Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу социально-
экономического развития города
Севастополя на 2023 год
и на плановый период
2024 и 2025 годов, одобренному
постановлением Правительства Севастополя
от 15 ноября 2022 года N 571-ПП
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗC, данных, представляемых участниками разработки прогноза, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города Севастополя.
В прогнозе учтены уточненные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2022 г. (протокол N 31, часть II), макроэкономические показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2021 год и январь - сентябрь 2022 г.
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, как и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, разработан в базовом и консервативном вариантах. В базовом (основном) варианте учтены более позитивные, чем ожидалось ранее, экономические итоги второго квартала текущего года, замедление инфляции на потребительском рынке при ужесточающихся санкционных ограничениях, отказе иностранных партнеров от сотрудничества с Россией, потере ряда экспортных рынков и ограниченных возможностях переориентации поставок. Консервативный вариант предполагает более глубокий спад экономики в 2022 году в современных условиях.
При разработке прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов использовались данные Крымстата, Росстата, исполнительных органов города Севастополя, основные параметры государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - государственная программа N 63), региональных проектов и государственных программ города Севастополя.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городе Севастополе за 2021 год
Население. Численность постоянного населения увеличилась на 37,8 тыс. человек.
Промышленность. По сравнению с 2020 годом индекс промышленного производства увеличился на 24,7%.
Сельское хозяйство. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2020 году составил 95,2%.
Строительство. Выполнено строительных работ в сопоставимых ценах на 37,7% больше, чем в 2020 году.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли по сравнению с 2020 годом в сопоставимых ценах увеличился на 32,0%, объем платных услуг, оказанных населению, - на 25,0%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2021 г. к декабрю 2020 г. - 110,1%.
Инвестиции в основной капитал. Предприятиями и организациями (включая всех хозяйствующих субъектов с учетом досчета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал в 1,5 раза больше, чем в 2020 году.
Рынок труда. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению с 2020 годом уменьшилась в 2,5 раза.
Заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2020 годом увеличилась на 10,6%.
Оценка факторов и ограничений экономического роста на 2023 - 2025 годы
Севастопольская экономика с 2014 года находится в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применяемых к Российской Федерации, в частности к городу Севастополю, санкций со стороны иностранных государств.
В первые месяцы текущего года экономика развивалась в основном с положительной динамикой, как и в 2021 году.
В дальнейшем изменение внешних и внутренних условий ее функционирования оказало влияние на экономические процессы, происходящие в городе Севастополе.
Максимум инфляции пришелся на апрель - май (119,3% и 118,7% соответственно), с июня индекс потребительских цен стал постепенно снижаться. Начиная с апреля снижается оборот розничной торговли (за январь - сентябрь 2022 г. по сравнению с январем - сентябрем 2021 г. - на 10,2%).
Однако предпринятые меры по стабилизации экономики, поддержка населения и предпринимательства позволили избежать "обвала" экономики. В целом за прошедший период 2022 года объемы промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, других отраслей растут. Благодаря этому улучшилась ситуация на рынке труда, снизилась безработица. Ожидается, что экономика города Севастополя в целом сохранит достигнутые в 2021 году позиции.
Население
В соответствии с предварительными итогами Всероссийской переписи населения численность постоянного населения на дату переписи 01.10.2021 достигла 547,8 тыс. человек, что на 7,4% больше, чем на 01.01.2021. Численность населения города Севастополя по расчетам в среднегодовом исчислении за 2021 год составила 528,9 тыс. человек, что на 10,3% больше, чем в предыдущем году.
Ожидается, что среднегодовая численность населения в 2025 году составит 580,6 тыс. человек благодаря повышению продолжительности жизни, миграционному приросту, что будет связано с выравниванием социально-экономического положения города Севастополя и других регионов.
Достижение к 2025 году целей, направленных на улучшение благосостояния семей и увеличение продолжительности жизни граждан, будет обеспечено за счет применения мер финансовой поддержки при рождении детей, создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, популяризации здорового образа жизни, активного долголетия и повышения качества жизни пожилых граждан, занятия физической культурой и спортом.
Валовой региональный продукт
Прогноз объема валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города
Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития. Реальный сектор экономики региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
Объем ВРП по городу Севастополю за 2020 год в текущих основных ценах по первой оценке Росстата составил 141 617,9 млн руб., что на 2,5% меньше, чем в 2019 году.
В его структуре наибольшая доля приходится на следующие виды экономической деятельности:
28,9% - деятельность по операциям с недвижимым имуществом (на 2,9 процентных пункта больше по сравнению с 2019 годом);
17,1% - государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (на 0,6 процентных пункта больше);
10,4% - торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (на 2,1 процентных пункта меньше);
6,0% - деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (на 0,9 процентных пункта больше);
5,8% - обрабатывающие производства (на 0,4 процентных пункта больше).
Объем ВРП за 2021 год оценивается в размере 165 314,8 млн руб. при индексе физического объема 100,2% к предыдущему году благодаря увеличению промышленного производства на 24,7%, объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", на 37,7%, оборота розничной торговли на 32,0% при сокращении объемов продукции сельского хозяйства на 4,8%.
На 2022 год ВРП прогнозируется в объеме 186 588,9 млн руб. со снижением на 3,2% по сравнению с 2021 годом, что обусловлено ожидаемым сокращением оборота розничной торговли на 9,3%, действующими импортными и экспортными ограничениями, а также большой неопределенностью относительно среднесрочных тенденций в экономике региона.
В 2023 году ВРП предварительно оценивается в размере 200 413,6 млн руб. (по консервативному варианту) и 202938,5 млн руб. (по базовому варианту). Ожидается, что к уровню предыдущего года восстановительный рост составит 2,1-2,8%.
Рост удельного веса инвестиций в основной капитал в ВРП до 2025 года будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне за счет:
- привлечения внебюджетных средств во все отрасли экономики и обеспечения их эффективного использования;
- технологической модернизации и создания новых промышленных производств, расширения финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- запуска и реализации инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- развития строительного комплекса и реализации мероприятий федеральных целевых программ, государственной программы N 63, обеспечения полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Ожидается, что с учетом реализации мероприятий государственной программы N 63 и приоритетных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, туризме, информационных технологиях инвестиционная составляющая в ВРП сложится в размере не менее 30,0%.
ВРП в 2024 году прогнозируется в размере 218,6-223,5 млрд руб., в 2025 году - 248,5-252,8 млрд руб. К уровню предыдущего года рост показателя составит от 5,0 до 9,8%.
Промышленное производство
В 2021 году индекс промышленного производства составил 124,7% по сравнению с 2020 годом. В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 42,3%, в отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - на 10,7%, отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - снизилось на 6,8%.
Объем обрабатывающих производств увеличился благодаря росту производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, в 4,9 раза, судостроения и судоремонта - в 1,5 и 1,8 раза соответственно, производства электрического оборудования - на 15,5%, пищевых продуктов - на 5,9% и др.
С учетом роста объемов производства за январь - сентябрь текущего года, принимая во внимание существующую перспективу работы основных промышленных предприятий, оценка индекса промышленного производства в 2022 году составила 112,6%. Предполагается, что в условиях стабилизации экономики в целом производство сохранит положительную динамику с ежегодным ростом: в 2023 году - на 6,9-7,4%, в 2024 году - на 7,3-7,6%, в 2025 году - на 7,6-7,9%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве города Севастополя в 2021 году составил 35 457,9 млн руб. (в 2020 году - 29 028,3 млн руб.). В 2022 году в условиях постепенной стабилизации экономики отгрузка увеличится до 45,1 млрд руб., в 2023 году - 54,8-55,1 млрд руб., в 2025 году - 67,9-68,6 млрд руб.
Сельское хозяйство
В 2021 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2020 годом уменьшилось на 4,8%, что связано с отсутствием достаточного количества осадков, сокращением поголовья скота. Индекс производства продукции растениеводства составил 94,9%, индекс производства продукции животноводства - 99,0%.
Природно-климатические условия обусловили выбор в качестве приоритетного направления развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В 2021 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 1 227,0 т в весе после доработки, что в 2,0 раза больше, чем в 2020 году. Валовой сбор плодов и ягод относительно 2020 года сократился на 1,2%, винограда - на 18,5%.
В 2022 году прогнозируется рост объема производства продукции растениеводства по сравнению с 2021 годом на 3,7%. В 2022 - 2025 годах планируется увеличить валовой сбор винограда, плодов семечковых и косточковых культур, ягодных культур, овощей открытого и закрытого грунта на 3,1-4,2% к предыдущему году. Площади земель сельскохозяйственного назначения, занятые под многолетними насаждениями и виноградниками, в 2022 году планируется увеличить на 300 га.
Увеличение с 2022 года производства продукции животноводства обусловлено появлением новых фермерских хозяйств, осуществляющих деятельность в сфере мясного и молочного животноводства.
В условиях сокращения импортной продукции животноводства и замещения ее отечественной в 2022 - 2025 годах прогнозируется рост объема производства продукции животноводства на 2,0-3,7%.
Строительство
Всеми хозяйствующими субъектами в 2021 году выполнено строительных работ на сумму 20 857,8 млн руб., что на 37,7% больше, чем в 2020 году. В эксплуатацию введено 3 500 зданий, жилых помещений в нежилых зданиях и жилых домов общей площадью 518,0 тыс. кв. м.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры предусмотрены государственной программой N 63, 11 государственными программами города Севастополя. В том числе в текущем году реконструированы стадион "Горняк" и здание филиала Санкт-Петербургского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации, осуществлено канализование улицы Декабристов, также планируется:
- в 2022 году газификация шести сел, строительство газопровода к жилым домам по семи адресам, реконструкция семи объектов водопровода и канализации, строительство и реконструкция двух объектов теплоснабжения, строительство антенно-мачтовых сооружений и модернизация существующего оборудования, строительство подстанции N 10 ГБУЗС "Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф", шести детских садов и школы, трех физкультурно-оздоровительных комплексов, пожарного депо, ветеринарной лечебницы (комплекса);
- в рамках государственной программы "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25.12.2021 N 706-ПП:
в 2023 году завершение строительства пяти газопроводов в сельской местности, системы канализации для приема стоков от жилого дома и объектов войсковой части, трех газовых модульных котельных, реконструкции четырех котельных и четырех центральных тепловых пунктов, реконструкция трех водоводов и аварийного водопровода, начало строительства сетей водопровода на мысе Фиолент;
в 2023 - 2025 годах строительство канализационных очистных сооружений "Южные", локальных очистных сооружений поверхностного стока N 4 с глубоководным выпуском в районе бухты Карантинной, магистральных коллекторов для сбора и отвода ливневых стоков и сетей ливневой канализации в районе Артиллерийской бухты;
в 2024 году строительство 12 газопроводов в сельской местности, завершение строительства кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачьей и трех газопроводов, завершение реконструкции тепловых сетей в Камышовой бухте;
- в рамках государственной программы "Развитие образования в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 11.02.2022 N 35-ПП:
в 2023 году завершение строительно-монтажных работ по двум детским садам, четырем школам;
в 2024 году завершение строительно-монтажных работ по детскому саду в Балаклавском районе, начало строительно-монтажных работ с завершением в 2025 году по начальной школе - детскому саду в селе Гончарном;
в 2025 году завершение строительства художественной школы;
- в рамках государственной программы "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2021 N 724-ПП:
в 2023 году строительство крытого катка с искусственным льдом в районе пересечения улицы Генерала Мельника и Лабораторного шоссе, шести физкультурно-оздоровительных комплексов;
в 2024 году строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с залом для бокса по улице Вакуленчука;
в 2025 году строительство сооружения с искусственным льдом по улице Загородная балка;
- в рамках государственной программы "Развитие культуры города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2021 N 710-ПП:
в 2023 году строительство многофункционального культурно-досугового центра в бухте Казачьей, клуба в 1-м отделении Золотой Балки, начало строительства многофункционального культурно-досугового центра на Северной стороне;
в 2024 году строительство двух клубов в сельской местности, завершение создания парка с мемориальным комплексом "Защитникам Севастополя 1941 - 1942 гг.";
в 2025 году строительство многофункционального культурно-досугового центра на Северной стороне, Севастопольского академического театра танца имени В.А. Елизарова;
- в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.12.2021 N 697-ПП:
в 2023 году строительство поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне Казачья бухта, детской поликлиники на 100 посещений в смену на Корабельной стороне, подстанции N 1 ГБУЗС "Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф";
в 2024 году завершение строительства многопрофильного лечебно-диагностического корпуса онкологического диспансера, Севастопольской больницы скорой медицинской помощи, палатного корпуса на 140 коек ГБУЗС "Городская больница N 4";
- реализация мероприятий в рамках других государственных программ.
Торговля и услуги населению
В 2021 году оборот розничной торговли составил 96 897,0 млн руб., что в сопоставимых ценах больше на 32,0%, чем в 2020 году, оборот общественного питания - 7 619,9 млн руб. (больше на 16,5%), объем платных услуг, оказанных населению, - 47 213,1 млн руб. (больше на 25,0%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2021 году по отношению к 2020 году составил 108,2%, в том числе на продовольственные товары - 111,8%, непродовольственные товары - 105,2%, услуги - 105,0%.
В прошедшем краткосрочном периоде экономические условия значительно изменились, индекс потребительских цен за январь - сентябрь 2022 г. к сопоставимому периоду 2021 года составил 115,4%. Ожидается, что до конца 2022 года в условиях импортных ограничений и продолжающейся перестройки производственно-логистических цепочек индекс потребительских цен увеличится до 116,5%.
Основной вклад в инфляцию будет вносить рост цен на продовольственные и непродовольственные товары.
Ежегодное плановое увеличение тарифов на коммунальные услуги произошло с 1 июля, что является общероссийской нормой, определенной законодательством в сфере тарифного регулирования. Для города Севастополя Правительством Российской Федерации утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, который составляет 6,2% с 01.07.2022. Это означает, что совокупная плата граждан за коммунальные услуги во втором полугодии 2022 г. не должна быть выше платы, вносимой в декабре 2021 г., более чем на 6,2% при сопоставимом объеме потребления коммунальных услуг. Следующая индексация совокупного платежа граждан за коммунальные услуги произойдет с 01.12.2022 и составит 9%. Установленные и введенные в действие с 01.12.2022 размеры цен (тарифов) на коммунальные услуги будут действовать до 01.07.2024.
Внешнеэкономическая деятельность
Жесткие финансово-экономические санкции, примененные к Российской Федерации США и странами Европейского Союза в 2022 году, оказали существенное отрицательное влияние на внешнеэкономическую деятельность севастопольских предприятий. В таких условиях при изменении маршрутов транспортных перевозок, сокращении внутреннего спроса в 2022 году прогнозируется сокращение экспортно-импортных операций в три раза. В 2023 - 2024 годах продолжится сокращение экспорта (по базовому варианту), с 2025 года ожидается небольшой рост. По консервативному варианту рост экспорта не прогнозируется.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия, и самозанятые граждане
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на 10.01.2022 в городе Севастополе было зарегистрировано 23 805 субъектов МСП (в том числе 7 667 юридических лиц), что на 2,2% больше по сравнению с 10.01.2021. Из общего количества зарегистрированных предприятий 93,8% составляют микропредприятия.
С целью создания благоприятных условий для развития бизнеса субъектов МСП и защиты их от внешних негативных факторов в новых экономических условиях предпринимаются меры, направленные на развитие системы государственной поддержки, улучшение инвестиционного климата, упрощение процедур при выдаче разрешительных документов, лицензий, проектной документации, получении права на покупку (аренду) земли и помещения и так далее, предоставление финансовой поддержки совместно с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
Основными мерами поддержки субъектов МСП являются финансовая поддержка в виде выдачи микрозаймов и поручительств под банковские кредиты, грантов молодежному предпринимательству и субъектам МСП, созданным социальными предпринимателями и физическими лицами до 25 лет, информационно-консультационная поддержка в виде обучающих мероприятий, выставочно-ярмарочных и массовых мероприятий, имущественная поддержка, поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП и субъектов МСП, входящих в рыбопромышленный и агропромышленный кластеры.
В 2022 году наблюдается рост количества самозанятых граждан, при этом число индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства - юридических лиц сокращается. Учитывая условия развития экономики в текущем году, возможно снижение числа субъектов МСП на 2,1%. В 2023 - 2025 годах рост количества субъектов МСП восстановится (на 0,3-1,3% ежегодно). Среднесписочная численность их работников будет увеличиваться на 0,3-1,5%, оборот предприятий - на 0,3-1,3%.
Инвестиции
В январе - декабре 2021 г. по первой квартальной оценке Росстата использовано 40 239,0 млн руб. инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах по полному кругу хозяйствующих субъектов, что в 1,5 раза больше, чем в сопоставимом периоде 2020 года.
Основные объемы инвестиций были направлены в государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 45,9%; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 13,6%; образование - 11,5%; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 4,5%; водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 4,2%.
Основным источником финансирования инвестиций явились привлеченные средства - 74,8%, в том числе бюджетные средства - 71,7% (средства федерального бюджета - 59,1%, бюджетов субъектов - 12,5%, местных бюджетов - 0,1%). Собственные средства хозяйствующих субъектов составили 25,2%, средства из других источников - 3,1%.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион в 2014 - 2021 годах осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, а с 2022 года - согласно федеральному проекту "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках государственной программы N 63, государственным программам города Севастополя. При разработке данного прогноза учтены итоги их реализации за 2020 и 2021 годы и январь - сентябрь 2022 г.
В рамках названной федеральной целевой программы за 2021 год введены в эксплуатацию 19 объектов, в том числе шесть объектов газификации, четыре объекта теплоснабжения, два канализационных объекта, два физкультурных объекта, два детских сада, берегозащитная дамба на реке Каче, подстанция N 2 ГБУЗС "Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф", ветеринарная лечебница. Завершены строительно-монтажные работы и обеспечена 100% строительная готовность объекта "Реконструкция региональной автомобильной дороги Севастополь - порт Камышовая бухта, г. Севастополь", который введен в эксплуатацию в январе 2022 г.
Объем финансирования капитальных вложений по государственной программе N 63 на 2022 год составит 25,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 24,0 млрд руб., средств субъекта Российской Федерации - 1,3 млрд руб.
К вводу в эксплуатацию в 2022 году предусмотрено 35 объектов капитального строительства, в том числе 10 объектов газоснабжения, три объекта водоснабжения, три объекта водоотведения, два объекта теплоснабжения, три дорожных объекта, объект здравоохранения, пять объектов дошкольного образования, три объекта общего образования, два объекта спорта, пожарное депо, ветеринарная лечебница. Предусмотрено также строительство антенно-мачтовых сооружений, завершение реставрации музея им. М.П. Крошицкого, разработки технико-экономического обоснования строительства служебного жилья, реконструкции гражданского сектора аэропорта Бельбек (взнос в уставный капитал АО "Международный аэропорт "Симферополь").
В 2023 году на реализацию 49 мероприятий (46 объектов капитального строительства и три мероприятия по направлению "прочие нужды") предусмотрено 20,5 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 19,4 млрд руб., средств бюджета субъекта - 1,0 млрд руб.
В 2024 году на реализацию 20 мероприятий (19 объектов капитального строительства и одно мероприятие по направлению "прочие нужды") предусмотрено 22,2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 21,1 млрд руб., средств бюджета субъекта - 1,1 млрд руб.
В 2025 году на реализацию 12 мероприятий (11 объектов капитального строительства и одно мероприятие по направлению "прочие нужды") предусмотрено 24,1 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 22,4 млрд руб., средств бюджета субъекта - 1,7 млрд руб.
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций является функционирование свободной экономической зоны (далее - СЭЗ). Статус участника СЭЗ на 01.01.2022 имели 356 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. За время функционирования СЭЗ общий объем фактически вложенных капитальных вложений составил 11,7 млрд руб., превысив плановый объем в 1,7 раза. Участниками СЭЗ создано 13,7 тыс. рабочих мест.
Привлечению инвестиций в город Севастополь способствует реализация инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются:
- приоритетный проект "Развитие Балаклавы" (комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты города Севастополя в качестве международного центра туризма). Инициатор - Правительство Севастополя по поручению Президента Российской Федерации от 13.10.2016 N Пр-1970ГС. Срок реализации - 2016 - 2030 годы, общий объем инвестиций
- 51,9 млрд руб., в том числе внебюджетных - 40,7 млрд руб., освоено 2.7 млрд руб.;
- проект по созданию культурного кластера в городе Севастополе, реализуемый по поручению Президента Российской Федерации. Предусмотрено строительство культурно-образовательного и музейного комплексов, театра оперы и балета, хореографического училища, музея героической обороны Севастополя (Пантеон славы защитников Севастополя) и Российской художественной галереи. Общий объем инвестиций составит более 40 млрд руб., срок реализации - 2022 - 2030 годы;
- проект "Создание индустриального парка в г. Севастополь". Инициатор проекта - Правительство Севастополя. Объем бюджетного финансирования - 1,5 млрд руб., внебюджетные источники - 6,0 млрд руб., срок реализации - 2017 - 2025 годы, предполагается создание 1 500 рабочих мест;
- приоритетный проект "Терруар Севастополь" (создание условий для развития сельского хозяйства и виноделия в городе Севастополе, увеличение площади виноградников на территории города Севастополя до 10 тыс. га, развитие винного туризма). Инициатор проекта - Ассоциация виноградарей и виноделов Севастополя. С 2021 года объем бюджетного финансирования составил 1,1 млн руб., внебюджетные источники - 2.8 млрд руб. Срок реализации проекта - 2018 - 2025 годы;
- инвестиционный проект "Создание ИТ-технопарка в г. Севастополе" (создание благоприятных условий для старта нового ИТ-бизнеса, развитие существующего бизнеса, создание новых рабочих мест). Инициатор проекта - ООО "ИТ Крым" (город Севастополь), срок реализации - 2018 - 2030 годы. Проект реализуется за счет частных инвестиций в объеме 3,3 млрд руб.;
- приоритетный проект города Севастополя "Создание рыбопромышленного кластера на территории города Севастополя" (развитие рыбопромышленной отрасли в городе Севастополе путем кооперации науки, бизнеса, исполнительных органов города Севастополя, обеспечение населения качественной и доступной рыбной продукцией). Якорные инвесторы - ООО "РКК "Аквамарин" (город Севастополь), АО "Концерн "Океанприбор" (город Санкт-Петербург). Срок реализации - 2020 - 2024 годы, общий объем инвестиций - 1,5 млрд руб., освоено 0,2 млрд руб., предполагается создание не менее 500 рабочих мест.
В прогнозируемом периоде привлечение инвестиций в основной капитал будет связано с вводом в действие объектов коммунальной инфраструктуры и социального значения, внедрением нового оборудования в производственный процесс.
С учетом реализации инвестиционных проектов доля внебюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал будет увеличиваться, в том числе за счет инвестиционных программ предприятий, участников СЭЗ, реализуемых инвестиционных проектов.
Денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения города Севастополя по оценке Росстата в 2021 году составили 111,1%, что на 7,8 процентных пункта больше, чем в 2020 году.
В новых экономических условиях в 2022 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 100,3%. Реализуемые меры поддержки населения и бизнеса на федеральном и региональном уровнях не позволят допустить их падения.
В 2023 году по отношению к 2022 году доходы составят 106,0-108,4%. В среднесрочной перспективе их рост сохранится (8,6-11,4% ежегодно, в основном за счет роста оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности, увеличения социальных выплат).
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2021 году составила 11 380,0 руб. в месяц, или 101,2% по отношению к 2020 году.
Изменение величины прожиточного минимума населения в силу особенностей ее исчисления зависит от динамики потребительских цен в регионе, поэтому оценка и прогноз данного показателя на 2022 - 2025 годы рассчитаны в соответствии с оценкой и прогнозом изменения потребительских цен в среднесрочном периоде. В 2025 году величина прожиточного минимума достигнет 16 217 руб.
По предварительной оценке Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2021 году составила 10,4% (в 2020 году - 11,0%).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приоритетной национальной целью социально-экономического развития Российской Федерации является сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Прогнозные значения численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения на 2023 - 2025 годы сформированы в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к концу 2025 года до 7,8% будет способствовать проводимая в стране и городе Севастополе социальная политика, направленная на обеспечение государственных пособий, выплачиваемых семьям с детьми, а также приоритетная поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, содействие занятости населения и социальная поддержка на случай безработицы, другие мероприятия.
Труд и занятость
По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, проводимых Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по городу Севастополю в среднем за 2021 год составила 231.5 тыс. человек. В составе рабочей силы 221,9 тыс. человек (95,9%) были заняты в отраслях экономики, 9,6 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали и согласно методологии Международной организации труда (МОТ) классифицировались как безработные. Уровень безработицы, рассчитываемый в соответствии с критериями МОТ, в среднем за 2021 год составил 4,2% от численности рабочей силы города Севастополя.
На 01.01.2022 на регистрационном учете в городской службе занятости с целью содействия в поиске подходящей работы состояли 783 безработных гражданина (на 01.01.2021 - 1 992 безработных гражданина). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,36% против 0,90% по состоянию на 01.01.2021.
На 01.10.2022 признаны безработными 790 человек, что на 20,8% меньше по сравнению с показателем на 01.10.2021. Уровень регистрируемой безработицы - 0,34% против 0,46%, зафиксированного на 01.10.2021.
С учетом роста численности населения и предпринимаемых мер поддержки экономики и занятости населения среднемесячная численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, в 2023 - 2025 годах составит 0,6 тыс. человек. Численность рабочей силы в 2023 году увеличится на 1,6%, в 2024 - 2025 годах - на 1,7-1,8%.
Привлечение иностранных работников не оказывает существенного влияния на рынок труда, в 2022 году их доля в общей численности занятого населения составит 1,2% (в 2021 году - 1,7%). Иностранные трудовые мигранты прибывают в город Севастополь в основном из стран Средней Азии для выполнения строительных работ на реализуемых инфраструктурных проектах.
В 2022 году ожидается, что число иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по патенту, составит 3,0 тыс. человек. Такая же их численность сохранится до 2025 года. Иностранных граждан планируется привлекать в основном в отрасли строительства, оптовой и розничной торговли, услуг населению и проч.
По данным отчетного баланса трудовых ресурсов, сформированного Крымстатом, в 2021 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали 323.6 тыс. человек (или 109,1% по отношению к 2020 году). Среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась до 205,0 тыс. человек (в 2020 году - 194,3 тыс. человек).
В основе формирования трудовых ресурсов лежат демографические и миграционные процессы, которые до 2025 года будут воздействовать на рабочую силу следующим образом:
- численность рабочей силы увеличится и достигнет 261,3 тыс. человек;
- уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, снизится с 4,1% в 2022 году до 4,0%;
- общая численность безработных, зарегистрированных по методологии МОТ, вырастет пропорционально увеличению численности населения до 10,5 тыс. человек;
- уровень регистрируемой безработицы составит 0,3%.
В 2021 году сохранился рост заработной платы, который по отношению к 2020 году составил 110,6%, среднемесячная заработная плата увеличилась с 36 300 до 40 145 руб.
Уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован в финансовой деятельности, производстве электрического оборудования, области информации и связи, электроэнергетике, государственном управлении и др.
В 2022 году благодаря принимаемым мерам поддержки, направленным на стабилизацию экономики города Севастополя в условиях ужесточения внешнего санкционного давления, прогнозируется, что заработная плата, составит 45 886 руб. В 2023 году ожидается рост по отношению к предшествующему году на 6,2-10,0%; в 2024 году - на 6,4-7,7%; в 2025 году - на 6,6-7,7% (по вариантам прогноза).
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в 2021 году составила 34 745,0 тыс. руб., что на 9,9% больше, чем в 2020 году.
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации приняты исчерпывающие меры по недопущению снижения достигнутых ранее показателей уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных "майскими" указами Президента Российской Федерации.
В 2022 году среднемесячный доход от трудовой деятельности оценивается в размере 39 339 руб., одобренном постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2021 N 563-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". На 2023 год прогнозируется рост показателя до 43 409 руб., на 2025 год - до 50 351 руб. по базовому варианту прогноза.
Тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы сохранится. К концу 2025 года прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы на 8,4-9,5%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.