В соответствии пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере дорожного хозяйства.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Министр |
В.Г. Савельев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2022 г.
Регистрационный N 70961
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 23 сентября 2022 г. N 381
Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере дорожного хозяйства
1. Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере дорожного хозяйства, отнесенным к критически важным объектам в соответствии с критериями отнесения мостов, эстакад, путепроводов, виадуков и тоннелей на автомобильных дорогах всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 172 1 (далее соответственно - Требования, КВО, чрезвычайные ситуации).
2. Требования предназначены для обязательного выполнения федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими КВО на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
3. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц эксплуатирующей организации, руководителей и должностных лиц эксплуатирующей организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - Положение о подготовке) 2;
разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на КВО (далее - план действий), а также их уточнение;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения 3;
2) для КВО регионального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц эксплуатирующей организации, руководителей и должностных лиц эксплуатирующей организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;
разработку и утверждение планов действий, а также их уточнение;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц эксплуатирующей организации, руководителей и должностных лиц эксплуатирующей организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;
разработку и утверждение планов действий, а также их уточнение;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных проверок готовности локальных систем оповещения.
4. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации 4, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации 4, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание эксплуатирующей организацией акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 5 об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на КВО федерального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней 6;
2) для КВО регионального уровня значимости:
создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации 4, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом эксплуатирующей организацией, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание эксплуатирующей организацией акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 7 об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на КВО регионального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального уровней 8;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации 9, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом эксплуатирующей организацией, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание эксплуатирующей организацией акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 7 об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на КВО муниципального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня 8.
5. Комплекс мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций 10;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников и иных лиц, находящихся на территории КВО федерального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;
организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне чрезвычайной ситуации;
2) для КВО регионального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций 10;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников и иных лиц, находящихся на территории КВО регионального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;
организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне чрезвычайной ситуации;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций 10;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников и иных лиц, находящихся на территории КВО муниципального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;
организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне чрезвычайной ситуации.
6. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования эксплуатирующих организаций и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуаций включает:
1) для КВО федерального уровня значимости:
создание в эксплуатирующей организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях 11 (далее - комиссия) и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта эксплуатирующей организации;
2) для КВО регионального уровня значимости:
создание комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта эксплуатирующей организации;
3) для КВО муниципального уровня значимости:
создание комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта эксплуатирующей организации.
7. Оценка готовности эксплуатирующих организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующих организаций осуществляется комиссией (далее - оценка готовности), создаваемой в соответствии с пунктами 6 и 11 требований.
8. Оценка готовности осуществляется:
а) в соответствии с планом по оценке готовности эксплуатирующих организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план по оценке готовности) с периодичностью:
не реже одного раза в год - в отношении эксплуатирующих организаций, эксплуатирующих КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в 3 года - в отношении эксплуатирующих организаций, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в 5 лет - в отношении эксплуатирующих организаций, эксплуатирующих КВО муниципального уровня значимости;
б) внепланово - при поступлении в эксплуатирующую организацию информации от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 12, о неготовности владельцев инфраструктуры, являющихся правообладателями объектов любой категории значимости, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. План по оценке готовности и изменения в него утверждаются актом эксплуатирующей организации.
Актуализация плана по оценке готовности осуществляется один раз в пять лет.
В плане по оценке готовности указываются:
перечень КВО, правообладателем которых является эксплуатирующая организация;
сроки проведения оценки готовности эксплуатирующей организации;
должности, фамилии, имена и отчества (при наличии) работников, ответственных за организацию оценки готовности эксплуатирующей организации.
10. Оценка готовности, предусмотренная пунктом 8 Требований, проводится на основании акта эксплуатирующей организации, издаваемого не позднее, чем за 20 календарных дней до начала оценки готовности.
11. В акте эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности указываются:
основание для проведения оценки готовности;
решение о создании комиссии и ее составе;
задачи комиссии;
полное наименование эксплуатирующей организации, в отношении которой планируется проведение оценки готовности;
срок проведения оценки готовности;
вопросы по организации работы комиссии.
Акт эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности доводится до заинтересованных лиц эксплуатирующей организации в срок не позднее, чем за 15 календарных дней до начала оценки готовности такой организации.
12. Критериями оценки достаточности мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, являются:
выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3-6 Требований; невыполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3-6 Требований.
13. Результаты оценки готовности комиссия оформляются актом оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, форма которого утверждается актом эксплуатирующей организации (далее - Акт).
14. В Акте отражаются:
а) результат оценки готовности или неготовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
б) вывод о достаточности либо недостаточности мер, принимаемых эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников эксплуатирующей организации.
15. Акт составляется в срок не более 2 рабочих дней после проведения оценки готовности в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают Акт, при этом их особое мнение приобщается к Акту.
Акт хранится в эксплуатирующей организации.
------------------------------
1 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2021 г., регистрационный N 64936.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
3Подпункт "г" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2013, N 52, ст. 6969) (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
4Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269).
5Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
6Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999).
7Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
8Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
9Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
10Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
11Подпункт 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., Стандартинформ, 2020).
12Пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтранс вводит обязательные требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС. Они распространяются на организации, в отношении которых Министерство координирует и регулирует деятельность в сфере дорожного хозяйства.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Приказ Министерства транспорта РФ от 23 сентября 2022 г. N 381 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере дорожного хозяйства"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2022 г.
Регистрационный N 70961
Вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 16 ноября 2022 г. N 0001202211160006