Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МОиН РА
от 11.11.2022 г. N 2020
Аналитическая справка
по результатам мониторинга эффективности системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Республики Адыгея
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) от 04.07.2022 г. N 1336 "Об утверждении плана работы по организации и сопровождению самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в 2022 - 2023 учебном году" (далее - План работы), положением о мониторинге эффективности системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, утвержденным приказом Министерства от 01.07.2022 г. N 1326, в целях организации планомерной работы по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся, анализа работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организациях Министерством проведен мониторинг эффективности системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Республики Адыгея (далее - Мониторинг) в период с 22 сентября по 14 октября 2022 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 1 июля 2022 г. N 1326" имеется в виду "от 4 июля 2022 г. N 1333"
Цель данного мониторинга - организация системной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с их желаниями и способностями, ответственному и осознанному профессиональному выбору с учётом актуального состояния и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в Республике Адыгея.
Задачи мониторинга:
- определение качества условий осуществления работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Адыгея;
- выявление факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Адыгея;
- обеспечение открытости и доступности информации о системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, количественных и качественных результатов мониторинга;
- подготовка адресных рекомендаций, направленных на повышение эффективности профориентационной работы в общеобразовательных организациях Республики Адыгея.
В мониторинге использовались информационно-аналитические данные, полученные от руководителей муниципальных органов управления образованием Республики Адыгея, руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству.
В ходе мониторинга была проанализирована деятельность 133 общеобразовательных организаций Республики Адыгея по следующим направлениям: организация планомерной работы по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, раннее определение профессиональных запросов обучающихся, обеспечение равных возможностей для профессионального развития обучающихся с ОВЗ, повышение качества оказываемых учащимся профориентационных услуг, увеличение охвата учащихся (в том числе с ОВЗ) конкурсным движением профессиональной направленности
В соответствии с Планом работы по организации и сопровождению самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в 2022 - 2023 учебном году был проведен анализ результатов мониторинга по перечисленным выше критериям.
Проведенный мониторинг показывает, что практически во всех общеобразовательных организациях (ОО) организована работа по профессиональной ориентации учащихся. Из 133 школ в 127 (95%) разработаны планы, дорожные карты по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, а в 99 (74%) - на уровне среднего общего образования. Наиболее низкие значения показателя характерны для Красногвардейского (69%), Шовгеновского (67%) и Теучежского районов (75%) и города Майкопа (59%). При этом, если в сельских районах это связано с тем, что не во всех школах ведется образовательная деятельность на уровне среднего общего образования, то в городе просто профориентационная работа носит несистемный характер. Только 76% ОО корректируют свои планы и дорожные карты по итогам анализа эффективности их реализации. Наиболее низкие показатели снова показали Красногвардейский (31%), Шовгеновский (42%) районы и Майкопский район (55%).
Для полной и качественной реализации планов и дорожных карт по профессиональной ориентации обучающихся решающее значение имеет правильная организация профориентационной работы, в том числе кадровое обеспечение. К сожалению, не во всех ОО имеются назначенные специалисты, на которых возложены обязанности по организации профориентации в школе. Если большинстве муниципальных образований практически во всех школах есть такие специалисты, то в Кошехабльском районе они имеются только в 62% школ, а в Красногвардейском - 38%!
Определение профессиональных предпочтений (тестирование, диагностика и т.д.) и сопровождение в профессиональном самоопределении проводится в большинстве ОО. Результаты по данному направлению оценивания в целом совпадают с количеством и составом школ, в которых разработаны планы работы и дорожные карты по профессиональной ориентации обучающихся. На уровне основного общего образования показатель в среднем по республике составляет 95%, а на уровне основного общего образования - 73%. Если на уровне среднего общего образования хуже данная работа организована снова в Шовгеновском (67%) и Красногвардейском районе (50%) и городе Майкопе, то на уровне основного общего образования худшие показатели в школах Майкопского района (82%).
Кроме использования собственных ресурсов для выявления профессиональных предпочтений обучающихся, некоторые школы выстраивают взаимодействие с организациями, осуществляющими оказание профориентационных услуг (в части диагностики и сопровождения) на основании заключенных договоров. К сожалению, данная форма работы, позволяющая оказывать школьникам заметную помощь в профессиональном самоопределении за счет привлечения специалистов, используется недостаточно активно. В целом наблюдается отсутствие выстроенной системы взаимодействия общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными организациями, учреждениями/предприятиями, работодателями, по реализации профориентационной работы. Только 22 ОО (16%) организовали такое взаимодействие. Данная работа организована в городах Майкоп (22%) и Адыгейск (100%), Кошехабльском (38%), Красногвардейском (13%), Майкопском (18%) районах и в двух, расположенных на территории Майкопа, ОО, подведомственных Министерству - Адыгейской республиканской гимназии и Школе-интернате для детей с нарушениями слуха и зрения. В остальных 4 муниципальных районах данная работа не ведется, при том, что инфраструктура в виде районных служб занятости имеется во всех муниципалитетах. Очевидно, что и школы города Майкопа используют свои возможности явно недостаточно.
Следует отметить, что в большинстве ОО работа по профессиональной ориентации ведется не только в рамках внеклассных мероприятий, но программы профориентационной направленности реализуются и в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования на уровне как основного общего, так и среднего общего образования. На уровне основного общего образования в 87% ОО, при этом процент достаточно высок практически во всех муниципалитета, но в Теучежском районе такая практика отсутствует полностью. Аналогичная, но несколько хуже, ситуация складывается и на уровне среднего общего образования. В среднем показатель по республике составляет 62% (от 31% в Красногвардейском районе и 59% в городе Майкопе до 92% в Кошехабльском районе и 100% в городе Адыгейске. В то же время в Теучежском районе и в данном случае ни в одной из школ района профориентационная работа в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования не ведется.
В то же время недостаточно используется практикоориентированный подход при проведении профориентационной работы. Только 34 ОО (26%) взаимодействуют с профессиональными организациями, организациями высшего образования, хозяйствующими субъектами (работодателями). Обращает на себя внимание недостаточность работы в данном направлении в городе Майкопе (6 школ - 22%), на территории которого расположены 8 профессиональных организации, 2 организации высшего образования и большое число предприятий и организаций, Красногвардейского (0 школ), Тахтамукайского (0 школ), Шовгеновского (2 школы) районов. В то же время в городе Адыгейске (5 школ - 100%) и Теучежском районе (11 школ - 92%) работа в данном направлении активно ведется при полном отсутствии на своей территории профессиональных образовательных организаций и ВУЗов.
В Республике Адыгея в 25 ОО (19%), реализующих программы среднего общего образования, в которых имеются профильные классы и/или классы с углубленным изучением отдельных предметов. Они имеются практически во всех муниципальных образованиях, за исключением Шовгеновского и Теучежского районов, где за преобладают школы с небольшим количеством обучающихся и значительна доля школ, не реализующих программы среднего общего образования, и города Адыгейска. Наибольшее число таких ОО в городе Майкопе (6 ОО - 22%), Тахтамукайском (7 ОО - 32%) и Майкопском (6 ОО - 55%) за счет урбанизованности Майкопа и Тахтамукайского района и объединения в укрупненные образовательные центры образовательных организаций Майкопского района.
Углубленное изучение отдельных предметов организовано на уровне основного общего образования только в городе Майкопе и Гиагинском районе. Из 458 девятиклассников, окончивших данные классы, 289 человека (63%) продолжили обучение в 10 классе соответствующего профиля, что является достаточно высоким показателем.
Еще выше оказался показатель выбора предметов для итоговой аттестации за курс среднего общего образования среди обучающихся профильных 11-х классов. В целом 572 человека из 670 (85%) выбрали для сдачи хотя бы 1 профильный предмет. Результаты колеблются от 13% (1 выпускник из 8) в Кошехабльском районе, что говорит о неправильном определении профиля обучения, которое, очевидно, произошло без учета интересов обучающихся, исключительно ориентируясь на технические и кадровые возможности школы и на решение администрации ОО, до 92% в школах Майкопского района, за счет реорганизации образовательных организаций в укрупненные образовательные центры, и Адыгейской республиканской гимназии.
Особое значение помощь в профессиональном самоопределении имеет для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение данного показателя напрямую зависит от количества детей с ОВЗ обучающихся в школе. Но, к сожалению, во многих школах на уровне основного общего образования принимается ошибочное решение проводить профориентационную работу с данной категорией обучающихся только в выпускном классе. В связи с этим доля школ, реализующих профориентационные мероприятия (вовлекающих в участие) для обучающихся с ОВЗ (при их наличии) на уровне основного общего образования составляет 53% (71 ОО) и не в полной мере соответствует количеству детей с ОВЗ, обучающихся на уровне основного общего образования. Особенно это выражено в Теучежском районе (0 школ - 0%) и городе Майкопе (1 школа - 4%), тогда как в других муниципалитетах этот показатель превышает 60%, а в ОО, подведомственных Министерству он достигает 100%. На уровне среднего общего образования количество и доля школ, реализующих профориентационные мероприятия (вовлекающих в участие) для обучающихся с ОВЗ (при их наличии) ниже 35 ОО (26%), но охват детей с ОВЗ профориентационными мероприятиями значительно выше в связи с двухлетним периодом обучения на данном уровне и завершением большинством детей с ОВЗ обучения в школе на уровне основного общего образования. При этом в крупнейшем по числу обучающихся муниципалитете - городе Майкопе данный показатель неоправданно низок - 1 ОО (4%), в то время как во втором по числу обучающихся муниципалитете - Тахтамукайском районе он достигает 17 ОО (77%).
В то же время из 44 учащихся школ республики, принявших участие в чемпионате для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", 18 человек (40,9%) обучаются в школах города Майкопа, что еще раз подтверждает острую востребованность на профориентационную работу с такими учащимися в ОО города Майкопа. Кроме того, в чемпионате принял участие 1 ребенок из Майкопского района и 25 и двух специализированных ОО, подведомственных Министерству - ГКОУ РА "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушением слуха и зрения" (22 участника) и ГКОУ РА "Школа-интернат для детей с ОВЗ и детей-сирот" (3 участника).
Кроме работы, организуемой и проводимой самими образовательными организациями, большой вклад в профессиональное самоопределение детей вносит участие учащихся в проектах ранней профессиональной ориентации "Билет в будущее", "Проектория". В целом школы республики являются активными участниками данных проектов. 124 из 133 ОО (93%) принимают в них участие. В большинстве муниципалитетов доля школ-участниц достигает 100%. Исключением являются Майкопский район (8 ОО - 73%), Кошехабльский район (10 ОО - 77%), город Майкоп (26 ОО - 96%).
Рекомендации:
1. Муниципальным органам управления образованием на основании результатов мониторинга, довести до каждой ОО информацию о выявленных недостатках и проконтролировать их устранение до проведения второго этапа мониторинга в декабре 2022 года. Обеспечить системность профориентационной работы на уровне муниципалитетов.
2. Руководителям общеобразовательных организаций:
2.1. Разработать планы, дорожные карты по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования и среднего общего образования общеобразовательным организациям города Майкопа и Майкопского района.
2.2. Осуществлять своевременную корректировку планов, дорожных карт по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Гиагинского, Кошехабльского, Красногвардейского, Майкопского, Шовгеновского районов, ГКОУ РА "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушением слуха и зрения".
2.3. Определить ответственных в общеобразовательных организациях за ведение работы по профессиональной ориентации учащихся в Кошехабльском, Красногвардейском, Тахтамукайском, Теучежском, Майкопском, Гиагинском районах, ГКОУ РА "Школа-интернат для детей с ОВЗ и детей-сирот".
2.4. Включить в число мероприятий по профессиональной ориентации определение профессиональных предпочтений (тестирование, диагностика и т.д.) и сопровождение в профессиональном самоопределении в школах города Майкопа, Красногвардейского, Шовгеновского и Майкопского районов.
2.5. Использовать возможности взаимодействия с организациями, осуществляющими оказание профориентационных услуг (в части диагностики и сопровождения) на основании заключенных договоров образовательным организациям города Майкопа, Красногвардейского, Тахтамукайского, Теучежского, Шовгеновского, Гиагинского районов.
2.6. Включить во внеурочную деятельность и дополнительное образование на 2023 - 2024 учебный год программы профориентационной направленности в школах города Майкопа, Красногвардейского, Теучежского, Майкопского районов.
2.7. Шире использовать возможности партнерства с профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования, работодателями при проведении профориентационной работы общеобразовательным организациям города Майкопа, Красногвардейского, Тахтамукайского, Шовгеновского, Гиагинского районов. Рассмотреть возможность обобщения и передачи эффективного опыта работы по данному вопросу школ города Адыгейска и Теучежского района.
2.8. При организации профильного обучения и углубленного изучения отдельных предметов учитывать не только материально-технический и кадровый потенциал, но и потребности рынка труда и запросы обучающихся.
2.9. Организовывать работу и охватывать профориентационными мероприятиями обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования, начиная с 5 класса. В городе Майкопе обеспечить вовлечение в профориентационные мероприятия всех учащихся с ОВЗ, обучающихся в школах муниципалитета, систематизировать работу с данной категорией учащихся.
2.10. Обеспечить реализацию проектов "Билет в будущее" и "Проектория" во всех общеобразовательных организациях города Майкопа, Майкопского и Кошехабльского районов.
2.11. Провести устранение замечаний до повторного мониторинга в декабре 2022 года.
3. Государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" включить в план курсовой подготовки на 2023 года курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных организаций по вопросам самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 11 ноября 2022 г. N 2020 "О результатах мониторинга эффективности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.