Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития городского округа Кохма на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Прогноз социально-экономического развития городского округа Кохма на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 639-п "Об утверждении порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочный и долгосрочный периоды", постановлением администрации городского округа Кохма от 26.03.2013 N 272 "Об утверждении порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития городского округа Кохма", с учетом сценарных условий базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Ввиду существенных изменений во внешних и внутренних условиях развития российской экономики, траектория развития в среднесрочной перспективе в настоящий момент характеризуется повышенной степенью неопределенности. После активного восстановительного роста в 2021 году мировая экономика перешла к замедлению. Снижение темпов глобального роста и ужесточение финансовых условий на мировых рынках во многом происходит из-за резкого повышения цен на продовольствие и энергоносители.
Согласно предварительным итогам социально-экономического развития Российской Федерации за январь - июль 2022 г. и ожидаемым итогам социально-экономического развития Российской Федерации за 2022 год на фоне ослабления рубля и повышенного спроса населения на ряд товаров, наблюдаемого с конца февраля 2022 года, уровень инфляции увеличился с 9,2% г/г в феврале до 17,8% г/г в апреле. Разворот указанных тенденций (укрепление рубля и спад ажиотажного спроса) способствовали замедлению инфляции. По итогам года по мере осеннего оживления потребительского спроса и окончания сезонного удешевления плодоовощной продукции темп роста потребительских цен, по оценке, составит 12,4% г/г (декабрь к декабрю 2021 года).
1. Экономические показатели
Структура экономики городского округа Кохма представлена широким спектром видов экономической деятельности. Имеются предприятия по производству текстильных изделий и ткани, одежды, обуви, мебели и другие.
В целом социально-экономическая ситуация в городском округе по итогам 2021 года характеризовалась планомерной позитивной динамикой развития в большинстве сфер.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - Ивановостат) отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в целом по городскому округу Кохма за 2021 год составила 3 152,1 млн руб. при индексе-дефляторе 112,90%.
Структура товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по организациям городского округа Кохма
Промышленное производство в городском округе Кохма развивается по трем основным направлениям:
- обрабатывающие производства (преимущественно легкая промышленность);
- обеспечение горячей водой (деятельность организации, оказывающей услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства);
- водоснабжение; водоотведение (деятельность организации, оказывающей услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства).
Объем промышленного производства в городе за 2021 год составил 2 998,25 млн руб., при индексе-дефляторе 113,37% индекс промышленного производства - 98,05% к предыдущему году.
Производство товаров и услуг на территории городского округа представлено в основном обрабатывающими производствами, доля которых составила в 2021 году 93,04%. Объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах в 2021 году сложился в размере 2 789,51 млн руб. В прогнозном горизонте структура промышленного производства не претерпит существенные изменения.
Структура промышленного производства городского округа Кохма
Положительные тенденции развития в обрабатывающем производстве в 2021 году наблюдались в следующих сегментах:
- производство одежды (темп роста - 109,60% к уровню 2020 года);
- производство изделий из кожи (рост индекса производства в 2,5 раза к отчетному году);
- производство прочих готовых изделий, объем производства которых отмечен наибольшим темпом роста - в 20 раз к уровню 2020 года.
Рост объемов отгруженной продукции в указанных сегментах обрабатывающего производства в прошлом году, в том числе связан с реализацией мероприятий по обновлению и увеличению парка оборудования предприятий города, а также расширению рынка сбыта готовой продукции.
Учитывая кардинальные изменения во внешних условиях функционирования российской экономики с конца февраля 2022 года, на среднесрочную траекторию развития экономики городского округа Кохма окажут влияние сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и потеря ряда экспортных рынков.
В прогнозном горизонте, в том числе за счет замещения импорта товарами, произведенными внутри страны, прогнозируется восстановительный рост производства товаров и услуг по чистым видам экономической деятельности - до 100,87% ИП к 2025 году.
Потребительский спрос населения является главным индикатором состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние платежеспособного спроса населения.
В 2021 году в городском округе Кохма осуществляли деятельность 150 предприятий торговли, 77 объектов бытового обслуживания, 29 предприятий общественного питания. Обеспеченность населения городского округа торговыми площадями в расчете на 1000 человек по состоянию на 01.01.2022 составляла 914,7 м2. Этот показатель превышает нормативную обеспеченность в 1,9 раза.
В перспективе планируется дальнейшее увеличение площади торговых объектов, приходящейся на 1000 человек, за счет реализации в настоящее время инвестиционных проектов по строительству торговых объектов.
В 2021 году оборот розничной торговли (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек), выразился в сумме 2 041,67 млн руб., что составляет 120,10% к соответствующему уровню 2020 года, индекс физического объема - 109,90%. В январе - июне 2022 года сохранялись позитивные тенденции 2021 года, индекс физического объема оборота розничной торговли сложился на уровне 103,3% к соответствующему периоду 2021 года. Прежде всего, увеличение объема розничной торговли связано с мартовскими событиями на рынке, когда покупатели массово запасались продуктами впрок. На этот же период пришелся и заметный рост цен.
Одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров привел к росту индекса-дефлятора, который за январь - июнь 2022 года составил 117,6%.
По оценке 2022 года оборот розничной торговли составит 2 323,7 млн руб., индекс физического объема - 98,20%.
В целях стабилизации ситуации на потребительском рынке администрацией городского округа Кохма проводится еженедельный мониторинг цен на продовольственные товары и товары первой необходимости по 69 наименованиям. Кроме этого, в рамках контроля ценовой ситуации на продовольственном рынке организован ежеквартальный мониторинг цен на фиксированный набор продовольственных товаров по 40 наименованиям. К 2025 году прогнозируется планомерный рост оборота розничной торговли.
Объем платных услуг, оказываемых населению крупными и средними предприятиями и организациями городского округа Кохма, в 2021 году составил 226,76 млн руб. По оценке 2022 года объем платных услуг, оказываемых населению, составит 252,16 млн руб., индекс физического объема - 101,00% при индексе-дефляторе 110,10%. В прогнозном горизонте планируется рост объема платных услуг, это связано, в основном, с увеличением количества предоставляемых услуг и инфляционными процессами на потребительском рынке. К 2025 году прогнозируется увеличение объема платных услуг до 330,41 млн руб., индекс физического объема - 105,00%.
Экономическое развитие и повышение конкурентоспособности территории напрямую зависят от инвестиционной привлекательности города. Вопросы привлечения инвестиций лежат в основе экономической политики администрации городского округа Кохма. Выстроенная инвестиционная политика в последние годы позволила привлечь в город в 2021 году инвестиции в основной капитал в объеме 1 249,97 млн руб. (индекс физического объема 186,97%) за счет:
- бюджетных средств в объеме 232,24 млн руб.;
- внебюджетных источников *(1), т.е. за исключением бюджетных средств, в объеме 191,00 млн руб. - инвестиции крупного бизнеса за счет собственных средств (183,90 млн руб.) и привлеченных средств (7,10 млн руб.);
- финансовых вложений хозяйствующих субъектов, которые не вошли в выборку статистического обследования инвестиционной активности организаций Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, в размере 826,73 млн руб.
Итогами инвестиционной и строительной деятельности в городском округе Кохма стали ввод объектов социальной сферы и производственных мощностей и продолжение строительства объектов.
В 2021 году в городе за счет всех источников финансирования построено 2 многоквартирных дома, населением построено 42 индивидуальных жилых дома. Всего введено в эксплуатацию 10,61 тыс. м2 общей площади жилья.
В рамках реализации национального проекта "Экология" федерального проекта "Чистая вода" в 2021 году завершено строительство двух ниток водопровода D=300 мм от микрорайона ТЭЦ-3 до камеры на водопроводе D=150 мм, расположенной у Дворца культуры г. Кохма, в соответствии с заключенным концессионным соглашением от 09.10.2020 N 34-с на создание объекта водоснабжения на территории муниципального образования городской округ Кохма. Освоено 72,01 млн руб.
За счет средств консолидированного бюджета в 2021 году начато строительство здания школы на 550 мест в районе Рабочего поселка городского округа Кохма в рамках национального проекта "Образование", продолжено строительство дошкольного учреждения на 240 мест в районе ул. Владимирской (национальный проект "Демография"). Общий объем освоенных инвестиций за счет всех источников финансирования составил более 160,23 млн руб.
Видовая структура источников финансирования инвестиций в основной капитал организаций городского округа Кохма в 2021 году сложилась следующим образом:
В целях реализации регионального инвестиционного стандарта и улучшения инвестиционного климата администрацией городского округа Кохма предусмотрен комплекс мер, в том числе:
- функционирование штаба по улучшению инвестиционного климата в городском округе Кохма *(2) под председательством Главы городского округа Кохма;
- информационное наполнение раздела "Инвестиционные площадки" Инвестиционного портала Ивановской области, актуализация сведений о зеленых площадках, неиспользуемых зданиях и сооружениях городского округа Кохма с краткой характеристикой каждого объекта и приложением фотоматериалов;
- обновление информации по наличию свободных инвестиционных площадок, расположенных на территории городского округа Кохма, пригодных для размещения новых производств, расширения имеющихся мощностей, а также для строительства жилых домов, на официальном сайте городского округа Кохма в сети Интернет;
- актуализация инвестиционного паспорта муниципального образования "городской округ Кохма";
- содействие во внедрении стандарта развития конкуренции Ивановской области посредством реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городском округе Кохма;
- реализация программы развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, выявление наиболее востребованного направления финансовой поддержки.
В целях снижения административных барьеров, выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения, повышения качества регуляторной среды для бизнес-сообщества города, администрацией городского округа Кохма продолжена работа по совершенствованию института оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Кохма и экспертизе действующих муниципальных нормативных правовых актов городского округа Кохма.
С каждым потенциальным инвестором проводится индивидуальная работа по подбору наиболее выгодной площадки в рамках потребностей. Налажено взаимодействие с АНО "Агентство по привлечению инвестиций в Ивановскую область" в целях ускорения по мере возможности решения проблем, возникающих у предпринимателей города, при проведении процедуры технологического присоединения. На официальном сайте на постоянной основе в специализированном разделе размещается актуальная информация по инвестиционным площадкам, информационные сообщения об объявлении аукциона по продаже права на заключение договора аренды и по продаже в собственность земельных участков. Также наполняется Инвестиционный портал Ивановской области сведениями о перспективных инвестиционных площадках города.
В среднесрочной перспективе в рамках улучшения состояния инвестиционного климата органами местного самоуправления городского округа Кохма будет продолжена реализация вышеозначенного комплекса мер.
Проактивная экономическая политика на всех уровнях государственной власти позволят в прогнозном периоде не дополнить структурный кризис в экономике циклическим и поспособствует адаптации к новым условиям и переходу к восстановительному росту.
Расчет прогнозных показателей инвестиционной деятельности на территории городского округа основан на предоставленных Ивановостат результатах за 2021 год, анализе показателей за истекший период 2022 года, данных адресной инвестиционной программы, а также прогнозных показателях инвестиционной деятельности ряда предприятий и организаций города. Инвестиции в основной капитал в среднесрочной перспективе демонстрируют восстановительный рост лишь к 2025 году (индекс физического объема 100,75% при индексе-дефляторе 104,60%).
На территории городского округа Кохма субъектами предпринимательской деятельности предполагается реализация следующих крупных инвестиционных проектов:
- строительство многоквартирных жилых домов;
- продолжение строительства спортивно-развлекательного комплекса;
- реконструкция фитнес-центра;
- строительство торговых объектов;
- наращивание производственных мощностей промышленными предприятиями и другие инвестпроекты.
В рамках адресной инвестиционной программы городского округа Кохма на 2023 - 2025 годы предусмотрена реализация следующих инвестиционных проектов за счет средств консолидированного бюджета:
- создание новых мест в общеобразовательных организациях (строительство общеобразовательной школы на 550 мест в г.о. Кохма, по адресу: Ивановская область, г. Кохма, ул. Владимирская);
- реконструкция участка автомобильной дороги, связывающей микрорайон "Жилзона" (ул. Кочетовой) с историческим центром г. Кохма (ул. Чернышева, ул. Советская, пл. Октябрьская);
- проведение противоаварийных работ по сохранению объектов культурного наследия (объект культурного наследия федерального значения "Здание набойной мануфактуры, начало XIX в.", расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кохма, ул. Октябрьская, д. 30б);
- реконструкция основного здания МБОУ СОШ N 6 городского округа Кохма.
В городском округе Кохма существуют две наиболее крупные производственные площадки, на которых расположены основные предприятия:
- район улицы Ивановской;
- район улиц Кочетовой-Фархадской-Кирпичной.
Имеющиеся земельные участки на улице Октябрьская, переданные и планируемые к передаче в аренду хозяйствующим субъектам в целях наращивания производственных мощностей, позволят создать в городском округе Кохма третью наиболее крупную производственную зону "район улицы Октябрьская - площади Октябрьская". В настоящее время в данном районе уже располагаются промышленные предприятия по производству текстильных тканей, нетканых текстильных материалов, готовых текстильных изделий.
В экономику города весомый вклад вносит и малый бизнес, который является важнейшим фактором перспективного развития, способствующим созданию новых рабочих мест и повышению занятости населения. Итоги сплошного наблюдения Ивановостата за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год, предоставленные муниципалитетам Ивановской области в 3 квартале 2022 года, (далее - Итоги сплошного наблюдения Ивановостата за 2020 год) обеспечили объективное понимание положения дел в сфере предпринимательской деятельности в городе.
Так, в 2020 году, учитывая условия ввода карантинных мер из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), косвенно повлиявших на закрытие части предприятий в стране, количество юридических лиц, осуществляющих деятельность в городском округе Кохма, составило 210, индивидуальных предпринимателей - 462. Структура сферы предпринимательской деятельности городского округа Кохма, сложившаяся в 2020 году представлена ниже.
В соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы в городском округе Кохма в 2021 году осуществляли деятельность 1 142 субъекта предпринимательской деятельности; по оценке 2022 года - 1 182 субъекта предпринимательской деятельности, из них 861 индивидуальный предприниматель.
Согласно Итогам сплошного наблюдения Ивановостата за 2020 год среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, в 2020 году составила 2,95 тыс. человек, оборот субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Кохма - 12 994,74 млн руб.
Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, в 2021 году составила 3,00 тыс. человек; оборот малых и средних предприятий города сложился на уровне 14 187,66 млн руб.
Учитывая принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки малого и среднего предпринимательства, в прогнозном периоде запланирован рост показателей, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса на территории городского округа.
Одним из приоритетных направлений экономической политики муниципального образования является создание эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. С этой целью реализуется муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Кохма", в рамках которой предусмотрены меры имущественной, информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а с 2022 года предполагается оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках имущественной поддержки утвержден перечень имущества города, который предназначен для передачи в аренду или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день в нем состоят 8 объектов общей площадью 1382,2 кв. м, из них 3 нежилых помещения обременены договорами.
В 2021 году нормативным правовым актом установлен срок рассрочки оплаты при приобретении субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Кохма, при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества, равный пяти годам.
Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлены льготы по арендной плате за помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в которых расположены объекты с присвоенным статусом социального объекта.
Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе Кохма заняты в сфере розничной торговли. В целях оказания поддержки данному сектору администрация предоставляет места для осуществления нестационарной уличной торговли согласно утвержденной схеме; в настоящее время в схему размещения включено порядка 90 мест под нестационарные торговые объекты. Организуются культурно-массовые мероприятия, приуроченные к различным праздникам (Масленица, День города, День Победы и другие). С целью обеспечения жителей и гостей города продовольственными товарами, сувенирами и услугами общественного питания, в местах проведения народных гуляний организуется выездная торговля. Места малому и среднему бизнесу для выездной торговли предоставляются на безвозмездной основе.
В силу быстроменяющейся обстановки в экономике, перед органами власти стоит задача оперативно охватить максимальное количество предприятий для доведения важной информации.
Для информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте городского округа Кохма функционирует раздел "Малый и средний бизнес", где размещается необходимая информация. В настоящее время наиболее перспективными каналами коммуникации стали соцсеть, мессенджеры и электронная почта. Администрация городского округа Кохма обеспечивает информационный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к программам поддержки всех уровней: федерального, регионального и муниципального. Регулярно направляется информация по изменению законодательства, внедрению новых мер поддержки, в том числе о субсидировании части затрат, связанных с трудоустройством отдельных категорий граждан и другое.
Учитывая "кадровый голод" на предприятиях города ведется непрерывная работа по информированию руководителей предприятий о возможности трудоустройства отдельных категорий граждан и о поддержке государства в преодолении кризисного положения на предприятии.
В период 2021 - 2022 годов администрацией городского округа Кохма организованы 2 крупные встречи с бизнес-сообществом при участии Правительства Ивановской области, центра "Мой бизнес", центра занятости, в ходе которых обсуждались вышеобозначенные вопросы.
Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе позволил определить степень востребованности мер поддержки и актуальность предлагаемых мероприятий развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате анализа принято решение в 2022 году направить имеющиеся финансовые средства на частичное возмещение затрат на приобретение средств индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции. Разработан и принят соответствующий порядок предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства. Учитывая положение дел в малом и среднем бизнесе в условиях ввода карантинных мер из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) данное мероприятие, по мнению предпринимателей, в настоящее время является актуальным.
С целью налаживания более тесного взаимодействия, решения проблемных вопросов "на месте" и формирования более полного представления о производственном потенциале города внедрена практика личного общения с предпринимателями. Поддержание постоянного диалога с предпринимателями позволяют оперативно реагировать, в том числе, и на факты нарушений прав предпринимателей, повышая общее доверие к органам власти, а также актуализировать и дополнять существующую нормативную правовую базу для улучшения инвестиционного и предпринимательского климата.
В городском округе Кохма действует координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации городского округа Кохма.
2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
В 2021 году среднегодовая численность постоянного населения городского округа Кохма составила 30,40 тыс. человек (30 404 человека), темп роста 100,52%. Несмотря на естественную убыль населения (158 человек) произошло увеличение численности населения города за счет миграционного прироста населения на 156 человек. Положительное значение миграционных потоков сохраняется на протяжении нескольких лет и частично компенсировало естественную убыль населения. Количество родившихся за 2021 год составило 332 человека, что ниже уровня 2020 года на 5 человек. Негативные последствия пандемии COVID-19, отразившиеся на здоровье населения, привели к росту количества умерших (490 человек) по сравнению с 2020 годом - увеличение на 17 человек.
В январе - июле 2022 года наблюдалась не только естественная убыль населения (на 68 человек), но и миграционный отток (на 122 человека) - впервые за последние несколько лет. По оценке 2022 года среднегодовая численность населения городского округа Кохма уменьшится и составит 30 353 человека, а в 2023 году - 30 284 человека.
В плановом периоде прогнозируется планомерный рост среднегодовой численности населения городского округа Кохма до 30 484 человек за счет реализации комплекса мероприятий по развитию социальной сферы, в частности, строительства средней школы на 550 мест, и освоения территорий города под жилищную застройку.
Согласно расчетным данным численность трудовых ресурсов в 2021 году увеличилась и составила 18,70 тыс. человек (100,87% к уровню 2020 года), а численность занятых в экономике - 16,00 тыс. человек (100,13% к уровню 2020 года). В 2022 году предвидится уменьшение численности трудовых ресурсов в связи с ростом в 2021 году смертности из-за последствий эпидемиологической ситуации 2020 года. В прогнозируемом периоде планируется небольшое увеличение данных показателей до 19,10 тыс. человек.
Численность безработных граждан городского округа Кохма, официально зарегистрированных в службе занятости, на 01.01.2022 составила 85 человек, что в 8,83 раза ниже уровня по состоянию на 01.01.2021. Уровень зарегистрированной безработицы на 01.01.2022 составил всего 0,51% от трудоспособного населения города в трудоспособном возрасте, на 01.01.2021 - 5,77%. Число вакансий при этом возросло на 8 единиц и составило 211.
Коэффициент напряженности на территориальном рынке труда по состоянию на 01.01.2022 снизился на 4,34 п. по сравнению с 01.01.2021 и составил 0,40 чел./вак.
Направленные меры государственной финансовой поддержки на выплату заработной платы в 2021 году, в том числе, способствовали сохранению имеющихся 295 рабочих мест на предприятиях городского округа Кохма, относящихся к наиболее пострадавшим от пандемии коронавируса отраслям экономики. Согласно официальным сведениям интернет-ресурса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" на данные цели было выделено 3 773,64 тыс. руб., что так же стимулировало создание новых рабочих мест в организациях города.
На сегодняшний день на рынке труда наблюдается улучшение ситуации, сокращается численность официально зарегистрированных безработных и, соответственно, уровень безработицы. По данным ОГКУ "Ивановский межрайонный центр занятости населения" в 2022 году предполагается уменьшение численности безработных, официально зарегистрированных в службе занятости, до 80 человек.
Реализуется план мероприятий по развитию предпринимательской инициативы в городском округе Кохма и созданию дополнительных рабочих мест.
В связи с тем, что данные по среднесписочной численности работников и среднемесячной заработной плате по полному кругу предприятий, а также по среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства Ивановостатом не предоставляются, данные показатели оцениваются с учетом сложившейся динамики по среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий городского округа и на основании фактических отчислений от налога на доходы физических лиц, поступивших в бюджет города, а также темпов роста заработной платы по Ивановской области.
Фонд начисленной заработной платы всех работников по городскому округу Кохма в 2021 году оценивался в размере 1 655,39 млн руб., 108,70% к уровню 2020 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составила 25 358,26 руб., или 106,00% к 2020 году, в том числе за счет увеличенного с 01.01.2021 размера МРОТ на 5,46% (до 12 792,00 руб.) и индексации оплаты труда работников бюджетной сферы с 01.10.2021 на 4,00%.
Рабочие места - один из ключевых факторов развития муниципального образования. Администрацией городского округа Кохма в 2021 году продолжалась работа в данном направлении, алгоритм действий был закреплен планом мероприятий по созданию рабочих мест и развитию предпринимательской инициативы на 2020 - 2023 годы (далее - План). В 2021 году мероприятия Плана реализованы согласно запланированным срокам.
Установленное Планом целевое количество созданных новых рабочих мест на территории городского округа Кохма в 2021 году перевыполнено на 8,33% (130 рабочих мест при плановом значении - 120). В рамках реализации текущих инвестиционных проектов, утвержденных Планом, в 2021 году на промышленных предприятиях городского округа Кохма создано 30 рабочих мест, в том числе, на базе одного из инвестиционных проектов, завершенного в конце 2020 года, открылась новая компания, специализирующаяся на производстве упаковки для текстиля и швейных изделий. На территории городского округа Кохма в 4 квартале отчетного года на базе реализованного инвестиционного проекта по строительству торгового объекта открыт фирменный магазин, создано 7 рабочих мест. На территории одного из гостиничных комплексов создано 36 рабочих мест. В отчетном году к утвержденному Планом количеству рабочих мест, организованных в рамках реализации текущих инвестиционных проектов, дополнительно создано 57 рабочих мест за счет открытия торговых объектов, в том числе, исполнения соглашения о намерениях к сотрудничеству с производственным предприятием (3 рабочих места), а также проведения мероприятий в сфере туризма, торговли и оказания услуг.
Ожидается, что в прогнозном горизонте среднесписочная численность работников будет постепенно увеличиваться с 5,75 тыс. чел. до 6,01 тыс. чел. в основном за счет вновь созданных рабочих мест на имеющихся производственных площадках в результате реализации инвестиционных проектов предприятиями.
Социальная сфера является наиболее значимой составляющей в деятельности органов местного самоуправления. В настоящее время в городском округе Кохма действуют 5 общеобразовательных школ, 6 детских дошкольных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования в сферах культуры, физической культуры и образования.
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях в 2021 году составляла 1 775 человек. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями составила 831 место на 1 000 детей в возрасте 1-6 лет. Важное социальное значение для обеспечения территориальной доступности дошкольного образования в городском округе Кохма имеет строительство дошкольного учреждения на 240 мест в районе улицы Владимирской (национальный проект "Демография"), 01.04.2022 данное учреждение введено в эксплуатацию. В 2022 году количество воспитанников увеличилось за счет введения в режим функционирования вновь построенного здания детского сада, что позволило улучшить обеспеченность ДОУ до 971 места на 1000 детей дошкольного возраста, что составляет 116,85% к уровню 2021 года. В прогнозном периоде планируется сохранить достигнутый уровень.
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2021 году составила 3 150 человек. В 2022 году в связи с миграционными процессами и ростом рождаемости численность обучающихся выросла и составила 3 274 человека, в 2023 - 2025 годах прогнозируется сохранение уровня численности учеников. За счет средств консолидированного бюджета в 2021 году начато строительство здания школы на 550 мест в районе Рабочего поселка городского округа Кохма в рамках национального проекта "Образование". Ввод в эксплуатацию этого объекта позволит снизить долю обучающихся, занимающихся во вторую смену с 33,10% до 20,00%.
В городе насчитывается 57 спортивных сооружений, из них наиболее значимые: конно-спортивный комплекс "Риат", два стадиона, 8 спортивных залов.
В 2021 году в городе за счет всех источников финансирования построено 107 новых квартир (2 многоквартирных дома) общей площадью 5,30 м2, 58,20% к уровню 2020 года. Населением построено 42 индивидуальных жилых дома общей площадью 5,32 тыс. м.2 (157,35% к уровню 2020 года).
По оценке 2022 года ввод в эксплуатацию жилых домов составит 21,75 тыс. м2. В прогнозном горизонте при стабилизации ситуации на внутреннем и внешнем экономических рынках предполагается ввести в эксплуатацию: в 2023 - 2024 годах - 22,0 тыс. м.2 жилья ежегодно, в 2025 году - 23,00 тыс. м2.
3. Финансовые и бюджетные показатели
В 2021 году по данным Ивановостата с прибылью работали 66,67% крупных и средних организаций городского округа Кохма. Информация о размере прибыли не предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ст. 4, п. 5; ст. 9. п. 1) в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций.
Планирование доходов бюджета городского округа Кохма осуществляется согласно Методикам прогнозирования поступлений налоговых и неналоговых доходов, утвержденных приказами главных администраторов доходов бюджета городского округа Кохма и с учетом фактических поступлений в предыдущем и текущем финансовом году с применением индексов-дефляторов изменения макроэкономических показателей по прогнозу социально-экономического развития городского округа Кохма.
При расчете налоговых поступлений в среднесрочной перспективе за основу берутся данные налоговой отчетности о налогооблагаемой базе на последнюю отчетную дату, а также прогнозные данные, предоставленные налоговым органом, как главным администратором доходов.
Доходы бюджета городского округа Кохма в 2021 году составили 760,90 млн руб., 120,16% к уровню 2020 года. Увеличение доходов бюджета в 2021 году обусловлено ростом безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов с 538,30 млн руб. в 2020 году до 655,64 млн руб. в 2021 году.
В целом в 2022 году за счет предоставляемых межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов ожидается двукратный рост доходов, поступающих в бюджет городского округа Кохма, в объеме 1 511,62 млн руб. В 2023 году доходы бюджета прогнозируются в сумме 584,35 млн руб. (38,66% к уровню 2022 года), в 2024 году они составят 541,45 млн руб. (92,66% к уровню 2023 года), в 2025 году - 473,54 млн руб. (87,46% к уровню 2024 года).
В 2021 году сумма безвозмездных поступлений составила 655,64 млн руб., 121,80% к уровню 2020 года, 86,17% от общей суммы доходов бюджета городского округа Кохма.
В 2021 году посредством муниципальных программ городского округа Кохма город участвовал в 5 национальных проектах:
- Безопасные и качественные автомобильные дороги;
- Жилье и городская среда;
- Демография;
- Образование;
- Экология.
Инструментом реализации служили 4 федеральных проекта:
- Дорожная сеть;
- Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет;
- Современная школа;
- Чистая вода;
2 региональных проекта:
- Формирование комфортной городской среды;
- Цифровая образовательная среда.
В 2021 году реализованы основные мероприятия с привлечением субсидий из вышестоящих бюджетов на условиях софинансирования в рамках национальных проектов:
- строительство здания школы на 550 мест в районе Рабочего поселка городского округа Кохма (включая разработку ПСД) с общим финансированием в размере 39,32 млн руб.;
- строительство дошкольного учреждения на 240 мест в районе ул. Владимирской городского округа Кохма (включая корректировку ПСД) - 120,91 млн руб.;
- строительство двух ниток водопровода D=300 мм от микрорайона ТЭЦ-3 до камеры на водопроводе D=150 мм, расположенной у Дворца культуры городского округа Кохма, - 72,01 млн руб. и другие.
По оценке 2022 года безвозмездные поступления составят 1 400,42 млн руб., рост в 2,14 раза к уровню 2021 года обусловлен, в первую очередь, предоставлением субсидий на реализацию мероприятий по созданию новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях.
Снижение объема безвозмездных поступлений в прогнозном периоде обусловлено тем, что основная доля субсидий распределяется после принятия закона об областном бюджете.
Наибольший удельный вес в структуре собственных доходов местного бюджета составляют налоговые доходы.
Налоговые доходы бюджета городского округа Кохма в 2021 году выразились в сумме 76,54 млн руб. (72,72% - в собственных доходах местного бюджета). В общем объеме налоговых доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 63,50%. В 2021 году он составил 48,60 млн руб., 113,37% к уровню 2020 года.
Значительную долю в налоговых доходах в 2021 году занимали: земельный налог - 10,77% (8,24 млн руб.), налог на имущество физических лиц - 9,03% (6,91 млн руб.).
По оценке 2022 года доля налоговых доходов в собственных доходах местного бюджета составит 76,81%, налоговые доходы прогнозируются в сумме 85,41 млн руб., 111,59% к уровню 2021 года. Увеличение объема налоговых доходов объясняется ростом поступлений по налогу на доходы физических лиц с 48,60 млн руб. в 2021 году до 55,66 млн руб. в 2022 году, а также за счет поступления с 2021 года в бюджет городского округа Кохма нового налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения предпринимателями города. В прогнозируемом периоде планируется стабильное поступление налоговых доходов в бюджет города.
Неналоговые доходы бюджета городского округа в 2021 году составили 28,72 млн руб., 123,32% к уровню 2020 года. В 2022 году неналоговые доходы планируются в сумме 25,79 млн руб., что составит 89,80% к уровню 2021 года. В 2023 году неналоговые доходы уменьшатся до 18,53 млн руб. (71,85% к уровню 2022 года), в последующие прогнозные годы 2023 и 2024 годы снизятся до уровня 18,03 млн руб. ежегодного поступления, что обусловлено уменьшением поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также снижением доходов от продажи активов в прогнозируемом периоде согласно плану приватизации имущества.
Расходы бюджета городского округа Кохма в 2021 году составили 748,94 млн руб., или 118,74% к уровню 2020 года. Увеличение расходных обязательств связано с привлечением межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий в сферах образования и жилищно-коммунального хозяйства. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимали расходы на образование - 468,49 млн руб. (62,55%), жилищно-коммунальное хозяйство - 109,03 (14,56%), национальную экономику - 62,18 млн руб. (8,30%), общегосударственные вопросы - 59,33 млн руб. (7,92%).
По оценке 2022 года расходы бюджета городского округа Кохма составят 1 522,88 млн руб. (увеличение в 2,03 раза к уровню 2021 года обусловлено, прежде всего, привлечением в местный бюджет значительного объема межбюджетных трансфертов благодаря участию города в национальных проектах Российской Федерации и государственных программах Ивановской области). В 2023 году расходы бюджета прогнозируются на уровне 580,55 млн руб., в 2024 году - 537,65 млн руб., в 2025 году - 463,34 млн руб.
Структура расходов бюджета городского округа Кохма по оценке 2022 года
Расходы по разделу "Общегосударственные вопросы" в 2021 году составили 59,33 млн руб. (121,98% к уровню 2020 года). В прогнозном периоде расходы на судебные решения не запланированы, в связи с чем, уровень расходов по данному разделу снизится до 43,90 млн руб.
Расходы по разделу "Национальная экономика" в 2021 году составили 62,18 млн руб., 56,02% к уровню 2020 года. В 2022 году расходные обязательства планируются на уровне 105,68 млн руб., 169,96% к уровню 2021 года. Значительный рост связан в основном с увеличением расходов на текущее содержание городских автомобильных дорог (на 11,93 млн руб.), а так же с финансовым обеспечением дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" (финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении дорожной сети городской агломерации "Ивановская") (увеличение на 22,98 млн руб.). На среднесрочном горизонте прогнозные объемы расходов: 81,17 млн руб., 62,74 млн руб. и 30,46 млн руб. в 2023 - 2025 годах соответственно.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2021 году составили 109,03 млн руб. (рост в 3 раза к уровню 2020 года). Увеличение расходов связано с расходами на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения. По оценке 2022 года расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 118,98 млн руб., в основном это расходы на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, на эти цели направлено 70,88 млн руб. В прогнозном периоде расходы планируются на уровне 30,51 млн руб. в 2023 году, 28,59 млн руб. в 2024 и 27,79 млн руб. в 2025 году.
В 2021 году расходы по разделу "Образование" составили 468,49 млн руб. (121,15% к уровню 2020 года). В 2022 году расходы по данному разделу составят 1 172,91 млн руб., значительный рост расходов (2,5 раза к уровню 2021 года) обусловлен увеличением объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), увеличением объема ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций, размера субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, а также распределением субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях (строительство общеобразовательной школы на 550 мест в г.о. Кохма, ул. Владимирская). В прогнозном горизонте снижение расходов обусловлено тем, что основная доля субвенций на обеспечение государственных гарантий на общее образование распределяется после принятия закона об областном бюджете.
Расходы по разделу "Культура, кинематография" в 2021 году выразились в сумме 35,40 млн руб., что выше уровня 2020 года на 15,35%. Повышение показателя связано с исполнением "майских указов" и увеличением расходов на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений культуры городского округа Кохма. В 2022 году расходы составят 41,88 млн руб., или 118,31% к уровню 2021 года, рост расходных обязательств связан с увеличением расходов на проведение противоаварийных работ в рамках сохранения объектов культурного наследия. В 2023 году расходы прогнозируются на уровне 41,98 млн руб., в 2024 году - 33,01 млн руб., в 2025 году - 32,60 млн руб., данные значения будут скорректированы после распределения субсидии из областного бюджета на поэтапное доведение средней заработной платы работников культуры муниципальных учреждений культуры до средней заработной платы в Ивановской области.
Расходы по разделу "Социальная политика" в 2021 году составили 4,63 млн руб., 56,12% к уровню 2020 года. Низкое исполнение расходных обязательств связано в основном с отсутствием заявок на участие в электронных аукционах на приобретение жилых помещений (квартира или жилой дом) для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, поэтому аукционы признаны несостоявшимися. В 2021 году Комитетом по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам администрации городского округа Кохма проведено 23 электронных аукциона. В 2022 году уровень расходов составит 15,50 млн руб., что в 3,35 раза больше уровня 2021 года. Рост обусловлен расходами на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений и расходами на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения, которые не были реализованы в 2021 году, а также предоставлением субсидий гражданам на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (в том числе рефинансированному) и осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. В прогнозном периоде 2023 - 2025 годов уровень расходных обязательств запланирован: в 2023 году - 20,86 млн руб., в 2024 году - 15,81 млн руб., в 2025 году - 8,73 млн руб.
Уровень расходов по разделам: "Физическая культура и спорт" и "Средства массовой информации", не претерпит существенные изменения в течение 2022 - 2025 годов.
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Раздел "Физическая культура и спорт" |
млн руб. |
1,46 |
1,68 |
2,11 |
2,00 |
1,59 |
1,59 |
Раздел "Средства массовой информации" |
млн руб. |
1,45 |
1,85 |
1,73 |
1,63 |
1,38 |
1,38 |
Расходы по разделу "Обслуживание государственного и муниципального долга" в 2021 году составили 2,73 млн руб. (79,13% к 2020 году). Расходы по данному разделу снизились ввиду уменьшения объема муниципального долга. В 2022 году уровень расходов оценивается в 1,66 млн руб. или 60,81% к 2021 году.
В связи с заменой в 2022 году коммерческого кредита бюджетным уровень расходов на обслуживание муниципального долга городского округа Кохма на прогнозном горизонте будет последовательно снижаться: с 1,66 млн руб. в 2022 году до 0,03 млн руб. в 2025 году.
В связи с распределением дополнительных субсидий из вышестоящих бюджетов предполагается корректировка расходов бюджета городского округа Кохма.
В 2021 году бюджет городского округа Кохма исполнен с профицитом в сумме 11,96 млн руб.
Одним из источников покрытия дефицита бюджета является изменение остатков средств на счетах бюджета, которые сложились в сумме 5,16 млн руб. Остатки на 01.01.2021 составляли 9,41 млн руб. По состоянию на 01.01.2022 остаток сложился в сумме 14,57 млн руб., в том числе за счет средств вышестоящих бюджетов в сумме 1,60 млн руб.
Кроме того, в источниках предусмотрено и исполнено в полном объеме:
- получение кредита от кредитных организаций в сумме 37,50 млн руб.;
- возврат кредита, полученного в кредитной организации, предоставленного в 2020 году в сумме 42,5 млн руб.;
- погашение бюджетного кредита, полученного от Департамента финансов Ивановской области в сумме 1,80 млн руб.
В 2022 году исполнение бюджета ожидается с дефицитом в сумме 11,26 млн руб. Источниками покрытия дефицита бюджета будут являться изменения остатков средств на счетах бюджета, погашение кредита, полученного от кредитной организации в сумме 34,50 млн руб. за счет привлечения бюджетного кредита, а так же погашение ранее полученного и реструктуризированного бюджетного кредита в сумме 1,80 млн руб. согласно графику по соглашению, заключенному с Департаментом финансов Ивановской области.
Траектория развития городского округа Кохма в 2023 - 2025 годах будет в значительной степени определяться эффективной реализацией мер экономической политики всех уровней государственной власти, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и структурной перестройке.
_______________________
*(1) Согласно официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области.
*(2) Постановление администрации городского округа Кохма от 15.10.2020 N 424.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.