Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Стратегией социально-экономического развития города Твери до 2035 года, утвержденной решением Тверской городской Думы от 19.12.2019 N 267, определено, что главной стратегической целью развития города Твери на долгосрочную перспективу является обеспечение прорывного развития экономики, предоставляющего равные возможности для бизнеса и науки, привлекающего и объединяющего людей для реализации передовых идей и комфортного проживания. Город, в котором хочется жить, работать и комфортно вести бизнес. Удобный, безопасный и понятный город для жителей и гостей.
Экономический рост обеспечивается созданием благоприятного предпринимательского климата, ростом деловой активности, раскрытием инвестиционной привлекательности территории в различных сферах экономической деятельности, развитием общественной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Город Тверь имеет многоотраслевую экономику, включающую обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовую и розничную торговлю, услуги населению.
Основой устойчивого развития экономики города Твери является диверсифицированное промышленное производство. Крупные и средние предприятия города Твери производят более 40% от областных объемов промышленного производства.
Общероссийские макроэкономические факторы непосредственным образом влияют на величину спроса продукции, прежде всего промышленного производства.
Оборот по крупным и средним предприятиям за 2021 год составил 521,8 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2020 годом на 20%.
По отраслям экономики в 2021 году сложились следующие показатели оборота организаций:
- оборот по обрабатывающим производствам - 179,5 млрд. руб. или 102,0% к 2020 году;
- объем оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 234,3 млрд. руб. (142,0%);
- обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 50,2 млрд. руб. (109,0%);
- информация и связь - 15,3 млрд. руб. (112,0%);
- транспортировка и хранение - 11,8 млрд. руб. (117,0%);
- строительство - 3,0 млрд. руб. (98,0%).
Крупнейшими налогоплательщиками города Твери, обеспечивавшими 50% поступлений в бюджетную систему Российской Федерации с территории города Твери в 2021 году, являются тверские предприятия: акционерное общество "Диэлектрические кабельные системы", общество с ограниченной ответственностью "Частная пивоварня "Афанасий", открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод", общество с ограниченной ответственностью "Электросистем", публичное акционерное общество "Сбербанк России", акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" и другие.
В течение ряда лет сохраняется положительная динамика роста среднесписочной численности работников крупных и средних организаций. В 2021 году она увеличилась до 115,2 тыс. работников или на 1,5%.
Согласно официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций города Твери в 2021 году увеличилась на 7,2% и превысила 50,2 тыс. руб. По сравнению со средней зарплатой в Тверской области (43,9 тыс. руб.) она была выше на 6,3 тыс. руб.
Среди муниципальных образований Тверской области город Тверь занимает 3 место по наиболее высокому размеру номинальной начисленной среднемесячной заработной платы после Удомельского городского округа (57,8 тыс. руб.) и Кесовогорского муниципального района (55,8 тыс. руб.).
В 2021 году максимально высокий размер заработной платы отмечен в организациях профессиональной, научной и технической деятельности (74,9 тыс. руб.), самый низкий - на обрабатывающих предприятиях при производстве мебели (17,7 тыс. руб.).
Ежегодно увеличивается оплата труда работников малого бизнеса. По оценке в 2021 году среднемесячная заработная плата работников составила от 28,5 тыс. руб. до 31,5 тыс. руб. и в денежном выражении значительно отставала от аналогичного показателя по крупным и средним организациям города Твери.
2021 год характеризовался динамикой постоянного падения численности безработных горожан и уровня безработицы. Массовых высвобождений работников организаций не зафиксировано. Численность фактически высвобожденных (сокращенных) работников за год (552 работника) была в 4,4 раза меньше количества граждан, принятых на дополнительно введенные рабочие места крупных и средних организаций города Твери.
В рейтинге 16-ти областных центров Центрального федерального округа по итогам 2021 года 1 место, как город с самой низкой численностью безработных граждан, разделили города Тверь и Калуга.
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства законодательно закреплено в качестве вопроса местного значения для муниципальных образований.
По данным Тверьстата, по состоянию на 01.01.2022 в городе Твери зарегистрировано 23,4 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- индивидуальных предпринимателей - 11,1 тыс. чел.;
- микропредприятий - 11,3 тыс. ед.;
- малых предприятий - 910 ед.;
- средних предприятий - 69 ед.
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в экономике города Твери, обеспечении потребностей населения товарами и услугами, формировании рынка труда и доходной части городского бюджета.
Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства среди юридических лиц в общем числе приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, на транспортировку и хранение, строительство.
В сфере малого бизнеса заняты порядка 70 тыс. человек. Доля занятых в малом бизнесе в 2021 году по оценке составила 33% от общей численности работников, занятых в экономике города Твери.
От субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, за 2021 год в бюджет города Твери поступило 430 млн. руб., или 10% от объема налоговых и неналоговых доходов.
В городе Твери активно ведется работа по поддержке малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятного предпринимательского климата.
Администрацией города Твери оказывается имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
На территории города Твери реализация преимущественного права выкупа арендуемого имущества на условиях, предусмотренных Федеральным законом 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется по инициативе заявителя. В 2021 году заключено 18 договоров купли-продажи арендуемого недвижимого имущества в связи с реализацией преимущественного права на приобретение.
В 2021 году в помещениях муниципального бизнес-инкубатора (ул. Озерная, д.14) на льготных условиях размещались 15 субъектов предпринимательства, которыми создано 24 рабочих места.
Информационная и консультационная поддержка субъектам предпринимательской деятельности оказывается на базе муниципального автономного учреждения "Агентство социально-экономического развития". В течение 2021 года оказаны информационные услуги 144,8 тыс. субъектам предпринимательства, что почти в 2 раза превышает количество предпринимателей, получивших информационную поддержку в 2020 году - 73,4 тыс. предпринимателей.
Малый и средний бизнес города, сосредоточенный в сфере потребительского рынка, представляет собой эффективно развивающийся сектор экономики, который способствует созданию новых рабочих мест.
В Твери организованы и постоянно действуют 15 ярмарочных территорий. В 2021 году на территории города Твери проведены 882 ярмарки, в которых приняло участие около 16,0 тыс. субъектов предпринимательства, фермерских хозяйств и граждан, имеющих личные подсобные хозяйства.
Постановлением Администрации города Твери от 23.04.2021 N 445 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО), в том числе объектов по оказанию услуг на территории города Твери, со сроком действия до мая 2024 года. В схеме предусмотрено 717 территорий для размещения НТО.
По данным Тверьстата, объём инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям города Твери в 2021 году составил 25,8 млрд. руб., что на 9,2% в сопоставимых ценах выше 2020 года. Инвестиции города Твери занимают 40% всех инвестиционных вложений в Тверской области.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что 33,6% средств в 2021 году были направлены на приобретение машин и оборудования, на строительство зданий (кроме жилых) -17,6%, на строительство сооружений - 16,2%, на приобретение информационного, компьютерного, телекоммуникационного оборудования и транспортных средств направлено соответственно 14,8% и 9,6% от общего объема инвестиций.
В рамках содействия развитию инвестиционной деятельности в городе Твери осуществляются меры по информационному обеспечению.
Из особо значимых проблем, которые тормозят развитие сектора малого и среднего бизнеса в городе Твери, выделяются: нестабильное налоговое законодательство, высокая стоимость заемных средств, недостаточность собственных средств для развития и недостаточность квалифицированных кадров, ограниченные возможности в продвижении товаров (работ, услуг).
Одним из показателей уровня социально-экономического развития является качество предоставления муниципальных услуг.
В Реестр муниципальных услуг города Твери включено 36 муниципальных услуг, оказываемых органами Администрации города Твери, 10 услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и предоставляемых в электронной форме.
В целях обеспечения информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам предоставления муниципальных услуг Реестр муниципальных услуг размещается на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт Администрации города Твери).
Основным документом, регламентирующим порядок предоставления отдельной услуги, является административный регламент, в котором в структурированном виде в максимально доступной для понимания форме изложен весь процесс получения услуги - от обращения до получения результата.
Важным элементом открытости и обеспечения обратной связи является обязательность проведения экспертизы проектов административных регламентов и постановлений о внесении в них изменений. С этой целью тексты проектов размещаются на официальном сайте Администрации города Твери для независимой экспертизы всеми заинтересованными лицами, а затем подлежат экспертизе, проводимой Комиссией по проведению административной реформы в городе Твери.
В 2021 году состоялось 10 заседаний Комиссии по проведению административной реформы в городе Твери. Экспертизе были подвергнуты 10 проектов административных регламентов.
За 2021 год в Администрацию города Твери обратилось более 54 тыс. заявителей за предоставлением муниципальных услуг.
Администрацией города Твери организована работа по переводу в электронный формат и размещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) массовых социально значимых муниципальных услуг. В 2021 году переведено в электронный формат 13 муниципальных услуг.
Для обеспечения современных стандартов предоставления муниципальных услуг в городе Твери действует Государственное автономное учреждение Тверской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ "МФЦ"), где потребитель получает услугу в режиме "одного окна" после однократного обращения.
В городе Твери филиалы ГАУ "МФЦ"открыты по следующим адресам:
- ул. Трехсвятская, д. 6,
- Петербургское шоссе, д. 28,
- Бурашевское шоссе, д. 36,
- Двор Пролетарки, д. 7,
- Комсомольский проспект, д. 4/4 и пр-т Победы, д. 14 (обслуживаются только предприниматели, а также граждане, планирующие открыть свое дело).
Количество муниципальных услуг, предоставление которых организуется в ГАУ "МФЦ", составляет 34 услуги.
С учетом сформировавшихся тенденций развития экономики города Твери основными приоритетными направлениями в сфере реализации муниципальной программы являются:
- стратегическое планирование и мониторинг социально-экономического развития города Твери;
- содействие формированию благоприятного предпринимательского климата и развитию конкуренции в городе Твери;
- развитие потребительского рынка и услуг на территории города Твери.
На реализацию муниципальной программы может повлиять как внешняя, так и внутренняя среда.
В качестве факторов внешней среды, которые могут отрицательно повлиять на сферу реализации муниципальной программы, можно выделить:
1) ухудшение экономической ситуации как в целом по Российской Федерации, так и в Тверской области;
2) низкая доступность финансовых ресурсов в коммерческом секторе;
3) вытеснение местных торговых сетей, объектов общественного питания, сферы услуг крупными российскими и международными сетями;
4) сокращение количества стран-импортеров продукции предприятий города в связи с экономической и политической ситуацией;
5) увеличение требований потребителей товаров и услуг к качеству сервисного обслуживания;
6) природные и техногенные катастрофы.
В качестве факторов внешней среды, которые могут положительно повлиять на сферу реализации муниципальной программы, можно выделить:
1) близость к Московской агломерации;
2) развитие города Твери как центра деловых коммуникаций;
3) обеспечение благоприятной среды для развития предпринимательства за счет совершенствования налоговой политики (налоговые каникулы, низкие налоговые ставки по отдельным видам деятельности);
4) появление новых форматов торговли, связанное с развитием информационных технологий;
5) увеличение роли стратегического и долгосрочного планирования.
К факторам внутренней среды, которые могут отрицательно повлиять на сферу реализации муниципальной программы, можно отнести:
1) отсутствие необходимого количества подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой;
2) высокие тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий;
3) значительная зависимость машиностроительной отрасли от государственной поддержки и заказа;
4) территориальная близость двух мегаполисов, приводящая к оттоку кадров;
5) слабая информированность и низкий уровень правовой и финансовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности.
В качестве факторов внутренней среды, которые могут положительно повлиять на сферу реализации муниципальной программы, можно выделить:
1) наличие свободных промышленных площадок, позволяющих размещать новые конкурентоспособные производства;
2) наличие стабильных системообразующих предприятий с развитыми кооперационными связями и рынками сбыта, вокруг которых формируются промышленные кластеры;
3) увеличение количества стартапов и развитие акселерационных экосистем для предпринимательства;
4) высокий образовательный и квалификационный уровень трудовых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.