно-историческое общество", "Знание", "ДОССАФ России", "Ассамблея народов России" и др.).
2.3.5. Деятельность и виды студенческих объединений
Студенческое объединение - это добровольное объединение обучающихся ООВО, создаваемое с целью самореализации, саморазвития и совместного решения различных вопросов улучшения качества студенческой жизнедеятельности.
Студенческое объединение выстраивается на принципах добровольности и свободы выбора, партнерства и равенства, гласности и открытости.
Примерные виды студенческих объединений по направлениям деятельности:
- научно-исследовательские (научное сообщество и др.);
- творческие (лига КВН; вокальная/театральная студия, творческая мастерская; студенческий творческий центр; танцевальный коллектив и др.);
- спортивные (студенческий спортивный клуб, спортивная ассоциация; туристский клуб и др.);
- общественные (профком, совет студенческих инициатив и др.);
- волонтерские (объединение добровольцев);
- информационные (студенческая телестудия, студенческая газета и др.);
- профессиональные (студенческий отряд, студенческое кадровое агентство и др.);
- патриотические (клуб памяти, поисковый отряд и др.);
- межкультурные (клуб международного сотрудничества; дискуссионный клуб и др.);
- иные.
2.3.6. Досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий
Досуговая деятельность обучающихся рассматривается:
- как пассивная деятельность в свободное время (созерцание, времяпровождение, соревнования по компьютерным играм, виртуальный досуг (общение в сети Интернет), чтение, дебаты, тематические вечера, интеллектуальные игры и др.);
- активная деятельность в свободное время (физкультурно-спортивная деятельность, туристские походы, игры на открытом воздухе, флешмобы, квесты, реконструкции исторических сражений и др.).
Досуговая деятельность способствует: самоактуализации, самореализации, саморазвитию и саморазрядке личности; самопознанию, самовыражению, самоутверждению и удовлетворению потребностей личности через свободно выбранные действия и деятельность; проявлению творческой инициативы; укреплению эмоционального здоровья.
Механизмами организации досуговой деятельности обучающихся ООВО могут выступать:
- формирование в ООВО культуросообразной (социокультурной) среды, соответствующей социально-культурным, творческим и интеллектуальным потребностям обучающихся;
- расширение функций студенческих объединений;
- развитие института кураторства;
- вовлечение обучающихся в различные виды деятельности и объединения обучающихся и др.
Примерными формами организации досуговой деятельности обучающихся могут выступать деятельности клубов по интересам, творческих коллективов, спортивных секций, культурно-досуговых мероприятий.
Творческая деятельность обучающихся - это деятельность по созиданию и созданию нового, ранее не существовавшего продукта деятельности, раскрывающего индивидуальность, личностный и профессиональный потенциал обучающихся.
К видам творческой деятельности относят:
- художественное творчество;
- литературное и музыкальное творчество;
- театральное и цирковое творчество, киноискусство;
- техническое творчество;
- научное творчество;
- иное творчество.
Неотъемлемым в творческой деятельности является задействование психоэмоциональной сферы личности как в процессе создания продукта деятельности, так и в процессе влияния результата деятельности на субъект.
Социально-культурная и творческая деятельность обучающихся реализуется в организации и проведении значимых событий и мероприятий гражданско-патриотической, научно-исследовательской, социокультурной и физкультурно-спортивной направленности.
Воспитательный потенциал досуговой, творческой и социально-культурной деятельности заключается:
- в выявлении задатков, способностей и талантов обучающихся в ходе вовлечения их в разнообразные формы и виды интеллектуальной, двигательной и творческой активности;
- в формировании социальных (эмоционального интеллекта, ориентации в информационном пространстве, скорости адаптации, коммуникации; умения работать в команде) и организационных навыков;
- в развитии креативного мышления, профилактике психологического, физического и социального здоровья личности.
2.3.7. Вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность
Профориентационная деятельность в ООВО занимает значительное место, поскольку способствует обеспечению приемной кампании и привлечению потенциальных абитуриентов в ООВО.
Формами профориентационной работы с потенциальными абитуриентами ООВО могут быть:
- беседы с абитуриентами о направлениях и профилях подготовки, о возможностях становления и развития в профессиональной сфере деятельности;
- профориентационная работа на родительских собраниях в общеобразовательных организациях населенного пункта, где расположена ООВО и его филиалы;
- беседы с родителями/законными представителями по вопросам корректного родительского сопровождения процесса выбора профессиональной траектории их детей;
- профдиагностика школьников с целью выявления их способностей, личностных качеств и профессиональных интересов;
- профконсультирование родителей/законных представителей по выбору вариантов актуальных для их ребенка профессий с учетом способностей, личностных качеств и профессиональных интересов;
- проведение рекламной кампании (создание профориентационных и имиджевых роликов, позволяющих позиционировать направления подготовки ООВО, размещение информации на официальном сайте ООВО, оформление информационных стендов, рекламных щитов и полиграфической продукции о направлениях и профилях ООВО);
- организация дней открытых дверей с предоставлением сведений об условиях и требованиях приема на обучение, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки и др.;
- участие в различных проектах: "Новый педагогический класс", "Инженерный класс", "Медицинский класс", "Предпрофильная олимпиада школьников" и др.;
- организация на базе ООВО лагерей для школьников с включением в программу профориентационного компонента, связанного со спецификой, отраслевой принадлежностью и подведомственностью ООВО.
Формами профориентационной работы с обучающимися ООВО могут выступать:
- организация мастер-классов по направлению и профилю подготовки;
- привлечение работодателей и ведущих практиков к проведению бинарных лекций и семинарских занятий;
- посещение с обучающимися потенциальных мест их будущего трудоустройства;
- организация научно-практических конференций различного уровня;
- вовлечение обучающихся в проведение значимых мероприятий на уровне ООВО, города, региона, страны;
- участие обучающихся в различных конкурсах студенческих научно-исследовательских, проектных и иных работ;
- участие обучающихся в ярмарках вакансий и иных мероприятий, содействующих трудоустройству.
Рекомендуется вовлекать обучающихся ООВО в профориентационную деятельность, так как она способствует повышению авторитета ООВО для обучающихся, повышению их мотивации к освоению выбранной профессии и интереса к конкретному виду трудовой деятельности, развитию ответственности за организацию и проведение событийного мероприятия, получению нового опыта деятельности, освоению дополнительных навыков и социальных ролей.
2.3.8. Вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность
Занятие предпринимательской деятельностью дает преимущественные возможности для самореализации личности и обеспечивает более высокий уровень дохода.
Рекомендуется оказывать поддержку студенческому инновационному предпринимательству:
- сопровождать студенческие предпринимательские проекты;
- проводить обучающие мероприятия;
- привлекать обучающихся ООВО в деятельность центров инновационного предпринимательства, проектные мастерские, студенческие предпринимательские клубы, объединения и др., курирующие генерацию и защиту различных студенческих проектов, в том числе бизнес-проектов;
- выявлять обучающихся, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью;
- иное.
2.4. Формы и методы воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
В данном подразделе приводятся примеры форм и методов работы, которые преподаватели/организаторы воспитательной деятельности могут применять в воспитательном процессе, дополняя свой профессионально-технический арсенал.
Формы организации воспитательной работы:
- по количеству участников - индивидуальные (субъект-субъектное взаимодействие в системе преподаватель-обучающийся); групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.), массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники и т.д.);
- по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.