Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Иванова
от 15.11.2022 N 1842
Прогноз
социально-экономического развития города Иванова на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг.
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
|
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения на начало года |
человек |
|
401 505 |
399 983 |
396 333 |
392 719 |
389 619 |
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
человек |
|
400 744 |
398 158 |
394 526 |
391 169 |
388 334 |
Темп роста численности постоянного населения (среднегодовой) |
% к предыдущему году |
|
99,43 |
99,35 |
99,09 |
99,15 |
99,28 |
Общий коэффициент рождаемости |
человек на 1000 населения |
|
7,63 |
7,41 |
7,32 |
7,16 |
7,03 |
Общий коэффициент смертности |
человек на 1000 населения |
|
18,43 |
17,83 |
17,74 |
17,64 |
17,51 |
Коэффициент естественного прироста |
человек на 1000 населения |
|
-10,80 |
-10,42 |
-10,42 |
-10,48 |
-10,48 |
Коэффициент миграционного прироста |
человек на 1000 населения |
|
7,01 |
1,26 |
1,27 |
2,56 |
3,86 |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
2. Производство товаров и услуг по чистым видам экономической деятельности по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
|
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
|
108,79 |
101,61 |
101,62 |
101,97 |
102,49 |
2.1. Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
56 259,01 |
64 760,00 |
68 890,00 |
73 440,00 |
78 350,00 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
|
110,99 |
102,32 |
102,09 |
102,50 |
102,98 |
% к предыдущему году |
|
123,40 |
112,50 |
104,20 |
104,00 |
103,60 |
|
2.2. Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
17 284,00 |
18 150,00 |
19 550,00 |
20 600,00 |
21 850,00 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
|
107,55 |
100,01 |
100,20 |
100,35 |
101,02 |
% к предыдущему году |
|
101,20 |
105,00 |
107,50 |
105,00 |
105,00 |
|
2.3. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
3 155,49 |
3 290,00 |
3 450,00 |
3 610,00 |
3 790,00 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
|
99,73 |
100,06 |
100,54 |
100,52 |
100,95 |
% к предыдущему году |
|
112,20 |
104,20 |
104,30 |
104,10 |
104,00 |
|
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
3. Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Объем выполненных работ по чистому виду деятельности "Строительство" по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
4 000,92 |
4 200,00 |
4 450,00 |
4 720,00 |
4 970,00 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
93,33 |
93,48 |
100,05 |
100,92 |
101,15 |
% к предыдущему году |
|
107,00 |
112,30 |
105,90 |
105,10 |
104,10 |
|
3.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
|
91,10 |
222,75 |
213,30 |
216,00 |
220,05 |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
4. Малое и среднее предпринимательство (без учета индивидуальных предпринимателей) |
|
|
|
|
|
|
|
4.1. Количество малых и средних предприятий - всего по состоянию на конец года |
тыс. единиц |
|
13,54 |
13,00 |
13,10 |
13,22 |
13,34 |
4.2. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях, - всего |
тыс. человек |
|
69,05 |
68,90 |
69,06 |
69,68 |
70,31 |
4.3. Оборот малых и средних предприятий |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
342 743,97 |
369 879,98 |
393 345,16 |
412 760,68 |
433 134,55 |
Оборот малых и средних предприятий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
95,30 |
96,01 |
100,80 |
100,90 |
100,90 |
Индекс-дефлятор (среднегодовой индекс потребительских цен) |
% к предыдущему году |
|
108,40 |
112,40 |
105,50 |
104,00 |
104,00 |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
5. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
5.1. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
14 300,64 |
17 000,00 |
18 010,00 |
18 980,00 |
19 990,00 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
98,07 |
104,37 |
100,04 |
100,08 |
100,50 |
% к предыдущему году |
|
104,90 |
113,90 |
105,90 |
105,30 |
104,80 |
|
5.2. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
Собственные средства предприятий |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
6 487,86 |
8 564,49 |
8 050,39 |
8 626,77 |
9 318,93 |
Привлеченные средства |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
|
7 812,78 |
8 435,51 |
9 959,61 |
10 353,23 |
10 671,07 |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
6. Труд и занятость (по полному кругу организаций) |
|
|
|
|
|
|
|
Численность трудовых ресурсов |
тыс. человек |
|
269,50 |
266,50 |
265,00 |
264,00 |
263,00 |
Среднегодовая численность занятых в экономике - всего |
тыс. человек |
|
172,00 |
172,00 |
172,00 |
172,50 |
173,00 |
Среднесписочная численность работников организаций - всего |
тыс. человек |
|
138,70 |
139,50 |
140,00 |
140,50 |
141,00 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млн руб. |
|
58 732,35 |
65 273,61 |
70 420,56 |
75 265,82 |
80 065,44 |
Среднемесячная заработная плата одного работника |
руб. |
|
35 287,40 |
38 992,60 |
41 917,00 |
44 641,65 |
47 320,00 |
Темп роста среднемесячной заработной платы |
% к предыдущему году |
|
109,50 |
110,50 |
107,50 |
106,50 |
106,00 |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года |
% |
|
0,46 |
0,42 |
0,42 |
0,41 |
0,41 |
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ |
руб. |
|
15 551,95 |
18 183,65 |
19 106,50 |
20 157,40 |
20 157,40 |
Реальный размер назначенных пенсий |
% к предыдущему году |
|
97,71 |
102,65 |
99,13 |
100,76 |
96,15 |
Темп роста среднего размера назначенных пенсий |
% к предыдущему году |
|
105,43 |
116,92 |
105,08 |
105,50 |
100,00 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде |
тыс. человек |
|
115,77 |
114,90 |
113,25 |
112,01 |
111,00 |
Численность работающих пенсионеров по г. Иваново |
человек |
|
21 480 |
20 437 |
20 446 |
19 380 |
18 411 |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
7. Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
|
Численность обучающихся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования |
тыс. человек |
|
22,48 |
22,06 |
22,06 |
22,06 |
22,06 |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
тыс. человек |
|
42,74 |
43,51 |
44,18 |
44,68 |
44,68 |
Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования |
|
|
|
|
|
|
|
к общему числу обучающихся в этих учреждениях |
% |
|
89,20 |
89,20 |
89,20 |
89,30 |
89,30 |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 1000 детей дошкольного возраста |
|
880,7 |
941,7 |
941,7 |
941,7 |
1 036,9 |
Обеспеченность общедоступными библиотеками |
учрежд. на 100 тыс. населения |
|
28,95 |
29,13 |
29,40 |
29,65 |
29,87 |
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа |
учрежд. на 100 тыс. населения |
|
6,99 |
7,03 |
7,10 |
7,16 |
7,21 |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
% |
|
36,57 |
39,26 |
43,71 |
47,00 |
49,00 |
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Иванова на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг.
Прогноз социально-экономического развития города Иванова на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг. разработан на основе:
- сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации;
- анализа тенденций развития экономики городского округа Иваново за 2021 год и сложившейся экономической ситуации в 2022 году на основе данных, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - Ивановостат);
- Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- постановления Администрации города Иванова от 01.08.2013 N 1606 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Иванова на очередной финансовый год и плановый период";
- постановления Администрации города Иванова от 24.04.2015 N 902 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации среднесрочного прогноза социально-экономического развития города Иванова на очередной финансовый год и плановый период".
1. Демографические показатели
По данным Ивановостат численность населения областного центра на 01.01.2022 составила 399,98 тыс. чел., сократившись за год на 0,4% (на начало 2021 года - 401,50 тыс. чел.). Среднегодовая численность в 2021 году - 400,74 тыс. чел. (оценка 2021 г. - 399,97), или 99,4% к 2020 году. Сокращение численности населения произошло за счет естественной убыли. Значение, запланированное на 2021 год по среднегодовой численности населения в прогнозе на 2022 - 2024 гг., достигнуто, отклонение фактических показателей от плановых - 0,2%.
По итогам 2021 года основные демографические показатели в пересчете на 1000 чел. населения выглядят следующим образом (промилле): коэффициент рождаемости составил 7,63, смертности - 18,43, естественная убыль - 10,80, миграционный прирост - 7,01 (в 2020 г. - 7,82; 15,58, -7,76 и + 0,2 соответственно).
По предварительным данным Ивановостат по состоянию на 01.09.2022 численность населения города Иванова составила 397,91 тыс. чел., сократившись с начала года на 0,5%.
В январе - августе 2022 года в областном центре родилось 1 841 чел., на 8,5% ниже соответствующего периода 2021 года, что обусловлено сокращением числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста (20 - 34 года), на долю которых приходится наибольшее число рождений, а также тенденцией к откладыванию рождения первого ребенка на более поздний период.
Одновременно со снижением числа рождений наблюдается и сокращение числа умерших, что связано с улучшением эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. За 8 месяцев 2022 года умерло 3 971 чел., что на 9,5% ниже аналогичного периода 2021 года.
Уровень смертности выше уровня рождаемости в 2,15 раза (в январе - августе 2021 года - в 2,18 раза). Превышение смертности над рождаемостью обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это возрастная структура населения. В Иванове высока доля населения старших возрастов: более 98,1 тыс. чел. старше трудоспособного возраста (на начало 2022 года), или 24,5% от общего населения города.
Естественная убыль за 8 месяцев 2022 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 10,3% и составила 2 130 чел.
Положительное значение миграционных потоков сохраняется на протяжении пяти последних лет и частично компенсирует естественную убыль населения. Миграционный приток населения за 8 месяцев 2022 года составил 54 чел. (за 8 месяцев 2021 года +378 чел.). До конца 2022 года также прогнозируется положительная миграция, но в меньшем количестве по сравнению с 2021 годом. Миграционный приток составит 1,26 промилле на 1 000 чел. населения (в 2021 г. - 7,0).
На основании динамики рождаемости, смертности и миграционных процессов оценочные показатели по среднегодовой численности населения на 2022 год скорректированы в сторону увеличения, а на плановый период 2023 - 2025 гг. в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом 2022 - 2024 гг.
"Основные демографические коэффициенты в расчете на 1000 чел. населения"
По оценке в 2022 году среднегодовая численность населения сократится по сравнению с 2021 годом на 0,6% до 398,16 тыс. чел., при этом будет наблюдаться небольшое снижение смертности по сравнению с 2021 годом (улучшение эпидемиологической обстановки, вакцинация от COVID-19 и приобретение коллективного иммунитета, работа медицинских учреждений в обычном режиме, проведение углубленной диспансеризации для лиц, переболевших коронавирусом и т.д.) при одновременном снижении числа родившихся вследствие сокращения числа женщин репродуктивного возраста.
По итогам 2022 года основные демографические показатели в пересчете на 1000 чел. населения оценочно составят (промилле): коэффициент рождаемости составил 7,41, смертности - 17,83, естественная убыль - 10,42, миграционный прирост - 1,26.
На решение демографической проблемы направлены национальные проекты "Демография" и "Здравоохранение".
Несмотря на реализацию комплекса мероприятий по стимулированию рождаемости (продление действия государственной программы материнского капитала до конца 2026 года, включая дополнительные механизмы использования материнского капитала, повышение доступности жилья семьям с детьми, предоставление земельных участков за третьего ребенка, ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям, повышение качества жизни семей с детьми, выплаты на детей от 3-х до 7 лет, а также от 8 до 17 лет отдельным категориям семей, увеличенное пособие по уходу за ребенком, поддержка одиноких женщин с детьми, увеличение мест в дошкольных учреждениях, региональная поддержка молодых семей при рождении первенцев и пр.) в ближайшие годы не ожидается роста по рождаемости из-за изменений в структуре населения (в репродуктивном возрасте находится малочисленное поколение рожденных в 90-х годах 20 века). Данная тенденция сохранится и в долгосрочной перспективе. По прогнозу к 2025 году коэффициент рождаемости на 1000 чел. населения сократится до 7,03 промилле.
"Показатели рождаемости"
Проводимые мероприятия в сфере здравоохранения, в том числе внедрение в практику современных медицинских технологий, эффективных механизмов профилактики, раннего выявления заболеваний и факторов риска развития хронических заболеваний, принятие мер по улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи гражданам, формирование у граждан мотивации для ведения здорового образа жизни, а также в связи с полученным опытом в системе здравоохранения из-за ситуации с COVID-19, по реагированию, мобилизации и борьбе с инфекционными заболеваниями, формированием коллективного иммунитета у населения к COVID-19, позволяют ожидать постепенное снижение числа умерших к 2025 году. К 2025 году коэффициент смертности составит 17,51 промилле.
"Показатели смертности"
В 2023 - 2025 гг. за счет снижения смертности прогнозируется небольшое замедление темпов естественной убыли населения в абсолютных цифрах, но в пересчете на 1000 чел. населения коэффициент естественной убыли в прогнозном периоде будет составлять 10,42, 10,48 и 10,48 промилле из-за сокращения среднегодовой численности населения, применяемой для расчета данного показателя.
Кроме того, в прогнозный период ожидается положительное сальдо миграционных процессов. К 2025 году прогнозируется рост миграции до 3,86 промилле на 1 000 чел. населения, что будет частично компенсировать естественную убыль населения.
"Показатели естественного прироста (убыли) и миграционного прироста (убыли) на 1,0 тыс. чел. населения"
Необходимо отметить, что из-за коронавирусной инфекции планируемое на 2020 год проведение Всероссийской переписи населения было перенесено на 2021 год. После того, как будут известны ее предварительные итоги, демографический прогноз будет скорректирован с учетом полученных результатов переписи.
2. Производство товаров и услуг по чистым видам экономической деятельности по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
Распространение новой коронавирусной инфекции и введение ограничений, связанных с ней, оказало сдерживающее влияние на развитие экономики, повлекло за собой замедление темпов ее роста в 2020 году, но уже в 2021 году экономические показатели вышли на докризисный уровень. Индекс промышленного производства по г. Иваново в 2021 году (далее - ИПП) составил 108,8% (в 2020 г. - 99,2%).
Однако, в 2022 году ситуация осложняется неопределенностью в мировой экономике, введением международных финансово-экономических санкций в отношении российской экономики. Это негативно сказывается, в том числе, и на производственной деятельности предприятий: ограничение или прекращение поставок импортного оборудования, запасных частей, поиск новых поставщиков, перестройка логистических маршрутов и производственных цепочек, изменение планов развития и т.д.
С учетом фактических статистических показателей за январь - август 2022 года, данных ряда промышленных предприятий областного центра, принимая во внимание постепенную адаптацию экономики к новым условиям, появление возможностей для импортозамещения, внедрение и реализацию мер государственной поддержки промышленности, в прогнозном периоде ожидается постепенное восстановление экономики. Таким образом, ИПП сложится следующим образом: в 2022 году - 101,6% к уровню предыдущего года, в 2023 году - 101,6%, в 2024 году - 102,0% и в 2025 году - 102,5%. При этом темпы роста ИПП в прогнозном периоде скорректированы в сравнении с прогнозом на 2022 - 2024 гг. ИПП незначительно в сторону снижения: на 0,5 п.п. - в 2022 и 2024 гг. и на 0,6 п.п. - в 2023 году.
Структура промышленного производства в 2021 году, %
"Структура промышленного производства в 2021 году"
Производство товаров и услуг на территории города Иванова представлено в основном обрабатывающими производствами.
По данным Ивановостат отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в целом по городскому округу за 2021 год составила 109,0 млрд руб. (темп роста - 123,3% по сравнению с 2020 годом).
Объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах в 2021 году сложился в размере 56,3 млрд руб., что на 11,0% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Оценочно в 2022 году данный показатель ожидается в размере 64,8 млрд руб., ИПП сложится на уровне 102,3% в сравнении с предыдущим годом. В дальнейшем ИПП составит: 102,1% - в 2023 году, 102,5% - в 2024 году и 103,0% - в 2025 году. Указанные коррективы связаны с уточнением фактических данных Ивановостат по отгрузке продукции (в целом по городу и в разрезе по некоторым отраслям производства) за истекший период 2022 года, а также изменением показателей инфляции (индексов-дефляторов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации осенью 2022 г.) в соответствующих сферах.
По сравнению с прогнозом на 2022 - 2024 гг. ИПП скорректирован следующим образом: в 2021, 2022 и 2024 гг. - в сторону увеличения на 7,1, 0,2 и 0,01 п.п. соответственно, в 2024 году - в сторону незначительного снижения на 0,2 п.п.
Наибольший удельный вес в общем объеме отгруженных товаров по обрабатывающим производствам в 2021 году занимало производство текстильных изделий - 36,3% и производство пищевых продуктов - 10,0%.
В 2021 году объем отгруженной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составил 17,3 млрд руб., что на 7,6% выше к уровню 2020 года (в сопоставимых ценах). В период с 2022 по 2025 гг. ИПП прогнозируется на уровне: 100,01%, 100,2%, 100,4% и 101,0% соответственно. Для расчета прогнозных показателей ИПП были взяты индексы-дефляторы, разработанные Минэкономразвития Российской Федерации осенью 2022 года. В сравнении с прогнозом на 2022 - 2024 гг. ИПП в прогнозном периоде скорректирован в сторону снижения: на 2,1 п.п. - в 2022 году, на 2,0 п.п. - в 2023 году и на 2,2 п.п. - в 2024 году.
Отгрузка продукции в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений в 2021 году составила 3,2 млрд руб., сократившись на 0,3% к прошлому году (в сопоставимых ценах). В прогнозном периоде ИПП по данному показателю сложится следующим образом: 100,1% - в 2022 году в сравнении с предыдущим годом, по 100,5% - в 2023 и 2024 гг. и 101,0% - в 2025 году. Для расчета прогнозных показателей ИПП также взяты индексы-дефляторы, разработанные Минэкономразвития Российской Федерации осенью 2022 года. По сравнению с прогнозом на 2022 - 2024 гг. ИПП незначительно скорректирован в сторону снижения: в 2022 году - на 1,1 п.п., в 2023 и 2024 гг. - на 1,2 п.п.
3. Строительство
3.1. Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
По данным Ивановостат объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за 2021 год сложился в размере 4,0 млрд руб., или 99,9% к уровню 2020 года.
В первом полугодии 2022 года объем работ составил 693,2 млн руб., или 92,6% к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах.
Принимая во внимание рост стоимости строительных материалов, а также показатели инфляции, оцениваемые на 2022 год, показатель по городу Иванову в текущем году оценивается с ростом на 5,0%.
С учетом тенденции, сложившейся в 1 полугодии 2022 года, в сравнении с прогнозом на 2022 - 2024 гг. показатели были скорректированы в сторону снижения индекса физического объема: в 2022 году - на 7,19 п.п., в 2023 году - на 0,82 п.п., в 2024 году - на 0,43 п.п.
Таким образом, в среднесрочной перспективе индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит: в 2023 г. - 100,1%, в 2024 г. - 100,9%, в 2025 г. - 101,2%.
3.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования
В 2021 году введено в эксплуатацию 91,1 тыс. кв. м жилья (в 2020 г. - 138,3), в том числе 217 индивидуальных жилых домов площадью 40,2 тыс. кв. м (в 2020 г. - 99 и 20,2 тыс. кв. м соответственно).
За период январь - июнь 2022 года построено 56,0 тыс. кв. м жилья, в том числе 83 индивидуальных жилых дома площадью 21,7 тыс. кв. м. В аналогичном периоде прошлого года было введено 32,0 тыс. кв. м площади жилья, в том числе 86 индивидуальных жилых домов площадью 17,8 тыс. кв. м.
Положительная динамика строительства обусловлена вводом ряда домов, планируемых ранее ко вводу в 2021 году.
В областном центре реализуются следующие проекты комплексного освоения территорий:
- микрорайон "Самоцветы" в районе м. Авдотьино (площадь участка - 8,6 га, плановый объем ввода жилья - 88,8 тыс. кв. м);
- микрорайон "Видный" в районе ул. Павла Большевикова и ул. Куконковых (площадь участка 1 очереди освоения - 3,7 га, плановый объем ввода жилья - 65,0 тыс. кв. м);
- микрорайон "Юбилейный" в районе ул. Куконковых (площадь участка 1 и 2 очереди строительства - 5,48 га, плановый объем ввода жилья - 63,2 тыс. кв. м);
- район ул. Товарной (площадь участка - 6,3 га, плановый объем ввода жилья - 73,0 тыс. кв. м);
- район ул. Рыбинской (площадь участка - 5,0 га, плановый объем ввода жилья - 38,0 тыс. кв. м).
По итогам 2022 года показатель ввода жилья оценивается на уровне 222,8 тыс. кв. м, или 244,5% к уровню прошлого года. Такой рост обусловлен эффектом "низкой базы" прошлого года.
В среднесрочной перспективе показатели ввода жилья спрогнозированы следующим образом: в 2023 г. - 213,3 тыс. кв. м; в 2024 г. - 216,0 тыс. кв. м; в 2025 г. - 220,1 тыс. кв. м.
Прогнозируемое в 2023 году снижение площади вводимого жилья обусловлено количеством разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, выданных с 2020 года по настоящее время.
4. Малое и среднее предпринимательство
На сегодняшний день источником информации о количестве субъектов малого и среднего бизнеса является единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), размещенный на сайте Федеральной налоговой службы.
Согласно данным указанного реестра по итогам 2021 года в областном центре осуществляли деятельность 13,5 тыс. малых и средних предприятий (юридических лиц), или 94,0% к 2020 году. Снижение показателей обусловлено ухудшением финансового состояния организаций малого бизнеса из-за пандемии COVID-19, введением международных финансово-экономических санкций в отношении российской экономики, а также ежегодным (в августе) исключением из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не предоставили соответствующую информацию либо перестали отвечать условиям, установленным законом 1.
Показательно, что основная доля СМСП, зарегистрированных в Ивановской области, приходится на областной центр: среди юридических лиц - 77,4%, индивидуальных предпринимателей - 50,3%. По расчетным данным среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях в 2021 году, составила 69,1 тыс. чел., оборот малых и средних предприятий - 342,7 2 млрд руб. (в 2020 г. - 71,7 тыс. чел. и 331,8 2 млрд руб. соответственно).
С учетом сведений, полученных из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, число малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2022 году оценивается на уровне 13,0 тыс. ед., среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях - 68,9 тыс. чел., оборот малых и средних предприятий - 369,9 млрд руб.
Учитывая принимаемые на федеральном и региональном уровне меры поддержки малого и среднего предпринимательства в прогнозном периоде запланирован рост показателей, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса на территории городского округа Иваново. К 2023 году количество малых и средних организаций составит 13,1 тыс. ед., к 2024 году - 13,2 тыс. ед., к 2025 году - 13,3 тыс. ед. Численность занятых на малых и средних предприятиях в 2023 году достигнет 69,1 тыс. чел., в 2024 году - 69,7 тыс. чел., в 2025 году - 70,3 тыс. чел. Оборот прогнозируется на уровне 393,3 млрд руб. в 2023 году, 412,8 млрд руб. - в 2024 году и 433,1 млрд руб. - в 2025 году.
"Основные показатели в сфере малого и среднего предпринимательства"
Реализация муниципальных программ
В целях содействия развитию малого и среднего бизнеса Администрацией города Иванова в 2022 году продолжается реализация муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове" 3 (далее - Программа).
На реализацию Программы в 2022 году в бюджете города Иванова предусмотрено 7,2 млн руб. В рамках исполнения Программы предусмотрено предоставление субсидий, а также организационная, информационная и имущественная поддержка.
В соответствии с требованием федерального законодательства 4, начиная с 2021 года субсидии СМСП предоставляются по итогам отбора получателей субсидий путем проведения запроса предложений.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования средств бюджета города в рамках реализации муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове" 5 в период с 28.03.2022 по 27.04.2022 был проведен отбор получателей субсидий, по итогам которого в рамках подпрограммы "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" субсидии получили 23 СМСП на общую сумму 2,1 млн руб. (в 2021 г. - 23). Кроме того, 23.09.2022 завершен второй отбор получателей субсидий. В настоящее время осуществляется рассмотрение представленных документов (подано 16 заявок от СМСП).
Структура финансовой поддержки мероприятий программы "Развитие СМСП в городе Иванове" за 9 месяцев 2022 г., тыс. руб.
"Структура финансовой поддержки мероприятий программы "Развитие СМСП в городе Иванове" за 9 месяцев 2022 г."
В рамках аналитической подпрограммы "Организационная, консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Программы, предусматриваются следующие мероприятия:
- предоставление информационной и консультационной поддержки СМСП в сумме 3,7 млн руб. (субсидия МБУ "Инвестиционный центр");
- информационная поддержка СМСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, предполагает информирование СМСП о существующих мерах поддержки посредством очных встреч и консультаций, в социальных сетях, на официальном ресурсе в сети Интернет по информационной поддержке - портале СМСП (mb.ivgoradm.ru), а также в рамках работы бизнес-гида. В рамках специальной подпрограммы "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Программы утвержден перечень имущества города Иванова, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" 6.
В 2022 году перечень содержит 18 объектов недвижимого имущества, общей площадью 3 293,2 кв. м, из них 16 объектов обременены договорами.
Налоговые льготы
В соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Ивановской области от 29.11.2012 N 99-ОЗ "О введении патентной системы налогообложения на территории Ивановской области" действует патентная система налогообложения (далее - ПСН). ПСН относится к специальным налоговым режимам, цель которых - создание более простых условий налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков.
Показатели, характеризующие применение ПСН в городе Иванове
Показатель |
2020 год |
2021 год |
по состоянию на 01.07.2022 |
Выдано патентов, ед. |
4 230 |
10 894 |
9 015 |
Число ИП, применяющих ПСН, ед. |
2 631 |
6 180 |
5 833 |
Поступление в бюджет города от ПСН, млн руб. |
62,5 |
98,5 |
63,6 7 |
С 01.07.2020 на территории Ивановской области введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" 8. Период действия данного налогового режима в регионе - до 31.12.2028.
Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые применяют новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке - 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Данный специальный режим можно совмещать с работой по трудовому договору. НПД не могут применять физические лица и предприниматели, осуществляющие некоторые виды деятельности и чей годовой доход превысил 2,4 млн руб.
В 2021 году количество самозанятых составило 7 713 чел. По состоянию на 01.10.2022 количество самозанятых - 12 042 чел.
С 2021 года самозанятые также могут воспользоваться всеми мерами поддержки в рамках реализации Программы.
Орган местного самоуправления имеет право устанавливать налоговые льготы по местным налогам, к которым относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налоговые льготы по земельному налогу установлены решением Ивановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 "О земельном налоге". СМСП могут воспользоваться установленными на территории города Иванова льготами по земельному налогу.
В целях снижения воздействия санкций недружественных стран на муниципальном уровне разработаны и приняты антикризисные меры поддержки бизнеса. В текущем году решением Ивановской городской Думы от 27.04.2022 N 262 "О внесении изменения в решение Ивановской городской Думы "Об утверждении коэффициентов муниципальной поддержки при сдаче в аренду муниципального имущества" установлен новый коэффициент муниципальной поддержки для кинотеатров - 0,01. Кроме того, решением Ивановской городской Думы от 27.04.2022 N 264 "Об отдельных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности на территории города Иванова" установлена возможность для предпринимателей размещать сезонные (летние) кафе без взимания платы.
5. Инвестиции
Расчет прогнозных показателей инвестиционной деятельности на территории города Иванова основан на предоставленных Ивановостат предварительных результатах за 2021 год, анализе показателей за 1 полугодие 2022 года, данных муниципальной адресной инвестиционной программы (далее - МАИП), а также прогнозных показателях инвестиционной деятельности предприятий и организаций города Иванова.
По предварительным данным Ивановостат объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без учета субъектов малого предпринимательства) по городу Иванову за 2021 год сложился в размере 14,3 млрд руб., или 102,3% к уровню 2020 года (в 2020 г. - 13,99).
В структуре инвестиций по источникам финансирования в основной капитал доля собственных средств составила 45,4%, привлеченных - 54,6%.
"Видовая структура инвестиций в 2021 году, млн. руб."
В течение 1 полугодия 2022 года объем инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составил 4,8 млрд руб., или 154,8% к аналогичному периоду прошлого года. Значительный рост показателя обусловлен завершением начатых ранее инвестиционных проектов, в том числе ряда производственных предприятий областного центра.
Видовая структура инвестиций в основной капитал в январе - июне 2022 года сложилась следующим образом:
Машины, оборудование, инструмент, инвентарь - 2 934,1 млн руб. (60,7%);
Здания (кроме жилых) и сооружения - 1807,7 млн руб. (37,4%);
Объекты интеллектуальной собственности - 67,2 млн руб. (1,4%);
Жилые здания и помещения - 3,8 млн руб. (0,1%);
Прочие - 18,7 млн руб. (0,4%).
В прогнозируемом периоде крупные капитальные вложения предполагаются следующими организациями:
- АО "КОНТИ-РУС" реализует проект на производственных площадях бывшей Ивановской кондитерской фабрики;
- ООО "ТДЛ Текстиль" осуществляет приобретение основных средств;
- ООО "Фотопринт-Иваново" осуществляет создание полного цикла производства инновационного полимерного мембранного материала и многослойных тканей на его основе;
- ООО "Трикотаж Натали" продолжает реализацию проекта по организации крупного торгового логистического центра;
- ООО "Профессионал" осуществляет расширение производства за счет ввода новых производственных площадей;
- ООО "ИМЗ Автокран" планирует капиталовложения в основные средства;
- Машиностроительной группой "КРАНЭКС" планируется приобретение сварочных роботизированных комплексов;
- АО "ИСМА" планируется развитие производства;
- АО "Ивхимпром" реализует проект по производству плоско-сворачиваемых рукавов высокого давления для нефтяной промышленности;
- ООО "Орма Групп" осуществляет модернизацию производства;
- ООО "Джимакс" осуществляет расширение производственных площадей и приобретает производственное оборудование;
- ООО "Текстиль-Лайт" осуществляет модернизацию и техническое перевооружение отделочного текстильного производства;
- ООО "Ивановский Меланжевый Комбинат" реализует проект по технической и технологической модернизации производства;
- ОАО "308 Авиационный ремонтный завод" планирует проект по изготовлению запасных частей и механизмов для самолетов конструкторского бюро Антонова.
В рамках муниципальной адресной инвестиционной программы (далее - МАИП) на 2022 - 2024 годы 10 в текущем году было завершено строительство пристройки на 57 мест к МБДОУ "Детский сад N 152", здания пищеблока на территории МБДОУ "Детский сад N 152".
Кроме того, в МАИП на среднесрочную перспективу планируется к реализации ряд следующих инвестиционных проектов за счет средств консолидированного бюджета:
1. Разработка проектной и сметной документации по следующим направлениям:
- реконструкция дорожной сети в районе ул. Лежневской;
- строительство автомобильной дороги по новому направлению ул. Набережной;
- реконструкция проезжей части площади Пушкина;
- строительство автомобильных дорог на участке, ограниченном улицами Товарная, Рыбинская, переулком Складской и набережной реки Уводь;
- строительство автомобильной дороги к особой экономической зоне;
- реконструкция участка дороги по 12-му Линейному переулку;
- детский сад на 240 мест в микрорайоне "Самоцветы";
- строительство очистных сооружений для очистки ливневых (дождевых) и талых вод с территории водоохранной зоны водного объекта р. Уводь (от дамбы на ул. Пушкина до Соковского моста);
- строительство очистных сооружений для очистки ливневых (дождевых) и талых вод с территории водоохранной зоны водного объекта р. Уводь (от дамбы на пл. Пушкина до ул. Смирнова);
- строительство полигона "сухой" снежной свалки в районе улицы Минская;
- строительство полигона "сухой" снежной свалки в районе улицы Станкостроителей.
2. Строительство следующих объектов:
- пристройка на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N 44;
- общеобразовательная школа на 350 мест в мкр. "Рождественский";
- дошкольное образовательное учреждение на 240 мест по ул. 1-ой Камвольной.
3. Строительство (реконструкция) автомобильных дорог, включая: улицу Лежневскую, автодорогу вдоль улицы Профсоюзной, автомобильные дороги к микрорайонам "Новая Ильинка" и "Видный".
Принимая во внимание положительную динамику объема капитальных вложений в 1 полугодии 2022 года при высоком уровне инфляции, а также планируемые к реализации в дальнейшей перспективе инвестиционные проекты, в том числе увеличение количества резидентов особой экономической зоны на территории областного центра, с учетом общероссийской тенденции инвестиционной активности, оценочный показатель 2022 года был скорректирован в сторону увеличения индекса физического объема на 1,8 п.п., а прогнозные значения на среднесрочную перспективу - в сторону снижения: в 2023 году - на 2,35 п.п., в 2024 году - на 5,31 п.п. в сравнении с прогнозом на 2022 - 2024 гг.
Таким образом, в прогнозируемом до 2025 года периоде ожидается, что объем инвестиций в основной капитал сложится с положительной динамикой, составив: в 2023 году - 18,0 млрд руб., в 2024 году - 19,0 млрд руб., в 2025 году - 20,0 млрд руб.
6. Труд и занятость
Динамика численности трудовых ресурсов зависит от численности постоянного населения и возрастного состава населения.
Оценочно численность трудовых ресурсов за 2021 год составила 269,5 тыс. чел., или 99,1% к уровню 2020 года. На отрицательную динамику повлияла естественная убыль населения из-за высокой смертности, обусловленной в том числе распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
Прогноз численности трудовых ресурсов на 2022 - 2025 гг. рассчитан с учетом демографических процессов: старение населения (высокая доля населения старших возрастов - 24,5% от общего населения города на начало 2022 года), численности населения в трудоспособном возрасте и поэтапного повышения пенсионного возраста. Тенденция снижения численности трудовых ресурсов сохранится на протяжении всего прогнозного периода. К 2025 году численность трудовых ресурсов сократится до 263,0 тыс. чел., или на 2,4% к 2021 году.
Численность занятых в экономике в 2021 году оценочно составила 172,00 тыс. чел., или 101,8% к уровню 2020 года, что связано с постепенным снятием ограничительных (карантинных) мероприятий из-за пандемии, снижением числа безработных и, как следствие, ростом числа лиц, возобновивших свою занятость (трудовую деятельность). Также в 2021 году наблюдался рост числа самозанятых с 2,3 тыс. чел. до 7,7 тыс. чел. на конец 2021 года. По состоянию на 01.10.2022 данная положительная тенденция сохраняется, число самозанятых увеличилось до 12,0 тыс. чел., или на 55,8% к началу 2022 года. В 2023 - 2025 гг. прогнозируется увеличение занятых в экономике с 172,0 до 173,0 тыс. чел.
После роста безработицы в 2020 году и отрицательной динамики основных показателей рынка труда в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и введением на территории страны ограничительных мероприятий в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2021 году в областном центре наблюдалось сокращение численности официально зарегистрированных безработных и соответственно уровня безработицы.
За 2021 год численность безработных уменьшилась с 9 367 до 1 024 чел., или в 9,1 раза, уровень безработицы сократился с 4,17 до 0,46%, коэффициент напряженности на территориальном рынке труда сократился с 2,37 до 0,36 чел. на одну вакансию, количество вакансий увеличилось с 4 086 ед. до 5 145 ед., или на 25,9%.
Изменение уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда (на конец периода)
"Изменение уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда (на конец периода)"
В течение 2021 года в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации" 11 организации г. Иваново предоставили в ОГКУ "Ивановский межрайонный центр занятости населения" (далее - Центр занятости населения) информацию о введении режима неполного рабочего времени (простое) 19 организаций г. Иваново (в 2020 г. - 305), 94 организации заявили о предполагаемом высвобождении 795 работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организаций (в 2020 г. - 124 и 549 соответственно).
Из общего числа представленных сведений о сокращении наиболее крупные высвобождения произошли в следующих организациях, учреждениях: ПАО "Швейная фабрика "Айвенго", ООО "Ивмолокопродукт", ОБУСО "Ивановский психоневрологический интернат" и др.
По данным Ивановостат в 2021 году среднесписочная численность работников без внешних совместителей по крупным и средним организациям г. Иваново составила 78,77 тыс. чел., или 98,6% к 2020 году.
Одной из причин сокращения количества работников стали организационно-штатные решения предприятий, оказавшихся в сложной ситуации в связи с производственно-экономическими факторами и введением ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
За 2021 год в Центр занятости населения обратилось за содействием в поиске подходящей работы 8 125 чел. (в 2020 г. - 15 366), снижение в 1,9 раза, было трудоустроено 3 945 безработных и ищущих работу граждан (в 2020 г. - 2 661), что составило 48,6% от численности обратившихся граждан (в 2020 г. - 17,3).
Поддержку рынку труда в 2021 году оказывала реализуемая государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области", а также государственные меры социальной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации 12.
В связи с тем, что данные по среднесписочной численности работников и среднемесячной заработной плате по полному кругу предприятий, а также по среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства Ивановостат не предоставляются, среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий оценивается в том числе на основании фактических отчислений от налога на доходы физических лиц, поступивших в бюджет города Иванова, и с учетом сложившейся динамики по среднемесячной заработной плате работников. Таким образом, в 2021 году показатель оценочно составил 138,70 тыс. чел., или 100,4% к 2020 году.
В 2021 году сохранилась положительная тенденция изменения размера средней заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2021 году сложилась в размере 35 287,4 руб., или 109,5% к 2020 году, в том числе за счет увеличенного с 01.01.2021 размера МРОТ до 12 792,0 руб. (рост на 5,5% к 2020 году) и индексации оплаты труда работников бюджетной сферы с 01.10.2021 на 4,0%. Фонд начисленной заработной платы составил 58,7 млрд руб., или 110,3% к уровню 2020 года.
В настоящее время в условиях санкционного давления на российскую экономику и как следствие вытекающих для работодателей финансово-экономических и производственно-логистических проблем, в целях недопущения роста безработицы в 2022 году Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер для поддержки работодателей и занятости граждан:
1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 N 409 13 в целях снижения напряженности на рынке труда и поддержки предприятий предусмотрены субсидии на реализацию дополнительных мероприятий (при организации общественных работ и временной занятости) и профессиональное обучение (дополнительное профессиональное образование) работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;
2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 N 398 14 работодателям осуществляется частичная компенсация затрат на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, которые относятся к категории молодежи в возрасте до 30 лет (Программа субсидирования найма через Фонд социального страхования РФ).
Благодаря реализуемым мероприятиям в настоящее время на рынке труда областного центра не наблюдается отрицательной динамики по численности безработных и уровню безработицы.
По данным Центра занятости населения по состоянию на 01.10.2022 по сравнению с началом 2022 года:
- уровень безработицы сократился с 0,46 до 0,41%, или на 0,05 п.п.;
- численность безработных уменьшилась с 1 024 до 921 чел., или на 10,1%;
- коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 0,36 до 0,45 чел. на одну вакансию, или на 0,09 п.п.;
- число вакансий, заявленных работодателями в Центр занятости населения, уменьшилось с 5 145 до 3 934 ед., или на 23,5%.
В зависимости от адаптации экономики к новым условиям состояние рынка труда в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться мерами по поддержке и обеспечению развития экономики, мероприятиями, направленными на поддержание занятости населения, а также эпидемиологическими факторами.
По оценке к концу 2022 года численность безработных будет составлять 960 чел., уровень безработицы 0,42% от трудоспособного населения, коэффициент напряженности на рынке труда 0,41 чел. на одну вакансию.
В 2023 - 2025 гг. численность безработных прогнозируется в пределах 950 - 940 чел., уровень безработицы 0,42-0,41%, численность незанятых граждан на одну вакансию составит 0,41-0,4 чел.
Оценочно в 2022 году среднесписочная численность работников составит 139,5 тыс. чел., или 100,6% к 2021 году. В 2023 - 2025 гг. среднесписочная численность работников будет постепенно увеличиваться с 140,0 тыс. чел. до 141,0 тыс. чел., за счет расширения границ трудоспособного возраста, проводимой работы по снижению неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений, за счет создания рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями (ООО "Профессионал", ООО "ИМЗ Автокран", ООО "Спанлайн", ООО ПФ "НИКА", ООО "Трикотаж Натали" и др.).
В зависимости от того, как экономика будет адаптироваться к новым условиям и перестраивать производственно-логистические цепочки, прогноз по рынку труду и занятости может быть скорректирован.
В плановом периоде прогнозируется положительная тенденция изменения размера средней номинальной заработной платы благодаря реализации мер по повышению уровня жизни населения, ежегодному увеличению МРОТ, а также проведению ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
"Среднесписочная численность и среднемесячная заработная плата работников"
По оценке в 2022 году среднемесячная заработная плата увеличится до 38 992,6 руб., или 110,5% к 2021 году, в том числе за счет увеличенного размера МРОТ с 01.01.2022 до 13 890 руб. (рост на 8,6% к 2021 году) и с 01.06.2022 до 15 279 руб. (рост на 10,0% к началу 2022 года), а также ежегодной индексации оплаты труда работников бюджетной сферы. Фонд заработной платы в 2022 году составит 65,3 млрд руб.
Ежегодный рост заработной платы в 2023 - 2025 гг. составит 7,5%, 6,5% и 6,0%. Ожидается, что к 2025 году размер заработной платы составит 47 320,0 руб., или 121,4% к 2022 году.
Фонд заработной платы в 2023 - 2025 гг. будет увеличиваться в связи с ростом средней заработной платы и увеличением среднесписочной численности работников, к 2025 году он составит 80,1 млрд руб.
По данным Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ивановской области (далее - ПФРФ) в 2021 году средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете по г. Иваново составил 15 551,95 руб., или 105,4% к 2020 году.
По оценке в 2022 году средний размер назначенных месячных пенсий пенсионерам, состоящих на учете в отделениях ПФРФ, составит 18 183,65 руб., темп роста к 2021 году - 116,9%. В прогнозном периоде 2023 - 2024 гг. средний размер назначенных месячных пенсий будет увеличиваться на 5,0-5,5% и к 2024 году составит 20 157,4 руб. В 2025 году размер пенсий в настоящее время прогнозируется на уровне 2024 года.
Численность работающих пенсионеров в областном центре в 2021 году составила 21 480 чел., или 90,5% к 2020 году, что связано с поэтапным увеличением сроков (возраста) выхода на пенсию у мужчин с 60 до 65 лет, у женщин с 55 до 60 лет. В прогнозном периоде ожидается ежегодное сокращение численности работающих пенсионеров, которая к 2025 году сократится до 18 411 чел.
7. Развитие социальной сферы
Дошкольное образование
В 2021 году в городском округе Иваново осуществляли деятельность 143 дошкольных образовательных учреждения (в 2020 г. - 145), в том числе 135 - муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ), 3 - муниципальных бюджетных учреждения дополнительного образования (далее - МБУДО) и 5 - негосударственных образовательных учреждений (далее - НОУ) (в 2020 году - 137, 3 и 5 соответственно). Сокращение МДОУ в 2021 году по сравнению с 2020 на 2 ед. произошло в связи с реорганизацией в отчетном периоде двух МДОУ путем присоединения: МДОУ N 3 к МДОУ N 52, МДОУ N 139 присоединился к МДОУ N 21.
В сентябре 2022 года проведена реорганизация двух МДОУ путем присоединения: МДОУ N 123 к МДОУ N 156, МДОУ N 53 к МДОУ N 99.
В то же время с 26 сентября текущего года начал осуществлять образовательную деятельность МДОУ N 80 в микрорайоне "Видный".
Кроме того, в связи с закрытием групп в МБУДО в 2022 году сократилось число таких учреждений с 3 до 1, а именно: с 01.09.2022 были закрыты группы в МБУДО "Центр развития детской одаренности" и МБУДО "Ивановский городской дворец детского и юношеского творчества". Таким образом, в настоящий момент группа кратковременного пребывания существует только в МБУДО "Центр профориентации и развития "Перспектива".
По состоянию на 01.10.2022 общее количество дошкольных образовательных учреждений составляет 140 ед., в том числе МДОУ - 134, МБУДО - 1, НОУ - 5.
Численность обучающихся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в 2021 году составила 22,48 тыс. чел. (в 2020 году - 22,78 тыс. чел.), в том числе: МДОУ - 22,11 тыс. чел., МБУДО - 44 чел. и НОУ - 330 чел. Снижение количества детей в дошкольных образовательных учреждениях обусловлено уменьшением общего числа детей в возрасте от 1 до 6 лет, проживающих в г. Иваново, на 5,7% по сравнению с 2020 годом.
Фактическая численность обучающихся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в г. Иваново в 2021 году на 0,49 тыс. чел. ниже оценочного показателя за 2021 год прогноза на 2022 - 2024 гг., снижение показателя связано с сокращением фактической численности детей дошкольного возраста по сравнению с оценочной численностью.
В 2021 году в МДОУ введено 160 мест:
- МДОУ "Детский сад N 2" - 20 мест;
- МДОУ "Детский сад N 67" - 53 места;
- МДОУ "Детский сад N 8" - 20 мест;
- МДОУ "Детский сад N 157" - 47 мест (ул. Шестернина, д. 14);
- МДОУ "Детский сад N 87" - 20 мест.
Кроме того, завершено строительство пристройки к МДОУ "Детский сад N 152" на 57 мест для детей до 3-х лет.
В истекшем периоде 2022 года в городе Иванове созданы следующие особые условия в системе дошкольного образования:
- открыты первые ясли для детей от 1 года в МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 145"; МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 50";
- созданы две группы для детей с пищевой аллергией в возрасте от 2 до 8 лет в корпусе МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 67" по улице 2-я Лагерная, д. 51;
- открыта диагностическая группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 2 до 4 лет в корпусе МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 67" по улице 2-я Лагерная, д. 51.
Также в истекшем периоде 2022 года введено 297 мест в следующих дошкольных учреждениях: в МДОУ N 80 в микрорайоне "Видный" (240 мест), в МДОУ N 152 (57 мест).
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями в 2021 году составил 880,7 мест на 1000 детей дошкольного возраста, что выше показателя 2020 года - 836,3 на 5,3%. Увеличение показателя по сравнению с 2020 годом обусловлено снижением общего числа детей дошкольного возраста (1 - 6 лет) в 2021 году на 5,7% к 2020 году с одновременным увеличением количества мест в дошкольных учреждениях.
Фактическая обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в г. Иваново за 2021 год (880,7 мест на 1 000 чел.) сложилась в размере оценочного показателя за 2021 год прогноза на 2022 - 2024 гг.
По оценке к концу 2022 года среднегодовая численность детей в МДОУ и МБУДО сократится до 21,72 тыс. чел. в связи со снижением контингента детей, посещающих указанные учреждения. Общая численность детей, получающих услугу дошкольного образования в образовательных учреждениях города, составит 22,06 тыс. чел., с сохранением значения на прогнозный период.
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями в 2022 году оценочно составит 941,7 мест на 1000 детей дошкольного возраста за счет увеличения мест в дошкольных учреждениях, что выше уровня 2021 года (880,7 мест) на 6,9% и обусловлено снижением общего числа детей дошкольного возраста (1 - 6 лет) в 2022 году по сравнению с 2021 и одновременно увеличением мест в дошкольных учреждениях.
В 2023 году будет проведена реорганизация дошкольных образовательных учреждений путем присоединения МДОУ N 175 к МДОУ N 177. Одновременно в 2023 году планируется разработка проектно-сметной документации на строительство детского сада на 240 мест в микрорайоне "Самоцветы" г. Иваново.
В 2024 году планируется строительство детского сада в районе Рабочего поселка г. Иваново на 111 мест при условии выделения денежных средств.
Таким образом, по прогнозу количество дошкольных образовательных учреждений к 2024 - 2025 гг. составит 139 ед., численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях по г. Иваново с учетом негосударственного сектора по прогнозу составит 22,06 тыс. чел., в том числе в муниципальном секторе - 21,70 тыс. чел.
Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в 2024 году по прогнозу составит 941,4, а в 2025 году - 1 036,9 мест на 1000 детей дошкольного возраста.
Численность детей в ДОУ, обеспеченность ДОУ 15
"Численность детей в ДОУ, обеспеченность ДОУ"
Общее образование
В 2021 году в городском округе Иваново осуществляли деятельность 53 общеобразовательных учреждения (в 2020 г. - 53), в том числе:
- муниципальные образовательные учреждения (далее - МОУ) - 49 ед.;
- частные общеобразовательные учреждения (далее - ЧОУ) - 4 ед.
С апреля 2022 года 1 негосударственному образовательному учреждению предоставляется субсидия из городского бюджета - ЧОУ "Новая школа". В текущем году общее количество общеобразовательных учреждений составило 54 ед., в том числе МОУ - 49 ед., ЧОУ - 5 ед.
По показателю "Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (всего)" учитываются учащиеся как муниципальных, так и негосударственных учреждений. Оценка на 2022 год и плановый период до 2025 года дана на основании предварительного комплектования общеобразовательных учреждений (апрель 2022 года). Изменения в муниципальную программу "Развитие образования города Иванова" будут внесены в декабре 2022 года на основании государственного статистического отчета ОО-1.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений в 2021 году составила 42,74 тыс. чел. (в 2020 г. - 41,83), в том числе в МОУ - 42,15 тыс. чел.
Фактическая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Иваново за 2021 год (42,74 тыс. чел.) незначительно ниже оценочного показателя за 2021 год (42,75 тыс. чел.) на 0,01 тыс. чел.
По оценке 2022 года численность учащихся общеобразовательных учреждений увеличится до 43,51 тыс. чел., в том числе в МОУ - 42,96 тыс. чел. В прогнозный период 2023 - 2025 гг. показатель численности учащихся общеобразовательных учреждений будет иметь тенденцию к увеличению, что связано с ростом рождаемости в период с 2008 по 2016 гг., а также с планируемой положительной миграцией населения в областной центр. К 2025 году по прогнозу данный показатель составит 44,68 тыс. чел., в том числе в МОУ - 44,12 тыс. чел., увеличившись по отношению к 2022 году на 2,7%, или на 1,17 тыс. чел.
Показатель "Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся в этих учреждениях" в 2021 году сохранился на уровне 2020 года и составил 89,2%.
В 2022 году численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся оценочно составит 89,2%, что соответствует уровню 2021 года.
По итогам 2022 года показатель обучающихся в первую смену может претерпеть изменения.
Увеличение числа обучающихся и исчерпанные возможности имеющихся площадей в существующих зданиях для переоборудования не позволят в прогнозный период существенно улучшить показатель "число детей, обучающихся в первую смену", так как рост контингента учащихся опережает ввод дополнительных (новых) мест в общеобразовательных учреждениях города.
В 2023 году показатель "Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся" планируется на уровне 89,2%, в 2024 - 2025 гг. - 89,3%.
Для решения проблемы обучения во вторую смену в период 2020 - 2021 гг. построена пристройка на 350 мест к зданию МОУ "Гимназия N 36" по ул. Генерала Хлебникова. Также создано 100 дополнительных мест в МОУ "СШ N 61".
До конца 2022 года планируется введение в эксплуатацию дополнительного корпуса МОУ "Гимназия N 44" в мкр. "Рождественский" на 350 мест.
Обеспеченность общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа
В 2021 году в городском округе Иваново осуществляли деятельность 116 общедоступных библиотек и 28 учреждений культурно-досугового типа (в 2020 г. - 116 и 28 соответственно).
Запланированные на 2021 год в прогнозе на 2022 - 2024 гг. показатели обеспеченности общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа составили 28,95 и 6,99 учреждений на 100 тыс. населения соответственно, что незначительно ниже запланированных показателей в прогнозе на 2022 - 2024 гг. Это обусловлено изменением оценочной и фактически полученной среднегодовой численности населения в 2021 году.
В настоящее время в городском округе Иваново количество общедоступных библиотек и объектов культурно-досугового типа по сравнению с 2021 годом не изменилось.
По оценке 2022 года обеспеченность общедоступными библиотеками составит 29,13 учреждений на 100 тыс. населения, в 2023 г. - 29,40, в 2024 г. - 29,65, в 2025 г. - 29,87.
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа в 2022 году составит 7,03 учреждений на 100 тыс. населения, в прогнозный период 2023 - 2025 гг. - 7,10, 7,16, 7,21 соответственно.
Положительная динамика показателей обеспеченности в прогнозном периоде обусловлена постепенным сокращением расчетной среднегодовой численности постоянного населения города Иванова, применяемой для расчета показателей.
Доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом
Развитие физической культуры и спорта - одно из основных направлений социальной политики, реализуемой на территории города Иванова. Значимость данного направления обусловлена тем, что физкультура и спорт решают сразу несколько важных общественных задач: воспитание подрастающего поколения, профилактика асоциального поведения, организация досуга населения и его приобщение к активному и здоровому образу жизни.
Наиболее значимыми событиями последних лет стало введение в эксплуатацию Дворца игровых видов спорта (2020 г.), современного спортивного комплекса с 50-ти метровым бассейном на улице Лежневской (2020 г.) и ледового катка "Ледовый парк" на проспекте Строителей (2021 г.).
Кроме того, в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" были установлены:
- площадка ГТО на базе МБОУ "Средняя школа N 9" (2020 г.) и физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа на базе МБОУ "Гимназия N 3" (2020 г.);
- физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа на базе МБОУ "Средняя школа N 8" (2021 г.).
С целью увеличения обеспеченности жителей города Иванова объектами спортивной инфраструктуры в 2021 году на придомовых и общественных территориях устанавливались площадки для физкультурно-спортивных занятий для населения и отдельно стоящее спортивное оборудование (турники, рукоходы, баскетбольные кольца, футбольные ворота и т.д.), проводилась реконструкция ранее установленных площадок.
На начало 2022 года на придомовых и общественных территориях установлено 68 площадок для физкультурно-спортивных занятий для населения, 37 комплексов уличных силовых тренажеров и по 62 адресам установлено отдельно стоящее спортивное оборудование.
В результате планомерной работы по пропаганде здорового образа жизни среди различных категорий населения города и развития спортивной инфраструктуры, взаимодействия с физкультурно-спортивными организациями и учреждениями, количество жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2021 году составило 146 293 чел., или 101,2% к 2020 году, соответственно удельный вес населения, занимающегося физкультурой и спортом, от общей численности населения города Иванова в 2021 году составил 36,57% (в 2020 г. - 36,01). Таким образом, показатель "доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом" в 2021 году, запланированный в прогнозе на 2022 - 2024 гг., достигнут.
В 2022 году завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном и катком в микрорайоне Видный и введен в эксплуатацию фитнес-клуб X-Fit в м. Авдотьино.
В 2023 году запланировано завершение строительства Дворца водных видов спорта и бассейна Ивановского государственного энергетического университета на улице Рабфаковская.
С 2022 года изменена методика расчета показателя "Доля населения города Иванова, систематически занимающегося физической культурой и спортом" в целях реализации единого подхода при формировании показателей документов стратегического планирования и взаимосвязи с проектом муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Иванове", в рамках которой также будет применяться новая методика расчета соответствующего показателя в привязке к численности населения в возрасте 3 - 79 лет. Таким образом, по оценке 2022 года количество жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составит 146 543 чел., удельный вес населения, занимающегося физкультурой и спортом, от численности населения в возрасте 3 - 79 лет, достигнет уровня 39,26%. В прогнозируемом периоде показатель будет иметь тенденцию к увеличению: в 2023 году - 43,71%, в 2024 году - 47,00%, в 2025 году - 49,00%. Динамика показателя в прогнозном периоде обусловлена ежегодным ростом числа занимающихся физкультурой и спортом с одновременным сокращением численности постоянного населения города Иванова, в том числе в возрасте 3 - 79 лет.
1Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2Сведения за 2020 - 2021 гг. скорректированы с учетом итогов сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год.
3Постановление Администрации города Иванова от 13.11.2018 N 1495 "Об утверждении муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове".
4Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
5Постановление Администрации города Иванова от 09.04.2021 N 438 "Об утверждении порядка предоставления и расходования средств бюджета города в рамках реализации муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове".
6Постановление Главы города Иванова от 30.06.2008 N 2002 "Об утверждении перечня имущества города Иванова, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
7Данные на 30.09.2022.
8Закон Ивановской области от 29.05.2020 N 28-ОЗ "О введении в действие на территории Ивановской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
9Данные уточненные.
10Постановление Администрации города Иванова от 11.11.2021 N 1297 "Об утверждении муниципальной адресной инвестиционной программы города Иванова на 2022 - 2024 годы".
11Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
12Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 N 362 "О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (вместе с "Правилами предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан"). В 2021 году - Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 N 362 "О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан" (вместе с "Правилами предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан").
13Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 N 409 "О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда".
14Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 N 398 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362".
15Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях представлена с учетом негосударственных дошкольных учреждений по г. Иваново финансируемых из городского бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Иванова от 15 ноября 2022 г. N 1842 "О прогнозе социально-экономического развития города Иванова... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.