Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработка раздела 3. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
3.1. Воспитательная система и управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования
В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать:
- воспитательную систему ООВО;
- систему воспитательной работы ООВО;
- управление системой воспитательной работы в ООВО как процесс, включающий последовательность управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и регулирование).
Поясняем, что воспитательная система ООВО представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса. Для воспитательной системы характерно неразрывное единство с воспитывающей средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.
Подсистемами воспитательной системы являются:
- воспитательный процесс как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности обучающегося ООВО, реализуемая во взаимодействии преподавателей/организаторов воспитательной деятельности и обучающихся;
- система воспитательной работы, которая охватывает блок деятельности и может реализоваться через участие обучающихся ООВО в комплексе мероприятий, событий, дел, акций и др., адекватных поставленной цели;
- студенческое самоуправление как открытая система;
- коллектив ООВО как открытая система.
Основным инструментом управления воспитательной работой в ООВО является Рабочая программа воспитательной деятельности и План воспитательной работы на учебный год.
Основными функциями управления системой воспитательной работы в ООВО выступают:
- анализ итогов воспитательной работы в ООВО за учебный год;
- планирование воспитательной работы по организации воспитательной деятельности в ООВО на учебный год, включая Календарный план воспитательной работы на учебный год (см. Приложение);
- организация воспитательной работы в ООВО;
- контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе в ООВО (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ООВО);
- регулирование воспитательной работы в ООВО.
При разработке и содержательном наполнении данного подраздела рекомендуется опираться на результаты деятельности ведущих научных школ России и региона, в котором расположена ООВО. Например, ведущими научными школами со значимой исследовательской генерацией и осуществляющей научные исследования в области методологии и теории воспитания, методологии и теории управления образовательными системами и образовательной организацией, повышения квалификации и переподготовки работников образования в контексте воспитательной деятельности и управления образовательными системами являются:
- научная школа. Л.И. Новиковой "Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи";
- научная школа Т.И. Шамовой "Управление образовательными системами".
3.2. Студенческое самоуправление (соуправление) в образовательной организации высшего образования
При разработке данного подраздела рекомендуется опираться:
- на статью 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- на положения письма Минобразования России от 02 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации";
- на положения письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 и N ВК-264/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях".
В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать систему студенческого самоуправления как соуправления в соответствии со следующими принципами:
- субъект-субъектного взаимодействия в системах "обучающийся - обучающийся", "обучающийся - академическая группа", "обучающийся - преподаватель", "преподаватель - академическая группа";
- приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;
- соуправления как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности (в зависимости от традиций ООВО, его специфики, отраслевой принадлежности и др.);
- информированности, полноты информации, информационного обмена, учета единства и взаимодействия прямой и обратной связи.
Основой деятельности студенческого самоуправления является подготовка, организация и реализация конкретных коллективно-творческих дел, проектных и исследовательских работ, событий и мероприятий во взаимодействии с организаторами воспитательной деятельности в ООВО, администрацией ООВО, социальными партнерами, работодателями и др. Развитие самоуправления происходит через различные виды деятельности и формы объединений обучающихся. Администрации ООВО рекомендуется осуществлять взаимодействие с органами студенческого самоуправления.
3.3. Мониторинг качества организации воспитательной работы и условий реализации содержания воспитательной деятельности
Посредством мониторинга качества организации воспитательной работы в ООВО осуществляется функция контроля за исполнением управленческих решений в части воспитательной работы.
В качестве способов оценки достижимости результатов воспитательной работы может рассматриваться анализ результатов различных видов деятельности обучающихся, представленных в виде портфолио или ином формате.
Ключевыми показателями эффективности качества воспитательной работы и условий реализации содержания воспитательной деятельности могут выступать:
- качество ресурсного обеспечения реализации воспитательной деятельности ООВО (нормативно-правового, кадрового, финансового, информационного, научно-методического и учебно-методического, материально-технического и др.);
- качество инфраструктуры ООВО (здания и сооружения (центр творчества; ФОК, стадион, спортивные площадки, бассейн (собственный или сторонний); музей ООВО и/или именные аудитории; иное); образовательное пространство, рабочее пространство и связанные с ним средства труда и оборудования; службы обеспечения (транспорт, связь и др.);
- качество воспитывающей среды и воспитательного процесса в ООВО (организации созидательной активной деятельности обучающихся, использование социокультурного пространства, сетевого взаимодействия и социального партнерства);
- качество управления системой воспитательной работы в ООВО (рассмотрение вопросов о состоянии воспитательной работы в ООВО коллегиальными органами; организация мониторинга воспитательной деятельности в ООВО; стимулирование деятельности преподавателей/организаторов воспитательной деятельности);
- качество студенческого самоуправления в ООВО (нормативно-правовое и программное обеспечение воспитательной деятельности, организация деятельности объединений обучающихся, взаимодействие Совета обучающихся с администрацией ООВО (участие в работе коллегиальных органов ООВО, в том числе Ученого совета, различных комиссий), отражение деятельности Совета обучающихся и студенческих объединений на информационных ресурсах ООВО);
- качество воспитательного мероприятия (содержательных, процессуальных, организационных компонентов, включенности и вовлеченности обучающихся ООВО);
- иные показатели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.