Решение Челябинского областного суда от 26 августа 2022 г. по делу N 3а-209/2022
УИД 74OS0000-01-2022-000223-29
Челябинский областной суд в составе
председательствующего Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Терминал" к Челябинской городской Думе о признании не действующим в части Генерального плана города Челябинска, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Терминал" (далее - ООО "Газпромнефть-Терминал"), обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской Думе, в котором просит признать не действующим Генеральный план города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Генеральный план), в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории города Челябинска границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника на территории земельного участка с кадастровым номером N, как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является субарендатором земельного участка с кадастровым номером N. В Генеральный план необоснованно внесены сведения о наличии санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в поселке Новосинеглазово <адрес>, поскольку это влечет невозможность использования земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с разрешенным использованием, в том числе осуществления истцом в границах санитарно-защитной зоны любой хозяйственной деятельности, в частности строительство объекта капитального строительства, что нарушает права и законные интересы истца как участника градостроительной деятельности и правообладателя земельного участка. Генеральный план в оспариваемой части противоречит нормам градостроительного законодательства, поскольку у ответчика отсутствовали основания для внесения сведений о санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, так как решение об установлении санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника не принималось уполномоченными органами в установленном порядке.
Представители административного истца ООО "Газпромнефть-Терминал" Калинина С.М., Шайхутдинов Р.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика Челябинской городской Думы Власов Ю.В. в судебном заседании полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Челябинска Москаленко М.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не поддержала, просила об их отказе.
Представитель заинтересованного лица АО "Транснефть-Урал" Иваничкин Д.П. в судебном заседании просил об удовлетворении административных требований.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Челябинской области Белов М.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица ОГБУ "Челябинская ветстанция" Тясина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представители заинтересованных лиц Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явились.
Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Халисовой В.Б., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпромнефть-Терминал" является субарендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно договору субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N указанный земельный участок передан административному истцу в целях реализации инвестиционного проекта для строительства и подготовки нефтебазы на площадке ЛПДС "Челябинск".
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером как N N (Т. 1, л.д. 16 - 22), так и N N (Т. 1, л.д. 143 - 149) земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (земельный участок с кадастровым номером N), площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 75986 кв. м. Использование земельного участка разрешено вести в соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 15.05.2017 N 461 "Об усилении контроля за использованием земельных участков, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенных захоронений", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 15.05.2017 N 461 "Об усилении контроля за использованием земельных участков, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенных захоронений" установлено обеспечить контроль за недопущением использования территорий в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в поселке Новосинеглазово г. Челябинск, путем запрета оформления и согласования документов на земельные участки для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (Т. 1, л.д. 23).
Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2021 N 25/4 утвержден Генеральный план.
При разработке оспариваемого Генерального плана Управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства <адрес> предоставлены сведения о наличии в <адрес> двух захоронений биологических отходов, в том числе на территории <адрес>) - сибиреязвенное захоронение (Т. 2, л.д. 208).
В составе графических материалов по обоснованию Генерального плана представлена карта зон с особыми условиями использования территории, согласно которой земельный участок административного истца частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - "Санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника" (Т. 3, л.д. 7).
Как следует из протокола совещания по вопросу строительства капитальных объектов нефтебазы в поселке Новосинеглазово г. Челябинска от 23.05.2022 N 02-09/22, административному истцу рекомендовано направить обращение в адрес Главы города Челябинска о рассмотрении возможности внесения изменений в Генеральный план в части исключения отображения сведений о нормативной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в поселке Новосинеглазово г. Челябинска (Т. 1. л.д. 26 - 27).
Ответом Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска от 09.06.2022 административному истцу указано на нецелесообразность внесения изменений в Генеральный план в части исключения отображения сведений о нормативной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в поселке Новосинеглазово г. Челябинска (Т. 1. л.д. 31).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административный истец вопреки доводам представителя административного ответчика и заинтересованного лица является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку расположение земельного участка в границах санитарно-защитной зоны нарушает права и законные интересы ООО "Газпромнефть-Терминал" на его использование и реализацию инвестиционной программы.
На основании части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ)
В силу пункта 1 статьи 23 Устава города Челябинска (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) Челябинская городская Дума является представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Челябинск и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 25 Устава города Челябинска к полномочиям Челябинской городской Думы относится утверждение генерального плана города Челябинска, правил землепользования и застройки города Челябинска.
Постановлением Главы города Челябинска от 17.07.2019 N 382-п назначены публичные слушания по проекту Генерального плана.
Вышеуказанное постановление опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 19.07.2019.
Согласно протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана публичные слушания признаны состоявшимися.
Заключение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 20.09.2019.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Регламента Челябинской городской Думы, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 20.01.2015 N 5/1 (далее по тексту - Регламент), заседания городской Думы правомочны (кворум), если в них участвуют не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы.
Согласно пункту 1 статьи 85 Регламента решения городской Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено федеральными законами, Уставом города или настоящим Регламентом.
Как следует из протокола двадцать пятого заседания Челябинской городской Думы от 21.12.2021, на заседании присутствовало 41 человек из 49 избранных депутатов городской Думы.
На заседании обсуждался вопрос "Об утверждении Генерального плана г. Челябинска". "За" проголосовали - 41 человек, против - 0, воздержались - 0.
21.12.2021 Челябинской городской Думой принято решение N 25/4 об утверждении Генерального плана.
Вышеуказанное решение Челябинской городской Думы опубликовано на сайт сетевого издания "Официальный вестник Челябинской городской Думы" http://www.smichelduma.ru 29.12.2021 и в газете "Вечерний Челябинск" от 29.12.2021, выпуск N 98.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение Челябинской городской Думы от 21.12.2021 N 25/4 "Об утверждении Генерального плана города Челябинска" принято представительным органом в соответствии с имеющимися полномочиями в установленной форме с соблюдением процедуры принятия, включая проведение публичных слушаний и опубликования.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).
Как указано в части 3 статьи 4 ГрК РФ, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, предусмотрено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее также - Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).
СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 сибиреязвенные скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (в редакции, действующей на момент принятия Генерального плана), решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию.
В силу пункта 25 указанных Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом принадлежащий административному истцу на праве субаренды земельный участок находится в границах нормативной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Челябинской области от 11.04.2022 с исх. N 05-21/2365-2022 решение об установлении санитарно-защитной зоны для объекта 1 класса опасности сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в п. Новосинеглазово в г. Челябинске, Роспотребнадзором не принималось.
Сведения о санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается ответом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области от 21.04.2022.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных нормативных правовых актов санитарно-защитная зона скотомогильника не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.
В судебном заседании указанные обстоятельства представителем Челябинской городской Думы не оспаривались.
Между тем, ни Федеральный закон N 131-ФЗ, ни Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик вышел за пределы своей компетенции, установив в Генеральном плане нормативную санитарно-защитную зону сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, в размере 1000 м, что захватывает территорию земельного участка административного истца с кадастровым номером N
Установление органом местного самоуправления не утвержденной в установленном законом порядке санитарно-защитной зоны противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, произведенное в отсутствие правовых оснований отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования зон с особыми условиями территории подлежит признанию не действующим в целом в отношении такого источника воздействия (данная правовая позиция изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2019 N 46-АПА19-25).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий в составе материалов по обоснованию нормативной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что Генеральный план применялся до вынесения настоящего решения суда, решение Челябинской городской Думы от 21.12.2021 N 25/4 в оспариваемой части следует признать не действующим со дня вступления в силу настоящего решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ, решением Челябинской городской Думы от 17.12.2019 N 5/26 "О порядке опубликования (размещения) муниципальных правовых актов города Челябинска" решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Вечерний Челябинск" и сетевом издании "Официальный вестник Челябинской городской Думы" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 21.12.2021 N 25/4, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий в составе материалов по обоснованию нормативной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
Возложить на Челябинскую городскую Думу обязанность опубликовать решение суда либо сообщение о принятии настоящего решения в газете "Вечерний Челябинск" и на сайте сетевого издания "Официальный вестник Челябинской городской Думы" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2022.
Председательствующий |
Л.А. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 26 августа 2022 г. по делу N 3а-209/2022 Ключевые темы: зона с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника
Текст решения опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 21 октября 2022 г. N 78 (сообщение)