Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Севастополя
от 15 ноября 2022 года N 572-ПП
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ от 07.05.2018 N 204), от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ от 21.07.2020 N 474), Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗC (далее - Стратегия), Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, налоговым законодательством города Севастополя, государственными программами города Севастополя, основными параметрами проекта прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и иными документами стратегического планирования.
Целями Основных направлений бюджетной и налоговой политики являются определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - бюджет города Севастополя на 2023 - 2025 годы), основных принципов и подходов к его формированию с учетом целей социально-экономического развития города Севастополя, дальнейшее повышение эффективности использования бюджетных средств, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика как составная часть экономической политики города Севастополя определяет стратегию действий Правительства Севастополя и органов государственной власти города Севастополя.
Параметры бюджета города Севастополя на 2023 - 2025 годы определяются с учетом преодоления внешнего санкционного воздействия, поэтапного восстановления экономики и ориентирования на достижение национальных целей развития. Бюджетное планирование основывается на базовом варианте проекта прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - прогноз социально-экономического развития города на 2023 - 2025 годы).
Увязку бюджетного и стратегического планирования обеспечивают бюджетный прогноз города Севастополя на период до 2030 года, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 22.02.2018 N 104-ПП, и Стратегия, целями которой являются: совершенствование системы управления городом Севастополем, повышение профессионализма управленческого персонала, применение позитивного опыта в сфере проведения активной социальной политики, разработки, организации и реализации долгосрочных планов и программ градостроительного характера, поддержки промышленности и предпринимательства.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2022 - 2024 годы, и направлены на укрепление доходной базы консолидированного бюджета города Севастополя, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, увеличение инвестиций в экономику, достижение национальных целей развития, основным инструментом достижения которых являются региональные проекты, реализуемые на территории города Севастополя, которые обеспечивают достижение показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Главными инструментами, которые призваны обеспечить ориентированность на достижение целей государственной политики, повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, по-прежнему будут являться государственные программы города Севастополя. В этой связи необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ города Севастополя, исходя из ожидаемых результатов, а также с учетом изменения федерального законодательства.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе их тщательной оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.
С учетом приоритетов социально-экономического развития на средне- и долгосрочный период целью бюджетной и налоговой политики города Севастополя является создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста города Севастополя, повышения качества жизни и благосостояния граждан.
В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будут реализовываться мероприятия по обеспечению открытости и прозрачности бюджета города Севастополя и бюджетного процесса для граждан. В рамках данного направления будет продолжена работа по актуализации информации о бюджетном процессе в городе Севастополе в рамках информационного ресурса "Открытый бюджет - "Бюджет для граждан".
II. Основные направления бюджетной политики города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Приоритетной задачей бюджетной политики города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - бюджетная политика) является финансовое обеспечение реализации проектов (программ) города Севастополя, направленных на достижение целевых показателей и мероприятий национальных проектов, предусмотренных Указом от 07.05.2018 N 204. Также при формировании бюджета города Севастополя на 2023 - 2025 годы в первоочередном порядке должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом от 21.07.2020 N 474.
В числе главных национальных целей развития страны на указанный период определены: сохранение численности населения, здоровье и благополучие людей, создание комфортной и безопасной среды для их жизни, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Бюджетная политика в сфере расходов должна быть направлена на безусловное исполнение всех социально значимых обязательств города Севастополя.
Среди ключевых задач бюджетной политики в сложившихся условиях следует отметить проведение оценки имеющихся ресурсов, необходимых для выполнения принятых расходных обязательств, а также реализацию новых проектов в целях повышения информационной безопасности и укрепления промышленного, технологического, продовольственного потенциала государства.
Исходя из поставленных целей и учитывая сложную экономическую ситуацию, связанную с введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении нашей страны, бюджетная политика направлена на решение следующих задач:
а) обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя на 2023 - 2025 годы как основного принципа ответственной бюджетной политики. С этой целью главным администраторам бюджетных средств необходимо обеспечить:
- формирование реалистичного прогноза поступления доходов бюджета города Севастополя;
- первоочередное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств города Севастополя;
- принятие новых расходных обязательств города Севастополя исключительно по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на основе их тщательной оценки и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения;
б) реализация новых инвестиционных проектов по строительству объектов социальной сферы, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства;
в) повышение результативности субсидий, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, обеспечение публичности отбора получателей субсидий, прозрачных четких процедур отбора (конкурса или запроса предложений) будущих получателей субсидий, измеримых результатов от использования субсидий;
г) недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по социальным обязательствам города Севастополя;
д) совершенствование межбюджетного регулирования во взаимодействии с органами местного самоуправления в городе Севастополе с целью повышения уровня финансовой самодостаточности местных бюджетов;
е) реализация мероприятий с целью создания централизованной модели ведения учета, включая процессы технологической цифровизации;
ж) реализация мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой (бюджетной) грамотности населения города Севастополя;
з) продолжение реализации практики инициативного бюджетирования в городе Севастополе в целях вовлечения граждан в решение первоочередных проблем местного значения и повышения уровня доверия к власти;
и) повышение эффективности бюджетных расходов города Севастополя.
Повышение эффективности бюджетных расходов города Севастополя и выявление дополнительных доходных источников будут способствовать финансовой устойчивости бюджета города Севастополя.
Учитывая факторы и обстоятельства, связанные с текущей экономической ситуацией, влияние отрицательных геополитических и внешнеэкономических факторов на развитие отраслей экономики и финансовый сектор, меры бюджетной политики направлены в том числе на поддержание устойчивости отраслей и секторов экономики с обеспечением возможности оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Для достижения поставленных целей при формировании бюджета города Севастополя на 2023 - 2025 годы, повышения эффективности бюджетных расходов применены следующие подходы:
- финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных расходов бюджета города;
- соблюдение условий соглашения от 02.02.2022 N 01-01-06/06-141 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов города Севастополя", заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и высшим должностным лицом города Севастополя, в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения условий соглашений о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя, заключенных между исполнительными органами города Севастополя и федеральными органами исполнительной власти;
- сохранение в 2023 - 2025 годах целевых показателей повышения оплаты труда работников в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, установленных указами Президента Российской Федерации;
- индексация оплаты труда категорий работников бюджетной сферы города Севастополя, на которых не распространяются соответствующие указы Президента Российской Федерации, на прогнозный уровень индекса потребительских цен ежегодно, с 1 октября;
- повышение уровня минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Севастополя;
- ежегодная индексация социально значимых расходов на уровень инфляции;
- увеличение численности работников учреждений, финансируемых из бюджета города Севастополя, и органов государственной власти города Севастополя только в случаях расширения функций, предоставления дополнительных полномочий, а также увеличения сети государственных учреждений города Севастополя;
- соблюдение нормативов расходов на содержание органов государственной власти города Севастополя.
- повышение качества и эффективности реализации государственных программ города Севастополя как основных инструментов интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления;
- совершенствование методов бюджетного планирования с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации в части вопросов финансового обеспечения выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
- безусловное финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств, повышение адресности предоставления мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
- осуществление мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Севастополя;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств города Севастополя за своевременное и качественное с точки зрения проведенных мероприятий и достигнутых результатов освоение бюджетных средств на основании ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Севастополя;
- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе осуществление оценки обоснованности закупок и проведение контрольных процедур;
- развитие конкурентной и прозрачной системы закупок, в том числе путем увеличения количества процедур определения поставщиков, осуществляемых путем проведения совместных закупок, увеличения доли закупок малого объема;
- цифровизация бюджетного процесса, включая повышение полноты и качества финансовой отчетности государственного сектора, развитие единого информационного контура системы управления общественными финансами города Севастополя;
- актуализация сведений о численности неработающего населения города Севастополя путем осуществления сверки исходных данных для расчета взносов на неработающее население;
- формирование в бюджете города Севастополя дорожного фонда, подлежащего использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов города Севастополя.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение принятия реалистичных бюджетов и повышение качества бюджетного планирования;
- дифференциация внутригородских муниципальных образований города Севастополя по численности проживающего населения в сфере межбюджетных отношений;
- определение четкого и стабильного разграничения расходных обязательств и доходных источников между городом Севастополем и внутригородскими муниципальными образованиями города Севастополя, обеспечивающего бюджетную сбалансированность на местном уровне, достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления финансами и возможности реализации единой финансовой политики;
- обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований города Севастополя за счет применения норматива отчислений от налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
- оказание методической поддержки органам местного самоуправления в городе Севастополе по вопросам формирования межбюджетных отношений, составления и исполнения местных бюджетов;
- осуществление ежегодного мониторинга оценки качества управления финансами во внутригородских муниципальных образованиях города Севастополя.
В целях обеспечения ответственного управления муниципальными финансами, соблюдения надлежащей финансовой дисциплины на муниципальном уровне планируется реализация следующих задач:
- обеспечение выполнения органами местного самоуправления в городе Севастополе, получающими из бюджета города Севастополя дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, обязательств, возникших из соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов внутригородских муниципальных образований города Севастополя;
- принятие мер, направленных на полное своевременное и эффективное использование межбюджетных трансфертов из бюджета города Севастополя, обеспечив достижение целевых показателей, установленных при их предоставлении;
- обеспечение сбалансированности бюджетов внутригородских муниципальных образований города Севастополя;
- развитие механизмов участия граждан в муниципальном управлении и решении вопросов социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя, основанных на местных инициативах.
Основные параметры бюджета города Севастополя на 2023 - 2025 годы формируются на основании базового варианта показателей прогноза социально-экономического развития города на 2023 - 2025 годы. В результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных указами от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, в 2023 году валовый региональный продукт (далее - ВРП) предварительно оценивается в размере 200,4 млрд руб. (по консервативному варианту) и 202,9 млрд руб. (по базовому варианту). Ожидается, что к уровню предыдущего года восстановительный рост составит 2,1-2,8%. Рост удельного веса инвестиций в основной капитал в ВРП до 2025 года будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне за счет:
- привлечения внебюджетных средств во все отрасли экономики и обеспечения их эффективного использования;
- технологической модернизации и создания новых промышленных производств, расширения финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- запуска и реализации инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- развития строительного комплекса и реализации мероприятий федеральных целевых программ, государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - государственная программа "СЭР Республики Крым и г. Севастополя"), обеспечения полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Ожидается, что с учетом реализации мероприятий государственной программы "СЭР Республики Крым и г. Севастополя" и приоритетных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, туризме, информационных технологиях инвестиционная составляющая в ВРП сложится в размере не менее 30,0%.
ВРП в 2024 году прогнозируется в размере 218,6-223,5 млрд руб., в 2025 году - 248,5-252,8 млрд руб. К уровню предыдущего года рост показателя составит от 5,0 до 9,8%.
Позитивное влияние на обеспечение устойчивости бюджетной системы города Севастополя будут оказывать реализация на территории города национальных проектов и принятые Правительством Российской Федерации решения о реализации мероприятий государственной программы "СЭР Республики Крым и г. Севастополя". Негативное влияние возможно из-за нестабильности внешнеэкономических условий.
В числе основных задач бюджетной политики сохраняется актуальность повышения качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств города Севастополя и органами государственного (муниципального) финансового контроля, а также совершенствование системы бюджетной отчетности с соответствующим техническим сопровождением и автоматизацией процессов, связанных с обеспечением своевременного и качественного формирования отчетности об исполнении как бюджета города Севастополя на 2023 - 2025 годы, так и местных бюджетов внутригородских муниципальных образований города Севастополя.
Задача по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из направлений бюджетной политики на ближайшие три года. Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
На сегодняшний день эта задача реализуется путем опубликования информации о бюджетных данных в доступной для граждан форме в средствах массовой информации, на официальном сайте Правительства Севастополя, а также на портале "Открытый бюджет города Севастополя", содержащем информацию о процессе формирования проекта бюджета города Севастополя и основных параметрах консолидированного бюджета города Севастополя, исполнении консолидированного бюджета города Севастополя, государственных программах города Севастополя и обратную связь с пользователями портала.
III. Основные направления налоговой политики города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Для обеспечения роста доходной базы бюджета города в Севастополе созданы благоприятные налоговые условия для осуществления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства.
Так, участниками свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) с 2015 по 2021 год в экономику города вложено инвестиций в сумме 11 138 млн руб., уплачено налогов в консолидированный бюджет города - 7 167 млн руб. По специальным налоговым режимам наблюдается устойчивая положительная динамика поступлений - за 2021 год темп роста поступлений относительно 2020 года составил 135%, за восемь месяцев 2022 года - 121% относительно аналогичного периода прошлого года.
В настоящее время на территории города Севастополя установлены пониженные налоговые ставки по следующим налогам:
- по налогу на прибыль организаций для участников СЭЗ - с 17% до 2% - в первые три года с даты регистрации в качестве участника СЭЗ, с 17% до 6% - с четвертого по восьмой год, с 17% до 13,5% - с девятого года, для новых участников СЭЗ с 2023 года установлены дифференцированные налоговые ставки: для приоритетных отраслей - 6%, для остальных отраслей - 13,5%;
- по специальным налоговым режимам для малого и среднего предпринимательства на период 2017 - 2022 годов - в среднем на уровне 67% от максимальных ставок, данную льготу также планируется продлить на период 2023 года;
- по упрощенной и патентной системам налогообложения в городе Севастополе с 2018 по 2025 год можно воспользоваться "налоговыми каникулами" с нулевой ставкой для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению;
- по налогу на имущество организаций - на уровне 68% от максимальной ставки, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Целями налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов являются обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя и предусмотренное Стратегией увеличение доли собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Для достижения этих целей потребуется обеспечение формирования доходной базы города Севастополя с учетом сохранения эффективных стимулирующих налоговых преференций для развития малого и среднего предпринимательства и привлечения внебюджетных инвестиций.
Необходимо обеспечить решение задач по следующим направлениям:
1. Наращивание собственных налоговых поступлений в бюджет города Севастополя за счет стимулирования внебюджетных инвестиций в экономику города Севастополя.
Действие СЭЗ на территории города Севастополя создает необходимые условия для привлечения инвестиций и развития производства.
Оценка налоговых льгот для участников СЭЗ, проведенная в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796, показала эффективность налоговых преференций за период 2015 - 2021 годов. С целью сохранения благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на инвесторов на территории города Севастополя установленные законодательством города Севастополя пониженные ставки по налогу на прибыль будут сохранены. С 2023 года устанавливается дифференцированный размер налоговых ставок для участников СЭЗ в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности для целевого стимулирования развития приоритетных отраслей в соответствии со Стратегией. В плановом периоде 2024 и 2025 годов будет осуществляться мониторинг эффективности установленных параметров налогообложения для участников СЭЗ.
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства.
Предлагается продлить период применения в городе Севастополе пониженных налоговых ставок по специальным налоговым режимам на 2023 год. Вопрос о целесообразности повышения налоговых ставок или продления их действия будет рассматриваться исходя из динамики финансовых результатов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Расширение и оптимизация налогообложения имущества.
После перехода с 2022 года к налогообложению имущества на территории города Севастополя исходя из кадастровой стоимости для зданий и помещений административно-торгового назначения и общественного питания будет осуществлен мониторинг применения данного налогообложения и при необходимости внесены предложения по оптимизации его параметров.
В отношении отдельных категорий земельных участков необходима оптимизация налоговых ставок по земельному налогу, которые значительно ниже, чем в других субъектах Российской Федерации, в том числе в Южном федеральном округе.
В плановом периоде необходимо также предусмотреть поступательное повышение ставок по налогу на имущество организаций, уровень которых в Севастополе является самым низким в Российской Федерации (1,5% от налоговой базы, определяемой как среднегодовая стоимость имущества, и 1% от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость имущества, при максимально возможном размере 2,2% и 2% соответственно согласно Налоговому кодексу Российской Федерации).
4. Оптимизация и систематизация налоговых льгот и преференций.
Сумма налоговых расходов бюджета города Севастополя, установленных в соответствии с региональным законодательством, за 2015 год составила 796 млн руб., за 2016 год - 1 518 млн руб., за 2017 год - 1 330 млн руб., за 2018 год - 1 569 млн руб., за 2019 год - 1 829 млн руб., за 2020 год - 2 391 млн руб., за 2021 год - 2 385 млн руб.
В соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796, постановлением Правительства Севастополя от 10.10.2019 N 570-ПП утвержден Порядок формирования перечня налоговых расходов города Севастополя и оценки налоговых расходов города Севастополя.
Результаты оценки налоговых расходов города Севастополя учитываются при формировании Основных направлений бюджетной и налоговой политики города Севастополя, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя.
При принятии новых решений об установлении налоговых льгот и пониженных ставок на территории города Севастополя сохранится подход к установлению законодательством города Севастополя конечных сроков действия льготных режимов, которые могут быть продлены по итогам их оценки.
5. Повышение эффективности администрирования доходов.
Задолженность плательщиков по налоговым и неналоговым платежам является потенциальным источником дополнительных доходов бюджета города Севастополя.
Работа по мобилизации задолженности будет осуществляться исполнительными органами города Севастополя во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в рамках:
- Межведомственной комиссии по вопросам погашения задолженности по платежам в консолидированный бюджет города Севастополя, созданной Указом Губернатора города Севастополя от 26.03.2018 N 14-УГ;
- Плана мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов бюджета города Севастополя на 2018 - 2024 годы, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.09.2018 N 646-ПП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.